Напоминание

"Модель современного урока английского языка в контексте ФГОС СПО"


Автор: Новикова Оксана Игоревна
Должность: преподаватель иностранного языка
Учебное заведение: ГБПОУ РО "Каменский техникум строительства и автосервиса"
Населённый пункт: город Каменск-Шахтинский
Наименование материала: публикация
Тема: "Модель современного урока английского языка в контексте ФГОС СПО"
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Модель современного урока английского языка в контексте ФГОС СПО.

Аннотация: В статье рассматривается структура и содержательное наполнение

современного урока английского языка в системе среднего профессионального

образования, выстроенного в соответствии с требованиями Федеральных государственных

образовательных стандартов (ФГОС). Акцент делается на практико-ориентированном и

деятельностном подходах, направленных на формирование общих и профессиональных

компетенций будущего специалиста.

Введение

ФГОС нового поколения для СПО кардинально меняют парадигму образования: на смену

знаниевому подходу приходит системно-деятельностный. Целью становится не сумма

усвоенных студентом знаний, а его способность применять эти знания в реальных

профессиональных и жизненных ситуациях. Урок английского языка в этой системе

перестает быть просто занятием по изучению иностранного языка, а превращается в

площадку для развития универсальных и профессиональных компетенций, необходимых

для конкурентоспособного специалиста.

1. Целевой ориентир: Какие компетенции формирует современный урок

английского языка?

В соответствии с ФГОС, урок должен быть направлен на формирование:

Общих компетенций (ОК):

o

ОК 2, 3, 4, 6, 7, 9: Работать в команде, осуществлять поиск и использование информации,

использовать ИКТ, организовывать собственную деятельность и т.д.

o

ОК 5: Свободно общаться на профессиональные и общие темы, в том числе и на

английском языке.

Профессиональных компетенций (ПК): Умение применять английский язык в

конкретной профессиональной деятельности (читать техническую документацию,

общаться с зарубежными клиентами, понимать инструкции к оборудованию).

Универсальных учебных действий (УУД): Личностных, регулятивных, познавательных

и коммуникативных.

2. Структурная модель урока: от традиционной к инновационной

Классическая четырехчастная структура («опрос — объяснение — закрепление — дом.

задание») уступает место гибкой, динамичной модели, основанной на принципе

целостности и практической направленности.

Этапы современного урока английского языка:

1. Мотивационно-целевой этап (5-7 минут)

Цель: Создать условия для возникновения внутренней потребности студента включиться

в деятельность.

Что делает преподаватель?

o

Создает проблемную ситуацию или профессиональный контекст (например, «Вы —

менеджер по туризму, и к вам обратился иностранец с жалобой. Вам нужно понять суть

проблемы и помочь»).

o

Четко формулирует цель и практический результат урока вместе со студентами

(например, «К концу урока мы сможем составить диалог между продавцом и

иностранным клиентом в магазине электроники и успешно его разыграть»).

o

Использует видеоролик, интригующий вопрос, «brainstorming» или реальный кейс из

профессиональной сферы.

2. Актуализация опорных знаний (5 минут)

Цель: Вспомнить и активизировать лексико-грамматический материал, необходимый для

«открытия» нового знания.

Что делает преподаватель?

o

Проводит быстрый опрос в интерактивной форме: игра «Крокодил» с лексикой, онлайн-

викторина (Quizlet, Kahoot), задание «закончите фразу».

o

Фокусируется на том, что пригодится для решения основной проблемы урока.

3. Этап «открытия» нового знания и первичного применения (15-20 минут)

Цель: Организовать самостоятельную деятельность студентов по «добыванию» и

осмыслению нового языкового материала.

Что делает преподаватель?

o

Выступает в роли фасилитатора и наставника.

o

Не объясняет правило готовым, а создает условия, при которых студенты сами

(индивидуально, в парах или группах) выводят его из предложенных примеров (текста,

диалога, аудиозаписи). Это технология проблемного изложения.

o

Предлагает интерактивные задания на отработку: работа в парах (составить мини-

диалог), групповая работа (найти информацию в тексте), использование цифровых

тренажеров.

4. Этап практики и продуктивного применения (15-20 минут)

Цель: Применить полученные знания и умения в условиях, максимально приближенных к

реальным.

Что делает преподаватель?

o

Организует ситуационно-ролевые игры (например, «Собеседование на английском»,

«Заказ товаров у поставщика»).

o

Использует кейс-технологии (например, «Вам прислали email от зарубежного партнера с

жалобой на задержку поставки. Составьте ответ»).

o

Внедряет проектную деятельность (создание презентации о своей будущей профессии

на английском, разработка туристического буклета для иностранцев о своем городе).

5. Контрольно-оценочный этап (5-7 минут)

Цель: Оценить степень достижения целей урока, вовлечь студентов в процесс рефлексии.

Что делает преподаватель?

o

Использует формирующее оценивание: самооценка, взаимооценка по заранее известным

критериям (например, по чек-листу успешности диалога).

o

Проводит рефлексию: «Что сегодня узнал?», «Что вызвало трудности?», «Где можешь

применить эти знания?» (прием «Незаконченное предложение», «Синквейн», «Лестница

успеха»).

o

Оценивает не только языковую правильность, но и коммуникативную успешность,

креативность, работу в команде.

6. Информация о домашнем задании (2-3 минуты)

Цель: Закрепить и углубить знания, полученные на уроке, предложив практико-

ориентированное, вариативное задание.

Примеры:

o

Базовый уровень: Составить словарь по пройденной профессиональной теме.

o

Продвинутый уровень: Найти в интернете инструкцию к конкретному

прибору/программе по своей специальности и перевести ключевые пункты.

o

Творческое задание: Записать короткий видео-подкаст на тему урока.

3. Роль преподавателя и студента на современном уроке

Преподаватель: Это не «источник информации», а организатор, консультант,

фасилитатор и вдохновитель. Его задача — создать образовательную среду,

мотивировать и направлять деятельность студентов.

Студент: Это активный субъект, исследователь, сотрудник и создатель продукта. Он

несет ответственность за свой образовательный результат, работает в команде, практикует

навыки самооценки.

Заключение

Модель современного урока английского языка в контексте ФГОС СПО — это гибкая,

динамичная и практико-ориентированная структура. Ее ядром является не грамматическое

правило или список слов, а реальная коммуникативная задача, взятая из

профессионального или жизненного контекста. Такой урок готовит не просто «знающего

студента», а будущего специалиста, способного использовать английский язык как

эффективный инструмент для решения профессиональных задач, непрерывного

самообразования и успешной карьеры в глобализированном мире.



В раздел образования