Напоминание

"Особенности организации внеурочной деятельности по физической культуре в условиях внедрения ФГОС"


Автор: Прохоренков Сергей Алексеевич
Должность: учитель физической культуры
Учебное заведение: МОУ СОШ №22
Населённый пункт: пос. Беркакит, РС (Якутия)
Наименование материала: Статья
Тема: "Особенности организации внеурочной деятельности по физической культуре в условиях внедрения ФГОС"
Раздел: среднее образование





Назад




Прохоренков Сергей Алексеевич,

учитель физической культуры

МОУ СОШ №22,

пос. Беркакит, РС (Якутия)

Особенности организации внеурочной деятельности по физической культуре в условиях

внедрения ФГОС

Современная система образования ориентирована на формирование гармонично развитой

личности,

способной

к

саморазвитию,

самостоятельности

и

ответственному

поведению.

Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) нового поколения уделяют

большое внимание формированию универсальных учебных действий, развитию мотивации к

здоровому образу жизни и повышению уровня физической подготовленности учащихся. В этих

условиях особую значимость приобретает внеурочная деятельность по физической культуре, которая

служит продолжением учебного процесса и обеспечивает практическое применение двигательных

навыков, полученных на уроках.

Внеурочная деятельность позволяет расширить рамки традиционного урока, обеспечить

условия для индивидуализации и вариативности образовательного процесса, а также реализовать

принципы ФГОС, основанные на деятельностном подходе.

ФГОС

определяет

внеурочную

деятельность

как

обязательный

элемент

основной

образовательной

программы,

включающий

разнообразные

формы

организации

активности

учащихся. В сфере физической культуры это особенно важно, поскольку позволяет:

увеличить объем двигательной активности школьников;

сформировать устойчивую мотивацию к занятиям спортом;

обеспечить социальную и физическую адаптацию детей;

развивать компетенции, предусмотренные ФГОС: личностные, метапредметные и предметные.

Внеурочная деятельность не заменяет уроки физической культуры, а дополняет их, раскрывая

новые формы двигательной активности, которые невозможно реализовать в рамках учебной

программы.

Основные формы внеурочной деятельности

Организация внеурочной деятельности по физической культуре может включать широкий

спектр направлений, соответствующих возрастным особенностям и интересам учащихся:

1. Спортивно-оздоровительное направление

спортивные секции по видам спорта (футбол, волейбол, баскетбол, гимнастика и др.);

занятия цикла ОФП (общей физической подготовки);

оздоровительные занятия: фитнес, йога, подвижные игры.

2. Туристско-краеведческое направление

туристические походы;

ориентирование на местности;

соревнования по спортивному туризму.

3. Социально-образовательное направление

участие в школьных и муниципальных спортивных мероприятиях;

организация спортивных праздников, фестивалей, дней здоровья;

волонтёрская деятельность в сфере спорта.

4. Проектная деятельность

исследовательские проекты о здоровье и спорте;

участие в конкурсах и научно-практических конференциях;

разработка фитнес-программ и тренировочных планов.

Такая вариативность позволяет реализовать принцип индивидуализации, заложенный в ФГОС.

Требования ФГОС к организации внеурочной деятельности

В условиях внедрения ФГОС внеурочная деятельность должна соответствовать следующим

требованиям:

1. Личностно-ориентированный подход

Учитываются возрастные особенности, интересы, уровень подготовки и состояние здоровья

каждого ребёнка.

2. Деятельностный подход

Занятия строятся на активных формах обучения: играх, соревнованиях, практических заданиях,

проектах.

3. Непрерывность и системность

Занятия должны быть регулярными, а их содержание — согласованным с уроками физической

культуры.

4. Безопасность

Организация внеурочной деятельности должна соответствовать правилам охраны труда,

санитарным нормам и требованиям безопасности при проведении физкультурно-оздоровительных

мероприятий.

5. Доступность

Учащиеся должны иметь возможность выбрать подходящий вид активности в соответствии с

личными предпочтениями и физическими возможностями.

Проблемы и трудности организации внеурочной деятельности

Несмотря на значимость внеурочной деятельности, школы сталкиваются с рядом трудностей:

недостаточная материально-техническая база (инвентарь, площадки);

перегруженность расписания;

нехватка квалифицированных кадров;

низкая мотивация отдельных учащихся;

недостаточное взаимодействие школы, семьи и спортивных организаций.

Однако переход к ФГОС создаёт дополнительные стимулы к решению этих проблем, включая

развитие инфраструктуры и программ здоровья.

Условия эффективной организации внеурочной деятельности

Для повышения эффективности реализации внеурочной деятельности по физической культуре

требуется:

1. Кадровое обеспечение

Квалифицированные педагоги, тренеры, инструкторы.

2. Обновление материальной базы

Современные спортивные площадки, безопасный инвентарь, оборудование.

3. Взаимодействие с внешними организациями

Спортивные школы, центры дополнительного образования, клубы.

4. Применение современных технологий

цифровые тренажёры и приложения;

видеотренировки;

системы мониторинга физической активности.

5. Мотивационная среда

Конкурсы, соревнования, награждения, участие в школьных мероприятиях.

В заключении нужно отметить, что внеурочная деятельность по физической культуре —

важный элемент реализации ФГОС и формирования у школьников устойчивой мотивации к

активному и здоровому образу жизни. Она расширяет возможности традиционного урока, позволяя

учитывать индивидуальные особенности учеников, внедрять современные подходы к развитию

физических качеств и социально значимых компетенций.

Эффективная

организация

внеурочной

деятельности

требует

комплексного

подхода,

включающего кадровое обеспечение, создание безопасных условий, развитие инфраструктуры и

участие внешних партнёров. При грамотном подходе она способствует всестороннему развитию

школьников и укреплению их здоровья.

Список используемой литературы

1.

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования

(ФГОС НОО). — М.: Министерство образования РФ, 2021.

2.

Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования

(ФГОС ООО). — М.: Министерство просвещения РФ, 2021.

3.

Матвеев Л. П. Теория и методика физической культуры. — М.: Советский спорт, 2010.

4.

Круцевич Т. Ю. Теория и методика физического воспитания. — Киев: Олимпийская

литература, 2012.

5.

Виленский М. Я., Лях В. И. Педагогика физической культуры: Учебное пособие. — М.:

Академия, 2017.



В раздел образования