Напоминание

Игровые виды спорта «Баскетбол»


Авторы: Мясников Сергей Павлович, Майоров Иван Дмитриевич
Должность: учитель физической культуры
Учебное заведение: МБОУ СШ №31
Населённый пункт: город Ульяновск
Наименование материала: ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
Тема: Игровые виды спорта «Баскетбол»
Раздел: начальное образование





Назад




ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

направленность: физкультурно-спортивная

название программы: Игровые виды спорта «Баскетбол»

Работу выполнил:Мясников Сергей Павлович

учитель физической культуры

Место работы: Муниципальное бюджетное

общеобразовательное учреждение г. Ульяновска

«Средняя школа №31 имени Героев Свири»

Ульяновск 2025 год.

Содержание

1. Комплекс основных характеристик программы

1.1. Пояснительная записка

1.2. Цели и задачи

1.3. Планируемые результаты

1.4. Учебно-тематический план

1.5. Содержание учебно-тематического плана

2. Комплекс организационно-педагогических условий

2.1. Календарный учебный график

2.2. Формы аттестации/контроля

2.3. Оценочные материалы

2.4. Условие реализации программы

2.5 Воспитательный компонент

3. Список литературы

1. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОГРАММЫ

2

1.1. Пояснительная записка

Дополнительная

общеобразовательная

общеразвивающая

программа

«Игровые виды спорта» (далее – программа) создана с учётом социального

заказа и разработана в соответствии со следующими нормативно-правовыми

документами:

федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в

Российской Федерации» (ст. 2, ст. 15, ст.16, ст.17, ст.75, ст. 79);

распоряжение Правительства РФ от 31.03.2022 № 678-р «Об утверждении

Концепции

развития

дополнительного

образования

детей

и

признании

утратившим силу Распоряжения Правительства РФ от 04.09.2014 № 1726-р»

(вместе с «Концепцией развития дополнительного образования детей до 2030

года»);

приказ Министерства просвещения РФ от 27 июля 2022 г. № 629 “Об

утверждении

Порядка

организации

и

осуществления

образовательной

деятельности по дополнительным общеобразовательным программам”

методические

рекомендации

по

проектированию

дополнительных

общеразвивающих программ № 09-3242 от 18.11.2015 года;

СП

2.4.3648-20

Санитарно-эпидемиологические

требования

к

организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и

молодежи.

Нормативные документы, регулирующие использование сетевой формы:

письмо Минобрнауки России от 28.08.2015 года № АК – 2563/05 «О

методических

рекомендациях»

вместе

с

(вместе

с

Методическими

рекомендациями

по

организации

образовательной

деятельности

с

использованием сетевых форм реализации образовательных программ);

приказ

Министерства

науки

и

высшего

образования

Российской

Федерации и Министерства просвещения Российской Федерации от 05.08.2020

г. N 882/391 "Об организации и осуществлении образовательной деятельности

при сетевой форме реализации образовательных программ»;

нормативные документы, регулирующие использование электронного

обучения и дистанционных технологий:

методические рекомендации от 20 марта 2020 г. по реализации

образовательных программ начального общего, основного общего, среднего

общего образования, образовательных программ среднего профессионального

образования и дополнительных общеобразовательных программ с применением

электронного обучения и дистанционных образовательных технологий;

локальные акты ОО (Устав, Положение о проектировании ДООП в

образовательной

организации,

Положение

о

проведение

промежуточной

аттестации обучающихся и аттестации по итогам реализации ДООП).

Баскетбол

является

одним

из

разделов

школьной

программы

и

представлен как обязательный вид спорта в государственном образовательном

стандарте. Он является одним из ведущих видов спорта в организации

секционной работы в общеобразовательном учреждении. Тем не менее, в

осуществлении такой работы необходимо ориентироваться на единство всех

3

форм

системы

физического

воспитания

школьников:

урок

физической

культуры, мероприятия в режиме учебного дня, спортивные соревнования,

физкультурные праздники.

Программа не предусматривает подготовку

мастеров высокого класса, а направлена

на оздоровление и всестороннее

развитие детей.

Направленность программы – физкультурно-спортивная.

Уровень

программы

стартовый,

предполагает

использование

и

реализацию общедоступных и универсальных форм организации материала,

минимальную сложность предлагаемого для освоения содержания программы.

Актуальность программы.

Для

современных

детей

ведущих

малоподвижный

образ

жизни,

вовлечение их в различные спортивные секции, объединения в условиях

агрессивной информационной среды, формирует позитивную психологию

общения и коллективного взаимодействия, занятия в секции, объединении

способствуют

повышению

самооценки,

тренируясь

в

неформальной

обстановке, в отличие от школы, где предъявляются строгие требования к

дисциплине, ребёнок более раскрепощается, что раскрывает его скрытые

возможности.

Данная программа способствует удовлетворению важных потребностей и

запросов детей и подростков. Программа построена с учетом возрастных

особенностей

обучающихся,

обучение

по

программе

способствует

социализации обучающихся, она направлена не только на получение детьми

образовательных знаний, умений и навыков по баскетболу, а обеспечивает

организацию содержательного досуга, укрепление здоровья, удовлетворение

потребности детей в активных формах познавательной деятельности и

двигательной активности.

Отличительные особенности программы заключаются в интеграции

основных

видов

общей,

специальной

физической

подготовки

и

соревновательной

деятельности,

в

подборе

теоретического

и

практического

материала,

обеспечение

быстрого

восстановления

обучающихся в основном за счет средств общей физической подготовки

(ОФП), а также в адаптации к требованиям современного времени.

Материал программы предполагает изучение основ баскетбола и даётся в

семи разделах: теоретическая подготовка, общая физическая подготовка,

специальная техническая подготовка, техническая подготовка, тактическая

подготовка, игровая практика и соревновательная деятельность.

Программа предоставляет возможности детям,

достигшим 7-12 летнего

возраста, но не получившим ранее практики занятий баскетболом или каким-

либо другим видом спорта, имеющим различный уровень физической

подготовки,

приобщиться

к

активным

занятиям

баскетболом,

укрепить

здоровье, получить социальную практику общения в детском коллективе.

Особенностью организации обучения :

- переход от общеподготовительных средств к наиболее специализированным

для баскетболиста;

- планомерное прибавление вариативности выполнения приёмов игры и

широты взаимодействий с партнёрами;

4

- увеличение собственно соревновательных упражнений в процессе занятий;

- постепенный переход от обучения техническим и тактическим действиям к

их совершенствованию на базе роста физических и психических

возможностей;

- увеличение объёма тренировочных нагрузок;

- повышение интенсивности занятий.

Инновационность программы заключается, как в содержании учебного

материала, так и в формах его реализации. Программа базируется на

образовательных технологиях, которые ориентированы на выработку у

обучающихся ряда компетенций, набора знаний, умений, навыков, которые

позволят детям успешно реализовывать и развивать свои способности.

Новизна программы.

Современное

состояние

физического

развития

обучающихся

характеризуется невысокой эффективностью, у значительной части подростков

отмечается

неудовлетворенность

традиционными

занятиями

физической

культурой. Такая ситуация привела к тому, что возникла необходимость в

поиске новых организационных форм занятий, которые бы интегрировали все

новое эффективное, созданное наукой и практикой в области физической

культуры и спорта.

Педагогическая целесообразность программы заключается в том, что у

детей при ее освоении повышается мотивация к занятиям физической

культурой

и

спортом,

развиваются

физические

качества,

формируются

личностные и волевые качества.

Адресат программы. Данная программа предназначена для физического

воспитания и обучения детей 7-12 лет в системе дополнительного образования.

Группы формируются как одновозрастные, так и разновозрастные. Для

обучающихся, разных по возрасту, предусматривается дифференцируемый

подход при определении индивидуального творческого задания и назначения

учебных заданий в процессе обучения.

Набор учащихся для обучения по образовательной программе «Баскетбол»,

осуществляется согласно имеющего желания заниматься данным видом спорта,

и согласия его родителей, а так же при наличии медицинской справки о

состоянии здоровья ребёнка. Формирование групп осуществляется в начале

учебного года, согласно Уставу и санитарно - эпидемиологических правил и

требований к наполняемости учебных групп. Количественный состав групп 15

человек.

С точки зрения физиологии, продолжается развитие двигательных навыков –

силы, гибкости, быстроты, координации и контроль за своим движением, как в

грубой, так и в тонкой моторике.

Объём программы – 144 часа.

Срок освоения программы– 1 год обучения.

Режим занятий.

При составлении тренировочных занятий продолжительность одного

тренировочного занятия рекомендуется рассчитывать в академических часах с

учетом возрастных особенностей и этапа подготовки обучающихся.

5

Продолжительность образовательного процесса:

2 раз в неделю по 2х45 мин, перерыв 10 минут (при очном обучении);

Количество занятий в неделю – 2, количество часов в неделю – 4.

Формы организации образовательного процесса и виды занятий по

программе.

При

обучении

в

рамках

программы

предусмотрены

групповые,

индивидуальные формы работы.

Форма обучения –очная

При реализации программы используются в основном групповая форма

организации образовательного процесса.

Основными формами учебного процесса в группах являются:

- теоретические и групповые практические занятия,

- соревнования, учебные, тренировочные и товарищеские игры,

- педагогическое тестирование.

Основные методы работы с детьми: словесный, наглядный, метод строго

регламентированного упражнения, игровой, соревновательный

При проведении занятий особое внимание необходимо обратить на охрану

труда и технику безопасности.

Использование педагогом разнообразных форм и методов обучения

способствует сознательному и прочному усвоению обучающимися материала

программы.

Формы проведения занятий и виды деятельности

Однонаправленные

занятия

Посвящены только одному из компонентов подготовки

игрока: техники, тактики или общефизической подготовке.

Комбинированные

занятия

Включают два-три компонента в различных сочетаниях:

техническая

и

физическая

подготовка;

техническая

и

тактическая

подготовка;

техническая,

физическая

и

тактическая подготовка.

Целостно-игровые занятия

Построены на учебной двухсторонней игре по упрощенным

правилам, с соблюдением основных правил.

Контрольные занятия

Прием

нормативов

у

занимающихся,

выполнению

контрольных упражнений (двигательных заданий) с целью

получения данных об уровне технико - тактической и

физической подготовленности занимающихся.

1.2. Цель и задачи

Цель

программы:

обеспечение

разностороннего

физического

развития,

укрепление здоровья учащихся, воспитание гармоничной, социально-активной

личности по средствам обучения игре в баскетбол.

Задачи программы.

Обучающие:

1. Обучать техническим приемам баскетбола;

2. Дать набор необходимых дополнительных знаний и умений в области

раздела физической культуры и спорта – спортивные игры (баскетбол);

3. Обучать правилам регулирования своей физической нагрузки;

4. Обучать правилам закаливания организма.

6

Развивающие:

1.Формировать представление об оздоровлении организма и улучшении

самочувствия;

2. Развивать координацию движений и основные физические качества.

3. Формировать убеждения в том, что систематические занятия физическим

упражнениями укрепляют здоровье;

4.Укреплять здоровье детей,

5. Способствовать повышению работоспособности учащихся,

6. Развивать двигательные способности,

7. Формировать навыки самостоятельных занятий физическими упражнениями

во время игрового досуга;

Воспитательные:

1. Воспитывать чувство коллективизма, взаимопомощи и взаимовыручки;

2. Воспитывать дисциплинированность;

3. Способствовать снятию стрессов и раздражительности.

4. Пропагандировать здоровый образ жизни, что может поспособствовать

профилактике преступности среди подростков, а также профилактике

наркозависимости , табакокурения и алкоголизма;

5. Популяризировать участие подрастающего поколения в спортивно-массовых

мероприятиях и физкультурно оздоровительных праздниках

1.3. Планируемые результаты

В процессе обучения и воспитания собственных установок, потребностей

в значимой мотивации на соблюдение норм и правил здорового образа жизни,

культуры здоровья у обучающихся формируются личностные, метапредметные

и предметные результаты.

Предметные результаты: обучающиеся

приобретают основы теоретических знаний по всем разделам

теоретической подготовки.

осваивают основные средства ОФП и СФП.

играют по упрощённым правилам в ручной мяч и баскетбол.

осваивают основные приёмы игры в баскетбол (перемещения, ведение

мяча, передачи обманные движения, броски в кольцо различными способами).

умеют ориентироваться в действиях с партнёрами и соперниками.

применяют в игровой ситуации изученные способы ведения, передач,

бросков мяча.

осваивают основы коллективной игры (взаимодействие двух и более

игроков).

ориентируются при розыгрыше соперниками стандартной ситуации.

участвуют во внутригрупповых и межгрупповых соревнованиях.

повышается уровень функциональной подготовки.

Личностные результаты: обучающиеся

осуществляют индивидуальные и групповые действия в спортивной игре

баскетбол;

управляют эмоциями при общении со сверстниками и взрослыми,

сохранять хладнокровие, сдержанность, рассудительность.

7

общаются

и

взаимодействуют

со

сверстниками

на

принципах

взаимоуважения и взаимопомощи, дружбы и толерантности;

Метапредметные результаты: обучающиеся

используют

приобретенные

знания

и

умения

в

практической

деятельности и повседневной жизни;

активно включаются в коллективную деятельность, взаимодействуют со

сверстниками в достижении общих целей;

бережно обращаются с инвентарём и оборудованием, соблюдают

требования техники безопасности к местам проведения;

обеспечивают защиту и сохранность природы во время активного отдыха

и занятий спортивными играми;

подбирают и проводят спортивные и подвижные игры;

владеют терминологией по изучению спортивной игры баскетбол.

1.4. Учебно-тематический план

п/п

Название темы

Количество часов

Формы

аттестации/кон

троля

Всего

Теория Практика

1

Теоретическая подготовка

Вводное занятие.

Значение

общей

и

специальной

физической

подготовки

как

важного

фактора

укрепления

здоровья.

Ознакомление с правилами спортивной

игры баскетбол.

6

4

-

Фронтальный

опрос

2

Общая физическая подготовка (ОФП)

16

-

16

2.1.

Общеразвивающие

упражнения

без

предметов

6

-

6

Выполнение

упражнений

2.2.

Общеразвивающие

упражнения

с

предметами

6

-

6

Выполнение

упражнений

2.3.

Легкоатлетические упражнения

4

-

4

Выполнение

упражнений

3.

Специальная физическая подготовка

(СФП)

16

-

16

3.1

Упражнения на развитие гибкости

4

-

2

Выполнение

упражнений

3.2.

Упражнения на развитие быстроты

4

-

2

Выполнение

упражнений

3.3.

Упражнения на развитие ловкости

4

-

2

Выполнение

упражнений

3.4.

Упражнения

на

развитие

силы

и

выносливости

4

-

4

Выполнение

упражнений

Баскетбол

4.

Техническая подгтовка

36

2

36

4.1

Техника

безопасности

во

время

занятий баскетболом.

2

2

-

Опрос

4.2

Перемещения и остановки, повороты

8

-

8

Выполнение

упражнений

4.3

Ведение мяча на месте и в движении

8

-

8

Выполнение

8

упражнений

4.4

Бросок мяча в кольцо двумя руками

8

-

8

Выполнение

упражнений

4.5

Ловля и передача мяча.

10

-

10

Выполнение

упражнений

5.

Тактическая подготовка

28

28

5.1

Система личной защиты

14

14

Выполнение

упражнений

5.2

Система нападения

14

14

Выполнение

упражнений

6.

Игровая практика

30

-

30

Командная

игра

7.

Итоговое занятие

Командная игра

Соревнования

12

-

12

Командная

игра

Итого

144

6

138

1.5. Содержание учебного плана программы

Раздел 1. Теоретическая подготовка

Цели и задачи, стоящие перед группой в процессе обучения, виды

деятельности, предусмотренные программой, правила поведения на занятиях и

правила безопасного использования спортивных снарядов и физкультурных

пособий,

техника

безопасности,

содержание

деятельности

учебного

объединения. Значение специальной физической подготовки как важного

фактора укрепления здоровья, повышения функциональных возможностей

организма и систем. Процесс, который обеспечивает развитие физических

качеств и формирование двигательных умений и навыков, специфичных лишь

для конкретных видов спорта или конкретных профессий, обеспечивает

избирательное развитие отдельных групп мышц, несущих основную нагрузку

при выполнении специализированных упражнений.

Тема 1.1. Техника безопасности на занятиях спортивных игр; противопожарная

техника безопасности. История возникновения баскетбола;

Тема 1.2. Гигиенические требования к местам занятий баскетболом и

инвентарем, спортивной одежде и обуви. Оборудование площадки для игры в

баскетбол;

Тема 1.3. Основные правила игры: состав команд и функции игроков, игровое

время, начало игры и спорный бросок, перерывы в игре и замены игроков, игра

мячом и вбрасывания, нарушения в игре, жесты судий.

Практика: знакомство членов группы (игры на знакомство, на общение),

рассказ, беседа, инструктаж по технике безопасности

Раздел 2. Общая физическая подготовка (ОФП)

Тема 2.1. Общеразвивающие упражнения без предметов

Практика:

Упражнения для рук и плечевого пояса. Сгибания и разгибания,

вращения, махи, отведения и приведения, рывки.

Упражнения выполняются на месте и в движении.

9

Упражнения для мышц шеи: наклоны, вращения и повороты головы

в различных направлениях.

Упражнения для туловища.

Упражнения на формирование правильной положении лежа –

поднимание и опускание ног, круговые движения одной и обеими

ногами, поднимание и опускание туловища.

Упражнения для ног: различные маховые движения ногами,

приседания на обеих и на одной ноге, выпады, выпады с

дополнительными пружинящими движениями.

Упражнения с сопротивлением.

Упражнения в парах – повороты и наклоны туловища, сгибание и

разгибание

рук,

переталкивание,

приседания

с

партнером,

переноска партнера на спине и на плечах, элементы борьбы в

стойке, игры с элементами сопротивления.

Тема 2.2. Общеразвивающие упражнения с предметами

Практика:

Упражнения с набивными мячами – поднимание, опускание,

наклоны, повороты, перебрасывания с одной руки на другую перед

собой, над головой, за спиной.

Броски и ловля мяча.

Упражнения на месте (стоя, сидя, лежа) и в движении.

Упражнения в парах и группах с передачами, бросками и ловлей

мяча.

Упражнения с гантелями: сгибание и разгибание рук, повороты и

наклоны туловища, поднимание на носки, приседания.

Упражнения со скакалкой: прыжки на одной и обеих ногах с

вращением скакалки вперед, назад; прыжки с поворотами, прыжки

в приседе и полуприседе.

Упражнения с мячами – броски и ловля мячей после подбрасывания

вверх, удара о землю, в стену. Ловля мячей на месте, в прыжке.

Оборудование: мяч баскетбольный, комплект гантелей цельнолитых

неразборных, 1кг, 2кг, 3кг, комплект мячей набивных (медицинбол), 1 кг, 2 кг,

3 кг, свисток, скакалка.

Тема 2.3. Легкоатлетические упражнения

Практика:

Бег на 10, 15, 30, 60, 100 м.

Прыжки в длину и высоту с места и с разбега.

Тройной прыжок с места и с разбега.

Многоскоки.

Пятикратный прыжок с места.

Оборудование: Стойки ля прыжков в высоту, скакалки, секундомер.

Раздел 3. Специальная физическая подготовка (СФП)

Тема 3.1. Упражнения на развитие гибкости

Практика:

Общеразвивающие упражнения с широкой амплитудой движения.

10

Упражнения с помощью партнёра (пассивные наклоны, отведение ног,

рук до предела, мост, шпагат).

Упражнения с гимнастической палкой или сложенной вчетверо

скакалкой: наклоны и повороты туловища с различными положениями

предметов (вниз, вперёд, верх, за голову, за спину);

Перешагивание и перепрыгивание, «выкруты» и круги.

Упражнения на гимнастической стенке, гимнастической скамейке.

Оборудование: гимнастическая скамейка, палка,скакалка.

Тема 3.2. Упражнения на развития быстроты

Практика:

Повторный бег по дистанции от 30 до 100 м. со старта и сходу. С

максимальной скоростью.

Бег по наклонной плоскости вниз.

Бег за лидером.

Выполнение общеразвивающих упражнений в максимальном темпе.

Тема 3.3. Упражнения на развития ловкости.

Теория: Правила безопасного выполнения упражнений.

Практика:

Разнонаправленные движения рук и ног.

Кувырки вперёд назад, в стороны, с места, с разбега и с прыжка.

Перевороты вперёд, в строну, назад.

Стойки на голове руках, лопатках.

Упражнения в равновесии на гимнастической скамейке, бревне.

Жонглирование двумя, тремя теннисными мячами.

Метание мячей в подвижную и неподвижную цель. Метание после

кувырков, поворотов.

Упражнения типа «полоса препятствий»:

с перелазанием, пролезанием, перепрыгиванием,

кувырки, с различными перемещениями,

переноска нескольких предметов одновременно (четырёх баскетбольных

мячей),

ловля и метание мячей,

игра в мини-футбол, в теннис большой и малый (настольный), волейбол и

бадминтон.

Оборудование: набивные мячи. Мячи баскетбольные. Мячи для метания.

Тема 3.4. Упражнения на развитие силы и выносливости.

Практика:

Бег равномерный и переменный 1000 м.

Дозированный бег по пересечённой местности от 3-х минут до 20 мин.

Спортивные игры на время: баскетбол, мини-футбол.

Прыжки в высоту через препятствия, планку, в длину с места,

многократные прыжки с ноги на ногу, на двух ногах.

Перепрыгивание предметов (скамеек, мячей и др.), «чехарда». Прыжки в

глубину.

11

Бег и прыжки по лестнице вверх и вниз.

Игры с отягощениями.

Эстафеты, комбинированные с бегом, прыжками, метаниями.

Оборудование:

комплект гантелей цельнолитых неразборных 1кг, 2кг, 3кг,

комплект утяжелителей для рук 500г, комплект утяжелителей для ног, 500г

Мячи баскетбольные, стойки и планка для прыжков, гимнастические

скамейки.

Баскетбол

Раздел 4. Техническая подготовка.

В основе игры в баскетбол, как и любой другой спортивной игре, лежит

техника. Чем совершеннее техника игроков, тем выше уровень их игры.

Баскетбол располагает разнообразными техническими приёмами. Чем

выше класс игры баскетболиста, тем большим количеством технических

приёмов он владеет и тем свободнее использует их в матче. Причём применяет

он эти приёмы не по отдельности, а в различных сочетаниях, в зависимости от

игровой обстановки. Кроме того, технические приёмы игроку чаще всего

приходится выполнять на большой скорости, молниеносно.

Тема 4.1. Техника безопасности во время занятий баскетболом

Теория: Основы знаний. Правила поведения на занятиях и правила

безопасного использования спортивных снарядов и физкультурных пособий,

техника

безопасности,

содержание

деятельности

учебного

объединения.

Правила игры.

Тема 4.2. Перемещение и остановки, повороты.

Практика: стойка баскетболиста (исходные положения) в сочетании с

перемещениями; ходьба скрестным шагом вправо, влево, бег спиной вперед;

перемещения приставными шагами спиной вперед: двойной шаг назад, вправо,

влево, остановка прыжком; прыжки; сочетание способов перемещений.

Остановка

в

движении

по

звуковому

сигналу.

Отработка

перемещений ,остановок, поворотов.

Оборудование: мяч баскетбольный, свисток, секундомер, стойка для

обводки.

Тема 4.3. Ведение мяча на месте и в движении

Теория: характер контакта кисти ведущей руки с мячом; виды различного

ведения мяча, ситуационная техника ведения мяча.

Практика:

стойка при высоком и низком ведении;

контакт кисти ведущей руки с мячом;

ведение с изменением направления движения;

вышагивание, скрестный шаг, поворот;

перевод мяча перед собой и за спиной;

повороты при ведении мяча, ведение мяча с поворотом;

Подвижные игры с ведением мяча. «Ведение с десятью отскоками от пола

и передачей мяча», «Воробьи - вороны», «Пятнашки в парах», «Салки с

ведением», «Командные салки», «Выбей мяч», «Кто быстрее», «Кто первый».

12

Оборудование: манишка, мяч баскетбольный, свисток, стойка для

обводки.

Тема 4.4. Бросок мяча в кольцо двумя руками

Теория: основные характеристики бросков; ситуационная техника броска мяча,

корректировка техники бросков;

Практика:

Упражнения

для

развития

качеств,

необходимых

при

выполнении броска мяча. Сгибание и разгибание рук в лучезапястных суставах,

и круговые движения кистей, сжимание и разжимание пальцев рук в положении

руки вперед, в стороны, вверх, на месте и в сочетании с различными

предметами. Сгибание и разгибание рук в упоре лежа. Многократные броски

набивного мяча над собой.

основные броски;

бросок двумя руками от груди;

техника выполнения точных бросков в движении;

бросок «на один счет», бросок «на два счета», бросок «на три счета»;

бросок с места или с легким подскоком на один счет с подниманием

локтя на одну четверть. Дистанция 3-4 м (11-12 лет);

бросок с легким подскоком или в невысоком прыжке на один счет с

подниманием локтя на одну четверть или чуть выше. Дистанция 4-5,5 м

(12 лет);

броски одной рукой в движении сверху и снизу;

корректировка техники бросков;

подбор и добивание мяча.

Оборудование: манишка, комплект мячей набивных (медицинбол), 1 кг, 2 кг,

3 кг, мяч баскетбольный, свисток, секундомер, стойка для обводки

Тема 4.5. Ловля и передача мяча

Практика: Упражнения для развития качеств, необходимых при передаче

мяча

на месте. Перемещения и стойки: стойка баскетболиста (исходные

положения) при выполнении передач.

передача мяча двумя руками от груди

одной рукой от плеча

двумя руками от головы во время ходьбы и бега

передачи после ловли и после ведения вперед

передачи на короткие, средние и дальние расстояния

передача мяча после поворота на месте и после ловли с остановкой

ловля мяча, летящего навстречу и с боку

передача мяча с отскоком от пола

Оборудование: манишка, мяч баскетбольный, свисток, секундомер,

стойка для обводки.

Раздел 5.Тактическая подготовка.

Хорошо подготовленные игроки, владеющие современной техникой, не

всегда могут победить противников. Успех в достижении победы

определяется умением вести борьбу на спортивном поле, правильно

используя технику и свои физические возможности. Для этого необходима

тактическая подготовка, позволяющая предвидеть пути борьбы с

13

противником и наиболее эффектное использование средств.

Тема 5.1. Система личной защиты

Практика: Тактическая подготовка предусматривает овладение тактикой

индивидуальных, групповых и командных действий:

противодействие получения мяча ,

противодействие розыгрышу мяча,

противодействие атаке корзины,

подстраховка, групповой отбор мяча.

Командные действия воплощаются в единый план, посредством системы

игры. В основе её лежит определённый принцип, позволяющий организовать

усилия всех игроков. Общий план решается групповыми взаимодействиями, а в

каждом конкретном случае - индивидуальными действиями (отдельными

игроками).

Тема 5.2.Система нападения.

Практика:

выход для получения мяча

«передай мяч и выходи»

атака корзины

система быстрого прорыва

Избранная система не лишает игроков творческой активности, а

направляет её, определяет характер действий в соответствии с общим планом.

Успех нападения возможен только в том случае, если команда организует свои

действия в соответствии с уровнем технической и физической

подготовленности. Разнообразная тактика современной игры позволяет, при

соответствующей подготовке игроков, вести борьбу гибко, изменяя её формы и

характер.

Раздел 6. Игровая практика

Практика: Интегральная подготовка на координацию и реализацию в

соревновательной

деятельности

различных

составляющих

спортивного

мастерства-технической,

тактической,

физической,

теоретической

подготовленности.

Научиться играть в баскетбол совсем не сложно. Для этого нужно всего лишь

познакомиться с его правилами и уметь ловить и бросать мяч. Однако для

этого, чтобы побеждать на соревнованиях одного этого уже недостаточно.

Участие в спортивных соревнованиях предъявляет гораздо более высокие

требования к занимающимся. Каждый их них должен не только владеть всеми

приемами техники, тактики игры, но обладать высоким уровнем развития

психических и физических качеств, способностью настойчиво бороться за

победу, преодолевая столь же энергичные противодействия соперника.

Поэтому тренировка баскетболистов должна носить комплексный характер и

проводиться с помощью тех средств, которые лучше всего обеспечивают

развитие необходимых качеств, приобретение специальных знаний, умений,

навыков. В тренировочный процесс включаются игры с элементами баскетбола:

- игры для обучения и совершенствования ведения мяча;

- игры для обучения и совершенствования передач (ловли) мяча;

14

- игры для совершенствования бросков мяча в корзину;

- игры с применением более одного технического элемента баскетбола.

Учебные игры.

Закрепление технических и тактических навыков воспитанников в игровой

обстановке происходит в учебных играх. Они проводятся либо на одной

половине площадки, либо на всей площадке. Ученикам дается задание по

пройденному учебному материалу.

Игру на одной стороне площадки проводят так. Повторяя какой-либо учебный

материал (например, взаимодействие двух-трех игроков с заслоном,

наведением или пересечением, а так же игру в защите по системе «игрок

игрока» на своей половине поля или в области штрафного броска), предлагают

одной команде в течение 5-10 мин только нападать, а другой - только

защищаться. Затем команды меняются ролями, и в игре репетируют указанные

тренером технические и тактические приемы. Тренер следит за правильностью

выполнения отдельных приемов и дает ученикам указание, если нужно

исправить ошибки.

В дальнейшем учебная игра на половине площадки проводится опять-таки со

специальным заданием, но смена нападающих и обороняющихся происходит

по-другому. Если, атакующие поразили корзину, то снова нападают. А если

обороняющиеся перехватили мяч при передаче соперников или подобрали его

под щитом после отскока, то команды меняются ролями. Победительницей

считается команда, забросившая больше мячей.

Проводя учебную игру по всей площадке или двустороннюю игру, педагог

вводит некоторые условности и дает воспитанникам определенные задания.

1. Если команда забросит в корзину мяч, то она снова нападает. В такой игре

удобно шлифовать технику защиты и справлять ошибки баскетболистов.

Остановив игру и указав на грубую ошибку, тренер так же демонстрирует

правильное выполнение приема.

2. Учебная игра 5 х 5. В каждой команде по 6-7 игроков. Запасные входят в

игру только после заброшенного в корзину их команды мяча. Вновь вышедший

на площадку игрок заменяет того партнера, который опекал соперника

забросившего мяч и начинает держать того же соперника.

3. Учебная игра с ограничениями. На пример, запрещается вести мяч или

ударять его в пол больше 2-3 раз. При нарушении этого условия мяч переходит

во владение соперников.

4. Учебная игра с дополнительными условиями: правильно выполнять

технические приемы. На пример, игрок может терять мяч, если во время

ведения не укрывает мяч туловищем или управляет мячом ближней к

сопернику рукой.

При шлифовке бросков со средних и дальних дистанций каждый мяч,

заброшенный издали, оценивается в 4 очка. При репетировании борьбы за

отскочивший мяч добивание мяча тоже оценивается 4 очками.

Кроме освоения учебной игры на практике, учащиеся приобретают следующие

теоретические знания:

1. Учебная игра, как закрепление технических и тактических навыков.

2. Односторонняя и двухсторонняя игра;

15

3. Учебная игра 5х5;

4. Учебная игра с ограничениями;

5. Учебная игра с дополнительными условиями.

Спортивные игры.

Одним из средств подготовки юных баскетболистов являются спортивные

игры (футбол, ручной мяч, пионербол), так как все эти игры являются

командными и их в значительной степени объединяет общность игровых

действий (индивидуальные, групповые, командные).

Использование спортивных игр при подготовке юных баскетболистов

обеспечивает, прежде всего, хорошую функциональную подготовку, учит

умению передвигаться по площадке различными способами, учит

взаимодействию участников игры, развивает игровое мышление. Вырабатывает

командный дух, характер и волю к победе.

Эстафеты.

Для развития быстроты и ловкости, как наиболее важных качеств

баскетболиста, используются разнообразные эстафеты (с препятствиями, в

парах, скоростные, круговые, с предметами и без предмета). Теоретические

знания по теме спортивные игры и эстафеты.

1. Основные сведения о спортивных играх и эстафетах.

2. Спортивная игра, как средство освоения игры в баскетбол.

3. Эстафеты, как развитие ловкости и быстроты.

4. Согласованность коллективных действий в играх и эстафетах.

Оборудование: манишка, мяч баскетбольный, свисток, секундомер, стойка

для обводки.

Раздел 7. Итоговое занятие (соревнования)

Практика: Проведение командных игр по видам спорта.(баскетбол)

При подготовке баскетболистов по программе предусматривается

проведение соревнований:

1. Внутригрупповые

Проводятся по общей физической подготовке, по подвижным и спортивным

играм, по учебным играм по баскетболу.

2. Межгрупповые

Проводятся между группами в виде соревнований по общей физической

подготовке между группами.

Оборудование:, манишка, мяч баскетбольный, свисток, секундомер.

2. Комплекс организационно-педагогических условий

2.1. Календарный учебный график

Место проведения:

__________________________________________

Количество учебных недель _____________________________

Время проведения занятий_______________________________

Изменения расписания занятий___________________________

п/

Тема занятия

Кол-

во

Форма

занятия

Форма

контроля

Дата

проведе

Приме

чание

16

п

часов

ния

1

Вводное занятие.

Значение общей и

специальной

физической подготовки

как важного фактора

укрепления здоровья

2

Теоретическое

занятие

Беседа,

опрос

2

История

развития баскетбола в

мире и в нашей стране.

Развитие вида спорта в

крае, городе, районе.

2

Теоретическое

занятие

Беседа,

опрос

3

Правила игры, Понятия

о гигиене и санитарии.

Гигиенические

требования к

спортивной одежде и

обуви. Значение сна,

утренней гимнастики в

режиме юного

спортсмена.

ОФП

СПФ

1

0.5

0.5

Теоретическое

занятие

Беседа,

опрос

4

Техника безопасности

во время занятий

баскетболом.

ОФП

СПФ

1

0,5

0,5

Комбинирован

ное занятие

Выполнение

упражнений

5

ОФП

СПФ

Перемещения и

остановки, повороты

0,5

0,5

1

Комбинирован

ное занятие

Выполнение

упражнений,

контрольные

нормативы

6

Перемещения и

остановки, повороты

2

Однонаправлен

ное занятия

Выполнение

упражнений

7

ОФП

СПФ

Перемещения и

остановки, повороты

0,5

0,5

1

Комбинирован

ное занятие

Выполнение

упражнений

8

ОФП

СПФ

Перемещения и

остановки, повороты

0,5

0,5

1

Комбинирован

ное занятие

Выполнение

упражнений,

контрольные

нормативы

9

Перемещения и

остановки, повороты

2

Однонаправлен

ное занятия

Выполнение

упражнений

10

ОФП

СПФ

Перемещения и

остановки, повороты

0,5

0,5

1

Комбинирован

ное занятие

Выполнение

упражнений

11

ОФП

СПФ

Ведение мяча на месте

и в движении

0,5

0,5

1

Комбинирован

ное занятие

Выполнение

упражнений,

контрольные

нормативы

12

Ведение мяча на месте

2

Однонаправлен

Выполнение

17

и в движении

ное занятия

упражнений

13

ОФП

СПФ

Ведение мяча на месте

и в движении

0,5

0,5

1

Комбинирован

ное занятие

Выполнение

упражнений

14

ОФП

СПФ

Ведение мяча на месте

и в движении

0,5

0,5

1

Комбинирован

ное занятие

Выполнение

упражнений

15

Ведение мяча на месте

и в движении

2

Однонаправлен

ное занятия

Выполнение

упражнений

16

ОФП

СПФ

Ведение мяча на месте

и в движении

0,5

0,5

1

Комбинирован

ное занятие

Выполнение

упражнений,

контрольные

нормативы

17

ОФП

СПФ

Бросок мяча в кольцо

двумя руками

0,5

0,5

1

Комбинирован

ное занятие

Выполнение

упражнений,

контрольные

нормативы

18

Бросок мяча в кольцо

двумя руками

2

Однонаправлен

ное занятия

Выполнение

упражнений

19

ОФП

СПФ

Бросок мяча в кольцо

двумя руками

0,5

0,5

1

Комбинирован

ное занятие

Выполнение

упражнений

20

ОФП

СПФ

Бросок мяча в кольцо

двумя руками

0,5

0,5

1

Комбинирован

ное занятие

Выполнение

упражнений,

контрольные

нормативы

21

Бросок мяча в кольцо

двумя руками

2

Однонаправлен

ное занятия

Выполнение

упражнений

22

ОФП

СПФ

Бросок мяча в кольцо

двумя руками

0,5

0,5

1

Комбинирован

ное занятие

Выполнение

упражнений

23

ОФП

СПФ

Ловля и передача мяча.

0,5

0,5

1

Комбинирован

ное занятие

Выполнение

упражнений,

контрольные

нормативы

24

Ловля и передача мяча.

2

Однонаправлен

ное занятия

Выполнение

упражнений

25

Игровая практика

Учебные игры

2

Целостно-

игровое

занятие

Командная

игра

26

Игровая практика

Учебные игры

2

Целостно-

игровое

занятие

Командная

игра

27

Ловля и передача мяча.

2

Однонаправлен

ное занятия

Выполнение

упражнений

28

ОФП

СПФ

Ловля и передача мяча.

0,5

0,5

1

Комбинирован

ное занятие

Выполнение

упражнений

29

ОФП

0,5

Комбинирован

Выполнение

18

СПФ

Ловля и передача мяча.

0,5

1

ное занятие

упражнений

30

Ловля и передача мяча.

2

Однонаправлен

ное занятия

Выполнение

упражнений

31

. Игровая практика

Тестирвание

2

Комбинирован

ное занятие

Выполнение

упражнений

32

ОФП

СПФ

Ловля и передача мяча.

0,5

0,5

1

Комбинирован

ное занятие

Выполнение

упражнений

33

ОФП

СПФ

Система нападения-

выход для получения

мяча

0,5

0,5

1

Комбинирован

ное занятие

Выполнение

упражнений

34

Система нападения-

выход для получения

мяча

2

Однонаправлен

ное занятия

Выполнение

упражнений

35

ОФП

СПФ

Система нападения-

выход для получения

мяча

0,5

0,5

1

Комбинирован

ное занятие

Выполнение

упражнений

36

ОФП

СПФ

Система нападения-

выход для получения

мяча

0,5

0,5

1

Комбинирован

ное занятие

Выполнение

упражнений

37

ОФП

СПФ

Система нападения-

«передай мяч и

выходи»

0,5

0,5

1

Комбинирован

ное занятие

Выполнение

упражнений

38

ОФП

СПФ

Система нападения-

«передай мяч и

выходи»

0,5

0,5

1

Комбинирован

ное занятие

Выполнение

упражнений

39

Система нападения-

«передай мяч и

выходи»

2

Однонаправлен

ное занятия

Выполнение

упражнений

40

ОФП

СПФ

Система нападения-

атака корзины

0,5

0,5

1

Комбинирован

ное занятие

Выполнение

упражнений

41

ОФП

СПФ

Система нападения-

атака корзины

0,5

0,5

1

Комбинирован

ное занятие

Выполнение

упражнений

42

Система нападения-

атака корзины

2

Однонаправлен

ное занятия

Выполнение

упражнений

43

ОФП

СПФ

Система нападения-

0,5

0,5

1

Комбинирован

ное занятие

Выполнение

упражнений

19

атака корзины

44

ОФП

СПФ

Система нападения-

атака корзины

0,5

0,5

1

Комбинирован

ное занятие

Выполнение

упражнений

45

Система личной

защиты

Противодействие

получению мяча

2

Однонаправлен

ное занятия

Выполнение

упражнений

46

ОФП

СПФ

Система личной

защиты

Противодействие

получению мяча

0,5

0,5

1

Комбинирован

ное занятие

Выполнение

упражнений

47

ОФП

СПФ

Система личной

защиты

Противодействие

получению мяча

0,5

0,5

1

Комбинирован

ное занятие

Выполнение

упражнений

48

Система личной

защиты

Противодействие

розыгрышу мяча

2

Однонаправлен

ное занятия

Выполнение

упражнений

49

ОФП

СПФ

Система личной

защиты

Противодействие

розыгрышу мяча

0,5

0,5

1

Комбинирован

ное занятие

Выполнение

упражнений

50

ОФП

СПФ

Система личной

защиты

противодействие атаке

корзины

0,5

0,5

1

Комбинирован

ное занятие

Выполнение

упражнений

51

Система личной

защиты

противодействие атаке

корзины

2

Однонаправлен

ное занятия

Выполнение

упражнений

52

Система личной

защиты

групповой

отбор мяча

2

Однонаправлен

ное занятия

Выполнение

упражнений

53

Система личной

защиты

групповой

отбор мяча

2

Однонаправлен

ное занятия

Выполнение

упражнений

54

Игровая практика

Учебные игры

2

Целостно-

игровое

занятие

Командная

игра

55

Игровая практика

2

Целостно-

Командная

20

Учебные игры

игровое

занятие

игра

56

Игровая практика

Спортивные игры

2

Целостно-

игровое

занятие

Командная

игра

57

Игровая практика

Спортивные игры

2

Целостно-

игровое

занятие

Командная

игра

58

Игровая практика

Учебные игры

2

Целостно-

игровое

занятие

Командная

игра

59

Игровая практика

Спортивные игры

2

Целостно-

игровое

занятие

Командная

игра

60

Игровая практика

Эстафеты

2

Целостно-

игровое

занятие

Командная

игра

61

Игровая практика

Эстафеты

2

Целостно-

игровое

занятие

Командная

игра

62

Игровая практика

Спортивные игры

2

Целостно-

игровое

занятие

Командная

игра

63

Игровая практика

Эстафеты

2

Целостно-

игровое

занятие

Командная

игра

64

Игровая практика

Учебные игры

2

Целостно-

игровое

занятие

Командная

игра

65

Командные игры и

соревнования

2

Целостно-

игровое

занятие

Командная

игра

66

Командные игры и

соревнования

2

Целостно-

игровое

занятие

Командная

игра

67

Контрольные игры и

соревнования

2

Целостно-

игровое

занятие

Соревнован

ие

68

Командные игры и

соревнования

2

Целостно-

игровое

занятие

Соревнован

ие

69

Командные игры и

соревнования

2

Целостно-

игровое

занятие

Соревнован

ие

70

Командные игры и

соревнования

2

Целостно-

игровое

занятие

Соревнован

ие

71

Командные игры и

соревнования

Тестирование

2

Целостно-

игровое

занятие

Соревнован

ие

72

Командные игры и

соревнования

2

Целостно-

игровое

занятие

Соревнован

ие

21

Итого

144

2.2. Формы аттестации и контроля

Проводится в следующих формах: промежуточная аттестация, итоговая

аттестация.

Промежуточная аттестация проводится по завершению полугодия или

года обучения в форме опросов, игр, бесед.

Итоговая аттестация проводится по окончании изучения всей программы

в форме тестовых опросов, соревновательных игр.

Формы

отслеживания

и

фиксации

образовательных

результатов:

видеозапись, грамота, диплом, журнал посещаемости, фото, отзыв детей и

родителей, статья и др.

Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов:

учебно-тренировочные занятия; беседы; подвижные и спортивные игры;

просмотр матчей.

Система отслеживания результатов включает в себя разнообразные

методы и способы: педагогическое наблюдение, тестирование, участие в

соревнованиях, игровые занятия.

2.3. Оценочные материалы

Таблица контрольных нормативов ОФП.

Тесты

баллы

5

4

3

м

д

м

д

м

д

1.

Прыжок в длину с места, см

160

155

150

145

140

135

2.

Бег 30 м, сек

4,2

4,5

4,3

4,6

4,5

4,7

3.

Бег 200 м, мин

1.16

1.20

1.20

1.24

1.25

1.29

4.

Бег 60 м, сек

4,15

4

4

3,20

3,15

3,10

5.

Челночный бег 3х10 м, сек

8,8

9,3

9,9

10,3

10,2

10,8

Таблица контрольных нормативов. Баскетбол

Тесты

баллы

7-10

6-4

1-3

м

д

м

д

м

д

1.

Ведение мяча с обводкой стоек

(через 3 метра). Отрезок 15 м.

Туда и обратно, сек

10

11

10,5

11,5

11

12

2.

Челночный

бег

3х10

с

ведением мяча, сек.

8,6

9,0

8,9

9,2

9,2

9,4

3.

Штрафной

бросок

(из

10

бросков)

5

5

4

4

3

3

4.

Бросок в кольцо после ведения

5

5

4

4

3

3

22

мяча (из 10 попыток)

2.4. Условия реализации программы

Для эффективной реализации программы необходимы определённые

условия.

Гигиенические требования к помещению:

Стены должны быть гладкими, окрашенными в светлые тона и допускать

уборку влажным способом. Внутренняя поверхность стен зала не должна иметь

выступов (пилястр, полуколонн и т. п.). Двери должны быть без выступающих

наличников.

Температура воздуха в помещении – 14–15 °C, относительная влажность

воздуха – 35–60 %, скорость движения воздуха – 0,5 м/с. Для обеспечения

нормального воздухообмена должно быть предусмотрено устройство приточно-

вытяжной вентиляции с расчетом на подачу 80 м3 воздуха на одного

занимающегося

в

час.

В

крайнем

случае

можно

применять

местную

искусственную вентиляцию, а также максимально использовать проветривание

помещения через фрамуги и форточки.

Помещение

должно

иметь

прямое

естественное

освещение.

Равномерность

естественного

освещения

должна

быть

не

менее

0,5.

Искусственное освещение, которое устраивается с помощью светильников

рассеянного или дневного света, должно быть равномерным и обеспечивать

освещенность на горизонтальной поверхности помещения не менее 150 люкс

регулярное посещение обучающимися занятий;

наличие необходимого оборудования.

Информационное обеспечение:

дидактические и учебные материалы,

записи спортивных праздников НБА (Запад- Восток), новейшие методические

разработки в области баскетбола.

Материально-техническое обеспечение программы

Для

успешной

реализации

программы

необходимы

помещение

(спортивный зал), соответствующее СанПиН, а также следующие материалы и

оборудование:

Манишка

30

Комплект мячей набивных (медицинбол), 1 кг, 2 кг, 3 кг

5

Мяч баскетбольный

10

Фишки (конусы) тренировочные

15

Насос для накачивания мячей

2

Комплект гантелей цельнолитых неразборных, 1кг, 2кг, 3кг

5

Свисток

2

Секундомер

2

Комплект утяжелителей для рук, 500г

10

Комплект утяжелителей для ног, 500г

10

Скакалка

15

Стойка для обводки

15

23

Сетка для переноса мячей

2

Тележка-стеллаж для перевозки и хранения мячей

2

Кадровое обеспечение программы

Программу реализует педагог дополнительного образования, имеющий

спортивную

подготовку

по

данным

видам

спорта

и

соответствующее

образование.

2.5. Воспитательный компонент

Личностное развитие детей - одна из основных задач учреждений

дополнительного образования. Высокий профессионализм педагога

способствует формированию у ребенка способности выстраивать свою жизнь в

границах достойной жизни достойного человека. Специфика воспитательной

работы состоит в том, что педагог может проводить ее во время учебных

занятий , где используется и свободное время. На протяжении всей работы

педагог формирует у занимающихся прежде всего патриотизм, нравственные

качества (честность, доброжелательность, самообладание,

дисциплинированность, терпимость, коллективизм) в сочетании с волевыми

(настойчивость, аккуратность, трудолюбие). Воспитательные средства:

• личный пример и педагогическое мастерство тренера;

• высокая организация учебно-тренировочного процесса,

• атмосфера трудолюбия, взаимопомощи, творчества;

• дружный коллектив;

• система морального стимулирования;

• наставничество опытных спортсменов.

Основные воспитательные мероприятия:

• встречи с выпускниками;

• просмотр соревнований (и видео, и телевидение) и их обсуждение;

• подведение итогов спортивной деятельности учащихся;

• проведение тематических праздников;

• тематические диспуты и беседы;

• оформление стендов и газет.

Важное место в воспитательной работе должно отводиться соревнованиям.

Кроме воспитания у учеников понятия об общечеловеческих ценностях,

необходимо серьезное внимание обратить на этику спортивной борьбы на

площадке и вне ее.

Здесь важно сформировать у занимающихся должное отношение к

запрещенным приемам и действиям в баскетболе (допинг, неспортивное

поведение, взаимоотношения игроков, тренеров, судей и зрителей).

Перед соревнованиями необходимо настраивать игроков не только на

достижение победы, но и на проявление в поединке морально-волевых качеств.

Соревнования могут быть средством контроля за успешностью воспитательной

работы. Наблюдая за особенностями поведения и высказываниями учеников во

время игр, тренер может сделать вывод о сформированности у них

необходимых качеств.

24

3. Список литературы для педагога:

1. Баскетбол: Примерная программа спортивной подготовки для ДЮСШ,

СДЮШОР. - М.: Советский спорт. 2007. -100 с.

2. Портных Ю.И., Лосин Б.Е., Кит Л.С., Луткова Н.В., Минина Л.Н.. Игры

в тренировке баскетболистов: Учебно-методическое

пособие. /СПб.

ГУФК им. П.Ф.Лесгафта, 2008г. -62 с.

3.

Яхонтов

Е.Р.

Физическая

подготовка

баскетболистов:

Учебное

пособие /Е.Р. Яхонтов. 3-е изд., стереотипное: СПБ ГУФК им.

П.Ф.Лесгафта. Высшая школа тренеров по баскетболу. - СПБ., Изд-во

Олимп - СПб, 2007г. - 134 с.

4. Гомельский А.Я. Баскетбол. Секреты мастера. - М.: Агентство «ФАИ»,

1999г. - 224 с.: ил. - (серия «Спорт»)

5. Вуден Д. Современный баскетбол: пер. с англ. - М.: ФиС, 1999г. - 256 с.

с илл.

6. Гатмен, Билл. Все о тренировке юного баскетболиста /Билл, Гатмен,

Том Финнеган: пер. с англ., М.: АСТ: Астрель, 2006. - 211, [13] с.: с илл.

7.

Д.И. Нестеровский. Баскетбол. Теория и методика обучения. 4-

издание.

8.

Методическое пособие Д.И. Нестеровский. Баскетбол. Теория и

методика обучения. Издательский центр «Академия», 2008 г.

9. Билл Гатмен и Том Финнеган. «Всё о тренировке юного баскетболиста».

Москва АСТ * Астрель 2007 г.

10. Баскетбол. Правила игры. Реги@н. Санкт-Петербург 2007 г.

11. Сортел,Н. Баскетбол 100 упражнений и советов для юных игроков АСТ:

Астрель, 2005 г.

12. Методическое пособие для учителей физической культуры,

руководителей спортивных секций, студентов физкультурных специальных

вузов. Швапйко Л.Г. развёрнутые планы-конспекты по баскетболу в 5-8

классах. Минск 2008 г.

Список литературы для обучающихся и родителей:

1. Зациорский В.М. Физические качества спортсменов. - М.: ФиС, 2003,

232 с.

2. Назаренко Л.Д. Оздоровительные основы физических упражнений. –

М.: Владос-пресс, 2003, 244 с.

3. Никитушкип В.Г., Губа В.П. Методы отбора в игровые виды спорта.-

М., 1998.

4. Казаков С.В. Спортивные игры. Энциклопедический справочник. Р-

наД., 2004.

25

Приложение

Игры на закрепление и совершенствование технических приёмов и

тактических действий

Подвижные игры, эстафеты с мячом

«Салки по месяцам». Дети строятся в шеренгу. В 12–15 м от них обозначается

линия. Выбирается водящий. Он говорит: «Все, кто родился в январе, –

вперед!» Ребята, день рождения которых падает на этот месяц, бегут к

противоположной линии, а водящий пытается их осалить. Из тех, кто осален,

выбирается новый водящий. Он вызывает детей, родившихся в феврале, и т.д.

Победителями становятся игроки, не осаленные водящим.

«Азбука». Две команды образуют шеренги на противоположных сторонах

площадки, каждая за своей линией. Воспитатель называет одну букву алфавита.

Это служит началом игры. Все ребята одновременно, не толкаясь, перебегают

на противоположную сторону площадки и выстраивают названную букву

(основанием к центру площадки), после чего принимают положение упора

присев. Выигрывает команда, быстрее выполнившая задание. Игра повторяется

несколько раз, и каждый раз задается другая буква.

«Делай наоборот». Ребята строятся в шеренгу, либо колонну. Учитель

показывает упражнение, а дети должны выполнить его в противоположную

сторону. Например, педагог выполняет наклон вперед, а ученики должны

выполнить наклон назад и т. д. Побеждает тот, кто ни разу не перепутает

направление движения.

«Вызов номеров». Ребята делятся на две равные по числу команды и

выстраиваются в колонны по одному перед линией старта. В каждой команде

игроки рассчитываются по порядку. На расстоянии 10–12 м против каждой

команды ставится поворотная стойка. Учитель произвольно называет

различные номера. Игроки, номер которых назвали, добегают до стойки,

огибают ее и возвращаются на свое место. Тот, кто сделает это первым,

выигрывает 1 очко для своей команды. Побеждает команда, получившая

больше очков. Правило 1: Если оба игрока прибежали одновременно, то очко

не присуждается никому. Правило 2: Если игрок не добежал до конечного

пункта, то очко засчитывается его сопернику из другой команды.

«Эстафета цветов (зверей, птиц)». Подготовка и инвентарь те же, что в

предыдущей игре. Игроки, стоящие в каждой команде первыми, вторыми и т.

д., принимают название цветка (зверя, птицы). Учитель называет любой цветок

(зверя, птицу). Участники игры, носящие данное название, бегут к стойке,

огибают ее и возвращаются обратно. Тот, кто прибежит первым, выигрывает 1

очко для своей команды. Побеждает команда, получившая больше очков.

«Пустое место». Играющие становятся в круг на расстоянии полушага друг от

друга, руки за спиной. За кругом – водящий. Он бежит за спинами участников

игры, дотрагивается до кого-либо, после чего бежит по 23 кругу в другую

сторону. Игрок, которого он коснулся, бежит в обратную сторону, стремясь

быстрее водящего прибежать на пустое место. Водящим становится тот, кто не

успел занять свободное место.

26

«Удочка». Дети становятся в круг, а водящий с веревкой в руках – в центр

круга. Водящий вращает веревку с мешочком на конце так, чтобы мешочек

скользил по полу под ногами игроков. Ребята внимательно наблюдают за

движением мешочка и подпрыгивают в тот момент, когда мешочек оказывается

около их ног. Задевший мешочек или веревку ногами становится водящим, а

бывший водящий идет на его место. Выигрывает тот, кто за установленное

время ни разу не зацепил веревку с мешочком.

«Охотники и утки». Играющие делятся на две команды – «охотников» и

«уток». «Охотники» образуют круг, перед их носками проводится линия. «Тки»

располагаются произвольно внутри круга. У одного из «охотников» в руках

мяч. По сигналу учителя «охотники», перебрасывая мяч в разных

направлениях, стараются осалить («подстрелить») им «уток», которые свободно

передвигаются внутри круга. «утки» увертываются от мяча. «Охотник»,

«подстреливший утку», меняется с ней ролями, и игра продолжается.

Выигрывают те, кто дольше пробыл в роли «уток». Игру можно проводить и на

время: 3 мин. «стреляют» одни «охотники», затем 3 мин. – другие. Отмечается,

кто больше «настрелял Ток» за это время. «Дни недели». Один конец шнура,

резинки привязывается к дереву, либо стойке на высоте 40 см, другой конец

держит учитель. Он называет первый день недели: понедельник. Дети один за

другим с разбега перепрыгивают через шнур. С каждым днем недели высота

шнура увеличивается на 5 см. Выигрывают дети, за 7 прыжков меньшее число

раз задевшие шнур.

«Кто дальше прыгнет». Дети строятся в две колонны перед прыжковой ямой.

Сбоку от ямы делаются отметки, соответствующие 5, 10, 15 очкам. Ребята из

первой команды выполняют каждый по одному прыжку и подсчитывают сумму

набранных очков. После этого аналогичное задание выполняет вторая команда.

Побеждает команда, набравшая большую сумму очков.

«Подвижная цель». Дети строятся в круг на расстоянии вытянутых рук. Перед

их носками проводится окружность. Один из играющих получает мяч.

Выбирается водящий, который идет в середину круга. Участники игры,

перекидывая мяч, стараются попасть им в водящего, а водящий – увернуться от

мяча. Тот, кто попал в водящего мячом, меняется с ним местами. Игра

продолжается 5–7 мин., после чего отмечаются наиболее ловкие водящие,

сумевшие продержаться в кругу дольше других, и самые меткие игроки.

Правила:1.Засчитывается попадание в ноги и в любую часть туловища.

Попадание в голову не засчитывается. 2. Попадание мяча, отскочившего от

земли, не засчитывается. 3. При броске мяча в водящего нельзя заступать за

линию круга.

«Вращение обручей». Дети располагаются по кругу, в руках у каждого обруч.

По сигналу учителя они начинают вращать обручи. Побеждает тот, чей обруч

вращается дольше. Игра повторяется 2–3 раза, после чего определяются

победители. Если обручей на всех не хватает, дети выполняют задание по

очереди.

«На новое место». Дети строятся в 2–4 колонны перед линией старта. В 15–20

м от нее проводится еще линия. По сигналу учителя первые и вторые номера в

каждой колонне, взявшись за руки, бегут за линию. Первые номера остаются на

27

новом месте, а вторые возвращаются, берутся за руки с игроками, стоящими

третьими, и опять бегут до линии. Вторые номера остаются, а третьи

возвращаются, чтобы объединиться с четвертыми, и т. д. Побеждает команда,

все игроки которой раньше окажутся за второй линией.

Игры с дидактическим и сюжетным содержанием:

«Веселые тройки». Дети распределяются по четыре человека. Трое становятся в

шеренгу с небольшим интервалом и соединяют руки. Четвертый располагается

за ними и берет крайних партнеров за свободные руки. Первые три игрока –

«лошадки», сзади стоящий – «наездник». Под музыку «лошадки» и

«наездники» начинают ритмично двигаться (одна тройка за другой) то шагом,

то бегом. «Наездники» управляют тройками. Внезапно учитель подает заранее

обусловленный сигнал, после которого все играющие разъединяют руки

(«наездник» не имеет право удерживать «лошадок») и разбегаются по

площадке. «Наездники», справившиеся за определенное время с заданием,

объявляются победителями. Каждый раз меняются «наездники» из числа

непойманных «лошадок».

«Вода, земля, воздух». Играющие располагаются в середине площадки в 2–3

круга, обозначающих «землю». На одной стороне площадки, за линией,

обозначается «вода», на другой – «воздух». Выбираются двое водящих,

которые становятся за пределами площадки, на длинных ее сторонах, друг

перед другом. Учитель 24 время от времени называет одно из живых существ,

обитающих в воде, на земле или в воздухе. Услышав произнесенное педагогом

слово, дети быстро перебегают в нужное место. Водящие ловят участников

игры. Если названо животное, соответствующее в данный момент месту

нахождения игроков, все приседают и ждут следующего сигнала. После ряда

перебежек водящие сменяются. Затем отмечаются игроки, которые ни разу не

были осалены и не путали сигналы. «Нарисуй солнышко». Играющие

распределяются на 2–3 команды и выстраиваются в колонны по одному. У

стартовой линии рядом с колоннами лежат гимнастические палки (по

количеству игроков). Впереди в 8–10 м перед каждой колонной кладется обруч.

Задачи игроков всех команд – поочередно, по стартовому сигналу выбегая с

палками, разложить их лучами вокруг своего обруча – «нарисовать солнышко».

Побеждает команда, которая быстрее и лучше справится с заданием.

«Не путай сигналы». Дети выстраиваются в одну шеренгу. Учитель стоит перед

строем, в руках у него три картонных кружка разного цвета – красный,

зеленый, желтый, которые он внезапно показывает играющим. На зеленый

«свет» дети начинают маршировать на месте, на желтый – перестают

маршировать и дружно хлопают в ладоши, на красный – быстро приседают и

замолкают. Отмечаются игроки, которые реже путали сигналы.

Игры на воздухе:

«Белые медведи». Играющие – «медвежата» – свободно располагаются на

площадке, ограниченной флажками, посреди лужайки или поляны. За

пределами площадки – «льдина», она обозначается флажками другого цвета. На

льдине – два «медведя». По сигналу руководителя медведи, взявшись за руки,

начинают ловить медвежат. Пойманным считается тот, кого удалось схватить

свободными руками. Пойманного медвежонка отводят на льдину. Когда на

28

льдине оказываются два медвежонка, они также берутся за руки и начинают

ловить остальных. Игра продолжается до тех пор, пока не будут пойманы все

медвежата.

«Будь ловким!». Педагог вращает длинную веревку, один конец которой

привязан к дереву. Дети стоят в затылок друг другу по дну сторону

вращающейся веревки и поочередно, выждав момент, пробегают под веревкой

на другую сторону, стараясь избежать касания. Пробегать можно по одному,

вдвоем, парами, держась за руки и т. д. Руководитель называет самых ловких

ребят.

«Чуткий часовой». Играющие стоят по кругу радиусом 5–6 м. В центре круга

находится водящий с завязанными глазами. Около него разбросаны разные

предметы (шишки, ветки, камешки). По зрительному сигналу педагога 2–3

игрока делают попытку приблизиться к предметам, чтобы схватить один из

них. Водящий, заслышав шаги или шорох, должен указать направление, откуда

доносится звук. Если он правильно указал направление, то игрок, не сумевший

тихо подкрасться к предмету, становится водящим. В конце игры отмечаются

самые чуткие часовые. «Поиск флажков». Руководитель прячет между

деревьями 15–20 флажков. На поиски флажков отправляются ребята. Через 5–8

мин. подается сигнал к прекращению игры. Отмечаются дети, успевшие

собрать больше флажков. Игра повторяется несколько раз.

“Играй, играй, мяч не теряй”. Задачи: Учить детей слушать сигнал.

Формировать умения управлять мячом. Все дети располагаются на площадке,

каждый свободно играет с мячом. После сигнала передача все должны поднять

мяч вверх. Опоздавшие получают штрафное очко. Выигрывают те дети,

которые не получают штрафных очков. Вариант. После сигнала все игроки

должны правильно показать технику удержания мяча или принять стойку

баскетболиста.

“Вызови по имени”. Задачи: Учить детей ловить мяч, умение согласовывать

действия. Дети делятся на команды и образуют круги. В центре круга – ребенок

с мячом. После сигнала, он бросает мяч вверх и называет по имени того, кому

предназначен мяч, тот должен успеть поймать мяч, не уронить его. После этого

поймавший мяч бросает его вверх и также вызывает кого-либо. Выигрывает

команда, меньше количество раз уронившая мяч.

“10 передач” Задачи: Учить детей передавать – ловить мяч, развивать умения

согласовывать действия с товарищем. Дети становятся с парами на расстоянии

2 м один от другого, у каждой пары по мячу. По сигналу они начинают

передавать мяч друг другу заданным способом, стараясь не уронить мяч.

Побеждает пара, быстрее сделавшая 10 передач без падения мяча на землю.

“Мяч водящему”. Задачи: Учить детей передавать мяч двумя руками от груди и

ловить его. Развивать умение согласовывать свои действия с действиями

товарищей. Дети делятся на команды, образуя круги. В центре круга – водящий

с мячом. По сигналу водящие поочередно бросают мяч своим игрокам, старясь

не уронить, и получают его обратно. Когда мяч обойдет всех игроков круга (1-3

раза), водящий поднимает его вверх. Побеждает команда, быстрее и меньшее

количество раз уронившая мяч.

“Поймай мяч”. Задачи: Учить детей передавать мяч одной рукой от плеча.

29

Воспитывать умение прийти на помощь товарищу. Дети делятся по трое. Двое

друг против друга перебрасывают мяч. Третий становится между ними и

старается поймать мяч или хотя бы коснуться его рукой. Если это удается, он

меняется местами с тем, кто бросил мяч.

“У кого меньше мячей”. Задачи: Учить детей передавать – ловить мяч,

развивать умение ориентироваться по площадке. Дети делятся на две равные

команды. Площадка разделена сеткой. У каждого игрока мяч, по сигналу дети

перебрасывают мячи на сторону противника. Выигрывает команда, на

площадке которой после второго свистка находится меньше мячей.

“Мотоциклисты”. Задачи: Совершенствовать ведение мяча на месте и в

движении, приучать детей видеть площадку. На площадке размечается дорога

шириной 2-3 м. Все дети – мотоциклисты, они свободно ведут мяч. Педагог –

регулировщик, с красным и зеленым флажком. Если регулировщик показывает

красный флажок, мотоциклист останавливается, но мотор не выключает – ведет

мяч на месте. Когда зеленый флажок, мотоциклисты могут проехать улицу без

остановки – провести мяч в движении. (Движение по улице проходит в одном

направлении).

“Пять бросков”. Задачи: Учить детей бросать мяч в корзину, развивать

меткость, точность движений. Дети располагаются возле корзин на расстоянии

1-2 м от корзины. Дети бросают мячи в корзину, каждый подбирает свой мяч и

опять бросает. Побеждает тот, кто быстрее попадает 5 раз в корзину, бросая

мяч указанным способом.

“Метко в корзину”. Задачи: Учить сочетать ведение, остановку и броски мяча в

корзину. Воспитывать ответственность и выдержку. Дети распределяются на

команды по числу щитов на площадке, и становятся в середине ее на указанные

места. У первых игроков в руках мяч. По сигналу каждый ведет мяч к щиту,

останавливается, бросает мяч указанным способом, ловит и передает его

следующему товарищу по команде. Выигрывает команда, сделавшая больше

попаданий. Вариант. Броски мяча в корзину без ведения мяча.

“Мяч ловцу”. Задачи: Учить детей применять разученные действия с мячом,

сочетать передачу, ловлю и ведение мяча. Способствовать воспитанию

коллективизма, развитию совместных действий. На площадке чертят 3 круга,

один в другом: первый диаметром 1м, второй – 3м и третий 5 м. В первый круг

становится ловец, второй круг свободен, в третий становятся защитники (4-6

человек). 2 команда – игроки поля. Игроки поля ведут мяч, стараясь передавать

его ловцу. Защитники им противодействуют, не давая ловцу поймать мяч.

Выигрывает та команда, которая большее количество раз перебросить мяч

своему ловцу.

“Борьба за мяч”. Задачи: Учить использовать изученные приемы, развивать

умение сочетать свои действия с действиями других игроков команды. Дети

делятся на две команды (надевая отличительные знаки). Выбирается капитан.

Педагог в центре площадке подбрасывает мяч, а капитаны стараются его отбить

своей команде. Игроки команды, овладевшие мячом, передают мяч друг другу,

а игроки противоположной команды стараются его перехватить. Команда,

сделавшая 5 передач, получает очко. Выигрывает команда, набравшая больше

очков.

30

“Мяч капитану”. Задачи: Учить применять в игре разнообразные движения с

мячом. Развивать умение согласовывать свои действия с действиями партнера,

воспитывать коллективизм. Дети делятся на две команды. В каждой команде

выбирается капитан, который становиться в кружок, отмеченный в конце

площадке соперника. Игроки одной команды бросают мяч своему капитану, а

игроки другой стараются его перехватить и передать своему капитану.

31



В раздел образования