Напоминание

«Безопасность ребенка зимой: важные правила поведения»


Автор: Порошина Жанна Владимировна
Должность: Учитель начальных классов и педагог - психолог
Учебное заведение: МОБУ СОШ №1
Населённый пункт: пгт.Лучегорск, Пожарского муниципального округа
Наименование материала: Внеклассное мероприятие с использованием лабораторного оборудования «Точка роста»
Тема: «Безопасность ребенка зимой: важные правила поведения»
Раздел: начальное образование





Назад




Внеклассное мероприятие с использованием лабораторного

оборудования «Точка роста»

«Безопасность ребенка зимой: важные правила поведения»

Цель занятия:

Формирование у учащихся понимания правил безопасного поведения зимой

и развитие интереса к физике посредством занимательных экспериментов.

Ход занятия.

I. Организационный

- Ребята, смотрите, какая снежинка у меня на ладони. Какая она большая. Тут

что – то написано.

С каждым днем все холоднее,

Греет солнце все слабее,

Всюду снег, как бахрома, —

Значит, к нам пришла... (Зима)

Зима – это самое холодное, волшебное и красивое время года?

Зимой можно поиграть во многие интересные и весёлые игры.

Но нужно не забывать, что зимой бывает не только интересно и весело, но и

опасно.

- Как вы думаете, что дороже всего для человека на свете? (жизнь)

Мы должны с вами учиться жить безопасно всегда и везде. Жить без

опасности, т.е. без вреда для своего здоровья и жизни. И в зимнее время вы

должны быть особенно осторожными.

II. Теоретическая часть

- Сегодня поговорим о вашей безопасности зимой во время прогулок.

Зимние прогулки всегда приносят огромную радость и детям, и взрослым.

Но чтобы эта радость ничем не была омрачена, нужно быть осторожными и

соблюдать очень важные правила поведения.

Прочитайте стихотворение и назовите одно из главных правил поведения в

сильные морозы

Пришла зима. Трещат морозы.

И щиплет уши, щеки, нос.

Оденься лучше потеплее,

Чтоб очень сильно не замерзнуть.

- Какое главное правило поведения в сильные морозы? (тепло одеваться)

Люди носят тёплую одежду зимой, чтобы она защищала от лютого мороза.

Как вы думаете, шуба греет или нет? Давайте это выясним.

III. Практическая часть — эксперименты

Эксперимент №1: «Шуба греет или нет?»

Цель эксперимента: показать детям, что шуба сама по себе не вырабатывает

тепла, а лишь сохраняет тепло нашего тела.

Материалы:

- Термометр комнатный (лучше цифровой);

- Стакан горячей воды (70–80 °C);

- Полиэтиленовый пакет;

- Шуба или пуховик детский.

Ход эксперимента:

1. Наполните стакан горячей водой примерно наполовину.

2. Оставьте стакан открытым и измерьте начальную температуру воды с

помощью термометра. Запишите показания.

3. Теперь плотно оберните стакан полиэтиленовым пакетом (чтобы

исключить испарение), а сверху накройте шубой или пуховиком

4. Подождите около 5–10 минут.

5. Затем аккуратно снимите теплое покрытие и снова измерьте температуру

воды внутри стакана.

Вопросы для обсуждения:

- Изменилась ли температура воды после покрытия одеялом?

- Если да, стала ли вода горячее или прохладнее?

- Значит ли это, что одеяло согревает воду?

Объяснение результата:

- Вода станет немного прохладнее, поскольку даже под покрывалом она

постепенно теряет свое тепло в окружающую среду.

- Но, несмотря на потерю тепла, оно теряется медленнее, потому что одеяло

действует как теплоизоляция, замедляя теплообмен между стаканом и

окружающей средой.

Таким образом, мы приходим к выводу, что шуба не производит тепла

самостоятельно, а защищает наше тело от потери тепла наружу, сохраняя

внутреннее тепло организма.

- Зимой бывает холодно на улице! Но есть способы быстро согреться. Давай

проведем простой эксперимент, чтобы выяснить, какой способ лучше всего

помогает сохранить тепло.

Эксперимент № 2: «Как согреться зимой на прогулке?»

Цель эксперимента: выявить наиболее эффективные методы сохранения

тепла человеческого тела на открытом воздухе в зимний период посредством

простых физических экспериментов.

Материалы:

- Термометр

- Две пары варежек (одна толстая, одна тонкая)

- Горячий чайник

- Стакан воды комнатной температуры

Ход эксперимента:

1. Подготовка

Возьмите термометр и измерьте температуру воздуха вокруг тебя. Запишите

показания.

2. Испытание варежек

Наденьте одну пару варежек (толстые). Через минуту снова измерьте

температуру рук. Затем наденьте вторую пару варежек (тонкие) и повторите

замер температуры.

Запишите оба результата.

Вопрос: Какие варежки лучше сохраняют тепло?

Объяснение: Варежки работают как изоляция, защищая руки от холода. Чем

толще варежки, тем больше тепла сохраняется внутри.

3. Теплый напиток

Теперь попробуем горячий чай. Налейте горячую воду из чайника в стакан и

подержите его руками примерно минуту. Измерьте температуру рук после

этого.

Запишите результат.

Вопрос: помогает ли теплый напиток согреться?

Объяснение: когда мы держим горячее питьё, оно передает тепло нашим

рукам, помогая быстрее согреться.

Итоги эксперимента

Посмотрите на записанные вами показатели температуры. Какой метод

оказался эффективнее — толстые варежки или горячий чай?

Таким образом, мы выяснили, что теплые напитки и толстые варежки

помогают сохранять тепло, делая зимнюю прогулку комфортной!

Теперь вы знаете, как правильно готовиться к зимней прогулке!

- А как вы согреваетесь зимой, когда гуляете?

- Что нужно делать, когда начинают мёрзнуть руки?

- Руки надо растереть, сжать и разжать быстро.

- А если замёрзнут ноги?

- Можно потопать ногами, попрыгать, постучать ногой об ногу

- Если замерзли щеки, уши, нос?

- Потереть варежкой или носовым платком.

Представьте себе ситуацию: вам хочется поиграть на свежем воздухе,

покататься на санках или построить снежную крепость. Но вот родители

постоянно напоминают вам, что надо одеваться тепло и возвращаться домой

вовремя. А знаете почему? Давайте попробуем разобраться вместе.

Эксперимент №3

:

«Почему нельзя долго находиться на морозе?»

Цель эксперимента: Продемонстрировать процесс охлаждения тела и

необходимость теплых вещей.

Материалы: термометр, пластиковая бутылка с водой комнатной

температуры, снег или холодная вода.

Ход эксперимента:

1. Измерьте температуру воды в пластиковой бутылке.

2. Погрузите бутылку в снег или воду и следите за изменением температуры

каждые две минуты.

Вопросы для обсуждения: Что произошло с температурой воды? Зачем

нужны теплые вещи зимой?

Зима — отличное время для прогулок, катания на санках и лыжах. Однако

важно помнить, что влажная одежда после активного движения делает нас

уязвимыми перед простудой. Давайте проверим, почему так происходит.

Эксперимент №4: «Почему нельзя ходить в мокрой одежде, когда вспотел

зимой?»

Цели эксперимента:

- Показать ребенку разницу в ощущении тепла сухой и влажной одеждой.

- Объяснить, почему важно переодеваться, если потеешь зимой.

- Научиться заботиться о своем здоровье и тепле в холодное время года.

Материалы:

- Два небольших кусочка ткани одинакового размера (например, фланель).

- Пластиковая бутылка с теплой водой.

- Морозильная камера или холодильник.

- Часы с секундомером.

Ход эксперимента:

1. Подготовка тканей: один кусочек ткани смочите теплой водой, имитируя

влажность от пота. Другой оставьте сухим.

2. Создание условий: положите обе ткани рядом друг с другом на ровную

поверхность.

3. Охлаждение тканей: поместите кусочки ткани в морозильную камеру на 5

минут, чтобы создать условия холодного зимнего воздуха.

4. Наблюдения: после охлаждения достаньте ткань и посмотрите, какая ткань

замерзла сильнее и быстрее остыла.

5. Проверяем ощущения: потрогайте каждую ткань рукой. Обратите

внимание на различия ощущений.

Ожидаемый результат: мокрая ткань будет казаться намного холоднее, чем

сухая. Это связано с тем, что вода испаряется и охлаждает кожу, увеличивая

потерю тепла организмом.

Выводы:

Ходьба в мокрой одежде зимой усиливает риск простуды, потому что тело

теряет больше тепла, а значит становится легче заболеть. Важно следить за

своим состоянием и вовремя менять одежду, если чувствуешь себя

вспотевшим.

IV. Заключительная часть

Сегодня мы изучили важнейшие правила безопасного поведения зимой.

Помните, соблюдение этих правил позволит вам насладиться всеми

прелестями зимы, оставаясь здоровыми и счастливыми! Пусть ваш зимний

сезон будет ярким, веселым и безопасным!

Итог занятия:

Учащиеся познакомились с основными правилами безопасной зимовки и

убедились в необходимости осторожного поведения на улице благодаря

простым физическим экспериментам.



В раздел образования