Автор: Баранова Мария Сергеевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБУ ДС № 120 "Сказочный"
Населённый пункт: г.о. Тольятти, Самарская область
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Сюжетно-ролевые игры для детей среднего дошкольного возраста
Раздел: дошкольное образование
Особенности игровой деятельности детей среднего дошкольного
возраста
Подготовила:
Воспитатель Баранова М.С.
Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что игра занимает
весьма важное, если не сказать центральное, место в жизни дошкольника,
являясь преобладающим видом его самостоятельной деятельности.
В
связи
с
этим
основным
направлением
педагогической
работы
в
дошкольных
учреждениях
является
руководство
игрой.
В
отечественной
психологии и педагогике игра рассматривается как деятельность, имеющая
очень большое значение для развития ребенка дошкольного возраста; в ней
развиваются действия в представлении, ориентация в отношениях между
людьми, первоначальные навыки кооперации [14].
Игра протекает как осмысленная, целенаправленная деятельность, в
ходе
которой
ребенок
ставит
и
реализует
значимую
для
себя
цель
(приготовить обед кукле-дочке, вылечить мишку и т.п.). При этом цели не
являются постоянными, и по мере роста и развития ребенка они изменяются,
перестают
быть
подражательными
и
становятся
более
глубоко
мотивированными. Содержанием детских игр является жизнь, деятельность и
отношения взрослых людей [1].
Игра является ведущей деятельностью ребенка дошкольного возраста.
Наибольший интерес представляет анализ особенностей сюжетно-ролевой
игры, поскольку в ней достаточно отчетливо проявляются: знания детей об
окружающем мире (в соответствующей содержанию игры области), включая
знания о деятельности взрослых; понимание взаимоотношений людей и их
действий; умение применить накопленные знания в условиях игры; умение
строить и регулировать собственное поведение в соответствии с содержанием
игры и умение взаимодействовать с партнерами по игре с учетом своей роли
и их ролей. В игре проявляется также эмоциональное отношение детей к
собственной деятельности и к действиям партнеров.
Таким
образом,
в
игре
проявляются
особенности
познавательной,
волевой и эмоциональной сфер психической деятельности ребенка [12].
Рассматривая
сущность
детской
игры,
следует
в
первую
очередь
отметить, «Игра – способ реализации потребностей и запросов ребенка в
пределах
его
возможностей.»[16].
В
игре
решается
противоречие
между
возросшими потребностями и запросами ребенка и ограниченностью его
возможностей. Так он может быть и летчиком, и врачом, и строителем, хотя в
на самом деле не обладает необходимыми профессиональными умениями.
Так
же
в
этом
виде
деятельности
находят
выражение
стремление
к
самостоятельности, активному участию в жизни взрослых, потребность в
познании окружающего мира, активных движениях, а также потребность в
общении.
В игровой деятельности, как и любой другой, присущи следующие
компоненты: постановка цели, планирование, достижение результата. Таким
образом
в
недрах
игры
зарождаются
и
дифференцируются
другие
виды
деятельности
(познавательно-исследовательская,
коммуникативная,
продуктивная и т.д.).
Игра
в
наибольшей
степени
способствует
формированию
новообразований ребенка, его психических процессов и личности в целом.
Так Рубинштейн С.Л. справедливо заметил: «Когда ребенок играет ту или
иную роль, он не просто фиктивно переносится в чужую личность; принимая
на
себя
роль
и
входя
в
нее,
он
расширяет,
обогащает,
углубляет
свою
собственную личность. На этом отношении личности ребенка к его роли
основывается значение игры для развития не только воображения, мышления,
воли, но и личности ребенка в целом.» [16].
Рассмотрим
содержание
и
сюжет
игры.
Содержание-то,
что
игра
отображает,
то,
что
воспроизводит
ребенок
в
качестве
центрального
характерного момента. Сюжет – компонент преимущественно ролевых игр,
но и у игр с готовым содержанием есть свои сюжеты. Сюжет отражает
воспроизводимую действительность. Сюжеты детских игр – это отражение
бесконечных сюжетов жизни.
Воображаемая ситуация. Она как структурный элемент игры есть её
замысел и вымысел, т.е. главная выдумка игры, то, что создано соображением
и фантазией индивида.
Правила игры – это те положения, в которых отражается сущность
игры, соотношение всех его компонентов. Тот, кто не принимает правила
игры, притворяется, значит, не играет, а делает вид, значит, разрушает её мир,
её природную иллюзию. Дети хорошо это чувствуют.
Игровые
действия.
Игра
служит
ребенку
формой
реализации
его
активности,
формой
жизнедеятельности.
Продуктивную
игровую
деятельность
можно
охарактеризовать
наличием
следующих
элементов:
задачи, материала, средств, действий, продуктов. Непринужденность – это
одна из отличительных черт игры.
Таким образом, особенностями игровой деятельности детей среднего
дошкольного возраста является то, что игра приобретает наиболее развитую
форму,
которая
в
психологии
и
педагогике
получила
название
сюжетно-
ролевой, наиболее интенсивно формируются все психические качества и
особенности личности ребенка, оказывает большое влияние на умственное
развитие
дошкольника,
способствует
тому,
что
ребенок
переходит
к
мышлению
в
образах
и
представлениях,
имеет
решающее
значение
для
развития воображения.
Из
ходя
из
выше
изложенного
материала,
вашему
вниманию
предлагается
комплекс
модифицированных
игр
для развитие
игровой
деятельности для детей 4-5 лет.
1.
Игра «Магазин»
Цель: развивать умение детей классифицировать предметы по общим
признакам, воспитывать чувство взаимопомощи, расширить словарный запас
детей: ввести понятия «игрушки», «мебель», «продукты питания», «посуда».
Оборудование: все игрушки, изображающие товары, которые можно
купить в магазине, расположенные на витрине, деньги.
Возраст: 3–7 лет.
Ход игры: воспитатель предлагает детям разместить в удобном месте
огромный
супермаркет
с
такими
отделами,
как
овощной,
продуктовый,
молочный,
булочная
и
прочие,
куда
будут
ходить
покупатели.
Дети
самостоятельно распределяют роли продавцов, кассиров, торговых работ ни
ков
в
отделах,
рассортировывают
товары
по
отделам
–
продукты,
рыба,
хлебобулочные изделия, мясо, молоко, бытовая химия и т. д. Они приходят в
супермаркет за покупками вместе со своими друзьями, выбирают товар,
советуются с продавцами, расплачиваются в кассе. В ходе игры педагогу
необходимо обращать внимание на взаимоотношения между продавцами и
покупателями. Чем старше дети, тем больше отделов и товаров может быть в
супермаркете.
2.
Игрушки у врача
Цель: формировать умение детей ухаживать за больными, воспитывать
в
детях
внимательность,
чуткость,
расширять
словарный
запас:
ввести
понятия
«больница»,
«больной»,
«лечение»,
«лекарства»,
«температура»,
«стационар».
Оборудование: куклы, игрушечные зверята, медицинские инструменты:
термометр,
шприц,
таблетки,
ложечка,
фонендоскоп,
вата,
баночки
с
лекарствами, бинт, халат и чепчик для врача.
Ход
игры:
воспитатель
предлагает
поиграть,
выбираются
Доктор
и
Медсестра, остальные дети берут в руки игрушечных зверюшек и кукол,
приходят
в
поликлинику
на
прием.
К
врачу
обращаются
пациенты
с
различными заболеваниями: у мишки болят зубы, потому что он ел много
сладкого, кукла Маша прищемила дверью пальчик и т. д. Уточняем действия:
Доктор осматривает больного, назначает ему лечение, а Медсестра выполняет
его указания. Некоторые больные требуют стационарного лечения, их кладут
в больницу. Дети старшего дошкольного возраста могут выбрать несколько
разных специалистов – терапевта, окулиста, хирурга и других известных
детям врачей. Попадая на прием, игрушки рассказывают, почему они попали
к врачу, воспитатель обсуждает с детьми, можно ли было этого избежать,
говорит, что нужно с большей заботой относиться к своему здоровью. В ходе
игры дети наблюдают за тем, как врач лечит больных – делает перевязки,
измеряет температуру. Воспитатель оценивает, как дети общаются между
собой,
напоминает
о
том,
чтобы
выздоровевшие
игрушки
не
забывали
благодарить врача за оказанную помощь.
3.
Строим дом
Цель: познакомить детей со строительными профессиями, обратить
внимание на роль техники, облегчающей труд строителей, научить детей
сооружать
постройку
несложной
конструкции,
воспитать
дружеские
взаимоотношения в коллективе, расширить знания детей об особенностях
труда
строителей,
расширить
словарный
запас
детей:
ввести
понятия
«постройка», «каменщик», «подъемный кран», «строитель», «крановщик»,
«плотник», «сварщик», «строительный материал».
Оборудование: крупный строительный материал, машины, подъемный
кран, игрушки для обыгрывания постройки, картинки с изображением людей
строительной профессии: каменщика, плотника, крановщика, шофера и т. д.
Ход игры: воспитатель предлагает детям отгадать загадку: «Что за
башенка стоит, а в окошке свет горит? В этой башне мы живем, и она зовется
…? (дом)». Воспитатель предлагает детям построить большой, просторный
дом, где бы могли поселиться игрушки. Дети вспоминают, какие бывают
строительные профессии, чем заняты люди на стройке. Они рассматривают
изображения строителей и рассказывают об их обязанностях. Затем дети
договариваются о постройке дома. Распределяются роли между детьми: одни
– Строители, они строят дом; другие – Водители, они подвозят строительный
материал на стройку, один из детей – Крановщик. В ходе строительства
следует обращать внимание на взаимоотношения между детьми. Дом готов, и
туда могут вселяться новые жители. Дети самостоятельно играют.
4.
Зоопарк
Цель: расширить знания детей о диких животных, их повадках, образе
жизни, питании, воспитывать любовь, гуманное отношение к животным,
расширить словарный запас детей.
Оборудование: игрушечные дикие звери, знакомые детям, клетки (из
строительного материала), билеты, деньги, касса.
Ход игры: воспитатель сообщает детям, что в город приехал зоопарк, и
предлагает сходить туда. Дети покупают билеты в кассе и идут в зоопарк. Там
рассматривают животных, рассказывают о том, где они живут, чем питаются.
В ходе игры следует обращать внимание детей на то, как надо обращаться с
животными, как ухаживать за ними.
5.
Детский сад
Цель:
расширить
знания
детей
о
назначении
детского
сада,
о
профессиях тех людей, которые здесь работают, – воспитателя, няни, повара,
музыкального работника, воспитать у детей желание подражать действиям
взрослых, заботливо относиться к своим воспитанникам.
Оборудование: все игрушки, необходимые для игры в детский сад.
Ход игры: воспитатель предлагает детям поиграть в детский сад. По
желанию
назначаем
детей
на
роли
Воспитателя,
Няни,
Музыкального
руководителя. В качестве воспитанников выступают куклы, зверюшки. В ходе
игры следят за взаимоотношениями с детьми, помогают им найти выход из
сложных ситуаций.
6.Парикмахерская
Цель:
познакомить
детей
с
профессией
парикмахера,
воспитывать
культуру общения, расширить словарный запас детей.
Оборудование:
халат
для
парикмахера,
накидка
для
клиента,
инструменты парикмахера – расческа, ножницы, флакончики для одеколона,
лака, фен и т. д.
Ход игры: стук в дверь. В гости к детям приходит кукла Катя. Она
знакомится со всеми детьми и замечает в группе зеркало. Кукла спрашивает
детей, нет ли у них расчески? Ее косичка расплелась, и она хотела бы
причесаться. Кукле предлагают сходить в парикмахерскую. Уточняется, что
там есть несколько залов: женский, мужской, маникюрный, в них работают
хорошие
мастера,
и
они
быстро
приведут
прическу
Кати
в
порядок.
Назначаем Парикмахеров, они занимают свои рабочие места. В салон идут
другие
дети
и
куклы.
Катя
остается
очень
довольной,
ей
нравится
ее
прическа. Она благодарит детей и обещает в следующий раз прийти именно в
эту
парикмахерскую.
В
процессе
игры
дети
узнают
об
обязанностях
парикмахера – стрижке, бритье, укладке волос в прическу, маникюре.
7.«Цирк»
Задачи:
закреплять
представления
детей
об
учреждениях
культуры,
правилах поведения в общественных местах; закреплять знания о цирке и его
работниках.
Роли: билетёры, работники буфета, директор цирка, артисты (клоуны,
дрессировщик, фокусник, акробат и др.) .
Игровые
действия:
Покупка
билетов,
приход
в
цирк.
Покупка
атрибутов. Подготовка артистов к представлению, составление программы.
Цирковое представление с антрактом. Фотографирование.
Предварительная работа: Рассматривание иллюстраций о цирке. Беседа
по
личным
впечатлениям
детей
о
посещении
цирка.
Экскурсия
в
цирк.
Чтение произведений «Девочка на шаре» В. Драгунского, «Цирк» С. Маршак,
«Друзья
мои
кошки»
Ю.
Куклачёв.
Изготовление
атрибутов
для
игры
(билеты, программки, афиши, гирлянды, флажки и т. д.)
Игровой материал: афиши, билеты, программки, элементы костюмов,
атрибуты (носики, колпаки, свистульки, мыльные пузыри, «ушки», гирлянды,
флажки, атрибуты для цирковых артистов (ка-наты, обручи, шары, булавы,
грим, косметические наборы, спецодежда для билетёров, работников буфета
и др.
8.
«Библиотека»
Задачи: отображать в игре знания об окружающей жизни, показать
социальную значимость библиотек; расширять представления о работниках
библиотеки,
закреплять
правила
поведения
в
общест-венном
месте;
знакомить с правилами пользования книгой; пробу-ждать интерес и любовь к
книгам, воспитывать бережное к ним отношение.
Роли: библиотекарь, читатели.
Игровые действия: Оформление формуляров читателей. Приём заявок
библиотекарем. Работа с картотекой. Выдача книг. Читаль-ный зал.
Предварительная
работа:
Экскурсия
в
библиотеку
с
последующей
беседой. Чтение произведения С. Жупанина «Я – библиотекарь», открытие
«Книжной мастерской» по ремонту книг. Изготовление карманчиков в книгах
и формуляров. Выставка рисунков по мотивам прочитанных произведений.
Игровой материал: формуляры, книги, картотека.
9.
«Больница»
Задачи:
вызвать
у
детей
интерес
к
профессиям
врача,
медсестры;
воспитывать
чуткое,
внимательное
отношение
к
больному,
доброту,
отзывчивость, культуру общения.
Роли: врачи, медсестры, больные, санитарки.
Игровые действия: Больной поступает в приемный покой. Медсестра
регистрирует его, проводит в палату. Врач осматривает больных, внимательно
выслушивает
их
жалобы,
задает
вопросы,
прослушивает
фонендоскопом,
измеряет давление, смотрит горло, делает назначение. Медсестра выдает
лекарства больным, измеряет темпе-ратуру, в процедурном кабинете делает
уколы, перевязки, обраба-тывает раны и т. д. Санитарка убирает в палате,
меняет белье. Больных посещают родные, друзья.
Предварительная
работа:
Экскурсия
в
медицинский
кабинет
д/с.
Наблюдение за работой врача (прослушивает фонендоскопом, смотрит горло,
задает
вопросы).
Слушание
сказки
К.
Чуковского
«Доктор
Айболит»
в
грамзаписи. Экскурсия к детской больнице. Чтение лит. произведений: Я.
Забила
«Ясочка
простудилась»,
Э.
Успенский
«Играли
в
больницу»,
В.
Маяковский
«Кем
быть?
».
Рассматривание
медицинских
инструментов
(фонендоскоп, шпатель, термометр, тонометр, пинцет и др.) . Дидактическая
игра «Ясочка простудилась». Беседа с детьми о работе врача, медсестры.
Рассматривание
иллюстраций
о
враче,
мед.
сестре.
Лепка
«Подарок
для
больной Ясочки». Изготовление с детьми атрибутов к игре с привлечением
родителей (халаты, шапки, рецепты, мед. карточки, талоны и т. д.)
Игровой материал: халаты, шапки, карандаш и бумага для рецептов,
фонендоскоп,
тонометр,
градусник,
вата,
бинт,
пинцет,
ножницы,
губка,
шприц, мази, таблетки, порошки.
10. «Скорая помощь»
Задачи:
вызвать
у
детей
интерес
к
профессиям
врача,
медсестры;
воспитывать
чуткое,
внимательное
отношение
к
больному,
доброту,
отзывчивость, культуру общения.
Роли: врач, медсестра, водитель скорой помощи, больной.
Игровые действия: Больной звонит по телефону 03 и вызывает скорую
помощь: называет ФИО, сообщает возраст, адрес, жалобы. Скорая помощь
приезжает. Врач с медсестрой идут к больному. Врач осматривает больного,
внимательно
выслушивает
его
жалобы,
задает
вопросы,
прослушивает
фонендоскопом,
измеряет
давление,
смотрит
горло.
Медсестра
измеряет
температуру,
выполняет
указания
врача:
дает
лекарство,
делает
уколы,
обрабатывает и перевязывает рану и т. д. Если больной очень плохо себя
чувствует, его забирают и везут в больницу.
Предварительная
работа:
Экскурсия
в
медицинский
кабинет
д/с.
Наблюдение за работой врача (прослушивает фонендоскопом, смотрит горло,
задает
вопросы).
Слушание
сказки
К.
Чуковского
«Доктор
Айболит»
в
грамзаписи. Экскурсия к детской больнице. Наблюдение за машиной скорой
помощи. Чтение лит. произведений: Я. Забила «Ясочка простудилась», Э.
Успенский
«Играли
в
больницу»,
В.
Маяковский
«Кем
быть?
».
Рассматривание
медицинских
инструментов
(фонендоскоп,
шпатель,
термометр,
тонометр,
пинцет
и
др.)
.
Дидактическая
игра
«Ясочка
простудилась». Беседа с детьми о работе врача, медсестры. Рассматривание
иллюстраций о враче, мед. сестре. Лепка «Подарок для больной Ясочки».
Изготовление с детьми атрибутов к игре с привлечением родителей (халаты,
шапки, рецепты, мед. карточки и т. д.)
Игровой материал: телефон, халаты, шапки, карандаш и бумага для
рецептов, фонендоскоп, тонометр, градусник, вата, бинт, пинцет, ножницы,
губка, шприц, мази, таблетки, порошки и т. д.
11. Шоферы
С одной стороны площадки два "гаража" (начертить две параллельные
линии на расстоянии 5 - 6 шагов одна от другой). На линиях сделать места
для
"автомобилей";
поставить
кубики.
В
одном
гараже
стоят
машины
с
красными рулями (на кубиках лежат красные кружки), а в другом - машины с
зелеными рулями (на кубиках лежат зеленые кружочки). Дети - "шоферы",
поделены на две равные группы, становятся лицом к своим машинам каждый
возле
своего
руля,
которые
лежат
на
кубиках.
Воспитатель,
который
выполняет
роль
милиционера,
стоит
на
одинаковом
расстоянии
от
двух
гаражей и руководит движением машин. Когда он отводит левую руку в бок,
дети - шоферы с гаража, стоящий с левой стороны, нагибаются, берут обеими
руками руль и готовятся к выезду (колонкой). На поднятый вверх зеленый
флажок дети выезжают из гаража и разьезжаются по всей площадки. На
красный
флажок
останавливаются,
на
зеленый
едут
дальше.
На
слова
воспитателя: "В гараж" машины возвращаются на свои места. Воспитатель
отмечает внимательного шофера, который раньше всех вернулся в гараж.
Затем воспитатель отводит руку в сторону и дети - шоферы, которые стоят с
правой стороны, делают тоже самое.
12. Сова
С одной стороны площадки место для "бабочек" и "жучков". В стороне
начертан круг - "гнездо совы". Выделенный ребенок - "сова" встает в гнездо.
Остальные дети - "бабочки" и "жучки" встают за линией. Середина площадки
свободна. На слово воспитателя: "день" бабочки и жучки летают (дети бегают
по
площадке).
На
слово
воспитателя:
"ночь"
бабочки
и
жучки
быстро
останавливаются на своих местах и не шевелятся. Сова в это время тихо
вылетает на площадку на охоту и забирает тех детей, которые пошевелилися
(отводит их в гнездо). На слово воспитателя: "день" сова возвращается в свое
гнездо, а бабочки и жучки начинают летать.Игра заканчивается, когда у совы
будет 2 - 3 бабочки или жучка. Воспитатель отмечает детей, которые ни разу
не были забраны совой в гнездо.
13. Стоп!
С
одной
стороны
площадки
за
линией
дети
стоят
в
шеренге.
На
расстоянии 10 - 15 шагов от детей чертят круг (диаметром 2 - 3 м). Из детей
выбирают
одного
ведущего,
который
становится
в
круг
спиной
к
ним.
Ведущий закрывает глаза и говорит: "Быстро иди, не отставай, стоп!" В то
время, когда он говорит эти слова, дети большими шагами быстро идут
вперед
по
направлению
к
ведущему.
На
слово
"стоп!"
все
замирают
на
местах, ведущий быстро смотрит. Если ребенок не успел остановиться и
встать ровно, ведущий снова ведет его к линии и он при повторении игры
начинает двигаться снова от линии. Ведущий снова закрывает глаза и говорит
те же слова, а дети дальше двигаются к ведущему в круг, и так до тех пор,
пока кто - нибудь из детей не дойдет к ведущему в круг раньше, чем тот
скажет
"стоп!"
Этот
ребенок
меняется
местами
с
ведущим,
и
игра
повторяется.
14. Игра «На охоте»
Задача: тренировать детей в попадании мячом в определенную цель.
Оборудование: мячи.
Описание.
На
одной
стороне
комнаты
(площадки)
располагается
охотник, на другой - очерчиваются кружки для зайцев. В каждом из кружков
находятся по 2-3 «зайца». Охотник выходит на середину площадки, как бы
высматривая зайцев. По команде взрослого «зайцы» выбегают из кружков и
прыгают
на
двух
ногах.
Затем
со
словом
взрослого
«Охотник!»
останавливаются и поворачиваются к нему спиной. Охотник прицеливается и
бросает в зайцев мячом (стараясь попасть в ноги). Тот из них, в кого охотник
попал, считается подстреленным и уходит с охотником. После 3 повторений
игры выбирается другой охотник, и игра начинается снова.
15. Игра «Щенки и котята»
Задача: развить ловкость, двигательные навыки детей.
Оборудование: гимнастическая стенка, скамейка или лесенка, детские
стульчики.
Описание. Все играющие делятся на котят и щенков. «Котята» ходят
легко, мягко, плавно около гимнастической стенки, «щенки» сидят на другой
стороне комнаты за скамейкой или лесенкой, в «будках» из стульчиков. По
команде
взрослого
щенки
перелезают
через
скамейку
и
на
четвереньках
стараются
догнать
котят,
которые,
мяукая,
влезают
на
гимнастическую
лесенку.
После
2-3
повторений
играющие
меняются
ролями,
и
игра
начинается снова.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1.
Баряева,
Л.
Б.
Обучение
сюжетно-ролевой
игре
дошкольников
с
проблемами в интеллектуальном развитии / Л.Б. Баряева, А. П. Зарин,
Н.Д. Соколова. - СПб.: ЛОИУУ, 2006. - 95 с.
2.
Воронин, А. С. Словарь терминов по общей и социальной педагогике /
А.С. Воронин. - Екатеринбург: ГОУ-ВПО УГТУ-УПИ, 2006. - 135 с .
3.
Каган
В.Е.
Когнитивные
и
эмоциональные
аспекты
гендерных
установок у детей 3-7 лет//Вопросы психологии. - 2000. №2. - с.65-69.
4.
Катаева, А.А. Дидактические игры и упражнения в обучении умственно
отсталых
дошкольников:
Кн.
для
учителя
/
А.А.
Катаева,
Е.А.
Стребелева.-М.: «БУК-МАСТЕР», 1993. - 191 с.
5.
Колеченко,
А.К.
Энциклопедия
педагогических
технологий/
А.К.
Колеченко. КАРО, СПб.: 2004. 222 с.
6.
Коломенский Я.Л., Мелтсас М.Х. Поло-ролевое развитие ребёнка в
дошкольном
возрасте//
Генетические
проблемы
социальной
психологии/ Под ред. Коломинского Я.Л., Лисиной М.И. Минск 1985.
31
7.
Коломинский Я. П., Психическое развитие детей в норме и патологии:
психологическая
диагностика,
профилактика
и
коррекция
/Я.П.
Коломинский, Е.А. Панько, С.А. Игумнов. - СПб.: Питер, 2004. - 480 с.
8.
Корнетов,
Г.Б.
История
педагогики:
введение
в
курс
"История
образования и педагогической мысли": учебн. Пособие/ Г.Б. Корнетов
М.: Изд-во УРАО, 2002. 268 с.
9.
Крейг, Г. Психология развития/Г. Крейг. СПб.: Питер, 2000. 992 с.: ил.
(Сер. "Мастера психологии"_.
10.Кураев, Г.А. Возрастная психология: Курс лекций / Г.А. Кураев, Е.Н.
Пожарская. - Ростов-на-Дону: УНИИ валеологии РГУ, 2002. - 146 с.
11.Латышина,
Д.И.
история
педагогики
(история
образования
и
педагогической
мысли):
учебн.
пособие/
Д.И.
Латышина.
М.:
Гардарики, 2002. 603 с.
12.Лубовский В. И., Розанова Т. В., Солнцева Л. И. и др. Специальная
психология - 2-е изд., испр. - М.: Издательский центр «Академия»,
2005. - 464 с.
13.Матыщина,
И.Г.
Природа,
сущность,
история
игры
//
Проблемы
воспитания / И.Г. Матышкина. – 2006. – №1. – С. 5 – 12.
14.Михайленко
Н.
Я.,
Короткова
Н.А.
Организация
сюжетной
игры
в
детском
саду:
Пособие
для
воспитателя.
2-е
изд.,
испр.
-
М.:
Издательство «ГНОМ и Д», 2000. - 96 с.
15.Одарённые мальчики и девочки//Начальная школа. 2000. - №3 - с.58-65.
16.Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. –
СПб: Издательство «Питер», 2000 – 712 с.
17.Урунтаева,
Г.
А.
Диагностика
психологических
особенностей
дошкольника / Г.А. Урунтаева. - М.: «Академия», 1996. - 96 с.
18.Урунтаева,
Г.
А.
Практикум
по
дошкольной
психологии
/
Г.А.
Урунтаева, Ю.А. Афонькина. - М.: Просвещение: Владос, 1995. - 291 с.
19.Урунтаева, Г.А. Дошкольная психология: Учеб. пособие для студ. сред.
пед. учеб. заведений. / Г.А. Урунтаева – 5-е изд., стереотип. – Москва:
Издательский центр «Академия», 2001. – 336 с.
20.Фадина,
Г.В.
Диагностика
и
коррекция
задержки
психического
развития детей старшего дошкольного возраста: Учебно-методическое
пособие / Г.В. Фадина. - Балашов: «Николаев», 2004. - 68 с.
21.Чеснокова,О.Б
Возрастной
подход
к
исследованию
социального
интеллекта у детей/О.Б. Чеснокова// "Вопросы психологии". 2005. №6.
с. 35-45.
22.Шмаков, С.А. Природа и структура игры // Проблемы воспитания / С.А.
Шмаков. – 2006. – №1. – С. 30.
23.Эльконин, Д.Б. Детская психология / Д.Б. Эльконин. - М. 2004.
24.Эльконин, Д.Б. Избранные психологические труды/Д.Б. Эльконин. М.:
Педагогика, 1989. 560 с.: ил..