Автор: Яворовская Татьяна Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: Филиал "Солнышко" МБДОУ д/сада "Степашка"
Населённый пункт: п.Алтай Калманский район
Наименование материала: Конспект родительского собрания в разновозрастной группе (2-7 лет)
Тема: «Особенности развития в разновозрастной группе: от малышей до выпускников»
Раздел: дошкольное образование
Конспект родительского собрания в разновозрастной группе (2-7 лет)
Тема: «Особенности развития в разновозрастной группе: от малышей до
выпускников»
Дата: ___ Время: ___ Место: Групповая комната Ведущие: Воспитатели
(ФИО)
Цели:
1. Познакомить родителей с особенностями образовательного процесса в
разновозрастной группе.
2. Рассказать о возрастных особенностях детей 2-7 лет и задачах развития на
этот год.
3. Определить пути эффективного взаимодействия детского сада и семьи.
4. Выбрать родительский комитет.
План проведения:
1. Вступительная часть (Приветствие, вводная игра).
2. Мини-лекция «Преимущества и challenges (вызовы) разновозрастной
группы».
3. Знакомство с программой: Образовательные задачи для разных возрастных
подгрупп.
4. Организационные вопросы (Режим, правила, документация).
5. Разное (Выбор родительского комитета, вопросы и ответы).
Ход собрания:
---
1. Вступительная часть (10-15 мин)
Воспитатель 1: Добрый вечер, уважаемые родители! Мы очень рады видеть
вас на нашем первом родительском собрании. Мы с вами – одна большая
команда, и наша общая цель – сделать пребывание ваших детей в этой группе
счастливым, безопасным и полезным.
Воспитатель 2: Чтобы нам лучше познакомиться и настроиться на
совместную работу, предлагаем небольшую игру-приветствие «Снежный
ком». Каждый из нас назовет свое имя, имя своего ребенка и, одним словом,
охарактеризует его. Например: «Я – Мария, мама Софии (5 лет), она у нас
любознательная».
(Проводится игра по кругу. Это помогает создать доверительную атмосферу
и сразу дает воспитателям представление о семьях).
Воспитатель 1: Спасибо! Теперь мы знаем друг друга чуть лучше. Сегодня
мы поговорим об особенностях нашей уникальной группы, куда ходят и
двухлетние малыши, и будущие школьники.
---
2. Мини-лекция «Разновозрастная группа: плюсы и сложности» (15 мин)
Воспитатель 2: Многие сначала удивляются, как можно объединить таких
разных детей. Но у этого формата есть огромные преимущества, которые мы
используем в нашей работе:
Преимущества:
· Для младших (2-4 года):
· Развитие речи: Старшие дети – это «живой» пример для подражания.
Малыши быстрее начинают говорить, перенимая словарный запас и манеру
общения у старших.
· Социальные навыки: Учатся просить помощи, сотрудничать, играть по
правилам, которые показывают старшие.
· «Зона ближайшего развития»: Стремятся дотянуться до уровня старших
(самостоятельно есть, одеваться, строить сложные конструкции).
· Для старших (5-7 лет):
· Лидерство и ответственность: Учатся помогать, заботиться, объяснять,
быть наставником. Это бесценный опыт.
· Закрепление знаний: Когда старший ребенок объясняет что-то младшему,
он сам лучше усваивает материал («Эффект учителя»).
· Развитие эмпатии: Учатся понимать чувства и потребности тех, кто
младше и слабее.
· Для всех: Формируется настоящая семейная атмосфера. Дети учатся жить в
разнообразии, уважать тех, кто младше и тех, кто старше.
Сложности и наши решения:
· Разный темп и сложность заданий. Наше решение: мы используем
дифференцированный подход. На одном занятии по лепке младшие будут
просто мять пластилин и делать «колобки», а старшие – лепить фигурки с
мелкими деталями по сюжету сказки.
· Разный режим (дневной сон, питание). Наше решение: строгое соблюдение
режимных моментов. Пока младшие спят, у старших проходят самые
сложные и шумные занятия, тихие игры или прогулка с другим
воспитателем.
· Обеспечение безопасности младших. Наше решение: зонирование
пространства, постоянный контроль и обучение старших правилам
безопасного взаимодействия с малышами.
---
3. Образовательные задачи на год (15 мин)
Воспитатель 1: Наш учебный план построен с учетом ФГОС и возрастных
особенностей. Условно мы делим детей на 3 подгруппы:
· Подгруппа «Малыши» (2-4 года):
· Адаптация к саду (для новичков).
· Приучение к самообслуживанию (мыть руки, одеваться с помощью).
· Развитие активной речи, пополнение словаря.
· Развитие крупной моторики, сенсорики (цвет, форма, величина).
· Основная деятельность – игра.
· Подгруппа «Среднячки» (4-5 лет):
· Развитие навыков общения со сверстниками.
· Развитие логического мышления (счет, классификации).
· Развитие творческих способностей в рисовании, конструировании.
· Формирование усидчивости.
· Подгруппа «Старшие и подготовишки» (5-7 лет):
· Подготовка к школе: развитие фонематического слуха, обучение грамоте,
основам математики.
· Развитие произвольности: умение управлять своим поведением, следовать
инструкции.
· Социально-коммуникативное развитие: разрешение конфликтов, работа в
команде.
· Проектная деятельность.
Мы всегда готовы обсудить индивидуальные успехи вашего ребенка в
личной беседе.
---
4. Организационные вопросы (10 мин)
· Режим дня: Пожалуйста, соблюдайте время прихода. Опоздания срывают
утренний режим и ритм группы. Напоминаем, что у нас завтрак с 8.50 до 9.10
· Одежда и обувь: Должна быть по погоде, удобной, с минимальным
количеством пуговиц/молний (чтобы ребенок мог справиться сам).
Обязательна сменная обувь и запасная одежда в шкафчике (особенно для
младших!).
· Игрушки из дома: Можно приносить только в исключительных случаях
(например, для показа на «Дне игрушки»). Мы не несем ответственность за
их сохранность, а они часто провоцируют конфликты.
· Здоровье: Если ребенок заболел – оставайтесь дома. Не приводите детей с
признаками болезни. Это опасно особенно для малышей.
· Документы: Напоминаем о необходимости своевременно вносить плату за
детский сад и предупреждать о предстоящем отсутствии ребенка.
· Выбор родительского комитета. Нам нужны ваши активные помощники
для организации праздников, покупки подарков детям и решения текущих
вопросов. Просим не оставаться в стороне!
· Вопросы и ответы. Уважаемые родители, что вас волнует? Какие есть
вопросы?
(Воспитатели отвечают на вопросы родителей).
5. Рефлексия и завершение (10-15 минут)
Упражнение «Дерево ожиданий» (или «Чемоданчик пожеланий»).
На столе лежит лист ватмана с нарисованным деревом (или чемоданом) и
разноцветные стикеры-листочки (или бумажные чемоданчики).
Воспитатель 1: «Уважаемые родители, сейчас я предлагаю вам подумать и
анонимно написать на листочке:
· Ваше пожелание или ожидание от этого учебного года (Что вы хотели бы
получить от нас, воспитателей? Чему, на ваш взгляд, важно научиться
ребенку в этом году?).
· Ваш вопрос или опасение, которое вас волнует.
Затем мы все вместе приклеим наши листочки на это дерево, и оно покажет,
каким разным и насыщенным будет наш общий год. Ваши листочки помогут
нам лучше понять ваши запросы и сделать нашу работу еще более адресной.
(Родители пишут, закрепляют на плакате. Воспитатели бегло зачитывают
несколько нейтральных или общих пожеланий и комментируют их,
гарантируя, что все темы будут проработаны).
---
Итог собрания
Воспитатель 2: «Наша встреча подходит к концу. Огромное спасибо вам за
активность, открытость и совместную работу. Хочется верить, что сегодня
мы стали еще ближе к общей цели – счастливому и гармоничному развитию
наших детей.
Прежде чем разойтись, ответьте, пожалуйста, на один вопрос по кругу: «Что
из сегодняшнего разговора было для вас самым ценным или полезным?»
(Каждый родитель говорит одно предложение).
Напоминаем, что наши двери и телефоны всегда для вас открыты. Любые
текущие вопросы мы готовы решать оперативно и индивидуально.
Желаем вам терпения, радости от общения с вашими детьми и прекрасного
настроения! До новых встреч!»
(Воспитатели раздают родителям подготовленные памятки).
---
Памятка для родителей (примерное содержание):
Возрастные особенности детей 2-7 лет (кратко)
· 2-3 года: «Я сам!». Активное развитие речи, предметная деятельность,
капризы – способ заявить о себе. Нужны четкие правила и ритуалы.
· 3-4 года: Любознательность, игра рядом (но не вместе), развитие фантазии.
Важно много говорить, читать, отвечать на вопросы.
· 4-5 лет: «Почемучки». Активное социальное взаимодействие, сложные
сюжетные игры. Формируется самооценка – важно хвалить за усилия, а не за
результат.
· 5-7 лет: Этап подготовки к школе. Развитие произвольности внимания и
памяти. Важно формировать учебную мотивацию, ответственность,
развивать коммуникативные навыки.
Единые правила для всех:
1. Положительный настрой утром при расставании.
2. Соблюдение режима дня дома в выходные.
3. Информирование воспитателя об особенностях состояния ребенка.
4. Давайте действовать сообща!
Спасибо за внимание!