Автор: Гулай Галина Григорьевна
Должность: методист, педагог дополнительного образования
Учебное заведение: Муниципальное учреждение дополнительного образования "Детско-юношеский центр Тракторозаводского района Волгограда"
Населённый пункт: г. Волгоград
Наименование материала: статья
Тема: Воспитательная работа в рамках реализации дополнительной общеобразовательной программы
Раздел: дополнительное образование
Воспитательная работа в рамках реализации
дополнительной общеобразовательной программы
Актуальности
воспитания
подрастающего
поколения
в
соответствии
с
вызовами
сегодняшнего
дня
посвящены
нормативные документы, федеральные и региональные программы.
Возрождается и наполняется новым смыслом и содержанием
патриотическое, нравственное, трудовое воспитание. Создаются
новые
организации,
движения,
развиваются
разнообразные
активности для молодежи…
Наш педагогический коллектив идет в ногу со временем и очень
важно, чтобы в череде каждодневной рутины, в суете по
подготовке новых номеров, концертов, конкурсных выступлений
воспитательная работа, прописанная в вашей программе, велась
вдумчиво, планомерно, ответственно.
Сегодняшний семинар-практикум нацелен на систематизацию
знаний в этом направлении.
Цель воспитательной работы в учреждениях дополнительного
образования:
создание
оптимальных
условий
для
развития,
саморазвития и самореализации личности учащегося – личности
психически
и
физически
здоровой,
гуманной,
духовной
и
свободной, социально мобильной, востребованной в современном
обществе.
Задачи:
1.
Организовать единое образовательное пространство, разумно
сочетающее внешние и внутренние условия воспитания
учащегося.
2.
Развивать
самоуправление
учащихся,
предоставить
им
реальную возможность участия в деятельности творческих и
общественных объединений различной направленности.
3.
Содействовать
формированию
сознательного
отношения
учащихся к своей жизни, здоровью, а также жизни и здоровью
окружающих людей.
Многообразие существующих в практике и создающихся новых
форм воспитательной работы позволяет, тем не менее, выделить
несколько их типов, которые различаются между собой по
определенным признакам. Эти основные типы объединяют в себе
различные виды форм, каждый из которых имеет, по всей
видимости, бесконечное множество методических модификаций и
вариаций конкретных форм.
Все типы форм работы имеют свое педагогическое значение, и
каждый из них ценен в процессе воспитания.
Общий анализ практики дает возможность выделить три основных
типа форм воспитательной работы:
- мероприятия,
- дела,
- игры.
Они различаются по следующим признакам:
- по целевой направленности;
- по позиции участников воспитательного процесса;
- по объективным воспитательным возможностям.
Мероприятия – это события, занятия, ситуации в коллективе,
организуемые педагогами или кем-либо для учащихся с целью
непосредственного воспитательного воздействия на них.
Характерные
признаки этого
типа
форм
это, прежде
всего,
созерцательно-исполнительская позиция детей и организаторская
роль взрослых или старших воспитанников. Иными словами, если
что-то организуется для воспитанников, а они, в свою очередь,
воспринимают, участвуют, исполняют, реагируют и т.п., то это и
есть мероприятие.
Формы работы, которые могут быть объективно отнесены к
мероприятиям:
- беседы,
- лекции,
- дискуссии,
- диспуты,
- экскурсии,
- культпоходы,
Мероприятия
как
форму
воспитательной
работы
можно
выбирать:
- когда нужно решить просветительские задачи: сообщить детям
какую-либо сложную информацию, познакомить с культурной,
общественной, социальной жизнью общества;
- когда необходимо обратиться к содержанию воспитательной
работы,
требующей
высокой
компетентности:
к
вопросам
общественной жизни. В таких случаях целесообразны мероприятия
с приглашением специалистов;
- когда организаторские функции слишком сложны для детей, либо
объективно, либо по причине отсутствия достаточного опыта,
например, при ведении дискуссий, обсуждений, организации
массового
проявления
социальной
активности
(беседы,
конференции, митинги и др.). Такие события организуются
старшими для младших, когда стоит задача непосредственного
обучения детей чему-либо, например, организаторским умениям,
практическим навыкам, познавательным умениям.
В
этом
помогают
занятия,
практикумы,
тренинги,
когда
необходимы:
- меры по укреплению здоровья детей, их физического развития;
- по выполнению режима дня, поддержанию дисциплины и порядка
(прогулка, зарядка, беседа, рассказ, встреча, тренировка).
Вместе
с
тем
мероприятия
следует
считать
нецелесообразными, когда дети в состоянии самостоятельно,
разумеется, с помощью педагогов, старших, организовать освоение
и обмен ценной информацией и действиями. В этих случаях более
предпочтительны формы работы другого типа, которые называются
делами.
Дела – это общая работа, важные события, осуществляемые и
организуемые членами коллектива на пользу и радость кому-либо,
в том числе и самим себе.
Характерные признаки этого типа форм:
- деятельно-созидательная позиция детей;
- их участие в организаторской деятельности;
- общественно значимая направленность содержания;
- самодеятельный характер и опосредованное педагогическое
руководство.
Иначе говоря, делами можно считать такие события в жизни
коллектива, когда учащиеся активно действуют, сами решают, что,
как и для кого (чего) делать, сами организуют свою деятельность.
Формы работы, которые можно отнести к делам:
- трудовые десанты и операции (дружина);
- акции;
- ярмарки;
- фестивали;
- самодеятельные концерты и спектакли;
-
агитбригада
(ультра-профессиональный
коллектив,
занимающийся
агитационной
и
культурно-просветительной
работой);
- вечера, а также другие формы коллективных творческих дел.
В реальной практике эти формы могут быть воплощены по-
разному, в зависимости от того, кто является их организатором и
какова степень творчества участников. Фактически, по характеру
реализации форм-дел, можно различить три их подтипа:
- дела, в которых организаторскую функцию выполняет какой-либо
орган
или
даже
кто-то
персонально
(председатель
совета,
командир, ответственный или педагог). Они могут выглядеть
просто как организованная, продуктивная общая работа – посадка
деревьев, концерт для родителей, изготовление сувениров для
гостей и т.д.;
- творческие дела, отличающиеся, прежде всего организаторским
творчеством
какой-либо
части
коллектива
(творческой
или
инициативной
группы,
микроколлектива
и
др.),
которая
задумывает, планирует и организует их подготовку и проведение.
Такие дела часто предполагают исполнительское творчество всех
участников.
Например, творческая
группа
разработала
идею
фестиваля
рисованных фильмов, раздала командам роли представителей
киностудий стран мира и задания: нарисовать и «озвучить» фильм
на какую-либо тему, выступила в роли ведущих и жюри
кинофестиваля;
- коллективные творческие дела, в организации которых и
творческом поиске лучших решений и способов деятельности
принимают участие все члены коллектива.
Коллективные творческие дела (КТД) разработаны и названы так
Игорем
Петровичем
Ивановым (Иванов
И.П.
Энциклопедия
коллективных творческих дел. – М:, Педагогика, 1989). Различают
Трудовые, познавательные, художественные, спортивные и др.
КТД. Основу методики их организации составляет коллективная
организаторская творческая деятельность, предполагающая участие
каждого члена коллектива во всех этапах организации деятельности
от планирования до анализа и представляющая собой «совместный
поиск лучших решений жизненно важной задачи»
Коллективные
творческие
дела
обладают
наибольшими
объективными воспитательными возможностями, так как они:
- предоставляют
возможность
каждому
ребенку
внести
свой
личный вклад в общую работу, проявить свои личностные качества
(творческие, организаторские, практические, интеллектуальные и
др.);
- обеспечивают активную реализацию и обогащение личного и
коллективного опыта;
- способствуют
укреплению
коллектива,
его
структуры,
содействуют разнообразности и мобильности внутриколлективных
связей и отношений;
- эмоционально
привлекательны
для
учащихся,
позволяют
опираться на значимые для них содержание и способы организации
деятельности в самых разных ситуациях воспитательного процесса
[6].
Игра. Причем игру как тип воспитательной работы необходимо
отличать от игровых приемов проведения дел и мероприятий (даже
если эти дела и мероприятия носят наименование «игры»), а также
от игр как форм стихийного (неорганизованного) проведения
досуга (например, головоломок, шарад, настольных и подвижных
игр и т.д.).
Игра как форма воспитательной работы – это воображаемая или
реальная
деятельность,
целенаправленно
организуемая
в
коллективе воспитанников с целью отдыха, развлечения, обучения.
Характерные признаки этого типа форм не несут в себе, как
правило, выраженной общественно полезной направленности (в
отличие от игровых дел), однако могут и должны быть полезны для
развития и воспитания их участников и направлены именно на это.
В играх, в отличие от мероприятий, имеет место опосредованное
педагогическое воздействие, скрытое игровыми целями. В них
заложены значительные воспитательные возможности. В игровой
деятельности
могут
проявляться
различные
способности
и
личностные качества воспитанников, могут активно формироваться
внутриколлективные отношения. Игры организуются педагогом
(или педагогическим коллективом) часто при активном участии
самих воспитанников.
К формам-играм можно отнести:
- деловые игры;
- сюжетно-ролевые;
- игры на местности;
- спортивные игры;
- познавательные и др.
Если мероприятия проводятся кем-то для кого-то с целью
воздействия, дела обычно делаются для кого-то (в том числе и для
самих себя) или для чего-то, в них имеется продуктивная
деятельность, то игры не предполагают получение никакого
продукта, они самоценны как способ интересно и увлекательно
провести время в совместном отдыхе или обучении.