Напоминание

"Педагогическая компетентность учителя музыки".


Автор: Беззубова Наталья Викторовна
Должность: преподаватель музыкально-инструментального класса
Учебное заведение: ГБПОУ Самарской области "Самарский социально-педагогический колледж"
Населённый пункт: город Самара, Самарская область
Наименование материала: Статья
Тема: "Педагогическая компетентность учителя музыки".
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Педагогическая компетентность учителя музыки.

Модернизация российского образования внесла существенные

изменения

в

педагогическую

теорию

и

практику

учебно-воспитательного

процесса.

Главной

целью

музыкального

образования

становятся

общекультурные, психолого-педагогические и музыкально- педагогические

знания,

умения

и

навыки,

которые

обучающиеся

получают

в

процессе

специального образования и путем практической музыкально-педагогической

деятельности.

Методологическая культура учителя включает в себя следующее:

- проектирование и конструирование учебно-воспитательного процесса.

- осознание, формулирование и творческое решение педагогических задач.

- методическая рефлексия.

Основным критерием владения знаниями методологической культуры

учителя музыки является использование научно-педагогических знаний для

совершенствования своей работы с применением анализа, других методов

исследований

в

своей

практической

работе.

Специфика

музыкально-

педагогической деятельности в том, что она решает педагогические задачи

средствами

музыкального

искусства.

Музыкально-педагогическая

деятельность сочетает в себе педагогическую, хормейстерскую, вокальную,

музыкально-исполнительскую,

основанную

на

умении

самостоятельно

обобщать и систематизировать получаемые знания.

Профессиональная культура учителя музыки определяется его

способностями

и

возможностями

проектировать

ход

педагогических

процессов, прогнозировать их результаты. Будущий учитель должен быть

разносторонне образованным человеком, широко эрудированным в рамках

своей специальности, иметь хорошую психолого-педагогическую подготовку.

Основные виды исполнительской деятельности в школе – это пение,

музыкально-ритмические

движения,

игра

на

детских

музыкальных

инструментах. Только

совершенное

владение

инструментом

поможет

учителю раскрыть свои творческие возможности и научить детей любить и

понимать

музыку.

Для

выполнения

этой

задачи

при

изучении

МДК

«Музыкально-инструментальный

класс»

в

педагогических

колледжах

необходимо:

развить основные технические навыки и приёмы, музыкально-

творческие

способности

-

музыкальный

слух

и

память,

чувство

ритма,

образное мышление, воображение;

ознакомить под руководством педагога (или самостоятельно) с

разнообразными

музыкальными

произведениями,

основными

стилями

и

жанрами мировой и отечественной культуры, включая фольклор;

развивать

навыки

самостоятельной

работы

над

музыкальным

произведением на всех этапах его овладения.

воспитывать

эстетический

вкус

обучающихся

на

основе

осознанного восприятия музыки.

Всё

это

даст

возможность

выпускнику

колледжа

в

совершенстве

овладеть специальными профессиональными компетентностями:

понимать сущность и социальную значимость своей будущей

профессии, проявлять к ней устойчивый интерес;

осуществлять поиск и использование информации, необходимой

для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и

личностного развития;

использовать

современные

технологии

в

профессиональной

деятельности.

Эффективность

профессионального

образования

будущего

учителя

музыки

зависит

от

целенаправленного

формирования

профессиональных

компетенций на практике в образовательном учреждении. На педагогической

практике в ОУ обучающиеся педагогического колледжа впервые получают

опыт

работы

в

роли музыкального руководителя, впервые в полной мере

сталкиваются со всеми требованиями, предъявляемыми к педагогу, получают

оценку

своей

педагогической

деятельности,

что

активно

влияет

на

формирование профессионального сознания.

Методическая работа преподавателя музыкально – инструментального

класса основана на достижениях науки и передового педагогического опыта.

Высшим

уровнем

профессиональной

готовности

преподавателя

музыкально - инструментального класса колледжа является наличие у него

методологической культуры.

Формирование

методологической

культуры

будущего

педагога

-

музыканта

опирается

на

понимание

сущности

методологии

познания

и

преобразования

педагогических

процессов.

Важно

преодолеть

представление о методологии как системе принципов, относящихся лишь к

логике

научного

исследования,

управления

целостным

педагогическим

процессом, раскрыть их значение для повседневной практики обучения и

воспитания, совершенствования процессом. Правильно подобранные формы

методических

мероприятий

позволяют

глубоко

изучить

личности

обучающихся

в

профессиональной

обстановке,

педагогиче скую

деятельно сть

педагогов

и

обучающихся

внутри

ко н к р е т н о го

образовательного

учреждения,

педагогическое

общение

обучающихся

с

детьми дошкольного возраста, с педагогами - воспитателями.

Музыкально-исполнительская подготовка входит в число важнейших

профессионально ориентированных видов учебной деятельности будущих

учителей.

Класс

основного

музыкального

инструмента

должен

являться

творческой

лабораторией,

в

условиях

которой

студенты

помимо

художественно-исполнительских

знаний

и

умений

игры

на

инструменте

развивали

бы

свою

духовную

культуру,

формировали

комплекс

профессионально-значимых качеств.

На

уроках

музыкально-инструментального

класса

происходит

приобщение обучающегося к культуре инструментального исполнительства,

развитие

духовности,

освоение

эталонов,

характерных

для

музыкально-

исполнительской

деятельности.

Такими

направлениями,

реализующими

вышеназванные

задачи

в

процессе

занятий

в

классе

музыкального

инструмента, исходя из вышеизложенной модели музыкально-эстетической

культуры личности, должно, в первую очередь, явиться:

1.

Становление

мотивационной

сферы,

включающей

многообразие

установок

личности

обучающегося

в

области

общей,

художественной

и

музыкальной культуры: убеждения, интересы, цели и т.д.

2.

Овладение

системной

информацией,

касающейся

всех

аспектов

культуры

инструментального

исполнительства

и

охватывающей

систему

видов и форм знаний о художественной и музыкальной культуре.

3. Развитие рациональной подсистемы как совокупности всех форм и

видов музыкального исполнительства, включая элементы, составляющие ее

основу: умения, навыки, способы, приемы, методы.

4. Формирование оценочной подсистемы, связанной с формированием

музыкально-эстетических оценок, идеалов, вкусов, убеждений.

Этот комплекс взаимосвязанных и взаимообусловленных знаний,

умений

и

навыков

является

ведущим

объектом

освоения

студентами

в

процессе

музыкально-исполнительской

подготовки.

Его

значение

обусловлено тем, что лишь при достаточно высоком уровне владения им

студентами

можно

будет

рассчитывать

в

будущем

на

успешное

осуществление ими музыкально-исполнительской деятельности в условиях

школьной аудитории.

Буд у щ и й

у ч и т е л ь

м у з ы к и

д о л ж е н

о б л а д а т ь

общепрофессиональными

качествами

современного

человека,

в

число

которых входят:

1. Профессиональная самостоятельность – осознанное отношение к

профессиональным

требованиям,

умение

планировать

и

анализировать

выполняемую работу.

3.

Профессиональная

мобильность

готовность

и

способность

человека к быстрой смене и освоению новых профессиональных задач.

5. Ответственность – готовность предъявлять к себе самые высокие

требования и отвечать за результаты своей профессиональной деятельности.

6.

Индивидуальность

способность

к

полному

самовыражению

индивидуальных

качеств,

нешаблонность

мышления,

гарантирующих

конкурентоспособность на рынке труда.



В раздел образования