Напоминание

Буквы з и с на конце приставок


Автор: Петрова Инна Николаевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МКОУ "Песчанская средняя общеобразовательная школа"
Населённый пункт: Курская область Беловский район с. Песчаное
Наименование материала: Сценарный план урока
Тема: Буквы з и с на конце приставок
Раздел: среднее образование





Назад




Тема урока: Буквы з и с на конце приставок

Тип урока: «открытие» нового знания

Цель урока: освоение способа действия при выборе согласных з – с на конце приставок.

Задачи урока:

1.

Образовательные:

выявить условия выбора согласных з – с на конце приставок;

формировать навык написания приставок, оканчивающихся на –з, с;

повторить морфемный разбор слов;

развить умение формулировать определение понятий;

обогащать словарный запас учащихся;

совершенствовать орфографические и умения.

2.

Развивающие:

осуществление системно-деятельностного подхода;

развитие критического мышления;

развитие внимания;

формирование УУД (личностных, регулятивных, познавательных):

o

развитие умения формулировать и доказывать свою точку зрения;

o

развитие умений анализировать, сравнивать, обобщать;

o

развивать умение применять новые знания;

o

развитие творческих, речевых способностей учащихся;

o

формирование логических умений;

o

развитие умения опираться на уже известное, на свой субъективный опыт;

o

развитие умения формулировать проблему;

o

развитие умения групповой и парной работы.

3.

Воспитательные:

воспитание интереса и уважения к родному языку;

воспитание ценностного отношения к слову;

развитие коммуникативных УУД:

o

создание благоприятной атмосферы поддержки и заинтересованности, уважения и сотрудничества;

o

взаимодействие учащихся в групповой и парной работе: развитие уважения друг к другу.

Планируемые результаты:

Личностные: 1) уважительное отношение к родному языку;

2) стремление к речевому самосовершенствованию;

3) пополнение словарного запаса;

4) способность к самооценке на основе критерия успешности;

Метапредметные: 1) овладение изучающим видом чтения;

2) умение воспроизводить прочитанный текст;

3) способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной форме;

4) взаимодействие с окружающими людьми в процессе совместного выполнения задачи,

участия в обсуждении;

Предметные: 1) развитие творческой самостоятельности;

2) владение разными видами речевой деятельности;

3) умение воспроизводить прочитанный текст;

4) способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной форме

5) способность участвовать в речевом общении с соблюдением норм речевого этикета

6) проведение морфемного анализа слов.

Основные понятия: приставка, морфема, звонкие и глухие согласные звуки, фонетика

Ресурсы: 1) М.Т.Баранов., Т.А.Ладыженская. Русский язык. Учебник для 5-го класса основной школы. М.:

Просвещение, 2010.

Оборудование:

ПК;

мультимедийный проектор;

интерактивная доска

Структура урока:

1)

Организационный этап.

2)

Мотивация к учебной деятельности.

3)

Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.

4)

Выявление причин затруднений и постановка цели деятельности.

5)

Построение проекта выхода из затруднения и его реализация

6)

Первичное закрепление во внешней речи

7)

Промежуточная рефлексия.

8)

Физминутка (пауза релаксации).

9)

Самостоятельная работа с самопроверкой

10)

Включение в систему знаний и повторение

11)

Рефлексия деятельности (подведение итогов занятия), выставление оценок за урок.

12)

Информация о домашнем задании (комментирование).

№ п/п

Этапы урока

Формируемые УУД

Деятельность учителя

Деятельность

обучающегося

1.

Организационный этап.

Коммуникативные

Регулятивные

-А теперь проверь, дружок,

Ты готов начать урок?

Всё на месте, всё ль в порядке?

Книжки, ручки и тетрадки?

Все ли правильно сидят?

Все ль внимательно глядят?

Включение в работу

2.

Мотивация к учебной

деятельности.

УУД: личностные,

коммуникативные.

Цель – создание

доброжелательной

атмосферы,

мотивация на учёбу,

создание ситуации

успеха.

Приветственное слово учителя

(на фоне аудиозаписи из м/ф

«Крошка Енот» - «От

улыбки…»):

- Добрый день, ребята. Давайте

посмотрим друг на друга и

улыбнёмся. Говорят, «улыбка –

это поцелуй души». Громко

Приветствие учащихся.

скажем «Добрый день!».

Присаживайтесь на свои места. Я

рада, что у вас хорошее

настроение, и надеюсь, что мы с

вами сегодня очень дружно и

активно поработаем. В этом я

даже не сомневаюсь.

Запись даты в тетрадях

3.

Актуализация знаний и

фиксация затруднений

в деятельности.

ЦЕЛЬ:

актуализировать

знания детей по теме

«приставок»

УУД: Регулятивные

Коммуникативные

1. Проверка домашнего задания

через

выявление

затруднений

учащихся, возникших в ходе его

выполнения

(употребление

приставок

с

единообразным

написанием).

2.

Самостоятельная

работа

с

новым материалом.

Учащимся предлагается записать

ряд

слов

(даны

на

доске)

с

пропущенными

согласными

в

приставках.

Слова необходимо

сгруппировать

(принцип

группировки

в

слабом

классе

можно

указать:

с

учётом

собственных

знаний

о

правописании

приставок),

вставить

в

них

пропущенные

буквы, в случае сомнения можно

оставлять

в

слове

«дырку»,

выделить приставки.

О…дать, ра…смотреть,

с…здавать,

ра…жигать,

бе…

конечно, з…править, в…шёл,

в…бираться,

и…пугаться,

К доске выходит

1человек:

- задача – распределить

слова по группам

- задача остальных –

распределить по

группам и записать в

тетрадь

делать,

бе…вкусный,

по…

держать.

Обсудить

предложенные

варианты

группировки

слов.

Должна получиться следующая

запись:

отдать рассмотреть

создавать разжигать

заправить бесконечно

вошёл взбираться

сделать испугаться

поддержать безвкусный

Фронтальная беседа по вопросам:

- Сравните. Все согласны с таким

делением слов на группы?

Дополнения есть?

- На какие группы разделили

слова?

- Что объединяет приставки слов

первого столбика?

- Что объединяет приставки слов

второго столбика?

- Все ли пропущенные буквы в

приставках второго столбика вы

вставили?

Проверка работы.

4.

Выявление причин

затруднений и

постановка цели

деятельности.

ЦЕЛЬ: создать

проблемную

ситуацию,

спрогнозировать

предстоящую

деятельность

УУД: познавательные

-

Почему

вы

затруднялись

вставлять пропущенные буквы?

- Стоит ли выделять эти слова в

отдельную

группу

и

учиться

писать?

- Надо постараться разрешить

возникшую проблему?

коммуникативные

- Есть ли ещё слова с этими

приставками?

Приведите

примеры.

-

Сформулируйте

тему

урока.

Какие

цели

можем

поставить

перед собой на уроке?

(1. Выяснить, когда на конце

приставок пишется -з, когда –с.

2. Потренироваться в написании

слов с этими приставками.)

-Давайте проверим, правы ли вы

Дети формулируют тему

и цели урока

После ответа детей

открывается доска с

названием темы урока

(научиться правильно

писать слова с удвоенной

согласной на стыке

приставки и корня)

Запись темы урока в

тетради

5.

Построение проекта

выхода из затруднения

и его реализация.

ЦЕЛЬ: спланировать

дальнейшую

деятельность

УУД: личностные,

познавательные,

регулятивные,

коммуникативные

- Итак, что же нам предстоит

выяснить?

Для

решения

выявленной

проблемы ребятам предлагается

стать исследователями и самим

постараться определить условия

выбора согласных з – с на конце

приставок.

Необходимо вспомнить правила

работы в группах.

Для

работы

предлагается

инструкция

и

текст.

(См.

Приложение 1).

-

Прочитайте

инструкцию

к

тексту.

Какое

задание

вам

необходимо выполнить?

Работаем

с

лексическим

- В каких случаях на

конце приставок пишется

з-, а когда с-.

Работа в группах

Учащиеся перечисляют

правила работы в группе:

- Получив задание,

разберись в нем.

- Не пренебрегай опытом

других

-

он

твой

помощник.

- Определите, что вам

понадобится в работе.

-

Каждый

несет

персональную

ответственность за свой

участок работы.

значением неизвестных ребятам

слов

с

помощью

толкового

словаря.

В результате выполнения

работы

должна

получиться

следующая запись:

разносится беспрерывно

низвергающейся рассыпается

вздрагивает бесчисленные

безмолвном растворяются

чрезмерно

производит

безоблачные

-

Согласовывай

свою

работу с другими.

-

Вместе

работали

-

вместе обсуждаем.

Определение лексическо-

го значения слов

Выполнение

заданий

в

тетрадях

Выделяют приставки.

Группы предлагают свои

варианты

схематичной

записи

правила,

например:

звон. согл.

з

гласный

с глух. согл.

6.

Первичное закрепление

во внешней речи

ЦЕЛЬ: Развивать

умения применять

новые знания

УУД: регулятивные,

познавательные

- Проверим себя по учебнику, к

правильным

ли

выводам

мы

пришли

в

результате

исследования.

Чтение

правила

(параграф 83).

Возвращаемся

к

«дыркам»,

оставленным в словах на 2-м

этапе

урока,

объясняем

правописание приставок.

Учащиеся доказывают, в

каких словах на конце

приставок и почему

пишется з-, а в каких – с-.

7.

Промежуточная

рефлексия

ЦЕЛЬ: Обобщить,

сделать выводы,

самооценка

- Сейчас вы сделали маленькое,

но

открытие.

А

открытия

не

делаются на пустом месте, для

них нужен определённый багаж

УУД:

познавательные,

регулятивные

теоретических знаний.

- Какие знания вас приблизили

сегодня к открытию?

- Что было трудным на этом этапе

работы? Что удалось?

- Как бы вы оценили работу

группы и свою собственную?

Умение выделять

приставки, т.е. знание

морфемики; знание

глухих и звонких

согласных, т.е.

фонетические знания.

Самооценка

8.

Физминутка

(пауза

релаксации)

На

фоне

аудиозаписи

(н-р,

«Космическая

музыка»

или

классической музыки)

9.

Самостоятельная

работа с

самопроверкой и

озвучиванием

результатов.

ЦЕЛЬ: развивать

умения применять

новые знания.

УУД: личностные,

Регулятивные,

коммуникативные

Выполнение тестового задания с

помощью интерактивной доски.

1)

бе ..мерно

2)

и ..пользовать

3)

во..поминание

4)

ра ..жигать

5)

ни ..падающие

6)

бе ..ценный

7)

бе .. шумный

8)

в ..бираться

9)

ра..топить

10)

бе..численные

Оцените свою деятельность:

УВЕР

ЕН

Сомневаюсь

Трудно

Записи в тетрадях

Самооценка

Взаимопроверка работ по

заранее

определённым

критериям, например:

«5» - без ошибок

«4» - 1-2 ошибки

«3» - 3-4 ошибки

«2» - 5 и более ошибок

10.

Включение в систему

знаний и повторение.

ЦЕЛЬ: закрепить

полученные знания

а)

Работа

с

сигнальными

ракетками:

Распахнуть, беспокойный,

Объясняют условия

выбора орфограмм.

УУД:

познавательные,

коммуникативные,

регулятивные

избежать,

разработать,

ниспадать,

расположиться,

исправить,

беззаботный,

безжалостный,

воздвигнуть,

исследовать.

Объяснительный

словарный

диктант:

Безбрежный простор, ранний

рассвет,

пышно

расцвели,

исследовать

местность,

бесчисленные

богатства,

возвышаются

вдали,

испуганные птицы, взлетела на

сосну, бескрайние поля.

Выполнение упр. 423.

Работают над своей

устной речью.

Отрабатывают правило

«Буквы з и с на конце

приставок»

Пишут диктант и

объясняют условия

выбора орфограмм.

Работают над своей

устной речью.

Отрабатывают правило

«Буквы з и с на конце

приставок»

Комментированное

письмо

11.

Рефлексия.

ЦЕЛЬ: Обобщить,

сделать выводы,

самооценка

УУД:

познавательные,

регулятивные

- Какую цель мы поставили в

начале урока?

– Выполнили мы цель?

Научились писать слова на это

правило?

-

Удалось

ли

нам

достичь

поставленных целей? Почему?

- Что было самым интересным на

уроке? Самым трудным?

- Чью работу на уроке можно

выделить (почему?) и оценить

(как?)?

- Кто доволен своей работой на

уроке? Возьмите такой знак

Оценка работы класса

- А кто не доволен, такой

Самооценка

12.

Объяснение домашнего

задания.

Параграф 83, упр.427 (написать

мини – сочинение) или придумать

грамматическую

сказку

о

правописании

приставок,

оканчивающихся на – з, - с.

Записывают задания в

дневники

Приложение 1

Инструкция

1.

Прочитайте текст, найдите в нём слова с приставками, оканчивающимися на –з, -с.

2.

Выпишите найденные слова, распределяя их по группам:

а) слова с приставками, оканчивающимися на З,

б) слова с приставками, оканчивающимися на С.

3. Выделите приставки, подчеркните в них согласные З, С.

4. Наблюдая за словами, постарайтесь высказать предположение о том, от чего может зависеть выбор согласных З, С в

приставках.

5. Графически обозначьте орфограмму.

6. Результаты своих наблюдений представьте в виде схемы.

Водопад.

Перед нами мощный поток воды, который бурно устремляется вниз с большой высоты. Далеко разносится грохот

низвергающейся с обрыва воды. Всё кругом вздрагивает от шума. Беспрерывно падает вода и рассыпается внизу на

миллиарды мелких брызг. Путешественники смотрят в безмолвном оцепенении на это чрезмерно величественное

явление природы.

Особенное впечатление на зрителей водопад производит в безоблачные дни, когда бесчисленные капельки как бы

растворяются в воздухе.

Источники:

1. Г.А. Богданова. Уроки русского языка в 5 классе. М. Мнемозина, 2003

2. Е. А. Влодавская. Поурочные разработки по русскому языку: 5 класс. М.: Из-во «Экзамен», 2006

3. Н.В. Егорова. Поурочные разработки по русскому языку 5 класс. М. «ВАКО» 2011

4. Т.А. Ладыженская. Русский язык 5 класс. М. «Просвещение», 2012



В раздел образования