Автор: Артемьева Ландыш Гаязовна
Должность: Учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ "СОШ №8 Г.Азнакаево" РТ
Населённый пункт: город Азнакаево Республика Татарстан
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Мотив одиночества в творчестве М.Ю.Лермонтова"
Раздел: среднее образование
Конспект урока по литературе в 6 классе
Тема:
М.Ю. Лермонтов. Слово о поэте.
Мотив одиночества и изгнания в стихотворении "Тучи"
Цель урока:
вызвать
у
учащихся
интерес
к
творчеству
М.Ю.
Лермонтова;
научить
анализировать художественный текст, применять полученные теоретические знания;
развивать
умения
анализировать
стихотворение,
применяя
изученные
изобразительно-выразительные средства.
прививать любовь к родной поэзии, способствовать воспитанию личностных
качеств, обеспечивающих успешность индивидуалистической и творческой деятельности.
Тип урока: урок изучения новой темы. Урок с использованием элементов технологии
критического мышления.
Вид используемых на уроке средств ИКТ: презентация, аудиозапись из фонохрестоматии
к учебнику, готовые шаблоны, карандаши.
Ход урока
1.
Организационный момент.
- Здравствуйте, ребята, меня зовут Ландыш Гаязовна, я – учительница русского языка и
литературы, я преподаю в 8 школе. Но сегодня мне посчастливилось провести урок в
вашем классе.
2.
Мотивация.
- Но знаете, ребята, единственное, что меня расстроило сегодня, это письмо, которое
лежало в почтовом ящике. Его прислала мне моя подруга. Вот что она пишет:
«Здравствуй, моя дорогая подруга. Проснувшись однажды утром, я поняла, что очень
соскучилась по тебе, по своей семье, по родному дому, по своей родине. Здесь среди
чужих людей мне так одиноко. Как мне надоел вид Кавказских гор из моего окна, эта их
бесконечная цепь. Иногда смотрю на тучки, как они проплывают, то понимаю, что
завидую им что ли, ведь они могут долететь до любой точки земли в отличие от меня. Как
мне хочется вернуться поскорее, одиночество съедает меня, мне ужасно тоскливо…»
- Легко ли быть человеку одному? Что он испытывает, когда рядом нет близких людей,
их поддержки, понимания? Попробуем в этом разобраться.
3.
Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия
нового материала.
1)
Формулировка целей и задач урока
- А вы знаете, ребята, я не случайно принесла это письмо сегодня на урок, переживания
моей подруги напоминают мне одного поэта. А вы мне не подскажете, кто также грустил
по Родине, кто себя так же чувствовал одиноким? С чьим именем связаны горы Кавказа?
- Верно, ребята, речь идет о М.Ю.Лермонтове.
Тема и цели: («Мотив одиночества и изгнания в стихотворении М.Ю.Лермонтова
«Тучи»)
- Сегодня предлагаю вам продолжить разговор о поэте и его творчестве, рассмотреть
мотив одиночества и изгнания в творчестве поэта. А для этого нам с вами нужно
повторить известные факты из его биографии и проанализировать стихотворение «Тучи».
- У вас на столах рабочие листы, которые мы будем заполнять в течение урока.
- Запишите тему.
2)
Актуализация прежних знаний
- М.Ю.Л. очень любил свою Родину, постоянно думал о ней. Но сам провел жизнь
вдалеке от своего дома. Как вы думаете, почему?
(Ответы учащихся: Творчество любого поэта, писателя всегда связано с его жизнью,
личностью, мироощущением. М. Ю. Лермонтов жил и творил в годы жесточайшей
политической реакции, наступившей в России после разгрома восстания декабристов.
Потеря матери в раннем возрасте и сама личность поэта сопутствовали обострению в его
сознании ощущения трагического несовершенства мира. На протяжении всей своей
короткой, но плодотворной жизни он был одинок.
Судьба этого поэта трагична. Михаил Юрьевич Лермонтов родился в 1814 году в
Москве. Но вскоре молодая семья переехала в село Тарханы Пензенской губернии. Это
была усадьба бабушки - помещицы Елизаветы Алексеевны Арсеньевой. Тарханы - край
лермонтовского детства и отрочества.
Будучи уже знаменитым поэтом, Лермонтов не раз с нежностью и грустью
вспоминал о своем детстве. Отец мальчика, Юрий Петрович Лермонтов, был капитаном в
отставке. Его брак с матерью поэта Марией Михайловной, по понятиям того времени, был
неравным. Эта семья была несчастна. В доме всегда царила напряженная обстановка, так
как бабушка, гордившаяся своим богатством и родней, была не довольна отцом.
Лермонтову не было и трех лет, когда его мать скоропостижно умерла. После смерти
матери между бабушкой и отцом состоялась большая ссора. Отец вынужден был
покинуть Тарханы, оставив сына у любимицы бабушки. Лермонтов помнил в бабушке
человека, посвятившего ему одному всю свою жизнь. Она старалась не расставаться с
внуком. Наблюдала за каждым его шагом, боялась его малейшего нездоровья.
Лермонтов получил прекрасное образование, изучал географию, историю, русскую
литературу, греческий, немецкий, французские языки, играл на фортепьяно, хорошо
рисовал. Он много читал, лепил, рисовал акварелью. Именно в Тарханах он научился
думать, размышлять, искать ответы на волнующие его вопросы.
В 1827 году Елизавета Алексеевна переезжает в Москву, чтобы определить его в
учебное заведение. 13 лет он поступает сразу в 4 класс Московского университетского
Благородного пансиона. Первые свои стихи Лермонтов начал писать в 14 лет.
Он учился легко и охотно, в 15 лет поступил в Московский университет, писал уже стихи,
поэмы. В их доме ведутся споры о свободе, о дружбе, о любви, о родине. В его стихах
звучит мечта о подвиге для блага людей. Вскоре его покойная жизнь ломается. Лермонтов
переезжает в Петербург и поступает в школу гвардейских подпрапорщиков. Трудным
был этот перелом. Поэт скучал по Москве, по друзьям. После трагической смерти
Пушкина он написал стихотворение «Смерть поэта» в 1837 году, полное любви и горя,
ненависти и к убийцам. Россия узнала имя Лермонтова. Так началась всенародная слава.
За это стихотворение он был отправлен в ссылку на Кавказ.
В 1840 году за дуэль поэт снова сослан на Кавказ, где шла война. Он понимал, что
его отправляют на верную смерть. (Про стихотворение «Тучи»).
Лермонтов погиб в 1841 году на дуэли, как и А. С. Пушкин.
- Какая жизнь была у Лермонтова? (грустная, невеселая, печальная, несчастная)
- Посмотрите, как пишет о себе поэт: «Я сын страдания».
4. Чтение и анализ стихотворения «Тучи».
- Давайте поближе познакомимся со стихотворением «Тучи» и постараемся понять,
что общего в судьбе поэта и туч?
Прослушивание стихотворения из фонохрестоматии.
- Постарайтесь мысленно нарисовать картины, возникающие при прослушивании
стихотворения.
- Что вы видите? Что слышите? Что чувствуете? Закройте глаза!
(Ответы учащихся).
1) Чтение учителем первой строфы.
Тучки небесные, вечные странники!
Степью лазурною, цепью жемчужною
Мчитесь вы, будто как я же, изгнанники
С милого севера в сторону южную.
- Как поэт обращается к тучам? (Тучки)
- С чем сравниваются тучки? Как называется такой прием? (Бегущие по не небу тучи
сравниваются с цепью жемчуга и плывут они по небу одна за другой словно жемчужины,
нанизанные на нитку – это метафора)
- Благодаря таким приемам, какими тучи предстают перед нами? (Поэт создает образ
легких тучек).
- Как поэт называет небо и почему именно так? («степью лазурною…», т.к. она похожа
на голубую, лазурную бескрайнюю степь)
- Как называется это художественное средство? (метафора)
- Цвет лазури, какой он? Подберите синонимы к слову лазурный (лазоревый, синий,
бирюзовый, небесный, голубой, голубоватый, светло-синий)
- Так какая картина казалось бы должна предстать пред нами? (Прекрасная картина в
замечательных красках, создающая хорошее настроение)
- Но что нарушает эту прекрасную картину? Какое слово вносит дискомфорт, грусть?
(«изгнанники»)
- Кого называют изгнанником? (человек, который изгнан откуда-нибудь)
- С каким словом оно рифмуется? («странники»)
- Кто такой странник? (тот, у кого нет дома, кто бесприютен, одинок)
- Почему эпитет «вечные»? (Потому что у тучек нет дома, нет Родины, они всю жизнь
путешествуют)
- С чьей судьбой сравнивается судьба туч? (3-я строка).
- Почему вы так решили? При помощи чего, какими словами выражает автор это
сравнение? (союзы «как», «будто»).
- Верно, Лермонтов использует художественный прием сравнение – изображение одного
предмета путем сравнения, сопоставления его с другими.
- Почему холодный и суровый север Лермонтов называет «милым», а теплый, ласковый
юг у поэта всего лишь «южная сторона»? (Ответы)
- Вывод: Словом «изгнанники» поэт обозначает тучки, но это слово может относиться к
нему самому. Он чувствует себя изгнанником и с помощью слова БУДТО сравнивает
судьбу тучек со своей судьбой. Смысл этого сравнения в том, что поэт нигде не может
найти понимания, приюта, он вынужден скитаться в поисках понимания и любви.
Отработка выразительного чтения.
Прочитайте четверостишие так, чтобы открыть нежность, красоту природы и в то же
время грусть, тоску поэта-изгнанника.
2) Чтение учителем второй строфы.
Кто же вас гонит: судьбы ли решение?
Зависть ли тайная? Злоба ль открытая?
Или на вас тяготит преступление?
Или друзей клевета ядовитая?
- Из каких предложений по цели высказывания состоит вторая строфа?
- Кому задает поэт эти вопросы?
- Ждет ли он ответа на них?
Риторические вопросы!
(Вопрос, на который не ожидается ответа, называется
риторическим)
- Почему поэт должен расстаться с родиной?
- А какая причина самая горькая? (Друзей клевета ядовитая; друзья как враги)
- Почему? (настоящие друзья не предают)
- Значит, друзей у него нет, он одинок, гоним.
- Вывод: М.Лермонтов страдает, его мучают страсти, горечь от понимания чужой зависти,
злобы и клеветы. Друзей клевета ядовитая, НЕ ВРАГОВ, А ДРУЗЕЙ, что может быть
страшнее?!
Отработка выразительного чтения.
Прочитайте четверостишие, стараясь передать вопросительную интонацию
3) Чтение учителем третьей строфы.
Нет, вам наскучили нивы бесплодные…
Чужды вам страсти и чужды страдания;
Вечно холодные, вечно свободные,
Нет у вас родины, нет вам изгнания.
- С каким чувством смотрит поэт на убегающие тучи? Он завидует тучкам? Жалеет их?
Сочувствует им? При помощи каких художественных средств? (эпитеты «вечно
холодные», «вечно свободные», «нивы бесплодные»)
- Почему определения «холодные» и «свободные» синонимы?
(В третьей строфе отвергается возникшее вначале сравнение “будто как я же,
изгнанники”. Она начинается прямым отрицанием: “Нет...” Их никто не гонит. Тучи
свободны от всего, в том числе и от людских страстей и страданий, они - “вечно
холодные” не может им быть изгнания. А человек же, обладающий живой горячей
душой, оказывается лишенным свободы и телесной, и душевной).
- Какой прием используется – противопоставление? Такой прием называется антитеза –
противопоставление слов, образов, эпизодов, картин для передачи мысли и чувства,
усиления выразительности речи.
- Каков же ответ: есть ли сходство в их судьбах?
- Вывод: Не случаен повтор слова «чужды», тем самым автор подчеркивает, что у них
разная судьба. Тучки не способны страдать, так как им нечего терять в этом мире, у них
нет Родины, значит им нечего терять, значит и не изгнанники они вовсе. Не случайно
автор наделяет их эпитетами «вечно свободные»- только тот, кто глубоко любит свою
Родину, может чувствовать горечь изгнания так, как переживает ее поэт.
О чем это стихотворение? Сформулируйте его тему (Тема – горечь поэта-
изгнанника от разлуки с родиной, тоска)
Отработка выразительного чтения.
Прочитайте четверостишие, стараясь передать его основное настроение
4) А вы знаете, ребята, чувства можно передавать не только словами, но и красками. Мы
сейчас с вами в этом убедимся.
5. Рефлексия.
Составить синквейн к стихотворению:
1 –тема (существительное)
2 – описание (2 прилагательных)
3 – действие (3 глагола)
4 – фраза из 4х слов, показывающая отношение к теме
5 – синоним темы (1 существительное)
Тучи
Небесные, холодные
Мчитесь, гонит, тяготит
Нет у вас родины
Свобода
Поэт.
Изгнанный, несчастный.
Уезжает, страдает, любит
Тяжело жить без родины
Одиночество.
2) Закончи предложения:
Самым интересным для меня на занятии было…
Сегодня на уроке трудным для меня было…
Урок заставил задуматься меня о…
6. Домашнее задание.
- выучить стихотворение;
- закончить работу в рабочем листе.
4) Работа в парах. Мини-проекты.
- Найти и записать примеры изобразительно-выразительных средств в стихотворении
-Тучки – странники (олицетворение), степью лазурною, цепью жемчужною (метафоры,
эпитеты), с милого севера в сторону южную - эпитет (родной город на севере), нивы
бесплодные, вечно холодные, вечно свободные (метафорические эпитеты)
Эпитеты
Метафоры
Сравнения
Небесные
Степь лазурная
Цепь жемчужная
Милый север
Сторону южную
Зависть тайная
Злоба открытая
Друзей клевета ядовитая
Нивы бесплодные
Вечно холодные
Вечно свободные
Вечные странники
Судьбы ли решение
Тяготит преступление
Чужды вам страсти
Чужды страдания
Нет у вас родины
Нет вам изгнания
Как я, изгнанники
5) Подведение итогов по анализу стихотворения
.
Какова основная мысль стихотворения?
Взаимоопрос (обсуждение в парах)
ВЫВОД: В судьбе тучек и в судьбе поэта лишь видимое сходство, у них больше различий,
чем сходства. У туч нет родины, поэтому нет и изгнания, а поэт живет в человеческом
обществе, у него есть родина, и ему жаль расставаться с ней. Мир людей и мир природы
несовместимы. Отсюда печальный и светлый тон стихотворения.
6) Итоговое выразительное чтение стихотворения учащимися
1. Работа с учебником. Откройте учебники на стр. 149. Прочитаем историю создания
стихотворения «Тучи».
Несмотря на то, что стихотворение было написано очень быстро, оно сразу получило
высокую оценку современников поэта.
2. Составление словарика к тексту стихотворения. Выступление творческой группы.
Странник – 1. Странствующий человек (обычно голодный или бездомный).
2. Человек, идущий пешком на богомолье.
Лазурный – цвета лазури, светло-синий.
Жемчуг – драгоценное украшение.
Изгнанник – человек, который изгнан откуда-нибудь.
Преступление – общественно-опасное действие, нарушающее закон.
Клевета – порочащая кого-нибудь или что-нибудь ложь.
Тяготить – быть в тягость кому-нибудь, обременять.
1)
Проверка восприятия текста:
(Устное рисование)