Автор: Беззубова Наталья Викторовна
Должность: преподаватель музыкально-инструментального класса
Учебное заведение: ГБПОУ Самарской области "Самарский социально-педагогический колледж"
Населённый пункт: город Самара, Самарская область
Наименование материала: Статья
Тема: "Педагогическая компетентность учителя музыки".
Раздел: среднее профессиональное
Педагогическая компетентность учителя музыки.
Модернизация российского образования внесла существенные
изменения
в
педагогическую
теорию
и
практику
учебно-воспитательного
процесса.
Главной
целью
музыкального
образования
становятся
общекультурные, психолого-педагогические и музыкально- педагогические
знания,
умения
и
навыки,
которые
обучающиеся
получают
в
процессе
специального образования и путем практической музыкально-педагогической
деятельности.
Методологическая культура учителя включает в себя следующее:
- проектирование и конструирование учебно-воспитательного процесса.
- осознание, формулирование и творческое решение педагогических задач.
- методическая рефлексия.
Основным критерием владения знаниями методологической культуры
учителя музыки является использование научно-педагогических знаний для
совершенствования своей работы с применением анализа, других методов
исследований
в
своей
практической
работе.
Специфика
музыкально-
педагогической деятельности в том, что она решает педагогические задачи
средствами
музыкального
искусства.
Музыкально-педагогическая
деятельность сочетает в себе педагогическую, хормейстерскую, вокальную,
музыкально-исполнительскую,
основанную
на
умении
самостоятельно
обобщать и систематизировать получаемые знания.
Профессиональная культура учителя музыки определяется его
способностями
и
возможностями
проектировать
ход
педагогических
процессов, прогнозировать их результаты. Будущий учитель должен быть
разносторонне образованным человеком, широко эрудированным в рамках
своей специальности, иметь хорошую психолого-педагогическую подготовку.
Основные виды исполнительской деятельности в школе – это пение,
музыкально-ритмические
движения,
игра
на
детских
музыкальных
инструментах. Только
совершенное
владение
инструментом
поможет
учителю раскрыть свои творческие возможности и научить детей любить и
понимать
музыку.
Для
выполнения
этой
задачи
при
изучении
МДК
«Музыкально-инструментальный
класс»
в
педагогических
колледжах
необходимо:
–
развить основные технические навыки и приёмы, музыкально-
творческие
способности
-
музыкальный
слух
и
память,
чувство
ритма,
образное мышление, воображение;
–
ознакомить под руководством педагога (или самостоятельно) с
разнообразными
музыкальными
произведениями,
основными
стилями
и
жанрами мировой и отечественной культуры, включая фольклор;
–
развивать
навыки
самостоятельной
работы
над
музыкальным
произведением на всех этапах его овладения.
–
воспитывать
эстетический
вкус
обучающихся
на
основе
осознанного восприятия музыки.
Всё
это
даст
возможность
выпускнику
колледжа
в
совершенстве
овладеть специальными профессиональными компетентностями:
–
понимать сущность и социальную значимость своей будущей
профессии, проявлять к ней устойчивый интерес;
–
осуществлять поиск и использование информации, необходимой
для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и
личностного развития;
–
использовать
современные
технологии
в
профессиональной
деятельности.
Эффективность
профессионального
образования
будущего
учителя
музыки
зависит
от
целенаправленного
формирования
профессиональных
компетенций на практике в образовательном учреждении. На педагогической
практике в ОУ обучающиеся педагогического колледжа впервые получают
опыт
работы
в
роли музыкального руководителя, впервые в полной мере
сталкиваются со всеми требованиями, предъявляемыми к педагогу, получают
оценку
своей
педагогической
деятельности,
что
активно
влияет
на
формирование профессионального сознания.
Методическая работа преподавателя музыкально – инструментального
класса основана на достижениях науки и передового педагогического опыта.
Высшим
уровнем
профессиональной
готовности
преподавателя
музыкально - инструментального класса колледжа является наличие у него
методологической культуры.
Формирование
методологической
культуры
будущего
педагога
-
музыканта
опирается
на
понимание
сущности
методологии
познания
и
преобразования
педагогических
процессов.
Важно
преодолеть
представление о методологии как системе принципов, относящихся лишь к
логике
научного
исследования,
управления
целостным
педагогическим
процессом, раскрыть их значение для повседневной практики обучения и
воспитания, совершенствования процессом. Правильно подобранные формы
методических
мероприятий
позволяют
глубоко
изучить
личности
обучающихся
в
профессиональной
обстановке,
педагогиче скую
деятельно сть
педагогов
и
обучающихся
внутри
ко н к р е т н о го
образовательного
учреждения,
педагогическое
общение
обучающихся
с
детьми дошкольного возраста, с педагогами - воспитателями.
Музыкально-исполнительская подготовка входит в число важнейших
профессионально ориентированных видов учебной деятельности будущих
учителей.
Класс
основного
музыкального
инструмента
должен
являться
творческой
лабораторией,
в
условиях
которой
студенты
помимо
художественно-исполнительских
знаний
и
умений
игры
на
инструменте
развивали
бы
свою
духовную
культуру,
формировали
комплекс
профессионально-значимых качеств.
На
уроках
музыкально-инструментального
класса
происходит
приобщение обучающегося к культуре инструментального исполнительства,
развитие
духовности,
освоение
эталонов,
характерных
для
музыкально-
исполнительской
деятельности.
Такими
направлениями,
реализующими
вышеназванные
задачи
в
процессе
занятий
в
классе
музыкального
инструмента, исходя из вышеизложенной модели музыкально-эстетической
культуры личности, должно, в первую очередь, явиться:
1.
Становление
мотивационной
сферы,
включающей
многообразие
установок
личности
обучающегося
в
области
общей,
художественной
и
музыкальной культуры: убеждения, интересы, цели и т.д.
2.
Овладение
системной
информацией,
касающейся
всех
аспектов
культуры
инструментального
исполнительства
и
охватывающей
систему
видов и форм знаний о художественной и музыкальной культуре.
3. Развитие рациональной подсистемы как совокупности всех форм и
видов музыкального исполнительства, включая элементы, составляющие ее
основу: умения, навыки, способы, приемы, методы.
4. Формирование оценочной подсистемы, связанной с формированием
музыкально-эстетических оценок, идеалов, вкусов, убеждений.
Этот комплекс взаимосвязанных и взаимообусловленных знаний,
умений
и
навыков
является
ведущим
объектом
освоения
студентами
в
процессе
музыкально-исполнительской
подготовки.
Его
значение
обусловлено тем, что лишь при достаточно высоком уровне владения им
студентами
можно
будет
рассчитывать
в
будущем
на
успешное
осуществление ими музыкально-исполнительской деятельности в условиях
школьной аудитории.
Буд у щ и й
у ч и т е л ь
м у з ы к и
д о л ж е н
о б л а д а т ь
общепрофессиональными
качествами
современного
человека,
в
число
которых входят:
1. Профессиональная самостоятельность – осознанное отношение к
профессиональным
требованиям,
умение
планировать
и
анализировать
выполняемую работу.
3.
Профессиональная
мобильность
–
готовность
и
способность
человека к быстрой смене и освоению новых профессиональных задач.
5. Ответственность – готовность предъявлять к себе самые высокие
требования и отвечать за результаты своей профессиональной деятельности.
6.
Индивидуальность
–
способность
к
полному
самовыражению
индивидуальных
качеств,
нешаблонность
мышления,
гарантирующих
конкурентоспособность на рынке труда.