Автор: Стенковая Ксения Валерьевна
Должность: музыкальный руководитель
Учебное заведение: МАДОУ детский сад №8
Населённый пункт: г.Балаково Саратовской области
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Использование музыки для коррекции эмоционального состояния, снятия стресса и развития самосознания у детей дошкольного возраста
Раздел: дошкольное образование
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
Тема:
Использование музыки для коррекции эмоционального состояния,
снятия стресса и развития самосознания у детей дошкольного возраста.
Автор: Стенковая Ксения Валерьевна, музыкальный руководитель МАДОУ
детский сад №8 г.Балаково Саратовской области.
Актуальность: В современных условиях дети дошкольного возраста часто
подвергаются различным стрессовым факторам, что может негативно
сказываться на их психоэмоциональном состоянии и общем развитии.
Музыка, как мощное средство воздействия на психику, может быть
эффективно использована для создания благоприятного эмоционального
фона, снятия напряжения, формирования позитивного самовосприятия и
развития самосознания. Данная разработка направлена на систематизацию и
практическое применение музыкальных форм и приемов в работе с детьми.
Цель: Формирование у детей дошкольного возраста основ эмоциональной
устойчивости,
навыков
саморегуляции
и
позитивного
самосознания
посредством музыкальной деятельности.
Задачи:
1. Коррекция эмоционального состояния:
Развитие умения распознавать и называть основные эмоции (радость,
грусть, спокойствие, гнев).
Формирование навыков адекватного выражения эмоций.
Снятие психоэмоционального напряжения, тревожности.
2. Снятие стресса:
Обучение
приемам
релаксации
с
использованием
музыкального
сопровождения.
Создание атмосферы спокойствия и безопасности на занятиях.
Использование музыкотерапевтических техник для гармонизации
эмоционального состояния.
3. Развитие самосознания:
Формирование позитивного образа "Я".
Развитие чувства собственной индивидуальности и уникальности.
Стимулирование творческого самовыражения через музыку.
Формирование умения рефлексировать собственные переживания и
действия.
Целевая аудитория: Дети дошкольного возраста (3-7 лет), музыкальные
руководители, воспитатели, педагоги-психологи.
Методы и приемы:
Слушание музыки: Подбор музыкальных произведений с разным
эмоциональным содержанием (спокойная, умиротворяющая, бодрая,
жизнерадостная, таинственная, игривая).
Музыкально-двигательная терапия: Освобождение через движение под
музыку, импровизация движений, передающих эмоции.
Музицирование: Игра на детских шумовых, ударных, мелодических
инструментах для самовыражения и снятия напряжения.
Вокалотерапия:
Пение
песен,
направленных
на
формирование
позитивного настроя, уверенности в себе, а также разучивание
колыбельных и успокаивающих мелодий.
Релаксационные упражнения с музыкой: Дыхательные упражнения,
упражнения на мышечное расслабление под спокойную музыку.
Игры на распознавание эмоций: Игры, где дети угадывают эмоции по
музыке, рисуют их, передают движениями.
Игры
на
развитие
самосознания:
Песни-представления
("Меня
зовут..."), игры, где дети называют свои любимые цвета, звуки,
действия.
Содержание работы (Примеры занятий и игр):
1. Для коррекции эмоционального состояния и снятия стресса:
"Музыкальное путешествие в страну Спокойствия" (для младшего
дошкольного возраста, 3-4 года):
Цель: Снятие возбуждения, обучение релаксации.
Форма: Слушание спокойной инструментальной музыки (классика, звуки
природы).
Приемы: Дети ложатся на коврик, закрывают глаза. Педагог мягким,
успокаивающим голосом предлагает представить себя в приятном месте
(например, на поляне, у моря), слушать звуки природы и музыку, расслабляя
каждую часть тела. Дыхательные упражнения ("надуваем животик как
шарик").
Музыкальный материал: Э. Григ "Утро", К. Дебюсси "Лунный свет", звуки
природы (пение птиц, шум дождя).
"Разведчики настроений" (для среднего и старшего дошкольного
возраста, 4-6 лет):
Цель: Развитие умения распознавать и называть эмоции, находить способы
их коррекции.
Форма: Игровая деятельность.
Приемы:
Педагог
включает
разные
музыкальные
фрагменты.
Дети
угадывают, какую эмоцию передает музыка, и показывают ее. Затем
обсуждают: "Что делать, если тебе грустно?", "Как можно поднять
настроение?". Используются шумовые инструменты для выражения разных
эмоций (громко, но не агрессивно – для гнева, тихо, нежно – для грусти).
Музыкальный материал: П.И. Чайковский "Баба-Яга", "Сладкая греза"; Д.
Кабалевский "Клоуны"; народные мелодии разного характера.
2. Для развития самосознания:
"Моя музыкальная визитка" (для старшего дошкольного возраста, 5-7
лет):
Цель:
Формирование
позитивного
образа
"Я",
развитие
творческого
самовыражения.
Форма: Музыкально-игровая композиция.
Приемы: Каждый ребенок получает возможность представить себя. Он
может назвать свое имя, любимый цвет, любимое животное, любимое
занятие. Педагог предлагает проиграть это музыкально: например, придумать
короткую мелодию на музыкальном инструменте, передающую его любимый
цвет, или спеть пару строк о себе.
Музыкальный материал: Любая мелодия, которую дети могут использовать
как основу для своей "визитки", или импровизация под аккомпанемент
педагога.
"Зеркало настроений" (для всех возрастов):
Цель: Развитие наблюдательности, умения передавать эмоциональные
состояния, понимание своих и чужих эмоций.
Форма: Игра с движениями.
Приемы: Дети встают парами друг напротив друга. Один ребенок (ведущий)
показывает эмоцию через мимику и движение, второй должен "отразить" ее,
как в зеркале. Педагог может использовать музыкальное сопровождение,
меняя характер мелодии в зависимости от показываемой эмоции. Затем дети
меняются ролями.
Музыкальный
материал:
Быстрая,
медленная,
игривая,
торжественная
музыка.
3. Интегрированные подходы:
Рисование под музыку: Слушание музыкального произведения и
рисование своих ощущений, образов, эмоций, которые вызывает
музыка. Это позволяет детям визуализировать свои внутренние
переживания.
Музыкальные игры с правилами: Подвижные игры, где музыка
сигнализирует о начале, изменении действий или окончании игры
(например, "Замри" под быструю музыку, "Иди" под медленную). Это
учит детей управлять своим поведением в соответствии с внешними
сигналами, развивает самоконтроль.
Ожидаемые результаты:
Повышение уровня эмоционального благополучия детей.
Снижение проявлений тревожности, агрессивности, замкнутости.
Развитие навыков конструктивного взаимодействия со сверстниками и
взрослыми.
Улучшение способности детей распознавать, называть и управлять
своими эмоциями.
Формирование позитивной самооценки и уверенности в себе.
Повышение
общего
уровня
самосознания
и
рефлексивных
способностей.
Формы работы:
Музыкальные занятия (тематические, комплексные).
Индивидуальная работа с детьми, испытывающими трудности.
Проведение
музыкальных
досугов,
праздников,
где
дети
могут
проявить свои достижения.
Консультации
и
мастер-классы
для
педагогов
и
родителей
по
использованию музыки для психоэмоционального развития детей.
Рекомендации:
Важно
создавать
на
музыкальных
занятиях
атмосферу
психологической безопасности, доверия и принятия.
Необходимо чутко отслеживать эмоциональное состояние каждого
ребенка и адаптировать музыкальный материал и приемы.
Использовать
разнообразный
музыкальный
репертуар,
включая
классическую музыку, народные мелодии, авторские детские песни,
звуки природы.
Поощрять любую попытку ребенка к самовыражению, независимо от
ее "правильности".
Постоянно пополнять свои знания в области музыкотерапии и детской
психологии.
Список литературы:
Горбунова Л.В. Музыкотерапия для детей: Теория и практика. – М.:
ВЛАДОС, 2009.
Петрова Е.А. Музыка и эмоции в развитии дошкольника. – М.: Просвещение,
2015.