Напоминание

"Формирование и развитие навыков словообразования"


Автор: Лю-Вен-Фу Галина Геннадьевна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: ГКУ "Детский дом "Надежда"
Населённый пункт: г.Белово Кемеровская область
Наименование материала: Статья
Тема: "Формирование и развитие навыков словообразования"
Раздел: дошкольное образование





Назад




«Формирование и развитие навыков словообразования»

Подготовила:

учитель – логопед Лю-вен-фу Г.Г.

Главным средством пополнения словарного состава языка является

словообразование (следует отличать от словоизменения: изменение слов по

различным грамматическим категориям: родам, числам, падежам, временам,

без

изменения

основного

значения

слова)

(стол,

столы,

столом).

Словообразование

(образование

от

однокоренных

слов

новых,

приобретающих новый смысл (кастрюля –кастрюлька) -это раздел науки о

языке, изучающий состав слов (из каких частей они состоят) и методы их

образования.

Первый период: первоначальное накопление словаря и формирование

предпосылок словообразования (от 2,5 до 3,5-4 лет). Словообразование в

данный промежуток времени носит единичный, а не массовый характер.

Второй

период:

интенсивное

усвоение

словопроизводства,

формирование обобщенных представлений (от 3,5-4 до 5,5 лет).

Третий период: овладение нормами и правилами словообразования,

самоконтроля,

формирование

критического

отношения

к

речи,

сопровождающее снижением интенсивности словотворчества (от 5,5 до 6

лет).

Ученые разъясняют создание детьми новых слов увеличивающейся

потребностью в общении. Скорость накапливания словаря недостаточно

высока, а потребность изложить и разъяснить что-то собеседнику все растет,

по этой причине иногда, если так не хватает общепринятого слова, дети

образуют новое, пользуясь своими грамматическими наблюдениями, по

аналогии. Сокращение явления словотворчества свидетельствует о том, что

ребенок овладевает механизмом словообразования как автоматизированным

действием.

Существительные возникают в речи ребенка в числе первых слов, и

определенное время используются неизменно. Исходной первоначальной

формой существительного, как правило, является именительный падеж.

С момента расчленения на морфемы восприятия языкового материала

дети начинают дифференцированно употреблять уменьшительную форму

существительных наряду с не уменьшительной, появляются уменьшительно-

ласкательные суффиксы.

Суффиксы,

которые

придают

словам

уменьшительный

или

ласкательный оттенок: -к- (рыба рыбка), -ик- (ключ ключик), -ек- (замок

замочек), -ок- (друг -дружок), -еньк- (малый маленький), -оньк- (сухой

сухонький), -ечк- (Ваня Ванечка), -очк- (игла иголочка), -ушк- (дед дедушка),

-юшк- (поле полюшко).

Суффиксы

-чик-

(лётчик,

водопроводчик),

-щик-

(фонарщик,

лекальщик), - ик (академик, трагик), -ин- (грузин, осетин), -ист- (машинист,

лингвист), -ец- (кавказец, волгоградец), -тель- (писатель, читатель) образуют

названия

лиц

мужского

пола

по

профессии,

роду

занятий,

по

принадлежности к национальности, по месту жительства.

Примерные задания и игровые упражнения по закреплению

словообразования существительных

Игра «Назови ласково»

Цель:

Закреплять

умение

образовывать

существительные

при

помощи уменьшительно-ласкательных

суффиксов,

развитие

ловкости,

быстроты реакции.

Ход: Педагог бросает мяч ребёнку и называет слово (например, шар), а

ребёнок, возвращая мяч, говорит слово в ласкательной форме (шарик). Слова

можно сгруппировать по сходству суффиксов.

Игра «Животные и их детёныши»

Цель: Закреплять названия детёнышей животных, совершенствовать

навыки словообразования, развивать ловкость, внимание, память.

Ход:

Педагог называет животное, а ребёнок – детёныша этого

животного. Слова скомпонованы в три группы по способу их образования.

Третья группа требует запоминания названий детёнышей.

Группа 1.У тигра – тигрёнок, у льва –львёнок, у слона –слонёнок, у

оленя –оленёнок, у лося –лосёнок, у лисы –лисёнок.

Группа 2.У медведя – медвежонок, у верблюда –верблюжонок, у зайца

–зайчонок, у кролика –крольчонок, у белки –бельчонок.

Группа 3.У коровы – телёнок, у лошади –жеребёнок, у свиньи –

поросёнок, у овцы –ягнёнок, у курицы –цыплёнок, у собаки –щенок.

Игра «Что для чего?»

Педагог предлагает детям назвать предметы, которые лежат на столе

(хлеб, сахар, конфеты, мыло). Затем задает вопросы, где хранятся эти

предметы (хлеб — в хлебнице, сахар — в сахарнице, конфеты — в

конфетнице, мыло — в мыльнице).

Игра «Два брата ИК и ИЩ».

Жили два брата. Одного звали ИК, он, был маленький и

худенький. А другого звали ИЩ, он был высокий и толстый. У каждого из

братьев было свое жилье. ИК имел домик, ИЩ — большой домище. Какой

же дом был у брата ИК? (Маленький.) А какой дом был у брата ИЩ?

(Большой.) У ИКА был носик, а у ИЩА?..

В дальнейшем закрепляется дифференциация слов: ротик — ротище,

лобик — лобище, глазик — глазище, ручки — ручищи, ножки — ножищи.

Дидактическое упражнение «Изменить слово по аналогии».

а)

виноград — виноградина, горох — ..., свинья — ...

,

жемчуг—

…,

баран— ...

б)

бусы — бусинка, дождь — …, пыль — ..., снег— ..., изюм — ...

Назвать профессии (по картинкам).

Педагог предлагает детям ответить на вопросы:

Кто носит багаж? Носильщик.

Кто сваривает трубы? Сварщик.

Кто вставляет стекло? Стекольщик.

Кто работает на кране? Крановщик

Далее педагог задает вопрос:

— Какая общая часть в словах носильщик, сварщик, стекольщик,

крановщик, каменщик, точильщик, часовщик, экскаваторщик?

При произнесении этих слов педагог подчеркивает интонационно,

голосом суффикс -щик-.

Примерные задания и игровые упражнения по закреплению

словообразования глаголов

Дифференциация глаголов совершенного и несовершенного вида.

Педагог предлагает детям показать на картинках, где действие уже

совершено, а где оно совершается:

мыла — вымыла,

вешает — повесила,

умывается — умылся

рисует — нарисовал

Игра «Чем отличаются слова?»

Педагог просит детей показать на картинках, кто умывает —

умывается, обувает — обувается, купает — купается, качает — качается,

прячет — прячется, одевает — одевается. Делается вывод: умывается,

купается, прячется, одевается, обувается, качается, обозначают, что человек

делает что-то сам с собой.

Дифференциация глаголов с приставками (по картинкам).

а)

В импрессивной речи. Педагог называет слова, обозначающие

действия, дети должны показать соответствующую картинку.

Речевой материал:

входит — выходит, подлетает — отлетает, подходит — отходит,

б)

В экспрессивной речи. Педагог

предлагает детям назвать

действия по картинкам, а затем придумать предложения с этими словами.

Добавить слово, обозначающее действие, по картинкам:

в клетку...(влетает), из клетки...(вылетает), через дорогу...(переходит), от

дерева...(отходит)

Найти общую часть в словах (по картинкам).

Переходит —

перебегает. Наливает — выливает

Задания и игровые упражнения по закреплению словообразования

прилагательных

Игра «Из чего сделано?»

Цель: Совершенствовать умение образовывать и употреблять

относительные прилагательные.

Примеры:

Рукавички из меха –меховые, тазик из меди –медный,

медвежонок из плюша –плюшевый, рукавички из шерсти –…

Усложнение. Составление предложений с этими прилагательными.

Игра «Чья голова?»

Цель:

Совершенствовать

умение

образовывать

и

употреблять

притяжательные прилагательные.

Методическое

указание. Игра

проводится

после

обсуждения

картинок. Правильность употребления в речи всех этих разнообразных

окончаний достигается путем неоднократного повторения слов в игровых

ситуациях.

Ход: Педагог, бросая мяч, говорит: «У вороны голова...», а ребенок,

возвращая мяч обратно, заканчивает: «воронья». Примеры: у рыси голова –

рысья, у рыбы –рыбья, у кошки –кошачья.

Усложнение. Составление предложений с этими прилагательными.

Игра «Ералаш»

Используются картинки с изображением животных, разрезанные на 3

части. Детям раздаются части разрезанных картинок. На доску выставляется

одна из частей какой-либо картинки, например изображение туловища

животного. Дети находят у себя изображения других частей (головы, хвоста).

Они должны правильно назвать, чья это голова, хвост или ноги: «У меня на

картинке заячья голова», «У меня на картинке лисий хвост». Затем из частей

дети составляют целое изображение животного.

Дидактическое упражнение «Правильно назови листья».

Лист дуба —'дубовый лист,

лист осины — ..., лист березы — ... ,

лист клена — ...

Сравните предметы и закончите предложения.

Апельсин большой, а арбуз еще больше. Дыня сладкая, а арбуз еще ...

Работа над родственными словами

Подобрать слова — «родственники» (тема «Зима»).

На доске картинка «Зима». Проводится беседа по картинке.

А теперь подберите слова — «родственники» к слову «зима». Как

можно ласково назвать зиму? (Зимушка.) А как можно назвать день зимой?

(Зимний.) А как называются птицы, которые остаются у нас на зиму?

(Зимующие.) Каких зимующих птиц вы знаете? А как по-другому сказать

«остаются

на

зиму»?»

(Зимующие.)

Итак,

какие

же

вы

вспомнили

слова-«родственники»

к

слову

зима?

(Зимушка,

зимний,

зимовать,

зимующие). Про что можно сказать «зимний» (лес, сад, день), «зимняя»

(дорога, погода, пора, стужа), «зимнее» (небо, солнце, утро).

Найти «лишнее» слово.

Гора, горный, горе;

Боль, большой, больница;

Водить, вода, водный;

Назвать общую часть слов-«родственников».

Зимушки, зимовать, зимний;

Животное, живет, живой;

Объясните, почему так называется: Рыболов (рыбу ловит), листопад

(листья падают), пчеловод (пчел разводит), ледоход (лед ходит, идет),

Придумай одно слово вместо двух.

Снег чистит — (снегоочиститель), канавы копает — (канавокопатель),

трубы укладывает — (трубоукладчик), быстро ходит — (быстроход),

сама ходит — (самоходка), землю роет — (землеройка).



В раздел образования