Напоминание

"Снижение уровня агрессивности у детей дошкольного возраста с помощью сказкотерапии"


Автор: Жихарева Любовь Юревна
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: МБДОУ д/с "Источник" п. Марковский
Населённый пункт: Пермский край, Чайковский район, п. Марковский
Наименование материала: консультация для педагогов
Тема: "Снижение уровня агрессивности у детей дошкольного возраста с помощью сказкотерапии"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Снижение уровня агрессивности у детей дошкольного

возраста с помощью сказкотерапии.

Вы помните свои детские впечатления от волшебных сказок? А как

переживали за главного героя, как вместе с ним преодолевали трудности,

радовались

его

удачам

и

победам?

С

персонажами

сказок

мы

учились

отличать добро и зло, щедрость и жадность, смелость и трусость, милосердие

и жестокость, верность и предательство. Именно волшебные истории будили

наше воображение и фантазии и помогали перевоплощаться в сказочного

героя,

чтобы

вместе

с

ним

постигать

житейские

истины,

противостоять

искушениям

и

находить

выход

из,

казалось

бы,

безвыходных

ситуаций.

Современные дети, слушая сказки, проходят тот же путь познания мира и

обретения опыта.

Известный австралийский психолог Д. Бретт писала, что дети находят в

волшебных

историях

«отголоски

собственной

жизни.

Они

стремятся

воспользоваться

примером

положительного

героя

в

борьбе

со

своими

страхами и проблемами. Кроме того, сказки вселяют в ребенка надежду, что

чрезвычайно

важно.

Ребенок,

лишенный

надежды

или

утративший

ее,

отказывается от борьбы и никогда не добьется успеха»

В

любой

сказке,

как

правило,

присутствуют

следующие

элементы:

герой или герои, сюжет, конфликт и развязка.

Достоинство сказок.

Привлекательность сказок для развития личности ребенка, достоинство

сказок заключаются в следующем:

Отсутствие в сказках дидактики, нравоучений.

Неопределенность места действия главного героя.

Образность языка. Кладезь мудрости. Метафоричность языка.

Победа Добра. Психологическая защищенность.

Наличие Тайны и Волшебства.

Самое большое, что может «позволить себе» жанр сказки – это намек

на то, как лучше поступать в той или иной жизненной ситуации. События

сказочной истории естественно и логично вытекают одно из другого. Таким

образом, ребенок воспринимает и усваивает причинно-следственные связи,

существующие в этом мире.

«В некотором царстве, в некотором государстве»… Нам как будто дают

понять,

что

такая

история

могла

произойти

где

угодно:

может

быть,

за

тридевять земель, а может быть, и совсем рядом. Это будет зависеть от того,

насколько близко к себе захочется принять сказочную историю.

Определенное

место

действия

психологически

отделяет

ребенка

от

событий,

происходящих

в

сказке.

Ребенку

сложно

перенести

себя

в

конкретное

место,

особенно

если

он

там

никогда

не

был.

Детям

легче

перенести себя за тридевять земель, чем, скажем, в город Брянск.

Главный герой в сказке – собирательный образ. Имена главных героев

повторяются из сказки в сказку: Иванушка, Аленушка, Марья. Отсутствие

жесткой

персонификации

помогает

ребенку

идентифицировать

себя

с

главным героем. В сказочных сюжетах зашифрованы ситуации и проблемы,

которые переживает в своей жизни каждый человек. Жизненный выбор,

любовь, ответственность, взаимопомощь, преодоление себя, борьба со злом –

все это «закодировано» в образах сказки.

Каждая

сказочная

ситуация

имеет

множество

граней

и

смыслов.

Ребенок, слушая или читая сказку, бессознательно выносит для себя тот

смысл, который наиболее актуален для него в данный момент. Со временем

человек меняется, и ту же самую сказку он может понять по-разному… Часто

дети просят своих родителей и воспитателей читать им одну и ту же сказку.

Вероятно,

эта

сказка

наиболее

соответствует

мировосприятию

ребенка

в

данный момент и помогает ему понять важные для себя вопросы. Благодаря

многогранности смыслов, одна и та же сказка может помочь ребенку в разные

периоды жизни решать актуальные для него проблемы.

Когда

ребенок

начинает

осознавать

себя

и

исследовать

устройство

окружающего Мира, у него возникает множество вопросов ко взрослым.

Многие

детские

вопросы

ставят

родителей

в

тупик.

Не

так-то

просто

объяснить ребенку, почему все происходит так, как происходит, и «что такое

хорошо,

а

что

такое

плохо».

Наблюдая

за

судьбами

героев,

проживая

сказочные

ситуации,

воспринимая

язык

сказочных

образов,

ребенок

во

многом формирует для себя картину Мира, и в зависимости от этого ребенок

будет воспринимать разные ситуации и действовать различным образом.

Признак настоящей сказки – хороший конец. Это дает ребенку чувство

психологической

защищенности.

Что

бы

ни

происходило

в

сказке,

все

заканчивается хорошо. Оказывается, что все испытания, которые выпали на

долю героев, были нужны для того, чтобы сделать их более сильными и

мудрыми. С другой стороны, ребенок видит, что герой, совершивший плохой

поступок, обязательно получит по заслугам. А герой, который проходит через

все

испытания,

проявляет

свои

лучшие

качества,

обязательно

вознаграждается. В этом заключается закон жизни: как ты относишься к

Миру, так и он к тебе.

Ореол тайны и волшебства – это качество, свойственное волшебным

сказкам. Волшебная сказка как живой организм – в нем все дышит, в любой

момент может ожить и заговорить даже камень. Эта особенность сказки

очень важна для развития психики ребенка. Читая или слушая сказку, ребенок

«вживается» в повествование. Он может идентифицировать себя не только с

главным героем, но и с другими одушевленными персонажами. При этом

развивается способность ребенка вставать на место другого. Ведь именно эта

способность человека почувствовать нечто, что отличается от него самого,

позволяет ему ощутить многогранность Мира и свое Единство с ним. Сказка

так же многогранна, как и жизнь. У сказок нет возрастных границ, в каждом

возрасте свои сказки.

Виды сказок.

Существует 5 видов сказок:

-художественные,

-дидактические,

-психокоррекционные,

-психотерапевтические

-медитативные.

Для каждой ситуации, случая подбираются соответствующие сказки.

К

художественным

сказкам

мы

относим

сказки,

созданные

многовековой мудростью народа и авторские истории.

Народные сказки. сюжеты народных сказок многообразны:

-

сказки о животных, взаимоотношениях людей и животных.

-

бытовые сказки.

-

страшные сказки.

-

волшебные сказки.

Авторские художественные сказки. Более трепетны, образны, чем

народные. Автор вкладывает в сказку долю себя. Описаны переживания.

Дидактические сказки

создаются педагогами для “упаковки” учебного

материала. («Вовка в тридесятом царстве», «Страна невыученных уроков»)

При

этом

абстрактные

символы

(цифры,

буквы,

звуки,

арифметические

действия и пр.) одушевляются, создаётся сказочный образ мира, в котором

они живут.

Коррекционные

сказки

создаются

для

мягкого

влияния

на

поведение

ребенка

или

для

демонстрации

неэффективности

модели

поведения

взрослого.

В

коррекционной

сказке

«шифруются»

также

эффективные

модели поведения, помогающие герою справится с трудным положением.

Коррекционная сказка может быть и смешной, и трагичной, в зависимости от

проблемной ситуации и особенностей человека.

Терапевтические

сказки.

Сказки,

врачующие

Душу...

С к а з к и ,

раскрывающие

глубинный

смысл

происходящих

событий.

Они

не

всегда

однозначны, не всегда имеют “традиционно” счастливый конец (Русалочка),

но всегда глубоки и проникновенны. Психотерапевтические сказки нередко

оставляют человека с вопросом. Это, в свою очередь, стимулирует процесс

личностного роста.

Многие психотерапевтические сказки посвящены проблемам жизни и смерти,

отношению к потерям и приобретениям, повторяющимся событиям, Любви и

Пути.

терапевтические

сказки создаются

в

процессе

поиска

смысла

происходящих событий и проблемных ситуаций.

К психотерапевтическим сказкам можно отнести притчи, истории Ветхого

Завета, некоторые авторские сказки, например, Г.-Х.Андерсена.

При использовании сказок важно помнить о трех вещах:

Уместность

Искренность

Дозированность

Медитативные

сказки

создаются

для

накопления

положительного

образного опыта, снятия психоэмоционального напряжения, создания в душе

лучших моделей взаимоотношений, развития личностного ресурса. Главное

назначение

медитативных

сказок

-

сообщение

нашему

бессознательному

позитивных "идеальных" моделей взаимоотношений с окружающим Миром и

другими людьми. Поэтому отличительная особенность медитативных сказок

э т о отсутствие

конфликтов

и

злых

героев.

Медитативные

сказки

сопровождаются специально подобранной музыкой. (Хорошо читать детям

перед сном)

Во всех сказках существуют все аспекты.

Практическая работа. Сказка гуси лебеди.

Дидактический аспект: мама, папа, брат, сестра, дом, двор. Б.я.

живет в лесу

Гуси-лебеди – дикие птицы

На яблоне растут яблоки,

Печь печет пироги.

Коррекционный аспект: - слушать родителей, чтобы получить

помощь нужно быть вежливым.

Для

родителей

когда

уходят

из

дома

и

приходят

все

ли

хорошо? Не значит , что в промежуток их отсутствия все было хорошо.

Терапевтический аспект: пока гуси-лебеди не поймали Аленушку,

она никому не помогала, она просить не стала. А как только настигла

беда

стала

вежливой.

На

сколько

можем

мы

быть

благодарны,

гордыня.

Медитативный

аспект

яблоня

спрятала

(листочки

шуршат,

гладят, аромат яблок), у печки погреться, лежать на кисельных берегах.

В ЧЕМ СИЛА СКАЗОК?

Одно из объяснений данного феномена заключается в том, что смысл

сказки

воспринимается

сразу

на

двух

уровнях,

сознательном

и

подсознательном.

Сознание

ребенка

принимает

буквальное

содержание

сказки

как

вымышленное:

ребенок

сочувствует

сказочному

герою,

отождествляет себя с ним и даже, когда узнает свою проблему, он все равно

думает,

это

не

про

меня,

это

понарошку.

Подсознание

же

«верит»

услышанному

и

задает

нужную

программу

изменений

в

поведении,

переструктурировании ценностей, взглядов и позиций.

ЧИТАТЬ ИЛИ РАССКАЗЫВАТЬ?

Ответим на вопрос: «Лучше читать или рассказывать?»,

тренинг. 1 вариант – взрослый читает сказку спина к спине.

2 вариант – чтение лицом к аудитории.

3 вариант – рассказывание сказки. делаем выводы.

Нужно

отдавать

предпочтение

рассказыванию,

которое

позволяет

создать

атмосферу

эмоциональной

близости,

полноценно

поддерживать

значимый зрительный контакт. Чтение, в свою очередь, помогает ввести

ребенка в мир книг, что ему весьма пригодится в будущем. впрочем, и для

рассказывания, и для чтения необходимо создать подходящую обстановку:

уютная комната, мягкий диван

или кресла с удобными подлокотниками

(возможно, подушки, плед). Взрослый и ребенок сидят рядом, взрослый

обнимает и слегка прижимает к себе ребенка. Взрослый говорит спокойным,

«глубоким» голосом, сопровождая рассказ драматическими приемами.

СЮЖЕТЫ СКАЗОК

Сказки по сюжетам делятся на женские и мужские. Женские сказки

никогда не будут слушать мальчики, как девочки не проявляют интереса к

мужским сюжетам. Но чистых сюжетов мужских и женских не бывает, очень

часто они переплетаются.

Женские сюжеты (их 7).

В основе лежит тема ценности любви (героиня теряет, ищет, бережет).

1 сюжет «Мачеха и падчерица» («Золушка», «Морозко», «Крошечка-

Хаврошечка» и др). композиция сюжета:

1 этап. Девушка живет с матушкой. Он очень короткий, чаще выпадает.

2

этап.

Смерть

матушки.

В

сказке

переживания

горя

нет.

Символизирует окончание предыдущего этапа и начало нового. Героиня с

матушкой поддерживает связь (куколка, корова и т.д.) это помощники. И

появляется мачеха.

3 этап. Проверка на стойкость. Героиня покорная, мягкая, у нее всегда

хорошее настроение. Символ – обучение. Мачеха – тренер. Дает различные

задания (перебрать крупу, почистить посуду, шить, прясть, сходить в лес. У

каждой падчерицы есть помощники – мыши, голуби, Фея, 12 месяцев. Урок -

Проявлять

жизнестойкость

и

терпение

в

процессе

обучения.

Стойко

переживать

потери

и

видимую

несправедливость

по

отношению

к

себе,

воспринимая обидчиков как тренеров. Принимать помощь.

4 этап – встреча любимого, свадьба. Символизирует качественный

скачок, переход на новый уровень.

2

сюжет

«Спасительница».

Героиня

теряет

близкого

мужчину

(возлюбленного, отца, брата). «Снежная королева», «Финист - ясный сокол»,

«Гуси-лебеди».

Композиция сюжета:

1 этап. Завязка отношений. Жили вместе давно или знали друг друга

давно.

2 этап. Героиня теряет героя.

3 этап. Поиски.

4

этап.

Встреча

с

трудностями,

соперницей.

Герой

чаще

всего

заколдован,

очарован.

Его

расколдовывают

от

чар,

восстанавливают

справедливость. Урок - Проявить самостоятельность, самоотверженность и

ответственность, поддерживая достойного человека. Удерживать Любовь в

сердце, несмотря ни на что. Открываться к помощи.

3 сюжет «Красавица и чудовище». Героиня встречается со зверем или

оборотнем («Красная шапочка», «Маша и медведь», «Медведко») в сказке

мужской персонаж пытается съесть героиню или заставить ее ему служить.

Заканчивается спасением героини и наказанием виновника. Урок - Проявить

женскую мудрость, дальновидность, прозорливость. Перехитрить и победить

«хищника». В «Красной шапочке» – «Почему у тебя такие большие уши»…, в

«Маше и медведе» - «не садись на пенёк, не ешь пирожок».

4 сюжет «Женское коварство» главная героиня оказывается в центре

женской

интриги,

когда

она

теряет

свое

женское

счастье

(«Сестрица

Аленушка», «Белая уточка», «Сказка о царе Салтане», «Аленький цветочек»)

Героиня получает возлюбленного обладает женским счастьем, что порождает

зависть других. В сказке муж куда-нибудь уезжает, героиня остается одна и

становится

жертвой.

Наступает

период

испытаний.

Конец

спасение

героини.

Урок

-

Научиться

слушать

себя,

свою

интуицию,

научиться

защищать себя. Урок доверия - кому доверять? Научиться разбираться, на

чьей

стороне

правда.

Проверка

на

мудрость

и

умение

работать

с

информацией.

Допущение

того,

что

обе

стороны

могут

оказаться

как

правыми, так и лжецами.

5

сюжет

«Ожидающая

пробуждения

и

спасения». «Спящая

красавица», «Морозко», «Руслан и Людмила».

Героиня (во сне) ждет в

пещере, гробу, когда принц ее спасет. В этом сюжете активен мужчина. Сон

спасает

героиню

от

ложной

любви

к

человеку,

который

для

неё

не

предназначен. Нужно дождаться своего. Урок - Сохранять чистоту, проявлять

внешнюю пассивность, но внутреннюю активность: созидая положительный

образ

будущего

и

наполняя Л

ЮБОВЬЮ

ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЙ

ОБРАЗ

ПАРТНЕРА

.

Сохранять Веру в то, что существует достойный человек, наполнять жизнь

этой Верой и Любовью, чтобы не происходило, как бы Веру не расшатывали

ситуации и люди.

6 сюжет «Разборчивая невеста». Невеста избирательна. Устраивает

различные испытания мужчинам, не оберегает женихов от трудностей, но

сама дает подсказки им и помогает. Урок - Проявить изобретательность и

активность, устраивая потенциальным женихам проверку. Выбрать самого

достойного партнера, мудро соотнести собственные условия и ожидания с

ожиданиями и условиями совместной жизни партнера.

7 сюжет «Отшельница». Это тип героини, которая живет далеко от

людей, хранительница знаний. К ней приходят за советом. (Баба Яга, фея,

волшебницы) «Снежная королева», «Хозяйка медной горы». В основе всегда

одиночество, но героиня от этого не страдает. Урок - принять матриархальные

структуры собственной личности, свои особенности, потребности, научиться

слушать себя, обрести внутри себя первозданную, истинную женщину.

Мужские сюжеты.

1 сюжет «Родительский дом» - взаимоотношения с родителями – мать,

отец,

наследство

отца.

«Кот

в

сапогах»,

«Сивка-Бурка».

Герою

нужно

перебороть

наивность,

выбрать

свой

собственный

путь.

Урок

принять

родителей, мать, отца такими, какие они есть, отделиться от родителей,

простить родителей, которые несправедливо к нему отнеслись.

2

сюжет

«Дорога

к

мастерству».

Сюжет

связан

с

обучением,

экзаменами («Каменный цветок», «Иван царевич и серый волк». Проверка

силы, ума, ловкости («пойди туда, не знаю куда…») Герою встречаются

помощники, учителя, проверяющие. Урок – проявить все, на что способен,

исследовать собственные сильные и слабые возможности. Преодолеть все

препятствия и искушения. Понять, что дорога к мастерству состоит как из

успехов, так и неуспехов.

3 сюжет «Спаситель». «Руслан и Людмила», «Спящая красавица».

Герой

спасает

кого-нибудь.

Урок

спасти

невинного,

бороться

за

справедливость, заступиться за слабого, воодушевиться и идти вперед, к

цели.

4 сюжет «Скрытые враги». Сюжет проявляется в теме предательства,

коварства, отрицательных героев. Их сила направлена против главного героя.

Урок

проявление

мудрости

и

прозорливости,

умение

противостоять

манипулированию, пережить предательство, «удар в спину», восстановиться

из пепла. Научиться восстанавливать справедливость без мести.

5

сюжет

«Любовь»

проявляется

в

теме

поиска

возлюбленной

«Царевна-лягушка». Герой оказывается на перепутье, камень с выбором трех

дорог. Пока герой ищет, он совершенствуется. Урок – открыть свое сердце

для

любви,

не

замещая

ее

отчаянием,

ощущением

несправедливости

и

гневом, учиться нести ответственность за свой выбор.

6 сюжет «Вечное возвращение» тема дороги (символ жизни). Сказки о

солдатах «Огниво», «Марья-искусница». Герой стремиться открыть какую-

нибудь

тайну,

докопаться

до

истины,

преодолеть

препятствия.

Урок

Научиться

применять

свои

способности

в

соответствии

с

актуальным

моментом. Принимать все проявления жизни, ценить каждый день.

7 сюжет «Братство». Тема дружбы, раскрыта в работе в команде «7

козлят», «№ поросенка», «Конек-горбунок», «Иван-царевич и серый волк»,

«Бременские

музыканты».

Отрицательные

сказки

«Теремок»,

«Пузырь,

лапоть и соломинка», «Лебедь, рак и щука». Урок бескорыстной дружбы,

самопожертвования.

Работать

в

команде,

сотрудничать

с

партнерами,

грамотно

распределять

«зоны

ответственности»

в

соответствии

с

возможностями и способностями.

МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ,

ОБЛЕГЧАЮЩИЕ ПРИМЕНЕНИЕ СКАЗОК

Для

«сказочного»

настроения,

позволяющего

вести

глубокую,

заинтересованную

работу

со

сказками,

необходим

«разогрев».

Для

«разогрева» могут использоваться тексты сказок, игры, предметы, создающие

соответствующую обстановку.

Присутствие ритуала входа (выхода) в сказку для детей обязательно.

Такой ритуал помогает безопасно вернуться из драматической реальности в

обыденную. Такими ритуалами могут стать: манипуляции с волшебными

предметами

(волшебное

кольцо,

золотой

ключик,

зеркало

Алисы

и

др.);

проговаривание

волшебных

заклинаний

или

чтение

волшебной

книги;

танцевально-двигательный ритуал и др. Детям очень нравится проходить в

сказку

с

помощью

проводника.

Как

правило,

у

него

есть

легенда,

объясняющая детям его присутствие в нашем мире. Например, одной из

причин его появления может выступить угроза сказочному миру, побудившая

обратиться к детям, которые могут его спасти. Роль проводника могут играть

куклы Феи, Эльфа, Старца, Гнома и др.

Сказочное

путешествие

детей

должно

быть

наполнено

играми,

позволяющими поближе познакомиться со сказкой.

можно «изменить» внешность, добавив какую-либо «сказочную»

деталь, или обыграть любой имеющийся предмет как сказочный. Можно

изменить обстановку в помещении, создав из мебели или любых перегородок

«лес»,

«замок»,

«город»

или

подготовить

надписи,

обозначающие

место

действия.

Если

работаем

над

сказкой

в

течение

нескольких

занятий,

разнесенных во времени, то можно сделать «пропуск в сказку», который

участники группы должны получить каким-либо необычным способом (по

жребию,

на

нитке

воздушного

шарика,

пойманного

каждым

участником,

сорвать с «древа желаний» и т. п.). Возврат «пропуска» в начале следующего

занятия возвращает группу в ту точку, в которой она находилась в конце

предыдущего занятия. «Пропуск в сказку» может быть индивидуальным или

групповым.

• Призывание сказки. Группу можно попросить «позвать сказку», что

можно сделать, например, мелодичным, чуть монотонным пением; минутой

внутреннего сосредоточения в тишине, когда каждый зовет сказку про себя;

придумыванием эпитетов и ласковых слов для сказки, когда каждый участник

добавляет что-либо: «Мы ждем сказку...Какую? — Ласковую, увлекательную,

чуть-чуть страшную, мудрую, неизвестную, справедливую и т.д.».

Можно

использовать стихи:

Спустился вечер за окном,

Затушевал дневные краски,

Окутал город нежным сном,

Вновь наступило царство Сказки...

И мама, отложив заботы,

За сказкой время забывает,

И для нее, как в детства годы,

Волшебный мир вдруг оживает.

Сон убаюкал малыша,

Его отважная душа

Слилась с героем в славном царстве,

Волшебном, чудном государстве.

Уснул малыш. Но и во сне

Он примеряет на себе

Роль Золушки, Кота, Руслана,

Жизнь эльфов и царя Салтана.

Он в Сказке вырастет мудрей

И духом тверже и добрей.

Ведь тот, кто с детства Сказку любит,

Тот в жизни злым уже не будет!

Если сказка в дверь стучится,

Ты скорей её впести,

Потому что сказка – птица:

Чуть спугнёшь – и не найти.

Ты за нею на порог,

А её и нет…

Только тысячи дорог

Разбрелись по свету…

Тише, тише, тишина

Сказка к нам идет сама…

Ветерком, прохладным вея,

В сказку дверь открыла фея.

• До работы с основной сказкой можно выбрать какую-либо другую,

всем хорошо известную и попробовать с ней «поиграть». В качестве игры

можно применить изложение сказки с другой точки зрения. Сказку о репке

можно попросить рассказать с позиции внучки, мышки или репки. Можно

поиграть в «осовременивание» сказки или замену персонажей.

• Отгадывание сюжета или персонажей. Здесь используются загадки,

картинки.

• Сочинение сказки экспромтом. Каждый участник группы добавляет

по нескольку фраз.

ПРИЕМЫ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ДЛЯ РАБОТЫ СО СКАЗКОЙ

Знакомство

группы

со

сказкой

может

осуществляться

разными

способами, главное — не разрушить сказочную атмосферу.

1. Взрослый читает или рассказывает сказку вслух, по возможности

выразительно, с паузами для обсуждения. Возможно чтение не до конца, с

тем, чтобы группа пыталась угадать, чем она закончится.

2. Сказка рассказывается по ролям, обязательно рассказывается и текст

от автора.

3. Сказка играется как спектакль, экспромтом. Взрослый распределяет

роли

(назначает,

распределяет

по

жребию,

вызывает

желающих

и

т.

п.),

обрисовывает

игровую

ситуацию

и

просит

сочинять

монологи,

либо

произносить

текст

с

долей

импровизации,

выступая

в

роли

«суфлера».

Желательно, чтобы все участники группы получили какую-либо роль (даже

неодушевленных

предметов)

и

участвовали

в

спектакле.

Стены

замка,

деревья, городские ворота могут также играть свои роли, иногда со словами,

иногда без слов.

4. Рисование сказки. Предложить нарисовать понравившийся момент.

5. Дописывание или переписывание сказки. Это имеет смысл, если не

нравится

сюжет

или

конец

сказки.

Можно

домыслить

судьбу

героев.

(получится новая сказка)

6. Эксперимент с художественным образом.

- рассказывание от имени одного героя.

Практикум.

Рассказать сказку колобок от имени бабушки, дедушки,

зайца, волка, медведя и Лисы.

7.

Абсурдизация.

Когда

очень

хочется

посмеяться

или

поднять

настроение, доводим сказку до абсурда.

Список литературы:

1.Грабенко Т.М., Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Чудеса на песке. Песочная игротерапия.

СПб., 1998

2. Евтихов О., Трепашко Т., Грааль мудрости, 2т. СПб.: «Речь», 2005

3. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Путь к волшебству. Теория и практика сказкотерапии. СПб.,

1998

4. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Е.А.Тихонова. Проективная диагностика в сказкотерапии.

СПб.: «Речь», 2005

5. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Кудзилов Д., Проективная диагностика через рисунок в

сказкотерапии. СПб.: «Речь», 2006



В раздел образования