Напоминание

"Фонетическая ритмика как эффективное средство речевого развития у детей"


Автор: Лю-Вен-Фу Галина Геннадьевна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: ГКУ "Детский дом "Надежда"
Населённый пункт: г.Белово Кемеровская область
Наименование материала: Консультация для педагогов
Тема: "Фонетическая ритмика как эффективное средство речевого развития у детей"
Раздел: дополнительное образование





Назад




Консультация для воспитателей на тему:

«Фонетическая ритмика как эффективное средство речевого

развития у детей».

Эффективным методическим приемом для работы над звуками

является фонетическая ритмика. С помощью фонетической ритмики ребенок

быстрее запоминает буквы.

Фонетическая

ритмика

система

специальных

упражнений,

сочетающая речь и движение, где проговаривание речевого материала

(звуков, слогов, слов, текстов) сопровождается движениями (рук, ног,

головы, корпуса).

У детей с нарушениями речи разной степени тяжести могут быть

проблемы не только со звукопроизношением, но присутствовать нарушения

голоса, дыхания, темпа и ритма речи. Многие из них говорят на выдохе, а не

на вдохе, им не хватает воздуха, чтобы закончить начатую фразу, поэтому к

ее концу голос заметно становится тише.

Кроме того, что фонетическая ритмика помогает нормализовать

речевое дыхание, менять высоту и силу голоса, воспроизводить звуки по

отдельности, в слогах, словах и фразах, воспроизводить звуки, слоги и слова

в заданном темпе, воспринимать, различать, воспроизводить разные ритмы,

освоить слоговую структуру слова, фонетическая ритмика мотивирует и

подготавливает ребенка к освоению чтения и письма.

Фонетическая ритмика — это движения, а дети любят двигаться. Они

повторяют движения легко, играя. Играя, учатся говорить правильно.

Ребенку предлагаются для подражания различные движения, сочетающиеся с

одновременным произнесением звуков и слогов. Характер движений

определяется характером звука. Каждый звук подкрепляется его визуальным

образом и буквой, какой он обозначается. С помощью фонетической ритмики

удается быстрее сформировать нарушенную структуру слова. Движения рук

помогают удержать нужную артикуляцию. Многократное воспроизведение

артикуляции с движением помогает запоминанию букв.

В структуру занятий по фонетической ритмике входит:

- ритмическая разминка;

- дыхательная гимнастика;

- упражнения на развитие мелкой моторики (пальчиковая гимнастика);

- артикуляционная и мимическая гимнастика;

- произнесение звука с движением и визуальным подкреплением (картинкой-

образом);

- интонационное произнесение звука (проговаривание в игровой ситуации);

- произнесение звуков в слогах, с последующим прочтением;

- проговаривание с помощью ритмических движений слов и прочтение их.

Работа в данном направлении обеспечивает возможность слить

воедино творческое овладение детьми навыками чтения и достижения

психологического комфорта.

Цели и задачи фонетической ритмики:

Регулярное

проведение

речевых

занятий

с

использованием

игровых

упражнений на основе фонетической ритмики способствует следующему:

у детей активнее развивается общая, мелкая, артикуляционная моторика и

координация движений;

улучшается фонематический слух;

нормализуется речевое дыхание;

формируется умение изменять силу и высоту голоса;

улучшается ритмико- интонационная сторона речи;

уточняется артикуляция имеющихся звуков, вызываются по подражанию

некоторые из отсутствующих звуков, создается база для успешной

постановки звуков, быстрее и успешнее протекает процесс автоматизации

звуков;

повышается речевая активность детей.

Фонетическая ритмика стимулирует у детей появление начала собственной

активной речи. При выполнении упражнений одновременно работает слуховая,

зрительная и кинестетическая системы, в результате чего улучшается

произношение звуков. В дальнейшем, когда звукопроизношение не будет

сопровождаться движениями, полученные навыки никуда не денутся, т.е.

ребенок будет лучше произносить звуки в своей повседневной речи.

Игровые упражнения.

Звук «А».

Дети вытягивают руки вперед, соединив ладони. Произносится гласный «а-а-

а..», они плавно разводят руки в стороны ладошками вверх.

Интонация радости.

Звук «О».

Дети соединяют опущенные руки перед собой так, чтобы кончики пальцев

касались друг друга. Произнося гласный «о-о-о…», они плавно поднимают

руки через стороны вверх и соединяют их в кольцо над головой.

Интонация удивления.

Звук «У».

И.п.: руки согнуты на уровне груди, ладошки повернуты от себя. Произнося

гласный «у-уу…», дети давящим движением выпрямляют руки вперед и

вниз.

Интонация угрозы.

Звук «Э».

И.п.: руки опущены. Произнося гласный «э-э-э…», дети плавно сгибают руки

в локтях, поднимая кисти до уровня плеч. Локти опущены (поза хирурга),

одновременно покачивая головой с укоризненным оттенком.

Интонация укора.

Звук «И».

И.п.: руки согнуты перед грудью, указательные пальцы направлены вверх,

остальные сжаты в кулачки. Произнося гласный «и-и-и…», дети встают на

носочки, поднимают руки высоко над головой, тянутся вверх.

Интонация удивления и радости.

Звук «Ы».

И.п.: руки согнуты на уровне груди, пальцы сжаты в кулачки, локти

направлены в стороны. Произнося гласный «ы-ы-ы…», дети с усилением

отводят в стороны согнутые в локтях руки («растягивают пружину»).

Звук «Ы» произносится сердито.

Звук «С»

«Надуть шарик»

Поднести к губам пальцы, сжатые в щепотку. Коротко и ритмично произнося

«с-с-с…», дети плавно поднимают руки вверх и соединяют их в лицо над

головой (имитируют надувание воздушного шарика).

Звук «З».

«Ловля комаров»

Вариант 1. Произнося звук «з-з-з…», дети имитируют ловлю комаров.

Вариант 2. дети встают парами лицом друг к другу. Руки согнуты в локтях.

Малыши касаются ладошками ладоней друг друга. Произнося «з-з-з…»,

поочередно и ритмично сгибают и разгибают руки с легким нажимом на

ладони партнера, совершая движения, похожие на движение педалей. Данное

движение можно использовать для проговаривания слогов за - зо-зу - зы.

Звук «Ц»

Произнося звук «Ц», дети подносят указательный палец к губам, как бы

призывая к тишине.

Звук «Ш».

Вариант1. Произнося «ш-ш-ш…», быстро трут ладошки друг о друга.

Вариант 2. Шарик лопнул.

Дети соединяют руки в кольцо над головой, изображая воздушный шарик.

Хлопают в ладоши над головой (шарик лопнул), затем произнося «ш-ш-

ш…», медленно и плавно опускают руки и соединяют их в замок на уровне

груди (шарик сдулся).

Звук «Ж».

И.п.: руки, сжатые в кулачки, перекрещены перед грудью. Произнося «Ж-ж-

ж…», дети совершают быстрые, мелкие, дрожащие движения руками.

Повторяют движение с разжатыми пальцами.

Звук «Щ».

«Щетки автомобиля»

И.п.: руки согнуты на уровне груди, локти внизу, ладони от себя. Коротко и

многократно произнося звук «Щ», дети ритмично двигают руками вправо-

влево, имитируя работу щеток автомобиля.

Звук «Л».

«Фонарики»

Произнося «ла-ла-ла», дети вращают кистями рук над головой, делают

«фонарики». Это же используется при произнесении слогов –ло, -лу-, -лы-.

«Неваляшки»

И.п.: ноги на ширине плеч, руки в положении «фонарики». Дети

покачиваются влево-вправо, переступая с ноги на ногу и нараспев

произносят слоги –ла-, -ла-, -ла-, изменяя высоту голоса на каждый слог.

Словно шагая по лестнице вверх и обратно. Упражнение повторяется на

слоги –ло-, -лу-, -лы-.

Звук «Р».

«Моторчики»

И.п.: произнося «р-р-р-…», дети делают вибрирующие движения кулачками.

Движения быстрые, мелкие, напряженные



В раздел образования