Напоминание

"Совершенствование качества образовательного процесса посредством планомерной и систематизированной работы педагога дополнительного образования"


Автор: Ламзина Нина Ивановна
Должность: методист
Учебное заведение: МОУ ДЮЦ ТЗР
Населённый пункт: г. Волгоград
Наименование материала: Статья
Тема: "Совершенствование качества образовательного процесса посредством планомерной и систематизированной работы педагога дополнительного образования"
Раздел: дополнительное образование





Назад




Ламзина Нина Ивановна

методист

Муниципальное учреждение дополнительного образования

«Детско-юношеский центр Тракторозаводского района Волгограда»

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

ПОСРЕДСТВОМ ПЛАНОМЕРНОЙ И СИСТЕМАТИЗИРОВАННОЙ РАБОТЫ

ПЕДАГОГА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Сегодня в нашей стране система дополнительного образования детей отвечает

требованиям,

соответствующим

запросу

современного

общества

к

образованию.

Определяется

это,

в

первую

очередь,

особенностями

системы

дополнительного

образования

детей,

конкретно:

возможностью

самостоятельного

выбора

ребенком

направленности, профиля программы и времени ее освоения, педагога; многообразием

видов деятельности, удовлетворяющих интересы, склонности и потребности учащегося;

личностно-деятельностного характера образовательного процесса, который способствует

развитию мотивации личности к познанию и творчеству; личностно-ориентированного

подхода

к

ребенку,

создание

ситуации

успеха

для

каждого;

созданием

условий

для

самореализации,

самопознания,

самоопределения

личности.

В

данной

статье

продемонстрирована роль педагога в процессе сохранения и увеличения контингента

учащихся, а также совершенствования качества образовательного процесса, что является

ключевым показателем муниципального задания образовательного процесса на 2024-2025

учебный год.

Ключевые

слова:

контингент

учащихся,

качество

образовательного

процесса,

педагог дополнительного образования, учреждения дополнительного образования.

Каждое

учреждение

дополнительного

образования

должно

выполнять

сформированное учредителем муниципальное задание на оказание образовательных услуг,

при этом иметь необходимое количество учащихся, которые составляют общий контингент

образовательного

учреждения,

а

также

высокий

показатель

качества

муниципальной

услуги, который выступает ключевым параметром работы учреждения. Следовательно,

одним из главных показателей учебного процесса является деятельность педагога по

сохранению

и

увеличению

контингента

учащихся,

а

также

качественный

уровень

образовательного процесса.

В связи с чем мною были разработаны рекомендации, целью которых является

оказание

методической

помощи

педагогам

МОУ

ДЮЦ

Тракторозаводского

района

Волгограда в разработке комплекса мероприятий по сохранению и увеличению количества

учащихся

в

творческих

объединениях,

а

также

совершенствованию

качества

образовательного процесса.

Данные

методические

рекомендации

станут

верным

помощником

педагогам

учреждений дополнительного образования для выработки тактики в работе по сохранению

контингента детей и совершенствование качества образовательного процесса, определения

содержания, этапов и выявления критериев результативности этой деятельности.

1.

Благоприятный исход успешного решения поставленной задачи, в первую

очередь, зависит от личности самого педагога.

Педагог как руководитель творческого коллектива это:

профессионал, являющийся для учащегося эталоном, идеалом в выбранном

им виде творческой деятельности;

наставник,

который

способен

помочь

ребенку

стать

самостоятельной

творческой личностью;

воспитатель, который влияет на формирование личности учащегося.

На начальном этапе своей профессиональной деятельности, из-за нехватки опыта,

личностные качества занимают ведущее место в работе педагога. Воспитание личности

возможно только тогда, когда наставником в данном вопросе, становится другая личность.

Педагогу

дополнительного

образования

необходимо

обладать

следующими

личностными качествами:

умение учитывать интересы и потребности детей;

обладание высоким уровнем интеллектуального развития;

обладание обширным кругозором;

умение занять активную жизненную позицию;

наличие творческого потенциала;

проявление

гибкости,

готовности

к

модификации

своих

взглядов

и

беспрерывное самосовершенствование.

Синтез личностных и профессиональных качеств педагога способен выработать

высокую производительность педагогического процесса.

Совершенствовать свои профессиональные качества педагоги могут в следующих

мероприятиях:

при освоении новых педагогических технологий;

при активном участии в конкурсах профессионального мастерства, мастер-

классах, форумах и фестивалях;

при обобщении и распространении собственного педагогического опыта;

при

широком

использовании

информационно-коммуникационных

технологий.

2.

Одной из ключевых особенностей воспитательного процесса является его

стабильность. Умелые педагоги начинают воспитательную работу в детском объединении

с

традиционного

ритуала

посвящение

в

члены

коллектива.

В

МОУ

ДЮЦ

такое

мероприятие проходит ярко и масштабно на большой сцене, чаще всего на открытом

воздухе с привлечением всех творческих коллективов центра, кроме гала-концерта на всей

территории

праздничного

мероприятия

ведется

активная

творческая

деятельность

художников

и

декоративно-прикладного

творчества,

в

финале

всего

мероприятия

происходит церемония посвящения, что всегда вызывает восторг и положительные эмоции

и учащихся, но при этом не хватает сердечной обстановки конкретного коллектива между

собой с присутствием приглашённых родителей, выпускников коллектива разных лет, на

мой взгляд это очень важно.

Не менее значимым способом сближения учащихся творческих объединений в

единый организм является проведение всевозможных форм воспитательных мероприятий.

В

воспитательной

работе

необходимо

формирование

и

применение

системы

поощрений

за

личные

творческие

достижения

учащихся:

благодарственные

письма,

грамоты, подарки, призы, сувениры, размещение фотографий на доске почета учреждения,

кроме того, весьма важно не забывать о дне рождения каждого ребёнка и в этот день

поздравить

его

в

коллективе,

возможно

на

главной

сцене

учреждения

с

творческой

изюминкой в форме презентации, клипа или видеоролика.

3.

Педагогов дополнительного образования и родителей объединяет забота о

здоровье,

развитии

ребенка,

создание

атмосферы

доверия

и

личностного

успеха

в

совместной деятельности.

Основная цель работы с родителями учащихся состоит в создании психолого-

педагогических условий, которые направленны на укрепление партнерских отношений

педагогов,

родителей,

детей

для

формирования

солидарной

и

доброжелательной

воспитательной среды.

Как показывает опыт работы с родителями, больше всего их интересует совместная

деятельность с их детьми. Это отличная возможность увидеть своего ребенка в новых

незнакомых видах деятельности, посмотреть на него другими глазами, просто провести

время рядом с ним.

С

этой

целью

желательно

привлекать

родителей

к

совместной

организации

выставок,

к

подготовке

мероприятий:

пошив

сценических

костюмов,

присутствие

на

репетициях, записях вокальных номеров и так далее. Наиболее активных родителей следует

награждать благодарственными письмами или грамотами во время проведения отчетных

концертов творческих объединений или отчетного гала-концерта МОУ ДЮЦ.

Кроме

того,

крайне

важно

наладить

обратную

связь

с

родителями,

одним

из

современных средств является официальный сайт учреждения, социальная сеть Вконтакте,

где располагается информация как об учреждении в целом, так и о каждом творческом

объединении МОУ ДЮЦ, также возможно создание групп каждого творческого коллектива

в WhatsApp, где родители и педагоги смогут общаться напрямую. Сеть Интернета, в виде

официального

сайта

учреждения,

отличная

платформа

для

размещения

анонсов

учреждения,

достижения

успехов

учащихся,

отчетов

о

проведении

мероприятий

с

красочными и яркими фотографиями, родители смогут делиться

своими отзывами о

деятельности МОУ ДЮЦ, что позитивно повлияет на имидж учреждения, привлечет

большее количество учащихся.

Кроме того, необходимо активное использование следующих форм работы с семьей:

дни открытых дверей;

творческие мастерские;

формы совместной деятельности;

анкетирование, диагностика;

индивидуальные консультации (беседы).

Рекомендации по взаимодействию педагога с родителями учащихся представлены

на рис. 1.

Рис 1. Рекомендации по взаимодействию педагога с родителями учащихся

1

1

Рисунок составлен автором

РЕК-ЦИИ ПО ВЗАИМОД-Ю

ПЕДАГОГА С

РОДИТЕЛЯМИ

УЧАЩИХСЯ В МОУ ДЮЦ

установление

доверительных

отношений с педагогом

каждая встреча с

родителями должна

заканчиваться

конструктивными

рекомендациями

помнить, что любой

родитель хочет услышать

о ребенке не только

плохое, но и хорошее,

дающее шанс на будущее

Общие

рекомендации

педагогу

дополнительного

образования

МОУ

ДЮЦ

по

взаимодействию с учащимися:

стать для учащихся ярким, интересным, гуманным человеком, способным

оказать поддержку в любой ситуации;

проявлять чуткость и внимательность: это поможет заметить, что ребёнок

нуждается в педагоге;

стремиться узнать ребёнка: его интересы, особенности, духовный мир: это

поможет лучше понять его;

никогда

не

останавливаться

на

достигнутом,

беспрерывно

самосовершенствоваться, это особенность педагогической деятельности, таким образом,

учащимся будет интересно с педагогом;

держать правильный тон в разговоре с учащимися: мягкий, спокойный, но

требовательный

в

нужной

ситуации.

Обращаться

к

детям

по

имени,

быть

доброжелательным, не в зависимости от настроения;

установить контакт с учащимися;

применять на практике полученные знания;

играть

с

учащимися,

будучи

партнёром,

проще

будет

поддерживать

и

развивать игровой замысел, расширять их кругозор;

разрабатывать новый интересный материал для каждого занятия;

установить нить доверия с родителями, быть тактичным.

В

современных

условиях

педагогам

необходимо

использовать

современные

педагогические

системы,

применять

новейшие

достижения

педагогики,

в

том

числе

информационно-коммуникационные технологии, следовать по пути индивидуализации

обучения, создавать последовательные и рациональные варианты учебных программ для

детей

с

ОВЗ,

применять

здоровьесберегающие

технологии,

систематически

контролировать,

оценивать

и

анализировать

результаты

обучения,

вовремя

выявлять

недостатки с помощью работы с родителями учащихся.

Таким образом, можно сделать вывод, что педагог является главным звеном на пути

сохранения и увеличения контингента учащихся, а также совершенствования качества

образовательного процесса. И только планомерная и систематизированная работа в данном

направлении

способна

повлиять

на

дальнейшее

развитие

и

имидж

образовательной

организации.

Список использованной литературы

1.

Малыхина

С.

М.

Создание

воспитательной

системы

в

учреждении

дополнительного образования // М. В. Кайгородцева. Методическая работа в системе

дополнительного образования: материалы, анализ, обобщение опыта / М. В. Кайгородцева.

– Волгогдад: Учитель, 2009. – 377с.

2.

Степанов Е. Н., Лузина Л. М. Педагогу о современных подходах и концепциях

воспитания. – М.: ТЦ Сфера, 2005.

3.

Фадеева

Н.

А.

Формы

массовой

учебной

работы

детского

объединения

дополнительного

образования.

/

Н.

А.

Фадеева,

С.

А.

Засорина.

Методические

рекомендации для педагогов–организаторов и педагогов дополнительного образования. –

Гороховец: ЦДТ «Росинка», 2008. – 35 с.



В раздел образования