Автор: Терновская Евгения Юрьевна
Должность: Заведующий
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №211"
Населённый пункт: г Барнаул
Наименование материала: статья
Тема: Инновационные методы нравственно-патриотического воспитания дошкольников
Раздел: дошкольное образование
Актуальность.
Актуальность проблемы патриотического воспитания подрастающего
поколения сегодня одна из наиболее важных. Дети, начиная с дошкольного
возраста, страдают дефицитом знаний о родном городе, стране, особенностях
русских традиций, равнодушно относятся к близким людям, товарищам по
группе. Испытывают недостаток сочувствия и сострадания к чужому горю.
Нельзя быть патриотом, не чувствуя личной связи с Родиной, не зная, как
любили и берегли её наши предки, наши отцы и деды. Нам всем известно,
что основы воспитания закладываются в дошкольном возрасте, а затем
воспитание человека продолжается. Из детства ребёнок выносит то, что
потом сохраняется на всю жизнь, т. к. детское восприятие самое точное, а
детские впечатления самые яркие. Знания о том, что каждый человек живет
не сам по себе, а является членом общества и должен знать свои права и
обязанности, лучше всего закладываются с детства. Потому, то всё, что
усвоено в дошкольном периоде, - знания, навыки, привычки, способы
поведения, складывающие черты характера – оказываются особенно
прочными и являются фундаментом дальнейшего развития личности. При
правильном воспитании в дошкольном возрасте интенсивно развивается
целостное восприятие окружающего мира, наглядно-образное мышление,
творческое воображение, эмоциональное отношение к окружающим людям,
сочувствие к их нуждам и переживаниям
Значение
В дошкольном возрасте у детей стремительно развиваются
общечеловеческие ценности: любовь к родителям и семье, близким людям,
родному месту, где он вырос, и, безусловно, к Родине. При этом важно не
забывать, что сами по себе знания являются пищей для ума, а патриотизма
«от ума» не бывает, он бывает только от «сердца». Ум как бы способствует
духовно- нравственной работе души, а любящее сердце создает
патриотическое мировоззрение.
Задачи нравственно-патриотического воспитания в ДОУ.
Патриотическое воспитание детей является одной из основных задач
дошкольного учреждения. Поэтому задачами педагогов являются:
• Воспитывать любовь и трепетное отношение к ценностям семьи, детского
сада, родного города.
• Прививать заботливое отношение к родным и близким людям, младшим
сверстникам и старшему поколению.
• Способствовать формированию желания участвовать в общественных
мероприятиях, направленных на благоустройство своего двора, территории
группы, улиц родного города.
• Воспитывать уважение к труду разных профессий.
• Развивать интерес к традициям родного края, соблюдать их и сохранять.
• Формировать трепетное отношение к природе, ее ресурсам, экономно их
расходовать.
• Знакомить с символикой российского государства, ее значением для народа
и страны в целом.
• Дать представления о правах ребенка, направленных на защиту интересов
каждого дошкольника.
• Расширить представления детей о регионах страны, ее больших городах.
• Воспитывать гордость за россиян, достигших успехов в разных областях
деятельности: сельском хозяйстве, науке, спорте, культуре, образовании.
• Способствовать развитию интернациональных чувств по отношению к
другим народам, их культуре, традициям.
Принципы работы по нравственно-патриотическому воспитанию
с детьми.
Каждый педагог строит свою работу в соответствии с возрастными и
индивидуальными особенностями воспитанников на основе
следующих принципов:
Принцип расширения связей ребенка с окружающим миром;
Принцип приоритетности регионального культурного наследия;
Принцип опоры на эмоционально – чувственную сферу ребенка;
«Позитивный центризм» (усвоение ребенком знаний, наиболее
актуальных для его возраста);
Непрерывность, преемственность и интегративность педагогического
процесса;
Дифференцированный подход к каждому ребенку с учетом его
психологических особенностей, возможностей и интересов;
Рациональное сочетание разных видов детской деятельности,
адекватный возрасту баланс интеллектуальных, эмоциональных и
двигательных нагрузок;
Деятельностный подход;
Развивающий характер обучения, основанный на детской активности.
Технологии нравственно – патриотического воспитания.
Сегодня совершенно необходимо внедрять современные технологии в
процесс воспитания детей. Существуют разнообразные технологии,
создаются инновационные методы патриотического воспитания путём
использования технологий с применением компьютерной техники. Сегодня
мы отметим 3 техногогии нравственно-патриотического воспитания, это
проектная деятельность, флеш анимация и квест.
В условиях дошкольного учреждения очень важна роль педагога при
осуществлении проектной деятельности детей. Метод проектов в
дошкольном образовательном учреждении можно представить как способ
организации образовательного процесса, основанный на взаимодействии
педагога и воспитанников, педагога воспитанников и родителей, способ
взаимодействия с окружающей средой, поэтапная деятельность по
достижению решения поставленной проблемы.
Метод проектов в дошкольном образовании неслучайно приобрёл большую
популярность. Участие в проекте даёт ребёнку возможность
экспериментировать, проявлять любознательность, активность и интерес к
окружающему миру, взаимодействовать с другими детьми и взрослыми,
почувствовать себя самостоятельным. А для педагога использование
проектной деятельности как одного из методов развивающего обучения
способствует развитию креативности педагогов, повышению их
профессиональной компетентности и, как следствие, повышению качества
образовательного процесса в ДОУ.
Поэтому одним из методов реализации работы по нравственно-
патриотическому воспитанию в условиях ДОУ может быть использован, как
проектный. Результатом проектной деятельности является обеспечение
социально-воспитательного эффекта: воспитание будущего поколения,
обладающего духовно-нравственными ценностями, гражданско-
патриотическими чувствами, уважающими культурное, историческое
прошлое России.
Нравственно-патриотическое воспитание сегодня- одно из важнейших
звеньев системы воспитательной работы.
Флеш-анимация – мультимедийная платформа компании для создания веб-
приложений или мультимедийных презентаций. Использовалась для
создания игр, для использования в самостоятельной деятельности ребенка.
Рекламных баннеров, анимации, а также воспроизведения на веб-страницах
видео и аудиозаписей в непосредственной деятельности, а так же на
индивидуальных сайтах педагогов.
Еще одна интересная технология – квест.
В настоящее время популярным развлечением для детей разного возраста
становится игра-квест. Сегодня нередко используют такую форму
организации мероприятий и в детском саду, и в школе, и в лагерях отдыха, и
в компаниях, специализирующихся на организации праздников. В чем секрет
успеха такой формы досуга? Что же такое «квест»? Слово «Quest»
переводится с английского языка как «поиск». В общем смысле данное
понятие обозначает какой-либо сюжет, который предполагает достижение
цели путем преодоления каких-либо препятствий.
В игре этого жанра всегда предполагается наличие задания, в котором
необходимо что-то разыскать – предмет, подсказку, сообщение, чтобы можно
было двигаться дальше. Задача игрока заключается в том, чтобы как следует
поразмыслить, решить предложенную задачку, а также проявить смекалку и
умения, чтобы справиться с заданием, а затем двигаться дальше.
Если говорить о квесте как о форме организации детских мероприятий, то это
командная игра, включающая различные задания соревновательного
характера и имеющая определенный сюжет. Детские квесты отличаются
наличием заданий, затрагивающих самые разные области знаний и умений –
это могут быть как физические соревнования (например, эстафеты), так и
интеллектуальные викторины. Кроме того, сценарий такой игры позволяет
использовать сложные декорации, музыкальное сопровождение. Квест
можно использовать в летний оздоровительный период а так же как итоговое
мероприятие по определенной теме.
Таким образом, внедрение в образовательный процесс современных
образовательных технологий, способствует развитию свободной творческой
личности, которая соответствует социальному заказу на современном этапе и
делает образовательный процесс дошкольного учреждения открытым.
Формы работы по нравственно – патриотическому воспитанию.
В работе с детьми используются разнообразные методы и формы с учётом
возраста детей, а именно:
- экскурсии и целевые прогулки (возложение цветов к памятнику);
- рассказы воспитателя;
- беседы о родном городе, стране, её истории;
- наблюдение за изменениями в облике родного города;
- за трудом людей в детском саду и в городе;
- показ иллюстраций, фильмов, слайдов;
- прослушивание аудиозаписей (гимн страны, гимн города, патриотические
песни о Родине);
- использование фольклорных произведений (пословицы, поговорки, игры
русские народные, сказки, песни, потешки, заклички);
- ознакомление с русским народным декоративно-прикладным
искусством (роспись, игрушки, вышивка);
- знакомство с творчеством поэтов, художников, композиторов);
- организация тематических выставок;
- участие в общественных и народных календарных праздниках;
- конкурс чтецов;
- участие в городских мероприятиях, конкурсах, проектах;
- участие детей в посильном общественно-полезном труде.
Основные методы образовательного процесса
- игровые;
- поисково-исследовательские;
- проблемные;
- воспитывающие ситуации;
- анализ и самоанализ;
- похвала, одобрение;
- пример;
- обращение к книге и к другим культурным источникам.
Средства нравственно-патриотического воспитания дошкольников можно
объединить в несколько групп:
- Художественная литература, изобразительное искусство, музыка, кино,
диафильмы можно объединить в группу художественных средств. Эта группа
средств, способствует эмоциональной окраске познаваемых явлений. Дети
эмоционально и доверчиво воспринимают читаемые им сказки, стихи,
рассказы, рассматривают иллюстрации к книгам. На ребенка производят
сильное впечатление работы художников, изображающих мир реалистично и
понятно. Художественные средства наиболее эффективны при
формировании у детей представлений и воспитании чувств.
- Средством нравственно-патриотического воспитания дошкольников
является природа родного края. Она вызывает у детей гуманные чувства,
желание заботиться о тех, кто слабее, кто нуждается в помощи. Воздействие
природы на личность детей формирует ощущение причастности,
принадлежности к этому уголку Земли, и принадлежности этого уголка
маленькому человеку.
- Средством нравственно-патриотического воспитания дошкольников
является собственная деятельность детей: игра, труд, учение, художественная
деятельность. Каждый вид деятельности имеет свою специфику, выполняя
функцию средства воспитания практики нравственно-патриотического
поведения.
- Особое место в группе средств отводится общению. Оно как средство
нравственно-патриотического воспитания выполняет задачи корректировки
представлений о нравственности и патриотизме, на основе пробуждения
чувств и формирования отношений.
- Средством нравственно-патриотического воспитания является атмосфера, в
которой живет ребенок.
Окружающая ребенка обстановка становится средством воспитания чувств,
представлений, поведения. Она активизирует весь механизм нравственно-
патриотического воспитания и влияет на формирования нравственных и
патриотических качеств.
Выбор средств воспитания зависит от ведущей задачи, от возраста
воспитанников, от уровня их общего и интеллектуального развития, от этапа
развития нравственно-патриотических качеств.
Рекомендации по оснащению патриотического уголка в группе.
Целесообразно создание в группах мини – музеев, в которых могут
находиться:
- художественная и публицистическая литература;
- малые скульптурные формы;
- фотоальбомы;
- семейные альбомы;
- реальные награды или их художественное изображение;
- запись рассказов участников сражений, их воспоминаний;
- запись рассказов детей;
- аудио-видео, CD записи с песнями времен войны;
- диафильмы, слайды, презентации.
Все вышеизложенные педагогические условия взаимосвязаны и
взаимообусловлены, мероприятия проводятся не только для детей, но для
родителей.
Взаимодействие с родителями.
Формы совместной с родителями деятельности по нравственно-
патриотическому воспитанию детей разнообразны: семейные клубы,
семейные экскурсии в музеи, осмотры памятников культуры и истории,
организация выставок, экспозиционных стендов, посвященных семейным
реликвиям (ордена, медали, дипломы, грамоты за боевые и трудовые заслуги
и пр.).
В настоящее время эта работа очень актуальна, требует большого такта и
терпения, так как в молодых семьях вопросы воспитания патриотизма,
гражданственности не у всех считаются важными. В данном вопросе
родители должны стать непременными участниками, помочь в сборе и
пропаганде материалов по родному краю, воссоздании местных
национально-культурных и трудовых традиций.
Вывод.
Патриотическое воспитание в детском саду – сочетание глубинных
социальных технологий обучения и оздоровления ребенка на уровне воли,
выносливости, смелости, познания традиций, погружения в патриотическую
хронологию, гармонии в семье и поэтическое мировосприятие, изучение
трудовых и боевых подвигов. В дошкольном возрасте формируются
предпосылки гражданских качеств, представления о человеке, обществе,
культуре. Очень важно привить в этом возрасте чувство любви и
привязанности к природным и культурным ценностям родного края, так как
именно на этой основе воспитывается патриотизм.
Воспитать патриота своей Родины – ответственная и сложная задача,
решение которой в дошкольном детстве только начинается. Планомерная,
систематическая работа, использование разнообразных средств воспитания,
общие усилия детского сада и семьи, ответственность взрослых за свои слова
и поступки могут дать положительные результаты и стать основой для
дальнейшей работы по патриотическому воспитанию.