Автор: Голубенко Евгения Викторовна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ СОШ имени И.Г. Жугина поселка Горный Солнечного муниципального района Хабаровского края
Населённый пункт: п. Горный Солнечного района Хабаровского края
Наименование материала: методическая статья (из опыта работы)
Тема: "Использование современных приемов и методов обучения в условиях обновленных ФГОС"
Раздел: начальное образование
Использование современных приемов и
методов обучения в условиях
обновленных ФГОС
ДИДАКТИЧЕСКИЕ
ПРИНЦИПЫ:
•
Непрерывности;
•
Преемственности содержания и форм
организации образовательного процесса;
•
Целостности;
•
Фундаментальности (научности);
•
Гуманизации;
•
Культуросообразности.
МЕТОДЫ.ПРИЁМЫ.
Метод — это способ совместной
деятельности учителя и ученика.
Прием — лишь составная часть
метода, разовое действие, шаг
реализации метода.
Классификация методов обучения:
Пассивные: когда учитель доминирует, а учащиеся —
пассивны. Такие методы в рамках ФГОС признаны
наименее эффективными, хотя используются на
отдельных уроках обучающего типа. Самый
распространенный прием пассивных методов — лекция.
Активные - учитель и ученик выступают как
равноправные участники урока, взаимодействие
происходит по вектору
учитель = ученик.
Интерактивные — наиболее эффективные методы,
при которых ученики взаимодействуют не только с
учителем, но и друг с другом:
учитель = ученик = ученик.
Здоровьесберегающие технологии
Здоровьесберегающие технологии
Методический конструктор современных приемов обучения
Этап урока
Прием
обучения
Описание приема обучения
Формируемые
метапредметные
результаты
Мотивация
к
уроку
/
Эмоционал
ьный
настрой на
урок
Отсроченная
отгадка
Педагог
представляет
яркий,
необычный
материал
(факт,
комментарий,
видеофрагмент,
статистические
данные,
иллюстрация)
учащимся с предложением ответить на
вопрос: «Что будем изучать на уроке?».
Учащиеся
высказывают
предположения.
Учитель
предлагает
вернуться
к
этому
вопросу
в
конце
урока.
-
Умение
анализировать
и
сопоставлять
информацию,
- умение определять
противоречия,
-
умение
строить
гипотезы.
Актуализация
знаний
Корзина идей
Педагог
объявляет
тему
урока. На доске изображена
корзина.
Учащимся
предлагается
вспомнить
все, что они знают по теме
урока,
и
определить,
что
возьмут
с
собой
на
урок,
положив в корзину.
-
Умение
строить
логические
цепочки,
-
умение
определять
новое
и
уже
известное,
устанавливать
между
ними
взаимосвязь.
Кластер
Прием представляет работу
с
информацией,
представление
ее
через
определенную
схему
–
«гроздь»,
где
от
главного
ключевого компонента идут
составляющие,
второстепенные.
-
Умение
систематизиро
вать
информацию,
-
умение
представлять
информацию
через схему.
Изучение
материала
/
усвоение
новых знаний
Ручеек
В «Ручейке» идёт общение ребят
внутри
одного
ряда.
Для
этой
работы
учитель
заготавливает
к
уроку карточки по числу учеников
в
ряду.
Содержание
карточек
отличается
друг
от
друга.
Для
ребят
второго
и
третьего
ряда
составляются
аналогичные
карточки.
После
работы
в
постоянных
парах
начинается
игра. Ребята сидят в ряду. Затем
один вариант начинает движение:
с
первой
парты
ученик
идёт
на
последнюю,
а
остальные
передвигаются
на
одну
парту
вперёд. Движение идёт до тех пор,
пока
все
ученики
следующего
варианта не займут свои места.
-
Умение
выстраивать
взаимодействие,
- коммуникативные
умения,
-
умение
организовывать
собственную
деятельность,
работая
по
алгоритму.
Ульи
Класс
делится
на
мини-группы
по
4
человека,
каждый
член
группы
выполняет
свою
часть
работы.
Выбирается
Главная
Пчела,
которая
будет
контролировать
работу
группы.
Затем
обсуждаются
результаты,
вырабатывается
общий
продукт
деятельности в каждой группе. Главные
Пчелы перелетают на другой цветок, т.е.
переходят в другую группу и проверяют
ее
работу.
Проверяется
и
обсуждается
общий продукт деятельности.
- Умение выстраивать
учебное
взаимодействие,
-
коммуникативные
умения,
-
умение
организовывать
собственную
деятельность, работая
по алгоритму.
Карусель
Класс образует два круга – внешний и
внутренний,
чтобы
участники
лицом
друг
к
другу
попарно.
У
учащихся
внутреннего круга карточка с заданием.
Участники
внешнего
круга
выполняют
задание. По сигналу учителя учащиеся
внешнего
круга
делают
шаг
вправо.
Внутренний
круг
остается
на
месте.
Учащиеся выполняют задание с новым
партнером, передвигаются по сигналу.
- Умение выстраивать
учебное
взаимодействие,
-
коммуникативные
умения,
-
умение
организовывать
собственную
деятельность,
работая по алгоритму.
Ромашка
Блума
Лепестки
ромашки
–
вопросы
разных
типов:
простые,
уточняющие,
практические,
оценочные,
творческие,
объясняющие.
Прием
предполагает
работу
с
текстом.
Учащиеся
читают
текст,
формулируют
по
нему
вопросы
разных типов.
-
Умение
формулировать
вопросы
разных
типов.
Контроль
усвоения
знаний
Диаграмма
После
пробного
учебного
действия,
учащиеся проводят самопроверку по
образцу.
Учитель
организует
диалог
по выявлению допущенных ошибок и
их
классификации.
Результат
проверки
(количество
учащихся,
допустивших
ошибки)
заносятся
в
диаграмму.
На
основе
анализа
информации
в
диаграмме
формулируют
собственную
цель
деятельности.
-
Умение
ставить
цель
на
основе
собственных
дефицитов.
Оценочная шкала
Учащиеся,
выполнив
работу,
оценивают её по шкале: всё верно -
есть
ошибки
-
всё
неправильно.
Коллективно
определяют
какие
действия
–
критерии
необходимо
выполнить,
чтобы
достичь
поставленной
учебной
задачи.
Каждый
критерий
учащиеся
оценивают
по
шкале
и
определяют
места
своих
затруднений:
не
умею,
делаю с ошибками.
-
Умение
оценивать
результаты
собственной
деятельности,
проводить
самооценку,
-
умение
выделять
критерии
оценки
деятельности.
Лови ошибку
Представлена
информация.
Необходимо в ней найти ошибку.
-
Умение
находить
ошибки.
Рефлексия
Солнышко
Рефлексия
настроения
и
эмоционального состояния. На доске
представлены
три
картинки:
солнышко,
солнышко,
прикрытое
тучкой, солнышко закрытое тучкой.
Дети
прикрепляют
стикер
на
ту
картинку,
которая
соответствует
их
настроению.
Далее
учителем
организуется
диалог
по
поводу
эмоционального
состояния,
как
отдельных учащихся, так и класса в
целом.
-
Умение
определять
настроение
и
эмоциональное
состояние.
Рефлексивный экран
Каждый
учащийся
оценивает
свой
вклад в достижение поставленных в
начале
урока
целей,
увлекательность
и
полезность
выбранных форм работы. Ребята по
кругу
высказываются
одним
предложением,
выбирая
начало
фразы из рефлексивного экрана на
доске:
1. Сегодня я узнал…
2. Было интересно…
3. Было трудно…
4. Я выполнял задания…
-
Умение
оценивать
свою работу на уроке.
Фразеологизмы Учащимся на доске представлены ряд
фразеологизмов (значения фразеологизмов
учащимся знакомы).
Они выбирают фразеологический оборот,
который соответствует своим ощущения:
- каша в голове;
- ни в зуб ногой;
- светлая голова.
Учащийся должен объяснить, почему именно
этот фразеологический оборот выбрали, что
не позволило добиться лучшего результата.
- Умение оценивать свою
работу на уроке,
-
умение
определять
причины
собственного
эмоционального
состояния
в
определенный
момент
времени.