Автор: Крекотнева Елена Николаевна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: МБУДО "Детская школа искусств п. Пробуждение ЭМР"
Населённый пункт: город Энгельс Саратовская область
Наименование материала: Методическое сообщение по предмету «Эстрадный вокал»
Тема: Специфика эстрадного вокала
Раздел: дополнительное образование
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ п. ПРОБУЖДЕНИЕ
ЭНГЕЛЬССКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА»
Методическое сообщение по предмету «Эстрадный вокал»
преподавателя Крекотневой Е.Н.
на тему: «Специфика эстрадного вокала».
Энгельс, 2025
2
В начале прошлого столетия на концертных площадках большое
распространение получил особый вид профессионального вокала – эстрадное
пение.
Западноевропейские
менестрели,
русские
скоморохи,
цыгане,
многочисленные труппы уличных театров являлись хранителями древних
традиций в своих национальных культурах. В их среде происходила
профессионализация традиций бытового пения.
Становление данного творчества происходило параллельно с классической
советской культурой, но не пересекалось с ней, так как искусством не
считалось.
Понятие «профессиональное пение» до XIX века ассоциировалось только
с оперной культурой. Главная особенность такой культуры – элитарность,
аристократичность.
Первые упоминания о вокальном искусстве как отдельного жанра
музыкального искусства появились тогда, когда песенность вошла в церковь.
Священнослужители заимствовали многое из музыкального репертуара
народа. Благодаря сильному влиянию церкви то время, песенный жанр начал
эволюционировать, образую смешение религиозных и светских элементов.
Первыми профессионалами в вокальном искусстве были менестрели,
которые с XIV века выступали в роли профессиональных музыкантов. В
данном
случае
менестрель
понимается
в
смысле
светского
профессионального музыканта, относящегося к области музыкального быта
(игра на музыкальном инструменте и пение).
С
приходом
XVI
века
появляется
оперное
искусство.
Главным
профессиональными исполнителями в этой области искусства являлись
кастраты или сопранисты. Зачастую композиторы писали одну мелодию, а
вокалист-исполнитель интерпретировал (украшали) ее трелями и пассажами.
Такая музыка служила слушателям как «услада» слуха.
В 30-40-е годы XIX столетия одного прекрасного пения оказалось мало,
и представители чистого бельканто уступили место тенорам и баритонам.
Позднее и в настоящее время вокальное искусство претерпело огромное
изменение: появились новые жанры, манеры исполнения и стилевые
особенности
–
джазовое
пение,
народное
пения,
эстрадное
пение;
современный
музыкальные
стили,
зародившиеся
в
афроамериканской
культуре:
соул,
хип-хоп,
рэп,
ритм-н-блюз;
разнообразные
приемы
звукоизвлечения – гроулинг, скроллинг, грим, скрип и т.д.
Подробно разберем главное направление современного музыкального
искусства – эстрадный вокал.
3
Эстрадный вокал – это вид сценического искусства, сочетающий в себе
множество песенных направлений. В эстрадном искусстве можно услышать
народные мотивы, элементы джаза, рока, а также авторской песни.
Эстрадный
вокал,
в
отличие
от
академического,
отличается
своей
открытостью и естественностью в звучании. Однако, певческие навыки,
правильная подача и опора звука также необходимы в эстрадном вокале.
Понятие эстрадного вокала как жанр вокального искусства появился
сравнительно недавно. Этот жанр возник с появлением городской культуры.
Выделим ряд особенностей данного вида вокального искусства.
Во-первых, техника эстрадного вокала довольно сложная в исполнении.
Эстрадный вокал является процесс смешением разных вокальных жанров. С
одной стороны, этот фактор расширяет возможности вокалиста, а с другой,
создает сложности, так как исполнитель должен иметь представление о всех
техниках вокального искусства, чтобы иметь больше возможностей для
передачи всех музыкальных красок произведения.
Во-вторых,
эстрадный
вокал
является
сложным
исполнительским
искусством, так как вокалист должен самостоятельно, или с помощью
педагога, найти свою индивидуальную манеру, найти «свой» голос и подачу
репертуара. Эстрадный исполнитель должен обнаружить нечто уникальное в
своем
исполнении,
чтобы
привлечь
внимание,
быть
интересным
и
оригинальным для слушателя.
В-третьих, простота музыкальной формы произведения. Чаще всего
эстрадная песня имеет куплетную музыкальную форму. Запоминающаяся
форма и часто повторяющийся мотив легко и просто воспринимаются на
слух и имеют большую популярность у широких аудиторий слушателей.
Последняя особенность эстрадного вокала – манера исполнения, по
большей степени основанная на разговорной речи, без выпевания всех слов,
как это принято в академическом вокале. В данном случае происходит яркий
показ смешения вокальных стилей, которые являются сложными для
исполнения с технической точки зрения.
Сделаем вывод. С одной стороны, эстрадный вокал считается более
простым по сложности технического овладения, так как рассчитан на более
доступное для слушателей восприятие. С другой стороны – исполнитель
должен профессионально владеть своим голосом. Длительное обучение и
овладение техникой эстрадного пения дадут возможности нахождения своего
собственного, индивидуального стиля и манеры исполнения.
Разобравшись в определении эстрадного вокала и его особенностей,
рассмотрим разные вокальные приемы, которые являются основными в
эстрадном вокале.
Средний регистр и микст.
4
Многие исполнители называют данный регистр – микст, потому что он
находится между грудным регистром низкого голоса и головным регистром
высокого голоса и появляется при смешении двух резонаторов – грудного и
голоного. Большинство певцов используют средний регистр голоса почти
эксклюзивно. В классическом вокале тоны этого регистра часто определяют
к разговорным тонам.
Субтон.
Субтон – это пение придыханием, которое контролируется недосмыканием
связок и огромным расходом воздуха на опоре. Данная техника используется
в современной поп культуре. Механизм данной техники – связки вокалиста
смыкаются не полностью, расход воздуха увеличивается в два раза по
сравнению с нормальным пением. Исполнение репертуара с использованием
данной
техники
придает
произведению
нежности
и
чувственности.
Профессиональный исполнитель свободно переходит с субтона на плотный
звук и обратно.
Фальцет.
Фальцет – это вокально-исполнительский звук, который используется
мужскими голосами в джаз-, поп- и рок- музыке. Данная техника означает
высокий диапазон голоса, который является выше нормального диапазона и
становится более чистым (звучит как «сопрано»). Исполнители используют
данную технику вокала для показа кульминационных фрагментов в
произведении.
При
восприятии
на
слух
фальцетный
тип
звучания
соответствует легкому звонкому голосу при исключительно головном
резонировании. Фальцет может быть развит учебными занятиями и
практикой.
«Крик» или громкое пение.
Громкое пение – вид вокальной техники, основанный на громком,
контролируемом пении с опорой на дыхании. В основном данная техника
используется
в
эстрадном
вокале.
Данный
вид
вокальной
техники
основывается на опоре дыхания. Увеличение силы звука достигается с
максимальным
использованием
резонаторов
голосового
тракта
как
усилителей звука. Привальный крик не несет вреда для голосовых связок.
Успешность исполнения такой техники основывается от способности
удерживать дыхание.
Певческое вибрато.
Важная роль в эстрадном вокале – выражение чувств и эмоций. Один из
приемов в выражении чувств является вибрато. Вибрато – это ритмическая
пульсация в голосе, которая воспринимается на слух как тембровая
особенность звука. Звук без вибрато «прямой и тупой», с использованием
такой техники звук становится живым, приятным, полетным и ласковым.
5
Характер
вибрато
изменяется
в
зависимости
от
эмоциональной
настроенности вокалиста. Видоизменение в такой техники происходит в
зависимости от основного тона, силы голоса, типа гласной, длительности ее
звучания и т.п.
Вибрато является прекрасным украшением длинной ноты, в том числе
при окончании музыкального фрагмента.
Украшения. Мелизмы.
При исполнении современной популярной музыки происходит добавление
украшений в произведении. Они могут быть указаны композитором в
репертуаре или придуманными самим исполнителем-интерпретатором. В
джазе украшения добавляются в процессе работы, в поп-музыке – изменения
под свой собственный стиль и добавление украшений. Особое внимание
уделяется
фразировке,
динамике,
агогике,
форме
музыкального
произведения. Исполнитель, при добавлении украшений в произведении,
должен основательно ознакомится с мелодией и гармонией композитора
данного репертуара.
Голос – уникальный музыкальный инструмент, прекрасное выражение
чувств и индивидуальности. Человеческий голос наиболее удивительный из
всех инструментов, потому что его можно изменять по желанию.
Рассмотрим этапы работы эстрадного вокалиста над вокальным
произведением.
Подготовительные занятия. Подготовительные занятия предназначены
для того, чтобы позволить применить природные таланты вокалиста для
исполнения репертуара. В работе над произведением важно понимание в
совершенствовании музыкального слуха, качественного интонирования и
вольной постановки голоса. Все это основывается и отрабатывается в работе
над текстом песни и эмоциональной подачи. Важным на данном этапе
является вокальные упражнения, которые помогают освоить все процессы в
вокале
–
произношение,
дыханием,
фразировка,
стилистические
особенностью здесь же происходит развитие вокального диапазона, выбор
песенного репертуара, адаптация к индивидуальным исполнительским
требованиям.
Стихи в вокальных произведениях.
Вокальное произведение основывается на стихотворении. Первоначально
вокалист знакомится с текстом песни. На данном этапе происходит
прочувствование эмоционально смысла вокального текста. Только когда
вокалист найдет основную идею, замысел произведения, только тогда он
сможет понять все эмоциональные оттенки и более глубокий смысл текста.
Исполняя произведение, нужно рассказать историю текста с искренностью и
6
чувственностью, только при этой установке слушатель будет увлечен и
заинтересован исполнением данного репертуара.
Диапазон.
Одним из важных этапов в работе. Данный пункт решает выигрышное
звучание произведения. Неправильно подобранный вокальные репертуар, без
учета рабочего диапазона вокалиста, может нанести вред голосу, и, конечно
же, повлияет на слушателей, неприязнь на публике, тем самым подвергая
самооценку исполнителя.
Главным на данном этапе является ощущение комфорта при исполнении
определенного репертуара.
Транспонирование.
Данный
этап
может
решить
вопрос
комфортность
исполнителя.
Транспонирование – изменение тональности произведения. Данный пункт в
работе над произведением будет использоваться только при неудобной
тесситуре для вокалиста – «высоко» или «низко». В эстрадном вокале
постоянно применяется транспорт произведений.
Вокальные приемы.
Для красивой подачи произведения до слушателей применяется ряд
приемов, описанных выше: микст, субтон, фальцет, громкое пение, певческое
вибрато, украшения, мелизмы.
Подведем итог. Эстрадное пение является востребованным в субкультуре
подрастающего поколения. Задачи эстрадного вокала предполагают развитие
импровизации,
нахождение
собственного
оригинального
звучания.
Эстрадный вокал дает большую возможность вносить в исполнении
собственного сценического образа, характерную манеру исполнения, но при
этом проводится тщательная работа над овладением большим количеством
технических приемов. Только тогда исполнительские навыки вокалиста
могут быть признаны слушателями
7