Напоминание

СОВРЕМЕННЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ЗНАНИЙ НА УРОКАХ ФИЗИКИ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С НАРУШЕНИЯМИ СЛУХА, В УСЛОВИЯХ ФГОС ООО.


Автор: Седунова Наталья Владимировна
Должность: учитель физики и математики
Учебное заведение: КОУ "Нижневартовская школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья №1"
Населённый пункт: город Нижневартовск
Наименование материала: статья
Тема: СОВРЕМЕННЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ЗНАНИЙ НА УРОКАХ ФИЗИКИ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С НАРУШЕНИЯМИ СЛУХА, В УСЛОВИЯХ ФГОС ООО.
Раздел: среднее образование





Назад




КОУ «Нижневартовская школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья №1»

Седунова Наталья Владимировна,

учитель математики и физики

СОВРЕМЕННЫЕ

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ

ТЕХНОЛОГИИ

КАК

СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ

КАЧЕСТВА ЗНАНИЙ НА УРОКАХ ФИЗИКИ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С НАРУШЕНИЯМИ

СЛУХА, В УСЛОВИЯХ ФГОС ООО.

Введение

Реализация Федерального государственного образовательного стандарта основного общего

образования (ФГОС ООО) актуализировала задачу обеспечения качественного и доступного

образования

для

всех

категорий

обучающихся,

включая

детей

с

ограниченными

возможностями здоровья (ОВЗ). В контексте

преподавания физики, которая оперирует

абстрактными понятиями и сложными для визуализации процессами, эта задача приобретает

особую

значимость

при

работе

с

обучающимися

с

нарушениями

слуха. Традиционные

вербально-центрированные методы обучения оказываются малоэффективными для данной

категории учащихся в силу специфики их когнитивного развития и восприятия информации. В

этой связи современные педагогические технологии становятся не просто желательным

элементом, а ключевым дидактическим

средством,

позволяющим

преодолеть

барьеры

в

обучении,

индивидуализировать

образовательный

процесс

и,

как

следствие, существенно

повысить качество знаний по физике в условиях инклюзивной практики.

Особенности

познавательной

деятельности

обучающихся

с нарушениями слуха и

вызовы для преподавателя физики

Нарушение слуха как первичный дефект порождает ряд вторичных особенностей

в

когнитивном развитии, которые необходимо учитывать при проектировании урока физики.

Ключевые из них:

Своеобразие в развитии речи и словесно-логического мышления: Трудности в овладении

звуковой

стороной

речи,

бедность словарного запаса, особенно абстрактных научных

терминов ("энергия", "поле", "квант"), затруднения в понимании сложных грамматических

конструкций. Это создает барьер для восприятия традиционного объяснения учителя и работы

с текстом учебника.

Преобладание наглядно-образного мышления: Восприятие мира и обработка информации

в значительной степени опирается на зрительный канал. Абстрактные физические понятия, не

подкрепленные визуальными образами, усваиваются с большим трудом.

Затруднения в формировании причинно-следственных связей и пространственных

представлений: Многие физические законы устанавливают причинно-следственные связи

между явлениями

(например, связь между силой и ускорением), а также требуют развитого пространственного

мышления

(векторы,

траектории,

схемы электрических цепей). Нарушение слуха может

замедлять формирование этих ментальных процессов.

Особенности внимания и памяти: Объем и устойчивость внимания могут быть снижены,

однако зрительная память часто развита компенсаторно очень хорошо.

В контексте урока физики эти особенности порождают следующие ключевые вызовы:

1.Проблема репрезентации: как представить абстрактный физический объект, процесс или

математическую зависимость в доступной для визуального восприятия форме?

2.Проблема

мотивации:

как

преодолеть

коммуникативные

барьеры

и сформировать

устойчивый познавательный интерес к сложному и, на первый взгляд, "нематериальному"

КОУ «Нижневартовская школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья №1»

предмету?

3.Проблема индивидуализации: как в рамках общего темпа работы класса обеспечить

усвоение материала каждым учеником с учетом степени и характера нарушения слуха, а

также уровня речевого развития?

Современные

педагогические

технологии,

интегрированные

в

логику системно-

деятельностного подхода, провозглашенного ФГОС, предлагают инструментарий для

решения этих проблем.

Технология визуализации и интерактивного моделирования как основа познания

Для обучающихся с нарушениями слуха визуализация является не просто вспомогательным

приемом, а основным каналом восприятия учебной

информации.

Ее

эффективность

многократно возрастает при использовании интерактивных моделей.

Цифровые симуляторы и интерактивные модели: Программные среды (такие как

PhET Interactive Simulations, "Живая Физика") позволяют визуализировать процессы,

недоступные для прямого наблюдения: движение молекул газа, распространение волн, работу

электрических цепей. Обучающийся может не просто пассивно наблюдать, но и активно

взаимодействовать

с

моделью:

изменять

параметры

(массу, скорость, заряд), наблюдать

результат в реальном времени в виде изменяющихся графиков, цифровых значений и

анимации. Это превращает абстрактную зависимость (например, закон Ома) в наглядный,

исследуемый своими руками эксперимент.

Виртуальные лабораторные работы: они позволяют проводить эксперименты, которые

в школьных условиях опасны, слишком быстры

или

медленны,

либо

требуют

тонких

измерений. Для ребенка с нарушением слуха такой формат снимает барьер недоступности

"звучащего"

эксперимента

(например,

с

камертоном),

перенося

акцент на визуальное

наблюдение за колебаниями, графиками и цифрами.

Инфографика и анимированные схемы: Статические схемы в учебнике оживают при

использовании анимации, показывающей пошаговое развитие процесса (например, принцип

действия теплового двигателя). Инфографика позволяет структурно представить сложную

информацию, выделив ключевые понятия и связи между ними.

Технология дифференцированного и индивидуализированного обучения

Данная технология является фундаментальной для создания специальных образовательных

условий. Ее суть заключается в адаптации путей освоения содержания образования, которое

само по себе не должно упрощаться.

Адаптация дидактических материалов: Создание опорных конспектов,

структурно-

логических

схем, глоссариев

с

визуальным толкованием терминов. Все инструкции к

лабораторным и практическим работам должны быть представлены в письменной форме,

сопровождаться четкими схемами и пиктограммами.

Дифференциация

заданий

по

уровню

речевого

развития

и

познавательных

возможностей: для одной и той же темы "Давление твердых тел" одним ученикам можно

предложить задание на установление соответствия между понятием и его определением (с

опорой на картинки), другим

расчетную задачу, третьим

качественную задачу с

развернутым объяснением, которое можно

представить в виде схемы.

Индивидуальные образовательные маршруты (ИОМ): В рамках ИОМ может быть

предусмотрено,

например,

использование

учеником

планшетного

компьютера

с

установленными симуляторами для самостоятельного изучения темы, в то время как другие

ученики работают с реальным оборудованием. ИОМ также регулирует темп работы и формы

контроля.

Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) и ассистивные устройства

ИКТ выступают в роли мощного средства компенсации ограничений, вызванных нарушением

КОУ «Нижневартовская школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья №1»

слуха.

Использование субтитров и скрытых субтитров: Все учебные видеофильмы,

видеоролики

с

опытами

должны

быть

снабжены

качественными

субтитрами.

Современное

программное

обеспечение позволяет генерировать их практически в

реальном времени.

Мультимедийные презентации: они становятся центральным элементом объяснения

нового

материала.

Ключевые

требования: минимальное количество текста на слайде,

преобладание высококачественных изображений, схем, анимаций и видеофрагментов.

Каждый слайд должен визуально дублировать и раскрывать то, что учитель объясняет устно

или с помощью жестов.

Использование интерактивной доски: Возможности интерактивной доски (выделение

цветом,

перемещение

объектов,

запись

поверх

изображения)

позволяют

учителю

выстраивать объяснение как динамический

визуальный

ряд,

что

крайне

важно

для

удержания внимания и обеспечения понимания.

Специализированное оборудование: Системы беспроводной передачи

звука

(FM-

системы), позволяющие направленно передавать голос учителя непосредственно на слуховой

аппарат или кохлеарный имплант ученика, значительно улучшая разборчивость речи в

условиях шума класса.

Технология проектной и исследовательской деятельности

Данная

технология

полностью

соответствует

требованиям

ФГОС

к

формированию

метапредметных результатов и может быть успешно адаптирована.

Визуальная

ориентация

проектов:

Темы

проектов

должны

быть подобраны таким

образом, чтобы результат представлял собой визуальный продукт: создание макета,

изготовление действующей модели,

создание

презентации

с

пошаговой

инструкцией,

видеоролик с экспериментом и субтитрами. Например, проект "Создание простейшего

электродвигателя" или "Исследование зависимости дальности полета тела от угла броска с

помощью видеосъемки и трекинг-программы".

Акцент на практическое применение: Проекты, связанные с решением бытовых задач

("Расчет стоимости электроэнергии, потребляемой домашними приборами", "Оптимизация

теплоизоляции"), делают физику осязаемой и значимой для ученика, повышая мотивацию.

Групповая работа: Работа в малых группах, где роли распределены с учетом сильных

сторон каждого участника (один отвечает за эксперимент, другой – за визуализацию данных,

третий – за оформление

результатов),

развивает

навыки

сотрудничества

и социальной

компенсации.

Проблемно-диалоговая технология в адаптированном формате

Создание

проблемной

ситуации –

мощный

инструмент активизации мышления. Для

обучающихся с нарушением слуха диалог должен быть переведен в визуальную плоскость.

Создание проблемы через демонстрацию: вместо вербальной формулировки проблемы

учитель демонстрирует опыт с неочевидным результатом. Например, демонстрация "ведерка с

вращающейся водой" при изучении центробежной силы. Наглядный парадокс стимулирует

мысленное прогнозирование и выдвижение гипотез.

Визуализация диалога: Гипотезы и этапы их проверки фиксируются на доске в виде

схем, "облаков мыслей", что позволяет ученикам следить за ходом коллективного

рассуждения. Использование карточек

с

ключевыми

словами

и

вопросами

помогает

структурировать обсуждение.

Критерии эффективности и оценка качества знаний

Повышение качества знаний при использовании современных технологий проявляется не

КОУ «Нижневартовская школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья №1»

только в формальных отметках, но и в качественных изменениях учебной деятельности:

Рост

познавательной

активности:

ученик

задает

вопросы (письменно

или

устно),

проявляет инициативу в ходе эксперимента, стремится самостоятельно найти визуальные

материалы по теме.

Сформированность предметных и метапредметных действий:

умение

"читать"

и

строить графики, схемы, диаграммы; способность проводить виртуальный эксперимент по

заданному алгоритму; умение представлять результаты своей деятельности в визуальной

форме.

Способность к переносу знаний: умение использовать усвоенные визуальные модели и

схемы для объяснения новых явлений или решения нестандартных задач.

Снижение уровня тревожности и рост уверенности в своих силах: когда сложный

материал

представлен

в

доступной

визуальной форме,

исчезает

страх

непонимания,

характерный для многих детей с нарушениями слуха на уроках физики. Оценка должна быть

критериальной и формирующей. Учитель оценивает

достижение

конкретных,

заранее

известных ученику целей (например, "умеет собрать электрическую цепь по схеме", "умеет

объяснить принцип действия двигателя по анимированной модели").

Широко используются методы самооценки и взаимооценки по визуализированным, простым

критериям.

Заключение

Необходимо отметить, что успешное внедрение современных педагогических технологий

требует не только теоретической подготовки, но и практического опыта, а также постоянного

самосовершенствования педагога. Важно не просто использовать отдельные приемы и

методы, а проектировать целостную систему обучения, учитывающую индивидуальные

потребности

каждого

ученика

с

нарушением

слуха.

Это

подразумевает

разработку

адаптированных учебных материалов, использование специализированного оборудования, а

также тесное сотрудничество с родителями и другими специалистами, работающими с

ребенком.

Ключевым

аспектом

повышения

эффективности

обучения

физике

детей

с

нарушениями слуха является создание благоприятной психологической атмосферы на уроке.

Ученик должен чувствовать себя комфортно и безопасно, не бояться задавать вопросы и

высказывать свое мнение. Доброжелательное отношение педагога, поддержка со стороны

одноклассников

и

использование

позитивных

методов

оценивания

способствуют

формированию положительной мотивации к изучению предмета и развитию познавательной

активности.

Особое внимание следует уделить развитию коммуникативных навыков у детей с

нарушениями слуха. Физика – это предмет, требующий умения четко и грамотно выражать

свои мысли, аргументировать свою точку зрения и понимать научную терминологию.

Использование визуальных средств обучения, таких как жесты, мимика и дактилология,

позволяет преодолеть коммуникативные барьеры и обеспечить доступность информации для

всех учеников. Важно также поощрять использование различных форм коммуникации,

включая устную речь, письменную речь и жестовый язык, в зависимости от индивидуальных

предпочтений и возможностей ребенка.

В конечном счете, применение современных педагогических технологий в обучении физике

детей с нарушениями слуха – это не просто следование модным тенденциям в образовании, а

осознанный выбор наиболее эффективных методов и приемов для обеспечения равных

возможностей для всех учащихся. Это инвестиция в будущее, позволяющая раскрыть

потенциал каждого ребенка и подготовить его к успешной интеграции в общество. Только

тогда мы можем говорить о подлинном инклюзивном образовании, в котором каждый ученик,

независимо от своих особенностей, имеет возможность реализовать свои способности и

достичь успеха в жизни.

Таким

образом,

современные

педагогические

технологии представляют собой научно

КОУ «Нижневартовская школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья №1»

обоснованный и практико-ориентированный

арсенал

средств

для

реализации

требований

ФГОС ООО в условиях инклюзивного образования детей с нарушениями слуха. Их системное

и грамотное применение на уроках физики позволяет трансформировать образовательную

среду, сделав ее

адекватной

когнитивным

и

коммуникативным

возможностям

данной

категории

обучающихся.

Преодоление

барьеров

в

обучении

через

визуализацию,

интерактивное

моделирование,

дифференциацию

и

проектную

деятельность

ведет

к

подлинному повышению качества

знаний, которое понимается не как объем заученной

информации, а как развитие способности к познанию, мышлению и практическому

применению

законов

физики

в

окружающем

мире.

Успех

этой

работы определяется

готовностью педагога к переосмыслению своей роли

от транслятора знаний к конструктору

образовательных ситуаций, в которых каждый ребенок, независимо от особенностей своего

развития, может стать активным субъектом познания

.

Список использованных источников:

1).Манвелов С.Г. Конструирование современного урока. - М.:Просвещение, 2002.

2). Ларина В.П., Ходырева Е.А., Окунев А.А. Лекции на занятиях творческой лаборатории

«Современные педагогические технологии».- Киров: 1999 – 2002.

3).А. Фонтанова Технология, которая позволяет нам стать другими «Первое сентября»,

16.01.2001, 3 стр.

4).Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий. В 2-х т. Т. 1. – М.: Народное

образование, 2005.

5).Хижнякова Л.С. Введение в методику обучения физике. Методология педагогического

исследования. Ч.2. - М : МГОУ, 2006.



В раздел образования