Напоминание

Эмоциональная сфера детей из полных и неполных семей


Автор: Козлова Светлана Александровна
Должность: магистрант
Учебное заведение: АлтГПУ
Населённый пункт: город Барнаул
Наименование материала: статья
Тема: Эмоциональная сфера детей из полных и неполных семей
Раздел: дошкольное образование





Назад




Особенности

эмоциональной

сферы

детей

старшего

дошкольного возраста из полных и неполных семей

Автор: Козлова Светлана Александровна, Алтайский государственный

педагогический университет

Аннотация

В

статье

рассматриваются

особенности

эмоциональной

сферы

детей

старшего дошкольного возраста, воспитывающихся в полных и неполных

семьях. На основе анализа отечественных и зарубежных исследований

раскрывается влияние структуры семьи на формирование эмоционального

благополучия и уровня тревожности у детей из полных и неполных семей.

Приводятся результаты эмпирического исследования, подтверждающие

различия в уровнях тревожности и эмоционального благополучия между

детьми

из

разных

типов

семей.

Делается

вывод

о

необходимости

целенаправленной психологической поддержки детей из неполных семей.

Ключевые слова:

эмоциональная сфера, дошкольный возраст, полные семьи, неполные семьи,

тревожность, эмоциональное благополучие

Введение

В современных условиях рост числа неполных семей в России обусловил

повышенный интерес к проблеме эмоционального развития детей в

различных семейных структурах. Динамичные изменения в структуре

семейных отношений, включая рост числа неполных семей (вследствие

разводов, одиночного родительства, смерти одного из родителей или других

факторов), вызывают серьезные вопросы относительно их влияния на

психоэмоциональное благополучие детей.

Эмоциональная сфера выступает фундаментом личностного развития

дошкольника, обеспечивая мотивацию к познанию, осмысление жизненного

опыта и успешное взаимодействие с социумом. Поддержка и развитие

здоровой эмоциональной сферы в дошкольном возрасте закладывает основу

для гармоничного формирования личности и адаптивного поведения в

дальнейшем, что делает её одним из приоритетных направлений в

педагогической и психологической практике. Поддержание эмоционального

благополучия дошкольника является важнейшей задачей для педагогов и

родителей,

направленной

на

создание

комфортной,

безопасной

и

развивающей среды, способствующей раскрытию потенциала ребенка и его

успешной адаптации в будущем.

Теоретические основы

Развитие эмоциональной сферы в дошкольном возрасте изучается с позиций

различных теоретических подходов, которые подчёркивают разные аспекты

этого процесса.

1.

Культурно-историческая теория Л. С. Выготского. Л. С. Выготский

акцентирует

внимание

на

социальной

обусловленности

эмоций,

утверждая, что они формируются в процессе взаимодействия ребёнка с

окружающей средой, особенно с близкими взрослыми, которые

выступают в роли посредников. Этот подход подчёркивает важность

социальных

взаимодействий

в

формировании

эмоциональной

регуляции и самосознания, что особенно заметно в игровых и

образовательных ситуациях.

2.

Теория привязанности Дж. Боулби. Дж. Боулби подчёркивает, что

эмоциональная сфера ребёнка формируется под влиянием качества

отношений

с

близкими

взрослыми.

Надежная

привязанность

способствует развитию эмоциональной стабильности, в то время как

ненадёжная

привязанность

может

привести

к

тревожности

и

эмоциональным нарушениям. Этот подход важен для понимания роли

эмоционального общения в дошкольном возрасте.

3.

Индивидуальная психология А. Адлера. А. Адлер подчёркивает

влияние социальных взаимодействий на эмоциональное развитие,

отмечая, что чувство принадлежности к группе (например, семье или

детскому

коллективу)

способствует

формированию

позитивного

эмоционального фона. Нарушение этого чувства может усиливать

тревожность и снижать самооценку.

4.

Психоаналитический

подход

З.

Фрейда

и

К.

Хорни.

Психоаналитический подход рассматривает эмоции как проявление

бессознательных конфликтов. К. Хорни подчёркивает, что тревожность

у детей может быть вызвана внутренними конфликтами, связанными с

недостатком эмоциональной поддержки со стороны взрослых. Этот

подход помогает объяснить возникновение страхов и эмоциональных

нарушений в дошкольном возрасте.

Опираясь на культурно-историческую теорию Л.С. Выготского, теорию

привязанности Дж. Боулби и индивидуальную психологию А. Адлера, было

установлено,

что

семейная

среда

является

определяющим

фактором

эмоционального развития дошкольников. Полные семьи создают более

благоприятные условия для формирования эмоциональной стабильности и

высокого уровня эмоционального благополучия, благодаря наличию обоих

родителей, разнообразию эмоциональных моделей и более высокому уровню

эмоциональной близости. В неполных семьях дефицит эмоциональной

поддержки, перегруженность родителя-одиночки и непоследовательность

воспитания создают риски для эмоционального развития детей.

На основе полученных данных можно заключить, что особое внимание

должно

уделяться

программам

поддержки

и

сопровождения

семей,

находящихся в сложной жизненной ситуации, направленных на обеспечение

оптимального эмоционального развития детей.

Эмпирическое исследование

Для изучения особенностей эмоциональной сферы детей старшего

дошкольного возраста (5–7 лет) из полных и неполных семей было

организовано эмпирическое исследование, направленное на выявление и

сравнение

уровней

тревожности

и

эмоционального

благополучия

в

зависимости от семейной структуры. В исследовании приняли участие 60

детей старшего дошкольного возраста: 30 из полных и 30 из неполных семей,

и их матери.

Для исследования уровня тревожности у детей была использована

методика «Выбери нужное лицо» (Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен).

Было выявлено, что низкий уровень тревожности имеют 50% детей

старшего дошкольного возраста из полных семей и 20% детей из неполных

семей (различия выступают статистически значимыми - φ*эмп = 4.061, при

р≤0,01). Данный уровень характеризуется положительным выбором в

большинстве представленных ситуаций (как в ситуациях взаимодействия со

взрослыми, так и со сверстниками). Поведение детей с низким уровнем

тревожности во время проведения диагностики отличалось спокойствием,

четким пониманием инструкции, положительным настроем на работу.

Средний уровень тревожности имеют 30% детей из полных семей и 40%

детей из неполных семей (различия являются статистически не значимыми

φ*эмп = 1.485).

Средний уровень характеризуется тревожностью в ситуациях общения

ребенка со сверстниками («Игра с младшими детьми», «Объект агрессии»,

«Игра со старшими детьми», «Агрессивное нападение»). Однако при

ситуациях

взаимодействия

со

взрослыми

дети

со

средним

уровнем

тревожности,

чаще

всего,

делали

положительный

выбор.

Во

время

проведения диагностики детям со средним уровнем тревожности требовалось

одобрение

со

стороны

взрослого,

задание

не

всегда

правильно

интерпретировалось, требовалось пояснение.

Высокий уровень тревожности имеют 20% детей из полных семей и 40%

детей из неполных семей (различия статистически значимы - φ*эмп = 3.125

при р≤0,01). Этот уровень характеризуется отрицательным выбором в

большинстве представленных ситуаций. При исследовании дети с высоким

уровнем тревожности часто не понимали суть задания, переспрашивали,

сомневались в своем выборе.

Средний показатель тревожности у детей из полных семей составил

41,84%, что находится ниже критического порога в 50% и соответствует

нормативному уровню тревожности для старшего дошкольного возраста. Это

свидетельствует

о

том,

что

большинство

детей

из

полных

семей

демонстрируют эмоциональное благополучие и чувство безопасности в

типичных жизненных ситуациях.

В неполных семьях средний показатель тревожности составил 62,5%, что

существенно превышает критический порог в 50% и указывает на

повышенную тревожность

как характерную особенность детей из этой

группы.

Разница

между

группами

составила

20,66

процентов,

что

представляет собой клинически значимое различие. Это означает, что дети из

неполных семей в среднем выбирали «грустное лицо» в 9 из 14

предъявленных ситуаций, тогда как дети из полных семей — примерно в 6 из

14 ситуаций.

Такой высокий уровень тревожности у детей из неполных семей указывает

на хроническое эмоциональное напряжение, связанное с восприятием

окружающего мира как менее безопасного и предсказуемого. Согласно

теории привязанности Дж. Боулби, отсутствие одного из родителей нарушает

формирование надежной базы безопасности, что приводит к генерализации

тревоги на широкий спектр жизненных ситуаций, выходящих за рамки

непосредственного взаимодействия с родителем.

Качественный анализ ответов детей выявил существенные различия не

только

в

количественных

показателях,

но

и

в

содержательных

характеристиках эмоциональных реакций, что позволяет глубже понять

специфику переживаний детей из разных типов семей.

Эмоциональные реакции детей из полных семей. Дети из полных семей

демонстрировали преимущественно позитивные эмоциональные реакции в

ситуациях, связанных с семейным взаимодействием. Например, в ситуации

«мама встречает из детского сада» около 80% детей выбрали «весёлое лицо»,

что

отражает

их

уверенность

в

стабильности

и

предсказуемости

родительской заботы. Комментарии детей подчеркивали чувство радости и

спокойствия: «Я рад, когда папа и мама дома», «Мне весело, когда мы вместе

играем», «Я люблю, когда мама меня обнимает».

Характерно, что дети из полных семей воспринимали семейные ситуации как

источник положительных эмоций и эмоциональной поддержки. Даже в

потенциально стрессовых ситуациях (например, «ребёнок идёт к врачу» или

«ребёнок ложится спать») они чаще выбирали нейтральные или слабо

негативные реакции, комментируя: «Мама будет со мной» или «Папа

почитает сказку». Это указывает на то, что присутствие обоих родителей

создает

эмоциональный

буфер,

смягчающий

восприятие

стрессовых

ситуаций.

Важно отметить, что тревожность у детей из полных семей носила

ситуативный характер и была связана с объективно сложными ситуациями

(например, медицинские процедуры, конфликты со сверстниками), что

соответствует нормативному развитию и адаптивному реагированию на

потенциальные угрозы.

Эмоциональные реакции детей из неполных семей. В неполных семьях дети

демонстрировали качественно иную картину эмоциональных реакций,

характеризующуюся повышенной чувствительностью к ситуациям разлуки,

одиночества и нестабильности. В ситуации «ребёнок один дома» около 75%

детей выбрали «грустное лицо», что существенно выше, чем в группе детей

из полных семей (где этот показатель составлял примерно 40-45%).

Комментарии детей отражали выраженные страх и грусть: «Мне страшно,

когда мамы нет дома», «Я скучаю, когда папа не приходит», «Вдруг мама не

вернётся?».

Особенно показательным является тот факт, что дети из неполных семей

выражали тревогу даже в относительно нейтральных или позитивных

ситуациях. Например, в ситуации «ребёнок идёт в детский сад» — типичной

повседневной активности — значительная часть детей комментировала:

«Вдруг мама не заберёт меня?», «А если мама опоздает?», «Мне грустно

уходить

от

мамы».

Это

указывает

на

генерализацию

тревоги

распространение тревожных переживаний на широкий круг ситуаций, что

является признаком хронического эмоционального напряжения.

Также дети из неполных семей чаще выражали амбивалентные чувства в

ситуациях семейного взаимодействия. Например, в ситуации «ребёнок играет

с мамой» некоторые дети выбирали «грустное лицо», комментируя: «Мама

устала и скоро уйдёт», «Хотелось бы, чтобы папа тоже был». Эти реакции

отражают эмоциональный дефицит

— осознание неполноты семейной

структуры и связанное с этим чувство утраты или лишения.

2. Для диагностики эмоционального состояния ребенка была выбрана

методика «Выявление особенностей эмоционального состояния ребенка» (Н.

Артюхина, А.М. Щетинина). Методика представляет собой опросный лист,

предназначенный для родителей.

По результатам диагностики получились значимые различия в распределении

уровней эмоционального благополучия среди детей из полных и неполных

семей. Высокий уровень эмоционального благополучия имеют 30% детей из

полных семей и 15% детей из неполных семей. Дети с высоким уровнем

эмоционального благополучия быстро адаптируются к новому коллективу

сверстников, легко вступают в контакт со взрослыми, редко проявляют

капризы и упрямство.

Большинство детей обеих групп испытуемых имеют средний уровень

эмоционального благополучия. Такие дети, по мнению родителей, чаще

жизнерадостны, чаще всего в ситуациях общения со сверстниками, часто

проявляют сочувствие к окружающим. Дети из неполных семей со средним

уровнем

эмоционального

благополучия

неуверенно

общаются

со

сверстниками и взрослыми, у них наблюдается страх нового.

45% детей из неполных семей имеют низкий уровень эмоционального

благополучия, в то время как доля детей из полных семей с низким уровнем

эмоционального благополучия составляет всего 15%.

Выявленные достоверные различия в уровнях эмоционального благополучия

между группой «Дети из неполных семей» и группой «Дети из полных

семей» указаны в Таблице 1.

Таблица 1. Результаты проведения методики «Выявление особенностей эмоционального

состояния ребенка» (Н. Артюхина, А.М. Щетинина)

Название

шкалы

Среднее значение

в группе «Дети

из

неполных

семей»

Среднее

значение

в

группе

«Дети

из

полных

семей»

t-

критерий

р-значение

Эмоциональное

благополучие

6,1

15

4,52

р<0,01

Результаты и обсуждение

Статистическая обработка данных (t-критерий Стьюдента и критерий

Фишера) выявила значимые различия между группами.

Результаты проективного теста «Выбери нужное лицо» показали, что дети

из неполных семей демонстрируют значительно более высокий уровень

тревожности

(62,5% против 41,84%, разница 20,66 процентных пункта).

Показатель тревожности в неполных семьях существенно превышает

критический

порог

в

50%,

что

свидетельствует

о

хроническом

эмоциональном напряжении. Качественный анализ выявил характерную для

этих

детей

генерализацию

тревоги

распространение

тревожных

переживаний

на

широкий

спектр

ситуаций,

включая

нейтральные

повседневные события, а также специфические страхи, связанные с разлукой

и одиночеством («Мне страшно, когда мамы нет дома», «Вдруг мама не

вернётся?»).

Результаты

проведения

методики

«Выявление

особенностей

эмоционального

состояния

ребенка»

выявил,

что

эмоциональное

благополучие у детей из неполных семей значительно снижено: они чаще

сталкиваются

с

трудностями

в

формировании

положительного

эмоционального самочувствия. Такие дети могут испытывать повышенную

тревожность, чувство одиночества, дефицит эмоциональной поддержки и

нестабильность эмоционального фона.

Заключение

Исследование показало, что структура семьи оказывает значительное

влияние на эмоциональное развитие детей. В условиях неполной семьи

ребёнок сталкивается с ограниченным спектром эмоциональных моделей и

дефицитом

эмоциональной

поддержки,

что

повышает

его

уровень

тревожности.

Полученные

результаты

подчеркивают

необходимость

адресной психолого-педагогической поддержки детей из неполных семей и

их

родителей

для

предотвращения

эмоциональных

нарушений,

формирования здоровой эмоциональной основы личности и обеспечения

успешной социальной адаптации детей в будущем.

Список литературы

1. Выготский, Л. С. Собрание сочинений: в 6 т. – Москва: Педагогика, 1982.

2. Боулби, Дж. Привязанность. – Москва: Гардарики, 2003.

3. Лисина, М. И. Проблемы онтогенеза общения. – Москва: Педагогика, 1986.

4. Ильин, Е. П. Эмоции и чувства. – Санкт-Петербург.: Питер, 2019.

5. Смирнова, Е. О. Психология дошкольника. – Москва: Академический

проект, 2018.



В раздел образования