Напоминание

Экология для детей


Автор: Чепурина Марина Владимировна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: ГБДОУ Д/с № 40
Населённый пункт: Санкт-Петербург, Фрунзенский район
Наименование материала: Публикация
Тема: Экология для детей
Раздел: дошкольное образование





Назад




Санкт-Петербург

2025г.

Экологическое воспитание дошкольника

Чепурина Марина Владимировна

воспитатель гр. «Росинка»

ГБДОУ детский сад №40

Давайте, друзья, в любую погоду

Будем беречь родную ПРИРОДУ!

И от любви заботливой нашей.

Станет земля и богаче, и краше!

Т. Петухова

Экология. Цели задачи.

Цель:

Расширять и углублять знания детей о взаимосвязи мира природы и деятельности

человека.

Формировать у детей основ экологической культуры.

Задачи:

Формировать представления детей об утилизации мусора, о целесообразности

вторичного использования бытовых и хозяйственных отходов;

— стимулировать интерес к исследовательской деятельности, совершенствовать умение

оперировать имеющимися знаниями, обобщать, делать выводы;

— воспитывать бережное отношение к чистоте улиц города, мотивировать к раздельному

сбору мусора.

Формирование экологических представлений дошкольников и их конкретизация.

Формирование ряда основополагающих понятий экология.

Обеспечение широкой и разнообразной деятельности воспитанников по изучению

и охране окружающей среды.

Организация творческого подхода к построению воспитательно-образовательного

процесса.

Обеспечение единство подходов к воспитанию детей в условиях образовательного

учреждения и семьи.

Введение

Дошкольное детство – начальный этап становления человеческой личности. В этот

период закладываются основы личностной культуры.

Главная цель экологического воспитания – формирование начал экологической

культуры: правильного отношения ребенка к природе, его окружающей; к себе и людям

как к части природы; к вещам и материалам природного происхождения, которыми он

пользуется. Такое отношение строится на элементарных знаниях экологического

характера.

Экологические знания – это сведения о взаимосвязи конкретных растений и

животных со средой обитания, об их приспособленности к ней. Эти знания помогают

ребенку осмыслить, что рядом с ним находятся живые существа, к которым относится и

человек, то есть он сам. Человеку также нужны хорошие условия, чтобы он себя

нормально чувствовал, был здоров.

Знания не являются самоцелью в экологическом воспитании, но они представляют

собой необходимое условие выработки такого отношения к окружающему миру, которое

носит эмоционально-действенный характер и выражается в форме познавательного

интереса, гуманистических и эстетических переживаний, практической готовности

созидать вокруг себя, бережно обращаться с вещами не только потому, что это чей-то

труд, но еще и потому, что затрачены материалы, взятые из природы.

Детям об экологии

Я – воспитатель, передо мной стоит ответственная задача воспитывать малышей, а значит

приобщать ребенка к миру человеческих ценностей, добра и красоты, научить детей не

только видеть красоту окружающей природы, но и вызвать у них желание учувствовать в

её созидании.

В нашем современном мире почти все спектры жизни связаны с движением вечного

двигателя – прогресса. Мы хотим жить в комфорте и тепле.

И за всем этим движением прогресса, человечество не замечает, что в морях и океанах

плавают кучи мусора, пластика (который разлагается не одно десятилетие), что на суше

по всему миру с каждым днем растут многокилометровые полигоны мусора, которые

также состоят в основном из полиэтиленовых пакетов и пластиковых бутылок.

Вся планета Земля, с ее многообразием растительного и животного мира,

истощается с каждым днем от такого потребительского отношения человека к природе.

Природа с её разнообразием звуков, запахов, красок, форм дает детям большие

возможности для пополнения знаний о ней.

Считаю эту тему актуальной, так как дошкольное детство начальный этап

становления человеческой личности, а продуманная организация обучения, прогулок,

специальных наблюдений развивает их мышление, способность видеть и чувствовать

красочное многообразие явлений природы, замечать большие и маленькие изменения

окружающего мира. Формирование гуманного отношения к природе – основная задача

экологического воспитания, которая реализуется путем развития в детях сострадания,

сопереживания и сочувствия ко всем живым существам на планете.

Человек – часть природы, но зачастую именно он оказывает пагубное влияние на

окружающий мир. Формирование активной позиции «защитника и друга» мира природы

является основой в воспитании экологической культуры дошкольников. Дети особенно

впечатлительны и отзывчивы, поэтому, активно включаются во все мероприятия по

защите тех, кто в этом нуждается. Важно показать детям, что люди занимают более

сильную позицию по отношению к миру природы (например, растения завянут без

полива, птицы зимой погибнут от холода без кормежки). Поэтому нам следует направить

все усилия на то, чтобы все живое на земле развивалось и приносило радость (например,

утреннее пение птиц под окном будет, приятно тем, кто их кормил зимой, а цветущий

цветок на окне порадует тех, кто его поливал).

Только через природу можно осуществить воспитание личности «с большой

буквы». Природа должна рассматриваться как мир, в котором ребенок рождается, живет и

познает окружающую действительность, самого себя. Только воздействие на ребенка

через природу сделает нашу работу богаче, многограннее, содержательнее.

Так же опираясь на семью, совместными усилиями можно вырастить человека с большой

буквы. Зачастую, вырастая, дети ведут себя и поступают так же, как когда то вели себя и

поступали их родители. Если родители будут заниматься вопросами экологического

воспитания, то и у детей будет воспитываться интерес, любовь к природе и бережное

отношение к ней. Поэтому экологическое воспитание детей должно проходить в тесном

взаимодействии с семьей ребёнка. Работая с родителями по экологическому воспитанию,

применяю такие формы как беседы, консультации, сообщения экологической

направленности.

Влияние родной природы каждый из нас в большей или меньшей степени испытал

на себе и знает, что она является источником первых конкретных знаний и тех радостных

переживаний, которые часто запоминаются на всю жизнь.

Воспитательное значение природы трудно переоценить. Общение с природой

положительно влияет на человека, делает его добрее, мягче, будит в нем лучшие чувства.

Особенно велика роль природы в воспитании детей. Дети всегда и везде в той или

иной форме соприкасаются с природой. Зеленые леса и луга, яркие цветы, бабочки, жуки,

птицы, звери, движущиеся облака, падающие хлопья снега, ручейки, даже лужицы после

летнего дождя, все это привлекает внимание детей, радует их, дает богатую пищу для их

развития.

Из пристального внимания к природе, из привязанности к месту детских игр

возникает и развивается любовь к своему краю, к родной природе, к Родине,

воспитывается чувство патриотизма.

Приобретенное в детстве умение видеть и слышать природу такой, какая она есть в

действительности, вызывает у детей глубокий интерес к ней, расширяет их знания,

способствует формированию характера и интересов.

Ознакомление дошкольников с природой это средство образования в их сознании

реалистических знаний об окружающей природе, основанных на чувственном опыте и

воспитании правильного отношения к ней.

Отсутствие у детей знаний, верно отражающих действительность, приводит

нередко к образованию у них различных предрассудков и суеверий. Неправильные

представления часто служат причиной недоброжелательного отношения детей к

животным, уничтожения ими лягушек, ежей, полезных насекомых и др. Это не только

наносит вред природе, но и отрицательно действует на психику детей, ожесточает их.

Исправить имеющиеся неправильные представления значительно труднее, чем образовать

новые, правильные. Вот почему очень важно, чтобы дети уже в дошкольном возрасте

получили верные сведения о природе.

Без приближения детей к природе и широкого использования ее в воспитательно-

образовательной работе детского сада нельзя решать задачи всестороннего развития

дошкольников умственного, эстетического, нравственного, трудового и физического.

Заключение

Живая природа постоянно и повсюду находится вокруг нас.

Под этим понятием живой природы мы понимаем и воздух, и воду, и растения, и

животные, всё живое, что нас окружает.

Даже в самой маленькой капле воды, в самой маленькой частице воздуха обитают

живые бактерии, которыми мы дышим, пьём и живём. И только от нас самих, от наших

действий (или бездействия) зависит состояние живой природы

Проблема экологии—это важная и весьма щепетильная тема. Безусловно,

существует много мнений и точек зрения. Но одно можно сказать точно — вопрос

глобальный и касается каждого из нас.

Все же многие люди поворачиваются спиной к проблеме, думая, что решение и

действия одного человека ни к чему не приведут.

Хочешь изменить мир – начни с себя.



В раздел образования