Автор: Котыш Елена Петровна
Должность: преподаватель литературы
Учебное заведение: ГБПОУ НСО "Новосибирский автотранспортный колледж"
Населённый пункт: Новосибирск
Наименование материала: методическая разработка урока
Тема: Поэзия А.Фета как выражение идеала и красоты
Раздел: среднее профессиональное
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ
Государственное бюджетное профессиональное образовательное
учреждение Новосибирской области
«Новосибирский автотранспортный колледж»
Методическая разработка урока
«Поэзия А.Фета как выражение идеала и красоты»
Котыш Елена Петровна,
преподаватель
русского языка и литературы,
ГБПОУ НСО
«Новосибирский автотранспортный колледж»
Новосибирск, 2025
1. Общая методическая идея урока
Урок направлен на осмысление эстетической концепции поэзии А.А.
Фета, понимание красоты как высшей ценности искусства и выявление
особенностей художественного мира поэта. Методическая концепция урока
строится на сочетании аналитической, эмоционально-образной и творческой
деятельности студентов, что соответствует природе фетовской лирики.
Ключевая идея урока — показать, что поэзия Фета не отражает социальную
действительность
напрямую,
а
создает идеальный
мир
гармонии,
противопоставленный хаосу реальности.
2. Место урока в учебном курсе
Данный урок проводится в разделе, посвящённом русской поэзии
второй половины XIX века, и логически связан с изучением творчества Н.А.
Некрасова. Сопоставление эстетики «чистого искусства» и гражданской
лирики позволяет углубить представление студентов о многообразии
художественных направлений эпохи.
3. Целевые ориентиры урока
При разработке урока ориентироваться на три группы целей:
Образовательные цели:
•
сформировать представление о поэзии как форме выражения идеала и
красоты;
•
раскрыть эстетические взгляды А.А. Фета и сущность теории «чистого
искусства»;
•
научить
анализировать
лирическое
произведение
с
опорой
на
художественные приёмы.
Развивающие цели:
•
развивать образное и ассоциативное мышление;
•
совершенствовать навыки выразительного чтения и поэтического
анализа;
•
формировать умение работать с текстом в группе и аргументировать
свою позицию.
Воспитательные цели:
•
воспитывать эстетический вкус и эмоциональную отзывчивость;
•
формировать ценностное отношение к красоте, гармонии, любви как
вечным категориям культуры.
4. Методические приемы и подходы
При разработке урока использованы следующие методические подходы:
•
Эвристическая беседа — для постановки проблемных вопросов («Где
человек находит красоту?», «Почему поэзия Фета далека от социальных
тем?»);
•
Комментированное и выразительное чтение — как основной способ
погружения в художественный мир поэта;
•
Сравнительный анализ
— при сопоставлении эстетики Фета и
Некрасова;
•
Групповая и парная работа
— при анализе стихотворений и
заполнении таблиц;
•
Творческие
задания
(восстановление
строк,
синквейн)
—
для
активизации личностного восприятия поэзии.
5. Организация работы с художественным текстом
Особое внимание на уроке уделено анализу стихотворений:
•
«Я пришёл к тебе с приветом»
•
«Одним толчком согнать ладью живую…»
•
«Кот поёт, глаза прищуря…»
•
«Шёпот, робкое дыханье…»
•
«Это утро, радость эта…»
Анализ текста выстраивался по следующей логике:
1.
Эмоциональное восприятие текста;
2.
Определение темы и образов;
3.
Выявление художественных приёмов (безглагольность, звукопись,
олицетворение, психологический параллелизм);
4.
Формулирование вывода о том, как через поэтическую форму
выражается идеал красоты.
6. Особенности этапа рефлексии
Рефлексия направлена не только на оценку деятельности студентов, но и на
осмысление ими философии поэзии Фета. Эффективны формулы:
•
«Сегодня я понял, что…»
•
«Поэзия Фета научила меня…»
•
«Для меня красота в поэзии — это…»
7. Общие методические указания:
•
Создать эмоциональный фон урока (музыка, видеоряд, выразительное
чтение);
•
Избегать излишне рационального анализа — поэзия Фета требует
чувственного восприятия;
•
Поощрять индивидуальные интерпретации;
•
Подчёркивать актуальность фетовской эстетики для современного
человека.
Тема урока: Поэзия Фета как выражения идеала и красоты
Тип урока: Комбинированный.
Усвоение новых знаний, формирование и
совершенствование умений и навыков
Дата урока:
Преподаватель:
Образовательные ресурсы: Обернихина Г.А. Литература. Учебник. В 2 ч.: Часть 1.
Учебник для среднего профессионального образования. – Москва, 2019.
Вид используемых на уроке средств ИКТ: Компьютер, проектор
Оборудование: проектор, экран, компьютер, видеозаписи записи стихотворений,
презентации: «Краткая биография поэта», «Понятие импрессионизма», раздаточный
материал (рабочие листы, карточки с текстами для восстановления стихотворений,
задания для групп).
План урока:
1. Организационный момент (создание эмоционального настроя)
2. Целеполагание
3. Актуализация знаний: особенности мировоззрения в творчестве поэта, выявление цели
прихода Фета в поэзию.
4. Изучение нового материала: концепция красоты Фета, основные принципы «чистого
искусства» и «гражданской лирики», художественных приёмов «чистого искусства»
5. Первичное закрепление пройденной темы: импрессионизм в живописи и в стихах,
«Лаборатория поэтического анализа»
6. Рефлексия: студенты дают оценку своей деятельности на уроке
7. Подведение итогов урока.
8. Домашнее задание
Цель урока: создание условий для осмысления эстетических основ лирики А.А. Фета,
выявления особенностей воплощения идеала и красоты в его поэзии.
Задачи урока:
Обучающие:
- познакомить студентов с основными вехами биографии А.А. Фета, повлиявшими на его
творчество;
- раскрыть сущность теории «чистого искусства», представителем которой был Фет.
- проанализировать ключевые темы и мотивы лирики Фета;
- показать новаторство поэта в области поэтического языка (импрессионизм,
музыкальность).
Развивающие:
- развивать навыки анализа лирического произведения (идейно-тематический, образный,
стилистический);
- совершенствовать навыки выразительного чтения;
- развивать навыки исследовательской работы и работы в группе. |
- развивать ассоциативное и критическое мышление, умение формулировать и
аргументировать свою точку зрения.
Воспитательные:
- воспитывать эстетический вкус, чувство прекрасного;
- формировать уважение к русской классической поэзии;
- побуждать к размышлениям о вечных ценностях: красоте, гармонии, любви, идеале.
Формы и методы обучения
Эвристическая беседа, комментированное чтение, выразительное чтение, работа в
группах, проблемное обучение, творческая мастерская, тестирование
Основные термины и понятия: «чистое искусство», «гражданская лирика»,
импрессионизм, безглагольность, психологический параллелизм, олицетворение,
метафора, эпитеты, звукопись (ассонанс, аллитерация), музыкальность.
Планируемые образовательные результаты:
Предметные:
- иметь представление о биографии Фета, знать ключевые понятия эстетической системы
Фета: «чистое искусство», «красота как идеал», определять основные темы лирики Фета
(гармония, природа, любовь);
- уметь анализировать лирическое произведение, выявляя идейно-художественное
своеобразие;
Метапредметные:
- познавательные - осуществлять поиск и выделение необходимой информации;
устанавливать различия между лирикой «чистого искусства» и гражданской лирикой»;
строить логическое рассуждение.
- регулятивные - формулировать задачи урока, исходя из темы; осуществлять
самоконтроль, объективно оценивать свою работу;
- коммуникативные - участвовать в обсуждении, грамотно излагать результаты работы с
текстом, работать в паре или группе при анализе текста, формулировать собственное
мнение и позицию; договариваться и приходить к общему решению в совместной
деятельности.
- личностные – осознавать эстетическую ценность русской литературы; формировать
личное отношение к феномену красоты и идеалу, выраженному в поэзии.
Организационная структура урока
Этап урока
Деятельность
преподавателя
Деятельность студентов
Формы
организац
ии
взаимодей
ствия на
уроке
УУД*
Организационн
ый момент
Приветствие,
проверка готовности
студентов к уроку.
Создание
эмоционального
настроя.
Музыкальный
видеоряд
Приветствуют учителя.
Эмоционально
настраиваются на работу.
Слушают проблемный
вопрос, вступают в
первичный диалог.
Фронтальн
ая
Р
Актуализация
знаний
Обеспечивает
мотивацию
к
познанию, выявляет
понимание
студентами,
где
можно
найти
красоту.
Объявляет
тему.
Организует
диалог, подводящий
к
формулировке
задач
урока.
Активизирует
знания
студентов.
Ознакомление
с
музыкальной
версией
стихотворения
«Я
пришёл
к
тебе
с
приветом»
Совместно с
преподавателем
определяют задачи
(познакомиться с
основными идеями,
проанализировать стихи).
Отвечают на вопросы
преподавателя.
Воспринимают
музыкальную
композицию. Читают
стихотворение.
Определяют цитату о
цели прихода Фета в
поэзию.
Фронтальн
ая
(диалог)
К,Р,Л
Изучение
нового
материала
Предоставляет слово
студенту
с
сообщением
о
Слушают
сообщение.
Читают
стихотворение
«Одним толчком согнать
Фронтальн
ая,
индивидуа
К, П,
Р, Л
драматических
перипетиях
в биографии поэта.
Знакомит
со
стихотворением
«Одним
толчком
согнать
ладью
живую».
Рассказывает
о
качестве
хорошего
поэта (по Фету).
Предоставляет
студенту
для
выразительного
чтения
стихотворения «Кот
поет,
глаза
прищуря»
- Организует работу
с
текстом
«Чистое
искусство
и
граж-
данская лирика».
- Моделирует работу
по
определению
художественных
средств.
Консультирует
ладью
живую»,
определяют роль поэта.
Выявляют
образы
и
картину
мира,
изображённую
в
стихотворении.
Рассуждают,
почему
счастлив кот и несчастен
мальчик
Формулируют основные
принципы «чистого
искусства»
и
«гражданской
лирики»,
заполняют таблицу
Читают, определяют
приемы
льная,
в
парах
Первичное
осмысление и
закрепление
Предоставляет слово
студенту
с
сообщением на тему
«Что
такое
импрессионизм
в
живописи и как он
связан
с
поэзией
Фета?»
После
сообщения
задает
вопросы:
«Какова
главная
цель
художника-
импрессиониста?
Какие
приемы
он
использует?».
Дает комментарии к
стихам
Раздает
тексты
стихотворений
для
анализа
и
творческой
переработки.
Слушают. Записывают,
какова главная цель
художника-
импрессиониста, поэта
импрессиониста? Какие
приемы они используют?
Читают стихотворения
наизусть: «Только в мире
и есть, что тенистый»,
«Чудная картина как ты
мне мила»,
«Печальная берёза»,
Шепот, робкое
дыханье…», «Это утро,
радость эта».
Определяют темы
безглагольных стихов
- Восстанавливают
стихотворение,
выполняют листы
анализа текста в группах,
представляют результаты
анализа. Слушают
выступление других
Работа в
парах,
индивидуа
льная, в
группах
К,П,Р,
Л
(задание
по
переписыванию
строк 2-4 строк) или
создание
синквейна
(по выбору)
-
Предлагает
выполнить тестовые
задания
групп
- Выполняют тестовые
задания
Рефлексия
Дает вопросы для
рефлексии.
Отвечают на вопросы,
анализируют свою
деятельность, дают
оценку своей работе
Индивидуа
льная
работа
Л
Итоги урока.
Домашнее
задание
Резюмируют
основные выводы.
Благодарит за
работу. Доводит
информацию о д/з
Слушают. Задают
вопросы по полученному
д/з
Фронтальн
ая,
Индивидуа
льная
Р
Организационный момент
Приветствие, проверка готовности студентов к уроку. Создание
эмоционального настроя. Музыкальный видеоряд.
Преподаватель. Здравствуйте, ребята! Рада вас видеть. Надеюсь, вы
готовы
к
плодотворной
работе.
Посмотрите,
пожалуйста,
на
экран,
послушайте эту мелодию. Как вы думаете, как она связана с темой нашего
урока? Какие ощущения вызывает эта музыка и видеоряд?"
Студент 1. «Чувствуется что-то лёгкое, воздушное, красивое».
Студент 2: «Мне кажется, это про природу, про что-то возвышенное». |
Диалог, подводящий к формулировке задач урока.
Преподаватель: «Сегодня мы с вами окунемся в мир одного из самых
загадочных и глубоких русских поэтов – Афанасия Афанасьевича Фета. Как
вы думаете, что мы будем исследовать в его творчестве, исходя из темы
нашего урока: "Поэзия как выражение идеала и красоты в творчестве А.
Фета?» |
Совместно с преподавателем определяют задачи (познакомиться с
основными идеями, проанализировать стихи).
Студент 1: «Мы должны понять, почему Фет считается поэтом
красоты».
Студент 2: «Изучить его биографию, как она повлияла».
Студент 3: «Наверное, разобраться, что такое "идеал" в его стихах».
Студент 4: «Понять, какие приемы он использовал для выражения
красоты».
Актуализация
знаний.
Ознакомление
с
музыкальной
версией
стихотворения «Я пришёл к тебе с приветом». Обеспечивает мотивацию к
познанию, выявляет понимание студентами, где можно найти красоту.
Запись тему. Диалог, подводящий к формулировке задач урока.
Преподаватель: «Как вы думаете, какова цель прихода Фета в поэзию,
исходя из этой строчки и его общего мировоззрения?»
|Студент 1: «Мне кажется, он хотел делиться радостью, простыми, но
прекрасными моментами».
Студент 2: «Возможно, его цель – показать людям красоту мира,
которая иногда незаметна в обыденности».
Студент 3: «Передавать свои чувства, впечатления от увиденного».
Сообщением о драматических перипетиях в биографии поэта.
Информация о биографии поэта.
Знакомство со стихотворением «Одним толчком согнать ладью
живую» (чтение наизусть, анализ стихотворения
,
выявление образов и
картины мира, изображённой в стихотворении).
Преподаватель: «Как вы понимаете роль поэта в этом стихотворении?»
Герой предстает как деятель, созерцатель, чья душа открыта для всего
мира и жадно вбирает все впечатления и чувства, мечтая упиться вдруг
неведомым, родным, чужое вмиг почувствовать своим.
Перед нами краткий миг, когда перед героем открывается мир во всей
его красоте, всей полноте чувств.
Фетовское представление о КРАСОТЕ:
«Целый мир от красоты,
От велика и до мала,
И напрасно ищешь ты
Отыскать ее начало».
Фет постоянно говорит о зоркости поэта; о «шестом чувстве», с
помощью которого он может улавливать красоту, разлитую в мире; о
лирической дерзости, в которой воплощается поведенческий принцип –
«умереть или высказаться»
«Можно обладать всеми качествами известного поэта и не иметь его
зоркости, чутья, а следовательно, и не быть поэтом. Так как мир во всех
своих
частях
равно
прекрасен,
то
внешний,
предметный
элемент
поэтического творчества безразличен. Зато другой, внутренний: степень
поэтической зоркости, ясновидения — все».
В.П. Боткин в статье «Стихотворения А.А. Фета» (1857), «большая
часть поэтов любит воспроизводить только сильные эффектные явления
природы; у г. Фета, напротив, находят себе отзыв самые обыденные, которые
пролетают мимо нас, не оставляя в душе нашей никакого следа, погляди на
двух ворон, которые уселись на заборе, вот тебе и сюжеты».
Чтение стихотворения «Кот поет, прищуря».
Рассуждение, почему
счастлив кот и несчастен мальчик.
В стихотворении «Кот поет, глаза прищуря» даётся изображение
простой сценки, облечённое в форму фрагмента: сценка-миниатюра словно
вырвана из повседневности, Мир поэзии Фета обжитой, человеческий,
конкретный, который не нуждается во внешних раздражителях.
Студент 1: «Поэт здесь как тот, кто улавливает тончайшие движения
души, преобразует их в поэзию».
Студент 2: «Он как будто проводник между миром чувств и миром
слов».
Студент 3: «Фет очень точно передаёт состояние кота, его сонность,
щурящиеся глаза».
Студент 4: «Кажется, что это не просто описание кота, а передача
какого-то спокойствия, умиротворения»
Организация работы с текстом «Чистое искусство и гражданская
лирика».
Преподаватель. «Творчество А. Фета относится к тому направлению,
которое мы называем «чистое искусство» или «искусство для искусства»,
«искусство ради искусства».
Фет
был
ярчайшим
представителем
так
называемого
«чистого
искусства», или «искусства для искусства» - это эстетическая теория,
согласно которой у творчества есть только одна цель: создавать прекрасное и
доставлять эстетическое наслаждение.
В его эпоху, особенно в 1860-е годы, в литературе доминировала
«гражданская поэзия», возглавляемая Николаем Некрасовым. Она ставила
перед собой общественные задачи и говорила о проблемах народа. Фет же
выбрал совершенно иной путь, сознательно противостоя злободневности.
Формулируют
основные
принципы
«чистого
искусства»
и
«гражданской лирики», заполняют таблицу.
ДВЕ ЭСТЕТИКИ В ПОЭЗИИ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ 1ХХ века
Заполните таблицу, пользуясь справочным материалом;
«Чистое искусство» (Фет)
«Гражданская лирика» (Некрасов)
Цель искусства:
Цель искусства:
Задача искусства:Задача искусства:
Темы:
Темы:
Язык:
Язык
Справочный материал:
Середина XIX века в России — эпоха глубоких социальных потрясений
и идейных споров. В литературе это время ознаменовалось расколом на два
лагеря, которые по-разному отвечали на главный вопрос: чем должно быть
искусство и кому оно должно служить? Во главе этих направлений стояли
две знаковые фигуры — Николай Некрасов и Афанасий Фет. Их творчество и
взгляды
стали
воплощением
этого
великого
спора.
«Гражданское»
направление, возглавляемое Николаем Некрасовым и теоретиками журнала
"Современник",
видело
в
литературе
прежде
всего
инструмент
общественного служения.
Искусство не должно быть самоцелью. Его
главная задача — отражать суровую действительность, "обличать язвы"
общества,
пробуждать
в
читателе
сочувствие
к
"униженным
и
оскорбленным" и звать на борьбу с несправедливостью. Поэзия — это
трибуна, с которой звучит голос правды. Поэт — это не отстраненный
созерцатель красоты, а поэт-гражданин. Он — пророк, учитель, судья и
борец. Его муза — это "муза мести и печали", сестра страдающего народа.
Отказ от участия в общественной жизни приравнивался к предательству.
Знаменитая формула Некрасова: «Поэтом можешь ты не быть, // Но
гражданином быть обязан. Тяжелая доля крестьянства, произвол властей,
социальное
неравенство,
лицемерие
высших
слоев
общества,
подвиг
революционеров – вот основные темы некрасовцев. Некрасов вводит в
поэзию непоэтичные, грубые реалии жизни: грязь, бедность, болезнь,
тяжелый труд. Язык "гражданской поэзии" сознательно снижен, приближен к
прозе и разговорной речи. Некрасов активно использует прозаизмы,
народные интонации, элементы фольклора. Его стих часто повествователен,
резок, публицистически страстен. Гармония и красота формы уступают
место силе и правдивости содержания.
Представители «чистого искусства», или «искусства для искусства»,
главным из которых был Афанасий Фет, занимали прямо противоположную
позицию. Единственная цель искусства — создание и созерцание красоты.
Искусство автономно, оно не должно служить никаким сиюминутным целям
("злобе дня"). Его задача — уводить человека из мира дисгармонии,
страданий и социальной «прозы» в мир идеальной гармонии, вечных
ценностей и эстетического наслаждения. Поэт — это поэт-певец, жрец
прекрасного. Он наделен особым даром — шестым чувством, позволяющим
видеть красоту там, где обыкновенный глаз не подозревает ее. Его миссия —
улавливать
и
передавать
тончайшие
движения
души,
мимолетные
впечатления, невыразимую музыку бытия. Поэт стоит над толпой и
бытовыми проблемами. Любовь как высочайшее чувство, природа в ее
мимолетных состояниях, красота женщины, мир снов и воспоминаний,
философские раздумья о вечности. Фет намеренно избегает социальных тем,
считая их недостойными высокой поэзии. Язык «чистого искусства» — это
язык намеков, музыки и ассоциаций. Фет стремится не назвать чувство, а
передать его, создав определенное настроение. Для его поэзии характерны
музыкальность, мелодичность,
Преподаватель. «Мы поговорили о "чистом искусстве", а теперь
давайте посмотрим, как в лирике Фета проявились идеи импрессионизма.
Что же такое импрессионизм, и как он мог повлиять на поэзию?»
Вопросы
преподавателя:
какова
главная
цель
художника-
импрессиониста, поэта импрессиониста? Какие приемы они используют?
Читают стихотворения наизусть: «Только в мире и есть, что тенистый»,
«Чудная картина как ты мне мила», «Печальная берёза», Шепот, робкое
дыханье...», «Это утро, радость эта». Определяют темы безглагольных
стихов.
Студент 1: «Цель импрессиониста – передать мимолётное впечатление,
игру света и тени, а не детальную прорисовку».
Студент 2: «Они используют яркие мазки, отсутствие чётких контуров,
чтобы показать момент».
Студент 3: «В стихах Фета тоже есть такие "моментальные снимки",
как будто он запечатлевает одно мгновение, а не целое событие».
Студент 4: «Использование безглагольных конструкций помогает
создать ощущение статичной, но живой картины».
Работа по определению художественных средств по рабочим листам.
1.
Скрип шагов
вдоль
улиц белых, Огоньки вдали,
На стенах оледенелых Блещут
хрустали
2.
Соловьи давно
запели,
Сумрак возвестя, Струны
робко
зазвенели
– Спи мое
дитя
3. Дохнул сентябрь, и
георгины Дыханьем ночи
обожгло.
4.
Долго ль впивать мне
мерцание ваше,
Синего неба пытливые
очи?
Долго ли чуять, что выше и
краше
Вас ничего нет во храмине
ночи?
5.
Как мошки зарею,
Крылатые звуки толпятся, С
любимой мечтою Не хочется
сердцу расстаться
6.
Ночь и я, мы оба дышим,
Цветом липы воздух пьян,
И, безмолвные, мы слышим,
Что, струей своей колышим,
Напевает
нам фонтан
7.
Плавно у ночи с чела
Мягкая падает мгла;
С поля широкого тень
Жмется под ближнюю сень;
8.
Пруд как блестящая сталь,
Травы в
рыдании,
Мельница, речка и даль
В лунном сиянии.
9.
Когда
трепещут эти
звуки
И дразнит ноющий
смычок, Слагая на коленях
руки, Сажусь в забытый
уголок.
10.
Молятся звезды,
мерцают и рдеют,
Молится месяц, плывя по
лазури,
Легкие тучки, свиваясь, не
смеют
С темной земли к ним
притягивать бури
11.
С гнезд замахали
крикливые цапли,
С листьев скатились
последние капли,
Солнце, с прозрачных сияя
небес,
В тихих струях опрокинуло
лес.
12.
Истерзался
песней
Соловей
без розы.
Плачет старый камень,
В пруд роняя слезы.
13.
Цветы глядят с тоской
влюбленной,
Безгрешно чисты, как
весна,
Роняя с пылью благовонной
Плодов румяных семена
14.
Поздним летом в окна
спальной Тихо
шепчет
лист
печальный, Шепчет не
слова: Но под легкий
шум
березы
К изголовью, в
царство грёзы Никнет голова
15. Чуя внушенный другими
ответ, Тихий в глазах
прочитал я запрет, Но мне
понятней еще говорит Этот
правдивый румянец ланит,
Этот цветов обмирающих зов,
Этот теней набегающий кров,
Этот предательский шёпот
ручья, Этот рассыпчатый
клич соловья.
16. Ночь нема, как дух
бесплотный, Теплый воздух
онемел, Но как будто
мимолётный Колокольчик
прозвенел
Психологический параллелизм -
художественный приём, при
котором состояние природы
сопоставляется с душевным
состоянием человека.
Аллитерация — повтор
согласных
Ассонанс — повтор гласных.
Олицетворение - наделение
неодушевлённых предметов или
явлений природы человеческими
чувствами, мыслями и речью.
Эпитет - образное определение,
подчёркивающее характерное
свойство предмета или явления.
Раздает тексты стихотворений для анализа и творческой переработки
(задание по переписыванию строк 2-4 строк) или создание синквейна (по
выбору). Восстанавливают стихотворение, заполняют листы анализа текста в
группах, представляют результаты анализа. Слушают выступления других
групп. Выполняют тестовые задания. Работа в парах, индивидуальная, в
группах Рефлексия.
Преподаватель. «Мы приближаемся к завершению урока. Блиц вопросы.
1. Какое направление в литературе олицетворяет
творчество Фета?
а) Реализм
б) «Чистое искусство»
в) Социалистический романтизм
г) Натурализм
2. Какое стихотворение Фета не содержит ни одного
глагола?
а) «На заре ты её не буди»
б) «Шепот, робкое дыханье…»
в) «Учись у них — у дуба, у берёзы…»
г) «Я пришёл к тебе с приветом…»
3. Что является лейтмотивом поэзии Фета?
а) Гражданский долг
б) Любовь и природа как единство
в) Борьба личности и общества
г) Исторические темы
4. Что отличает синтаксис стихотворений Фета?
а) Избыточность глаголов
б) Безглагольность и номинативные конструкции
в) Использование архаизмов
г) Длинные повествовательные предложения
5. Что, по мнению Фета, должна выражать поэзия?
а) Общественные идеалы
б) Политическую позицию
в) Красоту и чувство
г) Научную истину
6. Какой приём особенно характерен для поэзии
Фета?
а) Сатирическая гипербола
б) Социальная аллегория
в) Синестезия — смешение чувств
г) Историческая реминисценция
7. Как критики XIX века оценивали творчество
Фета?
а) Восхищались его социальной активностью
б) Упрекали за отвлечённость и музыкальность
в) Хвалили за политическую смелость
г) Считали его подражателем Тютчева.
8. Что стало причиной утраты Фетом
дворянского звания в юности?
а) Неудачная служба в армии
б) Ошибка в документах при крещении
в) Рождение вне брака
г) Долги отца
9. Что отличает лирического героя Фета
от героя Некрасова?
а) Герой Фета — наблюдатель, ищущий
красоту, а не борец за народное счастье
б) Герой Фета — сатирик и моралист
в) Герой Фета — историческая фигура
г) Герой Фета — путешественник и философ
10. В чём проявляется музыкальность
стихов Фета?
а) В частом употреблении слов о музыке
б) В звуковой организации речи —
аллитерации, ритме, повторах
в) В прямом описании инструментов
г) В наличии рифмованных припевов
11. Какую роль играет природа в поэзии
Фета?
а) Фон для событий
б) Действующее лицо, отражающее состояние
души
в) Символ социального неравенства
г) Средство пейзажного описания
12. Почему в советское время творчество
Фета называли второстепенным?
13. Если бы вы были критиком, как бы Вы
ответили на упрёк в «аморальности»
радоваться жизни?
14. Какие вечные ценности воспевал Фет в
своем творчестве?
15. Что имел в виду Фет, говоря о «шестом
чувстве» поэта?
Поделитесь, пожалуйста, своими мыслями: что нового вы узнали, какие
открытия для себя сделали, что было самым интересным или, может быть,
трудным?» |
Студент 1: «Я раньше не думал, что поэзия может быть настолько похожа на
живопись».
Студент 2: «Понял, что "чистое искусство" – это не просто красивые слова, а
целая философия».
Студент 3: «Мне было трудно понять связь между биографией Фета и его
светлыми стихами, но теперь вижу, как он через поэзию находил свой
идеал».
Студент 4: «Выразительное чтение помогло мне глубже почувствовать
мелодичность его стихов».
Преподаватель: «Спасибо всем за активную работу! Сегодня мы убедились,
что поэзия А.А. Фета – это удивительный мир красоты и идеала, где каждое
слово, каждый образ служит для передачи глубоких чувств и мимолётных
впечатлений. Мы увидели, как он, подобно художнику-импрессионисту,
создавал
неповторимые
картины
мира,
используя
уникальные
художественные приемы».
Домашнее задание: выучить наизусть одно стихотворение Фета по выбору и
напишите небольшое эссе. Если есть желание, можете попробовать создать
иллюстрацию к его стихотворению.