Автор: Маркелова Ольга Николаевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МКДОУ "Языковский детский сад "Теремок"
Населённый пункт: Ульяновская область Карсунский район р/п Языково
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: «Веточка рябины»
Раздел: дошкольное образование
Конспект организованной образовательной деятельности по
нетрадиционному рисованию.
Тема: «Веточка рябины»
Цели:
Учить детей рисовать кисть рябины, используя нетрадиционную
технику пальчикового рисования.
Закрепить представление о соплодиях рябины (кисть, гроздь) и их
строении.
Упражнять в комбинировании различных цветов для изображения ягод.
Развивать цветовосприятие, чувство композиции.
Задачи:
Образовательные:
Расширять и уточнять знания детей о рябине, её внешнем виде и
значении в природе.
Учить узнавать рябину по внешнему виду.
Развивающие:
Развивать любознательность, интерес к природе.
Развивать умение замечать красоту природы.
Развивать связную речь, мелкую моторику.
Развивать творческое воображение.
Воспитательные:
Воспитывать бережное отношение к природе.
Воспитывать аккуратность при работе с красками.
Материал для занятия:
Альбомные листы бумаги (формат А4 или А5).
Набор гуашевых красок: коричневая (для веточки), красная (для ягод),
возможно, немного оранжевой или желтой для оттенков.
Кисти для рисования (тонкие для веточки).
Стаканчики с водой.
Салфетки (влажные и сухие).
Настоящая веточка рябины (если возможно).
Иллюстрации с изображением рябины, птиц, зимующих птиц.
Педагогические эскизы (образцы рисования веточки рябины).
Предварительная работа:
Наблюдение за рябиной на прогулке (если сезон позволяет).
Чтение стихов, загадок, рассказов о рябине и птицах.
Рассматривание иллюстраций.
Ход занятия:
I. Организационный момент и мотивация.
Приветствие:
Воспитатель: Здравствуй, дружочек, здравствуй, дружок!
Скорей становись со мною в кружок.
Руку мне дай, и я тебе дам, и будет весело нам!
Громко мы крикнем на весь белый свет: Люди, привет! Солнце, привет!
Пташек пугать мы не станем – нет, нет, нет,
Ласково скажем – привет, привет!
Создание проблемной ситуации:
Воспитатель: Ребята, посмотрите, к нам прилетел воробей! (Показывает
игрушку или картинку воробья). Он очень просит нас о помощи. У нас во
дворе живет много зимующих птиц, и нам очень хочется их накормить, но
мы не знаем чем? Помогите нам, пожалуйста!
Диалог с детьми:
Воспитатель: Молодцы! Ну что, ребята, поможем птичкам?
Дети: Да!
Воспитатель: А каких зимующих птиц вы знаете?
Дети: (Ответы детей: синицы, воробьи, снегири, вороны и т.д.)
Дидактическая игра «Кого не стало»:
Воспитатель: Молодцы! А теперь давайте поиграем в игру «Кого не стало».
(На столе выкладываются 5-6 картинок зимующих птиц. Воспитатель
предлагает детям назвать всех птиц и запомнить их. Затем дети закрывают
глаза, в это время убирается одна из картинок. Дети открывают глаза и
называют, какой птицы не стало.)
Загадка о рябине:
Воспитатель: Молодцы! А чем у нас питаются зимующие птицы? (Ответы
детей). А еще они питаются отгадайте загадку:
Что за дерево такое
Украшает лес зимою?
Грозди красные на ветках –
Ну-ка угадайте, детки:
Не ольха и не осина,
А красавица (рябина).
Дети: (Ответы детей). Правильно, это рябина. (Показывает картинку с изобра
II. Основная часть.
Беседа о рябине:
Воспитатель: Правильно, это рябина! Посмотрите на картинку (или
настоящую веточку рябины). Ребята, о чем это стихотворение?
(Воспитатель читает стихотворение):
Словно паутинки
Веточки рябинки
Красные – прекрасные
Ягодки атласные
Мы не будем их срывать,
Птички любят их клевать.
Воспитатель: Ребята, давайте рассмотрим ветку рябины. Что у неё есть?
Дети: Ветка коричневого цвета, листочки овальные, вытянутые, очень
хорошо видны ягоды.
Воспитатель: Какого цвета ягоды рябины?
Дети: Красного (оранжевого).
Воспитатель: Какой формы ягоды? Как расположены?
Дети: Круглой, висят.
Воспитатель: Правильно, ягоды округлой формы держатся на веточке –
кисточкой (гроздь).
Воспитатель: Как вы думаете, какую пользу приносит рябина?
Дети: Для красоты, а также плодами зимой кормятся птицы.
Воспитатель: Правильно, рябина очень красивое дерево и полезное. Ягодами
рябины питаются птицы (а именно синички, скворцы и даже вороны). Любят
ягоды и медведи, лоси. Для людей тоже рябина полезна, ягоды и листья.
Физкультминутка:
Воспитатель: А теперь давайте представим, что мы – веточки рябины.
(Дети встают, руки в стороны – это ветки. Наклоняются, покачиваются –
ветер качает ветки. Затем приседают – это ягоды на ветках. Потом встают и
имитируют, как птички клюют ягоды).
III. Практическая часть (рисование).
Объяснение техники рисования:
Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами будем рисовать веточку рябины не
обычным способом, а пальчиками! Это очень интересно.
Сначала мы нарисуем коричневой краской тонкую веточку. Для этого
возьмем кисточку.
А потом, чтобы нарисовать ягоды, мы будем использовать наши пальчики.
Посмотрите, как я буду делать: я окуну кончик пальчика в красную краску и
поставлю отпечаток на бумаге. Вот так, рядом друг с другом, мы будем
рисовать ягодки, чтобы получилась целая гроздь. Можно сделать несколько
гроздей на одной веточке.
Если хотите, чтобы ягодки были разных оттенков, можно добавить немного
оранжевой или желтой краски.
Педагогический показ:
Воспитатель демонстрирует на отдельном листе бумаги, как рисовать
веточку кистью, а затем как рисовать ягоды пальчиками, создавая гроздь.
Показывает, как можно смешивать краски для получения разных оттенков.
Самостоятельная работа детей:
Воспитатель: А теперь приступайте к работе, мои юные художники! Я
уверена, у вас получатся самые красивые веточки рябины!
(Дети садятся за столы. Воспитатель раздает материалы. Во время работы
воспитатель подходит к каждому ребенку, оказывает индивидуальную
помощь, напоминает о правилах работы с красками, поощряет, хвалит за
старание).
IV. Заключительная часть.
Выставка работ:
Воспитатель: Посмотрите, какие замечательные веточки рябины у нас
получились! Давайте устроим выставку наших работ.
(Дети вместе с воспитателем развешивают или выставляют свои рисунки).
Анализ работ и рефлексия:
Воспитатель: Ребята, вам понравилось рисовать пальчиками? Что было
самым интересным? Какие цвета вы использовали? Какие гроздья рябины
получились самыми яркими?
(Дети делятся впечатлениями).
Воспитатель: Вы все сегодня очень постарались! Ваши рисунки получились
чудесными. Теперь мы знаем, как нарисовать красивую веточку рябины, и
как помочь птичкам зимой.
Подведение итогов:
Воспитатель: Сегодня мы с вами узнали много нового о рябине, научились
рисовать ее нетрадиционным способом и помогли нашим пернатым друзьям.
Вы большие молодцы!
Уборка рабочих мест:
Воспитатель: А теперь давайте аккуратно уберем наши рабочие места.
Прощание:
Воспитатель: Спасибо вам за чудесное занятие! До новых встреч!