Напоминание

Семинар-практикум для семей, находящихся в трудной жизненной ситуации "Эффективное взаимоотношение с учетом темперамента ребенка "


Автор: Тимофеева Елена Михайловна
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: ГОБУ МО "Центр психолого-педагогической,медицинской и социальной помощи"
Населённый пункт: г.Мурманск
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Семинар-практикум для семей, находящихся в трудной жизненной ситуации "Эффективное взаимоотношение с учетом темперамента ребенка "
Раздел: дополнительное образование





Назад




Семинар-практикум для семей, находящихся в трудной жизненной ситуации

"Эффективное взаимоотношение с учетом темперамента ребенка "

Цель:

повышение

психолого-педагогической

компетентности

родителей

по

вопросам

взаимодействия с ребенком с учетом проявления его индивидуальных особенностей – типа

темперамента.

Содержание

Приветствие.

Упражнение «Кто Вы?».

Всем участникам предлагается нарисовать в течение минуты как можно больше

треугольников.

Далее,

подсчитайте

количество

знаков,

написанных

правильно

за

1

минуту. Если меньше 60 - вы флегматик; 60-70 - норма (сангвиник); более 70 - холерик.

Итак, уважаемые участники, мы подошли к стартовой точке нашей встречи: Что же это

такое – темперамент? Влияет ли темперамент на дальнейшее развитие ребенка? Как

правильно

воспитывать

и

обучать

ребенка

с

тем

или

иным

типом

темперамента?

Попробуем разобраться.

Мини-лекция « Темперамент»

В бытовой речи мы пользуемся термином «темпераментный», имея в виду только

очень живого, подвижного, эмоционального человека. В науке же считается, что все люди

даже очень спокойные и малоподвижные, имеют определенный темперамент.

«Особенности темперамента человека – важное условие, с которым следует считаться при

индивидуальном

подходе

к

воспитанию,

обучению

и

всестороннему

развитию

его

способностей» - считает доктор психологических наук Рада Михайловна Грановская.

Темперамент

совокупность

индивидуальных

особенностей

личности,

характеризующих динамическую и эмоциональную сторону ее деятельности и поведения.

Физиологической

основой

темперамента

является

тип

нервной

деятельности

человека. По мнению отечественного физиолога И. П. Павлова, сочетание таких свойств

нервных

процессов,

как

сила,

уравновешенность

и

подвижность,

дают

возможность

выделить 4 типа нервной системы:

Меланхолик – тревожный, сдержанный, тихий, необщительный, пессимистичный,

негибкий, легко расстраивающийся.

Флегматик

пассивный,

осмотрительный,

вдумчивый,

мирный,

ровный,

спокойный.

Холерик

чувствительный,

беспокойный,

агрессивный,

раздражительный,

изменчивый, оптимистичный, активный.

Сангвиник

общительный,

открытый,

разговорчивый,

отзывчивый,

жизнерадостный, склонный к лидерству, беспечный.

Немецкий

психолог

Г.

Айзенк

определяет

темперамент

по

таким

критериям:

экстраверсия-интроверсия и эмоциональная стабильность.

Эмоционально нестабильные: меланхолик, холерик.

Эмоционально стабильные: флегматик, сангвиник.

Интроверты: меланхолик, флегматик.

Экстраверты: холерик, сангвиник.

Возникновение и развитие свойств темперамента происходит постепенно. Возраст

человека непосредственно влияет на проявление темперамента. У детей черты того или

иного темперамента проявляются уже в возрасте 3-4 лет, но более достоверно можно

выявить его в возрасте 5-6 лет.

В

процессе

определения

типа

темперамента

у

детей

дошкольного

возраста

необходимо опираться на жизненные показатели нервной системы:

1. Сон: скорость засыпания, глубина сна, тревожный или спокойный.

2. Реакция на голод: крик, плач, спокойствие, вялость.

3. Восстановление сил: быстрое, медленное.

4. Длительность

сохранения

высокого

уровня

работоспособности

при

длительной

напряженности.

5. Устойчивость положительного эмоционального фона.

6. Проявление смелости в непривычных условиях.

В

дошкольном

возрасте

наиболее

ярко

обнаруживаются

обладатели

уравновешенного,

инертного

и

слабого

типов,

так

как

они

контрастируют

с

такими

возрастными особенностями дошкольников, как:

высокая чувствительность;

быстрое восстановление сил;

слабость процессов возбуждения и торможения;

неуравновешенность процессов возбуждения и торможения.

Психологические

исследования

и

педагогическая

практика

показывают,

что

темперамент

несколько

изменяется

под

влиянием

условий

жизни

и

воспитания.

Темперамент может изменяться и в результате самовоспитания. Даже взрослый человек

может изменить в определенную сторону свой темперамент.

Сейчас предлагаю пройти небольшой тест на определение типа темперамента вашего

ребенка.

Тест на определение темперамента ребенка

Как ведёт себя ребёнок в ситуации, когда необходимо быстро действовать:

а) легко включается в работу;

б) активно действует;

в) действует спокойно, без лишних слов;

г) робко, неуверенно.

Как реагирует ребёнок на замечание педагога:

а) говорит, что больше так не будет, но через некоторое время поступает так же;

б) не слушает или поступает по-своему;

в) выслушивает, молча;

г) молчит, обижен, переживает.

Как разговаривает ребёнок с другими детьми в значимых для него ситуациях:

а) быстро, с жаром, но прислушивается к высказыванию других;

б) быстро, со страстью, но не слушает;

в) медленно, спокойно, но уверенно;

г) с большой неуверенностью.

Как ведёт себя в непривычной обстановке:

а) легко ориентируется, проявляет активность;

б) активен, проявляет повышенную возбудимость;

в) спокойно рассматривает окружающее;

г) робок, растерян.

Критерии: если обнаруживается, что в большинстве случаев для ребёнка характерны

реакции типа а, то можно говорить о преобладании у него черт сангвиника; б — холерика;

в — флегматика; г — меланхолика.

Зная

особенности

темперамента,

взрослые

могут

избежать

многих

ошибок.

Каждый из 4 типов темперамента требует к себе определенного подхода. Каждый тип

имеет

черты,

которые

при

определенных

обстоятельствах

могут

становиться

недостатками, но также каждый из них имеет и свои положительные стороны, и поэтому

главные усилия должны быть направлены не на исправление темперамента, а на разумное

использование в конкретной деятельности его достоинств.

Упражнение «Плюсы и минусы темперамента»

Работа

в

группах.

Каждой

группе

необходимо

найти

в

определенном

типе

темперамента положительные и отрицательные стороны.

Подведение итога: положительные и отрицательные черты типов темперамента:

для сангвиников это:

+ высокое чувство коллективизма, отзывчивость, активное отношение ко всему;

- легкомысленное, беспечное отношение к делу, переоценка себя.

для флегматиков это:

+ приняв решение, доводят его до конца – «труженики жизни», усидчивые, настойчивые;

- вялость, инертность, лень, пассивность.

для меланхоликов это:

+ чувствительность

-

способность

сочувствовать,

сопереживать,

хорошо

выполняют

тонкую работу. Становятся музыкантами, поэтами, художниками;

- подавленность, пассивность.

для холериков это:

+ энергичность, общительность, настойчивость, инициативность;

- несдержанность, грубость.

Еще

раз

подчеркнем,

что

при

любом

темпераменте

есть

опасность

развития

нежелательных свойств:

у сангвиника – распыленность интересов;

у холерика – несдержанности, резкости;

у флегматика – вялости, безучастности к окружающему;

у меланхолика – замкнутости, неуверенности, чрезмерной застенчивости.

Презентация "Эффективное взаимоотношение с учетом темперамента ребенка "

Завершение. Упражнение «Подведем итог»

Работа

в

группах.

Каждой

группе

необходимо

определить

к

какому

типу

темперамента

соответствует

та

или

иная

фотография

(снимки

детей)

и

какие

из

нижеперечисленных

приемов

воспитания

можно

рекомендовать

родителю

такого

ребенка?

1. Наказать (лишить чего-либо, другое).

2. Разъяснить правила поведения дома.

3. Дать ответственное поручение.

4. Провести беседу.

5. Представить поведение в смешном виде.

6. Чаще поощрять за хорошие поступки.

7. Сблизить с товарищами. Предложите свой вариант.

Рефлексия.

Приложение 1

Рекомендации родителям: «Как вести себя с детьми с учетом его темперамента»

Родителям

ребенка-меланхолика

следует

позаботиться

о

том,

чтобы

у

него

не

было

эмоциональных перегрузок, чтобы он слишком долго не сидел у телевизора. Грубое

обращение с ними неприемлемо. Он может поплакать и погрустить – это нормально.

Родителям необходимо следить за своими эмоциями, так как такие дети впечатлительны и

настроение взрослых может передаться малышу. Такому ребенку лучше иметь в семье

близкого человека, с которым он мог бы постоянно делиться проблемами. Предлагать им

такие занятия, как рисование, лепка, мягкие игрушки. Они любят животных.

С ребенком-сангвиником родителям стоит играть в веселые подвижные игры, совместно

просматривать фильмы, сочинять и фантазировать. Такие дети легко переключаются с

одного вида деятельности на другой, поэтому в арсенале неплохо иметь разноплановые

нескучные игры.

Дети-холерики также любят подвижные игры. Им рекомендуется заниматься плаванием,

прыжками на батуте, ритмическими танцами. Таких детей нельзя стыдить в присутствии

посторонних. Ребенку необходимо научиться держать себя в руках.

Детям-флегматикам

рекомендуются

следующие

виды

деятельности:

занятия

лепкой,

рисованием, родители также могут развивать фантазию малыша.

Не требовать от флегматиков и меланхоликов, чтобы они немедленно отвечали на вопросы

и просьбы взрослых, давать возможность побыть наедине с собой, заняться любимыми

делами.

Холериков и сангвиников нужно чаще хвалить, обсуждать с ними различные проблемы,

постараться сделать так, чтобы они находились в обществе детей и взрослых. Требуется

время, чтобы научиться выслушивать их, не перебивая.

Родителям

меланхоликов

и

холериков

необходимо

следить

за

поведенческими

проявлениями

и

воздействовать

на

малыша

до

того

как

он

расплачется

или

сильно

разозлится. Приемы: переключить на другое занятие, заинтересовать чем-либо, успокоить,

пошутить.

При

перевозбуждении

помогает

массаж,

спокойный

разговор.

И

конечно

следует контролировать свои эмоции.

Рекомендации

для сангвиника:

-формировать устойчивые интересы;

- учить доводить начатое дело до конца;

- формировать критичное отношение к результатам своего труда;

- обращать внимание на качество выполнения задания;

- учить удерживать внимание с помощью чтения книг, собирания

конструктора, просмотра фильмов;

- использовать подвижные игры;

- необходима частая смена деятельностей.

Рекомендации для холерика:

Прежде всего от взрослого требуется терпение и спокойствие.

- развивать способность считаться с чувствами окружающих;

- направлять энергию на полезные дела (подвижные и соревновательные игры);

- укреплять процесс торможения через включение в спокойную деятельность (читать

книги о героических подвигах, где воля и

спокойствие творят чудеса

Напоминать, что прежде чем что-то сделать, надо хорошо подумать, наказывать только

тогда, когда ребенок успокоится.

Рекомендации для меланхолика:

Такие дети требует любящего понимания, грубость недопустима.

- чаще давать положительную оценку, подбадривать;

- создавать ситуации успеха;

- организовывать совместную деятельность с успешными детьми

Для совместной деятельности можно использовать лепку, рисование, конструирование,

«мягкие» не соревновательные игры.

Рекомендации для флегматика:

- постепенно развивать активность и подвижность, включая в игры

с малой, затем средней, а далее высокой подвижностью;

- учитывать низкий темп выполнения задания;

- иногда тормошить, заинтересовывать каким-либо видом деятельности.

Организовывать игры на развитие фантазии, занятия музыкой, вышиванием

Игры для детей с разными типами темперамент

Меланхолики

-

игра

с

лентами

под

медленную

спокойную

музыку;

конструкторы;

настольные игры; игра с большим мячом; игры с водой; экспериментирование с красками.

Сангвиники – любые нескучные игры, познавательные фильмы, головоломки, разрывание

бумаги и игры с ней; хороводы; игры с водой, песком; игры с подушками; «Лягушки».

Холерики – подвижные игры, конструирование, рисование, ручной труд, релаксационные

игры, физ. минутки, ритмичные танцы, игры с кеглями.

Флегматики

лепка,

рисование,

ролевые

игры,

моделирующие

ситуации;

игры-

эксперименты; Puzzle; телесно- ориентированные игры и упражнения.

Приложение2

Положительные стороны

Проблемы

ХОЛЕРИКИ

Энергичность,

увлеченность,

пытливость,

трудоспособность,

целеустремленность,

возможность

влиять

на

других,

не

выносят

состояния

бездействия,

не

ст рашат ся

перегрузок

Горячность,

н е в ы д е р ж а н н о с т ь ,

нетерпеливость,

конфликтно сть,

з ат руд н е н и я

в

п е р е к л юч е н и и

внимания,

склонность

к

бурным

эмоциональным

вспышкам,

смене

настроения;

демонстрируют

свое

отношение

к

антипатичным

людям;

вызывающе ведут себя, если что-то

у г р ож а е т

и х

н е з а в и с и м о с т и ;

занимают

внутреннюю

позицию

превосходства; привычка упрямиться.

САНГВИНИКИ

Мобильность,

оптимизм,

трудоспособность,

л е г к о

у с т а н а в л и в а ю т

д е л о в о й

и

эмоциональный

контакт,

не

остаются

без

ближайшего друга, часто (мальчики) входят в

состав

нескольких

групп

одновременно,

не

прибегают к упрямству, приспособляемость в

коллективе

Легкомыслие,

поверхно стно сть,

внушаемы более, чем остальные; не

п е р е н о с я т

э м о ц и о н а л ь н ы х

перегрузок;

случает ся,

что

в

с о с т о я н и и

э м о ц и о н а л ь н о г о

д и с ко м ф о р т а

о б н а р у ж и в а ю т

а ф ф е к т и в н о с т ь ;

б р а в и р у ю т

н е д о с т а т к а м и ;

и з м е н ч и в о с т ь

настроения

МЕЛАНХОЛИКИ

Высокая

чувствительность,

м я г ко с т ь ,

доброжелательность (не всегда), склонность к

самоанализу,

уделяют

много

времени

в о с п р и я т и ю

с а м и х

с е бя ,

н е

л ю б я т

заискивания, авансирования успеха

э м о ц и о н а л ь н о

р а н и м ы ;

неуверенность в себе, мнительность,

н е у с т о й ч и в о с т ь

в н и м а н и я ,

з а н и ж е н н а я

с а м о о ц е н к а ;

подозрительны,

вследствие

чего

обрекают

себя

на

психологическое

одиночество, с трудом осваиваются в

новых

коллективах;

в

ситуации,

чреватой

утратой

независимости,

ведут

себя

открыто

вызывающе,

в

противном случае маскируют стойкое

упрямство

(девочки);

значительно

р а н ь ш е

д р у г и х

о б р е т а ю т

сексуальность, трусливы, не верят в

свои силы

ФЛЕГМАТИКИ

Не участвуют в конфликтах, уравновешенны,

в меру самолюбивы и самокритичны,

с

трудом

заводят,

но

легко

поддерживают

знакомство,

устойчивость,

постоянство,

П о з ж е

в с е х

с о з р е в а ю т

физиологически,

не

берут

на

себя

миссию

лидера,

медлительность,

некоммуникативность,

социальный

надежность, терпеливость

инфантилизм, попадают под влияние

более инициативных людей, лень

Приложение3



В раздел образования