Напоминание

ДООП В ОБЛАСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА (Срок обучения 5 лет). Программа по учебному предмету "Основы музыкального исполнительства" (фортепиано)


Автор: Овакимян Нелли Таширковна
Должность: Преподаватель
Учебное заведение: МБУ ДО "Мирновская ДМШ"
Населённый пункт: Самарская область, Красноярский район, п. Мирный
Наименование материала: учебная программа
Тема: ДООП В ОБЛАСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА (Срок обучения 5 лет). Программа по учебному предмету "Основы музыкального исполнительства" (фортепиано)
Раздел: дополнительное образование





Назад




МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«МИРНОВСКАЯ ДЕТСКАЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ ШКОЛА»

МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА КРАСНОЯРСКИЙ

САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

В ОБЛАСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА

(Срок обучения 5 лет)

Предметная область

ИСПОЛНИТЕЛЬСКАЯ ПОДГОТОВКА

Программа по учебному предмету

«Основы музыкального исполнительства»

(фортепиано)

п. Мирный, 2022 г.

4

СТРУКТУРА

ПРОГРАММЫ

УЧЕБНОГО

ПРЕДМЕТА

I.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ

ЗАПИСКА ………………………………………...5

Характеристика

учебного

процесса,

его

место

и

роль

в

образовательном

процессе;

Особенности

программы;

Срок

реализации

учебного

предмета;

Сведения

о

затратах

учебного

времени;

Объем

учебного

времени,

предусмотренный

учебным

планом

на

реализацию

учебного

предмета;

Форма

проведения

учебных

занятий;

Цели

и

задачи

учебного

предмета;

Методы

обучения;

Описание

материально-технических

условий

реализации

учебного

предмета.

II.

СОДЕРЖАНИЕ

УЧЕБНОГО

ПРЕДМЕТА …………………………..10

Годовые

требования.

III.ТРЕБОВАНИЯ

К

УРОВНЮ

ПОДГОТОВКИ

УЧАЩИХСЯ ……...26

IV.

ФОРМА ПРОВЕДЕНИЯ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ В УСЛОВИЯХ

ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ, С ПРИМЕНЕНИЕМ

ДИСТАНЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ…………………………………..27

V.

ФОРМЫ

И

МЕТОДЫ

КОНТРОЛЯ,

СИСТЕМА

ОЦЕНОК …….....29

Аттестация;

Критерии

оценок.

VI.

МЕТОДИЧЕСКОЕ

ОБЕСПЕЧЕНИЕ

УЧЕБНОГО

ПРОЦЕССА ..33

-

Методические рекомендации педагогическим работникам;

-

Рекомендации по организации самостоятельной работы обучающихся.

VII.

СПИСОК

ЛИТЕРАТУРЫ …………………………………………….37

Учебная

литература

основная;

Учебная

литература

дополнительная;

Методическая

литература.

5

I.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ

ЗАПИСКА

Характеристика

учебного

процесса,

его

место

и

роль

в

образовательном

процессе

Программа

учебного

предмета

«Основы

музыкального

исполнительства» (фортепиано)

разработана

на

основе «Рекомендаций

по

организации

образовательной

и

методической

деятельности

при

реализации

общеразвивающих

программ

в

области

искусств»,

направленных

письмом

Министерства

культуры

Российской

Федерации

от

21.11.2013

191-01-39/06-ГИ,

а

также

с

учетом

многолетнего

педагогического

опыта

в

области

исполнительства

на

фортепиано

в МБУ

ДО «Мирновская ДМШ».

Фортепиано

является

одним

из

самых

популярных

музыкальных

инструментов,

используемых

в

профессиональной

и

любительской

исполнительской

практике.

Обучение

игре

на

фортепиано

занимает

особое

место

в

музыкальном

образовании

ребенка.

Познание

мира

на

основе

формирования

собственного

опыта

деятельности

в

области

музыкального

искусства

позволяет

раскрыть

творческие

способности

ребенка,

помогает

развить

его

эстетические

чувства.

При

этом

освоение

фортепианной

техники

не

требует

от

начинающего

пианиста

значительных

усилий,

во

многом

обучение

представляется

ему

как

новая

интересная

игра.

Обширный

и

разнообразный

фортепианный

репертуар

включает

музыку

различных

стилей

и

эпох,

в

том

числе,

классическую,

популярную,

джазовую.

Особенности

программы

Данная

программа

предполагает

достаточную

свободу

в

выборе

репертуара

и

направлена,

прежде

всего,

на

развитие

интересов

детей,

не

6

ориентированных

на

дальнейшее

профессиональное

обучение,

но

желающих

получить

навыки

музицирования.

Программа

имеет

общеразвивающую

направленность,

основывается

на

принципе

вариативности

для

различных

возрастных категорий детей,

обеспечивает развитие творческих

способностей,

формирует

устойчивый

интерес

к

творческой

деятельности,

рассчитана

на

пятилетний

срок

обучения.

Рекомендуемый

возраст

детей,

приступающих

к

освоению

программы

7-12

лет.

В

целях

получения

учащимися

дополнительных

знаний,

умений

и

навыков,

расширения

музыкального

кругозора,

закрепления

интереса

к

музыкальным

занятиям,

развития

исполнительских

навыков

включаются

в

занятия

инструментом

формы

ансамблевого

музицирования.

Для

этого

может

потребоваться

увеличение

объёма

недельной

аудиторной

нагрузки.

Занятия

ансамблевым

музицированием

развивают

музыкальное

мышление,

расширяют

музыкальный

кругозор

учащихся,

готовят

их

к

восприятию

музыкальных

произведений

в

концертном

зале,

театре,

формируют

коммуникативные

навыки.

Высокий

уровень

освоения

дополнительной

общеразвивающей

общеобразовательной

программы

в

области

музыкального

искусства

по

учебному

предмету

«Основы

музыкального

исполнительства»

(фортепиано)

предоставляет

возможность

перевода

учащихся

на

дополнительную

предпрофессиональную

общеобразовательную

программу

в

области

музыкального

искусства

«Фортепиано»

при

условии

соответствия

уровня

способностей,

знаний,

умений

и

навыков

учащегося

избранной

программе

и

готовности

к

её

освоению.

Срок

реализации

учебного

предмета

При

реализации

программы

учебного

предмета

«Основы

музыкального

исполнительства

(фортепиано)

со

сроком

обучения

5

лет

продолжительность

учебных

занятий

с

первого

по

пятый

год

обучения

составляет

34

недели

в

год.

7

Сведения

о

затратах

учебного

времени

Объем

учебного

времени,

предусмотренный

учебным

планом

на

реализацию

учебного

предмета

Общая

трудоемкость

учебного

предмета

«Основы

музыкального

исполнительства» (фортепиано) при

5-летнем

сроке

обучения

составляет

680

часов.

Из

них:

340

часов

аудиторные

занятия,

340

часов

самостоятельная

работа.

Недельная

нагрузка

в

часах:

Аудиторные

занятия:

1-5 классы

по

2

часа

в

неделю.

Самостоятельная

работа

(внеаудиторная

нагрузка):

1-5

классы

по

2

часа

в

неделю.

С

целью

формирования

навыков

ансамблевого

музицирования

объем

недельной

нагрузки

может

быть

увеличен

на

1

час

в

неделю

(мелкогрупповой

ансамбль

от

2-х

человек).

Вид учебной

работы,

нагрузки

Затраты учебного времени

Всего

часов

Годы

обучения

1-й

год

2-й

год

3-й

год

4-й

год

5-й

год

Полугодия

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Количество

недель

16

18

16

18

16

18

16

18

16

18

Аудиторные

занятия

32

36

32

36

32

36

32

36

32

36

340

Самостоя-

тельная

работа

32

36

32

36

32

36

32

36

32

36

340

Максимальная

учебная

нагрузка

64

72

64

72

64

72

64

72

64

72

680

8

Виды

внеаудиторной

работы:

выполнение

домашнего

задания;

подготовка

к

концертным выступлениям;

посещение

концертов,

спектаклей

и

др.;

участие

в

концертах,

творческих

мероприятиях

и

культурно-

просветительской

деятельности

и

др.

Время

на

самостоятельную

работу

обучающихся

определяется

с

учётом

минимальных

затрат

на

подготовку

домашнего

задания.

Программа

предусматривает

регулярность

и

систематичность

самостоятельных

занятий.

Форма

проведения

учебных

занятий

Занятия

проводятся

в

индивидуальной

форме,

возможно

чередование

индивидуальных

и

мелкогрупповых

(от

2-х

человек)

занятий.

Индивидуальная

и

мелкогрупповая

формы

занятий

позволяет

преподавателю

построить

процесс

обучения

в

соответствии

с

принципами

дифференцированного

и

индивидуального

подходов.

Цель

учебного

предмета:

развитие

творческих

способностей

и

индивидуальности

учащегося

через

формирование

практических

умений

и

навыков

игры

на

фортепиано,

устойчивого

интереса

к

самостоятельной

деятельности

в

области

музыкального

искусства.

Задачи

учебного

предмета:

создание

условий

для

художественного

образования,

эстетического

воспитания,

духовно-нравственного

развития

детей;

приобретение

детьми

начальных

базовых

знаний,

умений

и

навыков

игры

на

фортепиано,

позволяющих

исполнять

музыкальные

9

произведения

в

соответствии

с

необходимым

уровнем

музыкальной

грамотности

и

стилевыми

традициями;

приобретение

знаний

основ

музыкальной

грамоты,

основных

средств

выразительности,

используемых

в

музыкальном

искусстве,

наиболее

употребляемой

музыкальной

терминологии;

формирование

у

учащихся

эстетических

взглядов,

нравственных

установок

и

потребности

общения

с

духовными

ценностями,

произведениями

искусства;

воспитание

у

детей

культуры

сольного

и

ансамблевого

музицирования

на

инструменте,

стремления

к

практическому

использованию

приобретенных

знаний,

умений

и

навыков

игры

на

фортепиано.

Методы

обучения

Для

достижения

поставленной

цели

и

реализации

задач

предмета

используются

следующие

методы

обучения:

словесный

(объяснение,

беседа,

рассказ);

наглядный

(показ,

наблюдение,

демонстрация

приемов

работы);

репродуктивный

(освоение

приемов

игры

на

инструменте);

эмоциональный

(подбор

ассоциаций,

образов,

художественные

впечатления);

поисково-творческий

(выбор

репертуара,

концертные

выступления).

Описание

материально-технических

условий

реализации

учебного

предмета

Реализация

программы

учебного

предмета

«

Основы

музыкального

исполнительства» (фортепиано) обеспечивается:

A.

доступом

каждого

учащегося

к

библиотечным

фондам

и

фондам

фонотеки,

аудио

и

видеозаписей;

10

B.

учебными

аудиториями

для

индивидуальных

занятий

площадью

не

менее

6

кв.м.,

оснащенными

роялями

или

пианино

и

имеющими

звукоизоляцию.

В

образовательной

организации

созданы

условия

для

содержания,

своевременного

обслуживания

и

ремонта

музыкальных

инструментов.

Библиотечный

фонд

укомплектовывается

печатными,

электронными

изданиями,

учебно-методической

и

нотной

литературой.

Материально-техническая

база

соответствует

санитарным

и

противопожарным

нормам,

нормам

охраны

труда.

II.

СОДЕРЖАНИЕ

УЧЕБНОГО

ПРЕДМЕТА

Годовые

требования

В

распределении

учебного

материала

по

годам

обучения

в

программе

по

учебному

предмету

«

Основы

музыкального

исполнительства»

(фортепиано) учтён

принцип

систематического

и

последовательного

обучения.

Последовательность

в

обучении

поможет

учащимся

применять

полученные

знания

и

умения

в

изучении

нового

материала.

Формирование

у

учащихся

умений

и

навыков

происходит

постепенно:

от

первого

знакомства

с

инструментом

и

нотной

грамотой

до

самостоятельного

разбора

и

исполнения

музыкального

произведения.

Содержание

учебного предмета

«

Основы музыкального исполнительства»

(фортепиано) соответствует

направленности

общеразвивающей

программы

на

приобщение

учащихся

к

любительскому

музицированию.

Годовые

требования

содержат

несколько

вариантов

примерных

исполнительских

программ,

разработанных

с

учетом

индивидуальных

и

возрастных

возможностей,

интересов

учащихся.

Для

продвинутых

учащихся,

а

также

с

учётом

их

возрастных

особенностей

может

разрабатываться

и

использоваться

более

высокий

уровень

сложности

программных

требований.

11

Важна

игра

в

ансамбле

с

учеником:

в

начальных

классах

ученик

играет

партию

одной

руки,

педагог

другой.

В

дальнейшем

исполняются

ансамбли

в

4

руки,

для

2-х

фортепиано,

аккомпанементы

голосу,

струнному

или

народному

инструменту.

Первый

год

обучения

В

течение

учебного

года

педагог

должен

проработать

с

учеником

8-10

музыкальных

произведений:

народные

песни,

пьесы

танцевального

характера,

этюды,

ансамбли

с

педагогом.

В

первом

полугодии

первого

класса

вся

работа

направлена

на

ознакомление

с

фортепиано,

на

организацию

игрового

аппарата,

приобретение

пианистических

навыков.

Ученик

должен

проходить

параллельно

с

упражнениями

и

освоением

нотной

грамоты

начальные

пьесы

из

«Школы

игра

на

фортепиано» (ред.

А.

Николаева),

«Фортепиано

1

класс»

(ред.

Б. Милича)

и

других

сборников.

Пьесы

подбирает

педагог

исходя

из

индивидуальных

особенностей

ученика.

Чтение

с

листа

отдельно

каждой

рукой

легкого

нотного

текста.

Знакомство со строением мажорной и минорной гамм, строением тонического

трезвучия.

Знание

понятий:

скрипичный

и

басовый

ключи,

длительности,

размеры, мажорная, минорная гамма, тональность, ключевые знаки и другие.

Во

втором

полугодии

педагог

делает

акцент

на

развитии

музыкально-

слуховых

представлений

и

музыкально-образного

мышления.

Продолжается

работа

по

постановке

рук,

организации

целесообразных

игровых

движений.

В

конце

первого

полугодия

(декабрь)

проводится академический концерт

(2 разнохарактерные пьесы).

В

конце

второго

полугодия

(май)

проводится

переводной

экзамен

(пьеса с элементами полифонии, этюд, ансамбль).

Рекомендуются

концертные

выступления.

12

Технические требования: мажорные и минорные гаммы до одного знака

включительно на две октавы двумя руками

в прямом и противоположном

движении, аккорды по три звука, короткие арпеджио по три звука, длинные

арпеджио, хроматическая гамма. За год учащийся должен сдать:

1 полугодие (октябрь)

2 полугодие (март)

Гаммы C-dur, a-moll

(контрольный урок в классном

порядке).

Гамма G-dur и терминология (зачет);

Гамма e-moll (контрольный урок в

классном порядке).

Примерные

репертуарные

списки

Пьесы

полифонического

склада

Бах И.С.

«Нотная тетрадь Анны Магдалины Бах» (по выбору)

Корелли А.

Сарабанда ре минор

Моцарт В.

Менуэт Фа мажор

Моцарт Л.

Бурре ре минор, Менуэт ре минор

Перселл Г.

Ария

Скарлатти Д.

Ария

Этюды

Гнесина Е.

«Фортепианная азбука»

«Маленькие этюды для начинающих»

Лешгорн А.

«Избранные этюды для начинающих», Соч. 65

Этюды

«Школа игры на фортепиано» (ред. А. Николаева)

Пьесы

Гречанинов А.

Соч. 98: «В разлуке», «Мазурка»

Гедике А.

Танец

Глинка М.

Полька

Кабалевский Д.

«Клоуны»

«Маленькая полька»

13

Майкапар А.

Соч. 28: «Бирюльки», «В садике», «Пастушок»,

«Мотылек»

Хачатурян А.

Андантино

Штейбельт Д.

Адажио

Ансамблевый репертуар

Майкапар С.

«Первые шаги». Т. I: №№ 1, 2, 3, 8

Варламов А.

«На заре ты ее не буди»

С. Прокофьев

«Болтунья»

Римский-Корсаков Н. «Во саду ли, в огороде»

Ансамбли по выбору из сборников:

«Сборник пьес, этюдов, ансамблей для начинающих», Т. 1, раздел IV / Сост.

Ляховицкая С., Баренбойм Л.

«Школа игры на фортепиано», ч. 1 / Ред. А. Николаева

Геталова О., Визная И. «В музыку с радостью»

Примерные

исполнительские

программы

1

полугодие

1.

М. Осокин

«Вечерняя

гармония»

2. И.

Литкова

«Кукла

танцует»

2

полугодие

1. Д.

Штейбельт

Адажио. Соч.

33.

2. К.

Черни –

Г.

Гермер

т.

1.

Этюд

4

3.

Ансамбль.

Д.

Кабалевский

«Про

Петю»

Второй

год

обучения

В

течение

учебного

года

ученик

должен

изучить

8-10

произведений.

Из

них:

2 полифонических произведения,

3-4

разнохарактерные

пьесы,

2-3

этюда,

1-2

ансамбля.

В

конце

первого

полугодия

(декабрь)

проводится академический концерт

(полифоническое произведение, пьеса).

14

В

конце

второго

полугодия

(май)

проводится

переводной

экзамен

(полифония, этюд, ансамбль).

Рекомендуются

концертные

выступления.

Технические требования: мажорные и минорные гаммы до двух знаков

включительно на две октавы двумя руками

в прямом и противоположном

движении, аккорды по три звука, короткие арпеджио по три звука, длинные

арпеджио, хроматическая гамма. За год учащийся должен сдать:

1 полугодие (октябрь)

2 полугодие (март)

Гамма F-dur (зачет);

Гамма d-moll (контрольный урок в

классном порядке).

Гамма D-dur (контрольный урок в

классном порядке);

Гамма h-moll и терминология (зачет).

Примерные

репертуарные

списки

Произведения полифонического склада

«Школа игры на фортепиано» (ред. А. Николаева):

Арман Ж

Пьеса ля минор

Аглинцова Е.

Русская песня

Кригер И.

Менуэт

Курочкин Д.

Пьеса

Левидова Д.

Пьеса

Бах И.С.

Полонез соль минор

Бурре

Моцарт Л.

Волынка

Бурре

Менуэт

Гедике А.

Ригодон

Телеман Г.Ф.

Гавот

Этюды

Гедике А.

40 мелодических этюдов, Соч. 32, 1 ч.

15

Гнесина Е.

Фортепианная азбука

Беркович И.

Этюд Фа мажор

Гурлит М.

Этюд ля минор

Майкапар А.

Этюд ля минор

Лекуппэ Ф.

Этюд До мажор

Черни К. – Гермер Г.

Этюды №№ 1-15 (1 тетр.)

Шитте Л.

Этюды Соч. 108 №№ 1, 3, 5, 7

Пьесы

Беркович И.

25 легких пьес: «Сказка», «Осенью в лесу»

Гайдн Й.

Анданте Соль мажор

Гедике А.

Русская песня, Соч. 36

Григ Э.

Вальс ля минор, Соч. 12

Майкапар А.

Соч. 28: «Пастушок», «В садике»

Руббах А.

«Воробей»

Фрид Г.

«Грустно»

Чайковский П.

«Мой Лизочек», «В церкви»

Шостакович

Д. Марш

Штейбельт Д.

Адажио

Ансамбли в 4 руки

Бизе Ж.

Хор мальчиков из оперы «Кармен»

Глинка М.

Хор «Славься»

Металлиди Ж.

«Дом с колокольчиком»

Шаинский В.

«Пусть бегут неуклюже»

Шмитц М.

«Оранжевые буги», перелож.О. Геталовой

Градески Э.

«Мороженое», перелож. О. Геталовой

16

Примерные

исполнительские

программы

1

полугодие

1.

Г.

Пёрселл

Ария

ре

минор

2.

С.

Майкапар

«В

садике»

2

полугодие

1.

Б. Барток

«Песня»

2.

Л.

Шитте.

Этюд

до

мажор

(«Фортепианная

игра»)

3. Ансамбль. Ж. Металлиди «Дом с колокольчиком»

Третий

год

обучения

За

год

надо

пройти

8-10

различных

музыкальных

произведений.

2

полифонических

произведения,

1

произведение

крупной

формы,

2-3

разнохарактерные

пьесы, 2-3

этюда

на

различные

виды

техники,

1-

2

ансамбля.

В

конце

первого

полугодия

(декабрь)

проводится академический концерт

(полифоническое произведение, пьеса).

В

конце

второго

полугодия

(май)

проводится

переводной

экзамен

(полифония, этюд, ансамбль).

Рекомендуются

концертные

выступления.

Технические требования: мажорные и минорные гаммы до трех знаков

включительно на две октавы двумя руками

в прямом и противоположном

движении, аккорды по три звука, короткие арпеджио по три звука, длинные

арпеджио, хроматическая гамма. За год учащийся должен сдать:

1 полугодие (октябрь)

2 полугодие (март)

Гамма B-dur (зачет);

Гамма g-moll (контрольный урок в

классном порядке).

Гамма A-dur (контрольный урок в

классном порядке);

Гамма fis-moll и терминология (зачет).

Примерные

репертуарные

списки

Произведения

полифонического

склада

Бём Г.

Менуэт

Гендель Г.Ф.

Ария

Менуэт ре минор

Сен-Люк Ж.

Бурре

17

Бах И. С.

Нотная тетрадь А. М. Бах: Менуэт № 3 До минор,

Менуэт № 12 Соль мажор, Марш № 16, Полонез №19

Этюды

Лак Т.

Соч. 172 Этюды №№ 5, 6, 8

Лемуан А.

Соч. 37. 50 характерных прогрессивных этюдов:

№№ 4, 5, 9, 11, 12, 15, 16, 20-23

Лешгорн А.

Соч. 65. Избранные этюды для начинающих

(по выбору)

Шитте А.

Соч. 68. 25 этюдов: №№ 2, 3, 6, 9

Черни К. – Гермер Г.

1тетр. (по выбору)

Крупная форма

Андре А.

Соч. 34. Сонатина № 5 Фа мажор, ч. 1

Беркович И.

Сонатина До мажор

Бетховен Л.

Сонатина Фа мажор, ч. 1

Глиэр Р.

Соч. 43. Рондо

Гнесина Е.

Тема и шесть маленьких вариаций Соль мажор

Диабелли А.

Соч. 151. Сонатина № 1, Рондо

Кабалевский Д.

Соч. 27. Сонатина Ля минор

Клементи М.

Соч. 36. Сонатина До мажор ч. 2, 3

Сонатина Соль мажор ч. 1, 2

Кулау Ф.

Вариации Соль мажор. Соч. 55. № 1 Сонатина До

мажор, ч. 1, 2

Мелартин Э.

Сонатина Соль минор

Моцарт Л.

Сонатина Фа мажор, ч. 1, 2

Раков Н.

Сонатина До мажор

18

Пьесы

Глинка М.

Полька

«Чувство»

«Простодушие»

Гречанинов А.

Соч. 118. «Восточный напев»

Соч. 123. «Бусинки»: «Грустная песенка»

Кабалевский Д.

Соч. 27. Токкатина

Соч. 39. «Клоуны»

Косенко В.

Соч. 15. 24 детских пьесы: Вальс, Полька, Скерцино

Майкапар С.

Соч. 23. Миниатюры: Тарантелла

Соч. 28. «Бирюльки»: «Эхо в горах», «Весною»

Раков Н.

8 пьес на тему русской народной песни: Песня,

Полька

Сигмейстер Э.

Фортепианные пьесы для детей: «Уличные игры»,

«Солнечный день», Американская народная песня

Фрид Г.

Семь пьес: «С Новым годом!», «Весенняя песенка»

Хачатурян А.

Андантино

Чайковский П.

Соч. 39. Детский альбом: «Марш оловянных

солдатиков», «Новая кукла», Мазурка

Шуман Р.

Соч. 68. Альбом для юношества: «Сицилийская

песенка», «Веселый крестьянин»

Ансамбли

в

4

руки

Произведения

по

выбору

из

сборников:

Библиотека

юного

пианиста.

Избранные

ансамбли.

Вып.

1.

/

Сост.

Натансон

М.

Играем

вдвоем.

Ансамбли

для

фортепиано

в

4

руки.

Вып.

1.

/

Сост.

А.

Борзенков.

19

Примерные

исполнительские

программы

1

полугодие

1.

И.С.

Бах

Менуэт-трио

соль

минор

2.

С.

Ляпунов

Пьеса

2

полугодие

1.

Г. Бём Менуэт

2.

Л.

Шитте

Этюд

17,

Соч.

108

3.

Ансамбль. И. Дунаевский Колыбельная (из к/ф «Цирк»)

Четвёртый

год

обучения

В

течение

учебного

года

ученик

должен

изучить

6-8

произведений.

2 полифонических произведения,

1

произведение

крупной

формы, 2-3

разнохарактерные

пьесы, 2-3

этюда

на

различные

виды

техники,

1-

2

ансамбля.

Рекомендуется

с

4

класса

больше

внимания

уделять

полифоническим

пьесам

(старинные

танцы),

а

также

вводить

в

репертуар

небольшие

по

объему

произведения

крупной

формы.

Продолжать

изучение

ансамблей

и

чтение

с

листа.

В

конце

первого

полугодия

(декабрь)

проводится академический концерт

(полифоническое произведение, пьеса).

В

конце

второго

полугодия

(май)

проводится

переводной

экзамен

(крупная форма, этюд, ансамбль).

Рекомендуются

концертные

выступления.

Технические

требования:

мажорные

и

минорные

гаммы

до

четырех

знаков

включительно

на

четыре

октавы

двумя

руками

в

прямом

и

противоположном движении, аккорды по три звука, короткие арпеджио по три

(четыре) звука, длинные арпеджио, хроматическая гамма. За год учащийся

должен сдать:

1 полугодие (октябрь)

2 полугодие (март)

Гамма E-dur (зачет);

Гамма cis-moll (контрольный урок в

классном порядке).

Гамма Es-dur (контрольный урок в

классном порядке);

Гамма c-moll и терминология (зачет).

20

Примерные репертуарные списки

Произведения полифонического склада

Арнэ Т.

Полифонический эскиз

Бах Ф.Э.

Маленькая фантазия

Бах И.С.

Маленькие прелюдии и фуги, 1 тетр.: До мажор,

ре минор, Фа мажор;

Полонез соль минор

Ария ре минор

Менуэт ре минор

Гедике А.

Соч. 36, Фугетты: До мажор, Соль мажор

Пёрселл Г.

Сарабанда

Моцарт Л.

12 пьес (ред. А. Кувшинникова): Сарабанда Ре мажор,

Менуэты Ре мажор, Менуэт ре минор

Чюрленис М.

Фугетта

Этюды

Бертини А.

Этюд Соль мажор

Гедике А.

40 мелодических этюдов, 2 тетрадь, Соч. 32

Гедике А.

Соч. 58 «Ровность и беглость»

Лешгорн А.

Соч. 65, Этюды: №№ 4-8, 11, 12, 15

Лемуан А.

Соч. 37, Этюды: №№ 1, 2

Черни К. – Гермер Г.

Этюды, 1 тетр.: №№ 7-28; 2 тетр.: №№ 1, 2

Шитте Л.

Соч. 108, Этюды №№ 14-19

Крупная форма

Диабелли А.

Сонатина

Кулау Ф.

Сонатина До мажор

Моцарт В.

Сонатина До мажор № 1, ч. 1

Пьесы

Александров Ан.

6 пьес: «Когда я был маленьким»

21

Тюрк Д.Г.

Песенка

Гедике А.

Русская песня

Александров А.

Новогодняя полька

Гайдн Й.

Анданте

Волков В.

30 пьес для фортепиано: «По волнам», «Вечер»

Гедике А.

Соч. 36 №№ 21, 23, 31

Гречанинов А.

«На лужайке», Вальс

Григ Э.

Вальс ми минор

Дварионас Б.

Прелюдия

Моцарт В.А.

14 пьес: № 8

Майкапар А.

Избранные пьесы: «Утром», Гавот, Песенка

Свиридов Г.

«Ласковая просьба»

Сигмейстер Э.

Блюз

Чайковский П.

Марш деревянных солдатиков

Шуман Р.

Соч. 68 «Марш», «Смелый наездник»

Ансамбли в 4 руки

Векерлен Ж.Б.

Пастораль

Бетховен Л.

Марш из музыки к пьесе «Афинские развалины»

Моцарт В.

Менуэт из оперы «Дон-Жуан»

Чайковский П.

«Танец феи Драже»

Моцарт В.А.

Ария Папагено из оперы» Волшебная флейта»

Чайковский П.

«Колыбельная песня в бурю»

Мусоргский М.

Гопак из оперы «Сорочинская ярмарка»

Примерные

исполнительские

программы

1 полугодие

1

полугодие

1.

И.

С.

Бах

Маленькая

прелюдия

ре

минор

2. Д.

Толстой

«Испанский

танец»

2

полугодие

1.

Д.

Кабалевский

«Лёгкие

вариации

на

тему

народной

песни»

2.

Л.

Шитте

Этюд

2,

Соч.

65

3. Ансамбль. Ж.Б. Векерлен

Пастораль

22

Пятый

год

обучения

Основная

задача -

подготовка

к

итоговой

аттестации

В

течение

учебного

года

ученик

должен

изучить

6-8

произведений.

2

полифонических

произведения,

1

произведение

крупной

формы,

2-3

разнохарактерные

пьесы, 2-3

этюда

на

различные

виды

техники,

1-

2

ансамбля.

Продолжать

изучение

ансамблей

и

чтение

с

листа.

В

конце

первого

полугодия

(декабрь)

проводится академический концерт

(полифоническое произведение, пьеса).

В

конце

второго

полугодия

(май)

проводится

выпускной

экзамен

(крупная форма, этюд, ансамбль).

Рекомендуются

концертные

выступления.

Технические

требования:

мажорные

и

минорные

гаммы

до

пяти

(до

шести

знаков

для

более

продвинутых

учащихся)

знаков

включительно

на

четыре октавы двумя руками в прямом и противоположном движении, аккорды

по три (четыре) звука, короткие арпеджио по три (четыре) звука, длинные

арпеджио, хроматическая гамма.

За год учащийся должен сдать:

1полугодие (октябрь)

2 полугодие (март)

Гамма H-dur или Des-dur и

терминология (зачет);

Гамма gis-moll или b-moll

(контрольный урок в классном

порядке).

Гаммы As-dur, f-moll или Fis-dur, dis-moll

(контрольный урок в классном порядке).

Примерные

репертуарные

списки

Произведения

полифонического

склада.

Бах

И.С.

Маленькие

прелюдии

и

фуги.

Тетр.

1:

№№

1,

3,

5

-

8,

11,

12;

Тетр.

2:

№№

1,

2,

3,

6

Бах

И.С.

Французские

сюиты:

Ария

и

менуэт

из

сюиты

до

минор

Гендель

Г.

12

легких

пьес:

Сарабанда

с

вариациями,

Куранта

23

Глинка

М.

Двухголосная

фуга

ля

минор

Мясковский

Н.

Соч.

43.

Элегическое

настроение,

Охотничья

перекличка,

Двухголосная

фуга

соль

минор

Моцарт

Л.

Ария

соль

минор

Гедике

А.

Трехголосная

прелюдия

Циполли

Д.

Фугетта

Фа

мажор,

Фугетта

ми

минор

Этюды

Беренс Г.

32 избранных этюда из соч. 61: №№ 1 — 3, 24; Соч.

88. Этюды: №№ 5, 7

Бертини А.

Соч. 29. 28 избранных этюдов из соч. 29 и 32: №№ 4, 5

Гедике А.

Соч. 8. 10 миниатюр в форме этюдов (по выбору);

Соч.32. 40 мелодических этюдов для начинающих:

Марево; Соч. 47. 30 легких этюдов: №№ 20, 26; Соч.

60. 16 небольших пьес для фортепиано: № 2.Этюд

Лешгорн А.

Соч. 66. Этюды: №№ 1 — 4

Лак Т.

Соч. 172. Маленькие романтические этюды: №№ 4, 5

Лемуан А.

Соч. 37. Этюды: №№ 28 — 30, 32, 33, 36, 37, 41, 48

Черни К.

Избранные фортепианные этюды. Под. ред. Г. Гермера.

Ч. 2: №№ 6,8, 12

Этюды для фортепиано на разные виды техники. 4 класс / Ред. и сост. Р.

Гиндин, М. Карафинка. — Киев, 1990. (по выбору)

Избранные этюды иностранных композиторов. Вып. 4 (по выбору)

Фортепианная техника / Ред. и сост. В. Натансон, В. Дельнова,

В. Малинников. — М., 1984. (по выбору)

Школа фортепианной техники. Вып. 1 (по выбору)

Произведения

крупной

формы

Бетховен

Л.

Соната

Фа

мажор,

ч.2

Диабелли

А.

Соч.

151.

Сонатина

Соль

мажор

24

Дюссек

И.

Сонатина

Соль

мажор

Клементи

М.

Соч.

36.

Сонатины:

3

До

мажор,

4

Фа

мажор,

5

Соль

мажор

Кулау

Ф.

Соч.

55,

1.

Сонатина

До

мажор

Майкапар

С.

Соч.

8.

Вариации

на

русскую

тему

Медынь

Я.

Сонатина

До

мажор

Моцарт

В.

Шесть

сонатин:

1

До

мажор,

4

Си-бемоль

мажор

Шуман

Р.

Соч.

118.

Детская

соната,

ч.

1

Чимароза

Д.

Сонаты:

соль

минор,

Ми-бемоль

мажор

Пьесы

Амиров Ф.

12 миниатюр для фортепиано: Ноктюрн

Барток Б.

Вечер у секейцев; Детям. Тетр. 2: №№ 32-37

Гедике А.

Соч. 8. Десять миниатюр в форме этюдов: №2, №4

Гладковский А.

Детская сюита: Маленькая танцовщица

Альбом фортепианных пьес: Соч. 31: № 3. Колыбельная; Соч. 35 :

№ 8. Арлекин; Соч. 43 : № 3. Мазурка, № 7 Ариетта;

Соч. 47 : № 1.Эскиз

Григ Э.

Соч. 12. Лирические пьесы: Вальс, Песня сторожа,

Танец эльфов, Песня родины

Дварионас Б.

Маленькая сюита: Вальс ля минор

Кабалевский Д.

Соч. 27. Избранные пьесы: Шуточка, Кавалерийская,

Скерцо, Воинственный танец

Косенко В.

Соч. 15. 24 детских пьесы: Петрушка, Дождик,

Мазурка

Кюи Ц.

Испанские марионетки

25

Майкапар С.

Избранные пьесы. Тетр. 2: В разлуке, Драматический

отрывок; Соч. 28: Романс; Соч. 33. Элегия

Пахульский Г.

Соч. 8. Прелюдия до минор; Соч. 23. Мечты

Прокофьев С.

Соч. 65. Детская музыка: Сказочка, Прогулка

Сорокин К.

Детский уголок: В цирке

Ребиков В.

Соч. 8. Грустная песенка

Сигмейстер Э.

Фортепианные пьесы для детей: Новый Лондон,

Пьеса ля минор

Чайковский П.

Соч. 39. Детский альбом: Шарманщик поет, Нянина

сказка, Камаринская, Вальс

Шостакович Д.

Танцы кукол: Лирический вальс; Детская тетрадь:

Заводная кукла

Шуман Р.

Соч. 68 Альбом для юношества: Народная песенка,

Песенка жнецов, Маленький романс, Охотничья

песенка

Эшпай А.

Перепелочка

Франк С.

Пьеса

Черепнин А.

Багатель

Сборник фортепианных пьес и этюдов советских композиторов / Сост. С.

Вольфензон, Е. Веврик:

Витлин В. Страшилище

Ансамбли

в

4

руки

Произведения

по

выбору

из

сборников:

Библиотека

юного

пианиста.

Избранные

ансамбли.

Вып.

1.

/

Сост.

Натансон

М.

Играем

вдвоем.

Ансамбли

для

фортепиано

в

4

руки.

Вып.

1.

/

Сост.

А.

Борзенков.

26

Примерные

исполнительские

программы

1 полугодие

1

полугодие

1.

Л.

Моцарт

Ария

соль

минор

2.

Ц. Кюи Испанские марионетки

2.

2 полугодие

2

полугодие

1.

И.

Дюссек

Сонатина

Соль

мажор

2.

А. Лешгорн Соч. 66. Этюд №1

3. Ансамбль.

Ф. Шуберт Немецкий танец

III.

ТРЕБОВАНИЯ

К

УРОВНЮ

ПОДГОТОВКИ

УЧАЩИХСЯ

Результатом

освоения

программы

по

учебному

предмету

«Основы музыкального исполнительства» (фортепиано) является

приобретение

учащимися

следующих

знаний,

умений

и

навыков:

знаний

основ

музыкальной

грамоты;

знаний

наиболее

употребляемой

музыкальной

терминологии;

знаний

основных

средств

выразительности,

используемых

в

музыкальном

искусстве;

умений

самостоятельно

разучивать

музыкальные

произведения

различных

жанров

и

стилей;

умений

использовать

выразительные

средства

для

создания

художественного

образа;

навыков

исполнения

музыкальных

произведений

(сольное

исполнение,

ансамблевое

исполнение);

навыков

публичных

выступлений;

навыков

общения

со

слушательской

аудиторией

в

условиях

музыкально-просветительской

деятельности

образовательной

организации.

27

IV.

ФОРМА ПРОВЕДЕНИЯ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ В УСЛОВИЯХ

ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ, С ПРИМЕНЕНИЕМ

ДИСТАНЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

Под

дистанционным

обучением

понимается

реализация

программы

с

применением

электронного

обучения,

дистанционных

образовательных

технологий.

Дистанционное

обучение

позволяет

школе

расширить

свои

возможности

в

осуществлении

образовательной

деятельности

в

разных

условиях,

в

том

числе

при

изменении

режимов

работы

школы

(по

климатическим,

санитарно-эпидемиологическим

и

другим

причинам),

в

обеспечении эффективной самостоятельной работы обучающихся в период

каникулярного времени, в создании условий для разработки индивидуальных

траекторий обучения детей.

Школа обеспечивает переход обучающихся на дистанционное обучение.

Видами дистанционного обучения являются:

реализация

предмета

или

его

частей

с

применением

исключительно

электронного обучения, дистанционных образовательных технологий;

реализация

предмета

или

его

частей

с

использованием

электронного

обучения, дистанционных образовательных технологий дистанционных

образовательных технологий как вспомогательных средств обучения.

При

реализации

учебного

предмета

«Основы

музыкального

исполнительства» (фортепиано) с применением исключительно электронного

обучения, дистанционных образовательных технологий школа:

создает условия для функционирования электронной информационно-

образовательной

среды

(платформы),

обеспечивающей

освоение

обучающимися

предмета

в

полном

объеме

независимо

от

места

нахождения обучающихся;

обеспечивает идентификацию личности обучающегося, выбор способа

которой осуществляется школой самостоятельно и контроль соблюдения

28

установленных

условий,

в

рамках

которых

осуществляется

оценка

результатов обучения.

Организационно-методическое обеспечение дистанционного обучения

Переход на дистанционное обучение объявляется для всех обучающихся

приказом

директора

школы.

Согласие

родителя

(законного

представителя)

обучающегося на организацию учебного процесса в форме дистанционного

обучения

подтверждается

документально

(наличие

письменного

заявления

родителя (законного представителя) по форме. Заполненная и подписанная

форма

заявления

родителя

(законного

представителя)

о

переходе

на

дистанционное

обучение

присылается

на

адрес

электронной

почты

преподавателя класса посредством скан копии, фотографии рукописного или

печатного на компьютере текста заявления.

Школа обеспечивает дистанционное обучение:

формирует

расписание

занятий

на

каждый

день

в

соответствии

с

учебным

планом

по

каждому

учебному

предмету,

предусматривая

дифференциацию по классам и сокращение времени проведения урока до

30 минут;

информирует

обучающихся

и

их

родителей

о

реализации

образовательных

программ

или

их

частей

с

применением

дистанционного обучения, в том числе знакомит с расписанием занятий,

графиком проведения текущего и промежуточного контроля по учебным

предметам, проведения консультаций;

организует

ведение

учета

результатов

образовательного

процесса

в

электронной форме.

При

реализации

предмета

с

применением

электронного

обучения

и

дистанционных

образовательных

технологий

школа

обеспечивает

внесение

соответствующих корректировок в рабочие программы учебных предметов и

(или)

учебные

планы

в

части

изменения

календарных,

календарно-

29

тематических планов, графика промежуточной аттестации, форм обучения,

использования технических средств обучения.

Материально-техническое обеспечение дистанционного обучения

Школа

обеспечивает

доступ

обучающихся

к

электронной

информационной

образовательной

среде.

Организация

дистанционного

обучения может осуществляться на базе электронных ресурсов – платформ

Telegram, Skype и WhatsApp. Преподаватели самостоятельно осуществляют

выбор и использование бесплатной доступной платформы.

Для организации дистанционного обучения необходимо обеспечение процесса

техническим

оборудованием.

В

случае

необеспеченности

отдельных

обучающихся

техническим

оборудованием

решение

об

обеспечении

дистанционного обучения для таких обучающихся решается в индивидуальном

порядке.

Формы дистанционной работы

Проведение

урока

онлайн

с

помощью

сервисов

Telegram,

Skype

и

WhatsApp;

Запись индивидуального задания с помощью сервисов Telegram, Skype и

WhatsApp, электронной почты;

Размещение на сайте школы ссылок на видео и аудио материалы, ссылок

на информационные ресурсы.

V.

ФОРМЫ

И

МЕТОДЫ

КОНТРОЛЯ,

СИСТЕМА

ОЦЕНОК

Контроль

знаний,

умений,

навыков

обучающихся

обеспечивает

оперативное

управление

учебным

процессом

и

выполняет

обучающую,

проверочную,

воспитательную

и

корректирующую

функции.

Разнообразные

формы

контроля

успеваемости

учащихся

позволяют

объективно

оценить

успешность

и

качество

образовательного

процесса.

30

Аттестация

Основными

видами

контроля

успеваемости

по

предмету

«Основы музыкального исполнительства» (фортепиано)

являются:

текущий

контроль

успеваемости

обучающихся;

промежуточная

аттестация;

итоговая

аттестация.

Текущая

аттестация

проводится

с

целью

контроля

за

качеством

освоения

какого-либо

раздела

учебного

материала

предмета

и

направлена

на

поддержание

учебной

дисциплины,

выявление

отношения

к

предмету,

на

ответственную

организацию

домашних

занятий

и

может

носить

стимулирующий

характер.

Текущий

контроль

осуществляется

регулярно

преподавателем,

отметки

выставляются

в

журнал

и

дневник

учащегося.

В

них

учитываются:

а)

отношение

ученика

к

занятиям,

его

старание,

прилежность;

б)

качество

выполнения

домашних

заданий;

в)

инициативность

и

проявление

самостоятельности

как

на

уроке,

так

и

во

время

домашней

работы;

г)

темпы

продвижения.

На

основании

результатов

текущего

контроля

выводятся

четвертные

оценки.

Промежуточная

аттестация

определяет

успешность

развития

обучающегося

и

степень

освоения

им

учебных

задач

на

данном

этапе.

Наиболее

распространенными

формами

промежуточной

аттестации

являются:

зачёты

(дифференцированный,

недифференцированный);

академические

концерты, переводные экзамены;

контрольные

уроки.

31

Возможно

применение

индивидуальных

графиков

проведения

данных

видов

контроля.

Например,

промежуточная

аттестация

может

проводиться

каждое

полугодие

или

один

раз

в

год.

Учащиеся,

которые

принимают

участие

в

конкурсах,

в

школьных

и

городских

мероприятиях,

могут

освобождаться

от

зачётов.

Зачеты

,

академические

концерты

проводятся

в

течение

учебного

года

и

предполагают

публичное

исполнение

программы

(или

её

части)

в

присутствии

комиссии.

Переводной экзамен в

конце

учебного

года

определяет

успешность

освоения

программы

данного

года

обучения,

предполагает

обязательное

методическое

обсуждение

с

применением

дифференцированной

системы

оценивания.

По

состоянию

здоровья

ученик

может

быть

переведён

в

следующий

класс

по

текущим

оценкам.

Итоговая

аттестация

проводится

в

форме

выпускных

экзаменов,

представляющих собой концертное исполнение программы. По итогам этого

экзамена выставляется оценка «отлично», «хорошо», «удовлетворительно»,

«неудовлетворительно».

Итоговая аттестация определяет уровень и качество

владения комплекса музыкальных, технических и художественных задач в

рамках представленной программы.

Критерии

оценок

Критерии

оценки

качества

подготовки

обучающегося

позволяют

определить

уровень

освоения

материала,

предусмотренного

учебной

программой.

Основным

критерием

оценок

обучающегося,

осваивающего

общеразвивающую

программу,

является

грамотное

исполнение

авторского

текста,

художественная

выразительность,

владение

техническими

приемами

игры

на

инструменте.

32

При

оценивании

выступления

учитывается:

формирование

устойчивого

интереса

к

музыкальному

искусству,

к

занятиям

музыкой;

наличие

исполнительской

культуры,

развитие

музыкального

мышления;

овладение

практическими

умениями

и

навыками

в

различных

видах

музыкально-исполнительской

деятельности:

сольном,

ансамблевом

исполнительстве,

подборе

аккомпанемента;

степень

продвижения

учащегося,

успешность

личностных

достижений.

По

итогам

исполнения

программы

на

зачете,

академическом

прослушивании

выставляется

оценка

по

пятибалльной

шкале:

Оценка

Критерии оценивания выступления

5

(«отлично»)

-

исполнение

может

быть

названо

концертным;

-

программа

соответствует

году

обучения;

-

уверенное

знание

текста;

-

владение

необходимыми

техническими

приемами,

штрихами,

качественное

звукоизвлечение;

-

музыкальная

выразительность,

образность

и

понимание

стиля

исполняемого

произведения.

4

(«хорошо»)

-

программа

соответствует

году

обучения;

-

достаточно

убедительное

донесение

образа

исполняемого

произведения;

-

грамотное

исполнение

с

наличием

мелких

технических

недочетов;

-

небольшое

несоответствие

темпа.

3

(«удовлетворительно»)

-

программа

не

соответствует

году

обучения;

-

плохое

знание

нотного

текста;

-

технические

ошибки;

-

отсутствие

музыкальной

образности.

2

(«неудовлетворительно»)

-

незнание

наизусть

нотного

текста;

-

слабое

владение

навыками

игры

на

инструменте,

подразумевающее

плохую

посещаемость

занятий

и

слабую

самостоятельную

работу.

«зачёт»

(без

отметки)

отражает

достаточный

уровень

подготовки

и

исполнения

на

данном

этапе

обучения.

33

VI.

МЕТОДИЧЕСКОЕ

ОБЕСПЕЧЕНИЕ

УЧЕБНОГО

ПРЕДМЕТА

Методические рекомендации педагогическим работникам

Пятилетний

срок

реализации

программы

учебного

предмета

позволяет:

перейти

на

обучение

по

предпрофессиональной

программе,

продолжить

самостоятельные

занятия,

приобщиться

к

любительскому

сольному

и

ансамблевому

музицированию.

Важнейшие

педагогические

принципы

постепенности

и

последовательности

в

изучении

материала

требуют

от

преподавателя

применения

различных

подходов

к

учащимся,

учитывающих

оценку

и

интеллектуальных,

физических,

музыкальных

и

эмоциональных

данных,

уровень

подготовки.

Достичь

более

высоких

результатов

в

обучении

и

развитии

творческих

способностей

учащихся,

полнее

учитывать

индивидуальные

возможности

и

личностные

особенности

ребенка

позволяют

следующие

методы

дифференциации

и

индивидуализации:

разработка

преподавателем

заданий

различной

трудности

и

объема;

разная

мера

помощи

преподавателя

учащимся

при

выполнении

учебных

заданий;

вариативность

темпа

освоения

учебного

материала;

индивидуальные

и

дифференцированные

домашние

задания.

Основной

задачей

применения

принципов

дифференциации

и

индивидуализации

при

объяснении

материала

является

актуализация

полученных

учениками

знаний.

Важно

вспомнить

именно

то,

что

будет

необходимо

при

объяснении

нового

материала.

Часто

на

этапе

освоения

нового

материала

учащимся

предлагается

воспользоваться

ранее

полученной

информацией,

и

при

этом

ученики

получают

разную

меру

помощи,

которую

может

оказать

преподаватель

посредством

показа

на

инструменте.

34

Основное

время

на

уроке

отводится

практической

деятельности,

поэтому

создание

творческой

атмосферы

способствует

ее

продуктивности.

Правильная

организация

учебного

процесса,

успешное

и

всестороннее

развитие

музыкально-исполнительских

данных

ученика

зависят

непосредственно

от

того,

насколько

тщательно

спланирована

работа

в

целом,

глубоко

продуман

выбор

репертуара.

Целесообразно

составленный

индивидуальный

план,

своевременное

его

выполнение

так

же,

как

и

рационально

подобранный

учебный

материал,

существенным

образом

влияют

на

успешность

развития

ученика.

Предлагаемые

репертуарные

списки,

программы

к

зачётам

и

контрольным

урокам,

включающие

художественный

и

учебный

материал

различной

степени

трудности,

являются

примерными,

предполагающими

варьирование,

дополнение

в

соответствии

с

творческими

намерениями

преподавателя

и

особенностями

конкретного

ученика.

Общее

количество

музыкальных

произведений,

рекомендованных

для

изучения

в

каждом

классе,

даётся

в

годовых

требованиях.

Предполагается,

что

педагог

в

работе

над

репертуаром

будет

добиваться

различной

степени

завершенности

исполнения:

некоторые

произведения

должны

быть

подготовлены

для

публичного

выступления,

другие

для

показа

в

условиях

класса,

третьи

с

целью

ознакомления.

Все

это

определяет

содержание

индивидуального

учебного

плана

учащегося.

На

заключительном

этапе

ученики

имеют

опыт

исполнения

произведений

классической

и

современной

музыки,

опыт

сольного

и

ансамблевого

музицирования.

Исходя

из

этого

опыта,

они

используют

полученные

знания,

умения

и

навыки

в

исполнительской

практике.

Параллельно

с

формированием

практических

умений

и

навыков

учащийся

получает

знания

музыкальной

грамоты,

основы

гармонии,

которые

применяются,

в

том

числе,

при

подборе

на

слух.

35

Методы

работы

над

качеством

звука

зависят

от

индивидуальных

способностей

и

возможностей

учащихся,

степени

развития

музыкального

слуха

и

музыкально-игровых

навыков.

Важным

элементом

обучения

является

накопление

художественного

исполнительского

материала,

дальнейшее

расширение

и

совершенствование

практики

публичных

выступлений

(сольных

и

ансамблевых).

Рекомендации по организации самостоятельной работы обучающихся

самостоятельные занятия должны быть регулярными и

систематическими;

периодичность занятий - каждый день;

количество занятий в неделю – от 0,5 часа.

Объем самостоятельной работы определяется с учетом минимальных

затрат на подготовку домашнего задания (параллельно с освоением детьми

программы

начального

и

основного

общего

образования),

с

опорой

на

сложившиеся

в

учебном

заведении

педагогические

традиции

и

методическую

целесообразность,

а

также

индивидуальные

способности

ученика. Ученик должен быть физически здоров. Занятия при повышенной

температуре опасны для здоровья и нецелесообразны, так как результат

занятий 13 всегда будет отрицательным.

Индивидуальная

домашняя

работа

может

проходить

в

несколько

приемов

и

должна

строиться

в

соответствии

с

рекомендациями

преподавателя

по

специальности.

Необходимо

помочь

ученику

организовать

домашнюю

работу,

исходя

из

количества

времени,

отведенного на занятие. В самостоятельной работе должны присутствовать

разные виды заданий: игра технических упражнений, гамм и этюдов (с

этого задания полезно начинать занятие и тратить на это примерно треть

времени); разбор новых произведений или чтение с листа более легких

выучивание

наизусть

нотного

текста,

необходимого

на

данном

этапе

работы;

работа

над

звуком

и

конкретными

деталями

(следуя

36

рекомендациям, данным преподавателем на уроке), доведение произведения

до концертного вида; проигрывание программы целиком перед зачетом или

концертом; повторение ранее пройденных произведений. Все рекомендации

по

домашней

работе

в

индивидуальном

порядке

дает

преподаватель

и

фиксирует их, в случае необходимости, в дневнике.

37

VII.

СПИСОК

ЛИТЕРАТУРЫ

Учебная

литература

основная:

1.

Бах

И.С.

Нотная

тетрадь

Анны

Магдалены

Бах.

М.:

Музыка,

2012.

2.

Беренс

Г.

Этюды.

М.:

Музыка,

2005.

3.

Бетховен

Л.

Легкие

сонаты

(сонатины)

для

ф-но.

М.:

Музыка,

2011.

4.

Ветлугина

Н.

Музыкальный

букварь.

-

М.:

Музыка,

1987.

5.

Гайдн

Й.

Избранные

пьесы

для

ф-но.

1-4

кл.

М.,1993.

6.

Геталова

О.,

Визная

И.

«В

музыку

с

радостью».

СП.:

Композитор,

2005.

7.

Григ

Э.

Избранные

лирические

пьесы

для

фортепианоно,

Вып.1,

2.

М.:

Музыка,

2011.

8.

Лемуан

А.

Соч.

37.

50

характерных

и

прогрессивных

этюдов.

М.:

Музыка,

2010.

9.

Милич

Б.

Фортепиано

1

класс.

М.:

Кифара,

2006.

10. Милич

Б.

Фортепиано

2

класс.

М.:

Кифара,

2006.

11. Милич

Б.

Фортепиано

3

класс.

М.:

Кифара,

2006.

12. Милич

Б.

Фортепиано

4

кл.

М.:

Кифара,

2001.

13. Милич

Б.

Фортепиано

5

кл.

М.:

Кифара,

2002.

14. Милич

Б.

Фортепиано

6

кл.

М.:

Кифара,

2002.

15.Свиридов

Г.

Альбом

пьес

для

детей.

Советский

композитор,

1973

16.Таривердиев

М.

«Настроения».

24

простые

пьесы

для

фортепиано.

М.:

Классика

XXI,

2002.

17.Хромушин

О.

Джазовые

композиции

в

репертуаре

ДМШ.

СПб.:

Северный

олень,

1994.

18.Чайковский

П.

Детский

альбом,

Соч.39.

М.:

Музыка,

2006.

19.Шуман

Р.

Альбом

для

юношества.

М.:

Музыка,

2011.

20.Школа

игры

на

фортепиано

/

Сост.

А.

Николаев,

В.

Натансон.

М.:

Музыка,

2011.

21.Альбом

классического

репертуара.

Пособие

для

подготовительного

и

1

классов

/Сост.

Т.

Директоренко,

О.

Мечетина.

М.:

Композитор,

2003.

22.Веселые

нотки.

Сборник

пьес

для

ф-но,

3-4

кл.

ДМШ,

вып.

1:

Учебно-

метод.

Пособие.

/Сост.

С.

Барсукова.

Ростов-на-Дону:

Феникс,

2007.

23.Гаммы

и

арпеджио

в

2-х

ч.

/

Сост.

Ширинская

Н.

М.:

Музыка,

2006.

24.Джаз

для

детей,

средние

и

старшие

классы

ДМШ,

Вып.

6:

Учебно-

методическое

пособие

/

Сост.

С.

Барсукова.

Ростов-на-Дону:

Феникс,

2003.

25.Музицирование

для

детей

и

взрослых,

Вып.

2:

Учебное

пособие

/

Сост.

Ю.

Барахтин.

Новосибирск:

Окарина,

2008.

38

26.Музыкальная

коллекция,

2-3

классы

ДМШ.

Сборник

пьес

для

фортепиано.

Учебно-методическое

пособие.

/

Сост.

О.

Гавриш,

С.

Барсукова.

Ростов-на-Дону:

Феникс,

2008.

27.Музыкальная

азбука

для

самых

маленьких.

Учебно-методическое

пособие.

/

Сост.

Н.

Горошко.

Ростов

на-Дону:

Феникс,

2007.

28.Юному

музыканту-пианисту,

5

кл.

Хрестоматия

для

уч-ся

ДМШ:

Учебно-методическое

пособие.

/Сост.

Г.

Цыганова,

И.

Королькова.

Изд.

3-е.

Ростов-

на-Дону:

Феникс,

2008.

Учебная

литература

дополнительная:

1.

Артоболевская

А.

Первая

встреча

с

музыкой.

Учебное

пособие.

М.:

Российское

музыкальное

издательство,

1996.

2.

Бах

И.С.

Маленькие

прелюдии

и

фуги

для

фортепиано.

/

Ред.

И.

Браудо.

СПб.:

Композитор,

1997.

3.

Бертини

А.

Избранные

этюды.

М.:

Музыка,

1992.

4.

Гедике

А.

40

мелодических

этюдов

для

начинающих,

Соч.

32

5.

Лекуппе

Ф.

25

легких

этюдов.

Соч.

17

6.

Лещинская

И.

Малыш

за

роялем.

М.:

Кифара,

1994.

7.

Лешгорн

А.

Избранные

этюды.

Соч.65,

66

8.

Металлиди

Ж.

«Дом

с

колокольчиком».

СПб.:

Композитор,

1994.

9.

Парцхаладзе

М.

Детский

альбом.

Учебное

пособие.

/

Педагогическая

редакция

А.

Батаговой,

Н.

Лукьяновой.

М.:

Советский

композитор,

1963.

10.Свиридов

Г.

Альбом

пьес

для

детей.

М.:

Советский

композитор,

1973.

11.Смирнова

Т.

Фортепиано.

Интенсивный

курс.

Тетради

3,

6,

9,

11.

М.:Музыка,

1993.

12.Черни

К.

Сто

пьес

для

удовольствия

и

отдыха.

Тетр.1,

2.

/

Ред.

и

сост.

А.

Бакулов.

М.,

1992.

13.Черни

К.-Гермер

Т.

Этюды.

1,

2

тетр.

14.Шитте

А.

Соч.

108,

25

маленьких

этюдов;

Соч.160,

25

легких

этюдов

15.Альбом

легких

переложений

для

фортепиано

в

4

руки.

Вып.

2

/

Сост.

Э.

Денисов,1962.

16.Альбом

юного

музыканта.

Педагогический

репертуар

ДМШ

1-3

кл.

/

Ред.

и

сост.

И.

Беркович.

Киев,1964.

17.Библиотека

юного

пианиста.

Сонаты.

Средние

и

старшие

классы

ДМШ.

Вып.1.

/

Сост.

Ю.

Курганов.

М.,1991.

18.Избранные

этюды

зарубежных

композиторов.

Вып

4,

V-VI

кл.

ДМШ.

/

Ред.

и

сост.

А.

Руббах,

В.

Натансон.

М.:

Государственное

музыкальное

издательство,

1962.

39

19.Избранные

этюды

иностранных

композиторов,

Вып.

1,

I-II

кл.

ДМШ.

/

Ред.

и

сост.

А.

Руббах,

В.

Натансон.

М.:

Государственное

музыкальное

издательство,

1960.

20.Музыка

для

детей.

Фортепианные

пьесы,

Вып.

2.

/

Сост.

К.

Сорокина.

М.:

Современный

композитор,

1986.

21.Музыкальный

альбом

для

фортепиано,

Вып.

1.

/

Сост.

А.

Руббах.

М.,

1972.

22.Музыкальный

альбом

для

фортепиано,

Вып.2

/

Сост.

А.

Руббах,

В.

Малинникова.

М.:

Советский

композитор,

1973.

23.Орфей.

Альбом

популярных

пьес

зарубежных

композиторов

для

фортепиано.

/

Сост.

К.Сорокин.

М.:

Музыка,

1976.

24.Путешествие

в

мир

музыки.

Учебное

пособие

/

Сост.

О.

Бахлацкая.

М.:

Советский

композитор,

1990.

25.Педагогический

репертуар

ДМШ.

Итальянская

клавирная

музыка

для

фортепиано,

Вып.

3.

/

Сост.

О.

Брыкова,

А.

Парасаднова,

Л.

Россик.

М.,

1973.

26.Пьесы

в

форме

старинных

танцев.

/

Сост.

М.

Соколов.

М.,

1972.

27.Педагогический

репертуар

ДМШ

для

фортепиано.

Легкие

пьесы

зарубежных

композиторов

/

Сост.

Н.

Семенова.

СПб.,1993

28.Педагогический

репертуар

ДМШ.

Этюды

для

фортепиано

5

кл.

/

Ред.

В.

Дельновой.

М.,1974.

29.Полифонические

пьесы.

Педагогический

репертуар

ДМШ

4-5

кл.

М.,1974.

30.Пьесы

композиторов

20

века

для

фортепиано.

Зарубежная

музыка

/

Ред.

Ю.

Холопова.

М.,1996.

31.Сборник

фортепианных

пьес,

этюдов

и

ансамблей,

ч.

1.

/

Сост.

С.

Ляховицкая,

Л.

Баренбойм.

М.,

1962.

32.Старинная

клавирная

музыка.

/

Ред.

Н.

Голубовской,

сост.

Ф.

Розенблюм.

М.:

Музыка,

1978.

33.Сборник

фортепианных

пьес

композиторов

XVII-XVIII

веков,

Вып.

2.

/

Сост.

и

ред.

А.

Юровский.

М.:

Государственное

музыкальное

издательство,

1962.

34.Сонаты,

сонатины,

рондо,

вариации

для

фортепано,

ч.

1.

/

Сост.

С.

Ляховицкая.

М.,

1961.

35.Фортепианная

игра

1,

2

кл.

ДМШ.

/

Сост.

В.

Натансон,

Л.

Рощина.

М.:

Музыка,

1988.

36.Фортепианные

циклы

для

ДМШ.

СПб.:

Композитор,

1997.

40

37.Хрестоматия

для

фортепиано

ДМШ

5

класс.

Пьесы.

Вып.

1.

/

Сост.

М.

Копчевский.

М.:

Музыка,

1978.

38.Хрестоматия

для

фортепиано

3

кл.

ДМШ.

/

Сост.

Н.

Любомудров,

К.

Сорокин,

А.

Туманян,

ред.

С.

Диденко.

М.:

Музыка,

1983.

39.Хрестоматия

для

фортепиано

1

кл.

ДМШ.

/Сост.

А.

Бакулов,

К.

Сорокин.

М.:

Музыка,

1989.

40.Хрестоматия

для

фортепиано

2

кл.

ДМШ.

/Сост.

А.

Бакулов,

К.

Сорокин.

М.:

Музыка,

1989.

41.Юный

пианист.

Пьесы,

этюды,

ансамбли

для

3-5

кл.

ДМШ,

Вып.

II.

/

Сост.

и

ред.

Л.

Ройзман,

В.

Натансон.

М.:

Советский

композитор,

1967.

Методическая

литература:

1.

Алеексеев

А.

Методика

обучения

игре

на

фортепиано.

М.,

1978.

2.

Артоболевская

А.

Первая

встреча

с

музыкой:

Из

опыта

работы

педагога-пианиста

с

детьми

дошкольного

и

младшего

школьного

возраста.

М.,

1935.

3.

Айзенштадт

С.

Детский

альбом

Чайковского.

М.:

Классика

XXI,

2009.

4.

Баренбойм

Л.

Музыкальная

педагогика

и

исполнительство.

Л.,

1974.

5.

Баренбойм

Л.

Путь

к

музицированию.

Л.,1973.

6.

Баренбойм

Л.

За

полвека.

Очерки,

статьи,

материалы.

Л.,

1989.

7.

Баринова

М.

О

развитии

творческих

способностей

ученика.

Л.,

1961.

8.

Бирман

Л.

О

художественной

технике

пианиста.

М.,

1973.

9.

Браудо

И.

Об

изучении

клавирных

сочинений

Баха

в

музыкальной

школе.

Л.,

1965.

10.Вицинский

А.

Беседы

с

пианистами.

М.:

Классика

XXI,

2002.

11.Голубовская

Н.

Искусство

педализации.

Л.,

1974.

12.Дельнова

В.

Развитие

фортепианной

техники

в

младших

классах

ДМШ.

Методические

указания

в

помощь

педагогам

музыкальных

школ

/

Центр.

метод.

кабинет

по

детскому

муз.

и

худ.

образованию

13.Калинина

Н.

Клавирная

музыка

Баха

в

фортепианном

классе.

Л.,

1988.

14.Коган

Г.

Работа

пианиста.

М.:

Классика

XXI,

2004.

15.Коган

Г.

У

врат

мастерства.

М.:

Классика

XXI,

2004.

16.Кременштейн

Б.

Воспитание

самостоятельности

учащихся

в

классе

специального

фортепиано.

М.,

1965.

17.Кременштейн

Б.

Педагогика

Г.Г.

Нейгауза.

М.,

1984.

41

18.Кирнарская

Д.

Музыкальные

способности.

М.:

Таланты

XXI

век,

2004.

19.Корто

А.

О

фортепианном

искусстве.

М.:

Классика

XXI,

2005.

20.Левин

И.

Основные

принципы

игры

на

фортепиано.

М.,

1978.

21.Либерман

Е.

Работа

над

фортепианной

техникой.

М.,

1971.

22.Ляховицкая

С.

О

педагогическом

мастерстве.

Л.,

1963.

23.Мартинсен

К.

Индивидуальная

фортепианная

техника.

М.,

1966.

24.Милич

Б.

Воспитание

ученика-пианиста.

М.:

Кифара,

2002.

25.Мильштейн

Я.

Хорошо

темперированный

клавир

Баха.

М.,

1967.

26.Нейгауз

Г.

Об

искусстве

фортепианной

игры.

М.,

1961.

27.Носина

В.

Символика

музыки

И.С.Баха.

Тамбов,

2011.

28.Рафелович

О.

Транспонирование

в

классе

фортепиано.

М.,

1963.

29.Савшинский

С.

Работа

пианиста

над

техникой.

Л.,

1968.

30.Савшинский

С.

Работа

пианиста

над

музыкальным

произведением.

М.:

Классика

XXI,

2004.

31.Светозарова

Н.,

Кременштейн

Б.

Педализация

в

процессе

обучения

игре

на

фортепиано.

М.,

2002.

32.Тимакин

Е.

Воспитание

пианиста.

М.,

1989.

33.Тургенева

Э.

О

некоторых

вопросах

развития

творческих

способностей

учащихся

в

классе

фортепиано.//

Центр.

Метод.

Кабинет

по

детскому

муз.

и

худ.

образованию.

М.,

1970.

34.Тургенева

Э.

Работа

с

начинающими

в

фортепианных

классах

ДМШ

и

ДШИ.

/

Центр.

метод.

кабинет

по

детскому

муз.

и

худ.

образованию.

М.,

1987.

35.Тургенева

Э.,

Малюков

А.

Пианист-фантазер.

М.,

1987.

36.Фейгин

М.

Индивидуальность

ученика

и

искусство

педагога.

М.,

1975.

37.Фейгин

М.

Мелодии

и

полифонии

в

первые

годы

обучения

фортепианной

игре.

М.,

1980.

38.Фейнберг

С.

Пианизм

как

искусство.

М.,

2003.

39.Цыпин

Г.

Обучение

игре

на

фортепиано.

М.,

1984.

40.Шмидт-Шкловская

А.

О

воспитании

пианистических

навыков.

Л.,

1971.

41.Шуман

Р.

Жизненные

правила

для

музыкантов.

М.,

1959.

42.Щапов

А.

Некоторые

вопросы

фортепианной

техники.

М.,

1968.

43.Щапов

А.

Фортепианный

урок

в

музыкальной

школе

и

училище.

М.,

2009.

44.Юдовина-Гальперина

Т.

За

роялем

без

слёз,

или

я

детский

педагог.

СПб.:

Союз

художников,

2003.

42

45.Как

научить

играть

на

рояле.

Первые

шаги.

М.:

Классика

XXI,

2005.

46.Как

исполнять

Бетховена.

М.:

Классика

XXI,

2004.

47.Как

исполнять

Гайдна.

М.:

Классика

XXI,

2004.

48.Как

исполнять

Моцарта.

М.:

Классика

XXI,

2003.

49.Как

исполнять

Шопена.

М.:

Классика

XXI,

2005.



В раздел образования