Напоминание

Основные психоэмоциональные реакции детей на болезнь и госпитализацию


Автор: Минтемирова Наталья Александровна
Должность: преподаватель профессионального модуля
Учебное заведение: ГБПОУ Армавирский медицинский колледж МЗ КК
Населённый пункт: г. Армавир
Наименование материала: статья
Тема: Основные психоэмоциональные реакции детей на болезнь и госпитализацию
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Основные психоэмоциональные реакции детей на болезнь и

госпитализацию

Минтемирова Наталья Александровна

Болезнь

и

последующая

госпитализация

являются

мощными

стрессогенными факторами для детей всех возрастных групп. Вынужденная

изоляция от привычной среды, ограничение свободы, нарушение режима,

необходимость прохождения медицинских процедур и неопределённость

результатов

лечения

создают

эмоциональное

напряжение,

которое

проявляется в широком спектре психоэмоциональных реакций. Наиболее

распространёнными среди них являются стресс, тревожность, страх и

различные виды депривации. Понимание природы этих реакций позволяет

медицинскому персоналу своевременно корректировать поведение ребёнка,

снижать риск формирования патологических эмоциональных состояний и

обеспечивать более благоприятный психологический климат в условиях

лечебного учреждения.

Существует такое понятие стресса, как центральная реакция ребёнка на

болезнь и госпитализацию.

Стресс у детей развивается как ответ на резкое изменение привычного

образа жизни и необходимость адаптации к новым условиям. Госпитализация

требует от ребёнка быстрой перестройки привычных механизмов адаптации,

что далеко не всегда происходит безболезненно.

Психологи выделяют несколько этапов реакции ребёнка на стрессовую

ситуацию:

1.

Этап тревоги – возникает в первые дни госпитализации и связан с

неопределённостью, ожиданием боли и разлукой с семьёй. В этот период

ребёнок может демонстрировать беспокойство, плач, раздражительность.

2.

Этап сопротивления – ребёнок пытается привыкнуть к новым условиям.

На этом этапе его эмоциональные реакции становятся более стабильными,

однако высокая чувствительность к стрессовым факторам сохраняется.

3.

Этап истощения – развивается при длительной госпитализации. У ребёнка

могут появляться апатия, снижение интереса к окружающему, ухудшение

сна, потеря мотивации к сотрудничеству.

Степень выраженности и длительность стрессовой реакции зависят от

возраста, особенностей личности, тяжести заболевания, стиля воспитания в

семье и качества взаимодействия с медицинским персоналом.

У разных возрастных групп стресс проявляется по-разному:

- у дошкольников преобладают регрессивные реакции: плаксивость, страх

темноты, нарушение сна, снижение аппетита, стремление к телесному

контакту;

- у школьников возникают раздражительность, нарушение концентрации,

ухудшение учебной мотивации, трудности в общении;

- у подростков возможны протестные реакции, конфликтность, попытки

скрыть переживания, выраженная эмоциональная нестабильность.

Стресс

нередко

приводит

к

нарушениям

поведения,

снижению

иммунитета

и

ухудшению

общего

состояния,

поэтому

ранняя

психопрофилактика является критически важной.

Тревожность — одна из наиболее распространённых реакций детей на

болезнь и пребывание в больнице. Она связана с неопределённостью,

страхом перед процедурами, переживанием возможных осложнений и

отсутствием привычной поддержки.

Выделяют

несколько

форм

тревожности,

характерных

для

госпитализированных детей:

1.

Ситуативная

тревожность,

возникающая

перед

медицинскими

манипуляциями, обследованиями, разговорами с врачом.

2.

Хроническая тревожность, формирующаяся при длительном лечении и

ожидании рецидивов болезни.

3.

Социальная тревожность, проявляющаяся в затруднении общения с

персоналом и другими детьми, страхе быть осмеянным или непонятым.

4.

Тревога разлуки, особенно характерная для детей младшего возраста,

возникающая при отсутствии родителей.

Тревожность

может

проявляться

как

в

эмоциональной

сфере

(плаксивость, замкнутость, беспокойство), так и в поведенческой (избегание

процедур, отказ от общения), а также в физиологических реакциях:

- учащённый пульс;

- потливость;

- боли в животе;

- головные боли;

- нарушения сна.

Высокая тревожность снижает способность ребёнка воспринимать

информацию, затрудняет сотрудничество и уменьшает эффективность

лечения.

Страх — естественная реакция ребёнка на потенциальную или

реальную угрозу, достигающую максимальной выраженности в условиях

медицинских вмешательств. Страх может быть острым (ситуативным) или

длительным, связанным с повторяющимися процедурами или тяжестью

заболевания.

Основные виды страхов у детей во время лечения:

1.

Страх боли — наиболее распространённый. Он возникает перед уколами,

операциями, процедурами. У детей формируется отрицательный условный

рефлекс: вид медицинского оборудования вызывает волнение.

2.

Страх неизвестности — связан с отсутствием понимания происходящего.

Если ребёнку не объясняют, что его ждёт, уровень страха возрастает

многократно.

3.

Страх

разлуки

проявляется

в

переживании

одиночества,

невозможности увидеть родителей, особенно у дошкольников.

4.

Страх смерти или серьёзных последствий болезни — чаще встречается у

подростков, которые способны осознавать риски и прогноз заболевания.

5.

Социальные страхи — страх показаться слабым, быть непонятым, стать

объектом внимания.

Поведенческие проявления страха включают:

- избегание процедур;

- плач, крики;

- физическое сопротивление;

- агрессию;

- отказ от еды;

- изоляцию от других людей.

Страх, если он сохраняется длительное время, может способствовать

формированию фобий и серьёзно нарушать психическое развитие ребёнка.

Депривация

это

состояние,

возникающее

при

недостатке

удовлетворения базовых психологических потребностей ребёнка. В условиях

стационара дети могут сталкиваться с несколькими видами депривации

одновременно.

Виды депривации у детей в больнице:

1.

Эмоциональная депривация. Возникает при недостатке внимания, тепла,

эмоциональной поддержки. Если родители редко посещают ребёнка, а

персонал перегружен, дети ощущают себя покинутыми, ненужными. Это

приводит к снижению самооценки и эмоциональной стабильности.

2.

Социальная

депривация.

Проявляется

в

ограничении

общения

с

ровесниками и уменьшении социальных контактов. Дети, особенно

подростки, тяжело переносят изоляцию, что негативно влияет на их

социальные навыки и идентичность.

3.

Сенсорная депривация. Однообразие больничной среды, отсутствие ярких

впечатлений, ограничение двигательной активности приводит к снижению

уровня сенсорной стимуляции. Это может вызывать скуку, утомляемость,

апатию.

4.

Игровая депривация. Игра является ведущей деятельностью детей

дошкольного и младшего школьного возраста. Ограничение возможности

играть приводит к накоплению напряжения, снижению адаптационных

способностей, развитию негативных эмоций.

5.

Учебная депривация. Отсутствие регулярного обучения вызывает страх

отставания, снижение уверенности в себе и переживания по поводу

возвращения в школу.

При длительной депривации дети могут сталкиваться с такими

последствиями, как:

- задержки эмоционального развития;

- повышенная тревожность;

- нарушения поведения;

- снижение мотивации;

- формирование пассивности и беспомощности;

- трудности в социализации после выписки.

Особенно опасна длительная эмоциональная депривация, так как она

формирует устойчивые нарушения привязанности и влияет на последующее

психическое развитие.

Стресс,

тревожность,

страх

и

депривация

редко

существуют

изолированно. Чаще они взаимосвязаны и усиливают друг друга. Например,

стресс усиливает тревожность, а тревожность повышает чувствительность к

боли и формирует страх. Длительный страх способствует социальной и

эмоциональной

депривации.

Депривация

ослабляет

адаптационные

механизмы и делает ребёнка более уязвимым к стрессу.

Комплексное воздействие этих факторов приводит к формированию

устойчивых негативных эмоциональных состояний, ухудшающих течение

заболевания, снижая качество жизни ребёнка и препятствуя процессу

лечения.

Понимание

характерных

психоэмоциональных

реакций

является

основой для построения эффективной психопрофилактической работы.

Ранняя диагностика тревожности, страхов или признаков депривации

позволяет медицинской сестре и другим специалистам своевременно

корректировать эмоциональное состояние ребёнка. Использование игровых

методик,

доступного

объяснения

процедур,

создание

благоприятной

атмосферы, вовлечение родителей — всё это снижает выраженность

негативных эмоциональных состояний.



В раздел образования