Напоминание

Сущность и содержание понятия «мотивация учебной деятельности» в отечественной психологии


Авторы: Соколов Александр Николаевич, Скорлупина Олеся Алексеевна
Должность: магистрант, к.психол.н., доцент кафедры психологии
Учебное заведение: Алтайский государственный педагогический университет
Населённый пункт: Барнаул
Наименование материала: статья. Сущность и содержание понятия «мотивация учебной деятельности» в отечественной психологии
Тема: Сущность и содержание понятия «мотивация учебной деятельности» в отечественной психологии
Раздел: высшее образование





Назад




Сущность и содержание понятия «мотивация учебной деятельности» в

отечественной психологии

Соколов Александр Николаевич

магистрант

Алтайский государственный педагогический университет

Институт психологии и педагогики

Скорлупина Олеся Алексеевна

кандидат психологических наук, доцент

Алтайский государственный педагогический университет

Институт психологии и педагогики

Аннотация:

в статье представлен терминологический анализ понятия

«учебная мотивация» в рамках отечественной психологии, обоснована

структура учебной мотивации и проанализированы факторы, влияющее на

развитие учебной мотивации.

Ключевые слова: учебная мотивация, мотивы учения, студенты,

внутренняя и внешняя мотивация.

Важным приоритетом современного общества становится подготовка

молодых людей к полноценной жизни, развитие у них общественно значимой

активности, становление образованного и физически здорового члена

общества, способного к успешной творческой, научной и профессиональной

деятельности.

Основные

концепции

учебной

деятельности

связаны

с

формированием мотивационной сферы молодого человека, где мотивы

выступают ведущим стимулом к проявлению интереса, желания получать

новые знания и умения в аспекте выбранной профессии

Относительно изучения вопросов мотивации учебной деятельности в

отечественной

психологии,

то

здесь

стоит

рассмотреть

труды

Е. В. Апасовой [1], Е. А. Митрофановой [2], А. А. Реана [3], В. А. Якунина

[4].

Согласно взглядам Я. Л. Коломинского и А. А. Реана: «Учебная

мотивация представляет внутренне побуждение субъекта к осуществлению

учебной деятельности на основании личностных интересов, потребностей,

смыслов и ценностных ориентаций. Учебная мотивация выступает ведущим

регулятором и определяет поведение и отношение субъекта к учебе, что

проявляется в уровне эффективности образовательного процесса» [3, с. 29].

Среди типов учебной мотивации исследователи выделяют два ключевых:

- мотивация успеха – учебная активность строится на стремлении

достижения определенных успехов, академических результатов;

- мотивация (избегания) боязни неудачи – проявляется как желание

избегать негативные последствия (плохая оценка, выговор, неполучение

ожидаемого результата); данный тип мотивации негативно влияет на психо-

эмоциональное состояние обучающегося, так как страх неудачи не позволяет

видеть «успех», человек всегда настроен на негативный исход, в результате

развивается чувство неуверенности, ущербности по отношению к себе (все

плохо, у меня не получится, я хуже других и т.д.) [3].

Исследуя вопросы учебно-профессиональной мотивации, В. А. Якунин

в ряде экспериментальных работ, выделяет ключевые мотивы учебной

деятельности:

- коммуникативные – потребность в общении;

- мотивы престижа – демонстрация статуса;

- избегания как страх неудачи, осуждения;

- профессиональные – реализация в профессиональной деятельности:

карьера, призвание, высокий заработок;

- творческие – реализация личностных способностей;

- учебно-познавательные – личностный интерес к учебной дисциплине,

стремление к познанию нового, саморазвитие [4].

Таким образом, работы В. А. Якунина согласуются с концепциями

А. А. Реана и Я. Л. Коломинского, подтверждая, что фундамент учебной

мотивации составляют такие мотивы, как стремление к успеху, ориентация

на ценности, получение признания и познавательный интерес.

Работы

Е.

А.

Митрофановой

посвящены

изучению

учено-

профессиональной мотивации, где автор проводит разграничения между

внутренней и внешней мотивацией:

- внутренняя мотивация – побуждение к деятельности на основе

личностных мотивов, интересов, потребностей;

- внешняя мотивация – побуждение к деятельности регулируется

внешними

стимулами

(целенаправленное

воздействие

со

стороны

руководства

учебного

заведения,

основанное

на

учете

потребностей

студентов, планирование профессионально карьеры) [2]. Таким образом, в

диссертационной

работе

Е.

А.

Митрофановой

учебная

мотивация

рассматривается в двуединстве: как внутренний импульс и как внешний

регулятор.

В коллективной монографии Е. В. Апасовой, Н. В. Кочеткова,

И. Ю. Кулагиной и другие, дается классификация видов мотивации учебной

деятельности:

1.

Материальная

мотивация:

денежная

форма

вознаграждения

обучающегося (повышенная стипендия, бонусы, призовые, компенсации)

2.

Нематериальная мотивация: вознаграждение обучающегося в

неденежной

форме:

подарочный

сертификат,

учебная

командировка,

предоставление учебного материала, отдельного помещения, возможность

участия

в

всероссийских

и

международных

конференциях,

профессиональных конкурсах и другое.

3.

Моральная мотивация – похвала, признание, взаимоотношения в

группе, моральное поощрение, предоставление особых условий учебы.

Данный вид мотивации особо важен для обучающихся, проявляющих особый

интерес к научной и творческой деятельности.

4.

Властная

(принудительная

мотивация):

приказ,

директива,

угроза, требование, распоряжение. Недостаток: может вызвать конфликты

между педагогом и обучающимся, негативно отражается эмоциональной

составляющей студента [1].

Таким

образом,

изучив

позиции

отечественных

и

зарубежных

исследователей,

мы

определяем

следующее

мотивация

учебной

деятельности понимается как процесс побуждения и удовлетворения своих

потребностей обучающимися в процессе учебной деятельности. Учебная

мотивация подразделяется на внутреннюю и внешнею (стимулирование). В

качестве

учебных

мотивов

могут

выступать

интересы,

убеждения,

социальные установки, ценности.

Список литературы

1.

Апасова, Е. В. Учебная мотивация: разработка методического

инструментария: монография / Е. В. Апасова, Н. В. Кочетков, И. Ю. Кулагина

и др. – Москва; «НИЦ ИНФРА-М». – 2025. – 183 с.

2.

Митрофанова,

Е.

А.

Развитие

системы

мотивации

и

стимулирования трудовой деятельности персонала организации: теория,

методология, практика: специальность 08.00.05 «экономика и управление

народным хозяйством» : автореферат диссертации на соискание ученой

степени доктора экономических наук / Митрофанова Елена Александровна;

ГОУ ВПО «Государственный университет управления». – Москва, 2008. – 41

с.

3.

Реан, А. А. Социальная педагогическая психология / А. А. Реан,

Я. Л. Коломинский. – Санкт-Петербург; Издательство «Питер», 2000 – 416 с.

4.

Якунин, В. А. Психология учебной деятельности студентов / В. А.

Якунин. – Москва ; «Логос», 1994. – 160 с.



В раздел образования