Автор: Петрова Инна Николаевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МКОУ "Песчанская средняя общеобразовательная школа"
Населённый пункт: Курская область Беловский район с. Песчаное
Наименование материала: Сценарный план урока
Тема: Буквы з и с на конце приставок
Раздел: среднее образование
Тема урока: Буквы з и с на конце приставок
Тип урока: «открытие» нового знания
Цель урока: освоение способа действия при выборе согласных з – с на конце приставок.
Задачи урока:
1.
Образовательные:
выявить условия выбора согласных з – с на конце приставок;
формировать навык написания приставок, оканчивающихся на –з, с;
повторить морфемный разбор слов;
развить умение формулировать определение понятий;
обогащать словарный запас учащихся;
совершенствовать орфографические и умения.
2.
Развивающие:
осуществление системно-деятельностного подхода;
развитие критического мышления;
развитие внимания;
формирование УУД (личностных, регулятивных, познавательных):
o
развитие умения формулировать и доказывать свою точку зрения;
o
развитие умений анализировать, сравнивать, обобщать;
o
развивать умение применять новые знания;
o
развитие творческих, речевых способностей учащихся;
o
формирование логических умений;
o
развитие умения опираться на уже известное, на свой субъективный опыт;
o
развитие умения формулировать проблему;
o
развитие умения групповой и парной работы.
3.
Воспитательные:
воспитание интереса и уважения к родному языку;
воспитание ценностного отношения к слову;
развитие коммуникативных УУД:
o
создание благоприятной атмосферы поддержки и заинтересованности, уважения и сотрудничества;
o
взаимодействие учащихся в групповой и парной работе: развитие уважения друг к другу.
Планируемые результаты:
Личностные: 1) уважительное отношение к родному языку;
2) стремление к речевому самосовершенствованию;
3) пополнение словарного запаса;
4) способность к самооценке на основе критерия успешности;
Метапредметные: 1) овладение изучающим видом чтения;
2) умение воспроизводить прочитанный текст;
3) способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной форме;
4) взаимодействие с окружающими людьми в процессе совместного выполнения задачи,
участия в обсуждении;
Предметные: 1) развитие творческой самостоятельности;
2) владение разными видами речевой деятельности;
3) умение воспроизводить прочитанный текст;
4) способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной форме
5) способность участвовать в речевом общении с соблюдением норм речевого этикета
6) проведение морфемного анализа слов.
Основные понятия: приставка, морфема, звонкие и глухие согласные звуки, фонетика
Ресурсы: 1) М.Т.Баранов., Т.А.Ладыженская. Русский язык. Учебник для 5-го класса основной школы. М.:
Просвещение, 2010.
Оборудование:
ПК;
мультимедийный проектор;
интерактивная доска
Структура урока:
1)
Организационный этап.
2)
Мотивация к учебной деятельности.
3)
Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.
4)
Выявление причин затруднений и постановка цели деятельности.
5)
Построение проекта выхода из затруднения и его реализация
6)
Первичное закрепление во внешней речи
7)
Промежуточная рефлексия.
8)
Физминутка (пауза релаксации).
9)
Самостоятельная работа с самопроверкой
10)
Включение в систему знаний и повторение
11)
Рефлексия деятельности (подведение итогов занятия), выставление оценок за урок.
12)
Информация о домашнем задании (комментирование).
№ п/п
Этапы урока
Формируемые УУД
Деятельность учителя
Деятельность
обучающегося
1.
Организационный этап.
Коммуникативные
Регулятивные
-А теперь проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Всё на месте, всё ль в порядке?
Книжки, ручки и тетрадки?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
Включение в работу
2.
Мотивация к учебной
деятельности.
УУД: личностные,
коммуникативные.
Цель – создание
доброжелательной
атмосферы,
мотивация на учёбу,
создание ситуации
успеха.
Приветственное слово учителя
(на фоне аудиозаписи из м/ф
«Крошка Енот» - «От
улыбки…»):
- Добрый день, ребята. Давайте
посмотрим друг на друга и
улыбнёмся. Говорят, «улыбка –
это поцелуй души». Громко
Приветствие учащихся.
скажем «Добрый день!».
Присаживайтесь на свои места. Я
рада, что у вас хорошее
настроение, и надеюсь, что мы с
вами сегодня очень дружно и
активно поработаем. В этом я
даже не сомневаюсь.
Запись даты в тетрадях
3.
Актуализация знаний и
фиксация затруднений
в деятельности.
ЦЕЛЬ:
актуализировать
знания детей по теме
«приставок»
УУД: Регулятивные
Коммуникативные
1. Проверка домашнего задания
через
выявление
затруднений
учащихся, возникших в ходе его
выполнения
(употребление
приставок
с
единообразным
написанием).
2.
Самостоятельная
работа
с
новым материалом.
Учащимся предлагается записать
ряд
слов
(даны
на
доске)
с
пропущенными
согласными
в
приставках.
Слова необходимо
сгруппировать
(принцип
группировки
в
слабом
классе
можно
указать:
с
учётом
собственных
знаний
о
правописании
приставок),
вставить
в
них
пропущенные
буквы, в случае сомнения можно
оставлять
в
слове
«дырку»,
выделить приставки.
О…дать, ра…смотреть,
с…здавать,
ра…жигать,
бе…
конечно, з…править, в…шёл,
в…бираться,
и…пугаться,
…
К доске выходит
1человек:
- задача – распределить
слова по группам
- задача остальных –
распределить по
группам и записать в
тетрадь
делать,
бе…вкусный,
по…
держать.
Обсудить
предложенные
варианты
группировки
слов.
Должна получиться следующая
запись:
отдать рассмотреть
создавать разжигать
заправить бесконечно
вошёл взбираться
сделать испугаться
поддержать безвкусный
Фронтальная беседа по вопросам:
- Сравните. Все согласны с таким
делением слов на группы?
Дополнения есть?
- На какие группы разделили
слова?
- Что объединяет приставки слов
первого столбика?
- Что объединяет приставки слов
второго столбика?
- Все ли пропущенные буквы в
приставках второго столбика вы
вставили?
Проверка работы.
4.
Выявление причин
затруднений и
постановка цели
деятельности.
ЦЕЛЬ: создать
проблемную
ситуацию,
спрогнозировать
предстоящую
деятельность
УУД: познавательные
-
Почему
вы
затруднялись
вставлять пропущенные буквы?
- Стоит ли выделять эти слова в
отдельную
группу
и
учиться
писать?
- Надо постараться разрешить
возникшую проблему?
коммуникативные
- Есть ли ещё слова с этими
приставками?
Приведите
примеры.
-
Сформулируйте
тему
урока.
Какие
цели
можем
поставить
перед собой на уроке?
(1. Выяснить, когда на конце
приставок пишется -з, когда –с.
2. Потренироваться в написании
слов с этими приставками.)
-Давайте проверим, правы ли вы
Дети формулируют тему
и цели урока
После ответа детей
открывается доска с
названием темы урока
(научиться правильно
писать слова с удвоенной
согласной на стыке
приставки и корня)
Запись темы урока в
тетради
5.
Построение проекта
выхода из затруднения
и его реализация.
ЦЕЛЬ: спланировать
дальнейшую
деятельность
УУД: личностные,
познавательные,
регулятивные,
коммуникативные
- Итак, что же нам предстоит
выяснить?
Для
решения
выявленной
проблемы ребятам предлагается
стать исследователями и самим
постараться определить условия
выбора согласных з – с на конце
приставок.
Необходимо вспомнить правила
работы в группах.
Для
работы
предлагается
инструкция
и
текст.
(См.
Приложение 1).
-
Прочитайте
инструкцию
к
тексту.
Какое
задание
вам
необходимо выполнить?
Работаем
с
лексическим
- В каких случаях на
конце приставок пишется
з-, а когда с-.
Работа в группах
Учащиеся перечисляют
правила работы в группе:
- Получив задание,
разберись в нем.
- Не пренебрегай опытом
других
-
он
твой
помощник.
- Определите, что вам
понадобится в работе.
-
Каждый
несет
персональную
ответственность за свой
участок работы.
значением неизвестных ребятам
слов
с
помощью
толкового
словаря.
В результате выполнения
работы
должна
получиться
следующая запись:
разносится беспрерывно
низвергающейся рассыпается
вздрагивает бесчисленные
безмолвном растворяются
чрезмерно
производит
безоблачные
-
Согласовывай
свою
работу с другими.
-
Вместе
работали
-
вместе обсуждаем.
Определение лексическо-
го значения слов
Выполнение
заданий
в
тетрадях
Выделяют приставки.
Группы предлагают свои
варианты
схематичной
записи
правила,
например:
звон. согл.
з
гласный
с глух. согл.
6.
Первичное закрепление
во внешней речи
ЦЕЛЬ: Развивать
умения применять
новые знания
УУД: регулятивные,
познавательные
- Проверим себя по учебнику, к
правильным
ли
выводам
мы
пришли
в
результате
исследования.
Чтение
правила
(параграф 83).
Возвращаемся
к
«дыркам»,
оставленным в словах на 2-м
этапе
урока,
объясняем
правописание приставок.
Учащиеся доказывают, в
каких словах на конце
приставок и почему
пишется з-, а в каких – с-.
7.
Промежуточная
рефлексия
ЦЕЛЬ: Обобщить,
сделать выводы,
самооценка
- Сейчас вы сделали маленькое,
но
открытие.
А
открытия
не
делаются на пустом месте, для
них нужен определённый багаж
УУД:
познавательные,
регулятивные
теоретических знаний.
- Какие знания вас приблизили
сегодня к открытию?
- Что было трудным на этом этапе
работы? Что удалось?
- Как бы вы оценили работу
группы и свою собственную?
Умение выделять
приставки, т.е. знание
морфемики; знание
глухих и звонких
согласных, т.е.
фонетические знания.
Самооценка
8.
Физминутка
(пауза
релаксации)
На
фоне
аудиозаписи
(н-р,
«Космическая
музыка»
или
классической музыки)
9.
Самостоятельная
работа с
самопроверкой и
озвучиванием
результатов.
ЦЕЛЬ: развивать
умения применять
новые знания.
УУД: личностные,
Регулятивные,
коммуникативные
Выполнение тестового задания с
помощью интерактивной доски.
1)
бе ..мерно
2)
и ..пользовать
3)
во..поминание
4)
ра ..жигать
5)
ни ..падающие
6)
бе ..ценный
7)
бе .. шумный
8)
в ..бираться
9)
ра..топить
10)
бе..численные
Оцените свою деятельность:
УВЕР
ЕН
Сомневаюсь
Трудно
Записи в тетрадях
Самооценка
Взаимопроверка работ по
заранее
определённым
критериям, например:
«5» - без ошибок
«4» - 1-2 ошибки
«3» - 3-4 ошибки
«2» - 5 и более ошибок
10.
Включение в систему
знаний и повторение.
ЦЕЛЬ: закрепить
полученные знания
а)
Работа
с
сигнальными
ракетками:
Распахнуть, беспокойный,
Объясняют условия
выбора орфограмм.
УУД:
познавательные,
коммуникативные,
регулятивные
избежать,
разработать,
ниспадать,
расположиться,
исправить,
беззаботный,
безжалостный,
воздвигнуть,
исследовать.
Объяснительный
словарный
диктант:
Безбрежный простор, ранний
рассвет,
пышно
расцвели,
исследовать
местность,
бесчисленные
богатства,
возвышаются
вдали,
испуганные птицы, взлетела на
сосну, бескрайние поля.
Выполнение упр. 423.
Работают над своей
устной речью.
Отрабатывают правило
«Буквы з и с на конце
приставок»
Пишут диктант и
объясняют условия
выбора орфограмм.
Работают над своей
устной речью.
Отрабатывают правило
«Буквы з и с на конце
приставок»
Комментированное
письмо
11.
Рефлексия.
ЦЕЛЬ: Обобщить,
сделать выводы,
самооценка
УУД:
познавательные,
регулятивные
- Какую цель мы поставили в
начале урока?
– Выполнили мы цель?
Научились писать слова на это
правило?
-
Удалось
ли
нам
достичь
поставленных целей? Почему?
- Что было самым интересным на
уроке? Самым трудным?
- Чью работу на уроке можно
выделить (почему?) и оценить
(как?)?
- Кто доволен своей работой на
уроке? Возьмите такой знак
Оценка работы класса
- А кто не доволен, такой
Самооценка
12.
Объяснение домашнего
задания.
Параграф 83, упр.427 (написать
мини – сочинение) или придумать
грамматическую
сказку
о
правописании
приставок,
оканчивающихся на – з, - с.
Записывают задания в
дневники
Приложение 1
Инструкция
1.
Прочитайте текст, найдите в нём слова с приставками, оканчивающимися на –з, -с.
2.
Выпишите найденные слова, распределяя их по группам:
а) слова с приставками, оканчивающимися на З,
б) слова с приставками, оканчивающимися на С.
3. Выделите приставки, подчеркните в них согласные З, С.
4. Наблюдая за словами, постарайтесь высказать предположение о том, от чего может зависеть выбор согласных З, С в
приставках.
5. Графически обозначьте орфограмму.
6. Результаты своих наблюдений представьте в виде схемы.
Водопад.
Перед нами мощный поток воды, который бурно устремляется вниз с большой высоты. Далеко разносится грохот
низвергающейся с обрыва воды. Всё кругом вздрагивает от шума. Беспрерывно падает вода и рассыпается внизу на
миллиарды мелких брызг. Путешественники смотрят в безмолвном оцепенении на это чрезмерно величественное
явление природы.
Особенное впечатление на зрителей водопад производит в безоблачные дни, когда бесчисленные капельки как бы
растворяются в воздухе.
Источники:
1. Г.А. Богданова. Уроки русского языка в 5 классе. М. Мнемозина, 2003
2. Е. А. Влодавская. Поурочные разработки по русскому языку: 5 класс. М.: Из-во «Экзамен», 2006
3. Н.В. Егорова. Поурочные разработки по русскому языку 5 класс. М. «ВАКО» 2011
4. Т.А. Ладыженская. Русский язык 5 класс. М. «Просвещение», 2012