Автор: Унтова Лариса Александровна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: МАУДО "ДШИ № 50"
Населённый пункт: г. Кемерово
Наименование материала: Учебная программа
Тема: "Рабочая программа по учебному предмету "Вокал"
Раздел: дополнительное образование
Муниципальное автономное учреждение
дополнительного образования
«Детская школа искусств № 50»
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПРОГРАММА
В ОБЛАСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА
«ХОРОВОЕ ПЕНИЕ»
Предметная область
МУЗЫКАЛЬНОЕ ИСПОЛНИТЕЛЬСТВО
В.03. ВАРИАТИВНАЯ ЧАСТЬ
Рабочая программа по учебному предмету
В.03.УП.03 ВОКАЛ
Возраст учащихся 6,5-9 лет
Срок реализации 8 (9) лет
Кемерово 2025
2
Структура рабочей программы учебного предмета
I. Пояснительная записка
1.
Характеристика учебного предмета, его место и роль в процессе
обучения;
2.Срок реализации учебного предмета;
3.Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом
образовательного учреждения на реализацию учебного предмета;
4.Форма проведения занятий;
5. Цели и задачи учебного предмета;
6. Методы обучения;
7. Описание материально-технических условий реализации предмета;
II. Содержание учебного предмета
1. Сведения о затратах учебного предмета;
2. Учебно-тематический план;
3. Годовые требования;
III. Требования к уровню подготовки обучающихся.
IV. Формы и методы контроля, система оценок.
1. Аттестация: цель, виды, форма, содержание;
2. Критерии оценки.
V. Методическое обеспечение учебного процесса.
VI .
Списки рекомендуемой нотной и методической литературы.
3
I.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
1. Характеристика учебного предмета, его место и роль в
образовательном процессе.
Рабочая программа учебного предмета «Вокал» составлена на основе
федеральных
государственных
требований
к
дополнительной
предпрофессиональной
общеобразовательной
программе
в
области
музыкального
искусства
«Хоровое
пение».
Предмет
«Вокал»
входит
в
вариативную часть учебного плана.
Пение
– один из
самых любимых и доступных для
детей видов
музыкальной деятельности.
Оно с рождения сопровождает человека (пение
колыбельной
мамой,
праздники,
свадьба
и
т.д.).
Именно
пение
часто
ассоциируется
у
нас
с
понятием
национального
духа,
воспитание
патриотизма
и гражданственности.
Этот
вид
деятельности способствует
привитию художественного вкуса, повышение культурного уровня, знакомит
и приобщает обучающихся к лучшим образцам мировой вокальной культуры.
Таким образом,
актуальность и целесообразность обучения сольному пению
очень важна.
В целях всестороннего развития учащихся была разработана
данная программа учебного предмета «Вокал».
2.Срок реализации учебного предмета.
Срок реализации учебной программы «Вокал» для детей в возрасте от
6,5 до 9 лет, поступивших в первый класс, составляет 8 лет (с 1 по 8 классы).
Для учащихся,
не закончивших освоение образовательной программы
основного
общего
или
среднего
(полного)
общего
образования
и
планирующих
поступление
в
учреждения,
реализующие
основные
профессиональные
образовательные
программы в
области музыкального
искусства, срок обучения может быть увеличен на один год.
3.
Объем учебного времени,предусмотренный учебным планом ДШИ № 50
на реализацию учебного предмета «Вокал»:
Таблица 1
Содержание
1-8 классы
9 класс
Максимальная учебная нагрузка в часах
759
99
Общее количество часов на аудиторные
занятия
495
66
Общее количество на самостоятельные
занятия
264
33
4. Форма проведения учебных аудиторных занятий.
Занятия по предмету «Вокал» проводятся по 1 часу в неделю в 1-ом
классе и 2 часа в неделю со 2-ой по 8-ой (9-ый) классы в рамках вариативной
4
части
учебного
плана.
Продолжительность
занятий
40
минут.
Занятия
проходят в индивидуальном режиме.
5. Цели и задачи учебного предмета.
Цель: Приобщение учащихся к основам мировой музыкальной культуры,
развитие их музыкального вкуса,
формирование их музыкальных навыков и
умений,
а также подготовка наиболее способных учащихся к продолжению
музыкального образования.
Задачи:
приобрести знания,
умения
и
навыки для
исполнения
вокальных
произведений;
научить самостоятельно разбирать вокальные произведения;
сформировать бережное отношение детей к своему голосу;
развить общий культурный и музыкальный уровень;
развить
певческие
навыки
(дыхание,
ровность
звучания,
точное
интонирование, четкая и ясная дикция);
развить музыкальную память, внимание мышление;
воспитать
эстетический
вкус
на
лучших
образцах
классического
русского и зарубежного вокального искусства.
6. Методы обучения.
Для
достижения
поставленной цели и реализации задач
учебного
предмета используются следующие методы обучения:
словесный (объяснение, разбор, анализ музыкального материала);
наглядный (показ педагогом отдельных частей или всего произведения;
прослушивание записей выдающихся певцов и посещение концертов);
практический
(выучивание,
проработка
и
воспроизведение
музыкального материала);
частично-поисковый
(участие
ученика
в
поисках
решения
поставленной задачи);
Выбор методов зависит от возраста и индивидуальных особенностей
учащегося.
7. Описание материально-технических условий реализации учебного
предмета «Вокал».
Материально-техническая
база
школы соответствует
санитарным и
противопожарным нормам, нормам охраны труда.
Учебные аудитории для занятий по предмету «Вокал» должны иметь
площадь не менее 6 кв.м. и оснащены фортепиано.
5
II.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
1.
Сведения о затратах учебного времени,
предусмотренного на освоение
учебного предмета «Вокал,
на максимальную,
самостоятельную нагрузку
обучающихся и аудиторные занятия:
Таблица 2
Распределение по годам обучения
Класс
1
2
3
4
5
6
7
8
9
Продолжительность
учебных занятий в
неделю
33
66
66
66
66
66
66
66
66
Количество часов на
аудиторные занятия в
неделю
1
2
2
2
2
2
2
2
2
Общее количество часов
на аудиторные занятия
495
66
561
Количество часов на
самостоятельные занятия
в неделю
1
1
1
1
1
1
1
1
1
Общее количество часов
на самостоятельные
занятия по годам
33
33
33
33
33
33
33
33
33
Общее количество часов
на самостоятельные
занятия
264
33
297
Максимальное
количество часов
занятий в неделю
2
3
3
3
3
3
3
3
3
Общее максимальное
количество часов по
годам
66
99
99
99
99
99
99
99
99
Общее максимальное
количество часов на весь
период обучения
759
99
858
Виды внеаудиторной работы:
- выполнение домашнего задания;
- подготовка к концертным выступлениям;
-
участие
в
концертах,
творческих
мероприятиях
и
культурно-
просветительской деятельности образовательного учреждения и т.д.
6
Учебно-тематический план
1 год обучения
№ п/п
Содержание
Кол-во
часов
1.
Певческая установка
3
2.
Пение учебно-тренировочного материала
4
3.
Формирование певческого дыхания
4
4.
Формирование вокально-фонационных навыков
4
5.
Формирование звуковысотного интонирования
4
6.
Формирование певческой артикуляции
4
7.
Пение произведений:
прибаутки
народная песня
классика
современная музыка
10
Итого
33
2-8 годы обучения
№ п/п
Содержание
Кол-во
часов
1.
Певческая установка
14
2.
Пение учебно-тренировочного материала
56
3.
Формирование певческого дыхания
56
4.
Формирование вокально-фонационных навыков
56
5.
Формирование певческой артикуляции
56
6.
Формирование звуковысотного интонирования
56
7.
Пение произведений:
народная песня
классика
современная музыка
168
Итого
462
9 год обучения
№ п/п
Содержание
Кол-во
часов
1.
Певческая установка
2
2.
Пение учебно-тренировочного материала
8
3.
Работа над певческим дыханием
8
4.
Формирование правильной вокальной позиции
8
5.
Формирование певческой артикуляции
8
7
6.
Работа над музыкально-образным исполнением
8
7.
Пение произведений:
народная песня
классика
современная музыка
24
Итого
66
Требования по годам обучения
Первый год обучения – 1 класс
Знакомство учащихся с предметом.
В течение
первого года
обучение
педагог
должен внимательно
и
осторожно развивать
способности учащегося.
В первый год происходит
знакомство ученика с азами вокальной культуры. Начинать занятие следует с
распевания. Обучающие должны осознать всю важность этого этапа. Ведь на
распевание происходит настройка голоса на активную вокальную работу,
формирование правильной певческой позиции,
активизация дыхательного
аппарата и приобретение новых певческих навыков.
Работа над дыханием
начинается с
дыхательной гимнастики.
Вдох должен быть коротким,
но
спокойным.
При вдохе ученик должен стоять ровно,
свободно,
с прямыми
плечами.
Спокойное, естественное дыхание при пении создает условия для
«опертого» звука. Такой звук воспринимается на слух как красивый, полный
и сильный.
При распевании следует обращать внимание на формирование
гласных звуков. Они должны быть все одинаково крупными, не поджатыми.
В
распевках
используются
несложные
мелодические
секвенции
на
половинных, четверных длительностях, реже восьмых.
В течение первого года обучения учащиеся должны разучить и сдать 4
произведения на которых они должны научиться:
правильно брать дыхание;
правильно формировать гласные;
свободно держать корпус при пении.
Примерный репертуарный список произведений
1.
А. Гречанинов «Петушок»;
2.
В. Герчик «Воробей», «Пушистый колобок»;
3.
Г. Струве «Колобок», «Пестрый колпачок»;
4.
Р.Н.П. «Коровушка», «Не летай соловей»;
5.
В. Калинников «Киска», «Тень- потетень», «Звездочки»;
6.
Й. Брамс «Петрушка»;
7.
А. Лядов «Зайчик»;
8.
Е. Теличеева «Яблонька», «Пришла весна»;
9.
А. Островский «Наша елка», «Кролик»;
8
10. Ж. Металлиди «Метелица»;
11. А. Гретри «Спор»;
12. И. Смирнова «Милая мама»;
13. Т. Попатенко «Листопад»;
14. О. Юдахина «Слон и скрипочка».
Второй год обучения – 2 класс
Продолжается работа по постановке корпуса при пении и выработка
правильного певческого дыхания. Так же на ряду с этим обращаем внимание
на работу артикуляционного аппарата.
Работа над дикцией.
В распевание
включаем упражнения с твердыми и звонкими согласными:
«бра»,
«бри»,
«гра», «дра». Работа со скороговорками. При работе с текстом вначале нужно
проговаривать четко все слова, потом это текст накладывать на мелодию. Для
расширения диапазона нужно использовать упражнения такие как: крик чаек,
работа двигателя автомобиля и т.д.
В конце второго класса учащиеся должны:
четко проговаривать слова в пение;
задерживать дыхание перед пением;
спокойно дышать, без зажима;
уметь распределять дыхание внутри фразы.
За учебный год учащиеся должны разучить 4 произведения.
Рекомендуется включать в репертуар современных композиторов,
классиков, народные песни.
Примерный репертуарный список произведений
1.
Народные песни: «Вставала ранешенько», «Коровушка», «А я по лугу»,
«На горе то калина», «Как у наших у ворот», «Дудочка дуда», «Сел
комарик на дубочек»;
2.
Э. Григ «Детская песенка»;
3.
А. Гречанинов «Колыбельная»;
4.
Ц. Кюи «Лето», «Осень», «Зернышко», «Ласточка»;
5.
Й. Брамс «Соловей», «Божья коровка»;
6.
А. Островский «Тик так»;
7.
Е. Крылатов «Колыбельная медведицы»;
8.
В. Бровко «Колыбельная»;
9.
Р. Бровко «Сапожки»;
10.Р. Шуман «Совенок», «Мотылек»;
11.Ю. Блинова «Кисонька-мурысонька»;
12.В. Ефимов «Песенка»;
13.В. Казенин «Песенка солнечных зайчиков»;
14.Ю. Чичков «Солнце в небе будто мячик»;
15.А. Красев «Летний вальс».
9
Третий год обучения – 3 класс
Закрепляются навыки,
полученные в первые годы обучения.
Стоит
обратить
внимание
на
правильное
формирование
гласных
в
пение.
От
ровности гласных будет зависеть красота голоса,
тембра.
У учащихся на
первоначальном этапе голос звучит неровно, пёстро. Поэтому нужно уделять
этому большее внимание.
В распевках использовать чередование гласных и
следить, чтобы они были одинаково крупными на всем диапазоне голоса.
В течение
третьего года
обучения воспитывать у учащихся навык
пения на различные нюансы: forte, piano.
Так
же
следует
развивать
у
учащихся
образное
мышление,
эмоциональность.
При анализе произведения нужно разобрать его содержание,
смысл и
попытаться
в
исполнение
за
счет
эмоций,
нюансов,
агогики
раскрыть
художественный замысел автора.
В конце третьего года обучения учащиеся должны уметь:
распределять дыхание на всю фразу;
делать короткий и быстрый вдох, медленный выдох;
правильно артикулировать;
петь ровными гласными;
петь в различной динамике.
Примерный репертуарный список произведений
1.
Народные песни: «В низенькой светелке», «По небу синему», «Ах вы,
сени, мои сени», «Ах ты, ноченька»;
2.
А. Яковлев «Зимний вечер»;
3.
А. Алябьев «Зимняя дорога»;
4.
Р. Шуман «Приход весны»;
5.
В. Моцарт «Маленькая пряха», «Детские игры»;
6.
Й. Гайдн «К дружбе», «Тихо дверцу»;
7.
П. Чайковский «Старинная французская песенка»;
8.
А. Аренский «Под солнцем вьются жаворонки»;
9.
А. Гурилев «Сарафанчик»;
10.Р. Бойко «Good Night»;
11.С. Никитин «Песня о маленьком трубаче»;
12.Н. Мартынов «Снилось мальчишке море»;
13.И. Дунаевский «Спой нам ветер»;
14.И. Фролова «Старая кукла»;
15.Л. Марченко «Осенний бал»;
16.Ю. Пастернак «Песенка про ангелов»;
17.А. Журбин «Золотой колокольчик».
10
Четвертый год обучения – 4 класс
В четвертом классе закрепляются навыки,
полученные за предыдущие
годы обучения.
Продолжается
работа
по расширению диапазона
голоса
учащихся,
контроль
положения
головы
и
корпуса
во
время
пения.
Продолжается
работа
над
правильным звукообразованием и
ровностью
гласных.
Развитие
музыкального
слуха,
памяти,
образного
мышления,
эмоциональных
и
творческих
способностей.
Увеличение
динамического
диапазона. В практических занятиях рекомендуется пение вокализов.
В результате четвертого года обучения учащиеся должны:
свободно держать корпус во время пения;
распределять дыхание на всю фразу;
развить динамический диапазон;
расширить свой певческий диапазон.
За год учащимися должно быть пройдено 4 произведения. В репертуар
можно включать несложные романсы, вокализы, классические произведения
и другие популярные детские песни.
Примерный репертуарный список:
1.
Ф. Абт «Вокализы»;
2.
Г. Зейдлер «Вокализы»;
3.
Дж. Конконе «Вокализы»;
4.
Ф. Шуберт «Розочка на поле»;
5.
А. Гурилев «Право маменьке скажу», «Отгадай моя родная»;
6.
М. Глинка «Ты соловушка умолкни»;
7.
Ж. Векерлен «Приди поскорее весна», «Младая Флора»;
8.
Э. Григ «Лесная песнь»:
9.
И. Бах «За рекою старый дом»;
10.И. Брамс «Колыбельная»;
11.Р.Н.П. «У зори то у зореньки», «Среди долины ровныя», «По небу
синему», «Разиня блоха»;
12.А. Марченко «Я учу английский»;
13.Ю. Чичков «Самая счастливая», «Родная песенка»;
14.Ю. Журбин «Тучи в голубом»;
15.Д. Кабалевский «Счастье», «Наш край»;
16.В. Кикта «Ласковая ласточка»;
17.Е. Крылатов «Лесной олень»;
18.Л. Маковская «Песенка Красной шапочки»;
19.А. Кудряшов «Лето»;
20.А. Петров «Песня».
11
Пятый год обучения – 5 класс
Закрепление всех навыков, полученных ранее. Ведется активная работа
над
различными штрихами:
Legato,
non
legato,
staccato.
В работе
над
техникой голоса в распевании использовать более короткие длительности
восьмые,
шестнадцатые. Работать в более быстрых темпах.
При этом нужно
следить
за
чистотой
интонации.
Вокальные
упражнения
должны быть
направлены на развитие и укрепление дыхания, его экономного расходования
и
на
формирование
правильной
вокальной
позиции.
При
работе
над
интонацией
следует
использовать
упражнения
с
хроматизмами.
Продолжается работа над расширением диапазона голоса.
По окончании пятого класса учащиеся должны:
распределять дыхание на всю певческую фразу;
правильно артикулировать;
держать ровно корпус при пении;
чисто интонировать;
расширить диапазон голоса;
петь в высокой позиции.
В течение учебного года учащиеся должны разучить 4-5 произведений,
в том числе вокализы.
Примерный репертуарный список произведений
1.
Ф. Абт «Вокализы»;
2.
Г. Зейдлер «Вокализы»;
3.
Дж. Конконе «Вокализы»;
4.
Ф. Шопен «Желание»;
5.
П. Чайковский «Осень»;
6.
Д. Перголези «Ах, зачем я не лужайка?»;
7.
В. Моцарт «Уронила, потеряла»
8.
А. Гурилев «Внутренняя музыка», «Матушка - голубушка»;
9.
П. Булахов «Колокольчики мои»;
10.А. Алябьев «И я выйду льна крылечко»;
11.П. Чайковский «Легенда»;
12.Р.Н.П. «У зори то у зореньки», «У ворот батюшкиных», «Что ты жадно
глядишь на дорогу»;
13.А. Петров «Романс Настеньки»;
14.С. Монюшко «Золотая рыбка»;
15.Л. Марченко «Кискин блюз»;
16.Ж. Векерлен «Младая Флора»;
17.С. Баневич «На тихой дудочке любви».
12
Шестой год обучения – 6 класс
В этом возрасте у детей начинается мутационный период.
Следует
более
бережно
и
внимательно
относится
к
певческому
голосу.
Если
наступает острый период мутации,
то следует на время прекратить занятия
вокалом.
У девочек этот период проходит наиболее мягко,
но голос теряет
свою гибкость
и
звонкость.
Продолжается
работа
над
формированием
певческих навыков.
Расширяется динамический диапазон от рр до f.
Работа
над подвижной нюансировкой. Продолжается работа над штрихами.
В течение 6 класса учащиеся должны приобрести следующие навыки:
петь в различной нюансировке;
владеть подвижной динамикой;
доносить художественный замысел произведений;
петь в подвижных темпах;
В течение учебного года учащиеся должны разучить 4-5 произведений.
В том числе: вокализы, классические, народные и современные песни.
Примерный репертуарный список произведений
1.
Ф. Абт «Вокализы»;
2.
Г. Зейдлер «Вокализы»;
3.
Дж. Конконе «Вокализы»
4.
Р.Н.П. «У зори-то, у зореньки», «Сережа- пастушок», «Липа вековая»,
«То не ветер ветку клонит», «Ходила младешенька»;
5.
А. Гурилев «Улетела пташечка», «Радость - душечка»;
6.
Э. Григ «Заход солнца»;
7.
Дж. Каччини «Скорей, Амур, лети», «Канцонетта»;
8.
П. Чайковский «Легенда», «Зима»;
9.
Ф. Мендельсон «Привет»;
10.А. Гречанинов «Острою секирой»;
11.П. Булахов «Тук, тук, как сердце бьется»;
12.М. Глинка «Жаворонок»;
13.А. Варламов «Перстенёчек золотой»;
14.Ю. Чичков «Ходит счастье»;
15.И. Дунаевский «Песенка о веселом ветре»;
16.Л. Липатов «Ласточка моя»;
17.А. Анофриев «Дельфины»;
18.А. Петров «Песня материнской любви».
Седьмой год обучения – 7 класс
Продолжается
работа
над
овладением
и
укреплением
вокально-
технических навыков.
Работа над развитием грудного и головного регистра.
А также
над умением соединить их.
Микст
– это смешение
регистров.
13
Принцип построения всего диапазона голоса. По этому принципу происходит
незаметный переход от одного регистра к другому. Овладевая этим навыком
учащиеся легко преодолевают переходные ноты.
В течение года,
учащиеся
исполняют произведения отечественных и зарубежных авторов. Знакомятся с
иностранными текстами,
поют
на
языке
оригинала.
Уделяется внимание
атаке звука. Чаще всего в пение используют мягкую атаку. Твердая и мягкая
используется редко, как изобразительный момент.
В
этом
году
для
разучивания
рекомендуется
пение
романсов,
старинных арий,
на языке оригинала,
популярных песен с сопровождением
или с фонограммой «-1».
По окончании 7 класса учащиеся должны уметь:
владеть грудным, головным и микстовым регистрами;
владеть различными атаками звука;
доносить художественный смысл произведений;
исполнять произведение в сопровождение фортепиано или «-1».
В
течение
учебного
года
учащиеся
должны
исполнить
4-6
произведений, в том числе вокализы.
Примерный репертуарный список произведений
1.
Ф. Абт «Вокализы»;
2.
Г. Зейдлер «Вокализы»;
3.
Дж. Конконе «Вокализы»;
4.
Р.Н.П.
«Не
корите
меня
не
браните»,
«У зари-то
у
зореньки»,
«Хуторок»,
«Вижу
чудное
приволье»,
«Зачем тебя
о
милый мой
узнала»,
«Над полями,
да над чистыми»,
«Что ты жадно глядишь на
дорогу»;
5.
А. Балакирев «Обойми, поцелуй»;
6.
Г. Гендель «Ария Альмиры»;
7.
Дж. Каччини «Амарилис»;
8.
Р. Шуман «Вечерняя звезда»;
9.
А. Гречанинов «Острою секирой»;
10.П. Чайковский «Колыбельная песня в бурю»;
11.А. Гурилев «Домик-крошечка», «Песнь ямщика»;
12.П. Чайковский «Мой садик»;
13.Э. Григ «Заход солнца»;
14.А. Танеев «Колыбельная»;
15.Старинная французская песня «Птички»;
16.П. Булахов «Не хочу»;
17.Г. Гендель «Dignare»;
18.Неаполитанские народные песни «Весна», «Щегленок», «Танец»;
19.А. Пахмутова «Нежность»;
20.В. Беляев «Ангел»;
21.Ю. Чичков «Шуми, сосна»;
14
22.М. Блантер «Колыбельная», «Полюбила я парнишку»;
23.Н. Будашкин «За дальнею околицей»;
24.Т. Хренников «Колыбельная»;
25.А. Журбин «Когда окончится война».
Восьмой год обучения – 8 класс
Учащиеся
обладают
достаточным
объемом
знаний
и
умений,
полученных за годы обучения. У них достаточно развитый диапазон и, более,
менее ровное звучание голоса.
Мутационный период обычно завершается и
голос становится более крепким.
Несмотря на это,
продолжается работа над
кантиленой,
различными
штрихами,
дикцией
и
артикуляцией.
Особое
внимание нужно уделять выработке р и рр, чтобы пение в этой нюансировке
не было вялым и спущенным с дыхания. Так же ведется работа над мелкими
длительностями, группировками, мелизмами.
В этом году учащиеся должны показать то,
чему научились за все
время обучения. Этот год является итоговым, выпускным.
По окончание 8 класса учащиеся должны показать знания и умения,
приобретенные на протяжение всего обучения:
владеть полной шкалой нюансировки от рр до f;
уметь работать с различными штрихами;
развить певческий и динамический диапазон;
свободно и артистично держаться на сцене;
владеть грудным, головным и микстовым регистрами;
владеть техническими приемами – legato, staccato;
доносить художественный образ до слушателя;
уметь самостоятельно разобрать несложное произведение.
В течение года учащиеся должны разучить 5-6 произведений, в том
числе вокализы.
Примерный репертуарный список произведений
1.
Ф. Абт «Вокализы»;
2.
Г. Зейдлер «Вокализы»;
3.
Дж. Конконе «Вокализы»;
4.
В. Порпора «Вокализы»;
5.
Дж. Перголези «Ах. зачем я не лужайка»;
6.
Дж. Джордани «Caro mio ben»;
7.
А. Скарлатти «Ариетта», «O cessate di piagaumi»;
8.
Дж. Каччини «Эрос, что медлишь»;
9.
Ф. Кальдара «Alma del cora»;
10.Э. Оддоне «Баркарола»;
11.Датская народная песня «Розовый бутон»;
12.А. Даргомыжский «Лихорадушка»;
15
13.А. Гурилев «Сердце игрушка»;
14.А. Римский-Корсаков «Не ветер вея с высоты», «Звонче жаворонка
пенье»;
15.М. Глинка «Ах. ты душечка»;
16.С. Агобабов «Лесной бал»;
17.А. Флярковский «Радуга»;
18.В. Беляев «Ангелы летели над Россией»;
19.А. Пахмутова «Нежность»;
20.К. Молчанов «Романс Женьки»;
21.А. Петров «Зов синевы»;
22.Д. Кабалевский «Серенада красавицы»;
23.А. Бабаев «Звездный вальс».
Девятый год обучения – 9 класс
Дополнительный
год
обучения
дается
для
учащихся,
которые
собираются
профессионально
заниматься
музыкой
и
готовятся
к
поступлению в
ССУЗ.
Это
год
дается
для
обобщения
и
укрепления
полученных
навыков.
Продолжается
работа
над
правильным
резонированием.
Вокально-технические и исполнительские навыки должны
быть
доведены
до
автоматизма
и
стать
приобретенным
рефлексом.
Активизируется
работа
над
словом,
содержанием
и
выявлением
стилистических особенностей исполняемых произведений.
Главное в этом
году
обучения
–
достойно
подготовиться
к
вступительным экзаменам.
Выучить
программу,
требуемую для
поступления в
конкретное
учебное
заведение.
Репертуарный список берется с предыдущих лет обучения и сверяется
с требованиями учебных заведений. Обязательно в программе должны быть:
ария старинная или из опер зарубежных или русских
композиторов;
народная песня;
романс
произведения современных авторов.
16
III. ТРЕБОВАНИЕ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ
ОБУЧАЮЩИХСЯ
Результатом освоения
программы учебного
предмета
«Вокал»
являются
следующие знания, умения и навыки:
знать основные части голосового аппарата;
знать музыкальные средства выразительности;
владеть хорошей дикцией и артикуляцией;
эмоционально и осмысленно исполнять музыкальные произведения;
владеть приемами вокальной техники.
Основные показатели эффективности реализации данной программы:
творческая
самореализация
учащихся:
участие
в
конкурсах,
фестивалях, концертах;
мотивация учащихся к сольному исполнительству;
профессиональное
самоопределение
детей в
области музыкального
образования.
IV. ФОРМЫ И МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ, СИСТЕМА ОЦЕНОК
Аттестация: цели, виды, форма, содержание.
Оценка качества программы «Вокал» включает в себя следующие виды
контроля:
текущий контроль;
промежуточная аттестация;
итоговая аттестация.
Текущий
контроль
–
осуществляется
на
регулярной
основе
преподавателем.
Оценки выставляются в дневник и журнал.
Особая форма
текущего контроля – это контрольный урок.
Он проводится преподавателем
по
предмету.
И оценки выставляются
за
четверть.
Регулярно оценивая
учащихся,
педагог
в
первую очередь
смотрит
на
динамику
усвоения
материала, домашнюю подготовку к предмету.
Промежуточная
аттестация
–
проводится
в
конце
каждого
полугодия
в
счет
аудиторного
времени.
Её
форма
проведения
–
дифференцированная (с
оценкой):
академический концерт
и переводной
экзамен,
с приглашением комиссии и обсуждением результатов.
Участие в
отборочных
прослушиваниях,
конкурсах,
фестивалях,
концертах
приравниваются к выступлению на промежуточной аттестации.
По завершении изучения предмета «Вокал» рекомендуется провести
итоговую аттестацию в форме выпускного экзамена,
оценка по которому
заносится в свидетельство об окончании школы.
При
выведении
итоговой
(или
переводной)
оценки
учитывается
следующее:
оценка промежуточной аттестации;
17
оценка работы в течение года;
выступления ученик в течение года.
2. Критерии оценок.
По итогам исполнения программы на академическом концерте или
экзамене выставляется оценка по пятибалльной системе:
Оценка
Критерии оценивания
5 (отлично)
Регулярное
посещение
занятий,
отсутствие пропусков без
уважительных
причин,
знание музыкального материала,
эмоциональное
исполнение
программы,
активная работа на занятиях,
регулярное
выполнение
домашней работы,
высокий
технический
уровень
владение
материалом,
воссоздание
художественного образа
в
исполняемых
сочинениях,
активное
участие
в
концертах.
4 (хорошо)
Регулярное
посещение
занятий,
отсутствие пропусков без
уважительных
причин,
знание музыкального материала,
активная
работа
в
классе,
владение
основными вокальными навыками,
пение
программы при недостаточной проработке
трудных
технических
фрагментов,
вокально-интонационная
неточность,
не
достаточно эмоциональное пение.
3 (удовлетворительно)
Нерегулярное
посещение
занятий,
пропуски
без
причин,
плохое
знание
музыкального
материала
наизусть,
недостаточное
овладение
вокальными
навыками.
2 (неудовлетворительно)
Плохое
посещение
занятий,
пассивная
работа на уроке, не выполнение домашней
работы,
плохое
знание
музыкального
материала, не допуск к прослушиванию.
прослушивание (зачет)
Достаточный
уровень
подготовки
и
исполнения на данном этапе обучения.
Согласно требованиям ФГТ, данная система оценок является основной.
Можно,
в качестве
дополнения,
для большей дифференциации ввести в
систему «+» и «-», что даст возможность более точно отметить выступление
учащихся.
18
На основе требований программы формируются следующие критерии
оценок:
отношение к учебному процессу;
уровень индивидуальных способностей ученика;
уровень владения вокальными навыками;
качество исполнения программы.
V. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА
Обучение по предмету «Вокал» осуществляется на основе единства
вокального,
общего музыкального и художественного развития учащихся,
повышения их культурного уровня. В результате этого процесса у учащихся
воспитывается
осознанное
отношение
к
вокальному
искусству,
обеспечивается приобретение устойчивых навыков в сочетании с элементами
исполнительского
мастерства.
Происходит
освоение
разнообразного
жанрового репертуара.
Чтобы сформировать у детей эталон прекрасного
пения, нужно на уроках давать им слушать образцы выдающихся вокальных
исполнителей.
За
время
обучения
преподаватель
должен
выявить
и
развить
музыкальные
данные
ученика.
Необходимо его
научить
самостоятельно
разучивать,
эмоционально
и
выразительно
исполнять
произведения.
В
процессе
обучения
у
учащихся
вырабатывается
умение
выбирать
и
использовать
средства
музыкальной
выразительности
и
доносить
до
слушателя
содержание
музыкальных
произведений.
Прививается
навык
публичных выступлений.
Подбирая репертуар для занятий,
педагог должен
учитывать
индивидуальные
способности
и
вокальные
данные
ученика.
Использовать принцип от простого к сложному.
В работе над репертуаром
педагог
должен добиваться разумной степени завершенности исполнения
музыкальных произведений.
Учитывая,
что одни из них подготавливаются
для публичного выступления,
другие для показа в классе,
а третьи – для
ознакомления.
Общее
количество
произведений для
изучения
в
классе,
дается в годовых требованиях.
Детский голос имеет несколько этапов развития:
7-8; 9-10 лет – младший домутационный возраст.
Голос
имеет
ограниченный
диапазон,
детское
звонкое
звучание,
легкость и полетность.
Голос очень «тонкий» и хрупкий.
Связки смыкаются
только
краями,
не
полностью.
Не
следует
напрягать
голос
в
верхней
тесситуре.
Развивать
голос
следует
постепенно увеличивая
диапазон.
В
голосовом аппарате девочек и мальчиков нет существенной разницы.
10-12 лет – старший домутационный возраст.
Механизм
голосового
аппарата
меняется.
Развивается
голосовая
мышца.
Связки смыкаются
по всей её
длине.
У мальчиков
появляется
серебристость в звучание,
у девочек индивидуальная
тембровая окраска
голоса.
19
13-15 лет. – период мутации, голос переходит во взрослое состояние.
В этот
период
голос
теряет
свою окраску
становится
сиплым,
появляется потребность откашляться,
ограничивается диапазон голоса.
В
этот период следует соблюдать гигиену голоса.
Нельзя его перегружать.
Больше давать отдыхать связкам во время занятий.
В самый острый период
следует на время прекратить занятия.
Упражнения.
Упражнения – первоначальный этап работы над постановкой голоса.
Они необходимы,
чтобы привести голос
в рабочее
состояние,
разогреть
связки.
На
упражнениях
отрабатываются
технические
элементы,
расширяется диапазон голоса.
Так же на упражнениях можно отработать
сложные места в произведениях,
вычленив их и пропев на распевках в
разных тональностях. Важно уделять внимание элементам развития техники,
беглости, постепенно увеличивая трудность упражнений.
Вокализы.
Вокализы, как и упражнения являются базой для формирования голоса.
Пение различных вокализов необходимо для выработки ровного плавного
дыхания, кантилены,
сглаживания регистров,
беглости голоса,
его гибкости,
ровности
звучания
на
всем
диапазоне.
Вокализы
полезно
петь
как
сольфеджируя их, так и на различные слоги или гласные.
Изучение произведений с текстом.
Работа над произведениями с
текстом ставит
перед учащимися не
только технические задачи, но и художественные. Нужно стремиться, чтобы
вокально- техническая сторона исполнения была подчинена художественно-
исполнительской задаче,
передаче
содержания
произведений.
Раскрытие
содержания
невозможно
без
хорошо
развитого
слуха.
Чувства
ритма.
Упражнения и вокализы являются необходимым материалом для выработки
этих качеств.
Ученика нужно научить разбираться не только в музыкальной
форме произведения,
но и в его содержании.
Большое внимание уделять
работе с текстом.
Учащиеся должны научиться исполнять различны е по
стилю и содержанию произведения
русских зарубежных и современных
авторов.
Систематизированный
подход
к
подбору
репертуара,
который
должен
постепенно
усложняться,
соответствовать
возрастным
и
индивидуальным особенностям исполнителя,
является одним из
главных
условий роста учащегося.
По мере совершенствования вокальных навыков
исполнительские задачи, стоящие перед учеником, постепенно усложняются,
но
на
протяжении
всего
обучения
они
должны соответствовать
его
возможностям.
Индивидуальные планы.
Индивидуальный план является документом планирования учебного
процесса
по
предмету
«Вокал».
Обеспечивает
последовательность
и
20
систематичность
в
развитии
профессиональных
навыков.
Основой
репертуара являются – народные песни, лучшие образцы современной песни,
а
также
классические
произведения
русских
и
зарубежных
классиков.
Индивидуальный план содержит краткую характеристику и качество голоса,
прилежание к обучению, указание основных недостатков в развитии голоса в
данный период времени.
21
VI. СПИСКИ РЕКОМЕНДУЕМОЙ НОТНОЙ И МЕТОДИЧЕСКОЙ
ЛИТЕРАТУРЫ
1.
Список рекомендуемой нотной литературы
1.
Абт, Ф. Школа пения [Ноты] / Сост. Г. Тиц. - М.: Музыка, 2000. - 31 с.
2.
Булахов,
П.
Избранные романсы и песни:
Для голоса и фортепиано
[Ноты] / Сост. М. Иорданский. – М.: Музыка, 2005. – 48 с.
3.
Варламов,
А.
Романсы и песни [Ноты] /
А.
Варламов.
– М.:
Музыка,
2021. – 48 с.
4.
Весна идет:
Песни и романсы на стихи Ф.
Тютчева,
А.
Толстого,
А.
Майкова, А. Фета [Ноты] / Сост. В.
Бекетова. – М: Музыка, 2015. – 48
с.
5.
Вокализы итальянских композиторов и учителей пения XVII-XVIII
веков: для среднего голоса в сопровожд.
фп. [Ноты] / Сост.
Г.
Аден.
–
М.: Музыка, 1965. – 32 с.
6.
Вокально-педагогический
репертуар.
Народные
песни
зарубежных
стран [Ноты] / Сост. Н. Баталова. - М.: Музыка, 1972. - 35 с.
7.
Вокальные произведения итальянских композиторов XVII-XVIII
вв.
[Ноты] / Сост. А. Ерохин. - М.: Музыка, 1963. - 40 с.
8.
Гурилев,
А.
Избранные романсы и песни [Ноты]
/
А.
Гурилев.
-
М.:
Музыка, 1989. - 60 с.
9.
Далецкий,
О.
Репертуар начинающего певца [Ноты] /
О.
Далецкий.
-
М.: Фаина, 2014. -144 с.
10.Калинка.
Сб.
русских народных песен [Ноты] /
Сост.
И.
Назаренко.
-
М.: Музыка, 1974. - 96 с.
11.Крылатов,
Е.
Прекрасное далеко.
Песни для детей и юношества в
сопровождение фортепиано [Ноты] / Е. Крылатов. - М.: Музыка, 1988. -
72 с.
12.Народные песни.
Хрестоматия для пения [Ноты] /
Сост.
К.
Тихонова,
К. Фортунатова. - М.: Музыка, 1974. - 79 с.
13.Нотная папка хормейстера № 1 [Ноты] / Сост. Б. Кушко, Н. Аверина. -
М.: Дека-ВС, 2004 - 308 с.
14.Русские народные песни.
Для голоса и фортепиано [Ноты] /
Сост.
А.
Харьковский. - СПб.: Композитор, 2002. - 92 с.
15.Систематизированный вокально-педагогический репертуар [Ноты] / Е.
Милькович. - М.:
Госиздат, 1939. - 114 с.
16.Спи моя радость усни Колыбельные песни. [Ноты] / Сост. Э. Леонов. -
М.: Кифара, 1998. - 54 с.
17.У камина.
Старинные русские романсы:
для голоса в сопровождении
фортепиано [Ноты] / Сост. С. Бонин, В. Жаров. - М.: Музыка,1986. - 48
с.
18.Упражнения
и вокализы для
высокого голоса
[Ноты]
/
Сост.
М.
Городецкая. - М.: Музыка, 1994. - 32 с.
22
19.Хрестоматия вокально-педагогического репертуара [Ноты]
/
Сост.
П.
Портнягин. – М.: Музыка, 1970. – 178 с.
20.Хрестоматия вокально-педагогического репертуара для сопрано [Ноты]
/ Сост. С. Фуки, К. Фортунатова. – М.: Музыка, 1966. – 150 с.
21.Хрестоматия для начального обучения сольному пению [Ноты] / Сост.
Т. Смелкова. – СПб.: Планета музыки, 2021. – 104 с.
22.Хрестоматия
начинающего
вокалиста
/
Сост.
Л.
Голубева.
–
М.:
Радость, 2013. - 102 с.
23.Чайковский, П. Детские песни. [Ноты] / П. Чайковский. – М.: Музыка,
1981. - 66 с.
2.
Список рекомендуемой методической литературы
1.
Гонтаренко, Н. Б. Сольное пение: секреты вокального мастерства
[Текст] / Н. Б. Гонтаренко. – Изд. 3-е. – Ростов н/Д: Феникс, 2007. –
155с.: ил.
2.
Дмитриев, Л. Основы вокальной методики [Текст] / Л. Дмитриев. - М.:
Музыка, 2004. - 352с.: ил.
3.
Емельянов,
В.
Развитие голоса.
Координация и тренинг [Текст]
/
В.
Емельянов. - СПб.: Планета музыки, 2020. - 168с.: ил.
4.
Козлянинова,
И.,
Чарели,
Э.
Тайны нашего
голоса
[Текст]
/
И.
Козлянинова, Э. Чарели. - Екатеринбург, 1992. - 320 с.: ил.
5.
Кочнева, И., Яковлева, А.
Вокальный словарь [Текст] / И. Кочнева, А.
Яковлева. - Л.: Музыка, 1986. – 74 с.
6.
Стулова,
Г.
Развитие детского голоса в процессе обучения пению.
[Текст] / Г. Стулова. – М.: Прометей, 1992. - 270с.: ил.