Автор: Новикова Оксана Игоревна
Должность: преподаватель иностранного языка
Учебное заведение: ГБПОУ РО "Каменский техникум строительства и автосервиса"
Населённый пункт: город Каменск-Шахтинский
Наименование материала: публикация
Тема: "Модель современного урока английского языка в контексте ФГОС СПО"
Раздел: среднее профессиональное
Модель современного урока английского языка в контексте ФГОС СПО.
Аннотация: В статье рассматривается структура и содержательное наполнение
современного урока английского языка в системе среднего профессионального
образования, выстроенного в соответствии с требованиями Федеральных государственных
образовательных стандартов (ФГОС). Акцент делается на практико-ориентированном и
деятельностном подходах, направленных на формирование общих и профессиональных
компетенций будущего специалиста.
Введение
ФГОС нового поколения для СПО кардинально меняют парадигму образования: на смену
знаниевому подходу приходит системно-деятельностный. Целью становится не сумма
усвоенных студентом знаний, а его способность применять эти знания в реальных
профессиональных и жизненных ситуациях. Урок английского языка в этой системе
перестает быть просто занятием по изучению иностранного языка, а превращается в
площадку для развития универсальных и профессиональных компетенций, необходимых
для конкурентоспособного специалиста.
1. Целевой ориентир: Какие компетенции формирует современный урок
английского языка?
В соответствии с ФГОС, урок должен быть направлен на формирование:
Общих компетенций (ОК):
o
ОК 2, 3, 4, 6, 7, 9: Работать в команде, осуществлять поиск и использование информации,
использовать ИКТ, организовывать собственную деятельность и т.д.
o
ОК 5: Свободно общаться на профессиональные и общие темы, в том числе и на
английском языке.
Профессиональных компетенций (ПК): Умение применять английский язык в
конкретной профессиональной деятельности (читать техническую документацию,
общаться с зарубежными клиентами, понимать инструкции к оборудованию).
Универсальных учебных действий (УУД): Личностных, регулятивных, познавательных
и коммуникативных.
2. Структурная модель урока: от традиционной к инновационной
Классическая четырехчастная структура («опрос — объяснение — закрепление — дом.
задание») уступает место гибкой, динамичной модели, основанной на принципе
целостности и практической направленности.
Этапы современного урока английского языка:
1. Мотивационно-целевой этап (5-7 минут)
Цель: Создать условия для возникновения внутренней потребности студента включиться
в деятельность.
Что делает преподаватель?
o
Создает проблемную ситуацию или профессиональный контекст (например, «Вы —
менеджер по туризму, и к вам обратился иностранец с жалобой. Вам нужно понять суть
проблемы и помочь»).
o
Четко формулирует цель и практический результат урока вместе со студентами
(например, «К концу урока мы сможем составить диалог между продавцом и
иностранным клиентом в магазине электроники и успешно его разыграть»).
o
Использует видеоролик, интригующий вопрос, «brainstorming» или реальный кейс из
профессиональной сферы.
2. Актуализация опорных знаний (5 минут)
Цель: Вспомнить и активизировать лексико-грамматический материал, необходимый для
«открытия» нового знания.
Что делает преподаватель?
o
Проводит быстрый опрос в интерактивной форме: игра «Крокодил» с лексикой, онлайн-
викторина (Quizlet, Kahoot), задание «закончите фразу».
o
Фокусируется на том, что пригодится для решения основной проблемы урока.
3. Этап «открытия» нового знания и первичного применения (15-20 минут)
Цель: Организовать самостоятельную деятельность студентов по «добыванию» и
осмыслению нового языкового материала.
Что делает преподаватель?
o
Выступает в роли фасилитатора и наставника.
o
Не объясняет правило готовым, а создает условия, при которых студенты сами
(индивидуально, в парах или группах) выводят его из предложенных примеров (текста,
диалога, аудиозаписи). Это технология проблемного изложения.
o
Предлагает интерактивные задания на отработку: работа в парах (составить мини-
диалог), групповая работа (найти информацию в тексте), использование цифровых
тренажеров.
4. Этап практики и продуктивного применения (15-20 минут)
Цель: Применить полученные знания и умения в условиях, максимально приближенных к
реальным.
Что делает преподаватель?
o
Организует ситуационно-ролевые игры (например, «Собеседование на английском»,
«Заказ товаров у поставщика»).
o
Использует кейс-технологии (например, «Вам прислали email от зарубежного партнера с
жалобой на задержку поставки. Составьте ответ»).
o
Внедряет проектную деятельность (создание презентации о своей будущей профессии
на английском, разработка туристического буклета для иностранцев о своем городе).
5. Контрольно-оценочный этап (5-7 минут)
Цель: Оценить степень достижения целей урока, вовлечь студентов в процесс рефлексии.
Что делает преподаватель?
o
Использует формирующее оценивание: самооценка, взаимооценка по заранее известным
критериям (например, по чек-листу успешности диалога).
o
Проводит рефлексию: «Что сегодня узнал?», «Что вызвало трудности?», «Где можешь
применить эти знания?» (прием «Незаконченное предложение», «Синквейн», «Лестница
успеха»).
o
Оценивает не только языковую правильность, но и коммуникативную успешность,
креативность, работу в команде.
6. Информация о домашнем задании (2-3 минуты)
Цель: Закрепить и углубить знания, полученные на уроке, предложив практико-
ориентированное, вариативное задание.
Примеры:
o
Базовый уровень: Составить словарь по пройденной профессиональной теме.
o
Продвинутый уровень: Найти в интернете инструкцию к конкретному
прибору/программе по своей специальности и перевести ключевые пункты.
o
Творческое задание: Записать короткий видео-подкаст на тему урока.
3. Роль преподавателя и студента на современном уроке
Преподаватель: Это не «источник информации», а организатор, консультант,
фасилитатор и вдохновитель. Его задача — создать образовательную среду,
мотивировать и направлять деятельность студентов.
Студент: Это активный субъект, исследователь, сотрудник и создатель продукта. Он
несет ответственность за свой образовательный результат, работает в команде, практикует
навыки самооценки.
Заключение
Модель современного урока английского языка в контексте ФГОС СПО — это гибкая,
динамичная и практико-ориентированная структура. Ее ядром является не грамматическое
правило или список слов, а реальная коммуникативная задача, взятая из
профессионального или жизненного контекста. Такой урок готовит не просто «знающего
студента», а будущего специалиста, способного использовать английский язык как
эффективный инструмент для решения профессиональных задач, непрерывного
самообразования и успешной карьеры в глобализированном мире.