Автор: Рагимова Ольга Борисовна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МОАУ ДО ДДТ "Вдохновение" города Кирова
Населённый пункт: г Киров
Наименование материала: статья
Тема: «ОПТИМИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА» /Подготовительный и начальный этап обучения/
Раздел: дополнительное образование
Муниципальное образовательное автономное учреждение дополнительного
образования «Дом детского творчества «Вдохновение» города Кирова
Статья
«ОПТИМИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА»
/Подготовительный и начальный этап обучения/
Автор: Рагимова Ольга Борисовна
педагог дополнительного образования
высшей категории
Образцового детского коллектива
Кировской области Школы танца
«Забава»
Киров
2025
Образцовый детский коллектив Кировской области Школа танца
«Забава»
– одно из ведущих творческих объединений Дома детского
творчества «Вдохновение» города Кирова. Здесь накоплен богатый опыт по
удовлетворению
социокультурных
и
образовательных
потребностей
разновозрастного контингента обучающихся, по органичному сочетанию
форм образовательной, творческой деятельности и досуга.
Ежегодно, в начале сентября, ансамбль принимает в свои ряды новых
воспитанников. Это значит, что коллектив живет, творит, развивается, а мы,
педагоги, ждем и верим, что у нас появятся новые преданные, трудолюбивые
и влюбленные в искусство танца дети.
Недаром говорят, «все начинается с детства», а именно с того момента,
когда родители задумываются над тем, чем должен заниматься их ребенок, в
какой творческий коллектив его записать и как его развивать. Очень многие
выбирают танец.
Явления красоты, возвышенного, прекрасного имеют для каждого
человека, и взрослого, и ребенка, огромное значение. Но при поступлении в
коллектив отношение родителей и детей к занятиям носит индивидуальный и
строго выборочный характер. Родители отдают детей в хореографические
коллективы по разным мотивам. Одни – для укрепления здоровья, другие –
для общего развития, а кто-то желает видеть своего ребенка исключительно
«звездой»… Для детей же, танец – это мир красоты, движения, звуков,
световых
красок,
костюмов,
то
есть
мир
волшебного
искусства.
Сосредоточить интересы родителей, детей и коллектива порой непросто.
Многие, глядя с какой легкостью и мастерством танцуют дети на сцене,
забывают, что за этим стоит каждодневный упорный труд.
Мне было всего пять лет, когда по телевидению я впервые увидела
выступление детского ансамбля песни и танца имени Локтева и загорелась
непременным желанием научиться танцевать так же, как эти маленькие
артисты на экране. Моя мечта осуществилась. Десять лет я занималась
в большом и дружном Образцовом хореографическом коллективе, с детства
познала и труд «до седьмого пота», и непередаваемую радость от концертных
выступлений, поездок, общения. Это самые счастливые воспоминания моего
детства.
Коллектив всегда был для меня вторым домом, а я просто не могла
представить свою жизнь без танца. Внимательно вслушиваясь в каждое
замечание педагога на занятиях и репетициях, я училась ценить все лучшее,
что вкладывалось в нас, танцоров, с огромной и требовательной любовью. Но
в полной мере я поняла, как сложен и многогранен труд педагога, когда мне
самой пришлось репетировать концертные номера с младшими участниками
ансамбля.
Со временем, любимое увлечение переросло в любимую профессию, но
я никогда не забываю свой «детский опыт». Именно он, в сочетании с
профессиональным образованием, и сегодня является для меня бесценным.
Я ощущаю себя не просто педагогом, а как бы участником ансамбля, и
каждый
раз
вместе
со
своими
учениками
заново
переживаю
весь
2
увлекательный процесс становления маленького танцора в неповторимую
творческую личность.
Формирование и воспитание танцора – процесс длительный, сложный,
требующий от всех его участников (педагогов, детей и родителей), многих
человеческих качеств, а также максимум упорства и терпения. Поэтому
очень важно уже на первом этапе, при поступлении детей в коллектив, дать
родителям ориентиры, показать полезные и максимально ослабить ложные
направления их активности на пути развития способностей ребенка,
изначально определив перспективы результативности и успешности.
Начиная с первого этапа обучения, особое внимание я уделяю
созданию оптимальных условий для гармоничного сочетания собственно
учебной деятельности, в рамках которой формируются базовые знания,
умения и навыки по основам хореографии, с деятельностью творческой,
связанной
с
развитием
индивидуальных
задатков
воспитанников,
их
познавательной активности и личностно - мотивационной сферы.
Оптимизация (от лат. optimum - наилучшее) – это процесс выбора
наилучшего варианта из множества возможных.
С
одной
стороны,
оптимизация
предполагает
приспособление
педагогического процесса к имеющимся условиям, а с другой – сама создает
новые условия и требует приспособления к ним этого процесса.
Важно
отметить,
что
в
основе
педагогических
требований
к определению содержания, методики и организации занятий с детьми по
хореографии лежит принцип воспитывающего обучения. Воспитание
и обучение
образуют неразрывное единство. Педагогический процесс
строится таким образом, чтобы дети, приобретая знания, овладевая навыками
и
умениями
по
предмету,
одновременно
формировали
бы
свое
мировоззрение, приобретали лучшие взгляды и черты характера.
От
общей
культуры
и
знаний
педагога
во
многом
зависит
мировоззрение, моральный и эстетический принципы его учеников: все
хорошее, как и все плохое, что есть в преподавателе, переходит к ним.
Именно отношения с педагогом в дошкольном и младшем школьном
возрасте оказываются для ребенка особенно притягательными и значимыми.
Преобладающее значение отношения педагога к воспитаннику не
случайно: слишком много значит педагог в жизни маленького танцора,
слишком велик для него авторитет знаний педагога, его опыта, мудрости,
слишком зависим, он в своих успехах от того, с каким педагогом встретился.
Формирование сотрудничества между педагогом коллектива и семьей
воспитанника
обеспечивает
субъектную
позицию
всех
участников
педагогического процесса и является непременным условием для успешной
организации всего образовательного процесса особенно на подготовительном
и начальном этапе обучения. Поэтому, я стараюсь наиболее активно
привлекать родителей и детей к анализу собственной и коллективной
деятельности. В течение учебного года проводятся совместные уроки,
консультации и репетиции, различные мероприятия с целью формирования
3
положительной установки на сотрудничество, мотивации на общий результат
и успешность совместной деятельности.
Дошкольный и младший школьный возраст – период впитывания,
накопления знаний, период усвоения по преимуществу.
В возрасте 6-10 лет память ребенка обладает высокой пластичностью
и огромными естественными возможностями, однако важно прилагать
немало усилий для выработки у него умений самоконтроля, навыков
самопроверки, рациональной организации своей деятельности.
Мышление
у
детей
этого
возрастного
периода
развивается
от эмоционально-образного к абстрактно-логическому, но необходимо
поднять мышление ребенка на качественно новый этап, развить интеллект до
уровня
понимания
причинно-следственных
связей.
Поэтому
в
целях
повышения
эффективности
образовательного
процесса
я
использую
проблемную методику. В отличие от традиционной, когда детям сообщается
«готовая информация обучения», проблемная методика предлагает более
активную умственную и эмоциональную деятельность.
Стремление маленького танцора к яркому, необычному, желание
познать прекрасный мир танца и достойно пройти испытания – все это
должно удовлетворяться в разумной, приносящей пользу и удовольствие
деятельности, развивающей у детей трудолюбие, навыки коллективных
действий, разностороннюю активность и творческое начало.
Танец является чем-то большим, чем просто движения под музыку.
Это способ работы над собой. То, чем начал заниматься, должно быть
выполнено добросовестно и доведено до конца. Склонность детей бросать
начатое дело на полдороги в дальнейшем оборачивается несобранностью уже
взрослого человека, поэтому весь образовательный процесс в коллективе
я
строю
по
принципу
ответственности,
он
является
основным
и определяющим. Дело даже не в достижении результатов, а в понятии долга,
его выработке и развитии. На занятиях и репетициях я стараюсь пробуждать
уважение к общему труду, воспитывать способность подчинять личное
общественному.
Маленькие
танцоры
становятся
более
собранными,
внимание на занятиях и репетициях обостряется, они быстрее и четче
выполняют поставленные задачи.
Дети, как правило, любят проявлять самостоятельность и, если в меру
ее поощрять, они совершают чудеса. Почувствовав ответственность
за порученное дело и доверие к себе, они сами устанавливают дисциплину,
быстрее усваивают показанное, проявляют инициативу.
Опираясь на природную склонность детей к «деланию», я стараюсь
каждое занятие превратить в ряд интересных действий, которые позволяют
ребенку испытывать удовлетворение от собственной деятельности. Интерес,
являясь составной частью эмоционального мира ребенка, дает ему новые
стимулы для развития. Поэтому, организуя процесс обучения, я обязательно
выделяю эмоционально-волевой компонент. Интересы ребенка я формирую
поэтапно – сначала в процессе игровой, а затем непосредственно в учебной,
концертной и творческой деятельности.
4
В коллективе ребенок получает возможность проявить свои знания,
отношение к окружающим, к деятельности: стремление оказать помощь,
добиться
результата,
позаботиться
о
сверстниках,
проявить
доброту,
трудолюбие.
Хореографический
коллектив
в
определенном
смысле
и в определенных условиях способствует разрешению возникающих проблем
у детей: снимает отрицательные факторы (закомплексованность в жизни
и в движении, в походке, в поведении и т.д.); воспитывает ответственность
(необходимая
черта
в
характере
маленького
человека,
так
как
безответственное отношение одних порой раздражает и расслабляет других);
убирает тенденцию «исключительности» некоторых детей (это отрицательно
влияет на весь коллектив); бережет ребенка от нездорового соперничества,
«звездной болезни».
Практика показывает, что дети быстрее развиваются в смешанных по
возрастному составу группах, когда путем общения и передачи знаний
и умений в динамических парах и группах каждый учит каждого.
Поэтому
я
максимально
стараюсь
учитывать
существующие
в коллективе реальные отношения между воспитанниками. В самих этих
отношениях, если даже они складываются, не зависимо от нас, многое может
быть с успехом использовано в воспитательном плане. Оптимизация этого
процесса
связана
с
совершенствованием
содержания
и
структуры
хореографической
деятельности
детей
в
коллективе,
со
специальной
организацией их коллективного общения как особого вида деятельности,
с
целенаправленным
воспитанием
у
ребенка
культуры
личностного
восприятия друг друга, с организацией индивидуальной помощи в процессе
обучения,
саморегуляции
поведения
и
социально
полезного
самоутверждения в коллективе.
Однако, гармоничное развитие ребенка (согласие интеллекта и чувств,
умственных
и
физических
качеств,
раскрепощенности
и
осознанной
дисциплины) возможно лишь при внутренней целостности художественно-
педагогического
процесса,
когда
каждый
художественный
прием
педагогически инструментирован, а каждая педагогическая задача решается
средствами, свойственными художественной специфике занятий.
Многократное
повторение
танцевальных
элементов,
на
котором
основана методика обучения хореографии, доставляет немало проблем
начинающим танцорам. Поэтому на занятиях и репетициях я делаю такой
расклад движения, при котором оно приобретает элемент новизны и более
яркую эмоциональную окраску с каждым последующим повторением, что в
свою
очередь
способствует
развитию
танцевально-музыкальной
выразительности.
Одна
из
важнейших
задач
оптимально
организованного
образовательного процесса в хореографическом коллективе – выявление и
развитие склонностей и дарований юных танцоров, в соответствии с их
индивидуальными
особенностями,
способностями
и
возможностями.
Результативность данного процесса во многом обеспечивается активной,
5
эмоционально-окрашенной деятельностью, в которую ребенок вкладывает
всю душу, в которой полностью реализует свои возможности, выражает себя
как личность. Такая деятельность приносит удовлетворение, становится
источником энергии и вдохновения не только для воспитанника, но и
педагога. Сложность в том, что потребности и мотивы деятельности ребенка
в период интенсивного становления очень подвижны и переменчивы.
Стараясь разумно направлять процесс развития личности воспитанника и
стремясь всемерно раскрыть его потенциал, я даю маленькому танцору
возможность занять оптимально правильную позицию активного деятеля.
Процесс обучения и общения с воспитанниками я строю с позиции
сотрудничества и сотворчества: «Я тебя принимаю, понимаю, уважаю,
сопереживаю, помогаю и люблю».
Очень важно грамотно использовать реальные возможности каждого
ребенка. При организации образовательного процесса, я отбираю учебный
материал исключительно с учетом специфики конкретной учебной группы,
конкретного воспитанника, а также учитываю индивидуальную степень
интенсивности в нарастании нагрузок и технической сложности. В своей
педагогической деятельности я придерживаюсь следующей позиции: каждый
ребенок индивидуален и проходит свой неповторимый путь развития, и это
развитие должно измеряться не в сравнении его с другим ребенком и тем
более не с каким-либо стандартом, а только по отношению к нему самому –
вчерашнему, сегодняшнему, завтрашнему. Для наиболее успешного решения
поставленных
задач
в
установленное
время,
я
практикую
создание
специальных
групп
с
характерными
особенностями
и
проблемами
в обучении на определенный временной период.
У
начинающих
детей
не
всегда
хватает
терпения
заниматься
длительное время, если они не видят результата своего труда. Поэтому,
я считаю, что на начальном этапе целесообразно делать разнообразные
этюды и небольшие постановочные работы с использованием несложных
танцевальных элементов, применяя элементарные знания и умения детей.
Это дает стимул маленьким танцорам в учебно-тренировочной работе,
приучает
их
к
ответственности
за
свое
представление,
воспитывает
сценическую культуру. Конкретные успехи доставляют детям радость.
И,
наоборот,
отсутствие
радостной
творческой
работы,
делает
ее бессистемной и бесперспективной. Я стараюсь не ставить перед
воспитанниками
таких
целей,
достижение
которых
требует
больших
возможностей, чем те, которыми они обладают.
Наиболее
эффективным
моментом
в
своей
педагогической
деятельности, я считаю применение вариативного подхода в составлении и
корректировке
репертуарного
плана.
Это
предполагает
переработку
концертных номеров под индивидуальные возможности танцоров. Один и
тот же концертный номер имеет несколько вариантов по уровню сложности
танцевальной лексики и временной продолжительности.
6
Воспитательным моментом в коллективе является полная занятость
детей в репертуаре ансамбля. Это является стимулом для занятий, так как
дети знают, что никто из них не останется в стороне.
Педагогу важно всегда помнить, что нельзя в угоду художественной
стороне дела обидеть ребенка, отстранив его участия в постановке из-за не
совсем пригодных физических данных, плохой сообразительности и т.д., и
обязательно подобрать для него индивидуальную роль или партию. Любую
постановку следует рассматривать как средство расширения кругозора
ребенка, знакомства его с жизнью.
Полезен совместный просмотр и совместное обсуждение концертных
программ,
спектаклей
как
профессиональных,
так
и
любительских
коллективов,
проведение
анализа
концертных
выступлений
своего
коллектива. Важно уделить внимание каждому ребенку, учитывая его
индивидуальные
особенности
характера,
останавливаясь
как
на
положительных, так и на отрицательных моментах программы. Вовремя
сказанное доброе слово, проявление поддержки, одобрения, как и грамотное
замечание, во многом помогут в полной мере раскрыться талантам и
способностям детей.
Активность
детей
в
хореографическом
коллективе
зависит
от
творческой
инициативы
педагогов,
от
их
стремления
вести
своих
воспитанников
к
совершенствованию
исполнительского
мастерства
и
здоровому духовному и творческому развитию.
В
творческой
деятельности
заложены
огромные
возможности
воспитательного характера. Воспитывает все, что связано с участием детей в
коллективе:
художественный
педагогический
уровень
репертуара,
планомерные и систематические учебные занятия, взаимоотношения с
педагогом,
окружающим
миром.
Посещение
спектаклей,
концертов,
художественных выставок, встречи с творческими людьми, специальные
беседы, лекции формируют маленького человека, развивают в нем чувство
прекрасного. Проводится эта работа постоянно и опирается на систему
различных форм, методов и средств. Я использую для этого либо специально
организованное внеурочное время, либо непосредственно учебные занятия.
Каждое занятие, каждый шаг в овладении детьми исполнительским
мастерством,
каждый
прожитый
день,
репетиция
или
концерт,
рассматривается как поступательное звено в единой цепи воспитания.
В
обращении
с
детьми
необходимо
проявление
симпатии,
уважительного интереса к их радостям и огорчениям, к их сложностям в
познании, в творчестве и жизни во всех ее проявлениях. Задача педагога – не
дать угаснуть творческому интересу ребенка, всячески его развивать и
укреплять.
Увлечение и вдохновение – источник интеллектуального роста
личности, эта та ниточка, на которой держится желание учиться. Занятия
становятся интересными только тогда, когда ребенок видит результаты своих
усилий в творчестве. Если обучение сопровождается яркими и волнующими
впечатлениями, познание становится очень крепким и необходимым.
7
У каждого педагога свой стиль работы, своя методика и система
требований. От их характера, последовательности и содержания зависит
развитие коллектива, его нравственных основ. Практика показывает, что чем
выше и обоснованнее требования педагога, тем выше организация его
работы, нравственный настрой детей. И, наоборот, чем ниже уровень
требований, тем ниже показатели в коллективе. Но в любом случае, если
педагог
правильно
формирует
свои
требования,
и
они
отвечают
определенным условиям, он должен помнить, что они должны быть:
последовательны, понятны, оправданы и посильны для выполнения.
Обучающиеся Школы танца «Забава» стабильно показывают высокий
уровень овладения системой знаний, умений и навыков, общей культуры
и эмоционально-ценностного отношения к миру, успешно выступают
в концертных программах международного, регионального, областного и
городского
уровня,
сотрудничают
с
другими
хореографическими
коллективами.
Концертные
группы
ансамбля
ежегодно
принимают
участие
в
международных, всероссийских, межрегиональных конкурсах и фестивалях
хореографических коллективов, занимая исключительно призовые места
(Дипломы Гран-при и Лауреатов I, II степени).
В заключении, стоит отметить, что применение на практике методики
оптимизации образовательного процесса эффективно помогает педагогу-
хореографу:
1.
Комплексно ставить и решать задачи образования, воспитания и
развития.
2.
Грамотно
изучать
и
учитывать
реальные
возможности
воспитанников при организации образовательного процесса.
3.
Выделять главное, существенное в содержании учебного материала,
избирать рациональную последовательность основных элементов
занятия и сочетать с оптимальным темпом обучения.
4.
Умело выбирать эффективные формы, методы и средства обучения
и воспитания.
5.
Дифференцировано
и
оптимально
использовать
чередование
различных видов деятельности.
6.
Создавать необходимые условия для оптимального творческого
процесса.
8