Напоминание

Психологическая готовность детей к школе


Автор: Малеева Ирина Юрьевна
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: МОУ "Лицей №7"
Населённый пункт: г. Электросталь Московская область
Наименование материала: Консультация
Тема: Психологическая готовность детей к школе
Раздел: дошкольное образование





Назад




Консультация

«Психологическая

готовность детей

к школе»

Подготовила

педагог-психолог

МОУ «Лицей №7»

Малеева И.Ю.

г. Электросталь

«Быть готовым к школе – не значит

уметь читать, писать и считать.

Быть готовым к школе – значит

быть готовым всему этому

научиться».

доктор психологических наук,

Леонид Абрамович Венгер

Что же такое психологическая готовность к обучению в школе и можно ли ее

сформировать

Психологическая

готовность к школе

(синоним: школьная

зрелость) – это

необходимый и

достаточный уровень

психического развития

ребенка для начала

освоения школьной

учебной программы в

условиях обучения в

группе сверстников.

Психологическая готовность к школе возникает у

детей не сама по себе, а образуется постепенно

:

в играх;

в труде;

в общении со

взрослыми и

сверстниками;

в непосредственно

образовательной

деятельности

Составляющие психологической готовности

Интеллектуальная

готовность

Мотивационная

готовность

Эмоционально-волевая

готовность

Личностно-социальная

готовность

Интеллектуальная готовность

Умение думать,

анализировать, делать

выводы.

Развитие речи, словарный

запас и способность

рассказывать что-то на

доступные темы, в том

числе и элементарные

сведения о себе.

Способность к концентрации

внимания, умение строить

логические связи, развитие

памяти, мелкая моторика

.

Умение писать, читать, считать, решать элементарные задачки,

это

лишь

навыки,

которым

можно

научить.

Не

подавляйте

исследовательский

интерес

юного

естествоиспытателя,

тогда

к

моменту

поступления

в

школу

ему

многое

удастся

постичь

на

собственном опыте. Учите ребенка самого искать ответы на свои

бесконечные «почему», выстраивать причинно-следственные связи

– одним словом, активно интересоваться окружающим миром.

Личностно-социальная готовность

Умеет ли ребенок общаться с

детьми.

Проявляет ли инициативу в

общении или ждет, когда его

позовут другие ребята.

Чувствует ли принятые в

обществе нормы общения.

Готов ли учитывать интересы

других детей или коллективные

интересы, умеет ли отстаивать

свое мнение.

Чувствует ли разницу в

общении с

детьми,

учителями и другими

взрослыми, родителями.

У малыша к моменту поступления в школу должен быть

достаточно разнообразный опыт общения с незнакомыми людьми.

Необходимо дать ему возможность самому установить контакты с

окружающими в поликлинике, на детской площадке, в магазине и

пр.

Мотивационная готовность

Познавательный интерес,

желание узнавать что то

новое.

Сформированность

положительного

отношения:

-

к школе,

-

учителю,

-

учебной деятельности,

-

к самому себе.

Желательно

рассказывать

ребенку

о

своих

школьных

годах,

вспоминая

смешные

и

поучительные

случаи,

читать

вместе

с

ребенком

книги

о

школе,

рассказывать

о

школьных

порядках,

устроить малышу экскурсию по будущей школе, показав ему, где он

будет

учиться.

Полезны

занятия,

которые

развивают

фантазию

и

воображение:

рисование,

лепка,

конструирование,

а

также

самостоятельность и упорство: занятия в кружках и секциях.

Эмоционально-волевая готовность

Способность делать не только

то, что хочу, но и то, что надо,

не бояться трудностей,

разрешать их самостоятельно.

Адекватная самооценка и

положительный образ

себя.

Умение сосредоточиться,

управление эмоциями.

Формированию этих качеств поможет игра!!!

Игры учат спокойно дожидаться своей очереди, своего хода, с

достоинством проигрывать, выстраивать свою стратегию и при этом

учитывать постоянно меняющиеся обстоятельства и т.д.

Также необходимо приучать ребенка к смене деятельности, режиму дня.

Важно проявлять веру в ребенка, искренне поощрять, помогать и

поддерживать. Потихоньку ребенок разовьет в себе способность к

волевому усилию, но не сразу. Помогите ему!

Рекомендации.

Все то, что говорится в семье о школе, о ее роли по подготовке

учеников

к

будущей

работе

по

профессии,

должно

вызывать

положительное

эмоциональное

отношение,

большой

интерес

к

новой

социальной

позиции

школьника.

Важно,

чтобы

сообщаемая

информация

вызывала

живой

отклик,

чувство

радости,

сопереживание.

Все

мероприятия,

организуемые

в

семье,

должны

включать

ребенка

в

деятельность,

активизирующую

как

сознание,

так

и

чувства.

Здесь уместны совместное чтения художественной литературы, просмотр фильмов

о

школе,

телепередач

о

школьной

жизни

с

последующим

обсуждением;

показ

фотографий, грамот, связанных со школьными годами родителей, игры в школу;

организация семейных торжеств по поводу школьных успехов старших детей.

Разговоры

о

школе

должны

подчеркивать

значение

книг,

учения.

Ситуация:

Мама Коли (6 лет)

просила посоветовать, что

ей

делать,

чтобы

сформировать

положительное отношение

сына к школе.

Ситуация:

Саша (6 лет) в семье был

ребенок

желанный.

Родители

постоянно

его

хвалили,

выполняли

все

его

желания

и

капризы.

У

Саши

сформировалось представление о

своем превосходстве над другими,

своей

вседозволенности,

что

свидетельствует о возникновении

завышенной

самооценки.

Рекомендации.

Попав в коллектив класса, Саша столкнется с непривычными

для него требованиями, обязанностями, объективной (а значит, далеко не всегда

положительной) оценкой его деятельности и личности в целом.

То, что учитель к Саше будет относиться как ко всем, а не с особым вниманием и

любовью (как его родители), воспримется им как недоброжелательность,

несправедливость и могут возникать конфликтные отношения. В дальнейшем это

может способствовать развитию отклоняющегося поведения.

Завышенная самооценка может вызывать неправильную реакцию на замечания

учителя. В результате может оказаться, что "школа плохая", "учитель злой" и т.д.

Ребенок должен уметь правильно оценивать себя и свое поведение.

Если ребенок привык к постоянной похвале и одобрению, постарайтесь приучить его

к большей самостоятельности, хвалите не за каждый шаг, а за готовый результат.

Натренировать произвольность нельзя! Вы можете поощрять усидчивость,

когда ребенок ее проявляет, говорить о необходимости контроля над собой.

Для этого необходимо, чтобы ребёнок мог сосредоточиться на инструкции, которую

получает от взрослого. Вы можете развивать такое умение, давая детям разные,

вначале несложные задания. При этом обязательно просить детей повторить ваши

слова, чтобы убедиться в том, что они всё услышали и правильно поняли. В более

сложных случаях можно попросить ребёнка объяснить, зачем он будет это делать,

можно ли выполнить порученное задание разными способами. В том случае, если

вы даёте несколько заданий подряд или если ребёнок затрудняется в выполнении

сложного задания, вы можете прибегнуть к схеме-подсказке, то есть к рисунку.

Саморегуляция – основа готовности к школе!

Ситуация:

Ребенок во время непосредственно

образовательной деятельности

невнимателен, вертится и выполняет

только то, что ему хочется.

Рекомендации.

В дошкольном возрасте еще

нет механизма произвольности – целенаправленного

управления

своим

вниманием,

речью,

эмоциями.

Ребенок

может

долго

возиться

с

игрой

либо

легко

запоминать

стихотворение,

но

только

если

его

эмоционально

зацепила эта деятельность, то

есть делает он это непроизвольно.

Психологически не готовый к школе ребёнок:

Испытывает затруднения в

общении со взрослыми и

сверстниками по поводу

учебных задач

Не может включиться

в общий режим

работы класса

Тяготеет к шаблонным

действиям и решениям

Не может сосредоточиться

на уроке, часто отвлекается

Проявляет

мало инициативы

Личностно – социальная

готовность

Готов к общению

и взаимодействию –

как со взрослыми,

так и со сверстниками

Интеллектуальная готовность

Имеет широкий кругозор,

запас конкретных знаний

Мотивационная готовность

Желание идти в школу,

вызванное

адекватными причинами

(учебными мотивами).

Эмоционально – волевая

готовность

Умеет контролировать

эмоции и поведение

Психологически

готовый к школе

ребенок

Получается, что психологическая готовность к

школе – это вся дошкольная жизнь. Но даже за

несколько месяцев до школы можно при

необходимости что-то скорректировать и

помочь будущему первокласснику спокойно

и радостно войти в новый мир.

1.

Составьте

с

ребенком

распорядок

дня

и

вместе

следите

за

его

соблюдением.

2. Приучите ребенка содержать в порядке свои вещи.

3. Создавайте положительную мотивацию вашему ребёнку

4. Само начало школьной жизни считается тяжёлым стрессом для

детей. Поддерживайте спокойную и стабильную атмосферу в доме.

5. Помогите ребенку обрести чувство уверенности в себе.

6. Постарайтесь подготовить ребенка к тому, что в школе с ним будут

учиться очень разные дети.

7. Успехи и неудачи в учебе во многом зависят от развития памяти,

внимания и мышления ребенка.

8. Если есть необходимость, следует также подготовить руку ребёнка к

письму

(игры

и

упражнения

по

развитию

мелкой

моторики

-

лепка,

рисование, штриховка, поделки, конструирование и т.д.)

9. Не пропускайте трудности, возможные у ребенка на начальном этапе

овладения учебными навыками.

10.

Для

детей

с

ослабленным

состоянием

здоровья,

при

наличии

неврозов,

а

также

с

проблемами

в

развитии

речи

не

рекомендуются

программы повышенной сложности.

Рекомендации для

родителей:

Спасибо

за внимание!



В раздел образования