Напоминание

Воспитательная работа в рамках реализации дополнительной общеобразовательной программы


Автор: Гулай Галина Григорьевна
Должность: методист, педагог дополнительного образования
Учебное заведение: Муниципальное учреждение дополнительного образования "Детско-юношеский центр Тракторозаводского района Волгограда"
Населённый пункт: г. Волгоград
Наименование материала: статья
Тема: Воспитательная работа в рамках реализации дополнительной общеобразовательной программы
Раздел: дополнительное образование





Назад




Воспитательная работа в рамках реализации

дополнительной общеобразовательной программы

Актуальности

воспитания

подрастающего

поколения

в

соответствии

с

вызовами

сегодняшнего

дня

посвящены

нормативные документы, федеральные и региональные программы.

Возрождается и наполняется новым смыслом и содержанием

патриотическое, нравственное, трудовое воспитание. Создаются

новые

организации,

движения,

развиваются

разнообразные

активности для молодежи…

Наш педагогический коллектив идет в ногу со временем и очень

важно, чтобы в череде каждодневной рутины, в суете по

подготовке новых номеров, концертов, конкурсных выступлений

воспитательная работа, прописанная в вашей программе, велась

вдумчиво, планомерно, ответственно.

Сегодняшний семинар-практикум нацелен на систематизацию

знаний в этом направлении.

Цель воспитательной работы в учреждениях дополнительного

образования:

создание

оптимальных

условий

для

развития,

саморазвития и самореализации личности учащегося – личности

психически

и

физически

здоровой,

гуманной,

духовной

и

свободной, социально мобильной, востребованной в современном

обществе.

Задачи:

1.

Организовать единое образовательное пространство, разумно

сочетающее внешние и внутренние условия воспитания

учащегося.

2.

Развивать

самоуправление

учащихся,

предоставить

им

реальную возможность участия в деятельности творческих и

общественных объединений различной направленности.

3.

Содействовать

формированию

сознательного

отношения

учащихся к своей жизни, здоровью, а также жизни и здоровью

окружающих людей.

Многообразие существующих в практике и создающихся новых

форм воспитательной работы позволяет, тем не менее, выделить

несколько их типов, которые различаются между собой по

определенным признакам. Эти основные типы объединяют в себе

различные виды форм, каждый из которых имеет, по всей

видимости, бесконечное множество методических модификаций и

вариаций конкретных форм.

Все типы форм работы имеют свое педагогическое значение, и

каждый из них ценен в процессе воспитания.

Общий анализ практики дает возможность выделить три основных

типа форм воспитательной работы:

- мероприятия,

- дела,

- игры.

Они различаются по следующим признакам:

- по целевой направленности;

- по позиции участников воспитательного процесса;

- по объективным воспитательным возможностям.

Мероприятия это события, занятия, ситуации в коллективе,

организуемые педагогами или кем-либо для учащихся с целью

непосредственного воспитательного воздействия на них.

Характерные

признаки этого

типа

форм

это, прежде

всего,

созерцательно-исполнительская позиция детей и организаторская

роль взрослых или старших воспитанников. Иными словами, если

что-то организуется для воспитанников, а они, в свою очередь,

воспринимают, участвуют, исполняют, реагируют и т.п., то это и

есть мероприятие.

Формы работы, которые могут быть объективно отнесены к

мероприятиям:

- беседы,

- лекции,

- дискуссии,

- диспуты,

- экскурсии,

- культпоходы,

Мероприятия

как

форму

воспитательной

работы

можно

выбирать:

- когда нужно решить просветительские задачи: сообщить детям

какую-либо сложную информацию, познакомить с культурной,

общественной, социальной жизнью общества;

- когда необходимо обратиться к содержанию воспитательной

работы,

требующей

высокой

компетентности:

к

вопросам

общественной жизни. В таких случаях целесообразны мероприятия

с приглашением специалистов;

- когда организаторские функции слишком сложны для детей, либо

объективно, либо по причине отсутствия достаточного опыта,

например, при ведении дискуссий, обсуждений, организации

массового

проявления

социальной

активности

(беседы,

конференции, митинги и др.). Такие события организуются

старшими для младших, когда стоит задача непосредственного

обучения детей чему-либо, например, организаторским умениям,

практическим навыкам, познавательным умениям.

В

этом

помогают

занятия,

практикумы,

тренинги,

когда

необходимы:

- меры по укреплению здоровья детей, их физического развития;

- по выполнению режима дня, поддержанию дисциплины и порядка

(прогулка, зарядка, беседа, рассказ, встреча, тренировка).

Вместе

с

тем

мероприятия

следует

считать

нецелесообразными, когда дети в состоянии самостоятельно,

разумеется, с помощью педагогов, старших, организовать освоение

и обмен ценной информацией и действиями. В этих случаях более

предпочтительны формы работы другого типа, которые называются

делами.

Дела – это общая работа, важные события, осуществляемые и

организуемые членами коллектива на пользу и радость кому-либо,

в том числе и самим себе.

Характерные признаки этого типа форм:

- деятельно-созидательная позиция детей;

- их участие в организаторской деятельности;

- общественно значимая направленность содержания;

- самодеятельный характер и опосредованное педагогическое

руководство.

Иначе говоря, делами можно считать такие события в жизни

коллектива, когда учащиеся активно действуют, сами решают, что,

как и для кого (чего) делать, сами организуют свою деятельность.

Формы работы, которые можно отнести к делам:

- трудовые десанты и операции (дружина);

- акции;

- ярмарки;

- фестивали;

- самодеятельные концерты и спектакли;

-

агитбригада

(ультра-профессиональный

коллектив,

занимающийся

агитационной

и

культурно-просветительной

работой);

- вечера, а также другие формы коллективных творческих дел.

В реальной практике эти формы могут быть воплощены по-

разному, в зависимости от того, кто является их организатором и

какова степень творчества участников. Фактически, по характеру

реализации форм-дел, можно различить три их подтипа:

- дела, в которых организаторскую функцию выполняет какой-либо

орган

или

даже

кто-то

персонально

(председатель

совета,

командир, ответственный или педагог). Они могут выглядеть

просто как организованная, продуктивная общая работа – посадка

деревьев, концерт для родителей, изготовление сувениров для

гостей и т.д.;

- творческие дела, отличающиеся, прежде всего организаторским

творчеством

какой-либо

части

коллектива

(творческой

или

инициативной

группы,

микроколлектива

и

др.),

которая

задумывает, планирует и организует их подготовку и проведение.

Такие дела часто предполагают исполнительское творчество всех

участников.

Например, творческая

группа

разработала

идею

фестиваля

рисованных фильмов, раздала командам роли представителей

киностудий стран мира и задания: нарисовать и «озвучить» фильм

на какую-либо тему, выступила в роли ведущих и жюри

кинофестиваля;

- коллективные творческие дела, в организации которых и

творческом поиске лучших решений и способов деятельности

принимают участие все члены коллектива.

Коллективные творческие дела (КТД) разработаны и названы так

Игорем

Петровичем

Ивановым (Иванов

И.П.

Энциклопедия

коллективных творческих дел. – М:, Педагогика, 1989). Различают

Трудовые, познавательные, художественные, спортивные и др.

КТД. Основу методики их организации составляет коллективная

организаторская творческая деятельность, предполагающая участие

каждого члена коллектива во всех этапах организации деятельности

от планирования до анализа и представляющая собой «совместный

поиск лучших решений жизненно важной задачи»

Коллективные

творческие

дела

обладают

наибольшими

объективными воспитательными возможностями, так как они:

- предоставляют

возможность

каждому

ребенку

внести

свой

личный вклад в общую работу, проявить свои личностные качества

(творческие, организаторские, практические, интеллектуальные и

др.);

- обеспечивают активную реализацию и обогащение личного и

коллективного опыта;

- способствуют

укреплению

коллектива,

его

структуры,

содействуют разнообразности и мобильности внутриколлективных

связей и отношений;

- эмоционально

привлекательны

для

учащихся,

позволяют

опираться на значимые для них содержание и способы организации

деятельности в самых разных ситуациях воспитательного процесса

[6].

Игра. Причем игру как тип воспитательной работы необходимо

отличать от игровых приемов проведения дел и мероприятий (даже

если эти дела и мероприятия носят наименование «игры»), а также

от игр как форм стихийного (неорганизованного) проведения

досуга (например, головоломок, шарад, настольных и подвижных

игр и т.д.).

Игра как форма воспитательной работы – это воображаемая или

реальная

деятельность,

целенаправленно

организуемая

в

коллективе воспитанников с целью отдыха, развлечения, обучения.

Характерные признаки этого типа форм не несут в себе, как

правило, выраженной общественно полезной направленности (в

отличие от игровых дел), однако могут и должны быть полезны для

развития и воспитания их участников и направлены именно на это.

В играх, в отличие от мероприятий, имеет место опосредованное

педагогическое воздействие, скрытое игровыми целями. В них

заложены значительные воспитательные возможности. В игровой

деятельности

могут

проявляться

различные

способности

и

личностные качества воспитанников, могут активно формироваться

внутриколлективные отношения. Игры организуются педагогом

(или педагогическим коллективом) часто при активном участии

самих воспитанников.

К формам-играм можно отнести:

- деловые игры;

- сюжетно-ролевые;

- игры на местности;

- спортивные игры;

- познавательные и др.

Если мероприятия проводятся кем-то для кого-то с целью

воздействия, дела обычно делаются для кого-то (в том числе и для

самих себя) или для чего-то, в них имеется продуктивная

деятельность, то игры не предполагают получение никакого

продукта, они самоценны как способ интересно и увлекательно

провести время в совместном отдыхе или обучении.



В раздел образования