Напоминание

Неопределенная форма глагола.


Автор: Яховская Эльзара Энверовна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ г.Керчи РК "Школа № 13"
Населённый пункт: Республика Крым ,г. Керчь
Наименование материала: Конспект урока по русскому языку 4 класс
Тема: Неопределенная форма глагола.
Раздел: начальное образование





Назад




Дата_________________

Тема урока: Неопределенная форма глагола.

Класс:4

Тип урока: урок получения новых знаний.

Цель: знакомство детей с особенностями глаголов неопределённой формы.

Задачи:

Предметные:

содействовать систематизации знаний учащихся о неопределенной форме глагола;

упражнять в определение глаголов неопределенной формы;

упражнять в правописании суффиксов в глаголах неопределенной формы;

содействовать развитию письменной связной речи учащихся;

продолжать работу по развитию каллиграфического почерка учащихся;

воспитывать навыки культуры общения в учебном сотрудничестве.

Метапредметные:

способствовать формированию УУД:

регулятивных – учить принимать и сохранять учебную задачу; учитывать выделенные

учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

познавательных –произвольно и осознанно владеть общими приемами решения учебных

задач; учить использовать знаково-символические средства, схемы;

коммуникативных — использовать речь для регуляции своего действия; формировать

собственное мнение и позицию;

Личностные:

продолжать формирование представления о причинах успеха в учебе, выработку

внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к занятиям

русским языком, интереса к новому учебному материалу и способам решения новой

задачи.

Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, индивидуальная.

Методы: словесный, частично - поисковый, наглядный.

Оборудование: классная доска, экран, проектор.

Ход урока

1.Организационный момент (слайд 2)

Удел знания- говорить;

Удел мудрости – слушать.

Наш урок русского языка я предлагаю начать со слов американского писателя О.

Холмза.

Как вы понимаете эти слова?(делиться знаниями друг с другом, слушать друг друга.)

Почему я предлагаю начать урок с этого выражения?Чему оно нас учит?

2. Мотивационный этап.

( Часть словесного метода: беседа.)

Чистописание

- Запишем число, классная работа, сочетания букв: ть, ти, чь

- Почему их написали? Где они нам могут встретиться?

3.Повторение изученного материала (слайд 3)

1.Словарно-орфографическая работа.

(Коллективная и индивидуальная формы работы.Исследовательский метод.)

На доске предложение:

Молодые листочки березы трепещут и переливаются на весеннем солнце.

ЗАДАНИЯ:

- Прочитайте запись. Что это?

-Докажите.

- Дайте характеристику этому предложению.

-Исследуйте это предложение. Найдите и объясните орфограммы.

-Какие орфограммы не встретились?

-Запишите это предложение по памяти. Самопроверка и самооценка.

-Проверьте записанное предложение, оцените работу.

-Подчеркните грамматическую основу в предложении.

-Проверяем с объяснением.

-Какой частью речи является подлежащие, сказуемое?

4.Сообщение темы урока. (слайд 4)

-Продолжаем работать над темой «Глагол». Повторяем всё, что о нем знаем.

Это пригодится при изучении нового материала. И, конечно, узнаем новое.

5.Актуализация знаний. Теоретический материал. (слайд 5)

( Игровой прием)

Интервью.

Однажды одной части речи предложили ответить на вопросы анкеты. Послушайте вопросы,

прочитайте ответы и догадайтесь, какая часть речи давала интервью.

Что вы больше всего любите?

Люблю действовать.

Что вы больше всего не любите?

Не люблю предлоги и известную всем частицу.

Что бы вы пожелали ребятам?

Чтобы русский все ребята. на "десятку" знали.

На письме и в разговоре Меня употребляли.

Что без меня предметы? Лишь названия.

А я приду-Всѐ в действие придѐт. Летит ракета. Люди строят здания. Цветут сады. И хлеб в

полях растѐт.

О какой части речи пойдѐт речь на уроке?

Конечно же - это знакомый незнакомец Глагол.

Почему я так сказала? (потому что мы его немножко знаем, но ещѐ не всѐ)

Игра «Грамматическое домино» ( вопрос – ответ.)

На доске карточка с надписью: ЧТО Я ЗНАЮ О ГЛАГОЛЕ

(Коллективная форма работы. Развитие памяти, мышления, речи.)

ВЫВОД: Молодцы. Хорошо отвечали на вопросы, умело их задавали. Какие три времени

имеет глагол?

- (Дети отвечают, учитель на доске крепит таблички).

Н.в

П.в

Б.в

Что делает?

Что делал?

Что будет делать?

Что сделал?

Что сделает?

6.Работа над новым материалом. ( слайд 6)

Подъехал, повредит, салютовать, чувствует, омолодится, празднует, съехал.

– Внимательно прочитайте слова на доске. Что их объединяет?

– Почему? Докажите.

– Разделите их на несколько групп по двум признакам одновременно. Какие группы у вас

получились? Какие орфограммы вы встретили? Работа в парах.

– Есть другие мнения или замечания?

-Обсудите в парах, что это за глагол.

– А что обозначает слово салютовать?

– Назовите безударные гласные в этом слове.

– Можно ли проверить эти безударные гласные?

– Запишите это слово в тетрадь с вопросом, выделите орфограммы.

– Почему глагол салютовать оказался "лишним", не попал ни в одну из трех групп?

7.Целеполагание. (слайд 7)

– Ставлю над этим словом знак вопроса. К этому слову мы ещё вернёмся.

Тема: Неопределенная форма глагола.

-На какие вопросы отвечают глаголы неопределенной формы?

-Возьмите синие карточки . На какие вопросы сегодня на уроке мы должны найти ответы.

(слайд 8)

НА ДОСКЕ И В КАРТОЧКЕ У УЧАЩИХСЯ ПРОБЛЕМНЫЕ ВОПРОСЫ УРОКА:

1.На какие вопросы отвечают глаголы в неопределенной форме?

2. На что оканчиваются глаголы в неопределенной форме? Какие суффиксы имеет?

3.На что не указывает неопределенная форма глагола?( на время и число.)

– Чем похожи данные глаголы?

(слайд 9)

Нести

Идти

Вести

Везти

Войти

Беречь

Стеречь

Увлечь

Стричь

Лечь

Играть

Петь

Жить

Решать

Любть

– Какие у вас будут мнения? Как же можно назвать их?

– Да верно, это неопределенная форма глагола. Ответ на вопрос найден.

– А теперь вы сможете на вопросы карточки. Поработайте в парах.

– Ребята, приведите свои примеры неопределенной формы глагола.

(слайд 10)

– Глаголы в неопределенной форме используются для выражения мысли о каком-то действии,

не указывая на лицо, число и время. К примеру, "мы, умеющие считать". Автору неважно, кто

умеет считать: я, вы, ваши мамы и папы, неважно когда: сегодня, вчера или завтра. Важно, что

все-таки мы, люди, умеем считать, писать. Итак, неопределенная форма используется для

указания на обобщенное значение.

8.Первичное закрепление. (слайд 11)

– Сейчас поиграем в игру "Найди, четвертый лишний". Определи лишний глагол в каждой

группе.

1.играть, гулять, думал, петь (думал)

– Объясните почему вы считаете, что это слово лишнее

– Запишите это слово.

2.читает, пишет, считает, дружить (дружить)

3.привезти, принести, отпустил, занести (отпустил)

4.рассказал, подмёл, расцвести, рассадил (расцвести)

9.Физкультминутка. (слайд 12 )

Показ физминутке на видио.

10.Самостоятельная работа

Замените данные словосочетания (фразеологизмы) глаголами неопределенной формы.

Бить баклуши - …, вешать нос -…, витать в облаках -…, зарубить на носу -…, держать язык за

зубами - …, дрожать как осиновый лист - …, водить за нос -…, ходить на голове - ….

Грустить, молчать, мечтать, запомнить, трусить, обманывать, проказничать, бездельничать.

11.Знакомство с новым материалом (продолжение) (слайд 13)

– Посмотрите, пожалуйста в словарики. Найдите в них существительные.

– В каком падеже, числе они стоят?

– Как мы называем эту форму у имён существительных?

– А теперь найдите имена прилагательные. В каком падеже, числе они стоят?

– Как мы называем эту форму у имён прилагательных?

– Найдите глагол. В какой форме?

– Сделайте вывод: какая же форма для глагола является начальной?

12.Итог урока. Рефлексия.

– Могу я убрать знак вопроса, поставленный в начале урока над словом салютовать? У кого

еще остались сомнения?

- Запишите ещё два глагола неопределённой формы.

(слайд 17)

-Как вы усвоили тему сегодняшнего урока я предлагаю проверить, выполнив следующий тест.

Инфинитив

1Отвечает на вопрос:

а)что делать, что сделать б)что делает? Что сделает

2.Глагол неопределѐнной формы А)изменяется по числам и лицам

Б) не изменяется по числам и лицам В) изменяется по родам

Г) не изменяется по родам

3.Суффиксы - ти , - ть

а) часть основы

б)не входят в основу

13.Домашнее задание: (слайд 18)

Выписать 5-6 пословиц с глаголами неопределенной формы из учебника «Литературное

чтение»



В раздел образования