Автор: Порошина Жанна Владимировна
Должность: Учитель начальных классов и педагог - психолог
Учебное заведение: МОБУ СОШ №1
Населённый пункт: пгт.Лучегорск, Пожарского муниципального округа
Наименование материала: Внеклассное мероприятие с использованием лабораторного оборудования «Точка роста»
Тема: «Безопасность ребенка зимой: важные правила поведения»
Раздел: начальное образование
Внеклассное мероприятие с использованием лабораторного
оборудования «Точка роста»
«Безопасность ребенка зимой: важные правила поведения»
Цель занятия:
Формирование у учащихся понимания правил безопасного поведения зимой
и развитие интереса к физике посредством занимательных экспериментов.
Ход занятия.
I. Организационный
- Ребята, смотрите, какая снежинка у меня на ладони. Какая она большая. Тут
что – то написано.
С каждым днем все холоднее,
Греет солнце все слабее,
Всюду снег, как бахрома, —
Значит, к нам пришла... (Зима)
Зима – это самое холодное, волшебное и красивое время года?
Зимой можно поиграть во многие интересные и весёлые игры.
Но нужно не забывать, что зимой бывает не только интересно и весело, но и
опасно.
- Как вы думаете, что дороже всего для человека на свете? (жизнь)
Мы должны с вами учиться жить безопасно всегда и везде. Жить без
опасности, т.е. без вреда для своего здоровья и жизни. И в зимнее время вы
должны быть особенно осторожными.
II. Теоретическая часть
- Сегодня поговорим о вашей безопасности зимой во время прогулок.
Зимние прогулки всегда приносят огромную радость и детям, и взрослым.
Но чтобы эта радость ничем не была омрачена, нужно быть осторожными и
соблюдать очень важные правила поведения.
Прочитайте стихотворение и назовите одно из главных правил поведения в
сильные морозы
Пришла зима. Трещат морозы.
И щиплет уши, щеки, нос.
Оденься лучше потеплее,
Чтоб очень сильно не замерзнуть.
- Какое главное правило поведения в сильные морозы? (тепло одеваться)
Люди носят тёплую одежду зимой, чтобы она защищала от лютого мороза.
Как вы думаете, шуба греет или нет? Давайте это выясним.
III. Практическая часть — эксперименты
Эксперимент №1: «Шуба греет или нет?»
Цель эксперимента: показать детям, что шуба сама по себе не вырабатывает
тепла, а лишь сохраняет тепло нашего тела.
Материалы:
- Термометр комнатный (лучше цифровой);
- Стакан горячей воды (70–80 °C);
- Полиэтиленовый пакет;
- Шуба или пуховик детский.
Ход эксперимента:
1. Наполните стакан горячей водой примерно наполовину.
2. Оставьте стакан открытым и измерьте начальную температуру воды с
помощью термометра. Запишите показания.
3. Теперь плотно оберните стакан полиэтиленовым пакетом (чтобы
исключить испарение), а сверху накройте шубой или пуховиком
4. Подождите около 5–10 минут.
5. Затем аккуратно снимите теплое покрытие и снова измерьте температуру
воды внутри стакана.
Вопросы для обсуждения:
- Изменилась ли температура воды после покрытия одеялом?
- Если да, стала ли вода горячее или прохладнее?
- Значит ли это, что одеяло согревает воду?
Объяснение результата:
- Вода станет немного прохладнее, поскольку даже под покрывалом она
постепенно теряет свое тепло в окружающую среду.
- Но, несмотря на потерю тепла, оно теряется медленнее, потому что одеяло
действует как теплоизоляция, замедляя теплообмен между стаканом и
окружающей средой.
Таким образом, мы приходим к выводу, что шуба не производит тепла
самостоятельно, а защищает наше тело от потери тепла наружу, сохраняя
внутреннее тепло организма.
- Зимой бывает холодно на улице! Но есть способы быстро согреться. Давай
проведем простой эксперимент, чтобы выяснить, какой способ лучше всего
помогает сохранить тепло.
Эксперимент № 2: «Как согреться зимой на прогулке?»
Цель эксперимента: выявить наиболее эффективные методы сохранения
тепла человеческого тела на открытом воздухе в зимний период посредством
простых физических экспериментов.
Материалы:
- Термометр
- Две пары варежек (одна толстая, одна тонкая)
- Горячий чайник
- Стакан воды комнатной температуры
Ход эксперимента:
1. Подготовка
Возьмите термометр и измерьте температуру воздуха вокруг тебя. Запишите
показания.
2. Испытание варежек
Наденьте одну пару варежек (толстые). Через минуту снова измерьте
температуру рук. Затем наденьте вторую пару варежек (тонкие) и повторите
замер температуры.
Запишите оба результата.
Вопрос: Какие варежки лучше сохраняют тепло?
Объяснение: Варежки работают как изоляция, защищая руки от холода. Чем
толще варежки, тем больше тепла сохраняется внутри.
3. Теплый напиток
Теперь попробуем горячий чай. Налейте горячую воду из чайника в стакан и
подержите его руками примерно минуту. Измерьте температуру рук после
этого.
Запишите результат.
Вопрос: помогает ли теплый напиток согреться?
Объяснение: когда мы держим горячее питьё, оно передает тепло нашим
рукам, помогая быстрее согреться.
Итоги эксперимента
Посмотрите на записанные вами показатели температуры. Какой метод
оказался эффективнее — толстые варежки или горячий чай?
Таким образом, мы выяснили, что теплые напитки и толстые варежки
помогают сохранять тепло, делая зимнюю прогулку комфортной!
Теперь вы знаете, как правильно готовиться к зимней прогулке!
- А как вы согреваетесь зимой, когда гуляете?
- Что нужно делать, когда начинают мёрзнуть руки?
- Руки надо растереть, сжать и разжать быстро.
- А если замёрзнут ноги?
- Можно потопать ногами, попрыгать, постучать ногой об ногу
- Если замерзли щеки, уши, нос?
- Потереть варежкой или носовым платком.
Представьте себе ситуацию: вам хочется поиграть на свежем воздухе,
покататься на санках или построить снежную крепость. Но вот родители
постоянно напоминают вам, что надо одеваться тепло и возвращаться домой
вовремя. А знаете почему? Давайте попробуем разобраться вместе.
Эксперимент №3
:
«Почему нельзя долго находиться на морозе?»
Цель эксперимента: Продемонстрировать процесс охлаждения тела и
необходимость теплых вещей.
Материалы: термометр, пластиковая бутылка с водой комнатной
температуры, снег или холодная вода.
Ход эксперимента:
1. Измерьте температуру воды в пластиковой бутылке.
2. Погрузите бутылку в снег или воду и следите за изменением температуры
каждые две минуты.
Вопросы для обсуждения: Что произошло с температурой воды? Зачем
нужны теплые вещи зимой?
Зима — отличное время для прогулок, катания на санках и лыжах. Однако
важно помнить, что влажная одежда после активного движения делает нас
уязвимыми перед простудой. Давайте проверим, почему так происходит.
Эксперимент №4: «Почему нельзя ходить в мокрой одежде, когда вспотел
зимой?»
Цели эксперимента:
- Показать ребенку разницу в ощущении тепла сухой и влажной одеждой.
- Объяснить, почему важно переодеваться, если потеешь зимой.
- Научиться заботиться о своем здоровье и тепле в холодное время года.
Материалы:
- Два небольших кусочка ткани одинакового размера (например, фланель).
- Пластиковая бутылка с теплой водой.
- Морозильная камера или холодильник.
- Часы с секундомером.
Ход эксперимента:
1. Подготовка тканей: один кусочек ткани смочите теплой водой, имитируя
влажность от пота. Другой оставьте сухим.
2. Создание условий: положите обе ткани рядом друг с другом на ровную
поверхность.
3. Охлаждение тканей: поместите кусочки ткани в морозильную камеру на 5
минут, чтобы создать условия холодного зимнего воздуха.
4. Наблюдения: после охлаждения достаньте ткань и посмотрите, какая ткань
замерзла сильнее и быстрее остыла.
5. Проверяем ощущения: потрогайте каждую ткань рукой. Обратите
внимание на различия ощущений.
Ожидаемый результат: мокрая ткань будет казаться намного холоднее, чем
сухая. Это связано с тем, что вода испаряется и охлаждает кожу, увеличивая
потерю тепла организмом.
Выводы:
Ходьба в мокрой одежде зимой усиливает риск простуды, потому что тело
теряет больше тепла, а значит становится легче заболеть. Важно следить за
своим состоянием и вовремя менять одежду, если чувствуешь себя
вспотевшим.
IV. Заключительная часть
Сегодня мы изучили важнейшие правила безопасного поведения зимой.
Помните, соблюдение этих правил позволит вам насладиться всеми
прелестями зимы, оставаясь здоровыми и счастливыми! Пусть ваш зимний
сезон будет ярким, веселым и безопасным!
Итог занятия:
Учащиеся познакомились с основными правилами безопасной зимовки и
убедились в необходимости осторожного поведения на улице благодаря
простым физическим экспериментам.