Напоминание

Инновационные методы нравственно-патриотического воспитания дошкольников


Автор: Терновская Евгения Юрьевна
Должность: Заведующий
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №211"
Населённый пункт: г Барнаул
Наименование материала: статья
Тема: Инновационные методы нравственно-патриотического воспитания дошкольников
Раздел: дошкольное образование





Назад




Актуальность.

Актуальность проблемы патриотического воспитания подрастающего

поколения сегодня одна из наиболее важных. Дети, начиная с дошкольного

возраста, страдают дефицитом знаний о родном городе, стране, особенностях

русских традиций, равнодушно относятся к близким людям, товарищам по

группе. Испытывают недостаток сочувствия и сострадания к чужому горю.

Нельзя быть патриотом, не чувствуя личной связи с Родиной, не зная, как

любили и берегли её наши предки, наши отцы и деды. Нам всем известно,

что основы воспитания закладываются в дошкольном возрасте, а затем

воспитание человека продолжается. Из детства ребёнок выносит то, что

потом сохраняется на всю жизнь, т. к. детское восприятие самое точное, а

детские впечатления самые яркие. Знания о том, что каждый человек живет

не сам по себе, а является членом общества и должен знать свои права и

обязанности, лучше всего закладываются с детства. Потому, то всё, что

усвоено в дошкольном периоде, - знания, навыки, привычки, способы

поведения, складывающие черты характера – оказываются особенно

прочными и являются фундаментом дальнейшего развития личности. При

правильном воспитании в дошкольном возрасте интенсивно развивается

целостное восприятие окружающего мира, наглядно-образное мышление,

творческое воображение, эмоциональное отношение к окружающим людям,

сочувствие к их нуждам и переживаниям

Значение

В дошкольном возрасте у детей стремительно развиваются

общечеловеческие ценности: любовь к родителям и семье, близким людям,

родному месту, где он вырос, и, безусловно, к Родине. При этом важно не

забывать, что сами по себе знания являются пищей для ума, а патриотизма

«от ума» не бывает, он бывает только от «сердца». Ум как бы способствует

духовно- нравственной работе души, а любящее сердце создает

патриотическое мировоззрение.

Задачи нравственно-патриотического воспитания в ДОУ.

Патриотическое воспитание детей является одной из основных задач

дошкольного учреждения. Поэтому задачами педагогов являются:

• Воспитывать любовь и трепетное отношение к ценностям семьи, детского

сада, родного города.

• Прививать заботливое отношение к родным и близким людям, младшим

сверстникам и старшему поколению.

• Способствовать формированию желания участвовать в общественных

мероприятиях, направленных на благоустройство своего двора, территории

группы, улиц родного города.

• Воспитывать уважение к труду разных профессий.

• Развивать интерес к традициям родного края, соблюдать их и сохранять.

• Формировать трепетное отношение к природе, ее ресурсам, экономно их

расходовать.

• Знакомить с символикой российского государства, ее значением для народа

и страны в целом.

• Дать представления о правах ребенка, направленных на защиту интересов

каждого дошкольника.

• Расширить представления детей о регионах страны, ее больших городах.

• Воспитывать гордость за россиян, достигших успехов в разных областях

деятельности: сельском хозяйстве, науке, спорте, культуре, образовании.

• Способствовать развитию интернациональных чувств по отношению к

другим народам, их культуре, традициям.

Принципы работы по нравственно-патриотическому воспитанию

с детьми.

Каждый педагог строит свою работу в соответствии с возрастными и

индивидуальными особенностями воспитанников на основе

следующих принципов:

Принцип расширения связей ребенка с окружающим миром;

Принцип приоритетности регионального культурного наследия;

Принцип опоры на эмоционально – чувственную сферу ребенка;

«Позитивный центризм» (усвоение ребенком знаний, наиболее

актуальных для его возраста);

Непрерывность, преемственность и интегративность педагогического

процесса;

Дифференцированный подход к каждому ребенку с учетом его

психологических особенностей, возможностей и интересов;

Рациональное сочетание разных видов детской деятельности,

адекватный возрасту баланс интеллектуальных, эмоциональных и

двигательных нагрузок;

Деятельностный подход;

Развивающий характер обучения, основанный на детской активности.

Технологии нравственно – патриотического воспитания.

Сегодня совершенно необходимо внедрять современные технологии в

процесс воспитания детей. Существуют разнообразные технологии,

создаются инновационные методы патриотического воспитания путём

использования технологий с применением компьютерной техники. Сегодня

мы отметим 3 техногогии нравственно-патриотического воспитания, это

проектная деятельность, флеш анимация и квест.

В условиях дошкольного учреждения очень важна роль педагога при

осуществлении проектной деятельности детей. Метод проектов в

дошкольном образовательном учреждении можно представить как способ

организации образовательного процесса, основанный на взаимодействии

педагога и воспитанников, педагога воспитанников и родителей, способ

взаимодействия с окружающей средой, поэтапная деятельность по

достижению решения поставленной проблемы.

Метод проектов в дошкольном образовании неслучайно приобрёл большую

популярность. Участие в проекте даёт ребёнку возможность

экспериментировать, проявлять любознательность, активность и интерес к

окружающему миру, взаимодействовать с другими детьми и взрослыми,

почувствовать себя самостоятельным. А для педагога использование

проектной деятельности как одного из методов развивающего обучения

способствует развитию креативности педагогов, повышению их

профессиональной компетентности и, как следствие, повышению качества

образовательного процесса в ДОУ.

Поэтому одним из методов реализации работы по нравственно-

патриотическому воспитанию в условиях ДОУ может быть использован, как

проектный. Результатом проектной деятельности является обеспечение

социально-воспитательного эффекта: воспитание будущего поколения,

обладающего духовно-нравственными ценностями, гражданско-

патриотическими чувствами, уважающими культурное, историческое

прошлое России.

Нравственно-патриотическое воспитание сегодня- одно из важнейших

звеньев системы воспитательной работы.

Флеш-анимация – мультимедийная платформа компании для создания веб-

приложений или мультимедийных презентаций. Использовалась для

создания игр, для использования в самостоятельной деятельности ребенка.

Рекламных баннеров, анимации, а также воспроизведения на веб-страницах

видео и аудиозаписей в непосредственной деятельности, а так же на

индивидуальных сайтах педагогов.

Еще одна интересная технология – квест.

В настоящее время популярным развлечением для детей разного возраста

становится игра-квест. Сегодня нередко используют такую форму

организации мероприятий и в детском саду, и в школе, и в лагерях отдыха, и

в компаниях, специализирующихся на организации праздников. В чем секрет

успеха такой формы досуга? Что же такое «квест»? Слово «Quest»

переводится с английского языка как «поиск». В общем смысле данное

понятие обозначает какой-либо сюжет, который предполагает достижение

цели путем преодоления каких-либо препятствий.

В игре этого жанра всегда предполагается наличие задания, в котором

необходимо что-то разыскать – предмет, подсказку, сообщение, чтобы можно

было двигаться дальше. Задача игрока заключается в том, чтобы как следует

поразмыслить, решить предложенную задачку, а также проявить смекалку и

умения, чтобы справиться с заданием, а затем двигаться дальше.

Если говорить о квесте как о форме организации детских мероприятий, то это

командная игра, включающая различные задания соревновательного

характера и имеющая определенный сюжет. Детские квесты отличаются

наличием заданий, затрагивающих самые разные области знаний и умений –

это могут быть как физические соревнования (например, эстафеты), так и

интеллектуальные викторины. Кроме того, сценарий такой игры позволяет

использовать сложные декорации, музыкальное сопровождение. Квест

можно использовать в летний оздоровительный период а так же как итоговое

мероприятие по определенной теме.

Таким образом, внедрение в образовательный процесс современных

образовательных технологий, способствует развитию свободной творческой

личности, которая соответствует социальному заказу на современном этапе и

делает образовательный процесс дошкольного учреждения открытым.

Формы работы по нравственно – патриотическому воспитанию.

В работе с детьми используются разнообразные методы и формы с учётом

возраста детей, а именно:

- экскурсии и целевые прогулки (возложение цветов к памятнику);

- рассказы воспитателя;

- беседы о родном городе, стране, её истории;

- наблюдение за изменениями в облике родного города;

- за трудом людей в детском саду и в городе;

- показ иллюстраций, фильмов, слайдов;

- прослушивание аудиозаписей (гимн страны, гимн города, патриотические

песни о Родине);

- использование фольклорных произведений (пословицы, поговорки, игры

русские народные, сказки, песни, потешки, заклички);

- ознакомление с русским народным декоративно-прикладным

искусством (роспись, игрушки, вышивка);

- знакомство с творчеством поэтов, художников, композиторов);

- организация тематических выставок;

- участие в общественных и народных календарных праздниках;

- конкурс чтецов;

- участие в городских мероприятиях, конкурсах, проектах;

- участие детей в посильном общественно-полезном труде.

Основные методы образовательного процесса

- игровые;

- поисково-исследовательские;

- проблемные;

- воспитывающие ситуации;

- анализ и самоанализ;

- похвала, одобрение;

- пример;

- обращение к книге и к другим культурным источникам.

Средства нравственно-патриотического воспитания дошкольников можно

объединить в несколько групп:

- Художественная литература, изобразительное искусство, музыка, кино,

диафильмы можно объединить в группу художественных средств. Эта группа

средств, способствует эмоциональной окраске познаваемых явлений. Дети

эмоционально и доверчиво воспринимают читаемые им сказки, стихи,

рассказы, рассматривают иллюстрации к книгам. На ребенка производят

сильное впечатление работы художников, изображающих мир реалистично и

понятно. Художественные средства наиболее эффективны при

формировании у детей представлений и воспитании чувств.

- Средством нравственно-патриотического воспитания дошкольников

является природа родного края. Она вызывает у детей гуманные чувства,

желание заботиться о тех, кто слабее, кто нуждается в помощи. Воздействие

природы на личность детей формирует ощущение причастности,

принадлежности к этому уголку Земли, и принадлежности этого уголка

маленькому человеку.

- Средством нравственно-патриотического воспитания дошкольников

является собственная деятельность детей: игра, труд, учение, художественная

деятельность. Каждый вид деятельности имеет свою специфику, выполняя

функцию средства воспитания практики нравственно-патриотического

поведения.

- Особое место в группе средств отводится общению. Оно как средство

нравственно-патриотического воспитания выполняет задачи корректировки

представлений о нравственности и патриотизме, на основе пробуждения

чувств и формирования отношений.

- Средством нравственно-патриотического воспитания является атмосфера, в

которой живет ребенок.

Окружающая ребенка обстановка становится средством воспитания чувств,

представлений, поведения. Она активизирует весь механизм нравственно-

патриотического воспитания и влияет на формирования нравственных и

патриотических качеств.

Выбор средств воспитания зависит от ведущей задачи, от возраста

воспитанников, от уровня их общего и интеллектуального развития, от этапа

развития нравственно-патриотических качеств.

Рекомендации по оснащению патриотического уголка в группе.

Целесообразно создание в группах мини – музеев, в которых могут

находиться:

- художественная и публицистическая литература;

- малые скульптурные формы;

- фотоальбомы;

- семейные альбомы;

- реальные награды или их художественное изображение;

- запись рассказов участников сражений, их воспоминаний;

- запись рассказов детей;

- аудио-видео, CD записи с песнями времен войны;

- диафильмы, слайды, презентации.

Все вышеизложенные педагогические условия взаимосвязаны и

взаимообусловлены, мероприятия проводятся не только для детей, но для

родителей.

Взаимодействие с родителями.

Формы совместной с родителями деятельности по нравственно-

патриотическому воспитанию детей разнообразны: семейные клубы,

семейные экскурсии в музеи, осмотры памятников культуры и истории,

организация выставок, экспозиционных стендов, посвященных семейным

реликвиям (ордена, медали, дипломы, грамоты за боевые и трудовые заслуги

и пр.).

В настоящее время эта работа очень актуальна, требует большого такта и

терпения, так как в молодых семьях вопросы воспитания патриотизма,

гражданственности не у всех считаются важными. В данном вопросе

родители должны стать непременными участниками, помочь в сборе и

пропаганде материалов по родному краю, воссоздании местных

национально-культурных и трудовых традиций.

Вывод.

Патриотическое воспитание в детском саду – сочетание глубинных

социальных технологий обучения и оздоровления ребенка на уровне воли,

выносливости, смелости, познания традиций, погружения в патриотическую

хронологию, гармонии в семье и поэтическое мировосприятие, изучение

трудовых и боевых подвигов. В дошкольном возрасте формируются

предпосылки гражданских качеств, представления о человеке, обществе,

культуре. Очень важно привить в этом возрасте чувство любви и

привязанности к природным и культурным ценностям родного края, так как

именно на этой основе воспитывается патриотизм.

Воспитать патриота своей Родины – ответственная и сложная задача,

решение которой в дошкольном детстве только начинается. Планомерная,

систематическая работа, использование разнообразных средств воспитания,

общие усилия детского сада и семьи, ответственность взрослых за свои слова

и поступки могут дать положительные результаты и стать основой для

дальнейшей работы по патриотическому воспитанию.



В раздел образования