Напоминание

Психологические особенности детей, находящихся на длительном лечении


Автор: Минтемирова Наталья Александровна
Должность: преподаватель профессионального модуля
Учебное заведение: ГБПОУ Армавирский медицинский колледж МЗ КК
Населённый пункт: г. Армавир
Наименование материала: статья
Тема: Психологические особенности детей, находящихся на длительном лечении
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Психологические особенности детей, находящихся на длительном

лечении

Минтемирова Наталья Александровна

Длительное пребывание ребёнка в условиях лечебного учреждения

является значительным стрессогенным фактором, способным оказывать

влияние на все компоненты его психического развития — эмоциональный,

когнитивный, поведенческий и социальный. Госпитализация нарушает

привычный жизненный уклад, лишает ребёнка привычной поддержки семьи

и друзей, ограничивает его двигательную активность, создаёт атмосферу

неопределённости, связанной с болезнью и предстоящими процедурами. Все

это приводит к необходимости адаптации, которая протекает у детей по-

разному

и

нередко

сопровождается

выраженными

психологическими

трудностями. Рассмотрение особенностей психоэмоционального состояния

детей на длительном лечении требует учёта возрастных характеристик,

социального

контекста,

специфики

заболевания

и

индивидуальных

особенностей личности.

Одним из первых проявлений психологического дискомфорта у

ребёнка является эмоциональная реакция на разлуку с семьёй и перемену

привычной среды. Особенно выражены такие переживания у детей младшего

возраста, для которых фигуры родителей являются основным источником

безопасности.

Разлука

может

вызывать

страх,

тревогу,

плаксивость,

раздражительность, нарушение сна и аппетита. Ребёнок не всегда может

вербализовать свои переживания, поэтому эмоциональные реакции часто

проявляются в поведении — отказ от общения, негативизм, агрессия или,

наоборот, чрезмерная зависимость от медицинского персонала.

У детей среднего и старшего возраста страхи могут быть связаны не

столько

с

разлукой,

сколько

с

медицинскими

манипуляциями,

неизвестностью, возможными болевыми ощущениями, прогнозом болезни. В

таких случаях формируются тревожные ожидания, дети испытывают

беспокойство перед процедурами, могут демонстрировать соматизированные

реакции (головная боль, боли в животе), избегать сотрудничества с

медицинским персоналом. Длительное пребывание в лечебном учреждении

может приводить к развитию эмоционального истощения, снижению

настроения,

апатии.

У

некоторых

пациентов

проявляются

признаки

депрессивных состояний: чувство беспомощности, снижение интереса к

привычным

занятиям,

замкнутость,

ухудшение

самочувствия

без

объективной медицинской причины.

Важной особенностью психологического состояния является усиление

чувствительности

к

окружающим

стимулам.

Дети

становятся

более

восприимчивыми к реакции взрослых: неуверенный тон врача, тревожные

высказывания родителей, напряжённая атмосфера отдела могут усиливать

негативные переживания. Эмоциональная сфера ребёнка во многом зависит

от эмоционального фона медицинского персонала, который выступает

значимой фигурой в период госпитализации.

Длительное пребывание в стационаре отражается и на когнитивных

процессах

ребёнка.

В

условиях

ограниченной

sensory

stimulation

(ограниченная

двигательная

активность,

однообразие

помещений,

монотонный режим) у детей могут снижаться концентрация внимания,

скорость восприятия, интерес к обучению. Часто наблюдается снижение

учебной мотивации, особенно у школьников, вынужденных длительное

время отсутствовать на занятиях. Ребёнок может испытывать чувство

отставания от сверстников, что усиливает тревогу и снижает уверенность в

себе.

Поведенческие

реакции

во

многом

зависят

от

возраста

и

индивидуальных особенностей ребёнка. Среди типичных реакций можно

выделить:

регресс поведения, особенно у детей младшего возраста: возврат к

детским моделям поведения, требование постоянного внимания, плач,

капризы;

агрессивные проявления, направленные как на персонал, так и на других

детей:

выражение

протеста,

попытка

защититься

от

неприятных

переживаний;

избегающее поведение — ребёнок может уклоняться от процедур,

стремиться изолироваться, отказываться от еды или общения;

гиперактивность или двигательное беспокойство как форма разрядки

накопленного напряжения;

пассивность

и

апатия,

возникающие

при

длительном

лечении

и

множественных ограничениях.

Психологи

отмечают,

что

поведенческие

изменения

являются

естественной реакцией на стресс, однако при отсутствии поддержки они

могут приобретать стойкий характер, затрудняя адаптацию ребенка к

лечению и взаимодействию с персоналом.

Возрастные особенности переживаний при длительной госпитализации

у детей разного возраста различны.

1.

Дошкольный возраст.

Для детей 3–6 лет характерна высокая зависимость от родителей,

поэтому разлука с ними переживается особенно тяжело. Основные страхи

связаны с одиночеством, болью и незнанием последствий лечения. Ребёнок

может ощущать себя наказанным за что-то, не понимая причин заболевания.

В этом возрасте важную роль играет игровая деятельность, ограничение

которой

приводит

к

эмоциональному

напряжению

и

снижению

адаптационных возможностей.

2.

Младший школьный возраст

Дети 7–10 лет более осознанно воспринимают ситуацию лечения, но

при этом обладают высокой внушаемостью и склонностью к формированию

тревожных ожиданий. Они боятся болезненных процедур, уколов, операций,

возможных осложнений. Ограничение привычного учебного процесса и

общения со сверстниками вызывает переживания из-за отставания и

«выпадения» из школьной среды. У таких детей могут формироваться

нарушения самооценки, чувство неполноценности.

3.

Подростковый возраст.

Подростки более критично оценивают ситуацию, осознают риски

заболевания и его последствия. Для них значимы социальные контакты,

ощущение самостоятельности и контроля над своей жизнью. Госпитализация

нарушает эти потребности, что может приводить к протестным реакциям,

раздражительности,

эмоциональной

нестабильности.

Подростки

часто

скрывают

страхи,

предпочитая

демонстрировать

независимость,

что

усложняет работу медицинского персонала. В этом возрасте высок риск

формирования стойких тревожных расстройств и депрессивных состояний

при длительном лечении.

Госпитализация неизбежно изменяет социальную среду ребёнка. Он

лишён привычного круга общения, ограничен в контактах со сверстниками и

образовательными учреждениями. Социальная изоляция может приводить к

снижению

коммуникативной

активности,

чувству

одиночества

и

отчуждённости. Особенно тяжело это переживают дети, которые до болезни

обладали высокой социальной активностью.

Важным фактором социальной адаптации становится поведенческая

модель родителей и медицинского персонала. Если родители проявляют

тревожность, страх, недоверие к лечению, ребёнок перенимает эти эмоции.

Напротив,

уверенное,

спокойное

отношение

взрослых

способствует

снижению эмоционального напряжения. Медицинская сестра в данном

процессе

выполняет

посредническую

роль,

обеспечивая

доступное

объяснение процедур, поддерживая доверительную атмосферу и снижая

уровень стрессогенных факторов.

Взаимодействие с другими детьми, находящимися на лечении, также

может оказывать двойственное влияние. С одной стороны, общение с

ровесниками

снижает

чувство

одиночества,

формирует

чувство

принадлежности

к

группе,

создаёт

поддержку.

С

другой

стороны,

наблюдение за тяжёлыми случаями болезни у других детей может повышать

тревогу и негативные ожидания.

Болезнь нередко становится для ребёнка значимым жизненным

событием, которое влияет на формирование личности. Длительное лечение

может

способствовать

развитию

таких

качеств,

как

терпение,

ответственность, устойчивость к трудностям. Однако при отсутствии

адекватной

поддержки

повышается

риск

формирования

негативных

личностных

установок:

неуверенности,

повышенной

тревожности,

зависимости, пессимистического восприятия будущего.

Психологи выделяют несколько возможных типов реакции ребёнка на

болезнь:

адаптивный

активное

сотрудничество,

позитивный

настрой,

стремление к выздоровлению;

анозогнозический — отрицание болезни, несерьёзное отношение к

процедурам;

тревожно-депрессивный — выраженное беспокойство, страхи, снижение

активности;

агрессивно-протестный

сопротивление

лечению,

отрицательные

эмоциональные реакции на требования персонала.

Эти

типы

реакций

определяют

необходимость

индивидуального

подхода в психопрофилактической работе медицинской сестры.

Медицинская

сестра

является

ключевой

фигурой

в

системе

ежедневного взаимодействия с пациентом. Благодаря постоянному контакту

с ребёнком она может своевременно замечать изменения в эмоциональном

состоянии, выявлять признаки тревоги, страха, апатии или протестного

поведения. Добровольность общения, мягкость, терпение, умение доступно

объяснить

смысл

процедур

важнейшие

компоненты

психопрофилактической помощи.

Сестринский персонал, обладающий знаниями о психологических

особенностях детей, способен не только выполнять медицинские назначения,

но и формировать позитивную эмоциональную атмосферу, способствующую

адаптации ребёнка к лечению. Поддержка, доверительный контакт, участие в

организации игровой и развивающей деятельности, а также взаимодействие с

родителями

позволяют

значительно

снизить

стресс

и

улучшить

эмоциональное состояние маленьких пациентов.



В раздел образования