Автор: Булдакова Тамара Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ Детский сад "УМКА"
Населённый пункт: город Абакан, Республика Хакасия
Наименование материала: Родительское собрание для родителей подготовительной группы
Тема: "Ребенок на пороге школы"
Раздел: дошкольное образование
родительского собрания с родителями подготовительной к школе группы на тему:
«Ребенок на пороге школы»
Описание работы: Предлагаю вам сценарий родительского собрания на тему: «Ребенок на
пороге школы». Данный материал будет полезен старшим воспитателям, воспитателям
подготовительной к школе группы, а также родителям дошкольников-выпускников.
Цель: Повышение компетентности родителей по вопросам психологической, педагогической и
социальной подготовки ребенка к обучению в школе. Совершенствование системы
совместной деятельности семьи и дошкольного учреждения, направленной на подготовку
детей к школьному обучению.
Задачи:
1. Вовлечь родителей в процесс определения понятия «Готовность ребенка к школе».
2. Оптимизация усилий семьи и дошкольной организации по подготовке ребенка к
систематическому обучению в школе.
Предварительная работа:
1. Подготовка пригласительных для родителей воспитанников подготовительной к школе
группы.
2. Подготовка памяток для родителей воспитанников.
3. Анкетирование родителей воспитанников.
4. Проведения с детьми опроса «Хочу ли я в школу».
5. Опрос родителей: какие вопросы вы хотели бы задать на родительском собрании.
6. Выставка литературы и дидактических пособий по подготовке детей к школе.
Ход мероприятия.
Здравствуйте, уважаемые родители. Мы пригласили вас для взаимного общения, обмена
опытом, переживаниями, чувствами. Вашим детям скоро исполнится семь лет, окончится
дошкольное детство и начнется новый важный этап формирования личности со строгим
планомерным обучением, с пятибалльной оценкой успехов. Каждый из вас переживает и
сейчас я хотела бы определить степень вашего беспокойства по поводу предстоящего
школьного обучения.
На ваших столах лежат карточки. Поднимите карточку такого цвета, которая отражает степень
вашего беспокойства в связи с приближающейся школьной жизнью ребенка (черная-сильное,
синяя – умеренное, зеленая – отсутствует).
Вопрос, поднявшим черную карточку: От кого или от чего зависит нормализация в улучшении
вашего самочувствия?
Вопросы дискуссии:
1. Что на ваш взгляд обеспечит успех ребенка в школе?
2. Что больше всего способствует возникновению желания учиться?
Выберите пять главных факторов говорящие о том, что ребенок готов к школе. Рассмотрите их
по степени значимости
- физическое здоровье;
- развитый интеллект;
- умение общаться и способность взаимодействовать со сверстниками и взрослыми;
- умение считать и читать;
- выносливость и работоспособность;
- аккуратность и дисциплинированность;
- хорошая память и внимание;
- инициативность, воля и способность действовать самостоятельно.
Итак, поговорим о готовности ребенка к школе. Первая из них – личностная. Другими словами
это отношение ребенка к школе, к учебной деятельности, к самому себе. В психологии
существует такое понятие – мотивация- побуждение к действию, причина, по которой человек
поступает так, а не иначе. Ваши дети отвечали на вопрос «Хочу ли я идти в школу»
Рассматриваются ответы детей. Правильный ответ: готовым к школьному обучению является
ребенок, которого школа привлекает не внешней стороной (форма, портфель, учебники,
тетради), а возможностью получать новые знания.
Переходим к следующему аспекту - эмоционально- волевая готовность. Очень важно в детях
развивать эмоциональную устойчивость, не менее важным, является и сила воли. У ребенка
должен быть сформирован комплекс волевых качеств, без наличия которых он не сможет
длительное время выполнять задания учителя, не отвлекаться на уроке, доводить дело до
конца. Рассмотрим ситуацию и подумаем, правильно ли поступает мама. Шестилетний Антон
подвижный мальчик. Он не любит игры и занятия, требующие внимательности, усидчивости.
Вот и сейчас нарисовал рисунок, не стараясь, хотя может нарисовать и лучше. Мама, увидев
рисунок, говорит: «Молодец». А Антон, радуясь тому, что его похвалили, снова рисует рисунок
ничуть не лучше прежнего. Мама продолжает его хвалить, думая про его недочеты
«Подумаешь, не дорисовал, в школе научится. Лишь бы занят был чем – нибудь». Рассуждают
родители. Волевой готовности будущего первоклассни¬ка должно уделяться серьезное
внимание. Ведь его ждет напряженный труд, от него понадобится умение делать не только то,
что ему хочется, но то, что требуется. К концу дошкольного возраста ребенок способен
поставить цель, принять решение, наметить план действия, исполнить, реализовать его,
проявить определенное усилие в про¬цессе преодоления препятствия, оценить результат
своего волево¬го действия. Бывает, что ребенок прикладывает усилия воли, чтобы получить
вознаграждение, этот прием можно иногда использовать, но не злоупотреблять.
Еще одна не менее важная готовность – интеллектуальная. Предлагаю вам рассмотреть и
расположить в порядке важности знаний, умений и навыков, необходимых будущему
первокласснику.
- умение анализировать;
- умение составлять рассказ по картинке;
- широкий кругозор;
- умение читать;
- умение устанавливать причинно-следственные связи;
- умение делать выводы;
- большой словарный запас;
- умение читать;
- умение обобщать;
- умение решать арифметические задачи;
До начала нашей встречи вы подготовили вопросы, которые вас интересуют. Сейчас мы
попробуем с вами разобраться в них и ответить на эти вопросы.
1.Как часто и сколько времени нужно уделять подготовке к школе дома?
Не больше 30 минут, с небольшими перерывами, 2-3 раза в неделю.
2.Нужно ли учить ребенка читать?
Если у ребенка есть желание складывать по слогам, не запрещайте. Акцент желательно
сделать на следующие задания: определения позиция звука в слове, деление слов на слоги,
определение мягкости, звонкости звуков и.т. д.
3.Ребенок не проявляет инициативы заниматься дома, что делать?
Предлагайте ребёнку небольшой объём занятий – не более 5 минут. Все занятия проводите в
игровой форме: складывайте слоги и слова из макарон, считайте мыльные пузыри, решайте
задачи, используя настоящие предметы, фрукты и овощи, пишите письма сказочным героям.
Поощряйте самостоятельность, нестандартное мышление ребёнка. Помогайте правильно
держать карандаш, ручку.
4.Какие пособия лучше выбирать для занятий дома?
Мы советуем выбирать авторские пособия, оформленные рисунками, с крупным шрифтом,
понятно изложенными заданиями по развитию памяти, внимания, мышления, речи, с
весёлыми задачами, головоломками, прописи. Кроме того, в нашей прихожей, в уголке
«Готовимся к школе» вы всегда можете найти информацию, задания, игры, в которые можно
поиграть дома.
Подведение итогов родительского собрания.
Дома вам следует продолжать готовить ребёнка к школе, но, не перегружая его. Вполне
достаточно двух упражнений, весёлых задач, элемента графического диктанта. После
короткого занятия разыграйте ситуацию, которая может произойти именно с вашим ребёнком,
обсудите её, помогите сделать правильные выводы.
Можно предложить в завершении собрания использовать приём «Полезный совет».
Каждый участник собрания получает карточку, в которую вписывает совет воспитателю или
другим участникам собрания. Советы можно давать в юмористической, афористической
форме.
Раздача памяток.
Пожелания родителям в процессе подготовки ребенка к школе
• Занимайтесь с ребенком систематически (2-3 раза в неделю), занятия желательно проводить
в одно и то же время.
• Продолжительность каждого занятия для детей 6-7 лет – не больше 30 минут.
• Рисовать (писать), читать, раскрашивать, лепить, вырезать, клеить лучше за столом. Можно
10-15 минут заниматься за столом, 10-15-минут – на коврике. Это позволяет менять позу,
снимает мышечное напряжение.
• Не занимайтесь с ребенком, если он плохо себя чувствует или активно отказывается от
занятий.
• Начинайте занятие с любимых или простых для выполнения заданий. Это дает ребенку
уверенность в своих силах.
• Спокойно, без раздражения относитесь к затруднениям и неудачам ребенка. Не ругайте, не
стыдите ребенка за неудачи.
• Подбадривайте ребенка, если у него что-то не получается. Терпеливо разъясняйте все, что
непонятно.
• Обязательно найдите, за что похвалить ребенка во время каждого занятия.
• Не заставляйте ребенка многократно повторять те задания, которые не получаются. В таких
случаях следует вернуться к аналогичным, но более простым заданиям.
Памятка для родителей по подготовке детей к школе
• Избегайте больших нагрузок на ребенка (несколько кружков, секций и прочих занятий).
• Не пугайте ребенка школой («Вот пойдешь в школу, там тебе покажут!», «Там тебя научат как
надо себя вести!» и проч.).
• Не допускайте резких изменений в жизни ребенка: во внутреннем устройстве дома, режиме
дня, отмене каких-либо ранее присутствовавших развлечений ребенка, общения с прежними
друзьями и проч. (во время перехода из детского сада в школу).
• С целью уменьшения трудностей в подготовке уроков, когда ребенок уже будет посещать
школу – заранее (в подготовительной группе) готовьте ребенка к ним: регулярно, примерно в
одно и тоже время занимайтесь какой-либо деятельностью (рисованием, лепкой,
конструированием, развивающими играми и проч.). Это будет развивать усидчивость,
привычку к целенаправленным занятиям и самое главное – произвольное поведение.
• Оптимизируйте свои детско-родительские отношения: необходимо, чтобы ребенок рос в
атмосфере любви, уважения, бережного отношения к его индивидуальным особенностям.
Заинтересованности в его делах и занятиях, уверенности в его достижениях; вместе с тем –
требовательности и последовательности в воспитательных воздействиях со стороны
взрослых.
• Содействуйте также оптимизации отношений ребенка со сверстниками: если у ребенка
возникают трудности в отношениях с ними, нужно выяснить причину и помочь ребенку
приобрести уверенность в коллективе сверстников.
• Постоянно расширяйте и обогащайте индивидуальный опыт ребенка: чем разнообразнее
опыт ребенка, тем разнообразнее его деятельность и тем больше основания для активных
самостоятельных действий, следовательно. У него больше возможностей для проверки своих
способностей и расширения представлений о себе (музеи, театры, цирк, зоопарк; стихи,
сказки, детские песни, мультфильмы, детское кино и проч.).
• Способствуйте развитию способности анализировать собственные переживания ребенка и
результаты своих действий и поступков: всегда положительно оценивая личность ребенка,
необходимо вместе с ним оценивать результаты его действий, сравнивать с образцом.
Находить причины трудностей и ошибок и способы их исправления. При этом важно
формировать у ребенка уверенность, что он справится с трудностями, добьется хороших
успехов, у него все получится.
• Подумайте, что еще может оказаться необходимым Вашему ребенку и внедряйте это в
жизнь, а если возникают сомнения – приходите к специалистам и консультируйтесь, даже если
Вам кажется, что это того не стоит.
Проект решения родительского собрания
1. Объединить усилия семьи и детского сада в подготовке детей к школе.
2. Способствовать формированию мотивационной готовности ребёнка к школе. Организовать
с детьми экскурсию в школу, посещение выставок с целью расширения кругозора,
ознакомления со школой, работой учителя.
3.Играть с детьми в домашние игры, направленные на подготовку к школе
4.Принимать участие вместе с детьми в мероприятиях познавательной, эстетической и
спортивной направленности.
Используемая литература:
1. Павлов И.В. Хочу учиться! Родителям о психологической подготовке ребенка к школе.Санкт-
Петербург, Речь 2008г.
2.Плотникова Н.В. Как научить дошкольника эффективному общению и позитивной
самооценке "Хочу и могу", Санкт-Петербург, 2011г.
3.Рогов Е. И. Настольная книга практического психолога в образовании. М., 1996г.
4.Куражева Н.Ю., Козлова И.А. "Приключения будущих первоклассников" - Санкт-Петербург,
2007г.
5.Чибисова М.Ю., Пилипко Н.В. "Психолог на родительском собрании, М. Генезис, 2009г.