Напоминание

Совершенствование технической подготовки всадников на учебно-тренировочном этапе в конкуре


Автор: Галиуллин Фидаиль Васильевич
Должность: тренер-преподаватель
Учебное заведение: ГБУ ДО "РСШ по конному спорту"
Населённый пункт: Казань
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Совершенствование технической подготовки всадников на учебно-тренировочном этапе в конкуре
Раздел: дополнительное образование





Назад




СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ТЕХНИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ВСАДНИКОВ

НА ТРЕНИРОВОЧНОМ ЭТАПЕ В КОНКУРЕ

Актуальность исследования.

Насущной и наболевшей проблемой современного конного спорта в России

является отсутствие специальных программ и методик развития технической

подготовки всадников в общем и прыжковой посадки в частности в конкуре, что

не позволяет планомерно развивать детский конный спорт как систему

воспитания подрастающего поколения, сделать этот спорт более доступным для

тех детей, которые занимаются в группах и не могут позволить себе собственных

лошадей или индивидуальные тренировки. Молодые всадники нетерпеливо

стремятся преодолевать большие высоты, не сформировав необходимое умение

должного уровня. Тренеры в своем стремлении к результату здесь и сейчас,

подстегиваемом

сложившейся

системой,

форсируют

подготовку

юных

спортсменов, не уделяя достаточного внимания ее технической составляющей, в

том числе качеству прыжковой посадки. Это неизменно приводит к тому, что

закрепленный ошибочный навык может помешать дальнейшему развитию

спортсмена на более высоком уровне. Кроме того, в конном виде спорта на

сегодняшний день существует проблема качественного спортивного отбора.

Причиной является отсутствие финансирования на государственном уровне

молодых

перспективных

спортсменов,

что

не

позволяет

заявлять

на

соревнования тех из них, кто не может позволить себе это финансово.

За рубежом в этом вопросе ушли очень далеко вперед. И как результат:

лидерство зарубежных спортсменов на мировой арене по всем видам конного

спорта. А также большинство современной русскоязычной литературы по

обучению всадников преодолению препятствий — это переведенные работы

иностранных мастеров конного спорта.

Анализ современных иностранных методик обучения всадников, посещение

семинаров

передовых

специалистов

конного

спорта

выявило

значение

выработки правильной прыжковой посадки и правильной работы средствами

управления лошадью в технической подготовке всадников, необходимость

изменения сложившейся системы подготовки и модифицирования методик

обучения спортсменов в конкуре. Для оптимального закрепления навыка

правильной прыжковой посадки у спортсменов в условиях ограниченного

времени групповой тренировки и малого прыжкового ресурса лошади в течение

занятия созрела необходимость создания комплекса упражнений для развития и

коррекции прыжковой посадки как в рамках занятий по общей физической

подготовке, так и на тренировочных занятиях по верховой езде.

Материалы и методы исследования.

Исследование проводилось на базе ГБУ ДО «РСШ по конному спорту» в

городе Казань (РСШ по конному спорту). РСШ по конному спорту с момента

своего образования занимается подготовкой детей 10—16 лет в дисциплине

«конкур». В эксперименте приняли участие 20 юных спортсменов, находящихся

на тренировочном этапе подготовки (4 уровень). На основе данного контингента

были

созданы

контрольная

(КГ)

и

экспериментальная

(ЭГ)

группы

наполняемостью по 10 человек.

Хотелось бы отметить, что техническую подготовку всадника в конкуре

трудно точно оценить, из-за большого количества факторов влияющих на нее.

На данный момент единственной методикой оценки технической подготовки

всадника в конкуре является выступление на соревнованиях определенного

уровня. Данная тенденция задана в Федеральном стандарте спортивной

подготовки по конному спорту.

На уровне тренировочного этапа подготовки техническая составляющая

оценивается обычно при прохождении маршрутов конкура «Классический с

перепрыжкой», «Скоростной», «В норму времени» и другие с высотой

препятствий до 90—110 см. Однако специализированных соревнований «На

стиль», оценивающих не выступление в целом, а непосредственно технику

всадника, на территории Российской Федерации проводится очень мало.

Спортивные

школы

по

конному

спорту

и

другие

уполномоченные

организации не разрабатывают нормативы и методики определения технической

подготовленности,

основанные

на

оценке

посадки

всадника

и

умении

воздействовать средствами управления лошадью.

Для

выявления

исходного

уровня

развития

«прыжковой

посадки»

спортсменов в контрольной и экспериментальной группах были проведены

тестовые соревнования «На технику прыжка всадника», разработана методика

оценки посадки всадников при преодолении тестового препятствия. В протоколе

оценки прыжковой посадки рассматриваются: положение головы, направление

взгляда, положение корпуса в высшей фазе прыжка, форма спины в высшей фазе

прыжка, положение рук, кисти, угол локтевого сустава, контакт с поводом,

отдача повода, положение шенкеля, плотность прилегания коленей, стопа

(положение пятки, направление носков), положение корпуса и рук всадника на

отталкивании и приземлении.

Чтобы уменьшить влияние на результат внешних факторов, для теста были

подобраны лошади одного технического уровня с похожим стилем прыжка.

Были созданы максимальные условия для уменьшения влияния управляемости

лошади и избежание ошибок при подходе к препятствию. Напрыгивание

происходило всегда на одно и то же препятствие высотой 100 см и шириной 90

см, установленное у стенки с удобно выставленными подсказками для лошади.

Лошади для прохождения теста доставались всадникам по жребию. Каждую из

трех попыток спортсмены проходили на разных лошадях. Всадникам давалась

возможность

сделать

три

разминочных

прыжка.

После

чего

следовал

контрольный

прыжок,

который

фиксировался

фото-

и

видеосъемкой.

Полученные

фото-

и

видеоматериалы

изучались

судейской

коллегией,

состоящей из тренерского состава. По каждому всаднику и по каждой из трех

попыток выставлялись оценки по десятибалльной системе. Оценки вносились в

протокол. По каждому показателю отдельно и по сумме всех показателей

высчитывалась средняя оценка по всем трем попыткам. В протоколе также

отмечались ошибки «прыжковой посадки» всадника, повлиявшие на оценку

показателя. Высчитывалась итоговая средняя оценка «прыжковой посадки» по

всем трем попыткам, включающая в себя сумму всех показателей.

Опираясь на анализ основных проблем и ошибок в прыжковой посадке

всадника, была разработана методика технической подготовки, включающая в

себя комплекс упражнений, направленный на коррекцию и профилактику

возникновения

данных

ошибок

в

процессе

обучения

прыжкам

через

препятствия.

Комплекс включает в себя:

1. Упражнения на лошади (езда без стремян сидя в седле на всех трех

аллюрах; езда на облегченной (строевой) рыси без стремян; езда без стремян на

галопе, приподнимаясь на 3—4 тем-па в полевую посадку; прыжки без стремян

через одиночные препятствия и небольшие ряды препятствий; езда в полевой

посадке на всех аллюрах; езда в полевой посадке на корде на всех аллюрах с

руками в стороны, за спиной, «в бока»; преодоление препятствий на лошади без

седла; прыжки через гимнастические ряды из препятствий без рук (руки в

стороны, за спиной или «в бока»); прыжки ряда препятствий с поводом в одной

руке, выполняя команды тренера свободной рукой; плавные переходы между

всеми видами облегченной посадки (от полупосадки до максимально глубокой

прыжковой) очень медленно на определенный счет на всех аллюрах);

прохождение маршрута из кавалетти в полупосадке).

Данные

упражнения

выполняются

как

в

качестве

разминки

перед

прыжковыми упражнениями, так и в качестве самостоятельной нагрузки в

течение всей тренировки. Количество и объем данных упражнений определяется

индивидуально тренером исходя из задач тренировки и уровнем подготовки

всадников.

Упражнения без лошади (стоя на пятках (для упрощения подставляют под

носки стоп брусок или ступеньку), выполняем приседания с вытягиванием рук

перед собой; в позиции стоя, ноги расставлены на ширину плеч, с зажатым

баскетбольным мячом между коленями, выполняем приседания без отрыва пяток

от земли с удержанием мяча в положении между коленей и вытягиванием рук

вперед; сидя на стуле или лавочке верхом с поджатыми ногами как при верховой

езде, носок вверх, с упором в пятки, выполняем наклоны туловища в разные

стороны с руками в различных положениях; сидя на стуле, выполняем с

помощью тренажера для тренировки внутренних мышц бедра производить

динамические или статические сжатия).

Планирование

тренировочных

нагрузок

и

средств

обучения

технике

преодоления

препятствий

осуществлялось

в

соответствии

предложенной

методикой, направленной на коррекцию возможных ошибок при преодолении

препятствий.

Результаты исследования и их обсуждение. Итак, правильные посадка и

работа средствами управления лежат в основе технической подготовки всадника

в классических видах конного спорта. Причем правильная работа средствами

управления невозможна при плохой посадке. Равновесие является одним из

главных элементов движения лошади. Сбалансированная правильная посадка

всадника направлена на совмещение центров тяжести самого всадника с центром

тяжести лошади для поддержания в равновесии всей системы «всадник-лошадь»

во время движения и выполнения различных упражнений.

Во

время

полета

над

препятствием,

когда

центр

тяжести

лошади

перемещается более значительно, чем при обычном движении, в случае

нарушения равновесия, выровнять его практически невозможно, что может

привести к ошибке: начиная с повала жерди (что в конкуре сопровождается

штрафными

очками),

так

и

падением

(штрафуется

исключением

из

соревнований, а также возможно получение травмы). Поэтому всадник,

находящийся в фазе полета над препятствием на лошади, не должен мешать

лошади, а обязан находиться в равновесии с ней. Правильная прыжковая посадка

позволяет всаднику свободно и без усилий преодолевать препятствия на лошади,

а

также

максимально

снизить

возможность

технической

ошибки

из-за

воздействия веса всадника на лошадь во время прыжка.

Сравнивая результаты тестирования на констатирующем этапе эксперимента,

было выявлено, что исходные данные в ЭГ и в КГ практически идентичны (t =

0,105; P > 0,5). Перечень ошибок «прыжковой посадки» также примерно

одинаков в обеих группах.

На формирующем этапе эксперимента контрольная группа продолжала

тренироваться по типовой программе, разработанной на основе Федерального

стандарта спортивной подготовки по конному спорту, экспериментальная группа

по

предложенной

методике.

По

истечении

срока

педагогического

эксперимента (6 месяцев) было проведено контрольное тестирование. Условия

контрольных

тестовых

соревнований

были

такими

же,

как

и

условия

предварительных тестовых соревнований.

Таким образом, на начало проведения педагогического эксперимента

всадники контрольной и экспериментальной групп имели приблизительно

одинаковый уровень технической подготовленности такого важного элемента

как «прыжковая посадка». По окончании эксперимента разница в показателях

технической подготовленности всадников контрольной и экспериментальной

групп значительно увеличилась (t = 1,902; P < 0,1).

Следует отметить, что результаты выполнения контрольного тестирования в

контрольной и экспериментальной группе после педагогического эксперимента

показали улучшение «прыжковой посадки» в обеих группах. Однако показатели

прыжковой посадки в контрольной группе за ис-следуемый период повысились

незначительно (t = 0,305; P > 0,5), тогда как в экспериментальной группе имеется

статистически значимая разница между показателями до и после эксперимента (t

= 2,134; P < 0,05).

Выводы:

1. Анализ научно-методической литературы и опыт практической

деятельности показал, что современные методики технической подготовки,

применяемые в большинстве конноспортивных клубов и комплексов на

территории России, не соответствуют мировому уровню.

2. Техническая конкурная подготовка в виде выработки правильной

прыжковой посадки в ГБУ ДО «РСШ по конному спорту» недостаточна для

прогресса этого параметра. В связи с этим внедрение предложенной методики

тренировки технической подготовки всадников 3 и 4-го уровня с уклоном на

корректировку ошибок посадки во время преодоления препятствий, актуально и

своевременно.

3. Внедрение в подготовку всадников на тренировочном этапе в

конкуре

разработанной

методики

формирования

правильной

прыжковой

посадки, помогло усовершенствовать координацию движений всадника, его

равновесие во время преодоления препятствий, уменьшить количество ошибок в

технике преодоления препятствий.

4. На начало проведения педагогического эксперимента всадники

контрольной и экспериментальной групп имели приблизительно одинаковый

уровень

технической

подготовленности

такого

важного

элемента

как

«прыжковая посадка». Показатели техники преодоления препятствий всадником,

в контрольной группе за исследуемый период повысились незначительно (с

60,07 до 61,20 баллов; t = 0,305; P > 0,5), в отличие от тех же показателей в

экспериментальной группе (с 60,47 до 67,40 баллов), где различия достоверны (t

= 2,134; P < 0,05).

5. Разработанная

методика

по

совершенствованию

«прыжковой

посадки» всадников способствует значительному повышению технической

подготовки спортсменов при преодолении препятствий, что приводит к

повышению результативности на соревнованиях.

6. Для успешного обучения спортсменов-конников на тренировочном

этапе подготовки в конкуре можно рекомендовать внедрение в тренировочный

процесс разработанной методики.



В раздел образования