Напоминание

Организация работы с детьми с ОВЗ на уроках русского языка и литературы.


Авторы: Шепелева Мария Владимировна, Выскребенцева Валерия Павловна
Должность: учитель начальных классов, учитель начальных классов
Учебное заведение: МКОУ СОШ 10
Населённый пункт: х.Октябрь Грачевский муниципальный округ Ставропольский край
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Организация работы с детьми с ОВЗ на уроках русского языка и литературы.
Раздел: начальное образование





Назад




РАЗДЕЛ 1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Статус документа

Рабочая программа по предмету "Человек" для 3 класса составлена в соответствии с правовыми и нормативными документами:

Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» (от 29.12. 2012 г. № 273-ФЗ);

Приказ Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. № 1599 “Об утверждении федерального

государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными

нарушениями)”;

Санитарно-эпидемиологические

правила

и

нормативы

САНПиН

2.4.2.3286-15

«Санитарно-эпидемиологические

требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную

деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными

возможностями здоровья» (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 10 июля

2015 г. № 26).

Федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную

аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования,

утвержденный приказом Министерства образования и науки РоссийскойC

Федерации от 28.12.2018 No 345( с изменениями

и дополнениями).

Примерная

адаптированная

общеобразовательная

программа

курсам

образования

обучающихся

с

умственной

отсталостью (интеллектуальными нарушениями) Вариант 2. - М.: Просвещение, 2019.

Основная образовательная программа начального общего образования, утвержденная приказом директора МКОУ СОШ

10 х.Октябрь от 30.08.2024 №69.

Учебный план МКОУ СОШ 10 х.Октябрь на 2024/2025 учебный год, утвержденный приказом директораА.И.Нестеровой

МКОУ СОШ 10 х.Октябрь от 1.09. 2020 №46

Календарный учебный график МКОУ Зональной СОШ на 2024/2025 учебный год, утвержденный приказом директора

МКОУ СОШ 10 х.Октябрь от 31.08. 2024 № 45.

Положение о рабочей программе учебных предметов, курсов, утвержденное приказом директора от 31.08.2024 № 45.

УМК по предмету «Человек» включает:

Примерная адаптированная общеобразовательная программа курсам образования обучающихся с умственной отсталостью

(интеллектуальными нарушениями) Вариант 2. - М.: Просвещение, 2019.

Содержание рабочей программы и логика его изучения не отличаются от содержания авторской программы. Рабочая программа

предусматривает реализацию практической части авторской программы в полном объеме.

Место учебного предмета «Человек » в учебном плане:

В Федеральном компоненте государственного стандарта «Человек» обозначен как самостоятельный предмет, что подчеркивает его

особое значение в системе образования детей с ОВЗ. Интеграция с другими предметами с учётом общих целей изучения курса,

определённых Федеральным государственным стандартом «Окружающий социальный мир», «Домоводство».

В соответствии с рабочей программой для третьего класса, курс учебного предмета «Человек» рассчитан на 35 ч. (35 учебных

недели), 1 ч. в неделю.

Задачи и направления:

формирование представлений о себе, осознание общности и различий с другими;

представления о собственном теле;

распознание своих ощущений и обогащение сенсорного опыта;

соотнесение себя со своим именем, своим изображением на фотографии, отражением в зеркале;

отнесение себя к определенному полу;

развитие способности осознавать и выражать свои интересы;

формировать представления о возрастных изменениях;

формировать адекватное отношение к своим возрастным изменениям;

формировать умения поддерживать образ жизни, соответствующему возрасту, потребностям и ограничениям здоровья;

формировать умения поддерживать режим дня с необходимыми оздоровительными процедурами;

формирование умений определять своё самочувствие(как хорошее, или плохое),локализировать болезненные ощущения и

сообщать о них взрослому;

формировать умения соблюдать режимные моменты (чистка зубов утром,вечером, мытье рук перед едой, после посещения

туалета);

формировать умения решать возникающие жизненные задачи, связанные с удовлетворением первоочередных потребностей;

формировать умения обслуживать себя;

формировать умения следить за своим внешним видом;

формировать представление о своей семье, социальной роли, бытовой и досуговой деятельности;

2

формирование положительного отношения ребенка к занятиям;

развитие собственной активности ребенка;

формирование устойчивой мотивации к выполнению заданий;

формирование и развитие целенаправленных действий;

развитие планирования и контроля деятельности;

развитие способности применять полученные знания для решения новых аналогичных задач.

Кроме основных, можно выделить и методические задачи:

развитие зрительного восприятия;

развитие зрительного и слухового внимания;

развитие вербальных и невербальных коммуникативных навыков;

формирование и развитие реципрокной координации;

развитие пространственных представлений;

развитие мелкой моторики, зрительно-моторной координации.

3

РАЗДЕЛ 2. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№ п/п

Название раздела

Количество

часов

1

Представления о себе

6

2

Гигиена тела

7

3

Обращение с одеждой и обувью

7

4

Туалет

2

5

Прием пищи

7

6

Семья

5

7

Всего

34

4

РАЗДЕЛ 3. КАЛЕНДАРНО- ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№ п/п

Тема

Количество

часов

Дата по плану

Дата

фактически

Представления о себе (6 часов)

1

Знание назначения частей тела. Узнавание (различение) частей лица человека

(глаза, брови, нос, лоб, рот (губы, язык, зубы). Знание назначения частей лица.

1

2

Называние своего возраста (даты рождения). Знание видов деятельности для

организации своего свободного времени.

1

3

Кожа. Уход за кожей.

1

4

Осанка. Скелет и мышцы человека.

1

5

Питание человека.

1

6

Правила питания.

1

Гигиена тела (7 часов)

7

Подстригание ногтей ножницами. Подпиливание ногтей пилочкой. Очищение

носового хода.

1

8

Расчесывание волос. Соблюдение последовательности действий при мытье и

вытирании волос: намачивание волос, намыливание волос, смывание шампуня

с волос, вытирание волос.

1

9

Соблюдение последовательности действий при мытье и вытирании рук.

1

10

Соблюдение последовательности действий при мытье и вытирании тела.

1

11

Сообщение о состоянии своего здоровья.

1

12

Урок – практикум «Подготовка к уроку физкультуры».

1

13

Обувь сменная, для занятий физкультурой. Уход за обувью. Охрана здоровья и

безопасное поведение. Что делать, если упал, ударился и т.п.

1

Обращение с одеждой и обувью (7 часов)

14

Узнавание (различение) предметов одежды: пальто (куртка, шуба, плащ),

шапка, шарф, варежки, свитер, кофта, рубашка, майка, трусы, брюки, носки.

Узнавание (различение) деталей предметов одежды: пуговицы, молнии,

заклепки, рукав (воротник, манжеты).

1

15

Контроль своего внешнего вида. Различение лицевой (изнаночной), передней

(задней) стороны одежды, верха и низа одежды. Различение правого (левого)

ботинка (сапога, тапка). Выворачивание одежды.

1

5

16

Упражнение в шнуровке.

1

17

Правила ухода за одеждой и обувью

1

18

Путешествие в прошлое одежды

1

19

Аппликация «Чудо – валенки»

1

20

Комплекты одежды. Правила надевания комплектов одежды.

1

Туалет (2 часа)

21

Соблюдение последовательности действий в туалете

1

22

Пользование туалетной бумагой

1

Прием пищи (7 часов)

23

Питье через соломинку. Правила поведение за столом во время приема пищи.

Уборка посуды со стола после еды.

1

24

Приём пищи: завтрак. Правила сервировки стола к завтраку. Протирание стола

после завтрака.

1

25

Столовые приборы.

1

26

О главных правилах поведения за столом.

1

27

Мы дежурим по столовой.

1

28

Обед. Блюда на обед.

1

29

Ужин. Блюда на ужин.

1

Семья (6 часов)

30

Узнавание (различение) членов семьи. Узнавание (различение) детей и

взрослых. Определение своей социальной роли в семье.

1

31

Семья. Семейные традиции.

32

Состав семьи. Члены семьи и родственные отношения.

33

Рисование «Моя семья».

6

34

Мамины профессии.

7

РАЗДЕЛ 4. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Личностные планируемые результаты:

Физические характеристики персональной идентификации:

- определяет свои внешние данные (цвет глаз, волос, рост и т.д.);

- определяет состояние своего здоровья;

Гендерная идентичность

- определяет свою половую принадлежность (без обоснования);

Возрастная идентификация

- определяет свою возрастную группу (ребенок, подросток, юноша);

- проявляет уважение к людям старшего возраста.

«Уверенность в себе»

- осознает, что может, а что ему пока не удается;

«Чувства, желания, взгляды»

- понимает эмоциональные состояния других людей;

- понимает язык эмоций (позы, мимика, жесты и т.д.);

- проявляет собственные чувства;

«Социальные навыки»

- умеет устанавливать и поддерживать контакты;

- умеет кооперироваться и сотрудничать;

- избегает конфликтных ситуаций;

- пользуется речевыми и жестовыми формами взаимодействия для установления контактов, разрешения конфликтов;

- использует элементарные формы речевого этикета;

- принимает доброжелательные шутки в свой адрес;

- охотно участвует в совместной деятельности (сюжетно-ролевых играх, инсценировках, хоровом пении, танцах и др., в создании

совместных панно, рисунков, аппликаций, конструкций и поделок и т. п.);

Мотивационно – личностный блок

- испытывает потребность в новых знаниях (на начальном уровне)

- стремится помогать окружающим

Биологический уровень

- сообщает о дискомфорте, вызванном внешними факторами (температурный режим, освещение и. т.д.)

- сообщает об изменениях в организме (заболевание, ограниченность некоторых функций и т.д.)

Осознает себя в следующих социальных ролях:

- семейно – бытовых;

8

Развитие мотивов учебной деятельности:

- проявляет мотивацию благополучия (желает заслужить одобрение, получить хорошие отметки);

Ответственность за собственное здоровье, безопасность и жизнь

- осознает, что определенные его действия несут опасность для него;

Ответственность за собственные вещи

- осознает ответственность, связанную с сохранностью его вещей: одежды, игрушек, мебели в собственной комнате;

Экологическая ответственность

- не мусорит на улице;

- не ломает деревья;

Формирование эстетических потребностей, ценностей, чувств:

- воспринимает и наблюдает за окружающими предметами и явлениями, рассматривает или прослушивает произведений

искусства;

Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками:

- принимает участие в коллективных делах и играх;

- принимать и оказывать помощь.

Планируемые результаты коррекционной работы:

Уметь называть своё имя.

Уметь показывать части тела (рука, нога, нос, рот, уши, глаза, зубы)

Уметь реагировать на своё имя поворотом головы

Уметь говорить о себе от первого лица

Уметь определять у себя половую принадлежность(девочка, мальчик)

Проявлять интерес к изучению себя, своих физических возможностей (рука, нога, физические потребности –пить, кушать)

Уметь сообщать о необходимости в своих потребностях и желаниях(проситься в туалет, пить, кушать)

Уметь снимать и одевать нижнее бельё (после посещения туалета)

Иметь представление о процессах и алгоритмах мытья рук

Уметь обслуживать себя(держать ложку, пить из кружки)

Знать атрибуты в доступном предметном мире (кружка, тарелка, ложка, раковина)

При планировании предполагаемых результатов (личностных, предметных, базовых учебных действий) предполагается

использовать следующие формулировки:

- создавать предпосылки;

- будет иметь возможность;

- создать условия для формирования (чего либо);

- с помощью педагога выполняет действия;

9

- предоставить возможность;

- сформировать представление (о чем-либо);

- создать условия для формирования представления (о чем-либо).

10

РАЗДЕЛ 5. ЛИСТ ВНЕСЕНИЯ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ

Дата

Содержание

изменений

Нормативный акт,

закрепляющий

изменения

Примечание

11

Дата

Содержание

изменений

Нормативный акт,

закрепляющий

изменения

Примечание

12



В раздел образования