Автор: Тесленко Наталия Викторовна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: ГБОУ "Специальная школа-интернат г. Задонска"
Населённый пункт: г. Задонск, Липецкая область
Наименование материала: статья
Тема: Современные подходы в образовании детей с нарушением слуха
Раздел: начальное образование
СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ В ОБРАЗОВАНИИ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ СЛУХА
Наталия Викторовна ТЕСЛЕНКО,
учитель начальных классов высшей квалификационной категории, сурдопедагог
ГБОУ «Специальная школа-интернат г. Задонска»
В
статье
рассматривается
использование
элементов
прогрессивных
западных
педагогических методик в работе современного российского образовательного учреждения,
объединившего в себе дошкольное и основное школьное образование. Речь идет об обучающихся
воспитанниках с нарушениями слуха. Будущее ставит перед педагогами новые задачи, и учителя
стремятся учиться новому, не забывая про вековой педагогический опыт.
Ключевые слова: дети с нарушением слуха, метод научной педагогики М. Монтессори,
подход Реджио Эмилия, развитие чувств, предметная деятельность, проект, коммуникация,
компетенции.
Согласно исследованиям в области дошкольной коррекционной педагогики и медицины,
раннее детство является эффективным для организации основ коррекционной педагогики.[4]
Коррекционно-педагогические исследования отводят значительную роль и начальному образованию
в формировании адаптивных умений и навыков, организующих поведение детей, позволяющих им
координировать движения, ориентироваться в пространстве, определять предметы и процессы с
помощью сохранных чувств. Особенно эффективна работа коррекционных педагогов, если учебно-
воспитательный процесс организован с детьми от 3 лет и продолжается в школьном периоде.
Коррекционный базис, сформированный в дошкольный период, расширяется в начальных классах,
обогащается в среднем звене. Повышается эффективность реабилитационного и абилитационного
процессов, охватывается весь сенситивный период онтогенеза. Все это совершается при активной
помощи педагогов-дефектологов, медицинских работников. Такая эффективная форма обучения,
воспитания и развития детей с особыми потребностями проводится в нашем образовательном
учреждении «Специальная школа-интернат г. Задонска», где в единый комплекс объединены детский
сад и основная школа. Дети получают комфортные условия для образования и проживания, а также
помощь специалистов. Обучение в специальной школе ускоряет познание ребенком окружающей
действительности, позволяет лучше усвоить основы научных знаний в области лингвистики,
естественных наук, общественных дисциплин, сформировать интеллект ученика, его моральные и
волевые качества, организовать пространство для развития его творческих способностей с учетом
специфики дефекта.
Я двадцать пять лет работаю в данном учреждении с детьми, у которых имеются различные
нарушения слуха. За это время изучила традиционные подходы в обучении глухих детей, опыт своих
коллег. Но всегда хочется смотреть и двигаться вперед, тем более в такой творческой профессии как
педагогическая. Интересны методики, пришедшие к нам с запада - это Метод научной педагогики
Марии Монтессори и перспективный подход Реджио Эмилия, разработанный Лорисом Малагуцци.
Элементы этих педагогических практик я и мои коллеги используем в своей совместной
деятельности с учениками и отмечаем положительные тенденции в психологическом настрое детей,
качестве обучения и воспитания.
Тут важно сказать об отличии в темпе психического развития глухих детей по сравнению с
нормально слышащими. Дети с нарушением слуха испытывают трудности во взаимодействии с
окружающим миром. У них снижена способность к приёму, переработке и хранению использованной
информации. Например, при зрительном восприятии, менее точное хранение наглядного материала
отмечается в дошкольном и младшем школьном возрасте. Также наблюдается трудность в словесном
опосредовании. Процесс формирования понятий замедлен по времени и проявляется в структурных
особенностях: на начальных этапах обучения глухой ребенок опирается только на впечатления,
возникающие от непосредственного восприятия окружающей действительности с помощью
сохранных анализаторов, а слова для него имеют неопределенное, размытое значение.
Закономерности психического развития, характерные для детей с нарушенным слухом
(по И. М. Соловьеву)
На
начальных
этапах
онтогенеза
различия
между
слышащим
и
глухим
ребенком
незначительные, но в течение последующего времени они возрастают. И только вследствие
сурдопедагогического процесса эти различия перестают нарастать и даже уменьшаются. Чем
благоприятнее условия, тем быстрее и значительнее сближается развитие ребенка с нарушенным
слухом с развитием нормально слышащего ребенка.
Речевое общение формируется в процессе различных видов деятельности. В деятельности
развиваются обе стороны речи: импрессивная (восприятие речи зрительно, слухозрительно, на слух)
и
экспрессивная
(говорение,
дактилирование,
письмо).
Для
обучения
письму
хорошо
зарекомендовали себя упражнения, устанавливающие зрительно-мускульные образы букв и
закрепляющие мускульную память движений, описанные М. Монтессори. Только мы используем не
наждачную, а более приятную бархатную бумагу. Вырезаем из нее буквы и, произнося звук,
соответствующий букве, просим ребенка обвести ее пальчиком. Хорошо научившись ощупывать
буквы, дети с удовольствием повторяют эти упражнения с закрытыми глазами. Это уже не только
зрительный образ, но и тактильное чувство. Гласные и согласные буквы обязательно отличаются по
цвету. Затем мы воображаемо «пишем» буквы в воздухе, и потом, усвоив зрительно-мускульный
образ, переносим его на тетрадь. Для обучения чтению и запоминанию слов также подходят игры,
описанные итальянским педагогом. У дошкольников с нарушением слуха широко используется
глобальное чтение, подкладывание табличек под картинки с изображениями предметов, муляжи
предметов из различных материалов. Чтение табличек с заданиями с последующим выполнением
этих заданий (у Монтессори это называется билетиками) сопровождает не только игровые действия,
но и учебные. В результате такой учебной игры дети лучше усваивают правописание и произношение
слов, фраз, предложений, их грамматический строй.
Важнейшими свойствами восприятия материала являются активность и предметность.
Большое значение для компенсации нарушений слуха имеет развитие зрительного восприятия. Как
уже отмечалось выше, узнавание предметов у детей с нарушением слуха замедленное, по сравнению
со слышащими сверстниками. В этом случае большую роль играет развивающая среда, в которой
много тематических предметов из различных материалов. В педагогическом подходе Реджио Эмилия
развивающей среде отводится большое значение. Чем богаче выбор материалов, игрушек, предметов,
технических устройств, тем больше возможности дети получают для проявления активности,
любознательности и творчества. Зрительное восприятие для ребенка с нарушением слуха – это
главный источник представлений об окружающем мире, важное средство для развития возможности
общаться с людьми, воспринимать обращенную к ним речь. Для того чтобы речевое развитие шло
успешно, организуется речевая среда с расширением контактов учащихся, с потребностью грамотно
выражать свои мысли. Общение обуславливает психическое развитие человека и становление его
личности.
Ведущее направление по устранению противоречия между индивидуальным развитием
глухих школьников и речевым развитием заключается в формировании деятельности и общения.
Объем внешнего воздействия на
ребенка сужен,
взаимодействие со средой
обеднено,
общение с окружающими
затруднено.
Психическая деятельность ребенка
упрощается,
реакции на внешние воздействия
менее сложные и разноообразные.
Применительно к системе обучения глухих, определяется как коммуникативно-деятельностная. Здесь
возникла потребность включения в программу новых предметов, в которых делается упор на
обогащение представлений детей о предметах, явлениях окружающего мира, формирование
чувственной
основы
познания
-
это
предметно-практическое
обучение
и
ознакомление
с
окружающим миром. Ребенок приступает к наблюдению жизненных явлений. С возрастанием
интереса и наблюдательности растет и усердие ребенка в уходе за живыми существами. Убедившись,
что жизнь растения, посаженного им, зависит от поливки, без чего растения засыхают, а жизнь
животного – от заботливого кормления, иначе животное страдает от голода, ребенок начинает
чувствовать ответственность за беспомощный организм. Между ребенком и живым организмом
зарождается связь, которая побуждает ухаживать без вмешательства взрослого и ведет к
самостоятельности.
Эти
постулаты
описаны
Монтессори в начале прошлого века, но они также
эффективны для самовоспитания детей двадцать
первого
века.
Ребята
нашей
школы
сажают
комнатные
растения,
проводят
соответствующие
возрасту хозяйственные работы на мини-огороде в
рамках
предметно-практического
обучения,
ухаживают
за
животными
в
живом
уголке,
старшеклассники делают скворечники, а малыши
посыпают
корм
зимующим
птицам.
Ребята
наблюдают за живыми существами и получают награду, которая исходит из проявления заботы и
доброты. Все это происходит с активным использованием речи и обогащением словарного запаса
школьников. Наблюдая, дети вдохновляются чувством природы, чудесами мироздания, а природа
вознаграждает своими дарами, отвечает на чувство доброжелательности, а значит, подводит итоги
приложенным усилиям. Подобное воспитание приводит в гармонию эволюцию человека с эволюцией
человечества. [1]
Надо отметить, что предметно-практическое обучение – предмет универсальный. Здесь и
межпредметные связи, и соединение практической деятельности с теоретическим обучением, и
формирование житейских понятий, и развитие словесной речи, мышления, коммуникации в парах,
группах.
В
предметно-практической
деятельности
дети
учатся
пользоваться
инструкциями,
планировать свою работу, разделяя процесс изготовления поделки на ряд последовательных этапов,
производить вычисления, измерения, контролировать свою работу и работу товарищей, выявлять
причинно-следственные зависимости в процессе деятельности, отчитываться о выполненной работе и
оценивать результаты труда – как своего, так и товарищей. Предметно-практическая деятельность
создает оптимальные условия для овладения глухими детьми таким важным интеллектуальным
умением, как планирование своей деятельности. Выполняя практическую работу, дети легче
осознают необходимость определенной последовательности действий и составлению плана.
Предметно-практическая деятельность подготавливает обучающихся воспитанников к такому
масштабному мероприятию как проект, а бывает так, что работа на уроке ППО – это и есть проект.
Идею создания проектов у дошкольников и младших школьников транслирует Реджио-
педагогика. Особенностью проектной деятельности является то, что в основу проекта должен быть
положен самый устойчивый интерес. И тут надо отметить, что самой удачной формой выступает
практический проект по созданию поделок, макетов. В процессе работы дети учатся делать общее
дело, нести за него ответственность, прислушиваться к мнению других, аргументировать свою
позицию. В выполнении общего дела на первое место ставиться не результат, а сам процесс, как
источник познания и развития.
Фиксирование процесса обучения, результатов детской работы в виде поделок и рисунков в
Реджио-педагогике называется «документацией», которая позволяет лучше понять происходящее,
отследить динамику личностных достижений каждого ребенка и проанализировать собранный
материал. Документируют, наблюдая за детьми, педагоги. В нашей школе такая документация
собирается в каждой группе, каждом классе. Примером фото-документации у моих первоклашек
может служить процесс работы над проектом «Макет «Зимой во дворе». В этом проекте каждый
ученик выбрал, что он хочет изготовить и отвечал индивидуально за свою часть работы, а сам макет
собирали коллективно, обсуждая как лучше расположить детали, что можно добавить, чтобы
украсить поделку.
Многие дети, имеющие нарушения слуха, отстают от нормы по развитию двигательной
сферы. У них проявляются трудности сохранения статичного и динамического равновесия,
недостаточно точная координация, отставание в развитии мелкой моторики пальцев рук и
артикуляционного аппарата, уровень развития пространственной ориентировки не соответствует
возрасту. Потеря слуха создает сложные условия для развития двигательной чувствительности. Но
компенсация может совершаться за счет увеличения роли зрительного, тактильно-вибрационного и
двигательного восприятий, что происходит на музыкально-ритмических занятиях. О значении
музыки и движения как способе, помогающему ребенку выразить свои мысли и чувства, говорится в
Реджио-педагогике. Монтессори также делает замечания о воспитании чувств и предлагает
упражнения в распознавании звуков, указывая, что дидактический материал разработан в
учреждениях для глухонемых в Германии в начале двадцатого века. В Задонской школе-интернате
педагоги активно используют упражнения по распознаванию шумов (звуков природы и улицы),
музыкальных звуков различных инструментов, музыкальных регистров, динамических оттенков
музыки. Выполнение движений под музыку – это ведущий методический прием развития восприятия
музыки у детей с нарушением слуха. Музыкальное движение позволяет сформировать ритмическое
чувство, приносит детям радость и удовлетворение от ощущения свободы, легкости, красоты
выполняемых движений, умения владеть своим телом, развивает музыкальность, то есть способность
чувствовать музыку и передавать ее образ.
Умение создавать образ и передавать его характер особенно требуется в театральной
деятельности. В нашей школе больше тридцати лет действует детский театр «ДАР», известный
далеко за пределами Липецкой области. В театре и малыши, и старшеклассники получают
возможность
выразить
свои
мысли
и
чувства,
проявить
себя
свободно
и
творчески,
продемонстрировать перед друзьями, родителями свои скрытые возможности.
В Реджио-педагогике родители погружаются в процесс обучения и воспитания, участвуют в
занятиях вместе с детьми. И это еще один хороший пример для подражания. К сожалению,
современные родители зачастую далеки от жизни детей в образовательном учреждении, участие
сводится лишь к посещению крупных мероприятий и родительских собраний. Тогда как совместный
процесс познания и творчества на обычном занятии привносит радость открытий и общения с
близким человеком и переводит отношения на новый уровень.
Подход Реджио Эмилия заслуживает внимания по тому, что это системная методика,
затрагивающая все стороны развития ребенка, наделяющая свободой и выбором. Она развивает
творческий подход в любой деятельности, любознательность, позволяет проявить критическое
мышление, умение работать в команде. На сегодняшний день – это перспективная педагогическая
методика раннего развития детей, создания специального образовательного пространства.
Мария Монтессори так пишет о своих воспитанниках: «Эти дети добродетельны, потому что
они упражняют терпение, повторяя свои упражнения; они терпеливы, повинуясь требованиям и
желаниям других; они добры, радуясь благополучию других без чувства зависти или соревнования;
они живут, творя добро в радости сердца и мире, а главное – изумительно трудолюбивы.» [1] Если
методика Монтессори больше основывается на воспитании чувств, что немаловажно, то образ
ученика в Реджио-педагогике – это человек, который соответствует требованиям двадцать первого
века.
А не такие ли компетенции сформировать у учеников будущего ставит перед нами прогресс?
Литература:
1.
Монтессори М. Метод научной педагогики. Дом ребенка. – М.: Астрель: АСТ;
Владимир: ВКТ, 2010. – 269, [3].
2.
Сурдопедагогика: учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений / [И.Г. Багрова и др.];
под ред. Е.Г. Речицкой. – М.: Гуманитар. изд. Центр ВЛАДОС, 2004. – 655 с. –
(Коррекционная педагогика).
3.
Тесленко Н.В. Музыкотерапия при нарушениях слуха. [Текст] / Н.В. Тесленко //
Педагогические и социально-психологические технологии в образовательном
процессе: опыт, проблемы, перспективы: материалы межрегиональной научно-
практической конференции / под общ. Ред. Л.А. Ротобыльской, О.А. Драгановой. –
Липецк: ИРО, 2015. – С. 193-196.
4.
Тупоногов Б.К. Основы коррекционной педагогики: - учеб. пособие. – М.: Город
Детства, 2008. – 224 с.
характер
самостоятельность
уверенность
саморегуляция
адаптивность
мышление
логическое
критическое
системное
креативное
мотивация
любознательность
инициативность
направленность на
развитие
социальные
навыки
сотрудничество
коммуникация
межкультурная
коммуникация
прикладные
навыки
информационная
грамотность
технологическая
грамотность
умение учиться
умение решать
задачи