Автор: Мальцева Галина Владимировна
Должность: учитель истории и обществознания
Учебное заведение: МАОУ "Юго-Камская средняя школа"
Населённый пункт: п. Юго-Камский, Пермский МО
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Задания по читательской грамотности для обучающихся основной школы.
Раздел: среднее образование
Задания по читательской грамотности для обучающихся
основной школы.
Мальцева Галина Владимировна
учитель истории и обществознания.
Задания на умение находить и извлекать информацию.
1. Урок истории. 5 класс. Тема «Что такое история. Ключи к познанию прошлого» .
Прочитайте текст и ответьте на вопросы.
«История - это наука, которая изучает прошлое человечества с древнейших времен и до
наших дней по историческим источникам: устным, письменным и вещественным.
Исторические источники-это оставшиеся от прошедших времен вещи, постройки,
письменные тексты, произведения искусств.
Ученые разделили историю на отдельные эпохи: первобытность, древний мир, средние
века, новая история и новейшая история. Отцом истории считается греческий ученый
Геродот.»
1.
Что такое история?
2.
Какие виды исторических источников перечислены в тексте.
3.
Кто считается отцом истории?
4.
На какие эпохи разделена наука история?
2. Урок истории 9 класс Тема « Восстание декабристов».
Познакомьтесь с таблицей и ответьте на вопросы:
1. Сколько было создано организаций декабристов и как они называются?
2. Какое общество было создано раньше?
3. Как называется программный документ Н. Муравьева?
4. Какие формы правления предлагали в своих документах декабристы?
Параметры сравнения
Северное общество
Южное общество
Время создания
1822 год
1821 год
Место действия
Петербург
Военные части Украины
Руководитель
Никита Муравьев
Павел Пестель
Представители
С. Трубецкой, Е.Оболенский,
А.Бестужев
К.Рылеев
С.Г. Волконский, С. Муравьев-
Апостол, М. Бестужев-Рюмин
Программный документ
« Конституция»
«Русская Правда»
Форма правления
Конституционная монархия
Республика
Крестьянский вопрос
Отмена крепостного права
Отмена крепостного права.
3. Урок истории 5 класс Тема « Страна на берегах Нила и ее жители».
Прочитайте текст и ответьте на вопросы.
«..Жизнь древних египтян во многом зависела от реки, поэтому они называли Нил богом
Хапи, считая свою землю даром этого бога.
Каждый год Нил разливается. Во время разлива воды реки затопляют широкую полосу
земли. Воды Нила приносят ил, делающий почву плодородной.
Нил удобный водный путь- связывал людей, живших вдоль его берегов. Они научились
строить из тростника лодки, а затем и корабли. По реке переправляли зерно, продукты
питания , скот, строительный материал.
На берегах Нила росло удивительное растение- папирус. Из специально обработанных
стеблей папируса люди получали прекрасный материал для письма, который позже тоже
назвали папирусом.
Древние греки дали стране на берегах Нила имя Египет. Так теперь мы ее называем.»
1.
Кого называли богом Хапи египтяне?
2.
Что такое папирус в Древнем Египте?
3.
Кто дал название стране на берегах Нила. Как ее назвали?
4.
Назовите основные занятия древних египтян?
Задания на умение интегрировать и интерпретировать информацию.
1. Урок истории 9 класс Тема « Восстание декабристов».
Познакомьтесь с таблицей и ответьте на вопросы:
1. Какая из программ вам кажется более демократичной? Объясните почему.
2. Сравните положения документов декабристов. В каких вопросах их взгляды
совпали?
3. Какие различия в решении аграрного вопроса есть в документах?
2. Урок истории. 7 класс. Тема «Русь в 14-15 веках» .
Прочитайте отрывки из древнерусских изборников и летописей. Попробуйте высказать
эти изречения на современном языке. Какие человеческие качества ценили на Руси.
1.
Копая яму под ближним своим, въпадеться в ню.
2.
Луче малое имание с правдою, нежели многое богатство без правды.
3.
Достоина верна друга язва, нежели лобзание врага.
4.
Коньная хитрость на рати знается, друг верен у беды.
5.
Всем угодити люто есть.
6.
Иже хощет над инемкняжити, да учится первое сам собою владети.
7.
Люто есть и горко, аще злии над добрыми владеють и несмыслении над умными.
8.
Луче есть на своей земле костью лечи, нежле на чюжеславну бытии
Ключ к переводу на изречения:
1.
Не рой яму ближнему, сам в нее попадешь.
2.
Лучше горькая правда, чем сладкая ложь
3.
Лучше получить рану от друга, чем поцелуй от врага
4.
Хитрость познается в битве, а друг верен в беде.
5.
Всем угодить невозможно
6.
Тот кто хочет научиться править, должен сначала научиться управлять собой.
7.
Обидно и горько, что злые властвуют над добрыми, а дураки над умными.
8.
Лучше на своей земле костьми лечь, чем на чужой славу сыскать.
Человеческие качества ценившиеся в Киевской Руси:
Храбрость, доброту, доблесть, ум, героизм, патриотизм
3.Урок истории. 7 класс. Тема «Батыево нашествие»
Прочтите отрывок из исторического источника и ответьте на вопросы:
…
Батый разорил город Владимир, попленил города суздальские и пришел к городу
Козельску, а в нем был молодой князь, именем Василий. И нечестивые узнали, что у
людей в городе крепкий дух, и нельзя обманными словами взять города. Козляне же
совещались и решили не сдаваться Батыю, сказав: "Хотя наш князь и молод, положив
жизнь за него, и здесь примем славу этого мира и там небесные венцы от бога получим".
Татары же бились около города, желая захватить его, разбили стену у города и взошли на
вал. Козляне же на ножах резались с ними и постановили выйти на полки татарские, и
вышли из города, и порубили их стенобитные орудия, напали на полки их, убили у татар
четыре тысячи и сами были перебиты. Батый же взял город и не пощадил никого, от
подростков до грудных младенцев, а о князе Василии неизвестно, иные говорили, что он в
крови утонул, потому что был очень мал. С тех пор татары не смеют называть этот город
Козельском, но называют его город злой, потому что бились около него семь недель, и
убили у татар под ним трех сыновей темниковых. Татары искали их и не могли найти их
среди множества трупов. Батый же взял Козельск и пошел в землю Половецкую, оттуда
же начал посылать на русские города, и взял приступом город Переяславль; перебил всех
людей, разрушил церковь архангела Михаила, захватил золотые сосуды церковные,
бесчисленные и драгоценные камни и епископа Симеона убил
1.
О каком событии рассказывается в документе?
2.
Почему татары дали другое название городу Козельску?
3.
В чем заключался крепкий дух русских воинов?
Задания на умение осмысливать и оценивать содержание и форму текста.
1. Урок истории. 10 класс. Тема «Первая мировая война» .
Рассмотрите изображение и ответьте на вопросы.
1.
Данная марка выпущена в год, когда отмечалось столетие окончания первой
мировой войны. Объясните почему вы так решили.
2.
На марке изображена контратака русских воинов. Подумайте и ответьте почему ее
в дальнейшем назовут « атакой мертвецов».
3.
Какие сюжеты содержания марки вам помогли ответить на вопросы.
2. Урок истории. 9 класс. Тема «Русско-японская война» .
Прочтите отрывок из Портсмутского мирного договора от 23 августа (5 сентября) 1905г.
и отрывок из воспоминаний С.Ю. Витте русского государственного деятеля. Ответьте на
вопросы.
"Российское императорское правительство уступает императорскому японскому
правительству, с согласия китайского правительства, аренду Порт-Артура, Талиена и
прилегающих территорий и территориальных вод, а также все права, преимущества и
концессии, связанные с этой арендой или составляющие ее часть, и уступает равным
образом императорскому японскому правительству все общественные сооружения и
имущества на территории, на которую распространяется вышеупомянутая аренда".
Прочтите отрывок из воспоминаний С.Ю. Витте:
"С одной стороны, разум и совесть мне говорили: "Какой будет счастливый день, если
завтра я подпишу мир", а, с другой стороны, мне внутренний голос подсказывал: "Но ты
будешь гораздо счастливее, если судьба отведет твою руку от Портсмутского мира, на
тебя все свалят, ибо сознаться в своих грехах, своих преступлениях перед отечеством и
Богом никто не захочет, и даже русский царь, а в особенности Николай II"".
1.
Почему при подписании документа у автора были сомнения. В чем они
выражались? Свою точку зрения объясните.
2.
Дайте оценку результатов подписания этого договора с точки зрения участников
русско-японской войны.
3.
Оцените значение этого документа для дальнейшего развития внешней политики
Российской империи.