Автор: Тимофеева Елена Михайловна
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: ГОБУ МО "Центр психолого-педагогической,медицинской и социальной помощи"
Населённый пункт: г.Мурманск
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Семинар-практикум для семей, находящихся в трудной жизненной ситуации "Эффективное взаимоотношение с учетом темперамента ребенка "
Раздел: дополнительное образование
Семинар-практикум для семей, находящихся в трудной жизненной ситуации
"Эффективное взаимоотношение с учетом темперамента ребенка "
Цель:
повышение
психолого-педагогической
компетентности
родителей
по
вопросам
взаимодействия с ребенком с учетом проявления его индивидуальных особенностей – типа
темперамента.
Содержание
Приветствие.
Упражнение «Кто Вы?».
Всем участникам предлагается нарисовать в течение минуты как можно больше
треугольников.
Далее,
подсчитайте
количество
знаков,
написанных
правильно
за
1
минуту. Если меньше 60 - вы флегматик; 60-70 - норма (сангвиник); более 70 - холерик.
Итак, уважаемые участники, мы подошли к стартовой точке нашей встречи: Что же это
такое – темперамент? Влияет ли темперамент на дальнейшее развитие ребенка? Как
правильно
воспитывать
и
обучать
ребенка
с
тем
или
иным
типом
темперамента?
Попробуем разобраться.
Мини-лекция « Темперамент»
В бытовой речи мы пользуемся термином «темпераментный», имея в виду только
очень живого, подвижного, эмоционального человека. В науке же считается, что все люди
даже очень спокойные и малоподвижные, имеют определенный темперамент.
«Особенности темперамента человека – важное условие, с которым следует считаться при
индивидуальном
подходе
к
воспитанию,
обучению
и
всестороннему
развитию
его
способностей» - считает доктор психологических наук Рада Михайловна Грановская.
Темперамент
–
совокупность
индивидуальных
особенностей
личности,
характеризующих динамическую и эмоциональную сторону ее деятельности и поведения.
Физиологической
основой
темперамента
является
тип
нервной
деятельности
человека. По мнению отечественного физиолога И. П. Павлова, сочетание таких свойств
нервных
процессов,
как
сила,
уравновешенность
и
подвижность,
дают
возможность
выделить 4 типа нервной системы:
Меланхолик – тревожный, сдержанный, тихий, необщительный, пессимистичный,
негибкий, легко расстраивающийся.
Флегматик
–
пассивный,
осмотрительный,
вдумчивый,
мирный,
ровный,
спокойный.
Холерик
–
чувствительный,
беспокойный,
агрессивный,
раздражительный,
изменчивый, оптимистичный, активный.
Сангвиник
–
общительный,
открытый,
разговорчивый,
отзывчивый,
жизнерадостный, склонный к лидерству, беспечный.
Немецкий
психолог
Г.
Айзенк
определяет
темперамент
по
таким
критериям:
экстраверсия-интроверсия и эмоциональная стабильность.
Эмоционально нестабильные: меланхолик, холерик.
Эмоционально стабильные: флегматик, сангвиник.
Интроверты: меланхолик, флегматик.
Экстраверты: холерик, сангвиник.
Возникновение и развитие свойств темперамента происходит постепенно. Возраст
человека непосредственно влияет на проявление темперамента. У детей черты того или
иного темперамента проявляются уже в возрасте 3-4 лет, но более достоверно можно
выявить его в возрасте 5-6 лет.
В
процессе
определения
типа
темперамента
у
детей
дошкольного
возраста
необходимо опираться на жизненные показатели нервной системы:
1. Сон: скорость засыпания, глубина сна, тревожный или спокойный.
2. Реакция на голод: крик, плач, спокойствие, вялость.
3. Восстановление сил: быстрое, медленное.
4. Длительность
сохранения
высокого
уровня
работоспособности
при
длительной
напряженности.
5. Устойчивость положительного эмоционального фона.
6. Проявление смелости в непривычных условиях.
В
дошкольном
возрасте
наиболее
ярко
обнаруживаются
обладатели
уравновешенного,
инертного
и
слабого
типов,
так
как
они
контрастируют
с
такими
возрастными особенностями дошкольников, как:
высокая чувствительность;
быстрое восстановление сил;
слабость процессов возбуждения и торможения;
неуравновешенность процессов возбуждения и торможения.
Психологические
исследования
и
педагогическая
практика
показывают,
что
темперамент
несколько
изменяется
под
влиянием
условий
жизни
и
воспитания.
Темперамент может изменяться и в результате самовоспитания. Даже взрослый человек
может изменить в определенную сторону свой темперамент.
Сейчас предлагаю пройти небольшой тест на определение типа темперамента вашего
ребенка.
Тест на определение темперамента ребенка
Как ведёт себя ребёнок в ситуации, когда необходимо быстро действовать:
а) легко включается в работу;
б) активно действует;
в) действует спокойно, без лишних слов;
г) робко, неуверенно.
Как реагирует ребёнок на замечание педагога:
а) говорит, что больше так не будет, но через некоторое время поступает так же;
б) не слушает или поступает по-своему;
в) выслушивает, молча;
г) молчит, обижен, переживает.
Как разговаривает ребёнок с другими детьми в значимых для него ситуациях:
а) быстро, с жаром, но прислушивается к высказыванию других;
б) быстро, со страстью, но не слушает;
в) медленно, спокойно, но уверенно;
г) с большой неуверенностью.
Как ведёт себя в непривычной обстановке:
а) легко ориентируется, проявляет активность;
б) активен, проявляет повышенную возбудимость;
в) спокойно рассматривает окружающее;
г) робок, растерян.
Критерии: если обнаруживается, что в большинстве случаев для ребёнка характерны
реакции типа а, то можно говорить о преобладании у него черт сангвиника; б — холерика;
в — флегматика; г — меланхолика.
Зная
особенности
темперамента,
взрослые
могут
избежать
многих
ошибок.
Каждый из 4 типов темперамента требует к себе определенного подхода. Каждый тип
имеет
черты,
которые
при
определенных
обстоятельствах
могут
становиться
недостатками, но также каждый из них имеет и свои положительные стороны, и поэтому
главные усилия должны быть направлены не на исправление темперамента, а на разумное
использование в конкретной деятельности его достоинств.
Упражнение «Плюсы и минусы темперамента»
Работа
в
группах.
Каждой
группе
необходимо
найти
в
определенном
типе
темперамента положительные и отрицательные стороны.
Подведение итога: положительные и отрицательные черты типов темперамента:
для сангвиников это:
+ высокое чувство коллективизма, отзывчивость, активное отношение ко всему;
- легкомысленное, беспечное отношение к делу, переоценка себя.
для флегматиков это:
+ приняв решение, доводят его до конца – «труженики жизни», усидчивые, настойчивые;
- вялость, инертность, лень, пассивность.
для меланхоликов это:
+ чувствительность
-
способность
сочувствовать,
сопереживать,
хорошо
выполняют
тонкую работу. Становятся музыкантами, поэтами, художниками;
- подавленность, пассивность.
для холериков это:
+ энергичность, общительность, настойчивость, инициативность;
- несдержанность, грубость.
Еще
раз
подчеркнем,
что
при
любом
темпераменте
есть
опасность
развития
нежелательных свойств:
у сангвиника – распыленность интересов;
у холерика – несдержанности, резкости;
у флегматика – вялости, безучастности к окружающему;
у меланхолика – замкнутости, неуверенности, чрезмерной застенчивости.
Презентация "Эффективное взаимоотношение с учетом темперамента ребенка "
Завершение. Упражнение «Подведем итог»
Работа
в
группах.
Каждой
группе
необходимо
определить
к
какому
типу
темперамента
соответствует
та
или
иная
фотография
(снимки
детей)
и
какие
из
нижеперечисленных
приемов
воспитания
можно
рекомендовать
родителю
такого
ребенка?
1. Наказать (лишить чего-либо, другое).
2. Разъяснить правила поведения дома.
3. Дать ответственное поручение.
4. Провести беседу.
5. Представить поведение в смешном виде.
6. Чаще поощрять за хорошие поступки.
7. Сблизить с товарищами. Предложите свой вариант.
Рефлексия.
Приложение 1
Рекомендации родителям: «Как вести себя с детьми с учетом его темперамента»
Родителям
ребенка-меланхолика
следует
позаботиться
о
том,
чтобы
у
него
не
было
эмоциональных перегрузок, чтобы он слишком долго не сидел у телевизора. Грубое
обращение с ними неприемлемо. Он может поплакать и погрустить – это нормально.
Родителям необходимо следить за своими эмоциями, так как такие дети впечатлительны и
настроение взрослых может передаться малышу. Такому ребенку лучше иметь в семье
близкого человека, с которым он мог бы постоянно делиться проблемами. Предлагать им
такие занятия, как рисование, лепка, мягкие игрушки. Они любят животных.
С ребенком-сангвиником родителям стоит играть в веселые подвижные игры, совместно
просматривать фильмы, сочинять и фантазировать. Такие дети легко переключаются с
одного вида деятельности на другой, поэтому в арсенале неплохо иметь разноплановые
нескучные игры.
Дети-холерики также любят подвижные игры. Им рекомендуется заниматься плаванием,
прыжками на батуте, ритмическими танцами. Таких детей нельзя стыдить в присутствии
посторонних. Ребенку необходимо научиться держать себя в руках.
Детям-флегматикам
рекомендуются
следующие
виды
деятельности:
занятия
лепкой,
рисованием, родители также могут развивать фантазию малыша.
Не требовать от флегматиков и меланхоликов, чтобы они немедленно отвечали на вопросы
и просьбы взрослых, давать возможность побыть наедине с собой, заняться любимыми
делами.
Холериков и сангвиников нужно чаще хвалить, обсуждать с ними различные проблемы,
постараться сделать так, чтобы они находились в обществе детей и взрослых. Требуется
время, чтобы научиться выслушивать их, не перебивая.
Родителям
меланхоликов
и
холериков
необходимо
следить
за
поведенческими
проявлениями
и
воздействовать
на
малыша
до
того
как
он
расплачется
или
сильно
разозлится. Приемы: переключить на другое занятие, заинтересовать чем-либо, успокоить,
пошутить.
При
перевозбуждении
помогает
массаж,
спокойный
разговор.
И
конечно
следует контролировать свои эмоции.
Рекомендации
для сангвиника:
-формировать устойчивые интересы;
- учить доводить начатое дело до конца;
- формировать критичное отношение к результатам своего труда;
- обращать внимание на качество выполнения задания;
- учить удерживать внимание с помощью чтения книг, собирания
конструктора, просмотра фильмов;
- использовать подвижные игры;
- необходима частая смена деятельностей.
Рекомендации для холерика:
Прежде всего от взрослого требуется терпение и спокойствие.
- развивать способность считаться с чувствами окружающих;
- направлять энергию на полезные дела (подвижные и соревновательные игры);
- укреплять процесс торможения через включение в спокойную деятельность (читать
книги о героических подвигах, где воля и
спокойствие творят чудеса
Напоминать, что прежде чем что-то сделать, надо хорошо подумать, наказывать только
тогда, когда ребенок успокоится.
Рекомендации для меланхолика:
Такие дети требует любящего понимания, грубость недопустима.
- чаще давать положительную оценку, подбадривать;
- создавать ситуации успеха;
- организовывать совместную деятельность с успешными детьми
Для совместной деятельности можно использовать лепку, рисование, конструирование,
«мягкие» не соревновательные игры.
Рекомендации для флегматика:
- постепенно развивать активность и подвижность, включая в игры
с малой, затем средней, а далее высокой подвижностью;
- учитывать низкий темп выполнения задания;
- иногда тормошить, заинтересовывать каким-либо видом деятельности.
Организовывать игры на развитие фантазии, занятия музыкой, вышиванием
Игры для детей с разными типами темперамент
Меланхолики
-
игра
с
лентами
под
медленную
спокойную
музыку;
конструкторы;
настольные игры; игра с большим мячом; игры с водой; экспериментирование с красками.
Сангвиники – любые нескучные игры, познавательные фильмы, головоломки, разрывание
бумаги и игры с ней; хороводы; игры с водой, песком; игры с подушками; «Лягушки».
Холерики – подвижные игры, конструирование, рисование, ручной труд, релаксационные
игры, физ. минутки, ритмичные танцы, игры с кеглями.
Флегматики
–
лепка,
рисование,
ролевые
игры,
моделирующие
ситуации;
игры-
эксперименты; Puzzle; телесно- ориентированные игры и упражнения.
Приложение2
Положительные стороны
Проблемы
ХОЛЕРИКИ
Энергичность,
увлеченность,
пытливость,
трудоспособность,
целеустремленность,
возможность
влиять
на
других,
не
выносят
состояния
бездействия,
не
ст рашат ся
перегрузок
Горячность,
н е в ы д е р ж а н н о с т ь ,
нетерпеливость,
конфликтно сть,
з ат руд н е н и я
в
п е р е к л юч е н и и
внимания,
склонность
к
бурным
эмоциональным
вспышкам,
смене
настроения;
демонстрируют
свое
отношение
к
антипатичным
людям;
вызывающе ведут себя, если что-то
у г р ож а е т
и х
н е з а в и с и м о с т и ;
занимают
внутреннюю
позицию
превосходства; привычка упрямиться.
САНГВИНИКИ
Мобильность,
оптимизм,
трудоспособность,
л е г к о
у с т а н а в л и в а ю т
д е л о в о й
и
эмоциональный
контакт,
не
остаются
без
ближайшего друга, часто (мальчики) входят в
состав
нескольких
групп
одновременно,
не
прибегают к упрямству, приспособляемость в
коллективе
Легкомыслие,
поверхно стно сть,
внушаемы более, чем остальные; не
п е р е н о с я т
э м о ц и о н а л ь н ы х
перегрузок;
случает ся,
что
в
с о с т о я н и и
э м о ц и о н а л ь н о г о
д и с ко м ф о р т а
о б н а р у ж и в а ю т
а ф ф е к т и в н о с т ь ;
б р а в и р у ю т
н е д о с т а т к а м и ;
и з м е н ч и в о с т ь
настроения
МЕЛАНХОЛИКИ
Высокая
чувствительность,
м я г ко с т ь ,
доброжелательность (не всегда), склонность к
самоанализу,
уделяют
много
времени
в о с п р и я т и ю
с а м и х
с е бя ,
н е
л ю б я т
заискивания, авансирования успеха
э м о ц и о н а л ь н о
р а н и м ы ;
неуверенность в себе, мнительность,
н е у с т о й ч и в о с т ь
в н и м а н и я ,
з а н и ж е н н а я
с а м о о ц е н к а ;
подозрительны,
вследствие
чего
обрекают
себя
на
психологическое
одиночество, с трудом осваиваются в
новых
коллективах;
в
ситуации,
чреватой
утратой
независимости,
ведут
себя
открыто
вызывающе,
в
противном случае маскируют стойкое
упрямство
(девочки);
значительно
р а н ь ш е
д р у г и х
о б р е т а ю т
сексуальность, трусливы, не верят в
свои силы
ФЛЕГМАТИКИ
Не участвуют в конфликтах, уравновешенны,
в меру самолюбивы и самокритичны,
с
трудом
заводят,
но
легко
поддерживают
знакомство,
устойчивость,
постоянство,
П о з ж е
в с е х
с о з р е в а ю т
физиологически,
не
берут
на
себя
миссию
лидера,
медлительность,
некоммуникативность,
социальный
надежность, терпеливость
инфантилизм, попадают под влияние
более инициативных людей, лень
Приложение3