Напоминание

Использование музыки для коррекции эмоционального состояния, снятия стресса и развития самосознания у детей дошкольного возраста


Автор: Стенковая Ксения Валерьевна
Должность: музыкальный руководитель
Учебное заведение: МАДОУ детский сад №8
Населённый пункт: г.Балаково Саратовской области
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Использование музыки для коррекции эмоционального состояния, снятия стресса и развития самосознания у детей дошкольного возраста
Раздел: дошкольное образование





Назад




МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

Тема:

Использование музыки для коррекции эмоционального состояния,

снятия стресса и развития самосознания у детей дошкольного возраста.

Автор: Стенковая Ксения Валерьевна, музыкальный руководитель МАДОУ

детский сад №8 г.Балаково Саратовской области.

Актуальность: В современных условиях дети дошкольного возраста часто

подвергаются различным стрессовым факторам, что может негативно

сказываться на их психоэмоциональном состоянии и общем развитии.

Музыка, как мощное средство воздействия на психику, может быть

эффективно использована для создания благоприятного эмоционального

фона, снятия напряжения, формирования позитивного самовосприятия и

развития самосознания. Данная разработка направлена на систематизацию и

практическое применение музыкальных форм и приемов в работе с детьми.

Цель: Формирование у детей дошкольного возраста основ эмоциональной

устойчивости,

навыков

саморегуляции

и

позитивного

самосознания

посредством музыкальной деятельности.

Задачи:

1. Коррекция эмоционального состояния:

Развитие умения распознавать и называть основные эмоции (радость,

грусть, спокойствие, гнев).

Формирование навыков адекватного выражения эмоций.

Снятие психоэмоционального напряжения, тревожности.

2. Снятие стресса:

Обучение

приемам

релаксации

с

использованием

музыкального

сопровождения.

Создание атмосферы спокойствия и безопасности на занятиях.

Использование музыкотерапевтических техник для гармонизации

эмоционального состояния.

3. Развитие самосознания:

Формирование позитивного образа "Я".

Развитие чувства собственной индивидуальности и уникальности.

Стимулирование творческого самовыражения через музыку.

Формирование умения рефлексировать собственные переживания и

действия.

Целевая аудитория: Дети дошкольного возраста (3-7 лет), музыкальные

руководители, воспитатели, педагоги-психологи.

Методы и приемы:

Слушание музыки: Подбор музыкальных произведений с разным

эмоциональным содержанием (спокойная, умиротворяющая, бодрая,

жизнерадостная, таинственная, игривая).

Музыкально-двигательная терапия: Освобождение через движение под

музыку, импровизация движений, передающих эмоции.

Музицирование: Игра на детских шумовых, ударных, мелодических

инструментах для самовыражения и снятия напряжения.

Вокалотерапия:

Пение

песен,

направленных

на

формирование

позитивного настроя, уверенности в себе, а также разучивание

колыбельных и успокаивающих мелодий.

Релаксационные упражнения с музыкой: Дыхательные упражнения,

упражнения на мышечное расслабление под спокойную музыку.

Игры на распознавание эмоций: Игры, где дети угадывают эмоции по

музыке, рисуют их, передают движениями.

Игры

на

развитие

самосознания:

Песни-представления

("Меня

зовут..."), игры, где дети называют свои любимые цвета, звуки,

действия.

Содержание работы (Примеры занятий и игр):

1. Для коррекции эмоционального состояния и снятия стресса:

"Музыкальное путешествие в страну Спокойствия" (для младшего

дошкольного возраста, 3-4 года):

Цель: Снятие возбуждения, обучение релаксации.

Форма: Слушание спокойной инструментальной музыки (классика, звуки

природы).

Приемы: Дети ложатся на коврик, закрывают глаза. Педагог мягким,

успокаивающим голосом предлагает представить себя в приятном месте

(например, на поляне, у моря), слушать звуки природы и музыку, расслабляя

каждую часть тела. Дыхательные упражнения ("надуваем животик как

шарик").

Музыкальный материал: Э. Григ "Утро", К. Дебюсси "Лунный свет", звуки

природы (пение птиц, шум дождя).

"Разведчики настроений" (для среднего и старшего дошкольного

возраста, 4-6 лет):

Цель: Развитие умения распознавать и называть эмоции, находить способы

их коррекции.

Форма: Игровая деятельность.

Приемы:

Педагог

включает

разные

музыкальные

фрагменты.

Дети

угадывают, какую эмоцию передает музыка, и показывают ее. Затем

обсуждают: "Что делать, если тебе грустно?", "Как можно поднять

настроение?". Используются шумовые инструменты для выражения разных

эмоций (громко, но не агрессивно – для гнева, тихо, нежно – для грусти).

Музыкальный материал: П.И. Чайковский "Баба-Яга", "Сладкая греза"; Д.

Кабалевский "Клоуны"; народные мелодии разного характера.

2. Для развития самосознания:

"Моя музыкальная визитка" (для старшего дошкольного возраста, 5-7

лет):

Цель:

Формирование

позитивного

образа

"Я",

развитие

творческого

самовыражения.

Форма: Музыкально-игровая композиция.

Приемы: Каждый ребенок получает возможность представить себя. Он

может назвать свое имя, любимый цвет, любимое животное, любимое

занятие. Педагог предлагает проиграть это музыкально: например, придумать

короткую мелодию на музыкальном инструменте, передающую его любимый

цвет, или спеть пару строк о себе.

Музыкальный материал: Любая мелодия, которую дети могут использовать

как основу для своей "визитки", или импровизация под аккомпанемент

педагога.

"Зеркало настроений" (для всех возрастов):

Цель: Развитие наблюдательности, умения передавать эмоциональные

состояния, понимание своих и чужих эмоций.

Форма: Игра с движениями.

Приемы: Дети встают парами друг напротив друга. Один ребенок (ведущий)

показывает эмоцию через мимику и движение, второй должен "отразить" ее,

как в зеркале. Педагог может использовать музыкальное сопровождение,

меняя характер мелодии в зависимости от показываемой эмоции. Затем дети

меняются ролями.

Музыкальный

материал:

Быстрая,

медленная,

игривая,

торжественная

музыка.

3. Интегрированные подходы:

Рисование под музыку: Слушание музыкального произведения и

рисование своих ощущений, образов, эмоций, которые вызывает

музыка. Это позволяет детям визуализировать свои внутренние

переживания.

Музыкальные игры с правилами: Подвижные игры, где музыка

сигнализирует о начале, изменении действий или окончании игры

(например, "Замри" под быструю музыку, "Иди" под медленную). Это

учит детей управлять своим поведением в соответствии с внешними

сигналами, развивает самоконтроль.

Ожидаемые результаты:

Повышение уровня эмоционального благополучия детей.

Снижение проявлений тревожности, агрессивности, замкнутости.

Развитие навыков конструктивного взаимодействия со сверстниками и

взрослыми.

Улучшение способности детей распознавать, называть и управлять

своими эмоциями.

Формирование позитивной самооценки и уверенности в себе.

Повышение

общего

уровня

самосознания

и

рефлексивных

способностей.

Формы работы:

Музыкальные занятия (тематические, комплексные).

Индивидуальная работа с детьми, испытывающими трудности.

Проведение

музыкальных

досугов,

праздников,

где

дети

могут

проявить свои достижения.

Консультации

и

мастер-классы

для

педагогов

и

родителей

по

использованию музыки для психоэмоционального развития детей.

Рекомендации:

Важно

создавать

на

музыкальных

занятиях

атмосферу

психологической безопасности, доверия и принятия.

Необходимо чутко отслеживать эмоциональное состояние каждого

ребенка и адаптировать музыкальный материал и приемы.

Использовать

разнообразный

музыкальный

репертуар,

включая

классическую музыку, народные мелодии, авторские детские песни,

звуки природы.

Поощрять любую попытку ребенка к самовыражению, независимо от

ее "правильности".

Постоянно пополнять свои знания в области музыкотерапии и детской

психологии.

Список литературы:

Горбунова Л.В. Музыкотерапия для детей: Теория и практика. – М.:

ВЛАДОС, 2009.

Петрова Е.А. Музыка и эмоции в развитии дошкольника. – М.: Просвещение,

2015.



В раздел образования