Автор: Минтемирова Наталья Александровна
Должность: преподаватель профессионального модуля
Учебное заведение: ГБПОУ Армавирский медицинский колледж МЗ КК
Населённый пункт: г. Армавир
Наименование материала: статья
Тема: Роль медицинской сестры в психопрофилактической работе с длительно болеющими детьми
Раздел: среднее профессиональное
Роль медицинской сестры в психопрофилактической работе с длительно
болеющими детьми
Минтемирова Наталья Александровна
Психопрофилактическая деятельность медицинской сестры является
важнейшим компонентом комплексного лечения детей, находящихся на
длительной госпитализации. В условиях стационара именно медицинская
сестра осуществляет наиболее тесный и регулярный контакт с ребёнком,
поэтому её участие в поддержании психоэмоционального благополучия
пациента
представляет
собой
ключевой
элемент
успешной
терапии.
Ежедневное
наблюдение,
внимательное
отношение,
своевременное
выявление признаков тревожности, стресса или страха, а также создание
атмосферы безопасности и доверия — всё это входит в компетенции
сестринского персонала и напрямую влияет на адаптацию ребёнка к
лечению.
Одной из основных задач медицинской сестры является постоянное
наблюдение
за
психоэмоциональным
состоянием
пациента.
Благодаря
регулярному взаимодействию с детьми она может своевременно выявить
изменения в поведении, настроении и реакции на медицинские процедуры.
Медицинская сестра фиксирует:
- изменения в аппетите, сне, активности;
- реакции на манипуляции (повышенная тревожность, плач, агрессия, отказ
от сотрудничества);
-
признаки
эмоциональной
нестабильности
(подавленность,
апатия,
раздражительность);
- жалобы ребёнка, связанные с переживаниями или страхами;
- особенности общения ребёнка с родителями, персоналом и другими
пациентами.
На основе наблюдения медицинская сестра информирует врача и, при
необходимости,
психолога,
что
позволяет
корректировать
лечебно-
профилактическую программу.
Доверие между медицинской сестрой и ребёнком — основа успешной
психопрофилактической
работы.
Дети,
особенно
младшего
возраста,
воспринимают
сестру
как
значимого
взрослого,
к
которому
можно
обратиться за помощью и защитой. Для формирования доверия медицинская
сестра использует следующие приёмы:
- спокойный, доброжелательный тон общения;
- соблюдение принципа «ничего неожиданного» — объяснение всех
действий заранее;
- уважение к чувствам ребёнка, признание его переживаний;
- наличие эмпатии, умение слушать;
- поддержание позитивной атмосферы при проведении процедур.
Снижение тревоги и страха напрямую зависит от того, насколько
ребёнок чувствует, что рядом находится понимающий и поддерживающий
взрослый.
Нередко
тревожность
ребёнка
возникает
из-за
неизвестности.
Медицинская сестра играет ключевую роль в снижении этого фактора,
объясняя ребёнку с учётом его возраста:
- зачем проводится процедура;
- как она будет выполняться;
- какие ощущения могут возникнуть;
- что можно делать для облегчения дискомфорта.
Простые, доступные формулировки позволяют ребёнку почувствовать
контроль над ситуацией, что значительно уменьшает уровень стресса.
Важным компонентом является использование игровых и наглядных
элементов: демонстрация оборудования, проведение «репетиции» процедуры
на игрушке, показ действий в форме игры.
Медицинская сестра ежедневно оказывает эмоциональную поддержку
детям. К её задачам относится создание позитивного микроклимата в
отделении, использование различных приёмов эмоциональной разрядки:
- организация игровой деятельности;
- беседы и отвлекающие методы во время процедур;
- использование арт-терапевтических техник (рисование, лепка);
- поддержка активности и включение детей в посильные занятия;
- обеспечение возможности общения с другими детьми.
Важным
элементом
профилактики
стрессовых
реакций
является
соблюдение режима дня, обеспечение условий для отдыха и сна, создание
комфортной, безопасной среды.
Эффективная
психопрофилактическая
работа
невозможна
без
взаимодействия с родителями ребёнка. Эмоциональное состояние родителей
оказывает прямое влияние на состояние ребёнка, и медицинская сестра часто
принимает участие в снижении родительской тревожности. В задачи сестры
входит:
-
предоставление
родителям
информации
о
состоянии
ребёнка
и
особенностях ухода;
- объяснение важности спокойного поведения и поддерживающего общения;
- обучение навыкам ухода и методам успокоения ребёнка;
- корректировка ошибочных убеждений родителей относительно лечения.
Конструктивное взаимодействие с семьёй помогает ребёнку быстрее
адаптироваться, повышает доверие к медперсоналу и улучшает эффект от
лечебных мероприятий.
Длительное лечение часто сопровождается сенсорной, эмоциональной,
игровой и социальной депривацией. Медицинская сестра имеет возможность
минимизировать эти негативные факторы через:
- участие в организации игровой комнаты или досуговых мероприятий;
- стимулирование общения детей между собой;
- обеспечение возможности творческой деятельности;
- поддержание контакта ребёнка с семьёй;
- поощрение участия в развивающих занятиях.
Особое значение имеет устранение эмоциональной депривации — дети
должны чувствовать внимание и участие взрослых, а сестринский персонал
зачастую является главным источником эмоциональной поддержки.