Автор: Яковлев Михаил Юрьевич
Должность: учитель физической культуры
Учебное заведение: МБОУ"Шемуршинская СОШ"
Населённый пункт: село Шемурша, Чувашская Республика
Наименование материала: рабочая программа
Тема: футбол
Раздел: среднее образование
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Шемуршинская средняя общеобразовательная школа»
«Согласовано»
заместитель директора по
воспитательной работе
МБОУ «Шемуршинская СОШ»:
/Гаврилова Е.В/ _____________
« » ______________ 2025г.
«Утверждаю»
директор МБОУ « Шемуршинская
СОШ»
/ Хорькова В.В. / ____________
Приказ № ______________
от « » ______________ 2025г.
Рабочая программа внеурочной деятельности
Кружок «Юные футболисты»
(для 5-6 классов)
учитель физической культуры
Яковлев М.Ю.
С.Шемурша
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная рабочая программа курса «Футбол» позволяет решать задачи физического
воспитания обучающихся, формируя у них целостное представление о физической культуре,
ее возможностях в повышении работоспособности и улучшении состояния здоровья, а
главное — воспитывая личность, способную к самостоятельной, творческой деятельности.
Программа создана на основе курса обучения игре в футбол.
Программа решает основные задачи физического воспитания:
укрепление здоровья и повышение работоспособности обучающихся;
воспитание у школьников морально-нравственных качеств;
развитие основных двигательных качеств.
Материал программы дается в четырех разделах:
1. Основы знаний
2. Общая физическая подготовка
3. Специальная подготовка
4. Примерные показатели двигательной подготовленности.
В разделе «Основы знаний» представлен материал, способствующий расширению знаний
обучающихся о собственном организме, гигиенических требованиях, избранном виде спорта,
о возможностях человека.
В разделе «Общая физическая подготовка» даны упражнения и другие необходимые
действия, которые способствуют формированию общей культуры движений, развивают
определенные двигательные качества.
В разделе «Специальная подготовка» представлен материал по футболу, способствующий
обучению школьников техническим и тактическим приемам.
В разделе «Примерные показатели двигательной подготовленности» приведены упражнения
и тесты, помогающие следить за уровнем подготовленности обучающихся.
Выполнение задач обучения зависит от подбора подводящих упражнений, четкого и
доступного объяснения разучиваемых двигательных действий, широкого использования
наглядных пособий и технических средств обучения.
Учебно-тренировочные занятия по «Футболу» проводятся 2 раз в неделю по 1 часа.
Планирование занятий строится на основе учебных материалов, изложенных в данной
программе. При планировании учитываются местные климатические условия.
Численный состав группы 15-20 человек.
Время занятия – 40 мин.
Основные задачи группы новичков:
Решаются определённые задачи:
1.
укрепление здоровья и закаливание организма;
2.
привитие интереса к систематическим занятиям футболом;
3.
обеспечение всесторонней физической подготовки с преимущественным развитием
быстроты, ловкости и координации движений;
4.
овладение техническими приёмами, которые наиболее часто и эффективно
применяются в игре, и основами индивидуальной, групповой и командной тактики игры
в футбол; освоение процесса игры в соответствии с правилами футбола;
5.
участие в соревнованиях по футболу; изучение элементарных теоретических сведений
о личной гигиене, истории футбола, технике и тактике, правил игры в футбол.
Ожидаемые результаты курса по спортивно-оздоровительному направлению «Футбол»
В конце изучения рабочей программы планируется снижение уровня заболеваемости детей,
социальной адаптации учащихся, сформирование коммуникативных способностей, то есть
умение играть в команде. Формирование здорового образа жизни учащихся, участие в
общешкольных, районных и краевых мероприятиях, качественное освоение практических и
теоретических навыков игры в футбол, привитие любви к спортивным играм.
1. Занятия будут иметь оздоровительный эффект, так как они проводятся на свежем воздухе;
2. Дети овладеют техническими приемами и тактическими взаимодействиями, научатся играть
в мини-футбол.
Учащиеся должны знать и иметь представление:
1. об особенностях зарождения, истории футбола;
2. о физических качествах и правилах их тестирования;
3. основы личной гигиены, причины травматизма при занятии футболом и правила его
предупреждения;
4. уметь организовать самостоятельные занятия футболом, а также, с группой товарищей;
5. организовывать и проводить соревнования по футболу в классе, во дворе, в
оздоровительном лагере и др.
Учащиеся должны уметь:
1. выполнять требования по физической подготовке в соответствии с возрастом;
2. владеть тактико – техническими приемами футбола;
3. знать основы судейства.
Система формы контроля уровня достижений учащихся
Умения и навыки проверяются во время участия учащихся в школьных соревнованиях.
Подведение итогов по технической и общефизической подготовке 2 раза в год (декабрь, май),
учащиеся выполняют контрольные упражнения.
№ Контрольные упражнения
1
Бег 30 м (с)
5,6
5,3
2
Бег 300 м (с)
72
61
3
6 – минутный бег (м.)
1050
1150
4
Прыжок в длину с места (см.)
145
160
5
Бег 30 м. с ведением мяча (с.)
7,0
6,5
6
Удар по мячу ногой на дальность (м.)
25
35
7
Жонглирование мячом (количество ударов)
7 - 8
10
8
Удар по мячу ногой на точность попадания (число
попаданий.)
4 - 3
4
9
Ведение мяча с обводкой стоек и удар по воротам (с.)
12,0
11,5
10
Бросок мяча рукой на дальность (м.)
6 - 7
9
Результаты освоения курса «Футбол»
Программа курса «Футбол» предусматривает достижение следующих результатов
образования:
личностные результаты – готовность и способность обучающихся к саморазвитию,
сформированность мотивации к учению и познанию; сформированность основ
российской, гражданской идентичности;
метапредметные результаты – освоенные обучающимися универсальные учебные
действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные);
предметные результаты – освоенный обучающимися в ходе изучения учебных
предметов опыт специфической для каждой предметной области деятельности по
получению нового знания, его преобразованию и применению, а также система
основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе современной
научной картины мира.
Личностными результатами является формирование следующих умений:
определять и высказывать простые и общие для всех людей правила поведения при
сотрудничестве (этические нормы);
в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие
для всех простые правила поведения, делать выбор при поддержке других участников
группы и педагога, как поступить.
Метапредметными результатами является формирование следующих универсальных
учебных действий (УУД):
Регулятивные УУД:
определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью учителя, а
далее самостоятельно;
проговаривать последовательность действий;
уметь высказывать своё предположение (версию) на основе данного задания, уметь
работать по предложенному учителем плану, а в дальнейшем уметь самостоятельно
планировать свою деятельность;
средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на
этапе изучения нового материала;
учиться совместно с учителем и другими воспитанниками давать эмоциональную
оценку деятельности команды на занятии.
Средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных
достижений (учебных успехов).
Познавательные УУД:
добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя разные источники
информации, свой жизненный опыт и информацию, полученную на занятии;
перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной
работы всей команды;
Средством формирования этих действий служит учебный материал и задания.
Коммуникативные УУД:
умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль. Слушать и понимать
речь других;
совместно договариваться о правилах общения и поведения в игре и следовать им;
учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Средством формирования этих действий служит организация работы в парах и малых
группах.
Оздоровительные результаты программы курса внеурочной деятельности:
осознание обучающимися необходимости заботы о своём здоровье и выработки форм
поведения, которые помогут избежать опасности для жизни и здоровья, уменьшить
пропуски занятий по причине болезни, регулярно посещать спортивные секции и
спортивно-оздоровительные мероприятия;
социальная адаптация детей, расширение сферы общения, приобретение опыта
взаимодействия с окружающим миром.
Первостепенным результатом реализации программы внеурочной деятельности будет
сознательное отношение обучающихся к собственному здоровью.
Содержание занятий
1. История возникновения футбола.
Футбол — одна из самых популярных командных игр в мире. География игры с мячом: страны
Древнего Востока (Египет, Китай), Греция, Рим, Франция, Италия, Англия.
Откуда пошло название игры «футбол». Где и когда разработаны первые правила игры в
футбол. Создание первых футбольных клубов.
Официальные международные правила игры в футбол (размер игрового поля, размер ворот,
размер мяча, игра вратаря и др.).
2. Правила безопасности во время занятий юных футболистов
Правила поведения учащихся во время занятий, при передвижении к месту соревнований и
обратно. Причины, приводящие к травматизму. Наиболее типичные травмы футболистов.
Профилактика травматизма: разминка, соблюдение требований к местам проведения
занятий, инвентарю, одежде и обуви. Действия учителя в обеспечении безопасности занятий
по футболу.
3. Правила игры в футбол (основные понятия)
Игровое поле (размеры, игровая поверхность, линии на поле, зоны и места). Ворота
(размеры). Мяч (размеры, стандарты). Участники игры (состав команды, основной состав,
запасные игроки, капитан команды, судьи). Игровая форма. Замена игроков. Игровое время.
Перерывы и задержки. Поведение игроков (честная игра, нарушения и санкции). Победитель
и проигравший в игре, ничейный результат.
4. Санитарно-гигиенические требования, предъявляемые к одежде, обуви, спортивному
инвентарю и оборудованию
Подбор одежды и обуви для факультативных занятий с учетом их сезонности. Использование
одежды и обуви только для спортивных занятий. Периодичность стирки спортивной одежды.
Спортивная форма и обувь для участия в соревнованиях по футболу. Мячи, стойки для
обводки, ворота стандартные и нестандартные, тренажеры для развития физических качеств
– требования и противопоказания к их использованию.
5. Техническая подготовка
Ведение мяча одной ногой по прямой, змейкой, восьмеркой, челноком.
Ведение мяча попеременно правой и левой ногой по прямой, змейкой, восьмеркой, челноком.
Ведение одновременно двух мячей.
Передачи мяча правой и левой ногой.
Жонглирование мячом одной ногой, попеременно правой и левой ногами.
Остановка катящегося мяча правой и левой ногой.
Остановка ногой летящего мяча.
Удары по неподвижному мячу серединой подъема, внутренней стороной стопы, носком с
попаданием в ворота.
Игра вратаря: ловля и отбивание мяча руками стоя на месте и в движении, ловля мяча руками
в падении, введение мяча в игру броском одной рукой, ударом ногой по неподвижному мячу и
после набрасывания.
Эстафеты с ведением и передачами мяча.
Конкурсы: с ударами по воротам «Кто точнее»; с ударами по неподвижному мячу и после
набрасывания «Кто дальше».
Игры в «Лабиринт».
Введение мяча в игру броском двумя руками из-за боковой линии.
Игра в футбол по упрощенным правилам.
6. Физическая подготовка
Комплексы общеразвивающих упражнений без мяча и с мячом.
Комплексы упражнений без мяча и с мячом, направленных на развитие:
координационных способностей;
быстроты;
ловкости;
точности движений и передач мяча;
гибкости и подвижности в коленных и тазобедренных суставах;
игровой выносливости;
точности ударов по воротам.
7. Подвижные игры и эстафеты
пятнашки с мячом;
лабиринт (с мячом и без мяча);
змейка;
бег по ломаной кривой;
челночный бег;
эстафета с ведением двух мячей;
эстафета с ударами по воротам.
8. Игра в футбол малыми составами
Игра 2 на 2, 3 на 3, 4 на 4 игрока на малых площадках с использованием маленьких
(хоккейных) ворот.
9. Контрольные испытания
Тестирование уровня физической подготовленности:
бег 30м с высокого старта;
челночный бег 7х50м;
прыжок в длину с места;
бег по ломаной кривой 30м.
Тестирование уровня специальной подготовленности:
ведение мяча 30м с обводкой стоек;
челночный бег с мячом;
удар по неподвижному мячу на дальность;
жонглирование мячом (ногами и головой).
Календарно – тематический план
спортивной секции «Футбол»
№
Дата
Тематика занятий
1
Техника безопасности на занятиях по футболу.
2
Санитарно-гигиенические требования, предъявляемые к одежде, обуви,
спортивному инвентарю и оборудованию.
3
Техническая подготовка Обучение передаче мяча.
4
Обучение остановке мяча.
5
Обучение передаче мяча
6
. Обучение основным элементам техники передвижений. Бег - остановка
7
Обучение основным элементам техники передвижений. Бег – остановка -
поворот
8
Обучение основным элементам техники передвижений. Бег – остановка –
поворот на 180
0
- ускорение
9
Обучение основным элементам техники передвижений. Прыжок с поворотом
– ускорение.
10
Обучение основным элементам техники передвижений. Бег лицом вперед –
поворот на 180
0
– бег спиной вперед – поворот – скоростной рывок
11
Обучение основным элементам техники передвижений. Бег лицом вперед –
поворот на 180
0
– бег спиной вперед – поворот – скоростной рывок
12
Остановка выпадом после бега.
13
Бег от одного ориентира к другому с остановкой
14
Виды бега. Бег в среднем темпе, приставным, скрестным шагом.
15
Техника и обучения техники владения мячом. Удар по неподвижному мячу
16
Техника и обучения техники владения мячом Удар по неподвижному мячу с
места и разбега.
17
Удар по неподвижному мячу с прямого разбега в парах
18
Передачи мяча партнеру с 2-3 шагов разбега.
19
Удары по неподвижному мячу в цель с расстояния 8-10м
20
Удары по катящемуся мячу внутренней стороной стопы
21
Удары в цель по мячу, катящемуся сбоку, навстречу(после передачи
партнером)
22
Передача мяча в парах , двигаясь параллельно линии поля
23
Совершенствование навыков остановке мяча
24
Обучение остановки мяча бедром.
25
Ведение мяча по прямой линии в ходьбе и медленном беге.
26
Ведение мяча по коридору шириной 1м, поочередно левой – правой ногой.
27
Ведение мяча по кругу
28
Ведение мяча змейкой
29
Ведение мяча по «восьмерке»
30
Ведение мяча в челночном беге
31
Ведение и передача мяча
32
Эстафеты с ведением мяча и обводкой опорных стоек
33
Выбивание мяча ударом ногой
34
Ловля катящегося мяча вратарем
35
Передача мяча во встречных колоннах
36
Передача мяча в треугольнике со сменой мест.
37
Передача мяча в парах.
38
Комбинации из освоенных элементов техники перемещений и владения
мячом
39
Учебная игра. Отбор мяча, вбрасывание.
40
Обманные движения (финты).
41
Учебная игра.
Список литературы
1.
Программа Г. А.Колодницкого, В. С.Кузнецова, М. В. Маслова. Внеурочная
деятельность. Футбол. - Москва, «Просвещение», 2011
2.
Акимов А.М. Игра футбольного вратаря. – М.: ФиС, 1978.
3.
Буйлин Ю.Ф., Курамшин Ю.Ф. Теоретическая подготовка юных спортсменов. – М.: ФиС,
1985.
4.
Бриль М.С. Отбор в спортивных играх. – М.: ФиС, 1980.