Напоминание

"Народное декоративно-прикладное искусство в творчестве детей"


Автор: Кондратьева Ольга Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ № 1 "Аленушка"
Населённый пункт: г. Константиновск, Ростовская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Народное декоративно-прикладное искусство в творчестве детей"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад

комбинированного вида № 1 «Аленушка»

КОНСПЕКТ НОД

на тему:

«Народное декоративно-прикладное искусство в творчестве детей»

(продуктивные виды деятельности, ИЗО)

подготовительная группа

г. Константиновск, 2017г.

Цель: развитие

интереса

детей

к

декоративно

-

прикладному

искусству,

изобразительного творчества в декоративном рисовании

Задачи:

Образовательные:

-

расширять

и

уточнять

представления

детей

о

предметах

народного

художественного

промысла

русских

мастеров

хохломской

посуде,

особенностях

ее

росписи.

Развивающие:

- развивать умение активно и творчески применять ранее усвоенные способы

рисования при создании узоров по мотивам хохломской росписи;

- развивать эстетические и эмоциональные чувства при восприятии предметов

декоративно - прикладного искусства, художественного слова и произведений народного

музыкального творчества;

-

развивать

сенсорные

умения:

координацию

руки

и

глаза

при

рисовании

дымковских узоров, мелкую моторику рук;

- развивать творческое воображение.

Воспитательные:

-

воспитывать

интерес

к

декоративно

прикладному

искусству

и

традициям

русского народа, чувство гордости за свою страну, уважение к труду народных мастеров;

- воспитывать самостоятельность, чувство ритма и композиции.

Материал: Предметы народно декоративно-прикладного искусства ( хохломская и

гжельская посуда, дымковские игрушки, жостовские подносы,).

Глиняные игрушки, (для росписи), гуашь, кисти, палитра, салфетки, баночки с

водой.

Аудиозапись народной музыки.

Предварительная работа: Знакомство с народными промыслами и их историей

появления.

Чтение книг, рассматривание иллюстраций, предметов, игрушек, лепка дымковских

игрушек из соленого теста. Знакомство с декоративными приемами рисования. Заучивание

стихов. Разучивание с детьми игры на ложках.

Ход занятия

1. Введение

Звучит русская народная музыка.

Дети вместе с воспитателем входят в зал.

Воспитатель: В течение года мы с вами совершали путешествия в мир красоты,

добра, В мир удивительных творений народных умельцев. Сегодня мы вспомним те виды

декоративно-прикладного искусства. С которыми знакомились в течение года.

Входит Коробейник:

Солнце яркое встает

Спешит на ярмарку народ

А на ярмарке товары:

Продаются самовары.

Покупают люди сушки,

И отличные игрушки.

Воспитатель: Вы знаете, кто к нам пришел? (ответ детей),

Воспитатель: Правильно Коробейник, он ходит по ярмаркам продает товары.

Коробейник: Я на ярмарку, спешу вот и вас хочу пригласить, только мне сначала

надо товар собрать. Вы мне поможете?

Дети с радостью соглашаются.

Коробейник: А, вы знаете народные декоративно-прикладные изделия?

Воспитатель: конечно знаем.

Коробейник: А вот мы сейчас проверим. Мы с вами отправимся в путешествие по

городам и селам.

2. Основная часть

Коробейник: Первая наша остановка. Ребята в куда мы с вами попали?

Дети называют изделие и промысел, его возникновение.

1.Ребенок:

Мягко падает снежок

Вьется голубой дымок

Дым идет из труб столбом,

Точно в дымке все кругом.

Голубые дали и село большое

«Дымково» назвали.

Вечера зимою длинные

Лепит мастер здесь из глины

Все игрушки не простые

А волшебно - расписные:

Кружочки клеточки полоски,

Простой казалось бы узор,

А отвести не в силах взор.

- А вы узнали Дымковские игрушки?

Дети: Узнали.

- Почему игрушки назвали дымковские? (по названию села)

-Из чего делают дымковские игрушки? (из глины)

-Какие игрушки делают дымковские мастера

- Какие элементы используются для росписи

(кружочки, прямые и волнистые

линии точки и т.д.)

- Что означает круг, прямая линия, волнистая, точки?

- -Какие цвета используют при росписи дымковской игрушки? (Они использовали

яркие цвета: красный, синий, малиновый, желтый, оранжевый, зеленый).

- А как, по - вашему, веселые это игрушки или грустные?

Ответы детей (веселые, нарядные, праздничные).

2..Коробейник: А мы отправляемся дальше и следующая наша остановка называют

промысел (Хохлома)

Дети называют название изделия, его промысел.

Роспись хохломская словно колдовская

В сказочную песню просится сама.

И не где на свете нет таких соцветий,

Всех чудес чудесней наша хохлома

Воспитатель:

- Из чего же делают эту красоту? (из дерева)

- Из какого дерева делаю посуду? (Липы).

-Какие

цвета

используют

мастера

при

росписи?

(красный,

черный,

зеленый,

желтый).

- Какие узоры используют на посуде? (листочки, ягодки, завитки, точечки, усики).

- Какой главный элемент использовался в росписи? (трава).

Воспитатель: Что, глядя на них хочется делать? Конечно поиграть.

Дети играют на ложках под народную музыку.

Музыкальная пауза «Игра на ложках»

3. Коробейник: а мы с вами отправляемся дальше. Куда мы с вами попали?

Воспитатель: Как называется это изделие? (Чайник)

Воспитатель: Какой росписью расписан? (гжелью)

- Почему данный промысел называется гжельским? ( По названию подмосковной

деревни гжель).

- Из чего делают гжельские изделия? (Из глины)

- Какие изделия изготавливают из глины? (чайники, фигурки, сахарницы)

- Какой любимый узор в гжельской росписи? (гжельская роза)

- Какие элементы росписи используются? (круги, завитки, дуги, точки, травинки и

т.д.)

- Какие использовали мастера краски? (Гжельские мастера используют всего три

краски: белую для нанесения фона, а цветы рисуют синей и оттеняют голубой.)

Фарфоровые чайники, подсвечники, часы,

Животные и птицы невиданной красы.

Деревня в Подмосковье прославилась теперь

Известно всем в народе ее названье – Гжель

Дивная получилась посуда. Мастера не только лепили, но и расписывали свою

посуду. Они перенесли на свои изделия голубое небо, синие леса и белый снег.

5. Воспитатель: Вот еще одно село на пути давайте и сюда зайдем.

- Как называется это село? (Это село называется « Жостово» недалеко от Москвы).

- Что же изготавливают в этом селе? ( Здесь изготавливали необычные подносы).

-

Какое

название

дали

этим

подносам?

(название

их

пошло

от

имени

села,

«жостовский поднос»)

Мастера покрывают их черным лаком, хотя бывают подносы: красные, зеленые,

синие, На каждом подносе нарисованы красивые цветы, это может быть букет в середине

подноса. Гирлянда или веточка, слева или справа.

- Из какого материала изготавливают подносы? (из метала).

-

Какую

форму

имеет

поднос?

(круглые,

овальные,

квадратные,

фигурные,

гитарные)

- Какого цвета фон подносов? (черные)

- Какого цвета может быть фон подноса кроме черного цвета? (красные, зеленые,

сини)

- Назовите цветы, которые изображают на подносах? (Розы, ромашки, маки, ирисы,

незабудки.)

-Какого они цвета? (красные, голубые, синие, розовые…)

Воспитатель: Кроме цветов рисуют фрукты, ветки рябины, сюжетные композиции -

пейзажи, чаепитие.

О жостовских подносах написаны песни и стихи.

Черный фон сияет лаком

А на нем цветов краса.

Алых, желтых, с красным маком

Это просто чудеса.

Вот тебе коробейник еще и жостовский поднос для игршек.

А сейчас давайте поиграем.

Дидактическая игра: «Угадай, часть какого изделия?» (Показать детям часть

картинки с изделием какого- то промысла и дети должны узнать это изделие и назвать,

каких мастеров).

Практическая часть.

Ну, что Коробейник пойдем на ярмарку продавать изделия?

Коробейник: У меня беда. Пока мы по городам и селам ходили, все узоры на

изделиях дожди смыли.

(Сидит, горюет)

Воспитатель: Не печалься, коробейник, мы твоему горю поможем, дети не только

промыслы знают, но и сами умеют расписывать.

Ну что выручим коробейника?

(Под музыку дети расписывают дымковские игрушки)

Коробейник: Вот спасибо ребята выручили меня. Успею еще на ярмарку.

Ставит все изделия на жостовские подносы.

Итог занятия:

Ребята вам понравилось путешествовать?

О каких народных изделиях вы хотели бы знать больше?

Изделия, какого промысла вам больше нравится?

Какую игрушку вы хотели бы слепить и расписать?

За ваши добрые сердца и золотые руки вам сюрприз. (Угощаем сушками).



В раздел образования