Авторы: Шепелева Мария Владимировна, Выскребенцева Валерия Павловна
Должность: учитель начальных классов, учитель начальных классов
Учебное заведение: МКОУ СОШ 10
Населённый пункт: х.Октябрь Грачевский муниципальный округ Ставропольский край
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Организация работы с детьми с ОВЗ на уроках русского языка и литературы.
Раздел: начальное образование
РАЗДЕЛ 1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Статус документа
Рабочая программа по предмету "Человек" для 3 класса составлена в соответствии с правовыми и нормативными документами:
Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» (от 29.12. 2012 г. № 273-ФЗ);
Приказ Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. № 1599 “Об утверждении федерального
государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями)”;
Санитарно-эпидемиологические
правила
и
нормативы
САНПиН
2.4.2.3286-15
«Санитарно-эпидемиологические
требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную
деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными
возможностями здоровья» (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 10 июля
2015 г. № 26).
Федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную
аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования,
утвержденный приказом Министерства образования и науки РоссийскойC
Федерации от 28.12.2018 No 345( с изменениями
и дополнениями).
Примерная
адаптированная
общеобразовательная
программа
курсам
образования
обучающихся
с
умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) Вариант 2. - М.: Просвещение, 2019.
Основная образовательная программа начального общего образования, утвержденная приказом директора МКОУ СОШ
10 х.Октябрь от 30.08.2024 №69.
Учебный план МКОУ СОШ 10 х.Октябрь на 2024/2025 учебный год, утвержденный приказом директораА.И.Нестеровой
МКОУ СОШ 10 х.Октябрь от 1.09. 2020 №46
Календарный учебный график МКОУ Зональной СОШ на 2024/2025 учебный год, утвержденный приказом директора
МКОУ СОШ 10 х.Октябрь от 31.08. 2024 № 45.
Положение о рабочей программе учебных предметов, курсов, утвержденное приказом директора от 31.08.2024 № 45.
УМК по предмету «Человек» включает:
Примерная адаптированная общеобразовательная программа курсам образования обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) Вариант 2. - М.: Просвещение, 2019.
Содержание рабочей программы и логика его изучения не отличаются от содержания авторской программы. Рабочая программа
предусматривает реализацию практической части авторской программы в полном объеме.
Место учебного предмета «Человек » в учебном плане:
В Федеральном компоненте государственного стандарта «Человек» обозначен как самостоятельный предмет, что подчеркивает его
особое значение в системе образования детей с ОВЗ. Интеграция с другими предметами с учётом общих целей изучения курса,
определённых Федеральным государственным стандартом «Окружающий социальный мир», «Домоводство».
В соответствии с рабочей программой для третьего класса, курс учебного предмета «Человек» рассчитан на 35 ч. (35 учебных
недели), 1 ч. в неделю.
Задачи и направления:
формирование представлений о себе, осознание общности и различий с другими;
представления о собственном теле;
распознание своих ощущений и обогащение сенсорного опыта;
соотнесение себя со своим именем, своим изображением на фотографии, отражением в зеркале;
отнесение себя к определенному полу;
развитие способности осознавать и выражать свои интересы;
формировать представления о возрастных изменениях;
формировать адекватное отношение к своим возрастным изменениям;
формировать умения поддерживать образ жизни, соответствующему возрасту, потребностям и ограничениям здоровья;
формировать умения поддерживать режим дня с необходимыми оздоровительными процедурами;
формирование умений определять своё самочувствие(как хорошее, или плохое),локализировать болезненные ощущения и
сообщать о них взрослому;
формировать умения соблюдать режимные моменты (чистка зубов утром,вечером, мытье рук перед едой, после посещения
туалета);
формировать умения решать возникающие жизненные задачи, связанные с удовлетворением первоочередных потребностей;
формировать умения обслуживать себя;
формировать умения следить за своим внешним видом;
формировать представление о своей семье, социальной роли, бытовой и досуговой деятельности;
2
формирование положительного отношения ребенка к занятиям;
развитие собственной активности ребенка;
формирование устойчивой мотивации к выполнению заданий;
формирование и развитие целенаправленных действий;
развитие планирования и контроля деятельности;
развитие способности применять полученные знания для решения новых аналогичных задач.
Кроме основных, можно выделить и методические задачи:
развитие зрительного восприятия;
развитие зрительного и слухового внимания;
развитие вербальных и невербальных коммуникативных навыков;
формирование и развитие реципрокной координации;
развитие пространственных представлений;
развитие мелкой моторики, зрительно-моторной координации.
3
РАЗДЕЛ 2. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п
Название раздела
Количество
часов
1
Представления о себе
6
2
Гигиена тела
7
3
Обращение с одеждой и обувью
7
4
Туалет
2
5
Прием пищи
7
6
Семья
5
7
Всего
34
4
РАЗДЕЛ 3. КАЛЕНДАРНО- ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п
Тема
Количество
часов
Дата по плану
Дата
фактически
Представления о себе (6 часов)
1
Знание назначения частей тела. Узнавание (различение) частей лица человека
(глаза, брови, нос, лоб, рот (губы, язык, зубы). Знание назначения частей лица.
1
2
Называние своего возраста (даты рождения). Знание видов деятельности для
организации своего свободного времени.
1
3
Кожа. Уход за кожей.
1
4
Осанка. Скелет и мышцы человека.
1
5
Питание человека.
1
6
Правила питания.
1
Гигиена тела (7 часов)
7
Подстригание ногтей ножницами. Подпиливание ногтей пилочкой. Очищение
носового хода.
1
8
Расчесывание волос. Соблюдение последовательности действий при мытье и
вытирании волос: намачивание волос, намыливание волос, смывание шампуня
с волос, вытирание волос.
1
9
Соблюдение последовательности действий при мытье и вытирании рук.
1
10
Соблюдение последовательности действий при мытье и вытирании тела.
1
11
Сообщение о состоянии своего здоровья.
1
12
Урок – практикум «Подготовка к уроку физкультуры».
1
13
Обувь сменная, для занятий физкультурой. Уход за обувью. Охрана здоровья и
безопасное поведение. Что делать, если упал, ударился и т.п.
1
Обращение с одеждой и обувью (7 часов)
14
Узнавание (различение) предметов одежды: пальто (куртка, шуба, плащ),
шапка, шарф, варежки, свитер, кофта, рубашка, майка, трусы, брюки, носки.
Узнавание (различение) деталей предметов одежды: пуговицы, молнии,
заклепки, рукав (воротник, манжеты).
1
15
Контроль своего внешнего вида. Различение лицевой (изнаночной), передней
(задней) стороны одежды, верха и низа одежды. Различение правого (левого)
ботинка (сапога, тапка). Выворачивание одежды.
1
5
16
Упражнение в шнуровке.
1
17
Правила ухода за одеждой и обувью
1
18
Путешествие в прошлое одежды
1
19
Аппликация «Чудо – валенки»
1
20
Комплекты одежды. Правила надевания комплектов одежды.
1
Туалет (2 часа)
21
Соблюдение последовательности действий в туалете
1
22
Пользование туалетной бумагой
1
Прием пищи (7 часов)
23
Питье через соломинку. Правила поведение за столом во время приема пищи.
Уборка посуды со стола после еды.
1
24
Приём пищи: завтрак. Правила сервировки стола к завтраку. Протирание стола
после завтрака.
1
25
Столовые приборы.
1
26
О главных правилах поведения за столом.
1
27
Мы дежурим по столовой.
1
28
Обед. Блюда на обед.
1
29
Ужин. Блюда на ужин.
1
Семья (6 часов)
30
Узнавание (различение) членов семьи. Узнавание (различение) детей и
взрослых. Определение своей социальной роли в семье.
1
31
Семья. Семейные традиции.
32
Состав семьи. Члены семьи и родственные отношения.
33
Рисование «Моя семья».
6
34
Мамины профессии.
7
РАЗДЕЛ 4. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Личностные планируемые результаты:
Физические характеристики персональной идентификации:
- определяет свои внешние данные (цвет глаз, волос, рост и т.д.);
- определяет состояние своего здоровья;
Гендерная идентичность
- определяет свою половую принадлежность (без обоснования);
Возрастная идентификация
- определяет свою возрастную группу (ребенок, подросток, юноша);
- проявляет уважение к людям старшего возраста.
«Уверенность в себе»
- осознает, что может, а что ему пока не удается;
«Чувства, желания, взгляды»
- понимает эмоциональные состояния других людей;
- понимает язык эмоций (позы, мимика, жесты и т.д.);
- проявляет собственные чувства;
«Социальные навыки»
- умеет устанавливать и поддерживать контакты;
- умеет кооперироваться и сотрудничать;
- избегает конфликтных ситуаций;
- пользуется речевыми и жестовыми формами взаимодействия для установления контактов, разрешения конфликтов;
- использует элементарные формы речевого этикета;
- принимает доброжелательные шутки в свой адрес;
- охотно участвует в совместной деятельности (сюжетно-ролевых играх, инсценировках, хоровом пении, танцах и др., в создании
совместных панно, рисунков, аппликаций, конструкций и поделок и т. п.);
Мотивационно – личностный блок
- испытывает потребность в новых знаниях (на начальном уровне)
- стремится помогать окружающим
Биологический уровень
- сообщает о дискомфорте, вызванном внешними факторами (температурный режим, освещение и. т.д.)
- сообщает об изменениях в организме (заболевание, ограниченность некоторых функций и т.д.)
Осознает себя в следующих социальных ролях:
- семейно – бытовых;
8
Развитие мотивов учебной деятельности:
- проявляет мотивацию благополучия (желает заслужить одобрение, получить хорошие отметки);
Ответственность за собственное здоровье, безопасность и жизнь
- осознает, что определенные его действия несут опасность для него;
Ответственность за собственные вещи
- осознает ответственность, связанную с сохранностью его вещей: одежды, игрушек, мебели в собственной комнате;
Экологическая ответственность
- не мусорит на улице;
- не ломает деревья;
Формирование эстетических потребностей, ценностей, чувств:
- воспринимает и наблюдает за окружающими предметами и явлениями, рассматривает или прослушивает произведений
искусства;
Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками:
- принимает участие в коллективных делах и играх;
- принимать и оказывать помощь.
Планируемые результаты коррекционной работы:
Уметь называть своё имя.
Уметь показывать части тела (рука, нога, нос, рот, уши, глаза, зубы)
Уметь реагировать на своё имя поворотом головы
Уметь говорить о себе от первого лица
Уметь определять у себя половую принадлежность(девочка, мальчик)
Проявлять интерес к изучению себя, своих физических возможностей (рука, нога, физические потребности –пить, кушать)
Уметь сообщать о необходимости в своих потребностях и желаниях(проситься в туалет, пить, кушать)
Уметь снимать и одевать нижнее бельё (после посещения туалета)
Иметь представление о процессах и алгоритмах мытья рук
Уметь обслуживать себя(держать ложку, пить из кружки)
Знать атрибуты в доступном предметном мире (кружка, тарелка, ложка, раковина)
При планировании предполагаемых результатов (личностных, предметных, базовых учебных действий) предполагается
использовать следующие формулировки:
- создавать предпосылки;
- будет иметь возможность;
- создать условия для формирования (чего либо);
- с помощью педагога выполняет действия;
9
- предоставить возможность;
- сформировать представление (о чем-либо);
- создать условия для формирования представления (о чем-либо).
10
РАЗДЕЛ 5. ЛИСТ ВНЕСЕНИЯ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ
Дата
Содержание
изменений
Нормативный акт,
закрепляющий
изменения
Примечание
11
Дата
Содержание
изменений
Нормативный акт,
закрепляющий
изменения
Примечание
12