Напоминание

«Особенности развития в разновозрастной группе: от малышей до выпускников»


Автор: Яворовская Татьяна Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: Филиал "Солнышко" МБДОУ д/сада "Степашка"
Населённый пункт: п.Алтай Калманский район
Наименование материала: Конспект родительского собрания в разновозрастной группе (2-7 лет)
Тема: «Особенности развития в разновозрастной группе: от малышей до выпускников»
Раздел: дошкольное образование





Назад




Конспект родительского собрания в разновозрастной группе (2-7 лет)

Тема: «Особенности развития в разновозрастной группе: от малышей до

выпускников»

Дата: ___ Время: ___ Место: Групповая комната Ведущие: Воспитатели

(ФИО)

Цели:

1. Познакомить родителей с особенностями образовательного процесса в

разновозрастной группе.

2. Рассказать о возрастных особенностях детей 2-7 лет и задачах развития на

этот год.

3. Определить пути эффективного взаимодействия детского сада и семьи.

4. Выбрать родительский комитет.

План проведения:

1. Вступительная часть (Приветствие, вводная игра).

2. Мини-лекция «Преимущества и challenges (вызовы) разновозрастной

группы».

3. Знакомство с программой: Образовательные задачи для разных возрастных

подгрупп.

4. Организационные вопросы (Режим, правила, документация).

5. Разное (Выбор родительского комитета, вопросы и ответы).

Ход собрания:

---

1. Вступительная часть (10-15 мин)

Воспитатель 1: Добрый вечер, уважаемые родители! Мы очень рады видеть

вас на нашем первом родительском собрании. Мы с вами – одна большая

команда, и наша общая цель – сделать пребывание ваших детей в этой группе

счастливым, безопасным и полезным.

Воспитатель 2: Чтобы нам лучше познакомиться и настроиться на

совместную работу, предлагаем небольшую игру-приветствие «Снежный

ком». Каждый из нас назовет свое имя, имя своего ребенка и, одним словом,

охарактеризует его. Например: «Я – Мария, мама Софии (5 лет), она у нас

любознательная».

(Проводится игра по кругу. Это помогает создать доверительную атмосферу

и сразу дает воспитателям представление о семьях).

Воспитатель 1: Спасибо! Теперь мы знаем друг друга чуть лучше. Сегодня

мы поговорим об особенностях нашей уникальной группы, куда ходят и

двухлетние малыши, и будущие школьники.

---

2. Мини-лекция «Разновозрастная группа: плюсы и сложности» (15 мин)

Воспитатель 2: Многие сначала удивляются, как можно объединить таких

разных детей. Но у этого формата есть огромные преимущества, которые мы

используем в нашей работе:

Преимущества:

· Для младших (2-4 года):

· Развитие речи: Старшие дети – это «живой» пример для подражания.

Малыши быстрее начинают говорить, перенимая словарный запас и манеру

общения у старших.

· Социальные навыки: Учатся просить помощи, сотрудничать, играть по

правилам, которые показывают старшие.

· «Зона ближайшего развития»: Стремятся дотянуться до уровня старших

(самостоятельно есть, одеваться, строить сложные конструкции).

· Для старших (5-7 лет):

· Лидерство и ответственность: Учатся помогать, заботиться, объяснять,

быть наставником. Это бесценный опыт.

· Закрепление знаний: Когда старший ребенок объясняет что-то младшему,

он сам лучше усваивает материал («Эффект учителя»).

· Развитие эмпатии: Учатся понимать чувства и потребности тех, кто

младше и слабее.

· Для всех: Формируется настоящая семейная атмосфера. Дети учатся жить в

разнообразии, уважать тех, кто младше и тех, кто старше.

Сложности и наши решения:

· Разный темп и сложность заданий. Наше решение: мы используем

дифференцированный подход. На одном занятии по лепке младшие будут

просто мять пластилин и делать «колобки», а старшие – лепить фигурки с

мелкими деталями по сюжету сказки.

· Разный режим (дневной сон, питание). Наше решение: строгое соблюдение

режимных моментов. Пока младшие спят, у старших проходят самые

сложные и шумные занятия, тихие игры или прогулка с другим

воспитателем.

· Обеспечение безопасности младших. Наше решение: зонирование

пространства, постоянный контроль и обучение старших правилам

безопасного взаимодействия с малышами.

---

3. Образовательные задачи на год (15 мин)

Воспитатель 1: Наш учебный план построен с учетом ФГОС и возрастных

особенностей. Условно мы делим детей на 3 подгруппы:

· Подгруппа «Малыши» (2-4 года):

· Адаптация к саду (для новичков).

· Приучение к самообслуживанию (мыть руки, одеваться с помощью).

· Развитие активной речи, пополнение словаря.

· Развитие крупной моторики, сенсорики (цвет, форма, величина).

· Основная деятельность – игра.

· Подгруппа «Среднячки» (4-5 лет):

· Развитие навыков общения со сверстниками.

· Развитие логического мышления (счет, классификации).

· Развитие творческих способностей в рисовании, конструировании.

· Формирование усидчивости.

· Подгруппа «Старшие и подготовишки» (5-7 лет):

· Подготовка к школе: развитие фонематического слуха, обучение грамоте,

основам математики.

· Развитие произвольности: умение управлять своим поведением, следовать

инструкции.

· Социально-коммуникативное развитие: разрешение конфликтов, работа в

команде.

· Проектная деятельность.

Мы всегда готовы обсудить индивидуальные успехи вашего ребенка в

личной беседе.

---

4. Организационные вопросы (10 мин)

· Режим дня: Пожалуйста, соблюдайте время прихода. Опоздания срывают

утренний режим и ритм группы. Напоминаем, что у нас завтрак с 8.50 до 9.10

· Одежда и обувь: Должна быть по погоде, удобной, с минимальным

количеством пуговиц/молний (чтобы ребенок мог справиться сам).

Обязательна сменная обувь и запасная одежда в шкафчике (особенно для

младших!).

· Игрушки из дома: Можно приносить только в исключительных случаях

(например, для показа на «Дне игрушки»). Мы не несем ответственность за

их сохранность, а они часто провоцируют конфликты.

· Здоровье: Если ребенок заболел – оставайтесь дома. Не приводите детей с

признаками болезни. Это опасно особенно для малышей.

· Документы: Напоминаем о необходимости своевременно вносить плату за

детский сад и предупреждать о предстоящем отсутствии ребенка.

· Выбор родительского комитета. Нам нужны ваши активные помощники

для организации праздников, покупки подарков детям и решения текущих

вопросов. Просим не оставаться в стороне!

· Вопросы и ответы. Уважаемые родители, что вас волнует? Какие есть

вопросы?

(Воспитатели отвечают на вопросы родителей).

5. Рефлексия и завершение (10-15 минут)

Упражнение «Дерево ожиданий» (или «Чемоданчик пожеланий»).

На столе лежит лист ватмана с нарисованным деревом (или чемоданом) и

разноцветные стикеры-листочки (или бумажные чемоданчики).

Воспитатель 1: «Уважаемые родители, сейчас я предлагаю вам подумать и

анонимно написать на листочке:

· Ваше пожелание или ожидание от этого учебного года (Что вы хотели бы

получить от нас, воспитателей? Чему, на ваш взгляд, важно научиться

ребенку в этом году?).

· Ваш вопрос или опасение, которое вас волнует.

Затем мы все вместе приклеим наши листочки на это дерево, и оно покажет,

каким разным и насыщенным будет наш общий год. Ваши листочки помогут

нам лучше понять ваши запросы и сделать нашу работу еще более адресной.

(Родители пишут, закрепляют на плакате. Воспитатели бегло зачитывают

несколько нейтральных или общих пожеланий и комментируют их,

гарантируя, что все темы будут проработаны).

---

Итог собрания

Воспитатель 2: «Наша встреча подходит к концу. Огромное спасибо вам за

активность, открытость и совместную работу. Хочется верить, что сегодня

мы стали еще ближе к общей цели – счастливому и гармоничному развитию

наших детей.

Прежде чем разойтись, ответьте, пожалуйста, на один вопрос по кругу: «Что

из сегодняшнего разговора было для вас самым ценным или полезным?»

(Каждый родитель говорит одно предложение).

Напоминаем, что наши двери и телефоны всегда для вас открыты. Любые

текущие вопросы мы готовы решать оперативно и индивидуально.

Желаем вам терпения, радости от общения с вашими детьми и прекрасного

настроения! До новых встреч!»

(Воспитатели раздают родителям подготовленные памятки).

---

Памятка для родителей (примерное содержание):

Возрастные особенности детей 2-7 лет (кратко)

· 2-3 года: «Я сам!». Активное развитие речи, предметная деятельность,

капризы – способ заявить о себе. Нужны четкие правила и ритуалы.

· 3-4 года: Любознательность, игра рядом (но не вместе), развитие фантазии.

Важно много говорить, читать, отвечать на вопросы.

· 4-5 лет: «Почемучки». Активное социальное взаимодействие, сложные

сюжетные игры. Формируется самооценка – важно хвалить за усилия, а не за

результат.

· 5-7 лет: Этап подготовки к школе. Развитие произвольности внимания и

памяти. Важно формировать учебную мотивацию, ответственность,

развивать коммуникативные навыки.

Единые правила для всех:

1. Положительный настрой утром при расставании.

2. Соблюдение режима дня дома в выходные.

3. Информирование воспитателя об особенностях состояния ребенка.

4. Давайте действовать сообща!

Спасибо за внимание!



В раздел образования