Напоминание

Возрастные особенности человека с точки зрения хореографической педагогики


Автор: Комарова Ирина Александровна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МБОУДО "Центр детского творчества" Центрального района
Населённый пункт: г. Кемерово
Наименование материала: статья
Тема: Возрастные особенности человека с точки зрения хореографической педагогики
Раздел: дополнительное образование





Назад




Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования «Центр детского творчества»

Центрального района города Кемерово

«Возрастные особенности человека с точки зрения

хореографической педагогики»

Статья

Автор:

педагог

дополнительного образования

МБОУДО «ЦДТ»

Центрального района г. Кемерово

Комарова И.А.

Кемерово 2025

Возрастные особенности человека с точки зрения

хореографической педагогики.

Возрастные особенности — одна из фундаментальных тем

педагогики. Человек постоянно находится в развитии. Очень важно

понимать, что движет человеком в разном возрасте. Когда есть

отработанный инструментарий, четкое предметное знание об этом — то и

работа легче, не так болезненно проходят реакции, приходит понимание

учеников, появляется уверенность в работе.

Основные этапы жизни человека и ведущая деятельность на этих

этапах:

новорожденный — сон и еда;

малыши (до 3-х лет) — исследование;

дошкольники (3-7 лет) — игра (с предметами, ролевая, со

взрослыми, с закрытой ролью, с открытой ролью и т. д);

школьники (7-9 лет) — обучение;

подростки (9-16 лет) — общение (с друзьями, с противоположным

полом, презентация себя);

юношество (с 15 лет) — самоопределение и самореализация;

молодость — профессиональная реализация, построение семьи;

зрелость — здоровье, жизненный тонус, общение.

Возрастные педагогические

приемы

1.

Малыши (до 3-х лет).

Основной вид деятельности в этом возрасте — исследование. Дети

реализуют ее через игру, музыку, работу с различными предметами. Также

в этот период деятельность должна быть связана с интересом и

неожиданностью.

Малыши имеют зависимость от мамы, которая формирует базовое

доверие к миру. В этот период внимание направлено на себя и маму. Когда

мама пропадает из поля зрения — ребенок не понимает зачем нужно такое

занятие. Это усложняет работу педагогу, но, тем не менее, не делает ее

невозможной. 2-3-летние дети обучаемы и без родителей. Однако,

педагогу приходиться прикладывать достаточно серьезные усилия.

Основной результат этой деятельности — реализация природных

потребностей к познанию мира. Если малыш в хорошем, качественном

коллективе с грамотным педагогом получает стимуляцию мозга через

музыку, движения, общения со взрослыми — то отстранение от мамы на

непродолжительный период времени положительно влияет на речь,

социализацию, мышление и т. д.

На уровне дрессуры занятия в возрасте до 3-х лет неприемлемы.

2. Дошкольники (3-7 лет).

Основной вид деятельности — игра, соревнование. Дети этого возраста

чаще всего уже посещают детский сад. И частые болезни, слабая

произвольная память — проблемы для педагога. Если проводить занятия 1

раз в неделю, то необходимо понимать, что каждый урок нужно будет

снова повторять. Поэтому, в зависимости от возможности коллектива,

педагога, помещения и других условий, занятия нужно проводить

минимум 2-3 раза в неделю.

С 5-8 лет ребенок проживает кризис семилетнего возраста. Основной

смысл кризиса семи лет — созревание и понимание «я-социального». Т.е.

ребенок начинает понимать, есть понятие не только «я-есть», но и «я-есть

среди людей». И поэтому в этот период дети отчетливо могут давать

понять, что им не нравится конкретный вид деятельности:

не хочу быть здесь;

не хочу делать это;

не хочу быть с этими людьми;

хочу делать другое.

Следуя принципу природосообразности, необходимо особое место на

уроке уделять игре. Игры могут быть не только в содержании

танцевального материала, но и связаны с манипуляцией предметами.

У дошкольников природа просит, чтобы они играли. И вся

деятельность, которую организует педагог, с условиями дисциплины и

того, что их нужно чему-то научить — происходит в рамках

организованной, продуманной, подготовленной игры.

3. Младшие школьники (1-2 класс) и ранние подростки (3-4 класс).

В этом возрастном периоде учебная деятельность постепенно вытесняет

игровую. Много серьезных требований накладывается на ребенка: много

знать, выполнять домашнее задание, развивать одновременно множество

навыков. Поэтому многие дети покидают творческие коллективы. Многие

родители недооценивают очень важную функцию танца — рекреационную

(возможность дать отдых, выместить негативные эмоции). Важно

объяснить это родителям.

Здесь игра уже переходит в формат образной подачи материала:

материал будет легче запоминаться, если педагог будет использовать

образы и ассоциации. У детей младшего школьного возраста важно

сформировать целостное понимание значимости коллектива — и

значимости ребенка в этом коллективе.

Младшим школьникам, которые осознают себя как отдельную

единицу, очень важно сформировать мнение «быть в коллективе».

Педагогу необходимо не заниматься играми по командообразованию, а

создавать атмосферу коллектива.

Дети младшего школьного возраста самостоятельно решения

принимать не могут, поэтому роль родителей в процессе обучения еще

высока.

4. Подростки (с 9 до 15 лет).

Подростки ранимы обидчивы, быстро и очень эмоционально

реагируют на замечания. Поэтому нельзя трогать ценные для них вещи,

высмеивать — и не позволять делать это другим.

В этот период у них есть особая потребность в самовыражении, быть

автором. Авторство — основная характеристика подросткового возраста.

И это нужно использовать, чтобы через творчество реализовывать

потребность учеников быть автором.

Не стоит забывать, что подростки приходят на занятия

исключительно для общения. Если при этом продолжать культивировать

любовь к танцу, заинтересовать их, то они будут работать на все 100%.

Случаются провальные моменты, когда подросток ходит сам не зная

зачем. Но это проходит, надо просто переждать.

Резкая смена интересов у учеников может произойти при переходе с 3 в

4 класс и с 4 в 5 класс. В это время подростки уходят из кружков и секций,

меняют круг общения и т. д. Это болезненно для педагога, но надо

научиться прощаться и отпускать. Нужно помнить, что даже если вы

создали благоприятную обстановку — ребенка может это не остановить.

Т.к. подросткам очень нужно общение — важно и полезно тратить 5-10

минут на диалог с учениками во время занятий, а также совместно

создавать номера с разновозрастными учениками.

5. Юношество, молодость, зрелость.

Основная проблема в юношеском периоде: юноши много чего

умеют, могут работать на коллектив, но уходят, потому что жизненные

приоритеты меняются, приходит «время становиться взрослым». И здесь

педагогу важно вовремя отпустить ученика.

Период молодости прекрасен для того, чтобы профессионально

реализоваться. При работе с этим возрастным периодом, важно дать

человеку реализовать его амбиции, развивать его в профессии.

Самое главное, что должен знать педагог при работе со зрелыми

людьми — это как работать со взрослым, зрелым телом и с тем человеком,

который в этом теле живет.



В раздел образования