Напоминание

"Использование современных приемов и методов обучения в условиях обновленных ФГОС"


Автор: Голубенко Евгения Викторовна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ СОШ имени И.Г. Жугина поселка Горный Солнечного муниципального района Хабаровского края
Населённый пункт: п. Горный Солнечного района Хабаровского края
Наименование материала: методическая статья (из опыта работы)
Тема: "Использование современных приемов и методов обучения в условиях обновленных ФГОС"
Раздел: начальное образование





Назад




Использование современных приемов и

методов обучения в условиях

обновленных ФГОС

ДИДАКТИЧЕСКИЕ

ПРИНЦИПЫ:

Непрерывности;

Преемственности содержания и форм

организации образовательного процесса;

Целостности;

Фундаментальности (научности);

Гуманизации;

Культуросообразности.

МЕТОДЫ.ПРИЁМЫ.

Метод — это способ совместной

деятельности учителя и ученика.

Прием — лишь составная часть

метода, разовое действие, шаг

реализации метода.

Классификация методов обучения:

Пассивные: когда учитель доминирует, а учащиеся —

пассивны. Такие методы в рамках ФГОС признаны

наименее эффективными, хотя используются на

отдельных уроках обучающего типа. Самый

распространенный прием пассивных методов — лекция.

Активные - учитель и ученик выступают как

равноправные участники урока, взаимодействие

происходит по вектору

учитель = ученик.

Интерактивные — наиболее эффективные методы,

при которых ученики взаимодействуют не только с

учителем, но и друг с другом:

учитель = ученик = ученик.

Здоровьесберегающие технологии

Здоровьесберегающие технологии

Методический конструктор современных приемов обучения

Этап урока

Прием

обучения

Описание приема обучения

Формируемые

метапредметные

результаты

Мотивация

к

уроку

/

Эмоционал

ьный

настрой на

урок

Отсроченная

отгадка

Педагог

представляет

яркий,

необычный

материал

(факт,

комментарий,

видеофрагмент,

статистические

данные,

иллюстрация)

учащимся с предложением ответить на

вопрос: «Что будем изучать на уроке?».

Учащиеся

высказывают

предположения.

Учитель

предлагает

вернуться

к

этому

вопросу

в

конце

урока.

-

Умение

анализировать

и

сопоставлять

информацию,

- умение определять

противоречия,

-

умение

строить

гипотезы.

Актуализация

знаний

Корзина идей

Педагог

объявляет

тему

урока. На доске изображена

корзина.

Учащимся

предлагается

вспомнить

все, что они знают по теме

урока,

и

определить,

что

возьмут

с

собой

на

урок,

положив в корзину.

-

Умение

строить

логические

цепочки,

-

умение

определять

новое

и

уже

известное,

устанавливать

между

ними

взаимосвязь.

Кластер

Прием представляет работу

с

информацией,

представление

ее

через

определенную

схему

«гроздь»,

где

от

главного

ключевого компонента идут

составляющие,

второстепенные.

-

Умение

систематизиро

вать

информацию,

-

умение

представлять

информацию

через схему.

Изучение

материала

/

усвоение

новых знаний

Ручеек

В «Ручейке» идёт общение ребят

внутри

одного

ряда.

Для

этой

работы

учитель

заготавливает

к

уроку карточки по числу учеников

в

ряду.

Содержание

карточек

отличается

друг

от

друга.

Для

ребят

второго

и

третьего

ряда

составляются

аналогичные

карточки.

После

работы

в

постоянных

парах

начинается

игра. Ребята сидят в ряду. Затем

один вариант начинает движение:

с

первой

парты

ученик

идёт

на

последнюю,

а

остальные

передвигаются

на

одну

парту

вперёд. Движение идёт до тех пор,

пока

все

ученики

следующего

варианта не займут свои места.

-

Умение

выстраивать

взаимодействие,

- коммуникативные

умения,

-

умение

организовывать

собственную

деятельность,

работая

по

алгоритму.

Ульи

Класс

делится

на

мини-группы

по

4

человека,

каждый

член

группы

выполняет

свою

часть

работы.

Выбирается

Главная

Пчела,

которая

будет

контролировать

работу

группы.

Затем

обсуждаются

результаты,

вырабатывается

общий

продукт

деятельности в каждой группе. Главные

Пчелы перелетают на другой цветок, т.е.

переходят в другую группу и проверяют

ее

работу.

Проверяется

и

обсуждается

общий продукт деятельности.

- Умение выстраивать

учебное

взаимодействие,

-

коммуникативные

умения,

-

умение

организовывать

собственную

деятельность, работая

по алгоритму.

Карусель

Класс образует два круга – внешний и

внутренний,

чтобы

участники

лицом

друг

к

другу

попарно.

У

учащихся

внутреннего круга карточка с заданием.

Участники

внешнего

круга

выполняют

задание. По сигналу учителя учащиеся

внешнего

круга

делают

шаг

вправо.

Внутренний

круг

остается

на

месте.

Учащиеся выполняют задание с новым

партнером, передвигаются по сигналу.

- Умение выстраивать

учебное

взаимодействие,

-

коммуникативные

умения,

-

умение

организовывать

собственную

деятельность,

работая по алгоритму.

Ромашка

Блума

Лепестки

ромашки

вопросы

разных

типов:

простые,

уточняющие,

практические,

оценочные,

творческие,

объясняющие.

Прием

предполагает

работу

с

текстом.

Учащиеся

читают

текст,

формулируют

по

нему

вопросы

разных типов.

-

Умение

формулировать

вопросы

разных

типов.

Контроль

усвоения

знаний

Диаграмма

После

пробного

учебного

действия,

учащиеся проводят самопроверку по

образцу.

Учитель

организует

диалог

по выявлению допущенных ошибок и

их

классификации.

Результат

проверки

(количество

учащихся,

допустивших

ошибки)

заносятся

в

диаграмму.

На

основе

анализа

информации

в

диаграмме

формулируют

собственную

цель

деятельности.

-

Умение

ставить

цель

на

основе

собственных

дефицитов.

Оценочная шкала

Учащиеся,

выполнив

работу,

оценивают её по шкале: всё верно -

есть

ошибки

-

всё

неправильно.

Коллективно

определяют

какие

действия

критерии

необходимо

выполнить,

чтобы

достичь

поставленной

учебной

задачи.

Каждый

критерий

учащиеся

оценивают

по

шкале

и

определяют

места

своих

затруднений:

не

умею,

делаю с ошибками.

-

Умение

оценивать

результаты

собственной

деятельности,

проводить

самооценку,

-

умение

выделять

критерии

оценки

деятельности.

Лови ошибку

Представлена

информация.

Необходимо в ней найти ошибку.

-

Умение

находить

ошибки.

Рефлексия

Солнышко

Рефлексия

настроения

и

эмоционального состояния. На доске

представлены

три

картинки:

солнышко,

солнышко,

прикрытое

тучкой, солнышко закрытое тучкой.

Дети

прикрепляют

стикер

на

ту

картинку,

которая

соответствует

их

настроению.

Далее

учителем

организуется

диалог

по

поводу

эмоционального

состояния,

как

отдельных учащихся, так и класса в

целом.

-

Умение

определять

настроение

и

эмоциональное

состояние.

Рефлексивный экран

Каждый

учащийся

оценивает

свой

вклад в достижение поставленных в

начале

урока

целей,

увлекательность

и

полезность

выбранных форм работы. Ребята по

кругу

высказываются

одним

предложением,

выбирая

начало

фразы из рефлексивного экрана на

доске:

1. Сегодня я узнал…

2. Было интересно…

3. Было трудно…

4. Я выполнял задания…

-

Умение

оценивать

свою работу на уроке.

Фразеологизмы Учащимся на доске представлены ряд

фразеологизмов (значения фразеологизмов

учащимся знакомы).

Они выбирают фразеологический оборот,

который соответствует своим ощущения:

- каша в голове;

- ни в зуб ногой;

- светлая голова.

Учащийся должен объяснить, почему именно

этот фразеологический оборот выбрали, что

не позволило добиться лучшего результата.

- Умение оценивать свою

работу на уроке,

-

умение

определять

причины

собственного

эмоционального

состояния

в

определенный

момент

времени.



В раздел образования