Автор: Комарова Ирина Александровна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МБОУДО "Центр детского творчества" Центрального района
Населённый пункт: г. Кемерово
Наименование материала: статья
Тема: Возрастные особенности человека с точки зрения хореографической педагогики
Раздел: дополнительное образование
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования «Центр детского творчества»
Центрального района города Кемерово
«Возрастные особенности человека с точки зрения
хореографической педагогики»
Статья
Автор:
педагог
дополнительного образования
МБОУДО «ЦДТ»
Центрального района г. Кемерово
Комарова И.А.
Кемерово 2025
Возрастные особенности человека с точки зрения
хореографической педагогики.
Возрастные особенности — одна из фундаментальных тем
педагогики. Человек постоянно находится в развитии. Очень важно
понимать, что движет человеком в разном возрасте. Когда есть
отработанный инструментарий, четкое предметное знание об этом — то и
работа легче, не так болезненно проходят реакции, приходит понимание
учеников, появляется уверенность в работе.
Основные этапы жизни человека и ведущая деятельность на этих
этапах:
новорожденный — сон и еда;
малыши (до 3-х лет) — исследование;
дошкольники (3-7 лет) — игра (с предметами, ролевая, со
взрослыми, с закрытой ролью, с открытой ролью и т. д);
школьники (7-9 лет) — обучение;
подростки (9-16 лет) — общение (с друзьями, с противоположным
полом, презентация себя);
юношество (с 15 лет) — самоопределение и самореализация;
молодость — профессиональная реализация, построение семьи;
зрелость — здоровье, жизненный тонус, общение.
Возрастные педагогические
приемы
1.
Малыши (до 3-х лет).
Основной вид деятельности в этом возрасте — исследование. Дети
реализуют ее через игру, музыку, работу с различными предметами. Также
в этот период деятельность должна быть связана с интересом и
неожиданностью.
Малыши имеют зависимость от мамы, которая формирует базовое
доверие к миру. В этот период внимание направлено на себя и маму. Когда
мама пропадает из поля зрения — ребенок не понимает зачем нужно такое
занятие. Это усложняет работу педагогу, но, тем не менее, не делает ее
невозможной. 2-3-летние дети обучаемы и без родителей. Однако,
педагогу приходиться прикладывать достаточно серьезные усилия.
Основной результат этой деятельности — реализация природных
потребностей к познанию мира. Если малыш в хорошем, качественном
коллективе с грамотным педагогом получает стимуляцию мозга через
музыку, движения, общения со взрослыми — то отстранение от мамы на
непродолжительный период времени положительно влияет на речь,
социализацию, мышление и т. д.
На уровне дрессуры занятия в возрасте до 3-х лет неприемлемы.
2. Дошкольники (3-7 лет).
Основной вид деятельности — игра, соревнование. Дети этого возраста
чаще всего уже посещают детский сад. И частые болезни, слабая
произвольная память — проблемы для педагога. Если проводить занятия 1
раз в неделю, то необходимо понимать, что каждый урок нужно будет
снова повторять. Поэтому, в зависимости от возможности коллектива,
педагога, помещения и других условий, занятия нужно проводить
минимум 2-3 раза в неделю.
С 5-8 лет ребенок проживает кризис семилетнего возраста. Основной
смысл кризиса семи лет — созревание и понимание «я-социального». Т.е.
ребенок начинает понимать, есть понятие не только «я-есть», но и «я-есть
среди людей». И поэтому в этот период дети отчетливо могут давать
понять, что им не нравится конкретный вид деятельности:
не хочу быть здесь;
не хочу делать это;
не хочу быть с этими людьми;
хочу делать другое.
Следуя принципу природосообразности, необходимо особое место на
уроке уделять игре. Игры могут быть не только в содержании
танцевального материала, но и связаны с манипуляцией предметами.
У дошкольников природа просит, чтобы они играли. И вся
деятельность, которую организует педагог, с условиями дисциплины и
того, что их нужно чему-то научить — происходит в рамках
организованной, продуманной, подготовленной игры.
3. Младшие школьники (1-2 класс) и ранние подростки (3-4 класс).
В этом возрастном периоде учебная деятельность постепенно вытесняет
игровую. Много серьезных требований накладывается на ребенка: много
знать, выполнять домашнее задание, развивать одновременно множество
навыков. Поэтому многие дети покидают творческие коллективы. Многие
родители недооценивают очень важную функцию танца — рекреационную
(возможность дать отдых, выместить негативные эмоции). Важно
объяснить это родителям.
Здесь игра уже переходит в формат образной подачи материала:
материал будет легче запоминаться, если педагог будет использовать
образы и ассоциации. У детей младшего школьного возраста важно
сформировать целостное понимание значимости коллектива — и
значимости ребенка в этом коллективе.
Младшим школьникам, которые осознают себя как отдельную
единицу, очень важно сформировать мнение «быть в коллективе».
Педагогу необходимо не заниматься играми по командообразованию, а
создавать атмосферу коллектива.
Дети младшего школьного возраста самостоятельно решения
принимать не могут, поэтому роль родителей в процессе обучения еще
высока.
4. Подростки (с 9 до 15 лет).
Подростки ранимы обидчивы, быстро и очень эмоционально
реагируют на замечания. Поэтому нельзя трогать ценные для них вещи,
высмеивать — и не позволять делать это другим.
В этот период у них есть особая потребность в самовыражении, быть
автором. Авторство — основная характеристика подросткового возраста.
И это нужно использовать, чтобы через творчество реализовывать
потребность учеников быть автором.
Не стоит забывать, что подростки приходят на занятия
исключительно для общения. Если при этом продолжать культивировать
любовь к танцу, заинтересовать их, то они будут работать на все 100%.
Случаются провальные моменты, когда подросток ходит сам не зная
зачем. Но это проходит, надо просто переждать.
Резкая смена интересов у учеников может произойти при переходе с 3 в
4 класс и с 4 в 5 класс. В это время подростки уходят из кружков и секций,
меняют круг общения и т. д. Это болезненно для педагога, но надо
научиться прощаться и отпускать. Нужно помнить, что даже если вы
создали благоприятную обстановку — ребенка может это не остановить.
Т.к. подросткам очень нужно общение — важно и полезно тратить 5-10
минут на диалог с учениками во время занятий, а также совместно
создавать номера с разновозрастными учениками.
5. Юношество, молодость, зрелость.
Основная проблема в юношеском периоде: юноши много чего
умеют, могут работать на коллектив, но уходят, потому что жизненные
приоритеты меняются, приходит «время становиться взрослым». И здесь
педагогу важно вовремя отпустить ученика.
Период молодости прекрасен для того, чтобы профессионально
реализоваться. При работе с этим возрастным периодом, важно дать
человеку реализовать его амбиции, развивать его в профессии.
Самое главное, что должен знать педагог при работе со зрелыми
людьми — это как работать со взрослым, зрелым телом и с тем человеком,
который в этом теле живет.