Напоминание

"Системно-деятельностный подход на уроках английского языка".


Автор: Новикова Оксана Игоревна
Должность: преподаватель иностранного языка
Учебное заведение: ГБПОУ РО "Каменский техникум строительства и автосервиса"
Населённый пункт: город Каменск-Шахтинский
Наименование материала: публикация
Тема: "Системно-деятельностный подход на уроках английского языка".
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Системно-деятельностный подход на уроках английского языка".

Аннотация.

В статье рассматриваются теоретические и практические аспекты

реализации системно-деятельностного подхода в процессе обучения английскому

языку в контексте Федеральных государственных образовательных стандартов

(ФГОС). Автор анализирует методологические основы подхода, доказывая его

соответствие целям современного иноязычного образования. В работе

раскрывается сущность системно-деятельностного подхода как методологической

базы ФГОС, определяются ключевые изменения в ролях субъектов

образовательного процесса («учитель-транслятор» vs «учитель-организатор»,

«ученик-реципиент» vs «ученик-исследователь»). Особое внимание уделяется

практической реализации подхода через систему конкретных приемов и заданий,

направленных на формирование универсальных учебных действий (УУД) и

коммуникативной компетенции. Статья содержит классификацию типов

деятельностных заданий, способствующих активному и осознанному овладению

иностранным языком. Материалы статьи имеют практическую ценность для

учителей английского языка, методистов и исследователей в области педагогики.

Введение

Современная парадигма образования, закрепленная в Федеральных

государственных образовательных стандартах (ФГОС), характеризуется переходом

от знаниецентричной модели к модели, ориентированной на развитие личности.

Ключевым механизмом, обеспечивающим этот переход, выступает

системно-

деятельностный подход

(СДП), который методологически базируется на трудах

Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, П.Я. Гальперина, Д.Б. Эльконина и др.

В контексте преподавания английского языка данный подход приобретает особую

значимость, поскольку его цель напрямую соотносится с главной целью

иноязычного образования – формированием

коммуникативной компетенции

, то

есть способности и готовности осуществлять межличностное и межкультурное

общение. Однако на практике внедрение СДП сталкивается с рядом трудностей,

связанных с инерцией традиционных методов обучения, где преобладает

пассивное усвоение языковых правил и лексики.

Целью

данной статьи является теоретическое обоснование и разработка

практических ориентиров для эффективной реализации системно-деятельностного

подхода на уроках английского языка.

1. Сущность системно-деятельностного подхода в контексте

иноязычного образования

Системно-деятельностный подход – это не просто совокупность активных методов

и приемов. Это принципиально иная организация учебного процесса, при

которой

знания не передаются в готовом виде, а конструируются самими

учащимися в процессе познавательной, исследовательской и

коммуникативной деятельности.

Применительно к уроку английского языка СДП предполагает, что язык

усваивается не как система абстрактных правил, а как

живой инструмент для

решения конкретных, значимых для ученика задач.

Основной единицей

обучения становится не «тема» или «правило», а

учебная ситуация

,

стимулирующая речевую деятельность.

Ключевые принципы СДП на уроке английского языка:

1.

Принцип субъектности:

Ученик является активным субъектом деятельности, а не

объектом воздействия учителя. Он ставит цели, ищет пути их достижения,

рефлексирует.

2.

Принцип проблемности:

Урок строится вокруг проблемной ситуации или

коммуникативной задачи (например, «Как составить маршрут путешествия по

Лондону для группы иностранцев?», «Как разрешить конфликт с гостем отеля?»),

которая мотивирует к использованию языка.

3.

Принцип адаптивности:

Процесс обучения учитывает индивидуальные

особенности, опыт и интересы учащихся.

4.

Принцип системности:

Содержание обучения выстраивается как система, где все

элементы (лексика, грамматика, фонетика) взаимосвязаны и работают на решение

общей коммуникативной задачи.

2. Перераспределение ролей в условиях системно-

деятельностного подхода

Реализация СДП влечет за собой кардинальное изменение функций участников

образовательного процесса.

Роль учителя

трансформируется из «транслятора знаний» в

организатора,

фасилитатора, консультанта и менеджера учебной деятельности.

Задача

учителя – создать условия для самостоятельной поисковой и коммуникативной

деятельности учащихся, спроектировать учебные ситуации, мотивировать и

направлять.

Роль ученика

меняется от «пассивного слушателя» до

активного исследователя,

конструктора своих знаний, со-организатора процесса обучения.

Ученик

учится ставить цели, планировать, взаимодействовать, осуществлять самоконтроль

и самооценку.

3. Практическая реализация СДП: приемы и типы заданий

Реализация СДП на уроке английского языка осуществляется через систему

конкретных приемов и типов заданий, направленных на формирование всех видов

УУД.

3.1. Приемы создания проблемной ситуации:

«Проблемный вопрос»:

Вместо вопроса «Что такое Present Perfect?» задается

вопрос «How can you tell your friend about your life experience that is important for

now?». Это заставляет учащихся искать грамматическое средство для решения

коммуникативной задачи.

«Столкновение с противоречием»:

Учащимся предлагаются два аутентичных

текста, где одно и то же грамматическое явление используется по-разному. Задача

– вывести правило самостоятельно.

«Ситуация выбора»:

Учащимся предлагается выбрать один из нескольких

вариантов решения реальной задачи (например, выбрать тип проживания для

поездки, обосновав свой выбор на английском).

3.2. Типы деятельностных заданий:

Проектная деятельность:

Создание туристического буклета, проведение

социологического опроса на актуальную тему, разработка бизнес-плана стартапа.

Проекты интегрируют все виды речевой деятельности и носят практико-

ориентированный характер.

Учебные симуляции и ролевые игры:

Моделирование реальных ситуаций

общения («Собеседование», «Заказ в ресторане», «Научная конференция»). Это

формирует готовность к спонтанной речи и soft skills.

Кейс-метод:

Анализ конкретной ситуации из реальной жизни (например,

«Этическая дилемма в межкультурном общении») с последующим поиском

решения и его презентацией.

Задания на исследование и сравнение:

Сравнение культурных особенностей,

анализ аутентичных источников информации (новостных статей, блогов,

видеороликов) для формирования критического мышления.

Задания с элементами самоконтроля и взаимооценки:

Использование чек-

листов, рубрик (rubrics) для оценки устных презентаций или письменных работ. Это

формирует регулятивные УУД.

Заключение

Таким образом, системно-деятельностный подход представляет собой не просто

дань моде, а глубоко обоснованную методологическую платформу для

современного урока английского языка. Его последовательная реализация

позволяет преодолеть формализм в знаниях учащихся и перейти к подлинной

функциональной грамотности, когда английский язык становится не школьным

предметом, а эффективным инструментом для познания мира, самореализации и

взаимодействия в глобальном пространстве.

Внедрение СДП требует от педагога высокого уровня методической рефлексии,

готовности к пересмотру собственной профессиональной позиции и творческого

подхода к проектированию учебного процесса. Однако именно этот путь ведет к

достижению качественно новых образовательных результатов, отвечающих

вызовам XXI века.



В раздел образования