Напоминание

Роль медицинской сестры в психопрофилактической работе с длительно болеющими детьми


Автор: Минтемирова Наталья Александровна
Должность: преподаватель профессионального модуля
Учебное заведение: ГБПОУ Армавирский медицинский колледж МЗ КК
Населённый пункт: г. Армавир
Наименование материала: статья
Тема: Роль медицинской сестры в психопрофилактической работе с длительно болеющими детьми
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Роль медицинской сестры в психопрофилактической работе с длительно

болеющими детьми

Минтемирова Наталья Александровна

Психопрофилактическая деятельность медицинской сестры является

важнейшим компонентом комплексного лечения детей, находящихся на

длительной госпитализации. В условиях стационара именно медицинская

сестра осуществляет наиболее тесный и регулярный контакт с ребёнком,

поэтому её участие в поддержании психоэмоционального благополучия

пациента

представляет

собой

ключевой

элемент

успешной

терапии.

Ежедневное

наблюдение,

внимательное

отношение,

своевременное

выявление признаков тревожности, стресса или страха, а также создание

атмосферы безопасности и доверия — всё это входит в компетенции

сестринского персонала и напрямую влияет на адаптацию ребёнка к

лечению.

Одной из основных задач медицинской сестры является постоянное

наблюдение

за

психоэмоциональным

состоянием

пациента.

Благодаря

регулярному взаимодействию с детьми она может своевременно выявить

изменения в поведении, настроении и реакции на медицинские процедуры.

Медицинская сестра фиксирует:

- изменения в аппетите, сне, активности;

- реакции на манипуляции (повышенная тревожность, плач, агрессия, отказ

от сотрудничества);

-

признаки

эмоциональной

нестабильности

(подавленность,

апатия,

раздражительность);

- жалобы ребёнка, связанные с переживаниями или страхами;

- особенности общения ребёнка с родителями, персоналом и другими

пациентами.

На основе наблюдения медицинская сестра информирует врача и, при

необходимости,

психолога,

что

позволяет

корректировать

лечебно-

профилактическую программу.

Доверие между медицинской сестрой и ребёнком — основа успешной

психопрофилактической

работы.

Дети,

особенно

младшего

возраста,

воспринимают

сестру

как

значимого

взрослого,

к

которому

можно

обратиться за помощью и защитой. Для формирования доверия медицинская

сестра использует следующие приёмы:

- спокойный, доброжелательный тон общения;

- соблюдение принципа «ничего неожиданного» — объяснение всех

действий заранее;

- уважение к чувствам ребёнка, признание его переживаний;

- наличие эмпатии, умение слушать;

- поддержание позитивной атмосферы при проведении процедур.

Снижение тревоги и страха напрямую зависит от того, насколько

ребёнок чувствует, что рядом находится понимающий и поддерживающий

взрослый.

Нередко

тревожность

ребёнка

возникает

из-за

неизвестности.

Медицинская сестра играет ключевую роль в снижении этого фактора,

объясняя ребёнку с учётом его возраста:

- зачем проводится процедура;

- как она будет выполняться;

- какие ощущения могут возникнуть;

- что можно делать для облегчения дискомфорта.

Простые, доступные формулировки позволяют ребёнку почувствовать

контроль над ситуацией, что значительно уменьшает уровень стресса.

Важным компонентом является использование игровых и наглядных

элементов: демонстрация оборудования, проведение «репетиции» процедуры

на игрушке, показ действий в форме игры.

Медицинская сестра ежедневно оказывает эмоциональную поддержку

детям. К её задачам относится создание позитивного микроклимата в

отделении, использование различных приёмов эмоциональной разрядки:

- организация игровой деятельности;

- беседы и отвлекающие методы во время процедур;

- использование арт-терапевтических техник (рисование, лепка);

- поддержка активности и включение детей в посильные занятия;

- обеспечение возможности общения с другими детьми.

Важным

элементом

профилактики

стрессовых

реакций

является

соблюдение режима дня, обеспечение условий для отдыха и сна, создание

комфортной, безопасной среды.

Эффективная

психопрофилактическая

работа

невозможна

без

взаимодействия с родителями ребёнка. Эмоциональное состояние родителей

оказывает прямое влияние на состояние ребёнка, и медицинская сестра часто

принимает участие в снижении родительской тревожности. В задачи сестры

входит:

-

предоставление

родителям

информации

о

состоянии

ребёнка

и

особенностях ухода;

- объяснение важности спокойного поведения и поддерживающего общения;

- обучение навыкам ухода и методам успокоения ребёнка;

- корректировка ошибочных убеждений родителей относительно лечения.

Конструктивное взаимодействие с семьёй помогает ребёнку быстрее

адаптироваться, повышает доверие к медперсоналу и улучшает эффект от

лечебных мероприятий.

Длительное лечение часто сопровождается сенсорной, эмоциональной,

игровой и социальной депривацией. Медицинская сестра имеет возможность

минимизировать эти негативные факторы через:

- участие в организации игровой комнаты или досуговых мероприятий;

- стимулирование общения детей между собой;

- обеспечение возможности творческой деятельности;

- поддержание контакта ребёнка с семьёй;

- поощрение участия в развивающих занятиях.

Особое значение имеет устранение эмоциональной депривации — дети

должны чувствовать внимание и участие взрослых, а сестринский персонал

зачастую является главным источником эмоциональной поддержки.



В раздел образования