Напоминание

Психопрофилактические методы и технологии, применяемые при лечении детей: игротерапия, арт-терапия, дыхательные техники, беседы, релаксация


Автор: Минтемирова Наталья Александровна
Должность: преподаватель профессионального модуля
Учебное заведение: ГБПОУ Армавирский медицинский колледж МЗ КК
Населённый пункт: г. Армавир
Наименование материала: статья
Тема: Психопрофилактические методы и технологии, применяемые при лечении детей: игротерапия, арт-терапия, дыхательные техники, беседы, релаксация
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Психопрофилактические методы и технологии, применяемые при

лечении детей: игротерапия, арт-терапия, дыхательные техники, беседы,

релаксация

Минтемирова Наталья Александровна

Психопрофилактическая

работа

в

педиатрии

основана

на

использовании методов, которые помогают уменьшить уровень тревожности

и стресса у детей, способствуют их эмоциональной разрядке, поддерживают

позитивный настрой и ускоряют адаптацию к условиям стационара. Эти

методы подбираются с учётом возраста, психологических особенностей

ребёнка,

характера

заболевания

и

длительности

госпитализации.

Медицинская

сестра

играет

ключевую

роль

в

применении

данных

технологий, поскольку именно она регулярно взаимодействует с ребёнком и

может

гибко

и

своевременно

использовать

те

или

иные

способы

психопрофилактики.

Игра является основной деятельностью ребёнка и естественным

способом

выражения

эмоций,

освоения

мира

и

снятия

напряжения.

Игротерапия (или игровая терапия) широко применяется в педиатрических

отделениях

как

средство

снижения

тревожности

и

улучшения

эмоционального состояния детей.

Задачи игротерапии в условиях стационара:

снижение уровня стресса и страха перед медицинскими процедурами;

развитие навыков саморегуляции;

формирование доверия к медицинскому персоналу через совместную

игру;

создание условий для общения с другими детьми;

отвлечение от болевых ощущений и неприятных переживаний.

Формы игротерапии:

1.

Сюжетно-ролевая игра — позволяет ребёнку проигрывать ситуации,

связанные с лечением (например, “врач–пациент”), что способствует

преодолению страха перед процедурами.

2.

Настольные игры и пазлы — помогают развивать внимание, память,

меньшую эмоциональную зажатость.

3.

Игры на развитие моторики и координации — применяются для

поддержания активности детей, особенно при длительном пребывании на

койке.

4.

Игры-разрядки — предназначены для снятия напряжения, например, игры

с мячом, бумажными самолётиками, мягкими игрушками.

5.

Терапевтические

куклы

часто

используются,

чтобы

показать

манипуляции в игровой форме (уколы, перевязки), что позволяет снизить

страх ребёнка.

Игротерапия способствует адаптации ребёнка к госпитализации и

значительно облегчает психологическую нагрузку.

Арт-терапия — метод использования художественного творчества для

выражения и переработки эмоций. Она особенно эффективна для детей,

которые испытывают затруднения в вербальном выражении своих чувств.

Основные цели арт-терапии:

снижение уровня тревожности;

развитие навыков самовыражения;

улучшение эмоционального состояния;

повышение самооценки;

формирование позитивного опыта взаимодействия с окружающими.

Формы арт-терапии, применяемые в педиатрии:

1.

Рисование

дети

изображают

свои

переживания,

события

дня,

медицинские процедуры; это помогает осознавать и перерабатывать

страхи.

2.

Лепка из пластилина — способствует снятию мышечного напряжения и

развитию мелкой моторики.

3.

Аппликации, коллажи — развивают фантазию, позволяют отвлечься и

уменьшить эмоциональную нагрузку.

4.

Песочная терапия — используется при наличии соответствующего

оборудования, помогает глубоко расслабиться и выразить скрытые

эмоции.

5.

Раскраски-антистресс — универсальный вариант, подходящий и для

младших, и для более взрослых детей.

Арт-терапия позволяет медицинской сестре мягко воздействовать на

эмоциональный

фон

ребёнка,

создавая

условия

для

расслабления

и

восстановления.

Дыхательные упражнения являются доступным и универсальным

методом

регулирования

эмоционального

состояния.

Они

позволяют

нормализовать сердечный ритм, снизить мышечное напряжение и облегчить

физиологические проявления стресса.

Цели дыхательных техник:

снижение тревоги и напряжения;

профилактика панических реакций перед процедурами;

обучение навыкам саморегуляции;

повышение контроля над собственным телом.

Примеры дыхательных упражнений:

1.

«Глубокий вдох–медленный выдох» — рекомендован перед уколами,

осмотрами, процедурами.

2.

Дыхание через нос с задержкой — помогает концентрироваться и снижает

уровень тревожности.

3.

«Надуй шарик» — игровой вариант дыхательной техники для младших

детей.

4.

«Дышащая игрушка» — ребёнку предлагают представлять, что он

оживляет игрушку, «надувая» её дыханием.

Дыхание животом — улучшает расслабление и помогает при болевых

ощущениях.

Медицинская сестра обучает ребёнка технике выполнения упражнений,

контролирует

процесс

и

постепенно

формирует

устойчивый

навык

самостоятельного применения.

Беседа — один из наиболее доступных методов психопрофилактики,

который медицинская сестра применяет в своей ежедневной деятельности.

Она способствует снижению эмоционального напряжения, позволяет ребенку

проговорить свои переживания и получить необходимую поддержку.

Основные задачи беседы:

выяснение переживаний, страхов и ожиданий ребёнка;

формирование доверительных отношений;

объяснение предстоящих процедур;

снятие эмоционального напряжения через диалог;

поддержка мотивации к лечению.

Особенности проведения беседы:

использование простых, понятных ребёнку слов;

уважение к чувствам пациента;

активное слушание;

доброжелательный тон и спокойная интонация;

учёт возрастных и индивидуальных особенностей ребёнка.

Беседы особенно важны при подготовке к болезненным манипуляциям,

во время адаптации к стационару, а также в случаях, когда ребёнок

демонстрирует признаки тревожности или страха.

Методы

релаксации

направлены

на

снятие

физического

и

психоэмоционального напряжения. Они помогают ребёнку восстановить

силы, улучшить сон, уменьшить стрессовые реакции.

Виды релаксационных методик, применяемых в педиатрии:

1.

Мышечная релаксация — последовательное напряжение и расслабление

групп мышц.

2.

Визуализация

(«воображаемые

картины»)

ребёнку

предлагают

представить приятное место (лес, море, дом), используется спокойный

голос и мягкая интонация.

3.

Музыкальная терапия — прослушивание спокойных мелодий перед сном

или после процедур.

4.

Сенсорная релаксация — использование мягкого света, тактильных

материалов, антистресс-игрушек.

«Медленные движения» — упражнения на плавность движений, чаще

применяются у детей старшего возраста.

Эти методы можно применять индивидуально или в группе. Они

способствуют

нормализации

сна,

снижению

раздражительности

и

формированию чувства безопасности.

Медицинская сестра не просто выполняет процедуры, но и:

подбирает подходящий метод психопрофилактики;

адаптирует его под возраст и состояние ребёнка;

проводит игры, дыхательные упражнения, беседы;

организует творческие занятия;

участвует в релаксационных мероприятиях;

создаёт условия для безопасной, доверительной и комфортной среды;

контролирует динамику эмоционального состояния ребёнка.

Систематическое использование психопрофилактических технологий

существенно уменьшает стрессовые реакции, повышает эмоциональную

устойчивость и улучшает качество жизни детей, длительно находящихся на

лечении.



В раздел образования