Автор: Шангареева Алсу Рифкатовна
Должность: учитель географии
Учебное заведение: МБОУ "ЗСОШ №3"
Населённый пункт: город Заинск, Республика Татарстан
Наименование материала: Статья
Тема: Эффективные приемы активации творческого потенциала на уроках географии
Раздел: среднее образование
Шангареева Алсу Рифкатовна,
учитель географии
МБОУ «ЗСОШ №3» г. Заинска
Эффективные приемы активации творческого потенциала на уроках
географии
Одним из важнейших начал любого творчества является воображение.
Практически для любого предмета, изучаемого в школе, воображение
имеет особое значение, так как многое из того, что изучается на уроке,
ребенок никогда не видел. Он может только представить это. Таким образом,
в голове ребенка формируется некий образ пройденного материала. И этот
инструмент можно использовать на своих уроках.
Различные образы окружают нас всюду. Представьте, что Вас просят
показать Италию на географической карте. Какой образ сразу же нарисует
вам ваше воображение?
Наверное, каждый со школьной скамьи знает, что образ Италии,
возникающий в воображении большинства людей, напоминает очертания
сапога. Это ведь тоже своего рода некий образ, отложившийся в нашей
памяти.
Многим педагогам знакома проблема, когда ученики долго не могут
найти на карте географический объект, хотя он был уже изучен, не могут
вспомнить информацию, которая изучалась ранее. И здесь на помощь
приходят несколько приемов, которые помогут эффективно задействовать
воображение на уроках географии:
Прием «Вспомни силуэт».
Данный
прием
неплохо
зарекомендовал
себя
при
изучении
географической карты. Заключается он в том, что ученик должен узнать
географический объект по его силуэту. В последнее время подобные задания
встречаются
в
заданиях
Всероссийской
олимпиады
школьников,
Всероссийских проверочных работах.
Прием «Географический конструктор».
Что такое конструктор? Это некий игровой набор, состоящий из
маленьких деталей, которые можно собирать, разбирать, переставлять
местами.
Географический конструктор же это набор карточек, посвященных
какой-либо географической теме. Ученик должен, из выданных карточек
выбрать только те, которые относятся к этому материку. К набору можно
поместить несколько пустых карточек, чтобы дети могли сами поразмыслить
и нарисовать свои образы по изучаемой теме.
Данный прием, является универсальным, и может быть, например
«Историческим» или «Биологическим». Например, собрать клетку. Дается
нарисованная клетка, на которой необходимо разместить органоиды. Такого
рода прием можно применить при изучении органов человека (строение уха,
строение сердца и тд). На уроках истории раздать карточки с событиями.
Учащиеся должны распределить их в правильном хронологическом порядке.
При изучении народов мира и народов России, можно сделать такой, с
детства нам знакомый, конструктор с традиционной одеждой. Наверное,
многие из нас наряжали бумажные куклы в детстве. Такой прием помогает
ребенку сформировать представление и образы о нарядах народов мира.
Географический конструктор можно применять при изучении новой
темы, закреплении, проверке домашнего задания. А также на уроках
обобщения.
Таким образом, использование воображения на уроках географии:
Улучшает восприятие учебного материала;
Повышает мотивацию к обучению;
Развивает креативное мышление;
Повышает уровень интереса к предмету.
Известный
физик
Альберт
Эйнштейн
неоднократно
подчеркивал
важность воображения, утверждая, что оно имеет огромное значение для
научного прогресса и общего развития человечества. Одна из известных
цитат
Эйнштейна
звучит
следующим
образом:
«Логика
приведет
вас из пункта А в пункт Б. Воображение приведет вас куда угодно».
Чем чаще мы позволяем нашим ученикам мечтать, фантазировать и
активно взаимодействовать с материалом, тем крепче будут знания и
желания познавать новое.