Напоминание

«ОПТИМИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА» /Подготовительный и начальный этап обучения/


Автор: Рагимова Ольга Борисовна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МОАУ ДО ДДТ "Вдохновение" города Кирова
Населённый пункт: г Киров
Наименование материала: статья
Тема: «ОПТИМИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА» /Подготовительный и начальный этап обучения/
Раздел: дополнительное образование





Назад




Муниципальное образовательное автономное учреждение дополнительного

образования «Дом детского творчества «Вдохновение» города Кирова

Статья

«ОПТИМИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА»

/Подготовительный и начальный этап обучения/

Автор: Рагимова Ольга Борисовна

педагог дополнительного образования

высшей категории

Образцового детского коллектива

Кировской области Школы танца

«Забава»

Киров

2025

Образцовый детский коллектив Кировской области Школа танца

«Забава»

– одно из ведущих творческих объединений Дома детского

творчества «Вдохновение» города Кирова. Здесь накоплен богатый опыт по

удовлетворению

социокультурных

и

образовательных

потребностей

разновозрастного контингента обучающихся, по органичному сочетанию

форм образовательной, творческой деятельности и досуга.

Ежегодно, в начале сентября, ансамбль принимает в свои ряды новых

воспитанников. Это значит, что коллектив живет, творит, развивается, а мы,

педагоги, ждем и верим, что у нас появятся новые преданные, трудолюбивые

и влюбленные в искусство танца дети.

Недаром говорят, «все начинается с детства», а именно с того момента,

когда родители задумываются над тем, чем должен заниматься их ребенок, в

какой творческий коллектив его записать и как его развивать. Очень многие

выбирают танец.

Явления красоты, возвышенного, прекрасного имеют для каждого

человека, и взрослого, и ребенка, огромное значение. Но при поступлении в

коллектив отношение родителей и детей к занятиям носит индивидуальный и

строго выборочный характер. Родители отдают детей в хореографические

коллективы по разным мотивам. Одни – для укрепления здоровья, другие –

для общего развития, а кто-то желает видеть своего ребенка исключительно

«звездой»… Для детей же, танец – это мир красоты, движения, звуков,

световых

красок,

костюмов,

то

есть

мир

волшебного

искусства.

Сосредоточить интересы родителей, детей и коллектива порой непросто.

Многие, глядя с какой легкостью и мастерством танцуют дети на сцене,

забывают, что за этим стоит каждодневный упорный труд.

Мне было всего пять лет, когда по телевидению я впервые увидела

выступление детского ансамбля песни и танца имени Локтева и загорелась

непременным желанием научиться танцевать так же, как эти маленькие

артисты на экране. Моя мечта осуществилась. Десять лет я занималась

в большом и дружном Образцовом хореографическом коллективе, с детства

познала и труд «до седьмого пота», и непередаваемую радость от концертных

выступлений, поездок, общения. Это самые счастливые воспоминания моего

детства.

Коллектив всегда был для меня вторым домом, а я просто не могла

представить свою жизнь без танца. Внимательно вслушиваясь в каждое

замечание педагога на занятиях и репетициях, я училась ценить все лучшее,

что вкладывалось в нас, танцоров, с огромной и требовательной любовью. Но

в полной мере я поняла, как сложен и многогранен труд педагога, когда мне

самой пришлось репетировать концертные номера с младшими участниками

ансамбля.

Со временем, любимое увлечение переросло в любимую профессию, но

я никогда не забываю свой «детский опыт». Именно он, в сочетании с

профессиональным образованием, и сегодня является для меня бесценным.

Я ощущаю себя не просто педагогом, а как бы участником ансамбля, и

каждый

раз

вместе

со

своими

учениками

заново

переживаю

весь

2

увлекательный процесс становления маленького танцора в неповторимую

творческую личность.

Формирование и воспитание танцора – процесс длительный, сложный,

требующий от всех его участников (педагогов, детей и родителей), многих

человеческих качеств, а также максимум упорства и терпения. Поэтому

очень важно уже на первом этапе, при поступлении детей в коллектив, дать

родителям ориентиры, показать полезные и максимально ослабить ложные

направления их активности на пути развития способностей ребенка,

изначально определив перспективы результативности и успешности.

Начиная с первого этапа обучения, особое внимание я уделяю

созданию оптимальных условий для гармоничного сочетания собственно

учебной деятельности, в рамках которой формируются базовые знания,

умения и навыки по основам хореографии, с деятельностью творческой,

связанной

с

развитием

индивидуальных

задатков

воспитанников,

их

познавательной активности и личностно - мотивационной сферы.

Оптимизация (от лат. optimum - наилучшее) – это процесс выбора

наилучшего варианта из множества возможных.

С

одной

стороны,

оптимизация

предполагает

приспособление

педагогического процесса к имеющимся условиям, а с другой – сама создает

новые условия и требует приспособления к ним этого процесса.

Важно

отметить,

что

в

основе

педагогических

требований

к определению содержания, методики и организации занятий с детьми по

хореографии лежит принцип воспитывающего обучения. Воспитание

и обучение

образуют неразрывное единство. Педагогический процесс

строится таким образом, чтобы дети, приобретая знания, овладевая навыками

и

умениями

по

предмету,

одновременно

формировали

бы

свое

мировоззрение, приобретали лучшие взгляды и черты характера.

От

общей

культуры

и

знаний

педагога

во

многом

зависит

мировоззрение, моральный и эстетический принципы его учеников: все

хорошее, как и все плохое, что есть в преподавателе, переходит к ним.

Именно отношения с педагогом в дошкольном и младшем школьном

возрасте оказываются для ребенка особенно притягательными и значимыми.

Преобладающее значение отношения педагога к воспитаннику не

случайно: слишком много значит педагог в жизни маленького танцора,

слишком велик для него авторитет знаний педагога, его опыта, мудрости,

слишком зависим, он в своих успехах от того, с каким педагогом встретился.

Формирование сотрудничества между педагогом коллектива и семьей

воспитанника

обеспечивает

субъектную

позицию

всех

участников

педагогического процесса и является непременным условием для успешной

организации всего образовательного процесса особенно на подготовительном

и начальном этапе обучения. Поэтому, я стараюсь наиболее активно

привлекать родителей и детей к анализу собственной и коллективной

деятельности. В течение учебного года проводятся совместные уроки,

консультации и репетиции, различные мероприятия с целью формирования

3

положительной установки на сотрудничество, мотивации на общий результат

и успешность совместной деятельности.

Дошкольный и младший школьный возраст – период впитывания,

накопления знаний, период усвоения по преимуществу.

В возрасте 6-10 лет память ребенка обладает высокой пластичностью

и огромными естественными возможностями, однако важно прилагать

немало усилий для выработки у него умений самоконтроля, навыков

самопроверки, рациональной организации своей деятельности.

Мышление

у

детей

этого

возрастного

периода

развивается

от эмоционально-образного к абстрактно-логическому, но необходимо

поднять мышление ребенка на качественно новый этап, развить интеллект до

уровня

понимания

причинно-следственных

связей.

Поэтому

в

целях

повышения

эффективности

образовательного

процесса

я

использую

проблемную методику. В отличие от традиционной, когда детям сообщается

«готовая информация обучения», проблемная методика предлагает более

активную умственную и эмоциональную деятельность.

Стремление маленького танцора к яркому, необычному, желание

познать прекрасный мир танца и достойно пройти испытания – все это

должно удовлетворяться в разумной, приносящей пользу и удовольствие

деятельности, развивающей у детей трудолюбие, навыки коллективных

действий, разностороннюю активность и творческое начало.

Танец является чем-то большим, чем просто движения под музыку.

Это способ работы над собой. То, чем начал заниматься, должно быть

выполнено добросовестно и доведено до конца. Склонность детей бросать

начатое дело на полдороги в дальнейшем оборачивается несобранностью уже

взрослого человека, поэтому весь образовательный процесс в коллективе

я

строю

по

принципу

ответственности,

он

является

основным

и определяющим. Дело даже не в достижении результатов, а в понятии долга,

его выработке и развитии. На занятиях и репетициях я стараюсь пробуждать

уважение к общему труду, воспитывать способность подчинять личное

общественному.

Маленькие

танцоры

становятся

более

собранными,

внимание на занятиях и репетициях обостряется, они быстрее и четче

выполняют поставленные задачи.

Дети, как правило, любят проявлять самостоятельность и, если в меру

ее поощрять, они совершают чудеса. Почувствовав ответственность

за порученное дело и доверие к себе, они сами устанавливают дисциплину,

быстрее усваивают показанное, проявляют инициативу.

Опираясь на природную склонность детей к «деланию», я стараюсь

каждое занятие превратить в ряд интересных действий, которые позволяют

ребенку испытывать удовлетворение от собственной деятельности. Интерес,

являясь составной частью эмоционального мира ребенка, дает ему новые

стимулы для развития. Поэтому, организуя процесс обучения, я обязательно

выделяю эмоционально-волевой компонент. Интересы ребенка я формирую

поэтапно – сначала в процессе игровой, а затем непосредственно в учебной,

концертной и творческой деятельности.

4

В коллективе ребенок получает возможность проявить свои знания,

отношение к окружающим, к деятельности: стремление оказать помощь,

добиться

результата,

позаботиться

о

сверстниках,

проявить

доброту,

трудолюбие.

Хореографический

коллектив

в

определенном

смысле

и в определенных условиях способствует разрешению возникающих проблем

у детей: снимает отрицательные факторы (закомплексованность в жизни

и в движении, в походке, в поведении и т.д.); воспитывает ответственность

(необходимая

черта

в

характере

маленького

человека,

так

как

безответственное отношение одних порой раздражает и расслабляет других);

убирает тенденцию «исключительности» некоторых детей (это отрицательно

влияет на весь коллектив); бережет ребенка от нездорового соперничества,

«звездной болезни».

Практика показывает, что дети быстрее развиваются в смешанных по

возрастному составу группах, когда путем общения и передачи знаний

и умений в динамических парах и группах каждый учит каждого.

Поэтому

я

максимально

стараюсь

учитывать

существующие

в коллективе реальные отношения между воспитанниками. В самих этих

отношениях, если даже они складываются, не зависимо от нас, многое может

быть с успехом использовано в воспитательном плане. Оптимизация этого

процесса

связана

с

совершенствованием

содержания

и

структуры

хореографической

деятельности

детей

в

коллективе,

со

специальной

организацией их коллективного общения как особого вида деятельности,

с

целенаправленным

воспитанием

у

ребенка

культуры

личностного

восприятия друг друга, с организацией индивидуальной помощи в процессе

обучения,

саморегуляции

поведения

и

социально

полезного

самоутверждения в коллективе.

Однако, гармоничное развитие ребенка (согласие интеллекта и чувств,

умственных

и

физических

качеств,

раскрепощенности

и

осознанной

дисциплины) возможно лишь при внутренней целостности художественно-

педагогического

процесса,

когда

каждый

художественный

прием

педагогически инструментирован, а каждая педагогическая задача решается

средствами, свойственными художественной специфике занятий.

Многократное

повторение

танцевальных

элементов,

на

котором

основана методика обучения хореографии, доставляет немало проблем

начинающим танцорам. Поэтому на занятиях и репетициях я делаю такой

расклад движения, при котором оно приобретает элемент новизны и более

яркую эмоциональную окраску с каждым последующим повторением, что в

свою

очередь

способствует

развитию

танцевально-музыкальной

выразительности.

Одна

из

важнейших

задач

оптимально

организованного

образовательного процесса в хореографическом коллективе – выявление и

развитие склонностей и дарований юных танцоров, в соответствии с их

индивидуальными

особенностями,

способностями

и

возможностями.

Результативность данного процесса во многом обеспечивается активной,

5

эмоционально-окрашенной деятельностью, в которую ребенок вкладывает

всю душу, в которой полностью реализует свои возможности, выражает себя

как личность. Такая деятельность приносит удовлетворение, становится

источником энергии и вдохновения не только для воспитанника, но и

педагога. Сложность в том, что потребности и мотивы деятельности ребенка

в период интенсивного становления очень подвижны и переменчивы.

Стараясь разумно направлять процесс развития личности воспитанника и

стремясь всемерно раскрыть его потенциал, я даю маленькому танцору

возможность занять оптимально правильную позицию активного деятеля.

Процесс обучения и общения с воспитанниками я строю с позиции

сотрудничества и сотворчества: «Я тебя принимаю, понимаю, уважаю,

сопереживаю, помогаю и люблю».

Очень важно грамотно использовать реальные возможности каждого

ребенка. При организации образовательного процесса, я отбираю учебный

материал исключительно с учетом специфики конкретной учебной группы,

конкретного воспитанника, а также учитываю индивидуальную степень

интенсивности в нарастании нагрузок и технической сложности. В своей

педагогической деятельности я придерживаюсь следующей позиции: каждый

ребенок индивидуален и проходит свой неповторимый путь развития, и это

развитие должно измеряться не в сравнении его с другим ребенком и тем

более не с каким-либо стандартом, а только по отношению к нему самому –

вчерашнему, сегодняшнему, завтрашнему. Для наиболее успешного решения

поставленных

задач

в

установленное

время,

я

практикую

создание

специальных

групп

с

характерными

особенностями

и

проблемами

в обучении на определенный временной период.

У

начинающих

детей

не

всегда

хватает

терпения

заниматься

длительное время, если они не видят результата своего труда. Поэтому,

я считаю, что на начальном этапе целесообразно делать разнообразные

этюды и небольшие постановочные работы с использованием несложных

танцевальных элементов, применяя элементарные знания и умения детей.

Это дает стимул маленьким танцорам в учебно-тренировочной работе,

приучает

их

к

ответственности

за

свое

представление,

воспитывает

сценическую культуру. Конкретные успехи доставляют детям радость.

И,

наоборот,

отсутствие

радостной

творческой

работы,

делает

ее бессистемной и бесперспективной. Я стараюсь не ставить перед

воспитанниками

таких

целей,

достижение

которых

требует

больших

возможностей, чем те, которыми они обладают.

Наиболее

эффективным

моментом

в

своей

педагогической

деятельности, я считаю применение вариативного подхода в составлении и

корректировке

репертуарного

плана.

Это

предполагает

переработку

концертных номеров под индивидуальные возможности танцоров. Один и

тот же концертный номер имеет несколько вариантов по уровню сложности

танцевальной лексики и временной продолжительности.

6

Воспитательным моментом в коллективе является полная занятость

детей в репертуаре ансамбля. Это является стимулом для занятий, так как

дети знают, что никто из них не останется в стороне.

Педагогу важно всегда помнить, что нельзя в угоду художественной

стороне дела обидеть ребенка, отстранив его участия в постановке из-за не

совсем пригодных физических данных, плохой сообразительности и т.д., и

обязательно подобрать для него индивидуальную роль или партию. Любую

постановку следует рассматривать как средство расширения кругозора

ребенка, знакомства его с жизнью.

Полезен совместный просмотр и совместное обсуждение концертных

программ,

спектаклей

как

профессиональных,

так

и

любительских

коллективов,

проведение

анализа

концертных

выступлений

своего

коллектива. Важно уделить внимание каждому ребенку, учитывая его

индивидуальные

особенности

характера,

останавливаясь

как

на

положительных, так и на отрицательных моментах программы. Вовремя

сказанное доброе слово, проявление поддержки, одобрения, как и грамотное

замечание, во многом помогут в полной мере раскрыться талантам и

способностям детей.

Активность

детей

в

хореографическом

коллективе

зависит

от

творческой

инициативы

педагогов,

от

их

стремления

вести

своих

воспитанников

к

совершенствованию

исполнительского

мастерства

и

здоровому духовному и творческому развитию.

В

творческой

деятельности

заложены

огромные

возможности

воспитательного характера. Воспитывает все, что связано с участием детей в

коллективе:

художественный

педагогический

уровень

репертуара,

планомерные и систематические учебные занятия, взаимоотношения с

педагогом,

окружающим

миром.

Посещение

спектаклей,

концертов,

художественных выставок, встречи с творческими людьми, специальные

беседы, лекции формируют маленького человека, развивают в нем чувство

прекрасного. Проводится эта работа постоянно и опирается на систему

различных форм, методов и средств. Я использую для этого либо специально

организованное внеурочное время, либо непосредственно учебные занятия.

Каждое занятие, каждый шаг в овладении детьми исполнительским

мастерством,

каждый

прожитый

день,

репетиция

или

концерт,

рассматривается как поступательное звено в единой цепи воспитания.

В

обращении

с

детьми

необходимо

проявление

симпатии,

уважительного интереса к их радостям и огорчениям, к их сложностям в

познании, в творчестве и жизни во всех ее проявлениях. Задача педагога – не

дать угаснуть творческому интересу ребенка, всячески его развивать и

укреплять.

Увлечение и вдохновение – источник интеллектуального роста

личности, эта та ниточка, на которой держится желание учиться. Занятия

становятся интересными только тогда, когда ребенок видит результаты своих

усилий в творчестве. Если обучение сопровождается яркими и волнующими

впечатлениями, познание становится очень крепким и необходимым.

7

У каждого педагога свой стиль работы, своя методика и система

требований. От их характера, последовательности и содержания зависит

развитие коллектива, его нравственных основ. Практика показывает, что чем

выше и обоснованнее требования педагога, тем выше организация его

работы, нравственный настрой детей. И, наоборот, чем ниже уровень

требований, тем ниже показатели в коллективе. Но в любом случае, если

педагог

правильно

формирует

свои

требования,

и

они

отвечают

определенным условиям, он должен помнить, что они должны быть:

последовательны, понятны, оправданы и посильны для выполнения.

Обучающиеся Школы танца «Забава» стабильно показывают высокий

уровень овладения системой знаний, умений и навыков, общей культуры

и эмоционально-ценностного отношения к миру, успешно выступают

в концертных программах международного, регионального, областного и

городского

уровня,

сотрудничают

с

другими

хореографическими

коллективами.

Концертные

группы

ансамбля

ежегодно

принимают

участие

в

международных, всероссийских, межрегиональных конкурсах и фестивалях

хореографических коллективов, занимая исключительно призовые места

(Дипломы Гран-при и Лауреатов I, II степени).

В заключении, стоит отметить, что применение на практике методики

оптимизации образовательного процесса эффективно помогает педагогу-

хореографу:

1.

Комплексно ставить и решать задачи образования, воспитания и

развития.

2.

Грамотно

изучать

и

учитывать

реальные

возможности

воспитанников при организации образовательного процесса.

3.

Выделять главное, существенное в содержании учебного материала,

избирать рациональную последовательность основных элементов

занятия и сочетать с оптимальным темпом обучения.

4.

Умело выбирать эффективные формы, методы и средства обучения

и воспитания.

5.

Дифференцировано

и

оптимально

использовать

чередование

различных видов деятельности.

6.

Создавать необходимые условия для оптимального творческого

процесса.

8



В раздел образования