Напоминание

Выражение личности подростка через рисунки в стиле граффити


Автор: Бояринцева Елена Александровна
Должность: социальный педагог
Учебное заведение: МБОУ "Профильный лицей №42"
Населённый пункт: город Набережные Челны, республика Татарстан
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Выражение личности подростка через рисунки в стиле граффити
Раздел: среднее образование





Назад




PAGE \* MERGEFORMAT4

Методическая разработка

«Выражение личности подростка

через рисунки в стиле граффити»

Автор

Бояринцева Е.А.

Набережные Челны, 2023

PAGE \* MERGEFORMAT4

Оглавление

Введение

3

Глава 1. Теоретические основы изучения граффити как способа самовыражения

в подростковом возрасте

5

1.1 Понятие граффити, характеристика и стили граффити

5

1.2 Психолого-педагогические особенности подросткового возраста

12

1.3 Психологический аспект самовыражения через рисунки в стиле граффити

20

Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по исследованию особенностей

социально-психологических характеристик личности подростков

24

2.1 Анкетирование и интервьюирование подростков 24

2.2 Результаты диагностических методик28

Заключение

34

Список использованных источников

36

Приложения

38

PAGE \* MERGEFORMAT4

Введение

В современном мире, когда предметом искусства может стать банальный

писсуар, до сих пор не утихли споры о том, является ли граффити искусством –

или только проявлением вандализма. Термин "граффити" применяется для

классификации, как правило, запрещенного законом вида искусств. Сегодня

граффити ассоциируется в первую очередь с альтернативной формой городской

культуры.

В качестве гипотезы предлагается следующее объяснение: cопциально-

психологические характеристики личности подростков могут выражаться в

виде граффити.

Много райтеров (уличных художников) поднимают тему о том, что

граффити якобы умирает - старые его ценности, что касаются оригинальности и

уважения потерянные. Это не правда. Просто проблемы осложнились вместе с

самой культурой. Граффити стало более широким и страдает на шок от

собственного культурного развития. Сегодня, бросив глазом на какую-нибудь

коллекцию современного граффити (например, Art Crimes), кто-либо, за

исключением разве наиболее консервативного зрителя, поймет, что граффити

— это искусство самовыражения. Во многом такое положение вещей

благодарит мировому буму на легально санкционированные пространства для

граффити на протяжении последних десяти лет. Если кое-кто еще не видит в

нелегальном граффити искусства, то немногие могут отрицать ценность

легально

санкционированных

работ.

Граффити,

с

его

безграничными

креативными возможностями, должно сейчас рассматриваться как искусство и

поднимать свои стандарты.

В современном мире личность — это человек сознательный, имеющий

возможность самовыражаться. Каждой личности присущи свои качества,

которые нужно учитывать при взаимодействии с человеком. Основные

свойства личности – темперамент, направленность, способности, характер. На

PAGE \* MERGEFORMAT4

процесс формирования личности оказывают влияния такие факторы как:

политические, социальные, экономические и идеологические.

Социально-психологическая характеристика – совокупность явлений

социальной и психологической направленности, которые объясняют качества,

особенности,

свойства

индивида,

коллектива,

семьи,

социума

и

пр.

Характеристика личности обусловлена психологическими качествами каждой

составляющей или социальными факторами, которая на нее влияет.

Социально-психологическая характеристика рассматривает такие понятия

в личности: интересы, склонности, потребности, способности, одаренность,

темперамент, характер.

Цель данной работы – выяснить возможно ли выражение личности

подростка через рисунки в стиле граффити.

Задачи:

1.

Изучить теоретические основы изучения граффити как способа

самовыражения

2.

Провести опытно-экспериментальную работу по исследованию

особенностей социально-психологических характеристик личности подростков

Объект исследования: учащиеся седьмых классов МБОУ «СОШ №42» г.

Набережные Челны.

Предмет

исследования:

особенности

социально-психологических

характеристик личности подростков

Метод исследования, с помощью которого будет решаться поставленные

задачи:

1.

Теоретические (анализ и синтез, классификация)

2.

Эмпирические (наблюдение, тестирование, сравнение,)

3.

Математические (статистические)

PAGE \* MERGEFORMAT4

Глава 1. Теоретические основы изучения граффити как способа

самовыражения в подростковом возрасте

1.1 Понятие граффити, характеристика и стили граффити

Трудно поверить, что первые "граффити" - надписи и рисунки (от итал.

graffiare

царапать)

в

первоначальном

значении

сатирического

и

карикатурного характера были обнаружены на античных памятниках и древних

сосудах. Как проявление "низового" творчества, "граффити" заинтересовало

многих

художников,

стремившихся

освободиться

от

условностей

и

стереотипов. Работы Джоана Миро и Пауля Клее близки по стилю "картинам"

уличного творчества. Пикассо ценил в "граффити" "предельный лаконизм,

использование

минимального

количества

графических

элементов

для

обозначения лица, фигуры человека." Слово “рок” (в смысле, “судьба”),

начертанное по-гречески на стене Собора Парижской богоматери, сподвигло

Виктора Гюго на написание знаменитого романа. Нечто подобное встречается и

в пещерах древних людей, а также в Древних Египте и Греции. Американские

индейцы и племена Майя также увлекались росписью плоских поверхностей.

Но сегодня граффити ассоциируется в первую очередь с альтернативной

формой городской культуры.

Термин "граффити" применяется для классификации, как правило,

запрещенного законом вида искусств, в рамках которого предпринимаются

попытки

установить

разновидность

связанной

композиции

посредством

рисунков и надписей, создаваемых индивидуально либо группами на стенах

или других поверхностях, визуально доступных публике. Граффити могут

представлять собой простейшие рисунки или надписи, но обычно это довольно

сложные монохромные либо мультицветные композиции. Авторов граффити

называют райтерами - "писателями". Почему не художниками? Дело в том, что

корни граффити кроются именно в написании слов на поверхностях, да и не все

граффити выполнены красками. Первоначально в ход шли все подручные

средства, начиная от дорогих красок и заканчивая карандашами, мелками,

PAGE \* MERGEFORMAT4

ручками, ножами... Даже пальцем руки можно было написать граффити на

грязном окне.

Существует версия, что поддержали развитие уличных изображений

предприимчивые торговцы наркотиков, которые с помощью рисунков и

зашифрованных надписей, ни о чем не говорящих ни полиции, ни случайным

прохожим, сообщали подросткам место продажи "травки", цены и прочее. Со

временем, из секретного вида связи "граффити" превратилось в обычное

средство общения подростков. Обычно это объемная, преимущественно

красно-черно-синяя "сочная" графика.

Кто может стать писателем граффити? Практически любой желающий, но

следует понимать, что граффити, как и любое другое искусство, требует многих

часов практики и упорного труда. Иначе можно заработать обидное прозвище

"toy" ("игрушка"). Так называют неопытного писателя, который не испытывает

интереса к изучению этики граффити и не очень-то стремится овладеть

необходимыми для росписи стен навыками. Авторами граффити чаще всего

выступают непрофессиональные художники.

Есть, конечно, среди граффитистов и “чистые” художники, черпающие

вдохновение буквально во всем: от библейских сюжетов до комиксов и

телепостановок. Но большинство уличных мастеров обозначают свое амплуа

по-другому: “писатель” или “шрифтовик”. Исторически это писательство

развилось из так называемых “тэгов” - стилизованных “автографов” или

авторских логотипов. По нынешним меркам, довольно простеньких по форме и

- соответственно - исполнению. Так что сейчас всякий начинающий писатель

именно в качестве “тэггера” постигает азы мастерства.

Мотивациями для занятия такого рода деятельностью могут быть

понятное желание прославиться либо потребность в выражении самих себя или

своего отношения к различным предметам, историческим фактам, конкретным

или абстрактным группам людей и личностям. Писатели граффити для

создания своих шедевров используют стены гаражей, домов, складов,

метрополитенов, железнодорожные вагоны, автобусы, трамваи, заборы и

PAGE \* MERGEFORMAT4

ограждения. Даже на Луне американские астронавты оставили о себе память в

виде граффити.

Идеальным орудием самовыражения является обычный баллончик с

краской,

действующий

по

принципу

дезодоранта.

Он

транспортабелен,

полностью удовлетворяет потребностям в скорости и удобстве рисования,

визуальной эффективности, краска из него отлично ложится на большинство из

существующих поверхностей. Различные по размеру насадки и выпускные

отверстия

баллончиков

способствуют

достижению

всевозможных

спецэффектов,

созданию

мощных

графических

элементов

и

иллюзии

подвижности

изображения.

Сочетающий

в

себе

технику

кубизма

и

абстрактного

графического

искусства,

зачастую

трудночитаемый,

стиль

граффити придает композициям некоторую загадочность.

В большинстве стран граффити запрещено законом, но, тем не менее,

существуют понятия "легальной" и "нелегальной" стен. К первым относятся те

стены, которые городские власти предоставляют на "растерзание" писателям

граффити, руководствуясь стремлением украсить ту или иную часть города и

показать свою демократичность и терпимость по отношению к свободному

искусству (пример – забор на Октябрьской площади в Минске). Но запретный

плод сладок, и поэтому глубокой ночью либо ранним утром писатели выходят

на "работу" и полностью отдаются своим фантазиям, расписывая "нелегальные"

стены.

Содержанием граффити может стать признание в любви, забавные

подписи и комментарии к различным событиям, реклама, политические,

социально

направленные

высказывания.

Политические

граффити

часто

оформлены в виде острых памфлетов, лозунгов или стилизованных под

газетные полосы сюжетов. Здесь писателями выступают члены политических

партий и групп, радикальных студенческих движений или же просто

неудовлетворенные жизнью граждане.

Другая разновидность граффити - гангстерское граффити, которое

встречается только в крупных городах. По форме и содержанию оно сильно

PAGE \* MERGEFORMAT4

отличается от прочих и заключается в зашифрованных кодах, инициалах,

жестко стилизованных при помощи специальной каллиграфии. Члены банд

используют

граффити,

чтобы

обозначить

границы

своей

группировки

территориально и идеологически, а также чтобы предупредить врагов о

последствиях проникновения последних в их владения. Данное граффити,

очень близко соприкасаясь с такими формами искусства, как тату и дизайн

одежды, образовало даже некую закрытую урбанистическую систему.

Третью, наиболее распространенную разновидность граффити, называют

"Нью-Йоркским стилем" или "хип-хопом". Произошло оно из традиций

граффити, зародившихся в Нью-Йоркском метро в 1970-м году. В принципе,

"хип-хоп" - это более широкое движение, появившееся на базе рэп-музыки,

брейкдэнса и граффити. Этими граффити покрыты огромные площади в

городах США.

Принято думать, что граффити появилось на свет в Нью-Йорке конца 60-

х годов, когда тинейджер из Вашингтона Хайтс по имени Деметривс впервые

начал выводить свой творческий псевдоним TAKI и номер своей улицы 183 на

стенах и станциях подземки по всему Манхеттену. Вскоре другие тинейджеры

заприметили TAKI и стали спрэить собственные имена. Ранние "писатели" ни

черта не заботились о том, поймут ли их каракули уличные зеваки. Однако с

появлением сотни "голодных" писателей читаемость отдельного наскального

"хита" стала приобретать особую важность. А всё с одной единственной целью

– привлечь внимание прохожих. На этом этапе стиль письма и выбор места

также играл заметную роль. Каждому хотелось выделиться из общей массы и

получить признание себе подобных.

Но по-настоящему борьба развернулась, когда писатели открыли для себя

подземку

Нью-Йорка.

Место

было

что

надо.

Размалёванные

хитрыми

буквосплетениями, составы мчались туда-сюда, унося чьи-то имена. Краска

граффити постепенно стала просачиваться внутрь вагонов. Теперь уже выбор

локации уступает в важности и первостепенности самому письму. Ведь

изначально все буквы строились ровно в ряд и читались с полпинка. С

PAGE \* MERGEFORMAT4

появлением же радикальных стилей трудночитаемые каракули превликали всё

большее внимание. А вот и стиль письма, как способ узнать, кто эту гадость

накалякал, исчерпал себя. И писатели устремились приручать цвет и размер.

Некто Stay High и кое-кто ещё стали выписывать свои имена на

внешности поездов тонкими вытянутыми белыми буквами. И - что делало их

непохожими - во всю длину и ширину вагона. Открытие толстых колпачков

привело к созданию подлинных шедевров. Так , райтер по прозвищу Super Kool

заметил, что замена узеньких колпачков спреющих балонов на пузатые

позволит ему "накрывать" большие поверхности широкими размашистыми

"мазками". Когда он написал таким образом свое имя, получились жирные

розовые буковки в жёлтом окаймлении. Работа получилась так себе, но в то же

самое время это был самый цветной и выразительный кусок в мире граффити,

созданный в рамках subway system. А райтер Phase 2 из Бронкса был первым,

кто развил успех Super Kool(-a) и помог дизайну вырасти в буквах и

сформироваться окончательно. Цвет и выделение буковок теперь стало

аккуратным, и стиль писателей из Бронкса получил название bubble letters.

Следующая революция в стиле произошла, когда Pistol 1 - уже

бруклинский мастер - впервые нарисовал 3D. Работа состояла из собственно

самого имени в красно-белом с голубой окантовкой, что давало трёхмерное

настроение. Писатели со всего Нью-Йорка стекались, чтобы заценить этот

piece.

Город

бредил

повторением

подвига,

но

и

думать

не

смел

о

состоятельности выполнения задуманного. Но время спустя люди добились

своего. Каждый делал 3D со своими штрихами. Начались "стилевые войны".

Как только культура заявила о себе в полный голос, был снят документальный

фильм "Style Wars "(1984), написаны книги.

"Wild style" Именно так назывался и "граффити"- фильм (1982 г.)

независимого

кинорежисёра

Чарли

Ахерна,

главный

герой

которого

“расписывал” поезда в Южном Бронксе. Лента, по отзывам критики, получшась

“интересной социологически, но наивной драматургически”. Дни года спустя

вышла более достоверная вариация на ту же тему режиссера Стэни Латана под

PAGE \* MERGEFORMAT4

названием “Beat Street”, ставшая культовым хип-хоповским фильмом. Да,

поезда подземки стали идеальными объектами для художеств нью-йоркских

подростков. Юные творцы забирались в отстойники, и наутро поезда выходили

оттуда “обновленными”. Граффити обрело скорость. Оно стало мобильным и

отныне не ограничивалось стенами школ и туалетов. Послание, начертанное на

вагонеподземки, могли увидеть в разных районах многомиллионного города. В

1975 году глазам удивленной публики предстало “полотно” размером в целый

вагон, а год спустя - с состав. Особой любовью у граффитистов пользовались

плоские вагоны старого образца и белые поезда - самыми же “неподходящими”

считались бруклинские вагоны из гофрированной стали. Впрочем, для особо

настойчивых и это оказалось не препятствием. Властям все это пришлось не по

нутру. Дело не только в извечном начальничьем “не положено” - немало

граффитистов, и в самом деле, не столько творили, сколько хулиганили,

лихостью компенсируя отсутствие мастерства и вкуса. В середине 80-х

“подземное” начальство выжило-таки граффитистов из своих владений. “Есть

множество юных умов, которым есть что поведать миру. Но все, что они

сотворили, затирается машинами-монстрами МТА” - подвел горестный итог в

одном из своих поэтических опусов известный рэппер и уличный художник

Футура-2000.

Нью-Йорк по-прежнему почитается как “колыбель” граффити. Именно

там родился мир уличного искусства - со своей техникой, стилем и слэнгом.

Вообще-то, точнее было бы сказать - стилями. Ведь граффити - это множество

направлений и течений. От считающихся ныне уже немодными “надувных”

буквмастеров “старой школы” до невероятно изощренного, требующего

немалого мастерства и сноровки “wild style”, в котором причудливые письмена

сплетаются по прихоти автора в невероятно сложные узоры. Не говоря уж об

индивидуальной манере.

“Стиль,-

замечает

Генри

Чэлфант,

автор

книги

“Subway

Art”,

считающейся своего рода Библией среди граффитистов, для всякого “писателя”

- понятие вполне конкретное. Определется оно прежде всего формой самих

PAGE \* MERGEFORMAT4

букв

и

тем,

как

они

соединяются”.

А

техническое

мастерство

и

индивидуальный

стиль

достигаются

бесконечными

часами

упорнейших

тренировок. “Не существует легких способов для освоения сложного стиля, и

время, которое ты тратишь на учебу, не заменишь ничем,- пишет Чэлфант. -

Лучшая учеба здесь - это повторение. Ты должен еще раз пройти всю историю

искусства граффити. От простого к сложному”. Как, впрочем, и “черновик”,

куда заносятся и где потом бесконечно шлифуются все новые идеи.

Символично название одного документального фильма, посвященного

граффити, - “Война стилей”. На заре современного уличного искусства

основное средство в этой войне было простым и незамысловатым: поверх

работы конкурента наносилась собственная картинка или надпись. Иногда - за

неимением времени, средств или таланта - поступали еще проще: неугодное

граффити жирно перечеркивали крестнакрест.

Одно время в Нью-Йорке была дажее команда ТСО, то есть “the cross

outs” (англ. “cross out” - “вычеркивать”), которая, судя по названию, решила

объявить войну всем без исключения. Сейчас подобная манера считается

ребячеством, непростительным для настоящего мастера.

Есть два более цивилизованных способа выяснения отношений. В одном

случае конфликтующие стороны должны за определенное время (oт нескольких

часов до дня) “заполнить” часть стены. Выигрывает тот, чья работа будет

признана лучшей. При другой форме разрешения спора решающим оказывается

не качество, а количество. Творцам отводится определенный участок в городе.

Оговаривается время - обычно где-то от недели до месяца. Кто сумеет

“освоить” большую площадь, провозглашается победителем. И в том, и в

другом случае в качестве арбитра приглашается третий граффитист или

“команда”.

О

вознаграждении

договариваются

заранее.

Чаще

всего

проигравший расплачивается с победителем красками и прочими материалами.

Иногда он лишается права писать свое имя или подвергается физическому

наказанию - почти символическому. Ритуал здесь важнее собственно насилия.

Еще одно напоминание об извечном споре “кто - кого?” - названия-

PAGE \* MERGEFORMAT4

аббревиатуры команд (состоящие, как правило, из трех букв), которые нередко

заканчиваются “К” - “kings”. Это могут быть короли определенного стиля или

жанра, городского района или линии метро и т.д.

Былая непримиримая борьба с властями и друг с другом наложила свой

отпечаток и на “писательский” стиль. К примеру, так называемые “blockbusters”

- огромные, “квадратные” буквы, слегка наклоненные вперед или назад и

исполняющиеся обычно в двух цветах - вполне подходящее оружие, будь то

борьба с чужим граффити или девственно чистым вагоном муниципальной

подземки. Делай - раз! Делай - два! И вот вам, пожалуйста: максимальный

результат за минимальное время. К тому же огромные буквы как нельзя лучше

соответствовали самой сути граффити эпохи первоначального накопления

опыта - читай: “тэггинга”. Чье имя больше - тот и круче. История граффити как

искусства, как стиля началась с того самого момента, когда “первописатели”

вдруг осознали одну очень простую вещь: вывести свое имя “увесистыми”

буквами может, в принципе, любой, это всего лишь вопрос времени, но не

мастерства и индивидуальности.

1.2 Психолого-педагогические особенности подросткового возраста

Психологический

возраст

определенный

уровень

формирования

психики, который содержит возраст умственного развития, социальную

зрелость, эмоциональную зрелость, произвольность эмоций, уравновешенность,

зрелость личностного характера.

Подростковый

период

охватывает

возраст

от

10

до

15

лет.

Характеризуется, как начало перестройки организма подростка: ускоренное

физическое развитие, половое созревание. Особенность подросткового возраста

в том и есть, что внешне он взрослеет, а по внутренним особенностям и

возможностям остается ребенком, которому необходима ласка, внимание, игры

и т.п. В подростковом возрасте пробуждается и активно формируется

самосознание,

обостренное

чувство

достоинства,

осознание

половой

PAGE \* MERGEFORMAT4

принадлежности. Начинается переоценка давно знакомого и привычного,

формируется свое мнение и нередко очень прямолинейное, категоричное и

бескомпромиссное.

В этом возрасте так же свойственно реагировать остро на какие-либо

ситуации критического характера, например, потеря авторитета родителей,

оценка их личных качеств, достоинства, родителей, друзей. Все эти ситуации

могут привести к замкнутости, грубости, агрессивности, к употреблению

алкоголя, наркотиков и т.д.

В работе Л.С. Выготского, подростковый возраст представляется как

совокупность условий, в высшей степени предрасполагающих к воздействию

различных психотравмирующих факторов. Самыми сильнодействующими из

них

являются

недостойное

поведение

родителей,

конфликтные

взаимоотношения между ними, наличие у них недостатков, унизительных с

точки зрения подростка и окружающих, оскорбительное отношение к

подростку, проявление недоверия или неуважения к нему. Все это не просто

усложняет учебно-воспитательную работу, но и делает ее порой практически

невозможной. У подростка на этой почве могут возникнуть различные

отклонения в поведении.

Э. Штерн в своей работе рассматривал подростковый возраст как один из

этапов

формирования

личности.

По

его

словам,

переходный

возраст

характеризует не только как особая направленность мыслей и чувств,

стремлений и идеалов, но и особый образ действий. Штерн описывает

подростковый возраст как промежуточный между детской игрой и серьезной

ответственной деятельностью и подбирает для него новое понятие «серьезная

игра». Примером «серьезной игры» могут быть занятия спортом, выбор

профессии и подготовка к ней.

В концепции Д.Б. Эльконина, подростковый возраст, как всякий новый

период,

связан

с

новообразованиями,

которые

возникают

из

ведущей

деятельности предшествующего периода. Учебная деятельность производит

«поворот» от направленности на мир к направленности на самого себя.

PAGE \* MERGEFORMAT4

Решение вопроса «Кто я» может быть найдено только путем столкновения с

действительностью .

Из вышесказанного целесообразно выделить социальную ситуацию

развития подросткового возраста.

Социальная ситуация развития – это особое положение подростка в

системе принятых в данном обществе отношений. И в подростковом возрасте

она представляет собой переход от зависимого детства к самостоятельной и

ответственной взрослости. Подросток занимает промежуточное положение

между детством и взрослостью. Когда подросток начинает жить своей жизнью,

зачастую со стороны родителей осуществляется контроль, который негативно

сказывается на поведении подростка и приводит к последствиям: подросток

оказывается

лишенным

возможности

быть

самостоятельным,

научиться

пользоваться свободой. В этом случае у него активизируется стремление к

самостоятельности, на что взрослые реагируют более жестким контролем,

изолируя подростка от сверстников. Противостояние между родителями и

подростком лишь возрастает.

Родители должны выступать в роли взрослого друга в жизни подростка,

так как это является важным условием нормального развития личности

подростка. В отношениях с родителями положительным является включение

подростка в совместную деятельность, которая организуется на основе

единства интересов, увлечений. В ходе исполнения такой деятельности

возникают доверительные отношения, совместные переживания, чувства,

настроения.

Несмотря на важное положение родителей в жизни подростка, все же

типичной для этих отношений является наличие конфликтов, проявления

агрессии, грубости, упрямства. Все это в связи с тем, что подросток чувствует

себя взрослым и поэтому требует соответствующего отношения к себе, а

родители продолжают относиться к подростку, как к ребенку. И при условии

изменения родителями отношения к подростку, их общение может стать

продуктивным.

PAGE \* MERGEFORMAT4

Ведущей деятельностью в подростковом возрасте является интимно-

личностное общение, в ходе которого происходит полноценное развитие

личности подростка. Формируются взгляды, принципы, идеалы, жизненные

цели, усваиваются правила поведения. И главная положительная черта этой

деятельности

заключается

в

моделировании

реальных

общественных

отношений, что способствует потребности подростка войти в активную жизнь

общества.

Вхождение подростка в активную общественную или социальную жизнь

общества

сопровождается

обильным

потоком

информации,

жизненные

впечатления становятся разнообразнее, темп жизни ускоряется, а образование

становится более сложным. Следуя из этого, стоит выделить, что с обильным

потоком информации активизируются и начинают развиваться познавательные

процессы,

такие

как

ощущения,

восприятия,

представления,

память,

воображение, мышление, речь.

Ссылаясь

на

исследование

У.

Найссера,

представим

особенности

развития мышления в подростковом возрасте:

1.

в процессе обучения подросток осваивает на логическом уровне все

мыслительные операции;

2.

постепенно отдельные умственные операции, которые совершает

подросток, превращаются в единую целостную структуру.

3.

анализ

абстрактных

идей,

поиск

ошибки

и

логического

противоречия в абстрактных суждениях.

Таким образом, подростки начинают рассуждать, приобретая новый,

более глубокий и обобщенный взгляд на что-либо, т.е. у них происходит

становление мировоззрения, что самым непосредственным образом связанно с

интеллектуальным развитием.

Развитие познавательных процессов зависит от усложнения учебных

программ по мере взросления. Подросток приобретает взрослую логику

мышления, у него отмечается дальнейшее развитие таких познавательных

процессов, как восприятие и память.

PAGE \* MERGEFORMAT4

Восприятие – это целостное отражение предметов, ситуаций и событий,

возникающих при непосредственном воздействии физических раздражителей

на рецепторные поверхности.

Память – это процесс запечатления, сохранения, последующего узнавания

и воспроизведения следов прошлого опыта.

В подростковом возрасте осваиваются разные виды памяти: словесно-

логическая, произвольная, механическая, логическая. При помощи этих видов,

продуктивность непроизвольного запоминания замедляется и одновременно с

этим увеличивается продуктивность опосредованного запоминания.

Воображение в подростковом возрасте развивается параллельно с

мышлением, восприятием и памятью.

Воображение – процесс преобразования представлений, отражающих

реальную действительность, и создание на этой основе новых представлений.

Следует подчеркнуть, что воображение является неотъемлемой частью

психической жизни подростка. Л.С. Выготский предположил, что фантазия

подростка – это игра, переросшая в фантазию. Фантазия является продуктом

воображения, суть которого заключается в изменении облика реальной

действительности, отраженной в сознании. Термин «фантазия» используется в

качестве синонима воображения.

Фантазии

подростка

выполняют

регуляторную

функцию.

Неудовлетворенность потребностей и желаний подростка в реальной жизни

легко воплощаются в мире фантазий, поэтому воображение и фантазия в ряде

случаев приносят успокоение, снимая напряженность и устраняя внутренний

конфликт.

В подростковом возрасте продолжается активное развитие навыков

чтения, а также монологической и письменной речи.

Монологическая речь – речь, произносимая одним человеком, в то время

как слушатели только воспринимают речь говорящего, но прямо в ней не

участвуют.

PAGE \* MERGEFORMAT4

Письменная речь – особый вид речи, использующий графические

символы для передачи речевых звуков.

Основной особенностью развития чтения у подростков является развитие

способности декламировать наизусть прочитанный материал. Существенно

изменяется и монологическая речь подростков, появляется способность

самостоятельно готовить устное выступление, вести рассуждения, высказывать

мысли и аргументировать их. В свою очередь, письменная речь улучшается в

направлении от способности подростка к письменному изложению до

самостоятельного сочинения на определенную или произвольную тему.

Итак, познавательные процессы в подростковом возрасте достигают

высокого

уровня.

Закономерности

развития

мышления

определяют

в

значительной

мере

особенности

функционирования

и

развития

других

психических процессов. Некоторые авторы полагают, что именно в этот период

развития

личности,

интеллектуальные

способности

достигают

своего

максимума. Так, отечественный психолог Я.А. Пономарев, рассматривающий

творческий

процесс

как

результат

взаимодействия

разных

уровней

интеллектуальной деятельности человека, считает, что пик интеллектуального

развития достигается уже в 12 лет.

Следует отметить, что И.С. Кон выделил следующие новообразования

подросткового возраста:

1.

чувство зрелости;

2.

развитие самосознания, формирование идеала личности;

3.

склонность к рефлексии;

4.

интерес к противоположному полу, половое созревание;

5.

повышенная возбудимость, частая смена настроения;

6.

особое развитие волевых качеств;

7.

потребность в самоутверждении и самосовершенствовании в

деятельности, имеющей личный смысл;

8.

Самоопределение.

PAGE \* MERGEFORMAT4

Чувство

зрелости формирует

отношение

подростка

к

себе

как

к

взрослому. Он хочет, чтобы окружающие относились к нему как к взрослому

человеку, учитывали его мнение и потребности.

Развитие самосознания, формирование идеала личности. Направленно на

осознание

подростком

своих

личных

особенностей,

это

определяется

критическим отношением подростка к своим недостаткам. Идеал подростка

обычно складывается из качеств и достоинств других людей. Но так как

идеалом для подражания выступают и взрослые и сверстники, то образ

получается противоречивый и в принципе не всегда совместим в одном лице.

Возможно, это и является причиной несоответствия подростка своему идеалу,

что является поводом для переживаний.

Самопознание

или

склонность

к

рефлексии.

Основой

формой

самопознания является сравнение. Подросток через сравнение формирует свою

самооценку и определяет свое место в социуме. Его поведение регулируется

самооценкой, которая формируется при общении с окружающими. При

становлении самооценки большое внимание уделяется внутренним критериям.

Интерес к противоположному полу, половое созревание. В подростковом

возрасте меняются отношения между мальчиками и девочками. Проявление

интереса друг к другу только как к представителям противоположного пола.

Поэтому подростки начинают заботиться о своем внешнем виде: одежда,

прическа, фигура, манера общения и т.д. В результате у них появляется

потребность

стать

лучше,

тем

самым

начинают

заниматься

самосовершенствованием и самовоспитанием.

Дальнейшее физиологическое развитие приводит к тому, что между

подростками противоположных полов может возникнуть сексуальное влечение.

Сексуальные отношения очень часто интересуют подростков и чем меньше

развито чувство ответственности за себя и другого, тем раньше возникает

готовность к сексуальным контактам с представителями своего, так и

противоположного пола. Первые сексуальные контакты могут оказать большое

влияние на всю последующую интимную жизнь подростка.

PAGE \* MERGEFORMAT4

Повышенная возбудимость, частая смена настроения. Физиологические

изменения, чувство взрослости, изменения отношений с взрослыми, стремление

вырваться из-под их опеки, рефлексия – все это ведет к тому, что

эмоциональное состояние подростка становиться нестабильным. Все это

выражается

в

частой

смене

настроения,

повышенной

возбудимости,

«взрывоопасности»,

плаксивости,

агрессивности,

апатии,

безразличии

и

равнодушии.

Развитие волевых качеств. В формировании волевых качеств имеется

некоторая

последовательность,

где

сначала

развиваются

основные

динамические и физические качества (сила, быстрота, скорость реакции), а

затем

развиваются

качества,

связанные

со

способностью

выдержать

длительные нагрузки (выносливость, выдержка, терпение и настойчивость). И

только потом формируются более сложные и тонкие волевые качества

(концентрация внимания, сосредоточенность, работоспособность).

Потребность

в

самоутверждении

и

самосовершенствовании

в

деятельности, имеющей личный смысл. Подростковый возраст знаменателен

еще и тем, что именно в этом возрасте вырабатываются умения, навыки,

деловые качества, происходит выбор будущей профессии. В этом возрасте у

детей отмечаются повышенный интерес к различной деятельности, стремление

делать что-то своими руками, повышенная любознательность, появляются

первые мечты о будущей профессии. Первичные профессиональные интересы

возникают в учении и труде, что создает благоприятные условия для

формирования нужных деловых качеств. Потребность делать «по-взрослому»

стимулирует

подростков

к

самообразованию,

самосовершенствованию,

самообслуживания.

Работа,

выполненная

хорошо,

получает

одобрение

окружающих, что ведет к самоутверждению подростков.

Самоопределение. При формировании личных ценностей, в дальнейшем

определяется

содержание

деятельности

подростка,

сфера

его

общения,

избирательность отношения к людям, оценка этих людей и самооценка.

Начинается процесс профессионального самоопределения. В подростковом

PAGE \* MERGEFORMAT4

возрасте начинают формироваться организаторские способности, деловитость,

предприимчивость, умение налаживать деловые контакты, договариваться о

совместных делах, распределении обязанностей и др. Данные качества могут

развиваться в любой сфере деятельности, в которую вовлечен подросток: в

учении, труде, игре. К концу подросткового возраста процесс самоопределения

практически завершается, и некоторые умения и навыки, нужные для

дальнейшего профессионального становления, оказываются сформированными.

Таким

образом,

ознакомившись

с

психолого-педагогическими

особенностями подросткового возраста, мы выяснили, что этот возраст в

развитии подростка принято считать трудным, так как в этом возрасте

подросток начинает остро реагировать на ситуации критического характера.

Зачастую все эти ситуации могут привести к замкнутости, агрессии,

употреблению наркотиков и т.д. Следовательно, чтобы этого избежать,

социальному педагогу необходимо работать с подростками и проводить

профилактические работы.

1.3 Психологический аспект самовыражения через рисунки в стиле

граффити

С точки зрения психологии граффити - способ самовыражения личности.

«Ваше отношение к граффити как к молодежной субкультуре?»,- задали мы

вопрос в анкете. «Положительно»,- ответили 67% респондентов. Но не мал

процент и тех, кто равнодушен к граффити: «Равнодушно» - 23,8 %. Значит,

явление граффити не является среди подростков массовым.

И всё же граффити рисуют, а, значит, есть мотивы для этого. Граффити

рисуют по разным причинам. Для подростков главное не самовыражение, хотя

оно имеет место, а стремление оставить память о себе или каком-то памятном

для себя событии, а также наравне с этим стремление украсить экстерьер с

помощью

ярких

красок

граффити.

Это

- авангардность,

т.е.

признак

молодёжной субкультуры.

PAGE \* MERGEFORMAT4

Анализируя рисунки, мы увидели, что граффити создают по таким

причинам:

1. Желание сообщить о каком-либо факте или событии. Для школьников

таким событием является окончание школы. Граффити, повествующие об этом,

имеются на стенах средних школ Туруханска и Бора.

2. Стремление рассказать о своём чувстве - злости, ненависти, счастья,

радости или любви. В ответах на анкету такого варианта не было, но,

возможно, это просто очень личное. В граффити особенно интересны

признания в любви. Наверное, можно было высказать свои мысли в стихах,

песнях и еще множеством способов, но далеко не у всех это получается,

некоторые просто стесняются, и к тому же в таком виде меньше шансов, что их

чувства заметит адресат.

3. Утверждение личностной и групповой идентичности: собственные

имена и портреты, статус в группе. Это поиск своего пути во «взрослом мире»,

особый характер отношений со сверстниками. Период взросления отличают

стремление обособиться, прежде всего от старших, и желание принадлежать к

какой-либо общности сверстников. Присоединившись к группе. Молодой

человек обретает определённую степень безопасности, окружающие теперь

имеют представление о том, как его воспринимать, потому что на него

распространяются общегрупповые признаки.

4. Мотивы творчества с использованием символов. Это солнце, звезда,

могила, крест, круг, квадрат, треугольник. Многие из них отражают глубины

человеческого подсознания. «Треугольники говорят о логическом подходе к

жизни. Хорошо организованные люди предпочитают рисовать квадраты.

Толстые, жирные стрелки обычно рисуют весьма целенаправленные люди».

Вудуорд, У. Покажи мне, что ты рисуешь. // Ровесник.- 1994. «Цветочки,

солнца, гирлянды… Вы больше всего мечтаете о дружбе и нежности, а слова,

которые вертятся на языке, невольно переносите на бумагу: «Обрати на меня

внимание!» Спирали, круги и волнистые линии свидетельствуют о том, что

PAGE \* MERGEFORMAT4

чужие проблемы вообще не интересуют». Белокопытов, Ю.Н., Панасенко, Г.В.

История и культура менеджмента.- Красноярск.: Кн. издательство, 1994.- С.327.

Целый спектр чувств, мыслей, переживаний скрывается за простыми

рисунками учащихся: нежные чувства к кому-то, переживания о чём-либо,

надежда на лучшее в жизни, бунтарство, скрытая печаль, негативизм,

направленные против кого-либо или чего-либо.

Однако мотивы творчества встречаются реже, чем мотивы потребления

граффити в качестве самовыражения. Это один из признаков молодёжной

субкультуры.

Ответы на анкету показывают, что граффити являются романтической

компенсацией повседневной рутины, а это тоже - признак молодёжной

субкультуры.

Высказываний протеста против социальных или культурных норм или

каких-либо призывов в наших граффити мы не нашли. Они почти не

встречаются и в надписях, выполненных на стенах гаражей, на заборах, на

спинках стульев в школе.

Все изученные нами граффити по видам являются публичными,

личными, содержательными.

По-прежнему современные школьники, как и их родители в своё время,

рисуют в учебниках. По мнению психологов, надписи и исправления

школьников в собственных учебниках и книгах - один из способов

символического

опровержения

чужих

взрослых

знаков.

Учебники

для

подростков тоже представляют чужое пространство, как и те поверхности

общественных сооружений, на которых они рисуют граффити. Молодёжное

сознание является основой, носителем особой субкультуры, вторичной по

отношению к культурной среде взрослого населения. Обособленность от

культурных ценностей старших поколений - признак молодёжной субкультуры.

Исследуя результаты анкеты, я наткнулась на интересный факт - одна

девушка рисует граффити с целью оказания психологической поддержки своим

друзьям. Дело в том, что её одноклассники входят в состав школьной команды

PAGE \* MERGEFORMAT4

по киберспорту «АК - 47» и каждый из них имеет свою кличку или, как принято

их называть, «ник». Именно эти «ники» она и зарисовывает, используя при

этом замысловатые шрифты.

Все вышеприведённые мотивы создания граффити говорят о том,

что граффити с психологической точки зрения несут важную положительную

социальную функцию: они являются своеобразным средством коммуникации.

Настенные рисунки и надписи - разновидность коммуникации, свободной от

повседневных общественных ограничений в силу своей анонимности. Но

одновременно они же, по мнению психологов, являются оригинальной формой

девиантного поведения подростков. При правильном подходе любые формы

девиантного поведения поддаются коррекции. Коррекционно-воспитательная

деятельность в данном случае должна быть направлена, главным образом, на

разрушение определённых установок, представлений, ценностей, мотивов,

стереотипов

поведения

и

формирования

новых

с

целью

достижения

самореализации личности в обществе.

Исследуемые граффити ориентированы либо на проведение досуга, либо

на передачу и распространение информации. Социальные акции наши райтеры

не проводят. Это или из-за недостаточной сформированности субкультуры, или

из-за особенностей российского общества, той ролью, которую государство

играло в жизни человека. Досуг часто воспринимается как основная сфера

жизнедеятельности,

и

от

удовлетворённости

им

зависит

общая

удовлетворённость жизнью молодого человека. Это скорее культура досуга, а

не работы.

PAGE \* MERGEFORMAT4

Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по исследованию

особенностей социально-психологических характеристик личности

подростков

2.1Анкетирование и интервьюирование подростков

Для исследования были взяты два класса, в одном из которых

большинство детей граффити не занимались, а в другом классе дети увлекались

и рисовали граффити.

Участниками исследования стали учащиеся двух

седьмых классов в МБОУ «СОШ №42» в г. Набережные Челны.

Участникам было предложено изобразить эскиз граффити, который они

изобразили бы на стене или другой поверхности. Таким образом был выбран

класс с наиболее оригинальными и креативными граффити в качестве

сравнения с классом, в котором ученики граффити не рисуют. Фотографии

процесса представлены в Приложении 1.

Так же была осуществлена методика опросника проведения (Приложение

2) на классе в котором ученики увлекающиеся граффити, с целью выяснения

эмоционального

состояния

учеников

во

время

изображения

граффити,

результаты которой представлены в Приложении 2.

По результатам опроса было выявлено, что позитивное психическое

состояние

наблюдается

у

13

учеников

(52%),

психическое

состояние

преимущественно позитивное у 6 учеников (24%), средние показатели,

состояние носит неопределенный характер, может зависеть от настроения,

случайных обстоятельств было выявлено у 4 учеников (16%), негативная

тенденция в психическом состоянии проявляется у 2 учеников (8%).

Таким образом выявлено, что в классе рисующих граффити учеников

преобладает позитивное психическое состояние.

PAGE \* MERGEFORMAT4

По результатам исследования была составлена таблица с кратким

описанием эскиза граффити и наиболее часто используемых цветов у каждого

участника эксперимента, результаты представлены в Приложении 3.

Наиболее часто используемыми цветами являются: черный, голубой,

зеленый, белый, красный. Более редко в единичных эскизах встречались:

розовый, оранжевый, серый.

Карл

Густав

Юнг,

основоположник

аналитической

психологии,

познакомил современную психологию с идеей мандалы. В возрасте около

сорока лет Юнг покинул пост в университете, потому что академическая жизнь

для него утратила свою новизну и интерес. Он ежедневно выделял время для

анализа своей внутренней жизни и вел дневник снов, мыслей и рисунков.

Каждое утро в своем дневнике он набрасывал круговой рисунок, просто следуя

внутреннему импульсу. Очень скоро Юнг пришел к выводу, что его рисунки

меняются, отражая состояние его психики. Выбранные цвета выражают наше

внутреннее состояние, которое мы не осознаем.

Красный.

Страсть

и

энергия.

Сила

разрушения,

трансформации,

осознания глубинной мудрости через страдания. Энергия для выживания. Это

также воля к успеху, процветание. В избытке этот цвет говорит про агрессию,

импульсивность, готовность к разрушительным действиям.

Желтый. Цвет энергии, солнца и тепла. Индивидуальность, героичность,

независимость. Человек, выбирающий желтый цвет, умеет устанавливать свои

границы, обладает желанием идти вперед в поисках нового и ясностью ума.

Также, он способен ставить цели и активно их достигать. Обладает внутренним

потенциалом

и

большой

силой

воли.

Также,

желтый

символизирует

сообразительность

и

любознательность.

Обратной

стороной могут

быть

трудности

с

властью,

начальником,

заниженная

самооценка,

зависть,

переоценка своих сил, поверхностность. Желтый цвет может сигнализировать о

желании перемен, поиске внутреннего освобождения.

Синяя гамма отражает весь спектр эмоций от безусловного принятия в

светлом спектре, до абсолютной пассивности и погружения в бессознательное в

PAGE \* MERGEFORMAT4

темном. В рисунке мандалы указывает на хорошую интуицию, эмпатию и

возможность чувствовать других людей. Символизирует равновесие и покой во

всех сферах жизни. Синий цвет ассоциируют с женской энергией, как символ

доброй и принимающей матери. Светло-синий оттенок отражает благоговение

и оздоравливает нервную систему. Это цвет служения и неприхотливости.

Отрицательное значение: бездействие, скука, грусть. Может указывать на

конфликт с матерью. Темно-синий цвет отражает переживания, связанные с

угрозой для жизни.

Зеленый

указывает на стремление к внутреннему равновесию и

гармонии в душе. Символизирует мудрую способность воспринимать других

людей,

защищать

их

и

заботиться.

Говорит

о

зрелости,

способности

воспитывать и обучать других.

Отрицательное

значение: недостаток

искренности,

нечестность,

чрезмерная амбициозность и контроль других, жажда власти. Светло-зелёный

или бледно-зелёный сигнализирует о прекращении роста и ослабленном

энергетическом потенциале.

Белый

символизирует

единство.

Говорит

о

духовности,

чистоте,

невинности, совершенстве. Помогает мыслям и чувствам оставаться чистыми

от негатива. Не закрашенная область в центре – готовность к немедленным

переменам.

Отрицательное

значение: чрезмерное

стремление

к

совершенству,

холодность, замкнутость, пустота, равнодушие. Может говорить о потери

энергии, прохладном отношение к жизни, без эмоциональности, бегства от

сильных чувств или нежелании принять инстинктивную природу.

Черный – цвет тьмы, пустоты, интуиции и возрождения. Черный фон в

мандале говорит о раскрытии духовных ресурсов, побуждает использовать

более светлые цвета, которые на черном фоне кажутся светящимися.

Черный ассоциируется с самоотречением, уничтожением эгоцентризма

через самобичевание и различные обеты.

PAGE \* MERGEFORMAT4

Отрицательное значение: мрачность, отчаяние, страх, разочарование,

пессимизм, хаос. Может говорить о депрессии, утрате веры в идею,

представлении о самом себе.

Фиолетовый цвет отражает склонность к творческому мышлению,

мистике и магии. Используется для удаления препятствий.

Отрицательное

значение: меланхолия,

беспомощность,

сожаление

и

отречение. Темно-фиолетовый в центре мандалы может указывать на сильную

зависимость от матери с преобладанием чувства любви или ненависти.

Голубой

показывает

понимание

человеком

безграничности

величественного мира, способность сочувствовать, преданность.

Голубой цвет ассоциируется с образом матери и безусловной любовью,

способностью возрождаться.

В женских мандалах этот цвет указывает на положительное отношение к

себе как к женщине и идентификацию с материнскими функциями. Если же

этот цвет в большом количестве используется мужчиной, это может указывать

на некоторую пассивность.

Оранжевый отражает веру в свои силы, волю и амбиции, общительность,

желание творить. Цвет радости, благожелательности и оптимизма. Показывает

энергичное стремление к чему-то.

Отрицательное значение: легкомыслие и жажда престижа, тщеславие,

беспечность, рассеянность. Иногда указывает на сильную эмоциональную

зависимость от мужчины, высокие амбиции и противостояние авторитетам и

отцу. Может говорить о враждебном отношении к власти, недостатке

самодисциплины.

Серый

нейтральный

цвет

говорит

об

умении

объединять

противоположности, отсутствии или подавлении эмоций, равнодушии и

инерции.

Иногда серый цвет может указывать на чувство вины, а также может

свидетельствовать об апатии и усталости от жизни, невозможности увидеть

перспективу.

PAGE \* MERGEFORMAT4

Розовый в рисунке мандалы указывает на повышенную чувствительность,

застенчивость, уязвимость, потребность в заботе.

Говорит

о

мягкости,

женственности,

самоотверженности

и

альтруизме, если

рисует

женщина. Болезненное

состояние

уязвимости,

сентиментальности, если мужчина.

Отрицательное

значение: потеря

чувства

реальности,

обидчивость,

робость. Переживание эмоционального стресса, страх быть брошенным,

потребность в защите.

Таким образом, можно соотнести интерпретацию цветов и используемые

цвета в эскизах граффити. Выбранные цвета выражают внутреннее состояние,

которое испытуемые могут не осознавать либо скрыть.

2.2 Результаты диагностических методик

Креативность

по

Торренсу

(от

лат.

creatio

-

созидание)

-

это

чувствительность к задачам, дефициту и пробелам знаний, стремление к

объединению разноплановой информации; креативность выявляет связанные с

дисгармонией

элементов

проблемы,

ищет

их

решения,

выдвигает

предположения и гипотезы о возможности решений; проверяет и опровергает

эти гипотезы, видоизменяет их, перепроверяет их, окончательно обосновывает

результат. Э. Торренс разработал 12 тестов, сгруппированных в вербальную,

изобразительную и звуковую батарею. Невербальная часть данного теста,

известная как «Фигурная форма теста творческого мышления Торренса»

(Figural forms), была адаптирована в НИИ общей и педагогической психологии

АПН в 1990 году. Другая часть теста - «Завершение картинок» (Complete

Figures) была адаптирована в 1993-1994 годах в лаборатории диагностики

способностей и ПВК Института психологии Российской академии наук. Тест

Е. Торренса предназначен для взрослых, школьников и детей от 5 лет. Этот тест

состоит из трех заданий. Ответы на все задания даются в виде рисунков

и подписей

к ним.

Время

выполнения

задания

не ограничено,

так

как

PAGE \* MERGEFORMAT4

креативный

процесс

предполагает

свободную

организацию

временного

компонента творческой деятельности. Художественный уровень исполнения

в рисунках не учитывается.

На двух группах (семиклассниках рисующих граффити и семиклассниках

не рисующих граффити была проведена методика Торренса). Результаты

представлены в таблицах 1 и 2.

Таблица 1 – Результаты показателей у группы рисующих граффити

семиклассников.

Беглость

Гибкость

Оригинальность

Разработанность

Ученик 1

10,7

9,1

15,9

50,6

Ученик 2

10,9

8,9

15

39,1

Ученик 3

9,3

9,5

15,7

48,3

Ученик 4

10,5

9,2

17,5

34,8

Ученик 5

9

8,5

13,2

55

Ученик 6

10,4

9,2

15,8

42,8

Ученик 7

10,5

9,8

15,3

32,8

Ученик 8

9,6

8,9

13,1

65,8

Ученик 9

9,2

9,3

17,1

69,3

Ученик 10

9,8

9

13,7

83

Ученик 11

10,1

8,9

13,1

47,5

Ученик 12

10,6

9,1

17,2

48,5

Ученик 13

10,8

9,4

13,8

45,6

Ученик 14

9,8

9

15

49,6

Ученик 15

10,8

9,2

16,1

34,5

Ученик 16

10,6

9,5

17,8

92

Ученик 17

10,3

9,1

13,7

45,1

Ученик 18

9,8

9,2

15,1

39

Ученик 19

10,1

9,1

18,5

38

Ученик 20

9,6

8,7

18

51

Ученик 21

9,8

9,1

14,8

75,6

Ученик 22

10,1

8,7

15,6

46

Ученик 23

10,5

8,9

15,8

51,2

Ученик 24

10

9,1

13,9

48,3

Ученик 25

10,9

9,3

13,4

46,8

Средний

показатель

по группе

10,148

9,108

15,364

51,208

Оригинальность

и

разработанность

необходимо

преобразовать

в

стандартную Т-шкалу, а показатели беглости и гибкости у группы рисующих

граффити немного выше верхней границы нормы.

PAGE \* MERGEFORMAT4

Таблица 1 – Результаты показателей у группы не рисующих граффити

семиклассников.

Беглость

Гибкость

Оригинальность

Разработанность

Ученик 26

7,3

5,5

6,5

15,9

Ученик 27

8,1

7,4

7,8

25,6

Ученик 28

7

6,3

8,7

13,8

Ученик 29

7,8

6,9

3,5

17,1

Ученик 30

9,3

6,8

8,1

31,8

Ученик 31

7,5

5,4

9,1

19,6

Ученик 32

7,1

4,1

9,8

7,5

Ученик 33

6,5

5,9

8,1

15

Ученик 34

4,8

7,6

6,2

14,5

Ученик 35

9

5,8

6,5

14,1

Ученик 36

7,9

5,1

2

13

Ученик 37

6

7,3

9,4

13,1

Ученик 38

8

7,1

8,4

27

Ученик 39

7,4

6,1

9,6

4

Ученик 40

8,2

5,4

7,6

17,8

Ученик 41

7,9

5,8

7,9

19,5

Ученик 42

7,5

5,5

9,1

31,5

Ученик 43

7,9

6,5

2,5

14

Ученик 44

8,1

7,3

8,4

18,9

Ученик 45

3

6,9

8,1

17,8

Ученик 46

9,2

7,1

6,8

14,4

Ученик 47

7,4

5,9

7,8

28,7

Ученик 48

8,5

7,1

8,7

18,6

Ученик 49

6,1

5,4

6,4

16,8

Ученик 50

8,9

5,2

5,3

19,5

Средний

показател

ь по

группе

7,456

6,216

7,292

17,98

Оригинальность

и

разработанность

необходимо

преобразовать

в

стандартную Т-шкалу, а показатели беглости и гибкости у группы не рисующих

граффити немного ниже верхней границы нормы.

В таблице 3 представлены средние значения креативности учащихся. В

скобках указаны показатели стандартного отклонения.

PAGE \* MERGEFORMAT4

Таблица 3 – Средние значения показателей креативности у учащихся

разных классов.

Классы

Беглость

Гибкость

Оригинальность

Разработанность

1 — 2

9,0 (1,2)

7,5(1,7)

10,3(2,9)

22,4(8,8)

3 — 4

8,9(1,6)

7,6(1,6)

9,7(3,6)

31,7(15,2)

5 — 6

9,0(2,1)

6,8(2,2)

9,2(4,1)

30,4(16,5)

7 — 8

9,1(1,8)

7,4(1,9)

9,6(3,6)

31,8(17,4)

9

9,7(0,7)

8,1(1,3)

10,7(3,3)

40,4(13,6)

1 — 11

9,2(1,4)

7,6(1,6)

10,0(3,4)

31,3(35,3)

Сам Торренс утверждал, что для успеха во взрослой жизни одного только

творческого потенциала недостаточно. Для полной реализации возможностей

человеку также требуется наличие определённых умений и мотивации. Только

при условии сочетания этих трёх составляющих можно рассчитывать на

большие творческие достижения в дальнейшей жизни. Иными словами: мало

иметь способности к креативности, их нужно развивать и стремиться

применять смолоду.

Для сопоставления показателей творческого мышления (оригинальности

и разработанности) необходимо провести их преобразование в стандартную Т-

шкалу. Это позволит сравнивать результаты, полученные по КТТМ и

фигурному

тесту

творческого

мышления

П.Торранса.

Результаты

преобразования «сырых» показателей в Т–шкалу представлены в таблице 4 и 5.

Таблица 4 – Результаты показателей у групп семиклассников по Т-шкале.

балл ориганальности

по Т Шкале

балл разработанности

по Т Шкале

балл ориганальности

по Т Шкале

балл разработанности

по Т Шкале

Ученик 1

65

60

Ученик 26

40

40

Ученик 2

65

55

Ученик 27

45

45

Ученик 3

65

60

Ученик 28

45

35

Ученик 4

70

50

Ученик 29

35

40

Ученик 5

60

65

Ученик 30

45

50

PAGE \* MERGEFORMAT4

Продолжение табл.4

Ученик 6

65

55

Ученик 31

50

40

Ученик 7

65

50

Ученик 32

50

30

Ученик 8

60

70

Ученик 33

45

35

Ученик 9

70

75

Ученик 34

40

35

Ученик 10

60

85

Ученик 35

40

35

Ученик 11

60

55

Ученик 36

30

35

Ученик 12

70

60

Ученик 37

50

35

Ученик 13

60

55

Ученик 38

45

45

Ученик 14

65

60

Ученик 39

50

25

Ученик 15

65

50

Ученик 40

45

40

Ученик 16

70

90

Ученик 41

45

40

Ученик 17

60

55

Ученик 42

50

50

Ученик 18

65

55

Ученик 43

30

35

Ученик 19

75

50

Ученик 44

45

40

Ученик 20

75

60

Ученик 45

45

40

Ученик 21

60

80

Ученик 46

40

35

Ученик 22

65

55

Ученик 47

45

45

Ученик 23

65

60

Ученик 48

45

40

Ученик 24

60

60

Ученик 49

40

40

Ученик 25

60

55

Ученик 50

40

40

Средний

показатель

64,8

61

Средний

показатель

43,2

38,8

Таким образом, учитывая, что значения по Т-шкале 50 ± соответствует

возрастной норме, то у группы рисующих граффити показатель оригинальности

выше верхней границы нормы на 4,8 показателей, а показатель разработанности

выше на 1 показатель.

У группы не рисующих граффити показатель оригинальности ниже

нормы на 6,8, а показатель разработанности ниже нормы на 11,2.

График сравнения показателей у обеих групп представлен в графике 1

графике 2.

PAGE \* MERGEFORMAT4

График 1 – Сравнение показателей оригинальности у обеих групп

0

10

20

30

40

50

60

70

80

Ученики рисующие граффити

Ученики не рисующие граффити

График 2 – Сравнение показателей разработанности у обеих групп

0

10

20

30

40

50

60

70

80

90

100

Ученики рисующие граффити

ученики не рисующие граффити

Таким образом у группы рисующих граффити по итогам проведения

Теста креативности Торренса, показатели беглости, гибкости, оригинальности и

PAGE \* MERGEFORMAT4

разработанности выше тех же показателей чем у группы не рисующих

граффити.

Заключение

В целом мое исследование подтверждает обоснованность выдвинутого в

гипотезе

предположения

cопциально-психологические

характеристики

личности подростков личности подростков могут выражаться в виде граффити.

Цель курсовой работы была достигнута:

были изучены особенности

социально-психологических характеристик личности подростков рисующих и

не рисующих граффити.

Граффити

-

современный

развивающийся

вид

монументального

искусства. За прошедшие десятилетия оно распространилось по всему миру.

Существуют множество техник, различных стилистических решений.

Стиль

и

техника

граффити

как

особого

вида

монументального,

городского

«андеграундного»

искусства

постоянно

развиваются

и

совершенствуются. Каждая страна вносила нечто новое и свежее в это

искусство. Но после того как рисунки со стен города переместились на стены

музеев, галерей и памятников архитектуры, встал вопрос о вандализме и

провокационной сути граффити. В это же время отдельные работы «писателей»

начинают выставляться в тех же музеях и становятся предметом повышенного

спроса среди богатых коллекционеров.

Граффити, в принципе, невозможно контролировать или искоренить

путем наложения на него запретов. Поэтому как форма искусства и средство

выражения взглядов оно гибко, всеохватывающе и свободно от цензуры. Это

своего рода анонимный визуальный диалог писателя с другими членами

общества. Подростки склонны самовыражаться современными способами, в

том числе с помощью граффити.

PAGE \* MERGEFORMAT4

Проведенное исследование на учащихся седьмых классов МБОУ «СОШ

№42» г. Набережные Челны выявило различие в показателях креативности и

разработанности по Торренсу.

Чтобы работать с молодежью, нужно знать их интересы, проблемы.

Далеко не все педагоги знают молодежную субкультуру, понимают важность

установления контакта с ней. Для этого необходима комплексная работа с

учителями по повышению их осведомленности о неформальных молодежных

объединениях и формированию позитивного отношения к представителям

неагрессивных неформальных молодежных объединений. Важно разобраться в

проблемах, волнующих ребят, попытаться помочь в их решении.

Таким образом, данные исследований будут полезны и их можно

использовать в общеобразовательных учреждениях в качестве рекомендаций по

работе педагогов с обучающимися.

PAGE \* MERGEFORMAT4

Список использованных источников и литературы

1.

Башкатов

И.П.

Психология

неформальных

подростково-

молодёжных групп / И.П. Башкатов. М.: Информпечать, 2000. - 336 С.–С.34-56.

2.

Громов

Д.В.

Изучение

молодёжных

субкультур

России:

современное состояние и проблемы / Д.В. Громов // Этнографическое

обозрение.-2008.-С 37-48.

3.

Дереча, В. А. Психология зависимостей : учебное пособие для

вузов / В. А. Дереча. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство

Юрайт, 2023. — 217 с. – С.85-91

4.

Зубок Ю.А. Проблемы социального развития молодёжи в условиях

риска / Ю.А. Зубок // Социологические исследования. 2003. -№4.-С. 42-51.

5.

Ковалёва

А.И.

Концепция

социализации

молодёжи:

нормы,

отклонения, социализационная траектория / А.И. Ковалёва // Социологические

исследования. 2020. - № 1. - С. 109-115.

6.

Крысько, В. Г. Социальная психология : учебник для среднего

профессионального

образования /

В. Г. Крысько. —

4-е

изд. —

Москва :

Издательство Юрайт, 2021. — 553 с. – С.445-448

7.

Молчанов С.В. Психология подросткового и юношеского возраста :

учебник для академического бакалавриата / С. В. Молчанов. — Москва :

Издательство Юрайт, 2023. — 352 с.–С. 256-278.

8.

Положение

о

наркоконтроле

научно-исследовательских

работ

обучающихся

в

ФГБОУ

ВО

«Набережночелнинский

государственный

педагогический университет»

9.

Социальная педагогика : учебник и практикум для среднего

профессионального

образования /

С. А. Расчетина,

З. И. Лаврентьева,

М. Н. Липинская, В. В. Герцик ; ответственные редакторы С. А. Расчетина,

З. И. Лаврентьева. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 414 с. – С.350-

357.

PAGE \* MERGEFORMAT4

10.

Социология молодежи : учебник для вузов / Р. В. Леньков [и др.] ;

под редакцией Р. В. Ленькова. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва :

Издательство Юрайт, 2023. — 357 С.– С.135-148.

11.

Тихомиров

С.А.

Молодёжная

субкультура

и

«субкультурная

молодёжь» в современном российском обществе / С.А. Тихомиров // Вестник

Герценовского университета. 2009. - № 3. - С. 58-62.

12.

Тигунцева, Г. Н. Психология отклоняющегося поведения : учебник

и практикум для вузов / Г. Н. Тигунцева. — Москва : Издательство Юрайт,

2023. — 349 С. – С.138-139.

13.

Федеральный закон от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ "Об основных

гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" .–С.37-38.

14.

Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в

Российской Федерации".–С.14-27.

15.

Практикум

по

психодиагностике:

учеб.-метод.

пособие

по

дисциплине «Психодиагностика» для обучающихся факультета психологии 3

курса очной и 4 курса заочной форм обучения направления подготовки 37.03.01

Психология уровня бакалавриат / В.С. Густодымова. ФГАОУ ВО «Крымский

федеральный университет имени В.И. Вернадского». ― Симферополь, 2016. ―

75 с.



В раздел образования