Напоминание

"Педагогическое общение"


Автор: Лебедева Инесса Владимировна Пдо
Должность: Педагог ДО
Учебное заведение: МБУ ДО ЦДТ "Вдохновение" Советского района г.о.Самара
Населённый пункт: г. Самара, Самарская область
Наименование материала: Доклад
Тема: "Педагогическое общение"
Раздел: дополнительное образование





Назад




Муниципальное бюджетное учреждение

Дополнительного образования

Центр детского творчества “Вдохновение”

г.о. Самара

«Педагогическое общение»

Составитель : Лебедева Инна Владимировн

\

Введение

Гуманизация системы образования, характеризующая современный этап

ее развития, предъявляет высокие требования к общей и профессиональной

подготовке

педагогических

кадров,

к

проявлению

их

творческой

индивидуальности.

Индивидуальный стиль деятельности - одна из важных характеристик

процесса индивидуализации профессионального труда. Наличие своего стиля у

профессионала свидетельствует, с одной стороны, о его приспособлении к

объективно заданной структуре профессиональной деятельности, а с другой - о

максимально возможном раскрытии своей индивидуальности.

Педагогическая деятельность - сложная и многокомпонентная. Из всего

многообразия ее компонентов выделяют три: содержательный, методический и

социально-педагогический.

Они

образуют

внутреннюю

структуру

педагогического процесса. Единство и взаимосвязь этих трех компонентов

позволяют реализовать в полной мере задачи педагогической системы.

Главным в единстве является социально-педагогический компонент, т.е.

педагогическое общение, которое обеспечивает реализацию двух других.

Многочисленные беседы, проведенные с детьми и их родителями,

свидетельствуют о том, что ребят угнетает не столько трудность познания,

сколько трудности общения - с учителем и одноклассниками. За неуспехами в

учении часто кроются неуспехи в общении. И чем старше школьники, тем

более

повышенные

требования

предъявляют

они

к

учителю

в

сфере

организации взаимоотношений.

Вот почему каждый учитель должен правильно наладить педагогическое

общение со своими учениками.

В

общении

складывается

важная

система

воспитательных

взаимоотношений, способствующих эффективности воспитания и обучения. В

педагогической

деятельности

общение

приобретает

функциональный

и

профессионально значимый характер. Оно выступает в ней как инструмент

воздействия, и обычные условия и функции общения получают здесь

дополнительную

"нагрузку",

так

как

из

аспектов

общечеловеческих

перерастают в компоненты профессионально-творческие.

Цель

работы:

изучить

использование

современных

стилей

педагогического общения на практике.

Задачи:

разработать рекомендации для проведения занятий на повышение

уровня коммуникативных способностей;

определить стили педагогического общения и дать характеристики;

выявить значение индивидуальной особенности стиля общения

педагога с учащимися.

Объект исследования: процесс общения.

Предмет исследования: стили общения между педагогом и учащимися в

современной школе.

1. Педагогическое общение

Педагогическое

общение

-

система

ограниченного

социально-

психологического взаимодействия педагога и воспитуемых, содержанием

которого является обмен информацией, оказание воспитательного воздействия,

организация взаимоотношений с помощью коммутативных средств.[3; 190 с.]

На сегодняшний день продуктивно организованный процесс педагогического

общения

призван

обеспечить

в

педагогической

деятельности

реальный

психологический контакт, который должен возникнуть между педагогом и

детьми. В этом случае педагогическое общение образует целостную социально-

психологическую структуру педагогической деятельности.

Педагогическое общение в обучении и воспитании служит инструментом

воздействия на личность обучаемого. Педагогическое общение - целостная

система социально-психологического взаимодействия педагога и воспитуемых,

содержащая в себе обмен информацией, воспитательные воздействия и

организацию взаимоотношений с помощью коммуникативных средств. [17; 231

с.]

Кроме

обычных

функций,

специфика

педагогического

общения

порождает еще одну функцию социально-психологического обеспечения

воспитательного

процесса,

организаторскую

функцию

взаимоотношений

педагога с воспитуемыми и выступает как средство решения учебных задач.

В число наиболее сложных задач, встающих перед педагогом, входит

организация продуктивного общения, предполагающая наличие высокого

уровня развития коммуникативных умений. И очень важно так организовать

общение с детьми, чтобы этот неповторимый процесс состоялся. Важную роль

здесь играет стиль общения.

Значение индивидуального стиля общения

От стиля общения зависит психологическая атмосфера, эмоциональное

благополучие. Определенную роль играет и незнание технологии общения,

отсутствие у педагога нужных приемов общения. Такие стили общения, как

устрашение, заигрывание и крайние формы общения-дистанции, опасны еще и

потому, что при отсутствии у педагога профессиональных навыков общения

могут укорениться и "въесться" в творческую индивидуальность учителя, а

порой становятся штампами, усложняющими педагогический процесс и

снижающими его эффективность.

Наиболее плодотворный процесс воспитания и обучения обеспечивается

именно надежно выстроенной системой взаимоотношений. Такая система

должна характеризоваться:

*

взаимодействием

факторов

ведомости

и

сотрудничества

при

организации воспитательного процесса;

* наличием у школьников ощущения психологической общности с

педагогами;

* ориентировкой на взрослого человека с высоким самосознанием,

самооценкой;

* отсутствием авторитарных форм воспитательного воздействия;

* использованием в качестве фактора управления воспитанием и

обучением заинтересованности учащихся;

* единством делового и личностного общения;

* включением учащихся в целесообразно организованную систему

педагогического

общения,

в

том

числе

через

разнообразные

формы

деятельности: кружки, конференции, диспуты и т. п. [6; 164 с.]

В результате многочисленных исследований и экспериментов психологи

и

педагоги

советуют

учителям

следующие

средства

для

развития

коммуникативных способностей:

1) Нужно сознавать, что школа-часть общества, а отношение педагога к

детям - выражение общественных требований.

2) Учитель не должен, открыто демонстрировать педагогическую

позицию. Для детей слова и поступки педагога должны восприниматься как

проявление его собственных убеждений, а не только как исполнение долга.

Искренность педагога- залог прочных контактов с воспитанниками.

3) Адекватная оценка собственной личности. Познание себя, управление

собой должно стать постоянной заботой каждого учителя. Особого внимания

требует умение управлять своим эмоциональным состоянием: воспитательному

процессу вредит раздражительный тон, преобладание отрицательных эмоций,

крик.

4)

Педагогически

целесообразные

отношения

строятся

на

взаимоуважение ученика и учителя. Надо уважать индивидуальность каждого

школьника, создавать условия для его самоутверждения в глазах сверстников,

поддерживать развитие положительных черт личности.

5) Педагогу необходимо позаботиться о благоприятной самопрезентации:

показать ребятам силу своей личности, увлечения, умелость, широту эрудиции,

но неназойливо.

6) Развитие наблюдательности, педагогического воображения, умения

понимать

эмоциональное

состояние,

верно

истолковывать

поведение.

Творческий подход к анализу ситуации и принятию решений основывается на

умении педагога принимать роль другого - ученика, родителей, коллеги, -

становиться на их точку зрения.

7) Увеличение речевой деятельности учеников за счет уменьшения

речевой деятельности учителя - важный показатель мастерства общения

учителя.

8) Даже при незначительных успехах учеников быть щедрым на похвалу.

Хвалить нужно в присутствии других, а порицать лучше наедине. Учительская

речь должна быть при этом выразительной. И если даже у вас не поставлен

голос, вас могут выручить жесты, мимика, взгляд.

9) Сделать родителей своих учеников союзниками педагогических

намерений.

10) Содержание бесед должно быть интересно обеим сторонам.

Если педагог будет следовать этим советам, то избежит многих проблем и

трудностей в общении.[11; 249 с.]

Сознательное формирование своего педагогического стиля возможно при

определенном уровне развития способности к самоанализу профессиональной

деятельности.

Педагоги

в

этом

случае

в

ходе

профессионального

взаимодействия с детьми целенаправленно ищут, отбирают и накапливают

средства

и

способы

общения,

которые

обеспечивают

оптимальную

результативность

во

взаимодействии

с

детьми

и

соответствуют

их

индивидуальности.

Это

в

свою

очередь

приносит

эмоциональное

удовлетворение, приводит к переживанию психологического комфорта.

Постепенно происходит стабилизация состава средств и способов

осуществления коммуникативной деятельности, складывается определенная

устойчивая

целостная

структура,

а

именно

-

индивидуальный

стиль

педагогического общения. В ходе стихийной выработки стиля педагог также

использует известные средства и способы общения, которые кажутся ему

наиболее эффективными, индивидуально удобными.

В дальнейшем происходит стабилизация этих средств и способов

общения, стихийно складывается индивидуальный стиль общения, субъективно

удобный, но не всегда профессионально оптимальный, так как воспитатель не

уделяет должного внимания анализу целесообразности используемых средств и

способов деятельности с точки зрения требований деятельности. Чем раньше

педагог осознает необходимость формирования своего стиля, тем больше

окажется

возможностей

для

формирования

позитивного

стиля,

тем

эффективнее будет протекать процесс становления его как профессионала.

Заключение

Одна

из

сложных

проблем

современной

школы

-

проблема

педагогического общения.

Педагогическое

общение

-

система

ограниченного

социально-

психологического взаимодействия педагога и воспитуемых, содержанием

которого является обмен информацией, оказание воспитательного воздействия,

организация взаимоотношений с помощью коммутативных средств. Педагог

является инициатором этого процесса, организуя его и управляя им.[18; 592 с.]

Общение в педагогической деятельности выступает как средство решения

учебных задач, как социально-психологическое обеспечение воспитательного

процесса и как способ организации взаимоотношений педагога и детей,

обеспечивающий успешность обучения и воспитания.

Характеристикой педагогического общения является его стиль -

индивидуально-типологические

особенности

социально-психологического

взаимодействия педагога и обучающихся.

Наиболее распространенной классификацией стилей руководства, в

полной

мере,

относящейся

к

педагогической

деятельности,

является

классификация,

выделяющая

авторитарный,

демократический

и

попустительский стили. Кан-Калик выделил такие стили педагогического

общения, как общение, основанное на увлеченности совместной творческой

деятельностью педагогов и учащихся; общение, в основе которого лежит

дружеское расположение; общение-дистанция; общение-устрашение; общение-

заигрывание. М. Тален классифицировал стили на основе выбора роли

педагогом, исходя из собственных потребностей.

Чаще всего в педагогической практике наблюдается сочетание стилей в

той или иной пропорции, когда доминирует один из них.

Наиболее эффективным в педагогическом общении, в большинстве

случаев, оказывается демократический стиль. Следствием его применения

является повышение интереса к работе, позитивная внутренняя мотивация

деятельности,

повышение

групповой

сплоченности,

появление

чувства

гордости

общими

успехами,

взаимопомощи

и

дружелюбия

во

взаимоотношениях.

Список литературы

1.Андреева Г.М. Социальная психология. М., 1996. – 321 с.

2.Белухин

Д.А.

Учитель:

от

любви

до

ненависти…

(Техника

профессионального поведения). Кн. для учителя. М., 1994. – 232 с.

3.Бодалев А.А. Личность и общение. М., 1995. – 190 с.

4.Бодалев А.А. Психология общения. М.: Изд-во "Институт практической

психологии", Воронеж: НПО "Модэк", 1996. – 213 с.

5.Ерастов Н.П. Психология общения. Пособие для студентов-психологов.

Ярославль, 1979. – 298 с.

6.Ершов П.М. и др. Общение на уроке, или Режиссура поведения учителя.

2-е изд., перераб. и доп. М., 2001. – 98 с.



В раздел образования