Напоминание

Роль декоративно-прикладного творчества в становлении личности ребенка школьного возраста.


Автор: Булатова Ольга Андреевна
Должность: Педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МБУ ДО ЦДТ "Дарование" г. о. Самара
Населённый пункт: Самарская область г.Самара
Наименование материала: статья
Тема: Роль декоративно-прикладного творчества в становлении личности ребенка школьного возраста.
Раздел: дополнительное образование





Назад




РОЛЬ ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОГО ТВОРЧЕСТВА В

СТАНОВЛЕНИИ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Введение

Декоративно-прикладное творчество (ДПТ) представляет собой

важный элемент художественно-эстетического воспитания и развития

детей

школьного

возраста.

В

процессе

создания

предметов

декоративного и утилитарного назначения у ребенка формируются не

только практические навыки, но и ключевые личностные качества:

креативность, усидчивость, способность к анализу и самовыражению.

Современная

педагогика

рассматривает

ДПТ

как

эффективный

инструмент

социализации,

познавательного

и

эмоционального

развития.

В данной статье анализируется влияние декоративно-прикладного

творчества на становление личности школьника, рассматриваются его

психолого-педагогические аспекты и практическая значимость в

образовательном процессе.

Декоративно-прикладное

творчество

как

элемент

образовательного процесса

Декоративно-прикладное творчество включает в себя различные

виды ручного труда: лепку, вышивку, роспись по дереву, керамику,

бисероплетение, работу с текстилем и другие направления. В отличие

от изобразительного искусства, ДПТ ориентировано не только на

эстетику, но и на функциональность создаваемых предметов.

Включение ДПТ в школьную программу способствует:

развитию мелкой моторики и координации движений;

формированию пространственного и образного мышления;

стимулированию познавательной активности;

воспитанию художественного вкуса.

Кроме того, работа с различными материалами (глиной, тканью,

деревом) расширяет сенсорный опыт ребенка, что особенно важно в

младшем

школьном

возрасте,

когда

происходит

активное

формирование когнитивных функций.

Психолого-педагогические аспекты влияния ДПТ на развитие

личности 1. Развитие когнитивных способностей

Занятия декоративно-прикладным творчеством требуют от ребенка

анализа формы, цвета, текстуры материалов, что стимулирует

развитие логического и абстрактного мышления. Например, при

создании орнамента в технике росписи необходимо учитывать

симметрию, ритм и

композицию, что способствует формированию

математических представлений.

Исследования в области педагогической психологии показывают, что

дети, регулярно занимающиеся ДПТ, демонстрируют более высокий

уровень концентрации внимания и лучше справляются с задачами,

требующими последовательного выполнения действий.

2. Эмоционально-волевая сфера

Процесс создания изделий декоративно-прикладного искусства

сопряжен с преодолением трудностей (например, освоение новой

техники), что воспитывает в ребенке терпение, настойчивость и

самодисциплину.

Завершение

работы

приносит

чувство

удовлетворения,

что

способствует

повышению

самооценки

и

мотивации к дальнейшей деятельности.

Кроме того, ДПТ служит средством эмоциональной разгрузки, что

особенно актуально в условиях повышенных учебных нагрузок.

Арттерапевтический эффект творчества помогает снизить тревожность

и агрессию, способствуя гармоничному психологическому развитию.

3. Социальная адаптация

Коллективные формы работы в ДПТ (совместные проекты, выставки,

мастер-классы)

учат

детей

взаимодействовать

в

группе,

договариваться, распределять роли. Это формирует коммуникативные

навыки и способствует успешной социализации.

Также важным аспектом является приобщение к культурному

наследию через изучение народных промыслов (гжель, хохлома,

дымковская игрушка). Это воспитывает уважение к традициям и

формирует национальную идентичность.

Практическое применение ДПТ в школьном образовании

Для

максимальной

эффективности

включения

декоративноприкладного

творчества

в

образовательный

процесс

необходимо учитывать возрастные особенности учащихся:

Младшие школьники (7–10 лет) – акцент на простых техниках

(аппликация, лепка), развитие сенсорики и базовых навыков

работы с материалами.

Подростки (11–14 лет) – усложнение задач (вышивка, резьба по

дереву), развитие самостоятельности в проектной деятельности.

Старшеклассники

(15–17

лет)

углубленное

изучение

художественных

техник,

интеграция

ДПТ

с

другими

дисциплинами (история, технология, дизайн).

Педагогу важно создавать условия для творческой самореализации,

поощряя

эксперименты

с

материалами

и

техниками.

Оценка

результатов должна быть ориентирована не только на качество

изделия, но и на личный прогресс ученика.

Заключение

Декоративно-прикладное творчество играет значительную роль в

становлении личности ребенка школьного возраста, воздействуя на

интеллектуальную,

эмоциональную

и

социальную

сферы.

Оно

способствует

развитию

креативности,

трудолюбия,

эстетического

восприятия и коммуникативных навыков.

Внедрение ДПТ в образовательный процесс требует системного

подхода, учитывающего возрастные и индивидуальные особенности

учащихся.

При

грамотной

организации

занятий

декоративноприкладное творчество становится мощным инструментом

формирования

гармонично

развитой

личности,

способной

к

самореализации в современном мире.



В раздел образования