Автор: Лю-Вен-Фу Галина Геннадьевна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: ГКУ "Детский дом "Надежда"
Населённый пункт: г.Белово Кемеровская область
Наименование материала: Статья
Тема: "Формирование и развитие навыков словообразования"
Раздел: дошкольное образование
«Формирование и развитие навыков словообразования»
Подготовила:
учитель – логопед Лю-вен-фу Г.Г.
Главным средством пополнения словарного состава языка является
словообразование (следует отличать от словоизменения: изменение слов по
различным грамматическим категориям: родам, числам, падежам, временам,
без
изменения
основного
значения
слова)
(стол,
столы,
столом).
Словообразование
(образование
от
однокоренных
слов
новых,
приобретающих новый смысл (кастрюля –кастрюлька) -это раздел науки о
языке, изучающий состав слов (из каких частей они состоят) и методы их
образования.
Первый период: первоначальное накопление словаря и формирование
предпосылок словообразования (от 2,5 до 3,5-4 лет). Словообразование в
данный промежуток времени носит единичный, а не массовый характер.
Второй
период:
интенсивное
усвоение
словопроизводства,
формирование обобщенных представлений (от 3,5-4 до 5,5 лет).
Третий период: овладение нормами и правилами словообразования,
самоконтроля,
формирование
критического
отношения
к
речи,
сопровождающее снижением интенсивности словотворчества (от 5,5 до 6
лет).
Ученые разъясняют создание детьми новых слов увеличивающейся
потребностью в общении. Скорость накапливания словаря недостаточно
высока, а потребность изложить и разъяснить что-то собеседнику все растет,
по этой причине иногда, если так не хватает общепринятого слова, дети
образуют новое, пользуясь своими грамматическими наблюдениями, по
аналогии. Сокращение явления словотворчества свидетельствует о том, что
ребенок овладевает механизмом словообразования как автоматизированным
действием.
Существительные возникают в речи ребенка в числе первых слов, и
определенное время используются неизменно. Исходной первоначальной
формой существительного, как правило, является именительный падеж.
С момента расчленения на морфемы восприятия языкового материала
дети начинают дифференцированно употреблять уменьшительную форму
существительных наряду с не уменьшительной, появляются уменьшительно-
ласкательные суффиксы.
Суффиксы,
которые
придают
словам
уменьшительный
или
ласкательный оттенок: -к- (рыба рыбка), -ик- (ключ ключик), -ек- (замок
замочек), -ок- (друг -дружок), -еньк- (малый маленький), -оньк- (сухой
сухонький), -ечк- (Ваня Ванечка), -очк- (игла иголочка), -ушк- (дед дедушка),
-юшк- (поле полюшко).
Суффиксы
-чик-
(лётчик,
водопроводчик),
-щик-
(фонарщик,
лекальщик), - ик (академик, трагик), -ин- (грузин, осетин), -ист- (машинист,
лингвист), -ец- (кавказец, волгоградец), -тель- (писатель, читатель) образуют
названия
лиц
мужского
пола
по
профессии,
роду
занятий,
по
принадлежности к национальности, по месту жительства.
Примерные задания и игровые упражнения по закреплению
словообразования существительных
Игра «Назови ласково»
Цель:
Закреплять
умение
образовывать
существительные
при
помощи уменьшительно-ласкательных
суффиксов,
развитие
ловкости,
быстроты реакции.
Ход: Педагог бросает мяч ребёнку и называет слово (например, шар), а
ребёнок, возвращая мяч, говорит слово в ласкательной форме (шарик). Слова
можно сгруппировать по сходству суффиксов.
Игра «Животные и их детёныши»
Цель: Закреплять названия детёнышей животных, совершенствовать
навыки словообразования, развивать ловкость, внимание, память.
Ход:
Педагог называет животное, а ребёнок – детёныша этого
животного. Слова скомпонованы в три группы по способу их образования.
Третья группа требует запоминания названий детёнышей.
Группа 1.У тигра – тигрёнок, у льва –львёнок, у слона –слонёнок, у
оленя –оленёнок, у лося –лосёнок, у лисы –лисёнок.
Группа 2.У медведя – медвежонок, у верблюда –верблюжонок, у зайца
–зайчонок, у кролика –крольчонок, у белки –бельчонок.
Группа 3.У коровы – телёнок, у лошади –жеребёнок, у свиньи –
поросёнок, у овцы –ягнёнок, у курицы –цыплёнок, у собаки –щенок.
Игра «Что для чего?»
Педагог предлагает детям назвать предметы, которые лежат на столе
(хлеб, сахар, конфеты, мыло). Затем задает вопросы, где хранятся эти
предметы (хлеб — в хлебнице, сахар — в сахарнице, конфеты — в
конфетнице, мыло — в мыльнице).
Игра «Два брата ИК и ИЩ».
—
Жили два брата. Одного звали ИК, он, был маленький и
худенький. А другого звали ИЩ, он был высокий и толстый. У каждого из
братьев было свое жилье. ИК имел домик, ИЩ — большой домище. Какой
же дом был у брата ИК? (Маленький.) А какой дом был у брата ИЩ?
(Большой.) У ИКА был носик, а у ИЩА?..
В дальнейшем закрепляется дифференциация слов: ротик — ротище,
лобик — лобище, глазик — глазище, ручки — ручищи, ножки — ножищи.
Дидактическое упражнение «Изменить слово по аналогии».
а)
виноград — виноградина, горох — ..., свинья — ...
,
жемчуг—
…,
баран— ...
б)
бусы — бусинка, дождь — …, пыль — ..., снег— ..., изюм — ...
Назвать профессии (по картинкам).
Педагог предлагает детям ответить на вопросы:
Кто носит багаж? Носильщик.
Кто сваривает трубы? Сварщик.
Кто вставляет стекло? Стекольщик.
Кто работает на кране? Крановщик
Далее педагог задает вопрос:
— Какая общая часть в словах носильщик, сварщик, стекольщик,
крановщик, каменщик, точильщик, часовщик, экскаваторщик?
При произнесении этих слов педагог подчеркивает интонационно,
голосом суффикс -щик-.
Примерные задания и игровые упражнения по закреплению
словообразования глаголов
Дифференциация глаголов совершенного и несовершенного вида.
Педагог предлагает детям показать на картинках, где действие уже
совершено, а где оно совершается:
мыла — вымыла,
вешает — повесила,
умывается — умылся
рисует — нарисовал
Игра «Чем отличаются слова?»
Педагог просит детей показать на картинках, кто умывает —
умывается, обувает — обувается, купает — купается, качает — качается,
прячет — прячется, одевает — одевается. Делается вывод: умывается,
купается, прячется, одевается, обувается, качается, обозначают, что человек
делает что-то сам с собой.
Дифференциация глаголов с приставками (по картинкам).
а)
В импрессивной речи. Педагог называет слова, обозначающие
действия, дети должны показать соответствующую картинку.
Речевой материал:
входит — выходит, подлетает — отлетает, подходит — отходит,
б)
В экспрессивной речи. Педагог
предлагает детям назвать
действия по картинкам, а затем придумать предложения с этими словами.
Добавить слово, обозначающее действие, по картинкам:
в клетку...(влетает), из клетки...(вылетает), через дорогу...(переходит), от
дерева...(отходит)
Найти общую часть в словах (по картинкам).
Переходит —
перебегает. Наливает — выливает
Задания и игровые упражнения по закреплению словообразования
прилагательных
Игра «Из чего сделано?»
Цель: Совершенствовать умение образовывать и употреблять
относительные прилагательные.
Примеры:
Рукавички из меха –меховые, тазик из меди –медный,
медвежонок из плюша –плюшевый, рукавички из шерсти –…
Усложнение. Составление предложений с этими прилагательными.
Игра «Чья голова?»
Цель:
Совершенствовать
умение
образовывать
и
употреблять
притяжательные прилагательные.
Методическое
указание. Игра
проводится
после
обсуждения
картинок. Правильность употребления в речи всех этих разнообразных
окончаний достигается путем неоднократного повторения слов в игровых
ситуациях.
Ход: Педагог, бросая мяч, говорит: «У вороны голова...», а ребенок,
возвращая мяч обратно, заканчивает: «воронья». Примеры: у рыси голова –
рысья, у рыбы –рыбья, у кошки –кошачья.
Усложнение. Составление предложений с этими прилагательными.
Игра «Ералаш»
Используются картинки с изображением животных, разрезанные на 3
части. Детям раздаются части разрезанных картинок. На доску выставляется
одна из частей какой-либо картинки, например изображение туловища
животного. Дети находят у себя изображения других частей (головы, хвоста).
Они должны правильно назвать, чья это голова, хвост или ноги: «У меня на
картинке заячья голова», «У меня на картинке лисий хвост». Затем из частей
дети составляют целое изображение животного.
Дидактическое упражнение «Правильно назови листья».
Лист дуба —'дубовый лист,
лист осины — ..., лист березы — ... ,
лист клена — ...
Сравните предметы и закончите предложения.
Апельсин большой, а арбуз еще больше. Дыня сладкая, а арбуз еще ...
Работа над родственными словами
Подобрать слова — «родственники» (тема «Зима»).
На доске картинка «Зима». Проводится беседа по картинке.
—
А теперь подберите слова — «родственники» к слову «зима». Как
можно ласково назвать зиму? (Зимушка.) А как можно назвать день зимой?
(Зимний.) А как называются птицы, которые остаются у нас на зиму?
(Зимующие.) Каких зимующих птиц вы знаете? А как по-другому сказать
«остаются
на
зиму»?»
(Зимующие.)
Итак,
какие
же
вы
вспомнили
слова-«родственники»
к
слову
зима?
(Зимушка,
зимний,
зимовать,
зимующие). Про что можно сказать «зимний» (лес, сад, день), «зимняя»
(дорога, погода, пора, стужа), «зимнее» (небо, солнце, утро).
Найти «лишнее» слово.
Гора, горный, горе;
Боль, большой, больница;
Водить, вода, водный;
Назвать общую часть слов-«родственников».
Зимушки, зимовать, зимний;
Животное, живет, живой;
Объясните, почему так называется: Рыболов (рыбу ловит), листопад
(листья падают), пчеловод (пчел разводит), ледоход (лед ходит, идет),
Придумай одно слово вместо двух.
Снег чистит — (снегоочиститель), канавы копает — (канавокопатель),
трубы укладывает — (трубоукладчик), быстро ходит — (быстроход),
сама ходит — (самоходка), землю роет — (землеройка).