Автор: Седунова Наталья Владимировна
Должность: учитель физики и математики
Учебное заведение: КОУ "Нижневартовская школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья №1"
Населённый пункт: город Нижневартовск
Наименование материала: статья
Тема: СОВРЕМЕННЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ЗНАНИЙ НА УРОКАХ ФИЗИКИ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С НАРУШЕНИЯМИ СЛУХА, В УСЛОВИЯХ ФГОС ООО.
Раздел: среднее образование
КОУ «Нижневартовская школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья №1»
Седунова Наталья Владимировна,
учитель математики и физики
СОВРЕМЕННЫЕ
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ
ТЕХНОЛОГИИ
КАК
СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ
КАЧЕСТВА ЗНАНИЙ НА УРОКАХ ФИЗИКИ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С НАРУШЕНИЯМИ
СЛУХА, В УСЛОВИЯХ ФГОС ООО.
Введение
Реализация Федерального государственного образовательного стандарта основного общего
образования (ФГОС ООО) актуализировала задачу обеспечения качественного и доступного
образования
для
всех
категорий
обучающихся,
включая
детей
с
ограниченными
возможностями здоровья (ОВЗ). В контексте
преподавания физики, которая оперирует
абстрактными понятиями и сложными для визуализации процессами, эта задача приобретает
особую
значимость
при
работе
с
обучающимися
с
нарушениями
слуха. Традиционные
вербально-центрированные методы обучения оказываются малоэффективными для данной
категории учащихся в силу специфики их когнитивного развития и восприятия информации. В
этой связи современные педагогические технологии становятся не просто желательным
элементом, а ключевым дидактическим
средством,
позволяющим
преодолеть
барьеры
в
обучении,
индивидуализировать
образовательный
процесс
и,
как
следствие, существенно
повысить качество знаний по физике в условиях инклюзивной практики.
Особенности
познавательной
деятельности
обучающихся
с нарушениями слуха и
вызовы для преподавателя физики
Нарушение слуха как первичный дефект порождает ряд вторичных особенностей
в
когнитивном развитии, которые необходимо учитывать при проектировании урока физики.
Ключевые из них:
Своеобразие в развитии речи и словесно-логического мышления: Трудности в овладении
звуковой
стороной
речи,
бедность словарного запаса, особенно абстрактных научных
терминов ("энергия", "поле", "квант"), затруднения в понимании сложных грамматических
конструкций. Это создает барьер для восприятия традиционного объяснения учителя и работы
с текстом учебника.
Преобладание наглядно-образного мышления: Восприятие мира и обработка информации
в значительной степени опирается на зрительный канал. Абстрактные физические понятия, не
подкрепленные визуальными образами, усваиваются с большим трудом.
Затруднения в формировании причинно-следственных связей и пространственных
представлений: Многие физические законы устанавливают причинно-следственные связи
между явлениями
(например, связь между силой и ускорением), а также требуют развитого пространственного
мышления
(векторы,
траектории,
схемы электрических цепей). Нарушение слуха может
замедлять формирование этих ментальных процессов.
Особенности внимания и памяти: Объем и устойчивость внимания могут быть снижены,
однако зрительная память часто развита компенсаторно очень хорошо.
В контексте урока физики эти особенности порождают следующие ключевые вызовы:
1.Проблема репрезентации: как представить абстрактный физический объект, процесс или
математическую зависимость в доступной для визуального восприятия форме?
2.Проблема
мотивации:
как
преодолеть
коммуникативные
барьеры
и сформировать
устойчивый познавательный интерес к сложному и, на первый взгляд, "нематериальному"
КОУ «Нижневартовская школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья №1»
предмету?
3.Проблема индивидуализации: как в рамках общего темпа работы класса обеспечить
усвоение материала каждым учеником с учетом степени и характера нарушения слуха, а
также уровня речевого развития?
Современные
педагогические
технологии,
интегрированные
в
логику системно-
деятельностного подхода, провозглашенного ФГОС, предлагают инструментарий для
решения этих проблем.
Технология визуализации и интерактивного моделирования как основа познания
Для обучающихся с нарушениями слуха визуализация является не просто вспомогательным
приемом, а основным каналом восприятия учебной
информации.
Ее
эффективность
многократно возрастает при использовании интерактивных моделей.
Цифровые симуляторы и интерактивные модели: Программные среды (такие как
PhET Interactive Simulations, "Живая Физика") позволяют визуализировать процессы,
недоступные для прямого наблюдения: движение молекул газа, распространение волн, работу
электрических цепей. Обучающийся может не просто пассивно наблюдать, но и активно
взаимодействовать
с
моделью:
изменять
параметры
(массу, скорость, заряд), наблюдать
результат в реальном времени в виде изменяющихся графиков, цифровых значений и
анимации. Это превращает абстрактную зависимость (например, закон Ома) в наглядный,
исследуемый своими руками эксперимент.
Виртуальные лабораторные работы: они позволяют проводить эксперименты, которые
в школьных условиях опасны, слишком быстры
или
медленны,
либо
требуют
тонких
измерений. Для ребенка с нарушением слуха такой формат снимает барьер недоступности
"звучащего"
эксперимента
(например,
с
камертоном),
перенося
акцент на визуальное
наблюдение за колебаниями, графиками и цифрами.
Инфографика и анимированные схемы: Статические схемы в учебнике оживают при
использовании анимации, показывающей пошаговое развитие процесса (например, принцип
действия теплового двигателя). Инфографика позволяет структурно представить сложную
информацию, выделив ключевые понятия и связи между ними.
Технология дифференцированного и индивидуализированного обучения
Данная технология является фундаментальной для создания специальных образовательных
условий. Ее суть заключается в адаптации путей освоения содержания образования, которое
само по себе не должно упрощаться.
Адаптация дидактических материалов: Создание опорных конспектов,
структурно-
логических
схем, глоссариев
с
визуальным толкованием терминов. Все инструкции к
лабораторным и практическим работам должны быть представлены в письменной форме,
сопровождаться четкими схемами и пиктограммами.
Дифференциация
заданий
по
уровню
речевого
развития
и
познавательных
возможностей: для одной и той же темы "Давление твердых тел" одним ученикам можно
предложить задание на установление соответствия между понятием и его определением (с
опорой на картинки), другим
–
расчетную задачу, третьим
–
качественную задачу с
развернутым объяснением, которое можно
представить в виде схемы.
Индивидуальные образовательные маршруты (ИОМ): В рамках ИОМ может быть
предусмотрено,
например,
использование
учеником
планшетного
компьютера
с
установленными симуляторами для самостоятельного изучения темы, в то время как другие
ученики работают с реальным оборудованием. ИОМ также регулирует темп работы и формы
контроля.
Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) и ассистивные устройства
ИКТ выступают в роли мощного средства компенсации ограничений, вызванных нарушением
КОУ «Нижневартовская школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья №1»
слуха.
Использование субтитров и скрытых субтитров: Все учебные видеофильмы,
видеоролики
с
опытами
должны
быть
снабжены
качественными
субтитрами.
Современное
программное
обеспечение позволяет генерировать их практически в
реальном времени.
Мультимедийные презентации: они становятся центральным элементом объяснения
нового
материала.
Ключевые
требования: минимальное количество текста на слайде,
преобладание высококачественных изображений, схем, анимаций и видеофрагментов.
Каждый слайд должен визуально дублировать и раскрывать то, что учитель объясняет устно
или с помощью жестов.
Использование интерактивной доски: Возможности интерактивной доски (выделение
цветом,
перемещение
объектов,
запись
поверх
изображения)
позволяют
учителю
выстраивать объяснение как динамический
визуальный
ряд,
что
крайне
важно
для
удержания внимания и обеспечения понимания.
Специализированное оборудование: Системы беспроводной передачи
звука
(FM-
системы), позволяющие направленно передавать голос учителя непосредственно на слуховой
аппарат или кохлеарный имплант ученика, значительно улучшая разборчивость речи в
условиях шума класса.
Технология проектной и исследовательской деятельности
Данная
технология
полностью
соответствует
требованиям
ФГОС
к
формированию
метапредметных результатов и может быть успешно адаптирована.
Визуальная
ориентация
проектов:
Темы
проектов
должны
быть подобраны таким
образом, чтобы результат представлял собой визуальный продукт: создание макета,
изготовление действующей модели,
создание
презентации
с
пошаговой
инструкцией,
видеоролик с экспериментом и субтитрами. Например, проект "Создание простейшего
электродвигателя" или "Исследование зависимости дальности полета тела от угла броска с
помощью видеосъемки и трекинг-программы".
Акцент на практическое применение: Проекты, связанные с решением бытовых задач
("Расчет стоимости электроэнергии, потребляемой домашними приборами", "Оптимизация
теплоизоляции"), делают физику осязаемой и значимой для ученика, повышая мотивацию.
Групповая работа: Работа в малых группах, где роли распределены с учетом сильных
сторон каждого участника (один отвечает за эксперимент, другой – за визуализацию данных,
третий – за оформление
результатов),
развивает
навыки
сотрудничества
и социальной
компенсации.
Проблемно-диалоговая технология в адаптированном формате
Создание
проблемной
ситуации –
мощный
инструмент активизации мышления. Для
обучающихся с нарушением слуха диалог должен быть переведен в визуальную плоскость.
Создание проблемы через демонстрацию: вместо вербальной формулировки проблемы
учитель демонстрирует опыт с неочевидным результатом. Например, демонстрация "ведерка с
вращающейся водой" при изучении центробежной силы. Наглядный парадокс стимулирует
мысленное прогнозирование и выдвижение гипотез.
Визуализация диалога: Гипотезы и этапы их проверки фиксируются на доске в виде
схем, "облаков мыслей", что позволяет ученикам следить за ходом коллективного
рассуждения. Использование карточек
с
ключевыми
словами
и
вопросами
помогает
структурировать обсуждение.
Критерии эффективности и оценка качества знаний
Повышение качества знаний при использовании современных технологий проявляется не
КОУ «Нижневартовская школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья №1»
только в формальных отметках, но и в качественных изменениях учебной деятельности:
Рост
познавательной
активности:
ученик
задает
вопросы (письменно
или
устно),
проявляет инициативу в ходе эксперимента, стремится самостоятельно найти визуальные
материалы по теме.
Сформированность предметных и метапредметных действий:
умение
"читать"
и
строить графики, схемы, диаграммы; способность проводить виртуальный эксперимент по
заданному алгоритму; умение представлять результаты своей деятельности в визуальной
форме.
Способность к переносу знаний: умение использовать усвоенные визуальные модели и
схемы для объяснения новых явлений или решения нестандартных задач.
Снижение уровня тревожности и рост уверенности в своих силах: когда сложный
материал
представлен
в
доступной
визуальной форме,
исчезает
страх
непонимания,
характерный для многих детей с нарушениями слуха на уроках физики. Оценка должна быть
критериальной и формирующей. Учитель оценивает
достижение
конкретных,
заранее
известных ученику целей (например, "умеет собрать электрическую цепь по схеме", "умеет
объяснить принцип действия двигателя по анимированной модели").
Широко используются методы самооценки и взаимооценки по визуализированным, простым
критериям.
Заключение
Необходимо отметить, что успешное внедрение современных педагогических технологий
требует не только теоретической подготовки, но и практического опыта, а также постоянного
самосовершенствования педагога. Важно не просто использовать отдельные приемы и
методы, а проектировать целостную систему обучения, учитывающую индивидуальные
потребности
каждого
ученика
с
нарушением
слуха.
Это
подразумевает
разработку
адаптированных учебных материалов, использование специализированного оборудования, а
также тесное сотрудничество с родителями и другими специалистами, работающими с
ребенком.
Ключевым
аспектом
повышения
эффективности
обучения
физике
детей
с
нарушениями слуха является создание благоприятной психологической атмосферы на уроке.
Ученик должен чувствовать себя комфортно и безопасно, не бояться задавать вопросы и
высказывать свое мнение. Доброжелательное отношение педагога, поддержка со стороны
одноклассников
и
использование
позитивных
методов
оценивания
способствуют
формированию положительной мотивации к изучению предмета и развитию познавательной
активности.
Особое внимание следует уделить развитию коммуникативных навыков у детей с
нарушениями слуха. Физика – это предмет, требующий умения четко и грамотно выражать
свои мысли, аргументировать свою точку зрения и понимать научную терминологию.
Использование визуальных средств обучения, таких как жесты, мимика и дактилология,
позволяет преодолеть коммуникативные барьеры и обеспечить доступность информации для
всех учеников. Важно также поощрять использование различных форм коммуникации,
включая устную речь, письменную речь и жестовый язык, в зависимости от индивидуальных
предпочтений и возможностей ребенка.
В конечном счете, применение современных педагогических технологий в обучении физике
детей с нарушениями слуха – это не просто следование модным тенденциям в образовании, а
осознанный выбор наиболее эффективных методов и приемов для обеспечения равных
возможностей для всех учащихся. Это инвестиция в будущее, позволяющая раскрыть
потенциал каждого ребенка и подготовить его к успешной интеграции в общество. Только
тогда мы можем говорить о подлинном инклюзивном образовании, в котором каждый ученик,
независимо от своих особенностей, имеет возможность реализовать свои способности и
достичь успеха в жизни.
Таким
образом,
современные
педагогические
технологии представляют собой научно
КОУ «Нижневартовская школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья №1»
обоснованный и практико-ориентированный
арсенал
средств
для
реализации
требований
ФГОС ООО в условиях инклюзивного образования детей с нарушениями слуха. Их системное
и грамотное применение на уроках физики позволяет трансформировать образовательную
среду, сделав ее
адекватной
когнитивным
и
коммуникативным
возможностям
данной
категории
обучающихся.
Преодоление
барьеров
в
обучении
через
визуализацию,
интерактивное
моделирование,
дифференциацию
и
проектную
деятельность
ведет
к
подлинному повышению качества
знаний, которое понимается не как объем заученной
информации, а как развитие способности к познанию, мышлению и практическому
применению
законов
физики
в
окружающем
мире.
Успех
этой
работы определяется
готовностью педагога к переосмыслению своей роли
–
от транслятора знаний к конструктору
образовательных ситуаций, в которых каждый ребенок, независимо от особенностей своего
развития, может стать активным субъектом познания
.
Список использованных источников:
1).Манвелов С.Г. Конструирование современного урока. - М.:Просвещение, 2002.
2). Ларина В.П., Ходырева Е.А., Окунев А.А. Лекции на занятиях творческой лаборатории
«Современные педагогические технологии».- Киров: 1999 – 2002.
3).А. Фонтанова Технология, которая позволяет нам стать другими «Первое сентября»,
16.01.2001, 3 стр.
4).Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий. В 2-х т. Т. 1. – М.: Народное
образование, 2005.
5).Хижнякова Л.С. Введение в методику обучения физике. Методология педагогического
исследования. Ч.2. - М : МГОУ, 2006.