Автор: Сильченко Елена Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №19"
Населённый пункт: Город Новокузнецк, Кемеровская область
Наименование материала: Консультация для педагогов
Тема: Физическое развитие дошкольников
Раздел: дошкольное образование
1.
Значение спортивных упражнений в физическом развитии детей
В общей системе всестороннего развития человека физическое воспитание ребенка
занимает важное место. Именно в дошкольном возрасте закладываются основы здоровья,
физического развития, формируются двигательные навыки, создается фундамент для
воспитания физических качеств. Большую роль в
физическом воспитании детей
дошкольного возраста играют спортивные игры и упражнения.
Спортивные упражнения способствуют укреплению основных мышечных групп,
развитию костной, сердечно-сосудистой, дыхательной, нервной систем. Они развивают
психофизические качества (ловкость, быстроту, выносливость и др.), а также формируют
координацию
движений,
ритмичность,
ориентировку
в
пространстве,
функции
равновесия.
Во время занятий на свежем воздухе, при различной температуре воздуха в
соответствующей одежде у ребенка повышаются защитные силы организма и обменные
процессы в нем.
Кроме того, занятия спортивными упражнениями способствуют познанию детьми
явлений природы, они приобретают понятия о свойствах снега, воды, льда, скольжении,
торможении; устройстве велосипеда и т.д. У ребенка значительно расширяется словарный
запас, развиваются нравственные качества: товарищеская взаимопомощь, дисциплина,
согласованность действий в коллективе, смелость, выдержка, решительность и другие
свойства личности.
Ухаживая за физкультурным инвентарем, ребенок приобретает трудовые навыки,
приучается к бережливости, аккуратности.
2.
Виды и характеристика спортивных упражнений
Спортивные упражнения делятся:
– зимние (катание на коньках, санках, ходьба на лыжах, скольжение по ледяным
дорожкам).
– летние (катание на велосипеде, самокате, плавание);
3
1). Катание на санках.
Санки сопровождают ребенка всю жизнь. Ребенка первого года жизни на санках катают
взрослые, 2—3-летний ребенок сам возит санки за веревочку, катая кукол. На четвертом
году жизни дети катают на санках друг друга по дорожке.
Постепенно задания усложняются: дети возят друг друга по кругу, «змейкой»,
выполняют различные задания.
Катание на санках не только развлечение для детей – оно оказывает большое влияние
на физическое развитие и закалку организма ребенка (вовлекает в работу почти все
крупные мышечные группы, способствует энергичному обмену веществ в организме,
усиливает функциональную работу внутренних органов). Катание на санках связано с
активным восприятием природы, ориентацией в окружающей среде. Оно связано с
проявлением волевых усилий, с яркими эмоциональными переживаниями. Все это
способствует совершенствованию психических свойств ребенка, его всестороннему
развитию. Движения ребенка отличаются большим разнообразием, требуют развитого
чувства равновесия, предъявляют соответствующие требования к вестибулярному
аппарату, что приводит к более совершенному овладению и управлению движениями.
Вызвать активность, самостоятельность, инициативу помогают окружающая обстановка,
содержание игр и упражнений. Дети приучаются проявлять волю, преодолевать трудности
и препятствия, помогать друг другу.
2). Скольжение по ледяным дорожкам.
Скольжение по ледяным дорожкам, как и другие физические упражнения на открытом
воздухе зимой, способствует предупреждению заболеваний, укреплению защитных сил
организма, повышению работоспособности. При правильно организованном занятии
создаются благоприятные условия для воспитания положительных черт характера
(организованности, дисциплинированности, самостоятельности, активности) и проявления
волевых качеств (смелости, решительности, уверенности в своих силах и т.д.).
Упражнения
выполняются
на
ограниченной
и
скользкой
площади
опоры,
что
способствует развитию чувства равновесия. Умение сохранять равновесие в довольно
сложных условиях и преодолевать появившиеся препятствия – двигательный навык,
необходимый каждому человеку в ежедневной жизни и быту.
3). Ходьба на лыжах.
4
. Обучать детей ходить на лыжах можно уже с трехлетнего возраста. Чистый, морозный
воздух
закаливает
организм,
придает
бодрость,
повышает
работоспособность
и
выносливость. При передвижении на лыжах работают все основные группы мышц,
усиливается дыхание и кровообращение. Красивая природа создает хорошее настроение,
положительно влияет на нервную систему. Большая динамическая работа ног при ходьбе
на лыжах оказывает укрепляющее воздействие на формирование детской стопы, помогает
предупредить развитие плоскостопия. Катание на лыжах способствует развитию
пространственных
ориентировок,
координации
движений.
Благодаря
регулярным
занятиям на свежем воздухе дети меньше болеют простудными заболеваниями.
Во время лыжных прогулок и занятий ребятам приходится выполнять разнообразные
действия: спускаться со склона, делать повороты, подниматься на гору определенным
способом. Это способствует воспитанию у них морально-волевых качеств; смелости,
решительности, приучает преодолевать трудности и препятствия, формирует выдержку,
воспитывает чувство дружбы, взаимопомощи.
4). Катание на коньках.
Катание на коньках развивает основные группы мышц, особенно ног. У малышей
слабы мышцы стопы, голеностопные суставы. При катании на коньках чередуется
напряжение с расслаблением мышц ног, что благоприятно влияет на укрепление свода
стопы.
Во время занятий ребенок дышит свежим, прохладным воздухом, в результате чего
повышается сопротивляемость простудным заболеваниям верхних дыхательных путей,
ангиной и т.д. Систематические занятия катанием на коньках благоприятно отражаются на
развитии
вестибулярного
аппарата.
В
результате
тренированности
улучшается
способность удерживать равновесие на одной ноге. Во время занятий дети привыкают к
определенной дисциплине, приучаются к аккуратности, порядку. В упражнениях с
коньками на льду всегда существует опасность падения. Занятия катанием на коньках
способствуют воспитанию таких ценных черт характера, как смелость, решительность,
уверенность в своих силах.
Катание на коньках доступно детям подготовительной к школе группы.
5). Катание на велосипеде.
Катание на велосипеде способствует развитию ориентировки детей в пространстве,
5
сохранению равновесия, развитию таких качеств, как выносливость, скорость, ловкость,
смелость, уверенность в своих силах. Умение ездить на велосипеде представляет собой
сложное двигательное действие. Основная трудность состоит в сохранении равновесия,
так как опорная поверхность мала, а центр тяжести ребенка расположен высоко. Поэтому
дошкольники вначале обучаются катанию на трехколесном велосипеде. Трехлетние дети
без помощи взрослого с большим удовольствием свободно катаются на трехколесном
велосипеде. Трехлетние дети без помощи взрослого с большим удовольствием свободно
катаются на трехколесном велосипеде. Затем в возрасте 4 – 5 лет они без особого труда
могут научиться кататься на двухколесном велосипеде.
К основным действиям катания на велосипеде относятся следующие умения: садиться
на велосипед и сходить с него, педалировать, тормозить и останавливаться, сохранять при
езде избранное направление, умение ездить, держась за руль одной рукой и выполняя
другой различные движения. Кроме того, необходимо приспособить свои действия к
окружающей среде: ездить, соблюдая определенное построение, правила уличного
движения и т.д.
Вначале необходимо научить детей водить велосипед с правой стороны ,держа руль
обеими руками так, чтобы при движении педали не касались ног.
6). Катание на самокатах, спортроллерах.
В детских садах применяются самокаты разной конструкции: на резиновых колесах, в
виде небольшой узкой платформы на трех роликах; спортроллеры – самокаты
усовершенствованной конструкции.
Катание на самокатах практикуется в старших группах. Оно способствует развитию
динамического
равновесия,
ориентировки
в
пространстве,
глазомера,
ловкости,
выносливости, укрепляет мышцы ног. Катание на самокатах способствует воспитанию
смелости, настойчивости, взаимопомощи и т.п.
Катание на самокатах, спортроллерах не представляет больших трудностей для детей.
К
основным
действиям
относятся
следующие
умения:
управление
самокатом,
отталкивание ногой, катание.
7). Плавание.
Купание, игры и развлечения на воде, плавание – прекрасный источник закаливания и
укрепления здоровья детей. Кратковременные мышечные нагрузки, соответствующие
6
физическим
возможностям
детей,
чередуясь
с
частым
отдыхом,
оказывают
положительное влияние на развитие сердечно-сосудистой системы. При выполнении
плавательных движений дыхание становится глубоким. А глубокое дыхание является
мощным профилактическим средством, предупреждающим заболевания дыхательных
путей. Физическая нагрузка и усиленная деятельность дыхательных мышц при вдохе и
выдохе в воде укрепляют и развивают дыхательную мускулатуру, улучшают подвижность
грудной клетки, увеличивают жизненную емкость легких.
Плавательные
движения
способствуют
формированию
правильной
осанки,
предупреждают развитие плоскостопия.
Во время пребывания ребенка в воде, особенно в открытых водоемах, на его организм
влияют не только плавательные движения, но и вода, воздух, солнечные лучи. Это
повышает
устойчивость
организма
к
простудным
заболеваниям.
Тело
ребенка,
продвигаясь по поверхности воды, подвергается легкому, приятному и полезному
массажу, что оказывает благоприятное воздействие на периферическую нервную систему.
Игры и развлечения на воде вызывают у детей положительные эмоции и имеют огромное
воспитательное
значение.
Они
создают
условия
для
воспитания
смелости,
дисциплинированности, умения подчинить страх своей воле, проявить ее при выполнении
задания.
8). Катание на роликовых коньках.
Катание на роликовых коньках способствует укреплению свода стопы, повышению
устойчивости вестибулярного аппарата, совершенствованию динамического равновесия.
В процессе занятий ребята получают первоначальные сведения о технике катания,
готовятся к катанию на льду. Катание на роликовых коньках связано с опасностью упасть
и нередко вызывает страх у детей. Но подготовительные упражнения на траве и асфальте,
систематическая тренировка и помощь воспитателя избавляют детей от страха и
способствуют развитию положительных черт характера.
Умение кататься на роликовых коньках представляет собой сложное двигательное
действие, включающее комплекс компонентов: положение туловища, отталкивание и
правильное скольжение, сохранение равновесия. Одна из основных трудностей состоит в
сохранении равновесия при скольжении по асфальту на ограниченной площади опоры, в
освоении общего ритма движений.
7
В практику работы детских садов катание на роликовых коньках вошло сравнительно
недавно, и опыт работы невелик. Учить дошкольников кататься на роликовых коньках
можно в старшей группе.
3.
Организация и методика проведения спортивных упражнений с детьми
дошкольного возраста
Наиболее эффективной формой обучения дошкольников спортивным играм и
упражнениям являются организованные занятия на прогулках.
Основной целью занятий спортивными играми и упражнениями является ознакомление
детей со спортивными играми и упражнениями, закладывание азов правильной техники.
Отличительная
черта
занятий
спортивными
играми
и
упражнениями
–
их
эмоциональность. Положительный эмоциональный тонус является важной предпосылкой
здоровья, предупреждает различные заболевания, поддерживает интерес к физическим
упражнениям.
Игровая форма проведения занятия является основой методики обучения спортивным
играм и упражнениям. Занятие должно проходить как занимательная игра. Нельзя
допускать монотонности, скуки, сами движения и игры должны доставлять ребенку
удовольствие;
поэтому
важно,
чтобы
занятие
содержало
интересные
для
детей
двигательные задания, игровые образы, неожиданные моменты.
Обучение спортивным играм и упражнениям протекает более успешно при реализации
всех общедидактических принципов. Особенно важно обеспечить доступность учебного
материала и индивидуальный подход к детям, так как спортивные упражнения и игры
являются довольно сложными для дошкольников. При подборе физических упражнений
необходимо учесть возрастные особенности, возможности ребенка и на их основе
определить посильные для него задания. Целесообразно использовать подводящие
упражнения, которые помогут быстрее научить детей избранному двигательному
действию. Подводящие упражнения включают в себя движения, сходные по структуре с
главными элементами техники того действия, которым предстоит овладеть.
Подводящими упражнениями могут служить:
1.
Отдельные части изучаемого двигательного действия.
2.
Имитация изучаемых двигательных действий.
8
3.
Непосредственно изучаемое двигательное действие, которое выполняется в
облегченных условиях. Такие упражнения особенно важны при обучении новым
двигательным действиям, связанным с возможностью падений и травм.
4.
Само изучаемое двигательное действие, выполняемое в замедленном темпе. При
выполнении упражнения в замедленном темпе ребенку легче контролировать свои
движения, и он допускает меньше ошибок.
Не менее важна индивидуализация процесса обучения спортивным упражнениям и
играм. Индивидуальный подход достигается при подборе методов обучения и воспитания
в зависимости от степени усвоения учебного материала каждым ребенком, при учете
реакции его организма на физическую нагрузку. Содержание занятий строится с учетом
физической подготовленности, индивидуальной одаренности детей к определенному виду
движений и их желаний.
В процессе обучения спортивным упражнениям и играм чрезвычайно важно
обеспечить сознательное освоение действий. Понимание детьми смысла действий
ускоряет процесс формирования навыков, способствует умению в последующей
двигательной
деятельности
самостоятельно
подбирать
эффективные
действия
и
целесообразно их применять.
Занятие спортивным играм и упражнениям, как и занятие, обучающее основным
движениям,
состоит
из
трех
взаимосвязанных
частей:
вводной,
основной
и
заключительной.
Вводная часть занятия может варьироваться в зависимости от содержания упражнений
в основной части занятий. В этой части занятий проводится разминка с целью подготовки
организма ребенка к более интенсивной работе в основной части. Важной задачей первой
части занятия является развитие интереса у детей к предстоящим движениям и
сосредоточение их внимания на изучаемом материале. В эту часть занятия можно
включать и упражнения, подводящие к изучению движений в основной части занятия.
Продолжительность вводной части во второй младшей группе от 3 до 4 мин, в средней –
от 4 до 5 мин, в старшей – от 4 до 6 мин. Например, в обучении ходьбе на лыжах входят
разнообразные движения с лыжами: дети должны научиться поочередно поднимать то
правую, то левую ногу с лыжей, делать повороты на лыжах переступанием вправо и влево
вокруг пяток лыж (задний конец лыж при этом остается в неподвижном состоянии),
переставлять лыжи "лесенкой" и др. Или же во вводной части им можно предложить
9
знакомые общеразвивающие упражнения, разные виды бега, подвижные игры, не
требующие много времени на объяснение, перегруппировку детей.
В основной части
занятия намечаются задачи по обучению детей спортивным
упражнениям и играм, по воспитанию физических качеств. Сначала идет ознакомление с
материалом, затем – повторение и закрепление уже изученного и совершенствование уже
имеющихся навыков.
Содержание основной части занятия может быть разнообразным: упражнения, игры,
эстафеты и т.д. Здесь сочетаются упражнения более интенсивные с менее интенсивными,
что обеспечивает оптимальный уровень физической и умственной нагрузки на организм
ребенка. Движения подбираются энергичные, быстрые, требующие выносливости,
повышающие функциональное состояние организма. Продолжительность основной части
занятия от 12 до 20 мин.
Целью заключительной части занятия является снижение общей возбудимости
функции организма и приведение его в относительно спокойное состояние. При этом
пульс ребенка снижается и приближается к норме. Эту часть занятий составляют ходьба в
сочетании с дыхательными упражнениями, а также упражнения, способствующие
расслаблению
разных
мышечных
групп,
или
спокойная
игра.
Противопоказаны
упражнения с длительными статическими положениями тела. Продолжительность
заключительной части занятия во второй младшей группе 3 мин, в средней – 4 мин, в
старшей – 5 мин.
В педагогической практике детских садов существует несколько вариантов занятий
спортивными играми и упражнениями. Наиболее распространены занятия, в которых игры
и упражнения сочетаются. Но особенно привлекательным для детей является такой
вариант занятия, который строится только на играх. Занятия, содержание которых состоит
только из игр, чаще всего проводятся с целью закрепления и совершенствования
двигательных действий. Особо благоприятные условия проведения занятий такого типа
создаются в старших группах, когда дети знают много игр и имеют соответствующий
арсенал двигательных навыков.
10
4. Планирование спортивных упражнений (конспекты летних и зимних видов
спортивных упражнений).
Примерное планирование спортивных упражнений в ходе выполнения режимных
моментов деятельности детского сада
Младшая группа
Средняя группа
Старшая группа
Подготовительная
группа
1-2 раза в неделю
15-20 минут
1-2 раза в неделю
20-25 минут
1-2 раза в неделю
25-30 минут
1-2 раза в неделю
25-30 минут
Катание на санках
Примерный план занятия в средней группе
Задачи: учить детей спускаться на санках с горы, закреплять навыки катания друг
друга. Развивать умения ориентироваться в пространстве, быстро реагировать на сигнал.
Место: снежная площадка и небольшая ровная снежная гора.
Инвентарь: санки в соответствии с количеством детей, 10 красных и 1 зеленый флажок.
Часть
занятия,
время
Содержание занятия
Дозиров
ка
занятия
Организац
ионно-метод
ические указа
ния
1 часть,
4–5
мин
1. Везти санки со снегом.
2. Подвижная игра «Тройка». Дети разделяются на
группы по 3 человека. Первые номера каждой тройки
везут санки, вторые – садятся на санки, а третьи –
встают сзади для подталкивания. По сигналу играющие
везут санки до установленного ориентира, огибают его и
возвращаются к стартовой линии. Затем дети меняются
ролями. Игра закончится тогда, когда каждый из тройки
побывает во всех ролях. Выигрывает тройка, быстрее
всех закончившая игру.
1 мин
3–4
мин
Каждый
ребенок
с
санками
Дети
каждый
раз
обязательно
меняются
ролями
2 часть,
16 мин
1.
Подвижная
игра
«Светофор».
Дети
распределяются по два: один везет санки, другой сидит.
На площадке отмечается улица шириной в 2 – 3 м. около
нее
стоит
регулировщик
с
красным
и
зеленым
флажками и регулирует движение по дороге. Через
определенное время игры дети меняются ролями.
2. Кататься с горы при помощи воспитателя. Везти
санки на гору, поставить их в сторону ската, сесть, ноги
поставить на полозья, руками держаться за шнур. После
спуска быстро уйти с дорожки и приехать в указанное
5 мин
6 мин
Движение
по
улице
проходит
в
одном
направлении
Каждый
ребенок имеет
санки.
11
место.
3. Самостоятельно спускаться с горы, уходить с
дорожки и объезжать расставленные внизу препятствия,
толкая санки сзади.
5 мин
Спускаться
только
тогда,
когда свободен
скат.
Дополните
ль-
ное задание
дается
тогда,
когда
одновременно
занимаются
много детей и
им приходится
ждать
своей
очереди
при
спуске.
3 часть,
3
–
4
мин
1.
Упражнения
на
расслабление,
дыхательные
упражнения.
2. Почистить санки от снега, поставить на место.
2 мин
Скольжение по ледяным дорожкам
Примерный план занятия в старшей группе
Задачи: учить скольжению по ледяной дорожке, выполняя дополнительные задания.
Формировать
умение
сохранять
равновесие,
развивать
координацию
и
ловкость
движений, глазомер. Учить дружно действовать в коллективе.
Место: территория детского сада.
Инвентарь: 2 ледяные дорожки длиной 7 – 8 м (лучше, если они расположены
параллельно на расстоянии 1 м друг от друга), 2 кегли.
Часть
занятия,
время
Содержание занятия
Дозиро
в
ка
занятия
Организац
ионно-метод
ические указа
ния
1 часть,
4 – 5 мин
Быстрая ходьба, медленный бег
Ходьба высоко поднимая колени
Бег в среднем темпе
Общеразвивающие упражнения:
А). И.п. – основная стойка, руки к плечам, локти в
стороны;
1 – 4 – круговое вращение в плечевом суставе
вперед;
5 – 6 – то же назад;
Б). И.п. – ноги на ширине плеч, руки вверху;
1 – наклон вперед с поворотами к правой ноге и
хлопок между ног (выдох);
20-30 с.
10-12 с.
25 с.
12 раз
6-8 раз
Быстрый
темп
выполнения
При наклоне с
поворотом ноги
не
сгибать,
пятки от пола не
отрывать
12
2 – выпрямиться (вдох);
3 – 4 – то же к другой ноге
В). И.п. – основная стойка;
1 – 2 – присесть, колени врозь, руки за головой;
3 – 4 – и.п.
6-8 раз
Быстрый
темп
выполнения
2 часть, 12
– 14 мин
Скольжение по ледяной дорожке
1. Произвольное скольжение по ледяной дорожке с
разбега (4 – 5 шагов)
2. Произвольное скольжение по ледяной дорожке
после разбега и энергичное отталкивание
3. Во время скольжения руки сложить за спиной
4. Проскользить по ледяной дорожке, присесть и
выпрямиться
5.
Подвижная
игра
«Эстафета».
Дети
распределяются на команды по числу ледяных дорожек
и становятся на указанные места. Напротив каждой
дорожки
ставится
кубик
(расстояние
5–8
м
от
дорожки). После сигнала воспитателя стоящие впереди
игроки каждой команды скользят по ледяной дорожке,
обегают флажки и становятся в конце своей колонны.
То же повторяют и следующие игроки. Выигрывает та
команда, которая быстрее заканчивает игру
2-3 раза
2-3 раза
3-4 раза
5-6 мин
Чтобы дети не
замерзли
при
ожидании своей
очереди,
после
скольжения
можно
ввести
дополнитель-
ное задание
Сохранять
равновесие
Если ребенок не
сможет
проскользить
всю дорожку до
конца, то бежит
от
того
места,
где остановился,
по снегу
3 часть,
3 – 4 мин
1. Спокойная ходьба. Упражнение на расслабление
2.
Свободная
игра
детей
на
площадке
или
скольжение по ледяной дорожке желаемыми способами
1 мин
2-3 мин
Ходьба на лыжах
Примерный план занятия в старшей группе
Задачи: закреплять навыки широкого скользящего шага, учить спускам со склона в
низкой стойке и подъему на него «лесенкой». Развивать умение передвигаться в
определенном направлении, не мешая друг другу, воспитывать смелость.
Место: парк или лес (недалеко от детского сада).
Инвентарь: лыжи и палки по количеству детей, 4 кубика.
Часть
занятия,
время
Содержание занятия
Дозиров-
ка
занятия
Организован-
но-методичес-
кие указания
1 часть,
4 – 5 мин
Взять лыжи, перенести их к месту занятий, разложить
на снегу
1. Пробежка без лыж
2. Упражнения на лыжах:
Ходьба на лыжах на месте, поочередное поднятие то
правой, то левой ноги с лыжей, боковые шаги на
3 мин
30 с
1-2 мин
13
лыжах вправо и влево
2 часть,
15
–
20
мин
1. Ходьба по учебной лыжне (80 – 100 м) скользящим
шагом
2.
Игра
«У
кого
будет
меньше
шагов».
Дети
становятся на стартовой линии. На расстоянии 20 м от
старта отмечается кубиками финиш. Дети проходят
обычным шагом без палок отмеченную дистанцию,
стараясь как можно дольше скользить на одной ноге.
Подсчитать,
за
сколько
шагов
ребенок
пройдет
дистанцию
3.
На
лыжной
площадке
имитировать
подъем
«лесенкой»
4.
Принять
низкую
стойку
лыжника
на
месте,
имитируя спуск со склона
5.
Подняться
на
пологий
склон
«лесенкой»
и
спуститься в низкой стойке
10-12
мин
4-5 мин
2-3 раза
3-4 раза
2 раза
Обращать
внимание
на
правильную
посадку
лыжника
(нога
согнута
в
коленном
суставе)
Следить за тем,
чтобы
правая
рука выносилась
вперед вместе с
левой ногой, а
левая
рука-с
правой ногой.
Переставлять
лыжи
приставным
шагом
Воспитатель
исправляет
ошибки
При
подъеме
лыжи ставить на
ребро, опи-
раться палками
3 часть,
4 – 5 мин
1. Ходьба по учебной лыжне
2. Возвратиться к месту сбора
3. Очистить лыжи от снега, скрепить, поставить в
стойку
1-2 круга
3-5 мин
Вернуться
спокойно
на
участок
детского сада
Катание на велосипеде
Примерный план занятия в старшей группе
Задачи: упражнять детей в педалировании, формировать умение делать повороты
направо и налево, развивать внимание и ориентировку в пространстве, воспитывать
смелость и выдержку.
Место: велосипедная дорожка.
Инвентарь: 12 – 14 велосипедов (один велосипед на двоих детей).
Часть
занятия,
время
Содержание занятия
Дозиров-
ка
занятия
Организован-
но-методичес-
кие указания
1 часть,
7 – 8 мин
1. Подготовка велосипеда
2. Сесть на велосипед, проехать 5 – 8 м вперед
2 мин
2-3 мин
Один
ребенок
14
сохраняя равновесие
3. Сесть на велосипед, проехать до ориентира 20 –
30 м и сойти с него
3 мин
держит
велосипед,
другой–садится
2 часть,
14 мин
1. Быстро ехать сильно нажимая на педали (20 – 30
м)
2. Ездить по кругу (диаметр 8 – 10 м) в медленном
темпе
3. Ездить по кругу в среднем темпе
4. Ездить по прямой произвольно, регулируя темп
педалирования
5.
Ездить
медленно
«змейкой»,
сохраняя
равновесие и не выезжая за линию
2 мин
3 мин
3 мин
3 мин
4 мин
Спину
держать
прямо
Объяснить
детям,
что
велосипед
поворачивается
в ту сторону, в
которую
поворачивается
руль. Сохранять
расстояние 3-4 м
один от другого
Ездить
то
быстро,
то
медленно
3 часть,
4 мин
Поставить велосипеды на место и выполнить
упражнения
на
восстановление
осанки
и
расслабление:
А). И.п. – ноги на ширине плеч, руки опущены
вниз;
1 – 2 – поднять руки вверх (глубокий вдох);
3 – 4 – опустить руки вниз (выдох);
Б). И.п. – ноги на ширине плеч, руки, согнутые в
локтях, за головой;
1 – отвести локти назад (глубокий вдох);
2 – и.п. (выдох)
В). Встать около столба, дерева. Придерживаться
одной рукой, другая свободна;
1 – поднять правую согнутую в колене ногу вверх;
2 – быстро опустить расслабленную ногу вниз
6-7 раз
5-6 раз
5-6 раз
Подтянуться
вверх,
посмотреть
на
руки
Затем
упражнение
повторить левой
ногой
Катание на самокатах, спортроллерах
Примерный план занятия в старшей группе
15
Задачи: учить детей самостоятельно кататься на самокате по прямой отталкиваясь
одной ногой, совершенствовать умения вести самокат с поворотами направо, налево,
«змейкой».
Развивать
глазомер,
ориентировку
в
пространстве,
воспитывать
организованность.
Место: велосипедная дорожка.
Инвентарь: 12 – 14 самокатов (один самокат на двоих детей), 5 кубиков, 1 мяч.
Часть
занятия,
время
Содержание занятия
Дозиров-
ка заня-
тия
Организацион-
но-методичес-
кие указания
1 часть,
4-5 мин
1. Подготовка самокатов
2. Вести самокат по прямой, держась за руль обеими
руками
3. Стоя на месте поворачивать руль самоката
направо, налево
4. Вести самокат и по ходу движения делать
повороты налево и направо
1,5-2 мин
1 раз, 10-
15 м
6-8 раз
2 раза
Радиус поворо-та
выбирает
сам
ребенок
2 часть, 12
– 13 мин
1. Вести самокат по кругу в левую и правую сторону
2. Ездить на самокате отталкиваясь правой, затем
левой ногой при поддержке воспитателя
3. Ездить по прямой отталкиваясь правой и левой
ногой самостоятельно
4. Эстафета «Чья команда быстрее». Дети распре-
деляются на команды по 4 –5 игроков, которые
становятся
друг
за
другом.
Напротив
каждой
команды (на расстоянии 5 – 8 м) ставят кубики или
другие предметы. У ребят, стоящими первыми, –
самокаты.
После
сигнала
воспитателя
игроки
начинают движение отталкиваясь правой ногой до
кубика, делают поворот и возвращаются обратно
отталкиваясь уже левой ногой. Затем самокаты
передают следующим товарищам по команде, а сами
становятся в конец колонны. То же повторяют и
другие игроки которой быстрее выполнят задание
2-4 раз
2-4 раза
2-4 раза
2-3 раза
Радиус
круга
постепенно
уменьшать
Необходимо
обеспечить
страховку детей
Развивать
способность
согласовывать
свои действия с
действиями
товарищей,
воспитывать
ответственность
и
организованность
3 часть,
3 мин
Малоподвижная игра. Дети становятся в круг, в
середину круга кладут мяч. Один из ребят (которого
назначает воспитатель) закрывает глаза и делает
поворот кругом. Затем он должен не глядя пройти до
мяча и ударить по нему ногой
3 мин
Способствовать
развитию
ориентировки
детей в простран-
стве, расслабле-
нию мышц ног,
постепенно
переключать
детей
на
более
спокойную
деятельность
16
Плавание
Примерный план занятия во второй младшей группе
Задачи: приучать детей входить в воду, играть, купаться в воде, свободно
передвигаться в ней, уметь ориентироваться, воспитывать у ребят смелость.
Место: плавательный бассейн.
Инвентарь: разные игрушки по количеству детей.
Часть
занятия,
время
Содержание занятия
Дозиров-
ка
занятия
Организованно-
методические
указания
1 часть,
3 мин
На суше. 1. Ходьба, бег друг за другом по кругу
2. Общеразвивающее упражнения:
А). Принять основную стойку, вращать прямые
руки вперед, назад (обе одновременно)
Б).
Поставить
ноги
врозь,
руки
на
поясе;
наклониться вперед, назад, в стороны
В). Из основной стойки присесть, встать
1 мин
6-8 раз
5-6 раз
7-8 раз
Можно
повторить
движение
вращая
руки поперемен-
но
2 часть,
13
–
15
мин
В воде. 1. Войти в воду группой, держась за руки,
поплескать руками воду
2. Помыть руки, лицо, плечи, полить водой на себя
3. Ходить по дну в разных направлениях, помогать
себе гребковыми движениями рук
4. Подвижная игра «Море волнуется!». Дети
становятся в круг. По команде воспитателя «Море
волнуется» они разбегаются по бассейну. Когда
воспитатель
произнесет
«Море
успокоилось!»,
дети должны быстро занять свои места в круге.
Воспитатель говорит: «Раз, два, три – вот на место
встали мы». Не нашедший за это время своего
места в круге считается проигравшим
5. Ходьба и бег парами, держась за руки
6. Присесть, погрузиться в воду по шею, до
подбородка
7. Передвигаться по дну на руках
1 мин
1 мин
1-2 мин
6 мин
2 мин
1-2 мин
2 мин
Нельзя
трогать
друг друга
3 часть,
3 – 4 мин
Свободная игра детей в воде с игрушками
3-4 мин
Воспитатель дол-
жен
внимательно
следить
за
всеми
детьми
17
Список литературы
1.
Адашкявичене, Э.И. Спортивные игры и упражнения в детском саду [Текст] /
Э.И. Адашкявичене. - М.: Просвещение, 1992. – 159с.
2.
Степаненкова, Э.Я. Теория и методика физического воспитания и развития
ребенка [Текст] / Э.Я. Степаненкова. – М., Изд. Центр «Академия», 2001г. –
368с.
3.
Хухлаева, Д.В. Методика физического воспитания детей дошкольного возраста
[Текст] / Д.В. Хухлаева. – М., 1986г.
4.
Шебеко, В.Н. Физическое воспитание дошкольников [Текст]: учебное пособие
для средних педагогических учебных заведений / В.Н. Шебеко, Н.Н. Ермак,
В.А. Шишкина,– М.: Изд. Центр «Академия», 1996г. – 192с.
5.
Голощекина, М.П. Лыжи в детском саду [Текст] / М.П, Голощекина. – М.:
1972г.
6.
Кожухова Н.Н. Методика физического воспитания и развития ребенка [Текст]:
учебное пособие для студентов / Н.Н. Кожухова, Л.А. Рыжкова, М.М. Борисова,
– М.: Издательский центр «Академия», 2008 – 352с.
7.
Детство:
Примерная
образовательная
программа
дошкольного
образования[Текст] / Т.И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцева и др. —
СПб. : ООО«ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2014.
18