Напоминание

"Ребенок на пороге школы"


Автор: Булдакова Тамара Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ Детский сад "УМКА"
Населённый пункт: город Абакан, Республика Хакасия
Наименование материала: Родительское собрание для родителей подготовительной группы
Тема: "Ребенок на пороге школы"
Раздел: дошкольное образование





Назад




родительского собрания с родителями подготовительной к школе группы на тему:

«Ребенок на пороге школы»

Описание работы: Предлагаю вам сценарий родительского собрания на тему: «Ребенок на

пороге школы». Данный материал будет полезен старшим воспитателям, воспитателям

подготовительной к школе группы, а также родителям дошкольников-выпускников.

Цель: Повышение компетентности родителей по вопросам психологической, педагогической и

социальной подготовки ребенка к обучению в школе. Совершенствование системы

совместной деятельности семьи и дошкольного учреждения, направленной на подготовку

детей к школьному обучению.

Задачи:

1. Вовлечь родителей в процесс определения понятия «Готовность ребенка к школе».

2. Оптимизация усилий семьи и дошкольной организации по подготовке ребенка к

систематическому обучению в школе.

Предварительная работа:

1. Подготовка пригласительных для родителей воспитанников подготовительной к школе

группы.

2. Подготовка памяток для родителей воспитанников.

3. Анкетирование родителей воспитанников.

4. Проведения с детьми опроса «Хочу ли я в школу».

5. Опрос родителей: какие вопросы вы хотели бы задать на родительском собрании.

6. Выставка литературы и дидактических пособий по подготовке детей к школе.

Ход мероприятия.

Здравствуйте, уважаемые родители. Мы пригласили вас для взаимного общения, обмена

опытом, переживаниями, чувствами. Вашим детям скоро исполнится семь лет, окончится

дошкольное детство и начнется новый важный этап формирования личности со строгим

планомерным обучением, с пятибалльной оценкой успехов. Каждый из вас переживает и

сейчас я хотела бы определить степень вашего беспокойства по поводу предстоящего

школьного обучения.

На ваших столах лежат карточки. Поднимите карточку такого цвета, которая отражает степень

вашего беспокойства в связи с приближающейся школьной жизнью ребенка (черная-сильное,

синяя – умеренное, зеленая – отсутствует).

Вопрос, поднявшим черную карточку: От кого или от чего зависит нормализация в улучшении

вашего самочувствия?

Вопросы дискуссии:

1. Что на ваш взгляд обеспечит успех ребенка в школе?

2. Что больше всего способствует возникновению желания учиться?

Выберите пять главных факторов говорящие о том, что ребенок готов к школе. Рассмотрите их

по степени значимости

- физическое здоровье;

- развитый интеллект;

- умение общаться и способность взаимодействовать со сверстниками и взрослыми;

- умение считать и читать;

- выносливость и работоспособность;

- аккуратность и дисциплинированность;

- хорошая память и внимание;

- инициативность, воля и способность действовать самостоятельно.

Итак, поговорим о готовности ребенка к школе. Первая из них – личностная. Другими словами

это отношение ребенка к школе, к учебной деятельности, к самому себе. В психологии

существует такое понятие – мотивация- побуждение к действию, причина, по которой человек

поступает так, а не иначе. Ваши дети отвечали на вопрос «Хочу ли я идти в школу»

Рассматриваются ответы детей. Правильный ответ: готовым к школьному обучению является

ребенок, которого школа привлекает не внешней стороной (форма, портфель, учебники,

тетради), а возможностью получать новые знания.

Переходим к следующему аспекту - эмоционально- волевая готовность. Очень важно в детях

развивать эмоциональную устойчивость, не менее важным, является и сила воли. У ребенка

должен быть сформирован комплекс волевых качеств, без наличия которых он не сможет

длительное время выполнять задания учителя, не отвлекаться на уроке, доводить дело до

конца. Рассмотрим ситуацию и подумаем, правильно ли поступает мама. Шестилетний Антон

подвижный мальчик. Он не любит игры и занятия, требующие внимательности, усидчивости.

Вот и сейчас нарисовал рисунок, не стараясь, хотя может нарисовать и лучше. Мама, увидев

рисунок, говорит: «Молодец». А Антон, радуясь тому, что его похвалили, снова рисует рисунок

ничуть не лучше прежнего. Мама продолжает его хвалить, думая про его недочеты

«Подумаешь, не дорисовал, в школе научится. Лишь бы занят был чем – нибудь». Рассуждают

родители. Волевой готовности будущего первоклассни¬ка должно уделяться серьезное

внимание. Ведь его ждет напряженный труд, от него понадобится умение делать не только то,

что ему хочется, но то, что требуется. К концу дошкольного возраста ребенок способен

поставить цель, принять решение, наметить план действия, исполнить, реализовать его,

проявить определенное усилие в про¬цессе преодоления препятствия, оценить результат

своего волево¬го действия. Бывает, что ребенок прикладывает усилия воли, чтобы получить

вознаграждение, этот прием можно иногда использовать, но не злоупотреблять.

Еще одна не менее важная готовность – интеллектуальная. Предлагаю вам рассмотреть и

расположить в порядке важности знаний, умений и навыков, необходимых будущему

первокласснику.

- умение анализировать;

- умение составлять рассказ по картинке;

- широкий кругозор;

- умение читать;

- умение устанавливать причинно-следственные связи;

- умение делать выводы;

- большой словарный запас;

- умение читать;

- умение обобщать;

- умение решать арифметические задачи;

До начала нашей встречи вы подготовили вопросы, которые вас интересуют. Сейчас мы

попробуем с вами разобраться в них и ответить на эти вопросы.

1.Как часто и сколько времени нужно уделять подготовке к школе дома?

Не больше 30 минут, с небольшими перерывами, 2-3 раза в неделю.

2.Нужно ли учить ребенка читать?

Если у ребенка есть желание складывать по слогам, не запрещайте. Акцент желательно

сделать на следующие задания: определения позиция звука в слове, деление слов на слоги,

определение мягкости, звонкости звуков и.т. д.

3.Ребенок не проявляет инициативы заниматься дома, что делать?

Предлагайте ребёнку небольшой объём занятий – не более 5 минут. Все занятия проводите в

игровой форме: складывайте слоги и слова из макарон, считайте мыльные пузыри, решайте

задачи, используя настоящие предметы, фрукты и овощи, пишите письма сказочным героям.

Поощряйте самостоятельность, нестандартное мышление ребёнка. Помогайте правильно

держать карандаш, ручку.

4.Какие пособия лучше выбирать для занятий дома?

Мы советуем выбирать авторские пособия, оформленные рисунками, с крупным шрифтом,

понятно изложенными заданиями по развитию памяти, внимания, мышления, речи, с

весёлыми задачами, головоломками, прописи. Кроме того, в нашей прихожей, в уголке

«Готовимся к школе» вы всегда можете найти информацию, задания, игры, в которые можно

поиграть дома.

Подведение итогов родительского собрания.

Дома вам следует продолжать готовить ребёнка к школе, но, не перегружая его. Вполне

достаточно двух упражнений, весёлых задач, элемента графического диктанта. После

короткого занятия разыграйте ситуацию, которая может произойти именно с вашим ребёнком,

обсудите её, помогите сделать правильные выводы.

Можно предложить в завершении собрания использовать приём «Полезный совет».

Каждый участник собрания получает карточку, в которую вписывает совет воспитателю или

другим участникам собрания. Советы можно давать в юмористической, афористической

форме.

Раздача памяток.

Пожелания родителям в процессе подготовки ребенка к школе

• Занимайтесь с ребенком систематически (2-3 раза в неделю), занятия желательно проводить

в одно и то же время.

• Продолжительность каждого занятия для детей 6-7 лет – не больше 30 минут.

• Рисовать (писать), читать, раскрашивать, лепить, вырезать, клеить лучше за столом. Можно

10-15 минут заниматься за столом, 10-15-минут – на коврике. Это позволяет менять позу,

снимает мышечное напряжение.

• Не занимайтесь с ребенком, если он плохо себя чувствует или активно отказывается от

занятий.

• Начинайте занятие с любимых или простых для выполнения заданий. Это дает ребенку

уверенность в своих силах.

• Спокойно, без раздражения относитесь к затруднениям и неудачам ребенка. Не ругайте, не

стыдите ребенка за неудачи.

• Подбадривайте ребенка, если у него что-то не получается. Терпеливо разъясняйте все, что

непонятно.

• Обязательно найдите, за что похвалить ребенка во время каждого занятия.

• Не заставляйте ребенка многократно повторять те задания, которые не получаются. В таких

случаях следует вернуться к аналогичным, но более простым заданиям.

Памятка для родителей по подготовке детей к школе

• Избегайте больших нагрузок на ребенка (несколько кружков, секций и прочих занятий).

• Не пугайте ребенка школой («Вот пойдешь в школу, там тебе покажут!», «Там тебя научат как

надо себя вести!» и проч.).

• Не допускайте резких изменений в жизни ребенка: во внутреннем устройстве дома, режиме

дня, отмене каких-либо ранее присутствовавших развлечений ребенка, общения с прежними

друзьями и проч. (во время перехода из детского сада в школу).

• С целью уменьшения трудностей в подготовке уроков, когда ребенок уже будет посещать

школу – заранее (в подготовительной группе) готовьте ребенка к ним: регулярно, примерно в

одно и тоже время занимайтесь какой-либо деятельностью (рисованием, лепкой,

конструированием, развивающими играми и проч.). Это будет развивать усидчивость,

привычку к целенаправленным занятиям и самое главное – произвольное поведение.

• Оптимизируйте свои детско-родительские отношения: необходимо, чтобы ребенок рос в

атмосфере любви, уважения, бережного отношения к его индивидуальным особенностям.

Заинтересованности в его делах и занятиях, уверенности в его достижениях; вместе с тем –

требовательности и последовательности в воспитательных воздействиях со стороны

взрослых.

• Содействуйте также оптимизации отношений ребенка со сверстниками: если у ребенка

возникают трудности в отношениях с ними, нужно выяснить причину и помочь ребенку

приобрести уверенность в коллективе сверстников.

• Постоянно расширяйте и обогащайте индивидуальный опыт ребенка: чем разнообразнее

опыт ребенка, тем разнообразнее его деятельность и тем больше основания для активных

самостоятельных действий, следовательно. У него больше возможностей для проверки своих

способностей и расширения представлений о себе (музеи, театры, цирк, зоопарк; стихи,

сказки, детские песни, мультфильмы, детское кино и проч.).

• Способствуйте развитию способности анализировать собственные переживания ребенка и

результаты своих действий и поступков: всегда положительно оценивая личность ребенка,

необходимо вместе с ним оценивать результаты его действий, сравнивать с образцом.

Находить причины трудностей и ошибок и способы их исправления. При этом важно

формировать у ребенка уверенность, что он справится с трудностями, добьется хороших

успехов, у него все получится.

• Подумайте, что еще может оказаться необходимым Вашему ребенку и внедряйте это в

жизнь, а если возникают сомнения – приходите к специалистам и консультируйтесь, даже если

Вам кажется, что это того не стоит.

Проект решения родительского собрания

1. Объединить усилия семьи и детского сада в подготовке детей к школе.

2. Способствовать формированию мотивационной готовности ребёнка к школе. Организовать

с детьми экскурсию в школу, посещение выставок с целью расширения кругозора,

ознакомления со школой, работой учителя.

3.Играть с детьми в домашние игры, направленные на подготовку к школе

4.Принимать участие вместе с детьми в мероприятиях познавательной, эстетической и

спортивной направленности.

Используемая литература:

1. Павлов И.В. Хочу учиться! Родителям о психологической подготовке ребенка к школе.Санкт-

Петербург, Речь 2008г.

2.Плотникова Н.В. Как научить дошкольника эффективному общению и позитивной

самооценке "Хочу и могу", Санкт-Петербург, 2011г.

3.Рогов Е. И. Настольная книга практического психолога в образовании. М., 1996г.

4.Куражева Н.Ю., Козлова И.А. "Приключения будущих первоклассников" - Санкт-Петербург,

2007г.

5.Чибисова М.Ю., Пилипко Н.В. "Психолог на родительском собрании, М. Генезис, 2009г.



В раздел образования