Напоминание

футбол


Автор: Яковлев Михаил Юрьевич
Должность: учитель физической культуры
Учебное заведение: МБОУ"Шемуршинская СОШ"
Населённый пункт: село Шемурша, Чувашская Республика
Наименование материала: рабочая программа
Тема: футбол
Раздел: среднее образование





Назад




Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Шемуршинская средняя общеобразовательная школа»

«Согласовано»

заместитель директора по

воспитательной работе

МБОУ «Шемуршинская СОШ»:

/Гаврилова Е.В/ _____________

« » ______________ 2025г.

«Утверждаю»

директор МБОУ « Шемуршинская

СОШ»

/ Хорькова В.В. / ____________

Приказ № ______________

от « » ______________ 2025г.

Рабочая программа внеурочной деятельности

Кружок «Юные футболисты»

(для 5-6 классов)

учитель физической культуры

Яковлев М.Ю.

С.Шемурша

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Данная рабочая программа курса «Футбол» позволяет решать задачи физического

воспитания обучающихся, формируя у них целостное представление о физической культуре,

ее возможностях в повышении работоспособности и улучшении состояния здоровья, а

главное — воспитывая личность, способную к самостоятельной, творческой деятельности.

Программа создана на основе курса обучения игре в футбол.

Программа решает основные задачи физического воспитания:

укрепление здоровья и повышение работоспособности обучающихся;

воспитание у школьников морально-нравственных качеств;

развитие основных двигательных качеств.

Материал программы дается в четырех разделах:

1. Основы знаний

2. Общая физическая подготовка

3. Специальная подготовка

4. Примерные показатели двигательной подготовленности.

В разделе «Основы знаний» представлен материал, способствующий расширению знаний

обучающихся о собственном организме, гигиенических требованиях, избранном виде спорта,

о возможностях человека.

В разделе «Общая физическая подготовка» даны упражнения и другие необходимые

действия, которые способствуют формированию общей культуры движений, развивают

определенные двигательные качества.

В разделе «Специальная подготовка» представлен материал по футболу, способствующий

обучению школьников техническим и тактическим приемам.

В разделе «Примерные показатели двигательной подготовленности» приведены упражнения

и тесты, помогающие следить за уровнем подготовленности обучающихся.

Выполнение задач обучения зависит от подбора подводящих упражнений, четкого и

доступного объяснения разучиваемых двигательных действий, широкого использования

наглядных пособий и технических средств обучения.

Учебно-тренировочные занятия по «Футболу» проводятся 2 раз в неделю по 1 часа.

Планирование занятий строится на основе учебных материалов, изложенных в данной

программе. При планировании учитываются местные климатические условия.

Численный состав группы 15-20 человек.

Время занятия – 40 мин.

Основные задачи группы новичков:

Решаются определённые задачи:

1.

укрепление здоровья и закаливание организма;

2.

привитие интереса к систематическим занятиям футболом;

3.

обеспечение всесторонней физической подготовки с преимущественным развитием

быстроты, ловкости и координации движений;

4.

овладение техническими приёмами, которые наиболее часто и эффективно

применяются в игре, и основами индивидуальной, групповой и командной тактики игры

в футбол; освоение процесса игры в соответствии с правилами футбола;

5.

участие в соревнованиях по футболу; изучение элементарных теоретических сведений

о личной гигиене, истории футбола, технике и тактике, правил игры в футбол.

Ожидаемые результаты курса по спортивно-оздоровительному направлению «Футбол»

В конце изучения рабочей программы планируется снижение уровня заболеваемости детей,

социальной адаптации учащихся, сформирование коммуникативных способностей, то есть

умение играть в команде. Формирование здорового образа жизни учащихся, участие в

общешкольных, районных и краевых мероприятиях, качественное освоение практических и

теоретических навыков игры в футбол, привитие любви к спортивным играм.

1. Занятия будут иметь оздоровительный эффект, так как они проводятся на свежем воздухе;

2. Дети овладеют техническими приемами и тактическими взаимодействиями, научатся играть

в мини-футбол.

Учащиеся должны знать и иметь представление:

1. об особенностях зарождения, истории футбола;

2. о физических качествах и правилах их тестирования;

3. основы личной гигиены, причины травматизма при занятии футболом и правила его

предупреждения;

4. уметь организовать самостоятельные занятия футболом, а также, с группой товарищей;

5. организовывать и проводить соревнования по футболу в классе, во дворе, в

оздоровительном лагере и др.

Учащиеся должны уметь:

1. выполнять требования по физической подготовке в соответствии с возрастом;

2. владеть тактико – техническими приемами футбола;

3. знать основы судейства.

Система формы контроля уровня достижений учащихся

Умения и навыки проверяются во время участия учащихся в школьных соревнованиях.

Подведение итогов по технической и общефизической подготовке 2 раза в год (декабрь, май),

учащиеся выполняют контрольные упражнения.

№ Контрольные упражнения

1

Бег 30 м (с)

5,6

5,3

2

Бег 300 м (с)

72

61

3

6 – минутный бег (м.)

1050

1150

4

Прыжок в длину с места (см.)

145

160

5

Бег 30 м. с ведением мяча (с.)

7,0

6,5

6

Удар по мячу ногой на дальность (м.)

25

35

7

Жонглирование мячом (количество ударов)

7 - 8

10

8

Удар по мячу ногой на точность попадания (число

попаданий.)

4 - 3

4

9

Ведение мяча с обводкой стоек и удар по воротам (с.)

12,0

11,5

10

Бросок мяча рукой на дальность (м.)

6 - 7

9

Результаты освоения курса «Футбол»

Программа курса «Футбол» предусматривает достижение следующих результатов

образования:

личностные результаты – готовность и способность обучающихся к саморазвитию,

сформированность мотивации к учению и познанию; сформированность основ

российской, гражданской идентичности;

метапредметные результаты – освоенные обучающимися универсальные учебные

действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные);

предметные результаты – освоенный обучающимися в ходе изучения учебных

предметов опыт специфической для каждой предметной области деятельности по

получению нового знания, его преобразованию и применению, а также система

основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе современной

научной картины мира.

Личностными результатами является формирование следующих умений:

определять и высказывать простые и общие для всех людей правила поведения при

сотрудничестве (этические нормы);

в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие

для всех простые правила поведения, делать выбор при поддержке других участников

группы и педагога, как поступить.

Метапредметными результатами является формирование следующих универсальных

учебных действий (УУД):

Регулятивные УУД:

определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью учителя, а

далее самостоятельно;

проговаривать последовательность действий;

уметь высказывать своё предположение (версию) на основе данного задания, уметь

работать по предложенному учителем плану, а в дальнейшем уметь самостоятельно

планировать свою деятельность;

средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на

этапе изучения нового материала;

учиться совместно с учителем и другими воспитанниками давать эмоциональную

оценку деятельности команды на занятии.

Средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных

достижений (учебных успехов).

Познавательные УУД:

добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя разные источники

информации, свой жизненный опыт и информацию, полученную на занятии;

перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной

работы всей команды;

Средством формирования этих действий служит учебный материал и задания.

Коммуникативные УУД:

умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль. Слушать и понимать

речь других;

совместно договариваться о правилах общения и поведения в игре и следовать им;

учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

Средством формирования этих действий служит организация работы в парах и малых

группах.

Оздоровительные результаты программы курса внеурочной деятельности:

осознание обучающимися необходимости заботы о своём здоровье и выработки форм

поведения, которые помогут избежать опасности для жизни и здоровья, уменьшить

пропуски занятий по причине болезни, регулярно посещать спортивные секции и

спортивно-оздоровительные мероприятия;

социальная адаптация детей, расширение сферы общения, приобретение опыта

взаимодействия с окружающим миром.

Первостепенным результатом реализации программы внеурочной деятельности будет

сознательное отношение обучающихся к собственному здоровью.

Содержание занятий

1. История возникновения футбола.

Футбол — одна из самых популярных командных игр в мире. География игры с мячом: страны

Древнего Востока (Египет, Китай), Греция, Рим, Франция, Италия, Англия.

Откуда пошло название игры «футбол». Где и когда разработаны первые правила игры в

футбол. Создание первых футбольных клубов.

Официальные международные правила игры в футбол (размер игрового поля, размер ворот,

размер мяча, игра вратаря и др.).

2. Правила безопасности во время занятий юных футболистов

Правила поведения учащихся во время занятий, при передвижении к месту соревнований и

обратно. Причины, приводящие к травматизму. Наиболее типичные травмы футболистов.

Профилактика травматизма: разминка, соблюдение требований к местам проведения

занятий, инвентарю, одежде и обуви. Действия учителя в обеспечении безопасности занятий

по футболу.

3. Правила игры в футбол (основные понятия)

Игровое поле (размеры, игровая поверхность, линии на поле, зоны и места). Ворота

(размеры). Мяч (размеры, стандарты). Участники игры (состав команды, основной состав,

запасные игроки, капитан команды, судьи). Игровая форма. Замена игроков. Игровое время.

Перерывы и задержки. Поведение игроков (честная игра, нарушения и санкции). Победитель

и проигравший в игре, ничейный результат.

4. Санитарно-гигиенические требования, предъявляемые к одежде, обуви, спортивному

инвентарю и оборудованию

Подбор одежды и обуви для факультативных занятий с учетом их сезонности. Использование

одежды и обуви только для спортивных занятий. Периодичность стирки спортивной одежды.

Спортивная форма и обувь для участия в соревнованиях по футболу. Мячи, стойки для

обводки, ворота стандартные и нестандартные, тренажеры для развития физических качеств

– требования и противопоказания к их использованию.

5. Техническая подготовка

Ведение мяча одной ногой по прямой, змейкой, восьмеркой, челноком.

Ведение мяча попеременно правой и левой ногой по прямой, змейкой, восьмеркой, челноком.

Ведение одновременно двух мячей.

Передачи мяча правой и левой ногой.

Жонглирование мячом одной ногой, попеременно правой и левой ногами.

Остановка катящегося мяча правой и левой ногой.

Остановка ногой летящего мяча.

Удары по неподвижному мячу серединой подъема, внутренней стороной стопы, носком с

попаданием в ворота.

Игра вратаря: ловля и отбивание мяча руками стоя на месте и в движении, ловля мяча руками

в падении, введение мяча в игру броском одной рукой, ударом ногой по неподвижному мячу и

после набрасывания.

Эстафеты с ведением и передачами мяча.

Конкурсы: с ударами по воротам «Кто точнее»; с ударами по неподвижному мячу и после

набрасывания «Кто дальше».

Игры в «Лабиринт».

Введение мяча в игру броском двумя руками из-за боковой линии.

Игра в футбол по упрощенным правилам.

6. Физическая подготовка

Комплексы общеразвивающих упражнений без мяча и с мячом.

Комплексы упражнений без мяча и с мячом, направленных на развитие:

координационных способностей;

быстроты;

ловкости;

точности движений и передач мяча;

гибкости и подвижности в коленных и тазобедренных суставах;

игровой выносливости;

точности ударов по воротам.

7. Подвижные игры и эстафеты

пятнашки с мячом;

лабиринт (с мячом и без мяча);

змейка;

бег по ломаной кривой;

челночный бег;

эстафета с ведением двух мячей;

эстафета с ударами по воротам.

8. Игра в футбол малыми составами

Игра 2 на 2, 3 на 3, 4 на 4 игрока на малых площадках с использованием маленьких

(хоккейных) ворот.

9. Контрольные испытания

Тестирование уровня физической подготовленности:

бег 30м с высокого старта;

челночный бег 7х50м;

прыжок в длину с места;

бег по ломаной кривой 30м.

Тестирование уровня специальной подготовленности:

ведение мяча 30м с обводкой стоек;

челночный бег с мячом;

удар по неподвижному мячу на дальность;

жонглирование мячом (ногами и головой).

Календарно – тематический план

спортивной секции «Футбол»

Дата

Тематика занятий

1

Техника безопасности на занятиях по футболу.

2

Санитарно-гигиенические требования, предъявляемые к одежде, обуви,

спортивному инвентарю и оборудованию.

3

Техническая подготовка Обучение передаче мяча.

4

Обучение остановке мяча.

5

Обучение передаче мяча

6

. Обучение основным элементам техники передвижений. Бег - остановка

7

Обучение основным элементам техники передвижений. Бег – остановка -

поворот

8

Обучение основным элементам техники передвижений. Бег – остановка –

поворот на 180

0

- ускорение

9

Обучение основным элементам техники передвижений. Прыжок с поворотом

– ускорение.

10

Обучение основным элементам техники передвижений. Бег лицом вперед –

поворот на 180

0

– бег спиной вперед – поворот – скоростной рывок

11

Обучение основным элементам техники передвижений. Бег лицом вперед –

поворот на 180

0

– бег спиной вперед – поворот – скоростной рывок

12

Остановка выпадом после бега.

13

Бег от одного ориентира к другому с остановкой

14

Виды бега. Бег в среднем темпе, приставным, скрестным шагом.

15

Техника и обучения техники владения мячом. Удар по неподвижному мячу

16

Техника и обучения техники владения мячом Удар по неподвижному мячу с

места и разбега.

17

Удар по неподвижному мячу с прямого разбега в парах

18

Передачи мяча партнеру с 2-3 шагов разбега.

19

Удары по неподвижному мячу в цель с расстояния 8-10м

20

Удары по катящемуся мячу внутренней стороной стопы

21

Удары в цель по мячу, катящемуся сбоку, навстречу(после передачи

партнером)

22

Передача мяча в парах , двигаясь параллельно линии поля

23

Совершенствование навыков остановке мяча

24

Обучение остановки мяча бедром.

25

Ведение мяча по прямой линии в ходьбе и медленном беге.

26

Ведение мяча по коридору шириной 1м, поочередно левой – правой ногой.

27

Ведение мяча по кругу

28

Ведение мяча змейкой

29

Ведение мяча по «восьмерке»

30

Ведение мяча в челночном беге

31

Ведение и передача мяча

32

Эстафеты с ведением мяча и обводкой опорных стоек

33

Выбивание мяча ударом ногой

34

Ловля катящегося мяча вратарем

35

Передача мяча во встречных колоннах

36

Передача мяча в треугольнике со сменой мест.

37

Передача мяча в парах.

38

Комбинации из освоенных элементов техники перемещений и владения

мячом

39

Учебная игра. Отбор мяча, вбрасывание.

40

Обманные движения (финты).

41

Учебная игра.

Список литературы

1.

Программа Г. А.Колодницкого, В. С.Кузнецова, М. В. Маслова. Внеурочная

деятельность. Футбол. - Москва, «Просвещение», 2011

2.

Акимов А.М. Игра футбольного вратаря. – М.: ФиС, 1978.

3.

Буйлин Ю.Ф., Курамшин Ю.Ф. Теоретическая подготовка юных спортсменов. – М.: ФиС,

1985.

4.

Бриль М.С. Отбор в спортивных играх. – М.: ФиС, 1980.



В раздел образования