Напоминание

"Свет в мире особенных детей: Роль учителя в коррекционно-развивающем процессе"


Автор: Хвостова Мария Сергеевна
Должность: Учитель коррекционно-развивающих занятий
Учебное заведение: ГКОУ "Енакиевская специальная школа-интернат № 30"
Населённый пункт: ДНР, г.о.Енакиево
Наименование материала: Статья
Тема: "Свет в мире особенных детей: Роль учителя в коррекционно-развивающем процессе"
Раздел: среднее образование





Назад




"Свет в мире особенных детей: Роль учителя в коррекционно-

развивающем процессе"

Введение

В современной педагогике и психологии понятие «коррекционно

развивающие занятия» давно вышло за рамки узкоспециализированной

деятельности дефектологов. Сегодня это сложный, многокомпонентный

процесс, синтезирующий в себе достижения нейронауки, возрастной

психологии, логопедии и социальной педагогики. Его суть заключается не в

механическом «исправлении» недостатков, а в тонком и точном искусстве

восстановления нарушенных или искаженных траекторий развития ребенка.

Этот процесс направлен на активизацию компенсаторных механизмов

психики, создание условий для раскрытия потенциальных возможностей

личности и формирования у ребенка способности к успешной адаптации в

динамично меняющемся мире. Коррекционно развивающая работа — это не

просто набор упражнений; это продуманная стратегия, искусство, которое

способно кардинальным образом изменить жизненный сценарий ребенка,

столкнувшегося с трудностями развития. Данная статья посвящена анализу

методологических

основ,

ключевых

направлений

и

глубинных

трансформаций, которые происходят в жизни детей под воздействием

систематической

и

научно

обоснованной

коррекционно-развивающей

работы.

В

основе

эффективной

коррекционно-развивающей

деятельности

лежит ряд фундаментальных принципов, которые определяют ее философию

и отличают от простого репетиторства или тренировки отдельных навыков.

Принцип единства диагностики и коррекции является отправной

точкой. Любая программа строится на основе тщательного комплексного

обследования,

которое

выявляет

не

столько

внешние

симптомы

(неговорящий ребенок, неуспевающий школьник), сколько глубинные

причины и структуру дефекта. Психолого-педагогическая диагностика

позволяет определить «зону актуального развития» (то, что ребенок может

сделать самостоятельно) и «зону ближайшего развития» (то, что он может

сделать с помощью взрослого). Коррекция всегда направлена на зону

ближайшего развития, обеспечивая поступательное движение вперед.

Принцип системности предполагает, что развитие ребенка понимается

как целостный процесс, где все сферы взаимосвязаны: когнитивная,

эмоционально-волевая, моторная, коммуникативная. Нельзя развивать речь,

не воздействуя на мышление и моторику; невозможно скорректировать

поведение, не работая с эмоциональной сферой. Поэтому коррекционно-

развивающие занятия носят комплексный характер, интегрируя усилия

разных специалистов: логопеда, дефектолога, психолога, нейропсихолога.

Принцип деятельностного подхода гласит, что развитие происходит не

через пассивное усвоение информации, а через активное взаимодействие с

окружающим миром. Коррекционное занятие — это не урок в его

классическом понимании, а совместная деятельность ребенка и взрослого,

организованная вокруг решения конкретных, значимых для ребенка задач. В

процессе этой деятельности формируются не только знания и умения, но и

мотивы, ценности, личностные смыслы.

Принцип опоры на сохранные функции и создания «обходных путей»

(принцип компенсации). Если какой-то психический процесс нарушен,

коррекция не может быть направлена на его прямое «починку». Вместо этого

специалист ищет сильные стороны ребенка и через них выстраивает новые

нейронные связи, позволяющие достичь того же результата альтернативным

путем. Например, при нарушении слухового восприятия делается упор на

зрительные и кинестетические анализаторы; при слабости логической памяти

используется эмоциональная и моторная память.

Нейропластичность как научная основа восстановления Ключевым

открытием

последних

десятилетий,

подтвердившим

эффективность

коррекционной работы, стало понятие нейропластичности мозга — его

способности изменять свою структуру и функциональную организацию в

ответ на опыт, обучение и внешние воздействия. Долгое время считалось, что

мозг ребенка жестко запрограммирован, а поврежденные участки не

подлежат восстановлению. Сегодня нейронаука доказала, что мозг обладает

колоссальным ресурсом для перестройки и компенсации. Систематические,

целенаправленные и дозированные коррекционно развивающие занятия

выступают в роли того самого «опыта», который запускает процессы

нейропластичности. Повторяющиеся упражнения, направленные, например,

на развитие межполушарного взаимодействия, сенсомоторной интеграции

или фонематического слуха, буквально «простраивают» новые нейронные

сети,

укрепляют

синаптические

связи

и

могут

даже

способствовать

образованию новых клеток в определенных отделах мозга. Это означает, что

усилия дефектолога или психолога — это не просто педагогика, это

деятельность на стыке с нейрореабилитацией, способная привести к

заметным физиологическим изменениям в центральной нервной системе

ребенка. Именно нейропластичность является тем фундаментом, который

превращает коррекционную работу из искусства в науку и доказывает, что

изменения возможны даже в самых сложных случаях.

Основные направления коррекционно-развивающей работы и их

трансформирующий эффект Коррекционно-развивающая работа реализуется

через несколько взаимосвязанных направлений, каждое из которых вносит

свой вклад в общее преобразование жизни ребенка.

Когнитивное

направление.

Оно

нацелено

на

развитие

высших

психических

функций:

внимания,

памяти,

мышления,

восприятия,

воображения. Для детей с задержкой психического развития, умственной

отсталостью, последствиями черепно-мозговых травм это направление

является базовым. С помощью специальных упражнений, игр и тренажеров

ребенок учится:

Концентрировать и удерживать внимание, распределять его между

несколькими объектами.

Запоминать информацию, используя различные мнемотехники

(зрительные, слуховые, ассоциативные).

Анализировать, сравнивать, обобщать, классифицировать — то есть

овладевает инструментами мышления.

Целостно

воспринимать

окружающий

мир,

выделяя

в

нем

существенные детали.

Трансформация: Ребенок, который раньше не мог удержать в голове

условие простой задачи, начинает логически рассуждать. Школьник, с

трудом запоминавший правила, осваивает техники, позволяющие ему

успешно

учиться.

Мир

из

хаотичного

и

пугающего

становится

упорядоченным и понятным.

Речевое направление (логопедическое). Работа над речью — это не

только постановка звуков. Это глобальное развитие всей речевой системы:

фонетико-фонематической стороны, лексики, грамматики, связной речи. Для

неговорящих детей (с алалией, ринолалией, расстройствами аутистического

спектра) это направление является ключом к коммуникации.

Трансформация: Самое глубокое изменение — это обретение голоса.

Ребенок, который мог объясняться только жестами и криком, начинает

использовать

слова,

строить

фразы,

рассказывать

истории.

Исчезает

фрустрация от непонимания, появляется мощнейший инструмент для

познания мира и построения отношений. Успех в речевом развитии

кардинально повышает самооценку и мотивацию к дальнейшей учебе.

Эмоционально-волевое и личностное направление. Многие проблемы

поведения (агрессия, тревожность, апатия, гиперактивность) коренятся в

несформированности

эмоциональной

регуляции.

Психокоррекционная

работа помогает ребенку:

Осознавать, называть и принимать свои эмоции.

Находить социально приемлемые способы их выражения.

Развивать эмпатию и понимание чувств других людей.

Формировать

произвольную

саморегуляцию

способность

управлять своим поведением, ставить цели и достигать их.

Трансформация:

Агрессивный

ребенок

учится

договариваться,

тревожный — справляться со страхами, безынициативный — проявлять

активность.

Формируется

основа

для

будущей

зрелой

личности

способность к самоконтролю, рефлексии и построению здоровых отношений

с окружающими.

Сенсомоторное направление. Развитие крупной и мелкой моторики,

тактильной

чувствительности,

вестибулярного

аппарата

является

фундаментом

для

всех

высших

психических

функций.

По

словам

выдающегося психолога А.Р. Лурии, «рука учит мозг». Сенсомоторная

коррекция особенно важна для детей с расстройствами аутистического

спектра, ДЦП, синдромом дефицита внимания и гиперактивности.

Трансформация: Неуклюжий ребенок, который постоянно падал и не

мог застегнуть пуговицы, обретает уверенность в своем теле. Улучшение

почерка, способность к рисованию и конструированию напрямую влияют на

его успехи в школе и самоощущение. Уходит телесная напряженность,

появляется грация и контроль.

Социально-коммуникативное направление. Это направление нацелено

на интеграцию ребенка в общество. Через сюжетно-ролевые игры, групповые

проекты, социальные истории и тренинги ребенок осваивает навыки:

Инициации и поддержания диалога.

Совместной деятельности и сотрудничества.

Понимания и соблюдения социальных норм.

Разрешения конфликтов.

Трансформация: Ребенок-«одиночка», не принимаемый сверстниками,

находит друзей. Он перестает бояться коллектива, учится работать в

команде, чувствует свою принадлежность. Это профилактика социальной

дезадаптации и одиночества во взрослой жизни.

Роль специалиста и семьи в процессе восстановления Коррекционно-

развивающий процесс — это всегда партнерство. Специалист (дефектолог,

логопед, психолог) выступает в роли проводника, который обладает картой

— знаниями о норме и патологии развития, и инструментами — методиками

и приемами. Но именно семья является тем постоянным окружением,

которое закрепляет и переносит достижения с занятия в реальную жизнь.

Эффективность

работы

многократно

возрастает,

когда

родители

становятся

активными

соучастниками

процесса,

а

не

пассивными

наблюдателями.

Специалист

обучает

их

конкретным

приемам

взаимодействия с ребенком, объясняет суть его трудностей, помогает

преодолеть родительскую тревогу и чувство вины. Семья, вооруженная

знаниями

и

поддержкой,

превращается

в

реабилитационный

центр

круглосуточного

действия,

где

каждая

бытовая

ситуация

становится

возможностью для развития и закрепления навыка.

Заключение

Искусство восстановления в контексте коррекционно-развивающих

занятий — это высокопрофессиональная деятельность, основанная на

строгой научной методологии, глубоком понимании законов психического

развития и безграничной вере в потенциал каждого ребенка. Это искусство,

которое меняет жизни, осуществляя глубинные, системные преобразования.

Оно не ограничивается устранением внешних симптомов, а ведет к

перестройке всей личности: от формирования новых нейронных связей в

мозге до обретения уверенности в себе, от появления первого слова до

умения дружить, от хаоса в поведении до способности ставить и достигать

цели. Результатом этого сложного, подчас длительного процесса становится

не просто «исправленный» ребенок, а устойчивая личность, прошедшая через

трудности

и

научившаяся

использовать

свои

сильные

стороны

для

преодоления слабостей. Это инвестиция в будущее, которая позволяет

ребенку

с

особыми

образовательными

потребностями

не

просто

адаптироваться к миру, а стать его активным, полноценным и счастливым

гражданином. Меняя жизнь одного ребенка, коррекционно-развивающая

работа вносит вклад в создание более инклюзивного, понимающего и

человечного общества в целом.



В раздел образования