Напоминание

Коррекция двигательных нарушений у обучающихся начальных классов с интеллектуальными нарушениями на занятиях ЛФК


Автор: Зубов Денис Геннадиевич
Должность: учитель-дефектолог
Учебное заведение: ГКОУ "Енакиевская СШИ №30"
Населённый пункт: Донецкая Народная Республика, город Енакиево
Наименование материала: статья
Тема: Коррекция двигательных нарушений у обучающихся начальных классов с интеллектуальными нарушениями на занятиях ЛФК
Раздел: начальное образование





Назад




КОРРЕКЦИЯ ДВИГАТЕЛЬНЫХ НАРУШЕНИЙ У ОБУЧАЮЩИХСЯ

НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ

НАРУШЕНИЯМИ НА ЗАНЯТИЯХ ЛЕЧЕБНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ

КУЛЬТУРОЙ (ЛФК)

Введение

Обучающиеся начальных классов с интеллектуальными нарушениями

(ИН) представляют собой гетерогенную группу, характеризующуюся

стойкими нарушениями психического развития, которые, в свою

очередь, тесно сопряжены с вторичными нарушениями в

двигательной сфере. Особенности когнитивного дефицита,

замедленный темп усвоения навыков, ограниченный запас знаний и

низкий уровень сформированности произвольной регуляции приводят

к выраженным двигательным нарушениям, затрудняющим

социализацию, самообслуживание и освоение учебных навыков. В

этой связи, Лечебная физическая культура (ЛФК) выступает как

ведущее средство коррекционной работы, обеспечивающее

оптимизацию моторного развития и компенсацию двигательных

дефицитов. Данная статья посвящена анализу научно-методических

основ и практических подходов к коррекции двигательных нарушений

у младших школьников с ИН посредством специализированных

занятий ЛФК.

1. Теоретические предпосылки двигательных нарушений при

интеллектуальных нарушениях

Интеллектуальная недостаточность, независимо от этиологии,

оказывает системное влияние на двигательную сферу. Нарушения в

высших отделах центральной нервной системы (ЦНС) приводят к

дисфункции корково-подкорково-мозжечковых связей, что

манифестируется в виде специфического комплекса двигательных

расстройств.

1.1. Характеристика двигательной сферы при ИН:

Двигательные нарушения у детей с ИН носят тотальный характер и

проявляются на разных уровнях:

Общая моторика: Замедленность, скованность или, наоборот,

излишняя расторможенность движений, нарушение

координации, неуклюжесть, плохая переключаемость.

Нарушается естественный ритм движений, асимметрия в

выполнении упражнений.

Мелкая моторика: Недостаточная точность движений пальцев

рук, трудности в формировании навыков письма, застегивания

пуговиц, работы с мелкими предметами.

Вестибулярная функция: Нарушение способности к

равновесию, трудности в освоении сложных статических и

динамических поз.

Регуляторные функции: Снижение способности к произвольной

регуляции движений, трудности в понимании и выполнении

многоступенчатых инструкций.

1.2. Влияние когнитивного дефицита на двигательное обучение:

Обучение двигательным действиям у детей с ИН затруднено из-за

следующих особенностей:

Ограниченность понимания: Трудности в осмыслении цели и

последовательности выполнения упражнения.

Недостаточность анализа и синтеза: Неспособность

разложить сложное двигательное действие на составляющие

элементы и затем синтезировать их в целостный навык.

Низкая способность к подражанию и обобщению: Сложности

в копировании образца движений и переносе освоенного навыка

в другие условия.

Сниженная мотивация и истощаемость: Быстрая

утомляемость, потеря интереса к монотонным или слишком

сложным заданиям.

ЛФК при работе с данной категорией детей должна строиться с учетом

этих специфических ограничений, интегрируя сенсомоторное развитие

с коррекцией когнитивных функций.

2. Организационно-методические основы ЛФК для обучающихся

с ИН

Занятия ЛФК для младших школьников с ИН должны строго

соответствовать принципам специальной педагогики и адаптивной

физической культуры.

2.1. Принципы построения занятий:

Принцип индивидуализации и дифференциации: Учет

степени тяжести ИН, наличия сопутствующих нарушений

(например, спастичность, гиперкинезы) и текущего уровня

двигательных возможностей каждого ученика.

Принцип доступности и постепенности: Дозирование

нагрузки, усложнение упражнений только после полного

освоения предыдущего этапа. Инструкции должны быть

предельно конкретными, короткими и сопровождаться показом.

Принцип наглядности и двигательного

подражания: Максимальное использование показа,

дублирование словесной инструкции двигательным примером.

Применение зеркального эффекта (педагог располагается лицом

к ребенку).

Принцип многократного повторения: Необходимость

многократного повторения упражнений для формирования

двигательного стереотипа, так как процесс автоматизации у

детей с ИН замедлен.

Принцип сенсорной интеграции: Включение упражнений,

стимулирующих восприятие различных анализаторов

(зрительного, слухового, тактильного, проприоцептивного) для

более полной коррекции двигательных функций.

Принцип игровой мотивации: Использование элементов игры,

соревновательности (в доступной форме) и положительного

подкрепления для поддержания интереса и активности.

2.2. Структура коррекционного занятия ЛФК:

Занятие ЛФК должно быть четко структурировано, несмотря на общую

игровую направленность, для обеспечения максимальной

эффективности. Типичное занятие делится на три части: вводная,

основная и заключительная.

Вводная часть (Подготовительная): Направлена на

психологическую подготовку, активизацию внимания и

постепенный переход к физической нагрузке. Включает

построение, ходьбу с изменением направления, имитационные

упражнения, дыхательные упражнения, упражнения на

профилактику нарушений осанки. Инструкции даются в

доступной форме, часто с использованием рифмованных строк.

Основная часть: Содержит комплекс упражнений,

направленных на решение конкретных коррекционных задач,

определенных программой. Эта часть включает:

o

Упражнения на развитие общей моторики (ходьба, бег,

прыжки, ползание).

o

Упражнения на развитие координации движений

(упражнения с предметами, метание, ловля, ходьба по

ориентирам).

o

Упражнения на развитие мелкой моторики (включая

пальчиковую гимнастику, работу с нетрадиционным

материалом).

o

Упражнения для укрепления мышечного корсета и

формирования правильной осанки.

o

Упражнения на развитие равновесия. Упражнения

подаются сериями, с обязательным контролем качества

выполнения и немедленной коррекцией ошибок.

Заключительная часть (Релаксационная): Направлена на

постепенное снижение физической активности, восстановление

дыхания и сердечного ритма, снятие мышечного напряжения и

психологического возбуждения. Используются упражнения на

расслабление, медленная ходьба, упражнения на глубокое

дыхание, прослушивание спокойной музыки.

3. Специфические методы и средства коррекции двигательных

нарушений

Выбор средств ЛФК должен быть строго детерминирован

выявленными двигательными дефицитами.

3.1. Коррекция нарушений крупной моторики и координации:

Для улучшения крупной моторики используются упражнения на

изменение исходных положений (И.п.), упражнения на переступание,

ходьбу по ограниченной поверхности.

Упражнения на ориентировку в пространстве: Ходьба и бег с

изменением направления по словесному сигналу или показу.

Использование ориентиров (конусы, кегли, цветовые метки) на

полу для обозначения траектории движения.

Развитие ритмичности: Выполнение движений под счет,

музыку с четким ритмическим рисунком. Использование

метронома или простых музыкальных инструментов для

поддержания темпа.

Упражнения на развитие ловкости: Передача,

перекладывание, прокатывание мячей разного размера. Метание

мешочков в цель. Упражнения с лестницами для ног (лестница

Раймера).

Улучшение равновесия: Ходьба по гимнастической скамейке

(сначала боком, затем приставным шагом, обязательно со

страховкой или с опорой на стену). Упражнения на

балансирование на одной ноге с постепенно увеличивающимся

временем удержания позы.

3.2. Коррекция нарушений мелкой моторики:

Поскольку навыки самообслуживания и письма критически важны для

школьника, развитию мелкой моторики уделяется повышенное

внимание.

Упражнения с природным материалом: Перебирание,

сортировка фасоли, гороха, камешков. Использование шишек,

желудей.

Использование нетрадиционных материалов: Лепка из

соленого теста, работа с пластилином (раскатывание,

отщипывание), аппликация из рваной бумаги.

Работа с мелкими предметами: Нанизывание бусин, шнуровка,

работа с конструкторами с мелкими деталями (особенно важны

детали с низкой степенью сцепления для отработки силы

захвата).

Упражнения с элементами письма: Обведение контуров,

штриховка, обведение по точкам. Эти упражнения должны

выполняться с учетом готовности ребенка к письму, не вызывая

излишнего напряжения.

3.3. Коррекция сопутствующих нарушений (гиперкинезы,

синкинезии):

У многих детей с ИН наблюдаются непроизвольные движения

(гиперкинезы) или содружественные движения (синкинезии),

например, подъем плеч при поднятии рук.

Методы локального мышечного расслабления: Применение

прогрессивной мышечной релаксации по Джекобсону в

адаптированном формате (акцент на узнавание ощущения

напряжения и последующего расслабления).

Изолирующие движения: Целенаправленное обучение

движениям, которые должны выполняться изолированно от

других частей тела. Например, поднимать только руки, не

поднимая плечи, или вращать только кистями, не вовлекая

локти.

Метод биологической обратной связи (БОС) в доступной

форме: Использование тактильной стимуляции (например,

прикосновение к руке или плечу) как невербального сигнала о

нежелательном содружественном движении.

3.4. Развитие произвольности и регуляции:

Коррекция двигательных нарушений неразрывно связана с развитием

самоконтроля.

Упражнения на следование инструкции: Увеличение

количества элементов в инструкции (от двух до трех), введение

инструкций с отрицанием (“Не топаем, а шагаем”).

Использование схем-алгоритмов: Визуальные опоры,

помогающие ребенку проконтролировать каждый этап

выполнения двигательного акта.

Моторное комментирование: Побуждение ребенка

проговаривать свои действия вслух в процессе выполнения

упражнения (“Я поднимаю правую ногу, я ставлю ее вперед”).

4. Интегративный подход в ЛФК: Взаимодействие специалистов

Эффективность коррекции двигательных нарушений у обучающихся с

ИН многократно возрастает при условии тесного междисциплинарного

взаимодействия.

4.1. Взаимодействие с учителем начальных классов:

Учитель должен быть осведомлен о целях и задачах, решаемых на

занятиях ЛФК, чтобы обеспечивать преемственность в обучении.

Перенос навыков: Упражнения, отработанные в зале ЛФК

(например, правильная поза за партой, навыки работы с

ножницами), должны закрепляться на уроках.

Учет утомляемости: Учитель должен знать о степени

физической нагрузки, полученной ребенком на ЛФК, и

соответствующим образом регулировать учебную активность в

течение дня.

4.2. Взаимодействие с учителем-дефектологом (логопедом):

Коррекция речи и моторики тесно связаны.

Синхронизация работы: Упражнения на развитие

артикуляционной моторики, проводимые логопедом, должны

гармонично сочетаться с общеразвивающими упражнениями

ЛФК.

Использование двигательных пауз в коррекционных

занятиях: Физическая активность помогает активизировать

высшую нервную деятельность, что положительно сказывается

на усвоении речевого материала.

4.3. Взаимодействие с психологом:

Психологическое сопровождение направлено на коррекцию

эмоционально-волевой сферы, которая часто нарушена у детей с ИН

и влияет на их двигательную активность.

Мотивационная поддержка: Разработка стратегий

поддержания внутренней мотивации к занятиям.

Работа с тревожностью: Применение релаксационных техник

для снижения общей тревожности, которая может провоцировать

гиперкинезы или затормаживать выполнение задач.

5. Оценка динамики и эффективности коррекционной работы

Система оценки должна быть ориентирована не только на

констатацию конечного результата, но и на отслеживание прогресса

на каждом этапе коррекционного процесса.

5.1. Диагностический инструментарий:

Поскольку стандартные нормативы двигательного развития

неприменимы к детям с ИН, оценка должна проводиться по

индивидуально-ориентированным методикам.

Первичная диагностика: Проводится до начала цикла занятий

для определения “стартовой” двигательной компетенции по

ключевым показателям (равновесие, координация, точность

метания, сформированность навыков самообслуживания).

Текущий мониторинг: Регулярное (например, ежеквартальное)

отслеживание прогресса по тем параметрам, которые являются

основными целями коррекционного цикла. Используются

качественные и количественные показатели. Например, для

равновесия – время удержания позы, для координации –

количество правильных повторений в серии без внешнего

вмешательства.

Итоговая оценка: Сравнение начальных и конечных

показателей, определение степени достижения поставленных

индивидуальных коррекционных задач.

5.2. Критерии оценки эффективности:

Эффективность коррекции двигательных нарушений оценивается по

следующим критериям:

Повышение уровня сформированности крупной

моторики: Увеличение скорости, точности и плавности

выполнения основных локомоторных актов (ходьба, бег,

прыжки).

Улучшение координационных способностей: Уменьшение

количества ошибок при выполнении сложных, комбинированных

движений, снижение синкинезий.

Развитие мелкой моторики: Повышение точности и силы

захвата, улучшение навыков самообслуживания (застегивание,

шнуровка).

Повышение произвольной регуляции: Увеличение времени

удержания внимания на двигательной задаче, улучшение

способности выполнять инструкции с первого предъявления.

Положительная динамика в психическом

состоянии: Снижение общей моторной возбудимости или,

наоборот, повышение двигательной активности у детей с

выраженной заторможенностью, улучшение контакта с

педагогом.

5.3. Документация:

Ведение индивидуальных коррекционных карт, где фиксируются цели,

задачи, используемые средства и результаты мониторинга для

каждого ученика. Это обеспечивает преемственность и прозрачность

коррекционного процесса.

Заключение

Коррекция двигательных нарушений у младших школьников с

интеллектуальными нарушениями на занятиях ЛФК требует глубокого

понимания специфики их психомоторного развития. Применение

принципов индивидуализации, доступности, опоры на наглядность и

многократное повторение, а также активная интеграция двигательных

упражнений с развитием когнитивных и регуляторных функций,

позволяют достичь значимой положительной динамики. ЛФК в данном

контексте выступает не просто как средство оздоровления, но как

мощный реабилитационный инструмент, способствующий

максимальной компенсации дефицитов и успешной интеграции

ребенка с ИН в образовательную среду. Дальнейшее развитие этой

области связано с поиском новых, более персонализированных

сенсомоторных методик, интегрированных в общеобразовательный

процесс начальной школы.



В раздел образования