Авторы: Соколов Александр Николаевич, Скорлупина Олеся Алексеевна
Должность: магистрант, к.психол.н., доцент кафедры психологии
Учебное заведение: Алтайский государственный педагогический университет
Населённый пункт: Барнаул
Наименование материала: статья. Сущность и содержание понятия «мотивация учебной деятельности» в отечественной психологии
Тема: Сущность и содержание понятия «мотивация учебной деятельности» в отечественной психологии
Раздел: высшее образование
Сущность и содержание понятия «мотивация учебной деятельности» в
отечественной психологии
Соколов Александр Николаевич
магистрант
Алтайский государственный педагогический университет
Институт психологии и педагогики
Скорлупина Олеся Алексеевна
кандидат психологических наук, доцент
Алтайский государственный педагогический университет
Институт психологии и педагогики
Аннотация:
в статье представлен терминологический анализ понятия
«учебная мотивация» в рамках отечественной психологии, обоснована
структура учебной мотивации и проанализированы факторы, влияющее на
развитие учебной мотивации.
Ключевые слова: учебная мотивация, мотивы учения, студенты,
внутренняя и внешняя мотивация.
Важным приоритетом современного общества становится подготовка
молодых людей к полноценной жизни, развитие у них общественно значимой
активности, становление образованного и физически здорового члена
общества, способного к успешной творческой, научной и профессиональной
деятельности.
Основные
концепции
учебной
деятельности
связаны
с
формированием мотивационной сферы молодого человека, где мотивы
выступают ведущим стимулом к проявлению интереса, желания получать
новые знания и умения в аспекте выбранной профессии
Относительно изучения вопросов мотивации учебной деятельности в
отечественной
психологии,
то
здесь
стоит
рассмотреть
труды
Е. В. Апасовой [1], Е. А. Митрофановой [2], А. А. Реана [3], В. А. Якунина
[4].
Согласно взглядам Я. Л. Коломинского и А. А. Реана: «Учебная
мотивация представляет внутренне побуждение субъекта к осуществлению
учебной деятельности на основании личностных интересов, потребностей,
смыслов и ценностных ориентаций. Учебная мотивация выступает ведущим
регулятором и определяет поведение и отношение субъекта к учебе, что
проявляется в уровне эффективности образовательного процесса» [3, с. 29].
Среди типов учебной мотивации исследователи выделяют два ключевых:
- мотивация успеха – учебная активность строится на стремлении
достижения определенных успехов, академических результатов;
- мотивация (избегания) боязни неудачи – проявляется как желание
избегать негативные последствия (плохая оценка, выговор, неполучение
ожидаемого результата); данный тип мотивации негативно влияет на психо-
эмоциональное состояние обучающегося, так как страх неудачи не позволяет
видеть «успех», человек всегда настроен на негативный исход, в результате
развивается чувство неуверенности, ущербности по отношению к себе (все
плохо, у меня не получится, я хуже других и т.д.) [3].
Исследуя вопросы учебно-профессиональной мотивации, В. А. Якунин
в ряде экспериментальных работ, выделяет ключевые мотивы учебной
деятельности:
- коммуникативные – потребность в общении;
- мотивы престижа – демонстрация статуса;
- избегания как страх неудачи, осуждения;
- профессиональные – реализация в профессиональной деятельности:
карьера, призвание, высокий заработок;
- творческие – реализация личностных способностей;
- учебно-познавательные – личностный интерес к учебной дисциплине,
стремление к познанию нового, саморазвитие [4].
Таким образом, работы В. А. Якунина согласуются с концепциями
А. А. Реана и Я. Л. Коломинского, подтверждая, что фундамент учебной
мотивации составляют такие мотивы, как стремление к успеху, ориентация
на ценности, получение признания и познавательный интерес.
Работы
Е.
А.
Митрофановой
посвящены
изучению
учено-
профессиональной мотивации, где автор проводит разграничения между
внутренней и внешней мотивацией:
- внутренняя мотивация – побуждение к деятельности на основе
личностных мотивов, интересов, потребностей;
- внешняя мотивация – побуждение к деятельности регулируется
внешними
стимулами
(целенаправленное
воздействие
со
стороны
руководства
учебного
заведения,
основанное
на
учете
потребностей
студентов, планирование профессионально карьеры) [2]. Таким образом, в
диссертационной
работе
Е.
А.
Митрофановой
учебная
мотивация
рассматривается в двуединстве: как внутренний импульс и как внешний
регулятор.
В коллективной монографии Е. В. Апасовой, Н. В. Кочеткова,
И. Ю. Кулагиной и другие, дается классификация видов мотивации учебной
деятельности:
1.
Материальная
мотивация:
денежная
форма
вознаграждения
обучающегося (повышенная стипендия, бонусы, призовые, компенсации)
2.
Нематериальная мотивация: вознаграждение обучающегося в
неденежной
форме:
подарочный
сертификат,
учебная
командировка,
предоставление учебного материала, отдельного помещения, возможность
участия
в
всероссийских
и
международных
конференциях,
профессиональных конкурсах и другое.
3.
Моральная мотивация – похвала, признание, взаимоотношения в
группе, моральное поощрение, предоставление особых условий учебы.
Данный вид мотивации особо важен для обучающихся, проявляющих особый
интерес к научной и творческой деятельности.
4.
Властная
(принудительная
мотивация):
приказ,
директива,
угроза, требование, распоряжение. Недостаток: может вызвать конфликты
между педагогом и обучающимся, негативно отражается эмоциональной
составляющей студента [1].
Таким
образом,
изучив
позиции
отечественных
и
зарубежных
исследователей,
мы
определяем
следующее
–
мотивация
учебной
деятельности понимается как процесс побуждения и удовлетворения своих
потребностей обучающимися в процессе учебной деятельности. Учебная
мотивация подразделяется на внутреннюю и внешнею (стимулирование). В
качестве
учебных
мотивов
могут
выступать
интересы,
убеждения,
социальные установки, ценности.
Список литературы
1.
Апасова, Е. В. Учебная мотивация: разработка методического
инструментария: монография / Е. В. Апасова, Н. В. Кочетков, И. Ю. Кулагина
и др. – Москва; «НИЦ ИНФРА-М». – 2025. – 183 с.
2.
Митрофанова,
Е.
А.
Развитие
системы
мотивации
и
стимулирования трудовой деятельности персонала организации: теория,
методология, практика: специальность 08.00.05 «экономика и управление
народным хозяйством» : автореферат диссертации на соискание ученой
степени доктора экономических наук / Митрофанова Елена Александровна;
ГОУ ВПО «Государственный университет управления». – Москва, 2008. – 41
с.
3.
Реан, А. А. Социальная педагогическая психология / А. А. Реан,
Я. Л. Коломинский. – Санкт-Петербург; Издательство «Питер», 2000 – 416 с.
4.
Якунин, В. А. Психология учебной деятельности студентов / В. А.
Якунин. – Москва ; «Логос», 1994. – 160 с.